ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ - часть 3

 

 

 

34

 

 

35

2 ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, 

ПОВЫШАЮЩИЕ РЕСУРС УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ 

ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 

 

2.1 Основные направления снижения отказов в работе 

узлов и деталей пассажирских вагонов 

 

Снижению  отказов  в  работе  узлов  и  деталей  пассажирских  вагонов, 

повышению  безопасности  движения  поездов  в  пассажирском  хозяйстве  дороги 
уделяется  особое  внимание.  Работа  в  этом  направлении  включает  в  себя 
ежегодные  мероприятия,  входящие  в  Госпрограмме  повышения  безопасности 
движения  поездов:  это  внедрение  высоконадежных  систем  и  узлов  для 
пассажирских  вагонов,  отвечающих требованиям безопасности движения  поездов, 
ресурсозамещения  и  импортозамещения.  Согласно  Госпрограмме  безопасности 
движения вагоны приписки ДОП Пенза, Рузаевка, Ульяновск, ЛВЧД Самара и Уфа 
оснащаются  продольными  поводками  НПП  Дергачева.  Конструкция  поводка 
исключает  сверхдопустимое  смещение  надрессорной  балки  относительно  оси 
тележки, обеспечивает более плавное вписывание тележек в кривые участки пути, 
т.е.  достигается  более  высокий  уровень  безопасности  движения  и  комфорта  для 
пассажиров. 

Увеличение  срока  службы  подвижного  состава  и  снижение  затрат  на  его 

ремонт  требует  решения  задачи  по  снижению  динамической  нагруженности 
вагонов  в  эксплуатации,  параметры  которой  существенно  зависят  от 
работоспособности  гидравлических  гасителей  колебаний,  установленных  в 
рессорном  подвешивании  пассажирских  вагонов.  На  вагонах  произведена 
доработка  гидравлических  гасителей  колебаний  с  установкой  сильфонных 
уплотнений. 

Расширена  номенклатура  внедряемых  узлов  и  деталей  повышенной 

надежности  и  износостойкости.  В  настоящее  время  предприятиями  получены  и 
устанавливаются  на  вагоны:  амортизаторы  поводков;  фрикционные  клинья  и 
нажимные  кольца  шпинтонного  узла  из  композиционного  материала  ОПМ-94; 
аккумуляторные  батареи 90КL-250Р;  запорный  клапан,  предназначенный  для 
автоматического  прекращения  подачи  воды  в  систему  водоснабжения 
пассажирского вагона после её заполнения; отечественные опоры редуктора ЕЮК-
160-1М  и  ВБА-32/2.  По  сравнению  с  немецкими,  которые  приходилось 
ремонтировать  и  заменять  каждые  полгода,  опоры  научно-производственного 
предприятия  Дергачева  работают  без  замены.  Экономический  эффект    от 
использования  одной опоры превышает 29 тыс. руб. 

Как  показала  практика  последних  двух  десятилетий,  в  силу  целого  ряда 

причин,  неблагоприятная  ситуация  сложилась  с  технической  оснащенностью 
подразделений  по  ремонту  пассажирских  вагонов,  с  ее  неукомплектованностью  и 
старением основных фондов. 

Для  повышения  качества  ремонтных  работ,  непосредственным  образом 

влияющим  не  только  на  увеличение  эксплуатационных  затрат,  но  и  на 
безопасность движения, по заданию Министерства путей сообщения РФ ВНИИЖТ 
и  ПКБ  при  Департаменте  пассажирских  сообщения  разработали  Регламент 
технической  оснащенности  производственного  подразделения  пассажирского 

 

36

вагонного  депо,  устанавливающий  единые  требования  к  составу  и  номенклатуре 
технологического оборудования. 

В  рамках  дооснащения  ремонтной  базы  депо  до  уровня  Регламента  внедрены 

устройства  для  контроля  авторегуляторов  тормозной  рычажной  передачи  УКРП  и 
устройство  зарядки  и  опробования  тормозов  УЗОТ–П  в  ЛВЧД  УФА;  переносные 
приборы  для  испытания  электропневматических  тормозов  П-ЭПТ2  в  ЛВЧД 
Самара,  ЛВЧД  УФА,  ДОП  Пенза  и  Ульяновск;  приспособления  для  контроля 
сепараторов букс БВ-9271 в ЛВЧД Самара и Уфа. 

