ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 6

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

80 

18  ПРИЕМКА  ТОРМОЗНОГО  ОБОРУДОВАНИЯ  НА  ГРУЗОВЫХ 

ВАГОНАХ 

 
 
18.1  У  отремонтированного  вагона,  предъявленного  для  приемки 

тормозного оборудования, необходимо: 

-  проверить  правильность  монтажа  и  крепления  всего  тормозного 

оборудования; 

- проконтролировать регулировку авторежима (в случае его наличия); 
- проверить регулировку тормозной рычажной передачи и действие ее 

регулятора; 

- проверить действие стояночного или ручного тормоза; 
- испытать тормоз. 
18.2  Крепление  тормозного  оборудования  на  вагоне  должно 

соответствовать требованиям раздела 3.  

18.3  Регулировка  авторежима  на  вагоне  должна  соответствовать 

требованиям раздела 14.  

18.4  Регулировка  тормозной  рычажной  передачи  и  проверка  действия 

регулятора должны соответствовать требованиям раздела 17. 

18.5  Проверка  действия  стояночного  тормоза  производится  после 

регулировки тормозной рычажной передачи. 

Вращением штурвала следует привести в действие стояночный тормоз. 

При  этом  у  вагона  с  одним  тормозным  цилиндром  все  тормозные  колодки 
должны  плотно  прижаться  к  колесам,  у  вагона  с  двумя  тормозными 
цилиндрами  контролируется  прижатие всех  тормозных колодок  на  тележке, 
соединенной  со  стояночным  тормозом.  Затем  следует  выключить 
фиксирующий  механизм  стояночного  тормоза  и  перевести  штурвал  из 
рабочего  положения  в  нерабочее.  Тормозные  колодки  при  этом  должны 
отойти от колес. 

Перемещение  вала  со  штурвалом  стояночного  тормоза  должно 

происходить без заеданий. 

Проверка  действия  ручного  тормоза  производится  после  регулировки 

тормозной рычажной передачи в соответствии с подразделом 43.6. 

18.6 При испытании тормоза вагона должны быть проконтролированы:  
- плотность тормозной системы вагона; 
- действие тормоза при торможении и отпуске; 
- действие выпускного клапана воздухораспределителя. 
18.7  Испытание  тормоза  вагона  необходимо  производить  на 

испытательной установке. 

Схема  типовой  установки  для  испытания  тормоза  грузовых  вагонов 

приведена  на  рисунке  18.  Испытание  тормоза  вагона  на  типовой  установке 
следует производить в соответствии с разделом 19.  

Испытательная установка, схема которой отличается от схемы типовой 

установки,  должна  быть  допущена  к  применению  в  установленном 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

81 

железнодорожной  администрацией  порядке,  а  испытание  на  ней  должно 
производиться  в  соответствии  с  руководством  по  эксплуатации  этой 
установки. 

18.8  Результаты  испытаний  тормоза  вагона  должны  быть  отражены  в 

учетной книге установленной формы. 

При  испытании  на  установке  с  регистрацией  параметров  результаты 

испытания  должны  быть  сохранены  в  памяти  ПЭВМ,  а  в  учетной  книге, 
установленной  формы,  необходимо  записывать  дату  испытания  и  номер 
принятого  вагона  за  подписью  лиц,  производивших  подготовку  тормоза 
вагона к приемке

 

и выполнявших приемку. 

Проведение  испытаний  на  установке  с  регистрацией  параметров  при 

выключенных регистрирующих устройствах запрещается. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

82 

19  ИСПЫТАНИЕ  ТОРМОЗА  ГРУЗОВЫХ  ВАГОНОВ  НА  ТИПОВОЙ 

УСТАНОВКЕ 

 
 
19.1 Общие положения 
 
19.1.1  Действие  тормоза  вагона  при  торможении  оценивается  по 

давлению  сжатого  воздуха  в  тормозном  цилиндре,  по  выходу  штока 
тормозного  цилиндра  и  плотному  прижатию  всех  тормозных  колодок  к 
колесам. 

19.1.2  Действие  тормоза  вагона  при  полном  отпуске  оценивается  по 

отсутствию  давления  сжатого  воздуха  в  тормозном  цилиндре,  по 
возвращению  штока  тормозного  цилиндра  в  исходное  положение  и  отходу 
всех тормозных колодок от колес. 