Большое внимание уделяется обновлению средств неразрушающего контроля. 

Для  базового  вагонного  депо  приобретено  оборудование:  ультразвуковой 
дефектоскоп  УДС2-32,  установки  феррозондового  контроля  тележек  и 
автосцепного  оборудования  с  дефектоскопами  ДФ-205  и  ДФ-201.1  и  
магнитоизмерительный  феррозондовый  комбинированный  прибор  Ф-205.30А, 
позволяющее  зарегистрировать  и  распечатать  результаты  контроля  и  создать 
компьютерную базу данных об объектах. 

Помимо  Госпрограммы  приобретен  и  внедрен  в  ЛВЧД  Самара  современный 

комплекс  виброаккустической  диагностики  редукторов  от  средней  части  оси 
«Вектор-2000»  для  обнаружения  дефектов  подшипников  и  зубчатых  передач  без 
разборки  узла.  В  целях  повышения  качества  ремонта  ответственных  узлов 
пассажирских  вагонов  приобретены  стенды  динамической  балансировки  муфт 
сцепления  генераторов  и  карданных  вагонов  (СБС 904 и  СБС-903)  производства 
НИТИ «Тесар» (г.Саратов). 

Регламентом  предусматривается  испытание  гидравлических  демпферов  на 

специальном  стенде,  оборудованном  системой  диагностики.  Отделения  по 
ремонту  гидравлических  гасителей  доукомплектованы  испытательным  стендом 
«ЭНГА» (ЛВЧД  Уфа)  и  поточной  линией  «ЭНГА»,  что  позволит  проведение 
объективного  контроля  работоспособности  гасителя  и  расчета  его  параметров  и 
способствует  повышению  производительности  труда  в  отделении  ремонта 
гидрогасителей за счет сокращения времени диагностики. 

В  целях  обмена  технологической  информацией  приобретены  переносные 

радиостанции  Моторолла  GР 340 и  стационарные  станции  для  связи  «машинист-
ЛНП» Моторолла GР 350. 

Актуальность  задач  повышения  уровня  обеспечения  безопасности  движения 

обуславливается 

рядом 

факторов: 

структурным 

реформированием 

железнодорожного  транспорта;  изменениями  в  федеральной  законодательной  базе 
в части безопасности товаров и услуг, к которым относятся и услуги по перевозке 
пассажиров;  интеграцией  российских  и  западноевропейских  железных  дорог; 
новыми возможностями современных информационных технологий. 

В  хозяйстве  пассажирских  сообщений  основными  причинами  случаев  брака 

являются неисправности, связанные с заменой колесных пар. 

В  целях  сокращения  эксплуатационных  расходов,  связанных  с  износом 

колесных  пар,  для  своевременного  выявления  их  дефектов  и  исключения  влияния 
«человеческого фактора» на  качество обслуживания и ремонта согласно  указанию 
МПС  №  Е-71у  от 30 января 2002 года  приобретены  программируемые 
дефектоскопы «ПЕЛЕНГ» УД2-102 и МАИК. 
 
 
 

 

37

2.2  Регулируемый продольный поводок 

 
Регулируемый  продольный  поводок  НПП  Дергачева  /15/  в  отличие  от 

традиционного  производства  ОАО  ТВЗ  обладает  постоянными  жесткостными 
характеристиками упругодемпфирующих элементов в течение всего срока службы, 
обеспечивает 

регулировку 

надрессорной 

балки 

тележки 

с 

заданными 

техническими  параметрами,  обеспечивает  необходимый  преднатяг  резиновых 
элементов,  имеет  закрытые  резьбовые  соединения,  имеет  повышенный  срок 
службы (5 лет вместо 1 года). 

Поводок  предназначен  для  осуществления  упругой  шарнирной  связи  рамы 

тележки  и  надрессорной  балки  в  тележках  типа  КВЗ  ЦНИИ.  Работа  поводка 
заключается  в  ограничении  относительных  углов  поворота  рамы  тележки  и 
надрессорной балки в горизонтальной плоскости, а также восприятии сдвигающих 
продольных усилий, действующих на центральное подвешивание. 
 

2.2.1 Устройство и технические характеристики 

 
Поводок К-0493.00.00.000/1(рис. 2.1) состоит из двух тяг:  левой 5 и правой 8. 

Необходимая  длина  поводка  (расстояние  между  осями  поводковых  кронштейнов) 
устанавливается  путем  свинчивания  или  развинчивания  тяг  и  фиксируется  с 
помощью стопорной гайки 6. Для защиты резьбового соединения тяг от попадания 
влаги  и  грязи  в  кожухе  стопорной  гайки  установлено  резиновое  уплотнительное 
кольцо 7. Амортизирующие  блоки 4 устанавливаются  с  обеих  сторон  поводковых 
кронштейнов  и  выполняют  роль  упругих  шарниров.  Каждый  из  четырех 
амортизирующих  блоков  поводка  состоит  из  обоймы  поз. 4.1.  резинового  кольца 
амортизатора  поз. 4.2. и  дистанционной  втулки  поз. 4.3. С  внутренней  стороны 
поводковых  кронштейнов  нагрузка  на  амортизаторы  осуществляется  через  тяги 
поводка,  с  внешней – через  упорно-стопорные  устройства  типа  «Краб» 3. 
Необходимый  расчётный  преднатяг  амортизаторов  автоматически  обеспечивается 
размером двух сомкнутых дистанционных втулок поз. 4.3. при затянутых болтах 1, 
для  фиксации  которых  служат  стопорные  шайбы 2. Контролем  затяжки  болтов 
является размер 110+1 мм. 

 

Технические характеристики 

 
Продольная  жесткость 
(жесткость вдоль оси поводка) 

   2600 

– 

4800 

Поперечная жесткость комплекта 
из двух поводков, кг/см     53 

– 

74 

Масса поводка, кг 

 

 

 

 

 

26,5 

 

2.2.2 Монтаж поводка на тележку 

 

Одним  из  условий  правильной  установки  поводка  является  соответствие  его 

длины  расстоянию  между  осями  кронштейнов  крепления  поводка,  которое  на 
тележках  типов  КВЗ  ЦНИИ  и  ТВЗ  ЦНИИ-М  разных  модификаций  и  различных 
годов  постройки  находится  в  диапазоне  от  915  до 960 мм.  Для  установки 
необходимой длины поводок имеет базовые поверхности, размер «А» между  

 

38

 
 

 

 

 

 

39

которыми является переменной величиной, зависящей от фактического расстояния 
между  осями  поводковых  кронштейнов.  Так,  например,  при  расстоянии  между 
осями  поводковых  кронштейнов 950 мм  размер  «А»  равен  120  мм,  при 940 мм – 
110  мм,  при 960 мм – 130  мм  и  т.д.  Установка  необходимого  размера  «А»  при 
монтаже  обеспечивает  такую  длину  поводка,  при  которой  надрессорный  брус 
удерживается  в  нужном  положении,  а  амортизирующие  блоки  имеют  одинаковое 
сжатие,  т.е.  равномерную  нагрузку,  что  является  одним  из  условий  долговечной 
работы амортизаторов. 

От  правильной  установки  поводка  зависит  надежность  и  долговечность 

работы  как  самого  поводка,  так  и  смежных  узлов  тележки:  гидрогасителей, 
вертикальных  упоров  рамы  и  надрессорного  бруса,  центрального  (люлечного) 
подвешивания, а также колесных пар. 

Для определения размера «А» используются: 

1)  технологические вкладыши К-0397.00.000 (один или два) – поводок совместно 

с  двумя  вкладышами  позволяет  проводить  регулировку  положения 
надрессорного бруса, в том числе и в условиях эксплуатации; 

2)  устройство  для  определения  размера  между  базовыми  поверхностями 

поводков. 
Перед  установкой  поводка  на  тележку  необходимо  очистить  контактные 

поверхности  поводковых  кронштейнов  от  грязи,  следов  коррозии.  Имеющие 
выработку  или  пораженные  коррозией  детали  поводковых  кронштейнов 
необходимо  восстановить  до  альбомных  размеров. (Инструкции  по  сварке  и 
наплавке  при  ремонте  вагонов  и  контейнеров  РТМ 32 ЦВ 201-88;  п.6.13 
Руководства (ДР 4255/ ЦВ)). 