19.1.3  Допускается  при  текущем  отцепочном  ремонте  испытывать 

одновременно  тормоза  у  группы  вагонов,  состоящей  не  более  чем  из  
6 вагонов, подключенных к одной испытательной установке, с обязательной 
постановкой манометров на всех тормозных цилиндрах каждого вагона. 

 
19.2 Характеристика установки 

 

19.2.1  Принципиальная  пневматическая  схема  типовой  установки  для 

испытания  тормоза  вагона  должна  соответствовать  схеме,  приведенной  на 
рисунке 18. 

19.2.2 Установка должна иметь: 
- кран машиниста или заменяющий его блок управления; 
- магистральный резервуар объемом 55 л; 

контрольно-измерительные  приборы  для  контроля  времени 

(секундомер)  и  давления  (для  измерения  давления  сжатого  воздуха  в 
тормозном  цилиндре  -  манометр  с  пределом  измерения  0,6 МПа  (6 кгс/см

2

класса  точности  не  ниже  1,0  или  манометр  с  пределом  измерения  1,0 МПа 
(10 кгс/см

2

)  класса  точности  не  ниже  0,6;  для  измерения  давления  сжатого 

воздуха в тормозной магистрали – манометр с пределом измерения 1,0 МПа 
(10 кгс/см

2

) класса точности не ниже 0,6);  

- разобщительные краны или устройства, заменяющие их; 
-  соединительные  рукава  для  подключения  установки  к  источнику 

сжатого воздуха и к испытываемому вагону. 

19.2.3 Магистральный резервуар должен иметь разобщительный кран с 

дроссельным  отверстием  диаметром  2 мм  или  заменяющее  его  устройство 
для проверки крана машиниста (блока управления) и водоспускной кран. 

19.2.4  Кран  машиниста или  заменяющий его  блок  управления  должен 

обеспечивать: 

-  давление  сжатого  воздуха  в  магистральном  резервуаре:  (0,54 0,01),

 

(0,45 0,01), (0,35 0,01) МПа [(5,4 0,1), (4,5 0,1) и (3,5 0,1) кгс/см

2

]; 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

83 

-  автоматическое  поддержание  установившегося  давления  сжатого 

воздуха в магистральном резервуаре; 

- темп служебного торможения - понижение давления сжатого воздуха 

в магистральном резервуаре с 0,5 до 0,4 МПа (с 5,0 до 4,0 кгс/см

2

)

 

  за  время 

от 4 до 6 с; 

- темп отпуска - повышение давления сжатого воздуха в магистральном 

резервуаре с 0,4 до 0,5 МПа (с 4,0 до 5,0 кгс/см

2

)

 

 за время

 

 не более 5 с; 

-  ступень  торможения  -  снижение  давления  сжатого  воздуха  в 

магистральном 

резервуаре 

с 

(0,54 0,01) МПа 

[(5,4 0,1) кгс/см

2

]  

на 0,05 – 0,06 МПа (0,5 – 0,6 кгс/см

2

). 

19.2.5 Проверка плотности установки и заданных темпов производится 

в следующей последовательности: 

-  установку  через  рукав  1  подключить  к  воздушной  напорной 

магистрали с давлением сжатого воздуха

 

не ниже 0,6 МПа (6,0 кгс/см

2

); 

-  кран  машиниста  (блок  управления)  установить на  зарядное  давление 

(0,54 0,01) МПа [(5,4 0,1) кгс/см

2

]; 

- открыть кран 2 и закрыть кран 4; 
- на рукав 7 установить заглушку с отверстием диаметром 5 мм; 
-  обмылить  заглушку  и  проверить  плотность  крана  4,  при  этом  в 

отверстии 

заглушки 

допускается 

появление 

мыльного 

пузыря, 

удерживающегося не менее 10 с; 

-  снять  с  рукава  7  заглушку  с  отверстием  и  установить  на  него 

заглушку с выпускным клапаном (краном); 

- открыть кран 4; 
- зарядить воздушную систему установки до давления (0,54 0,01) МПа 

[(5,4 0,1) кгс/см

2

],  после  двухминутной  выдержки  закрыть  кран  4,  и 

проверить  плотность  установки  –  в  течение  5 мин  снижение  давления 
сжатого воздуха, наблюдаемое по манометру 5, допускается не более чем на 
0,01 МПа (0,1 кгс/см

2

); 