Зазоры между боковыми вертикальными скользунами тележки и надрессорной 

балки должны соответствовать таблице 2.1. 
 

Таблица 2.1 

Зазоры тележки 

 

Суммарный зазор с одной стороны тележки 

не более, мм 

Тип тележки 

Минимальный зазор 

между боковыми 

вертикальными 

скользунами тележки и 

надрессорной балки  

(с одной стороны), мм 

После постройки, 

плановых видов 

ремонта 

ТО-3 (единая 

техническая 

ревизия) 

ТО-1 

КВЗ ЦНИИ I 

20 

25 

30 

КВЗ ЦНИИ II 

20 

25 

30 

КВЗ ЦНИИ М 5 

20 25 

30 

 

Перед  монтажом  при  всех  видах  технического  обслуживания  и  ремонта  на 

поверхности  деталей  поводка  нанести  смазку  ЦИАТИМ-203  ГОСТ 8783-73. При 
отсутствии  смазки  ЦИАТИМ-203  ГОСТ 8773-73 допускается  применять 
графитную  смазку  УСсА  ГОСТ 3333-80 или  солидол  Ж  ГОСТ  11033-70.  Для 
предотвращения  коррозии  резьбовых  соединений  запрещается  использовать 
другие виды смазок. 

Установку  поводка  на  тележку  производить  на  выверенном  участке 

железнодорожного  пути  под  тарой  вагона.  В  эксплуатации  допускается  установку 

 

40

поводков  производить  на  прямолинейном  участке  пути  под  тарой  вагона  при 
отпущенных тормозах тележек. 

Основным способом монтажа является установка поводка с применением двух 

технологических  вкладышей.  Этот  способ  является  универсальным  и  может  быть 
использован при любых видах технологического обслуживания и ремонта. 
 

2.3 Диагностирование технического состояния колес с помощью МАИК 

 

Малогабаритный  автоматизированный  измеритель  колес  МАИК  предназначен  для 

измерения  диаметра  и  толщины  гребня.  МАИК  позволяет  производить  измерения  без 
выкатки  колесных  пар  из-под  вагона,  автоматически  вычислять  разность  диаметров 
колес на колесной паре, автоматически производить разбиение колесных пар на группы 
по диаметру для формирования вагонных тележек. 
 

Технические характеристики 

 
Измеряемые диаметры колес, мм 

    844 

– 

964 

Точность измерения диаметра, мм   

 

 

 

+ 0,5 

Измеряемая толщина гребня, мм 

    24 

– 

34 

Точность измерения толщины гребня, мм 

   + 

0,5 

Объем хранимой информации, 

не менее 44000 измерений 

Напряжение питания, В 

      5,3 

– 

6,2 

Рабочий диапазон температуры, ºС 

    -30 

 

+50 

Масса, кг, не более: 
Измерительный блок 

 

 

 

 

 

 

Стационарный блок 

 

 

 

 

 

 

50 

Габаритные размеры, мм 
Измерительный блок 

 

 

 

 

 

 

540х180х210 

Стационарный блок 

 

 

 

 

 

 

1000х500х500 

 
МАИК  состоит  из  измерительного  блока  (ИБ),  изображенного  на  рис.2.2,  и 

стационарного блока (СБ), изображенного на рис. 2.3. 

Применение  МАИК  позволяет  повысить  точность  измерения  благодаря 

конструкции,  обеспечивающей  правильное  позиционирование  измерителя  на  колесе,  и 
автоматическому  усреднению  результатов  измерения  в  нескольких  точках  колеса. 
Наличие  долговременной  энергонезависимой  памяти  позволяет  осуществлять  контроль 
за процессом измерения, а также накапливать статистическую информацию. 

Положение  ИБ  при  измерении  изображено  на  рис. 2.4 (вид  со  стороны  внешней 

грани колеса) и рис. 2.5 (вид сбоку). 

 

2.4. Полуавтоматический контроль блоков 

роликовых подшипников 

 

Особенностью  процесса  полной  ревизии  букс,  комплектования  и  ремонта 

подшипников является потребность в точных измерениях. 

 
 

 

41

 

 

 

 

Рис. 2.2 Измерительный блок: 

1 – скобы измерителя; 2 – роликовые опоры; 3 – ролики кронштейнов; 4 – шток датчика 

диаметра; 5 – датчик толщины гребня; 6 – электронный блок; 7 – тумблер питания; 8 – 

крышка батарейного отсека 

 

 

 

Рис. 2.3 Стационарный блок 

На рис. 2.3 условно изображены составные части стационарного блока: 

1 – дисплей; 2 – системный блок ПЭВМ; 3 – клавиатура; 4 – принтер 

 
 
 
 

 

42

 

 

Рис. 2.4 Положение измерительного блока при измерении 

 

 

 

Рис. 2.5 Положение измерительного блока (вид сбоку ) 

 
Начиная  с  1998г.,  широкое  распространение  получили  электронные  приборы  для 

измерения  подшипников  и  их  деталей.  Прибор  модели  4156  фирмы  «РОБОКОН» (в 
дальнейшем  «прибор»)  предназначен  для  контроля  блоков  роликовых  подшипников, 
стоящих  из  наружного  кольца  и  сепаратора  с  роликами.  Прибор  используется  для 
выходного  и  входного  контроля  блоков  роликовых  подшипников  с  паспортизацией 
выходных параметров: 

- разноразмерность роликов по диаметру; 
- разноразмерность роликов по длине; 
- радиальный зазор; 
- осевой зазор. 
На  приборе,  помимо  окончательного  контроля  выходных  параметров, 

осуществляется  сортировка  собранных  блоков  на  размерные  группы  по  радиальному 
зазору. 

Результаты  контроля  печатаются  на  бумагу  и  отображаются  на  мониторе 

персонального компьютера, входящего в состав прибора. 

 

43

Прибор  полуавтоматический  для  контроля  блоков  роликовых  подшипников 

(рис.2.6)  состоит  из  измерительной  позиции  1,  блока  электронного 2, персонального 
компьютера IВМ, в комплект которого входит системный блок 4, монитор 3, клавиатура 
6 и принтер 5. 

 

 

 

Рис. 2.6 Полуавтоматический прибор для контроля блоков роликовых подшипников 

«РОБОКОН» модели 4156 

 
Измерительная позиция включает следующие основные элементы: корпус сварной 

конструкции,  оправку,  скобу  для  контроля  отклонения  длин  роликов  от  их  среднего 
значения  и  контроля  осевого  зазора  в  контролируемом  блоке,  скобу  для  контроля 
отклонения  диаметра  роликов  от  их  среднего  значения,  устройство  поджима  ролика, 
привод вращения контролируемого блока, механизм арретирования. 

Электронный блок закреплен на верхней плите корпуса измерительной позиции. В 

корпусе блока установлены: комплект плат первичной обработки сигналов индуктивных 
преобразователей; комплект плат, образующих источник питания прибора. 

Технические  характеристики  прибора  «РОБОКОН»  модели  4156  приведены  в 

таблице 2.2. 

 

Таблица 2.2 

 

Технические характеристики электронного прибора модели 4156 

 

Характеристика 

Величина 

1 2 

Состав прибора 

Измерительная позиция 
Блок электронный 
Комплект персональный компьютер 
IВМ РС - 386 

 

44

Продолжение таблицы 2.2. 

1 2 

Характеристика контролируемого подшипника: 
Наружный диаметр подшипника, мм 
Ширина подшипника, мм 
Диаметр отверстия по роликам, мм 
Диаметр роликов, мм 
Длина роликов, мм 
Количество роликов в подшипнике: 
с латунным сепаратором 
с полиамидным сепаратором 
Масса подшипников, кг 

 
250 
80 
158,00…158,350 
31,920…32,032 
51,904…52,030 
 
14 
15 
18 

Контролируемые параметры: 
Разноразмерность роликов по диаметру, не более, мм 
Разноразмерность роликов по длине, не более, мм 
Средний диаметр отверстия по роликам, мм 
Осевой зазор, мм 

 
0,005 
0,012 
158,000…158,350 
0,05…0,3 

Принцип действия 
Тип преобразователя 
Диапазон измерения датчиков, мкм 
Дискретность отсчетного устройства, мм 

Сравнение с  мерой 
Индуктивный 

±200, ±400 

0,0001 

Предельная погрешность прибора при контроле: 
разноразмерности роликов по диаметру, мм 
разноразмерности роликов по длине, мм 
среднего диаметра по роликам, мм 
осевого зазора, мм 

 
0,0015 
0,0015 
0,0015 
0,015 

Загрузка-выгрузка изделий 
Время контроля одной детали, мин 
Время работы прибора без проверки настройки, час 

Ручная 

Габаритные размеры прибора без персонального 
компьютера, мм 
Масса прибора без персонального компьютера,  
не более, кг 

 
655х530х460 
 
80 

 

Характерной  особенностью  работы  прибора  является  то  обстоятельство,  что  при 

завершении автоматического цикла подается звуковой сигнал и на мониторе появляются 
результаты контроля, причем очередная строка протокола окрашивается в зеленый цвет 
(если блок годен) и в красный цвет (при наличии брака).

 

 

Применение  данного  прибора  наиболее  эффективно  при  использовании  его  в 

составе  производственно-метрологической  СИСТЕМЫ,  образованной  на  базе 
измерительных приборов фирмы «РОБОКОН». Система включает в себя, кроме данного 
прибора: 

-  полуавтомат для контроля и сортировки роликов модели 4155; 
-  полуавтомат для контроля и сортировки наружных колец модели 4161; 
-  скобу  для  сортировки  внутренних  колец  по  диаметру  дорожки  качения  модели 

4150М-158; 

-  прибор для сортировки внутренних колец по среднему диаметру отверстия модели 

4152-130; 

-  скобу для сортировки шеек осей на размерные группы модели 4150М-130. 
 
 

 

45

2.5  Запорный клапан 

 

Запорный  клапан  предназначен  для  отключения  подачи  воды  в  систему 

водоснабжения  пассажирского  вагона  после  заполнения  ее  водой.  Запорный  клапан 
снимает давление воды в шланге после закрытия крана в колонке. 
 

Технические характеристики 

 

Габаритные размеры: 

высота, мм       290+5 
диаметр, мм 

 

 

 

 

 

 

106 

Масса, кг 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,1 

Максимальное давление воды 

в заправочной магистрали, МПа   

 

 

Вероятность безотказной работы [Р(t)] за 2 года 

  0,99 

 

На  вагонах  постройки  Германии  баки  системы  водоснабжения  пассажирских 

вагонов  оборудованы  съемными  устройствами – присоединительными  батареями. 
Присоединительные  батареи  находятся  внутри  баков  и  предназначены  для  заправки 
баков водой и распределения ее по потребителям вагонов. В зависимости от типа и года 
постройки  вагонов  водяные  баки  могут  быть  оборудованы  тремя  основными  типами 
присоединительных  батарей.  Первый  тип  с  двумя  водоналивными  трубами  и  одной 
переливной  трубой.  Два  других  типа – с  двумя  водоналивными  трубами  и  двумя 
переливными  трубами.  Последние  две  присоединительные  батареи  отличаются 
расположением водоналивных и переливных труб. 

Батареи  в  соответствии  с  рис. 2.7 имеют  круглую  опорную  плиту,  на  которой 

смонтированы  трубы  с  фланцами.  Фланцы  труб  предусмотрены  для  соединения  с 
фланцами  водоналивных,  переливных,  сигнальных,  контрольных  и  распределительных 
труб.  Опорная  плита  имеет  по  окружности  отверстия  под  шпильки  фланца  бака, 
служащие для закрепления присоединительной батареи. 

На  вагонах  постройки  России  в  бак  по  торцам  вварены  водозаправочные  и 

переливные трубы. 

 

2.5.1 Устройство запорного клапана 

 

На  рис. 2.8 показан  запорный  клапан,  смонтированный  на  водоналивных  трубах 

присоединительной батареи /16/. 

Запорный  клапан  состоит  из  клапанной  коробки  1  с  двумя  штуцерами 2, внутри 

которых  размещены  предохранительные  фильтры 3. Штуцера  предназначены  для 
установки и крепления на водоналивных трубах 4 запорного клапана с помощью гайки 5. 

На  штуцерах 2, внутри  клапанной  коробки  1,  размещены  два  подпружиненных 

клапана 6, каждый из которых может находиться в открытом или закрытом положении в 
зависимости  от  того,  с  какой  стороны  производится  заправка  вагона  водой.  Через  дно 
клапанной коробки 1 пропущен ниппель 7, для соединения вышерасположенной полости 
с переливной трубой 8 гибкой трубой 9 с наконечником 10. Гибкая трубка 9 крепится на 
переливной  трубе 8 хомутами  или  проволокой  11,  образуя  сигнализацию  окончания 
заполнения  бака  водой.  На  клапанной  коробке  1  расположена  полая  стойка  12  с 
клапаном  13.  На  клапане  неподвижно  смонтирован  отражатель  14  с  подвижным 
относительно его оси рабочим цилиндром 15, седлом 16 и поплавком 17. 

 

46

 

 

2.7 Присоединительная батарея с межосевым размером 

наливных труб 90 мм 

 

 

2.8 Запорный клапан, смонтированный  

на водоналивных трубах присоединительной батареи 

 

 

47

2.5.2 Работа запорного клапана 

 

При  подаче  воды  в  бак  через  одну  из  водоналивных  труб 4 (в  соответствии  с  рис. 

2.8)  клапан 6 клапанной  коробки  1  под  напором  воды  открывается  и  соединяет  между 
собой полости клапанной коробки 1, отражателя 14, рабочего цилиндра 15 и бака. Через 
кольцевой зазор, образованный клапаном 13 и седлом 16, поступающая вода сливается в 
бак. При достижении в баке требуемого уровня воды, поплавок 17 с рабочим цилиндром 
15  перемещаясь  вверх,  уменьшает  кольцевой  зазор  между  клапаном  13  и  седлом  16 
рабочего  цилиндра  15.  Уменьшение  проходного  сечения  создает  давление  воды  в 
рабочем  цилиндре  15  в  результате  вода  через  кольцевой  зазор,  между  стенками 
отражателя 14  и рабочего цилиндра 15, поступает  в полость между днищем отражателя 
14 и днищем рабочего цилиндра 15, создавая достаточную силу для контакта седла 16 с 
клапаном  13.  Поступление  воды  в  бак  прекращается.  Одновременно  вода  из  клапанной 
коробки  1  через  ниппель 7 и  гибкую  трубку 9 направляется  в  переливную  трубу 8. 
Тонкая струя воды под вагоном сигнализирует об окончании заполнения бака водой. 

Для  установки  запорных  клапанов  черт.  К-0497.00.00.000  на  различные  модели 

пассажирских вагонов Тверского вагоностроительного завода разработаны специальные 
проекты  К-0199.00.00.000…  К-0899.00.00.000.  Пример  установки  запорного  клапана  в 
баке вагона приведен на рис. 2.9. 

 

 

 

Рис.2.9 Пример установки запорного клапана в баке вагона: 1 - бак; 2 - коллектор;  

3 - запорный клапан; 4 - переливная труба; 5 - люк 

 

Гарантия  на  запорный  клапан  при  соблюдении  правил  монтажа 5 лет.  Срок 

службы  запорного  клапана  по  основным  металлическим  элементам  равен  сроку 

службы вагона. 

 

2.6  Система автоматической заправки пассажирских вагонов водой 

 

Давней  и  наболевшей  проблемой  железнодорожного  транспорта  до  сих  пор 

является нерешенная задача экономной заправки пассажирских вагонов водой. 

Как известно, на пассажирских вагонах нет устройств, которые исключали бы 

перелив питьевой  воды на железнодорожный путь после заполнения бака, а также 

обеспечивали  слив  воды  из  шлангов  в  колодец.  Вода,  поступающая  в  бак, 

 

48

попросту  сливается  на  железнодорожное  полотно  до  момента  закрытия  вентиля  в 

колодце.  Летом  на  междупутье  образуются  лужи,  зимой – ледяные  наросты, 
препятствующие  техническому обслуживанию вагонов. 

Инновационно-внедренческой  фирмой  Дергачева  (ныне  НПП  Дергачева) 

разработано, испытано и готово к производству «Устройство подачи и слива воды 
из шлангов». Вместе с запорным клапаном черт. К-0497.00.00.000 создана система 

автоматической  заправки  пассажирских  вагонов  водой  (рис.2.10).  После 

срабатывания  автономного  запорного  клапана  в  баке  вагона  устройство 

автоматически отключает подачу воды, а остатки воды из заправочной трубы и из 
шлангов сливаются в колодец. 

 

 

 

Рис. 2.10 Система автоматической заправки пассажирских вагонов водой 

 
В  случае  отсутствия  запорного  клапана  на  вагоне  перегиб  шланга  служит 

сигналом  для  отключения  устройством  подачи  воды  и  сигналом  начала  слива 
остатков воды в колодец из заправочной трубы и шлангов. 

 

2.7 Прибор контроля натяга внутренних колец подшипника ПС-219.01 

 

Предприятие  «Микроаккустика»  производит  прибор  для  контроля  натяга 

внутренних  колец  подшипника  ПС-219.01.  Прибор  основан  на  принципе  измерения 
затухания колебаний стального шарика, падающего на кольцо, напрессованное на шейку 
оси. 

Прибор  предназначен  для  неразрушающего  контроля  натяга  (определения 

ослабления  посадки)  внутренних  колец  роликовых  подшипников  качения  №30-

 

49

42726Л1М  и  №30-232726Л1М  после  их  горячей  посадки  на  шейки  осей  РУ1  и  РУ1Ш 
колесных пар железнодорожных вагонов. 

Объекты контроля: 

−  внутреннее  стальное  кольцо  с  буртом  (ребордой)  из  состава  роликового 

подшипника №30-42726Л1М после горячей посадки на шейку оси колесной пары; 

−  внутреннее  стальное  кольцо  без  бурта  (реборды)  из  состава  роликового 

подшипника  №30-232726Л1М  после  горячей  посадки  на  шейку  оси  колесной 
пары. 

Контроль производится в составе колесной пары. 
Посадочный диаметр шейки оси колесной пары  130

+0,025/+0,052

 мм. 

Наружный  диаметр  кольца  подшипника,  сопряженный  с  посадочным  местом 

прибора ПС-219.1, составляет 158

-0,04

 мм. 

Функции  прибора:  контроль  натяга  кольца,  посаженного  на  шейку  оси  колесной 

пары;  вывод  на  дисплей  электронного  блока  информации  о  натяге;  накопление 
информации о проверяемых колесных парах и передача ее на компьютер. 

Прибор  позволяет  выполнять  следующие  операции:  ввод  технологической 

информации;  тест  прибора  на  СОП;  контроль  детали  (кольца,  посаженного  на  шейку 
оси);  запись  параметров  натяга;  передача  информации  на  компьютер;  просмотр 
информации  о  предприятии-изготовителе  прибора;  установка  даты  и  времени; 
тестирование памяти; оценка напряжения батареи. 

Операция «ввод технологической информации» позволяет вводить в память прибора 

в цифровой форме информацию об оси колесной пары. 

Операция «тест прибора на СОП» сводится к проверке работоспособности прибора 

с использованием стандартного образца предприятия СОП-НО-219.1 или СОП-НО-219.1-
01. 

Операция  «контроль  детали»  заключается  в  выявлении  колец,  натяг  которых 

меньше 30 мкм. 

Операция  «запись  параметров  натяга»  предусматривает  запоминание  натяга  в  ОЗУ 

(в случае несоответствия его норме). 

Операция  «передача  информации»  на  компьютер  предусматривает  передачу  на 

компьютер  данных,  полученных  и  введенных  в  прибор  в  рамках  операций  ввода 
технологической информации, определения и записи параметров натяга. 

Операция  «тестирование  памяти»  позволяет  проверять  исправность  устройства 

памяти прибора. 

Нормальные условия применения (используются при калибровке): 
 
температура окружающего воздуха, °С 

 

 

 

 

от +15 до + 25°С; 

относительная влажность воздуха, %  

 

 

 

 

от 30 до 80%; 

атмосферное давление, кПа    

 

 

 

 

 

от 84 до 106  
(от 630 до 796мм  
рт.ст.) 

Рабочие условия применения 

температура окружающего воздуха, °С  

 

 

 

 

от + 5 до + 40°С; 

относительная влажность воздуха при температуре + 30°С, % 

до 95; 

атмосферное давление, кПа 

 

 

 

 

 

 

от 84 до 106,7. 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..