- открыть кран 4; 
-  краном  машиниста  (блоком  управления)  снизить  давление  до  

(0,35 0,01) МПа 

[(3,5 0,1) кгс/см

2

при 

этом 

проверить 

темп  

торможения – время снижения давления сжатого воздуха, наблюдаемого по 
манометру 5, с 0,5 до 0,4 МПа (с 5,0 до 4,0 кгс/см

2

)

 

 должно быть от 4 до 6 с; 

-  кран  машиниста  (блок  управления)  перевести  на  зарядное  давление 

(0,54 0,01) МПа  [(5,4 0,1) кгс/см

2

]  и  проверить  темп  отпуска  -  повышение 

давления сжатого  воздуха,  наблюдаемого по  манометру  5,  с  0,4  до 0,5 МПа  
(с 4,0 до 5,0 кгс/см

2

) должно произойти не более чем за 5 с; 

- для проверки крана машиниста (блока управления) на автоматическое 

поддержание  давления  необходимо  после  того,  как  в  магистральном 
резервуаре установится зарядное давление, создать утечку из магистрального 
резервуара через отверстие диаметром 2 мм (открыть кран 8), при этом кран 
машиниста  (блок  управления)  должен  поддерживать  установившееся 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

84 

зарядное  давление  сжатого  воздуха  в  магистральном  резервуаре  с 
отклонением не более 0,015 МПа (0,15 кгс/см

2

); 

-  закрыть  кран  4,  сбросить  давление  сжатого  воздуха  до  нуля  с 

помощью выпускного клапана (крана) в заглушке и затем снять ее с рукава 7. 

 
 

 

 

1,  7  –  соединительные  рукава;    2,  4  –  разобщительные  краны  или  заменяющие  их 
устройства;    3  –  кран  машиниста  (блок  управления);  5,  6  –  манометры; 
8  –  разобщительный  кран  с  дроссельным  отверстием 

Ø

2  мм  или  заменяющее  его 

устройство;    9 – магистральный резервуар;   10 – водоспускной кран 

 

Рисунок 18 – Принципиальная пневматическая схема типовой 

установки для испытания тормоза грузовых вагонов 

 

 
19.3 Подготовка к испытанию тормоза вагона 

 
19.3.1  Для  проведения  испытания  на  каждом  тормозном  цилиндре 

вагона должен быть установлен манометр. 

19.3.2  Тормозную  магистраль  вагона  через  один  из  соединительных 

рукавов  следует  подсоединить  к  установке,  на  головку  противоположного 
соединительного  рукава  вагона  необходимо  установить  заглушку,  оставляя 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

85 

при  этом  открытым  концевой  кран.  Воздухораспределитель  вагона  должен 
быть  включен.  При  проверке  группы  вагонов  заглушку  следует 
устанавливать на соединительном рукаве концевого вагона. 

 
19.4 Проверка плотности пневматической тормозной системы вагона 
 
19.4.1 Для проверки плотности тормозной системы вагона необходимо 

открыть  кран  4  и  зарядить  тормозную  систему  вагона  сжатым  воздухом  до 
давления (0,54 0,01) МПа [(5,4 0,1) кгс/см

2

]. 

Контроль зарядки тормозной системы вагона производится по времени 

зарядки, которое должно быть не менее 6 минут. 

После  зарядки  следует  закрыть  кран  4  и  проверить  плотность 

пневматической  тормозной  системы  вагона 

 

падение  давления, 

контролируемого  по  манометру  5,  не  должно  превышать  0,01 МПа 
(0,1 кгс/см

2

) в течение 5 минут.  

 
19.5 Проверка действия тормоза вагона 
 
19.5.1  Для  проверки  действия  тормоза  воздухораспределитель  вагона 

следует включить на равнинный режим. 

На  вагонах,  не  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя  необходимо  установить  на  порожний  режим 
торможения. 

На  вагонах,  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя следует установить при композиционных тормозных 
колодках на среднем режиме торможения, при чугунных   на груженом.  

Тормозную  систему  вагона  зарядить  сжатым  воздухом  до  давления 

(0,54 0,01) МПа [(5,4 0,1) кгс/см

2

], после чего снизить давление в тормозной 

магистрали  вагона  на  0,05  –  0,06 МПа  (0,5    0,6 кгс/см

2

),  при  этом  тормоз 

должен  прийти  в  действие  и  не  отпускать  в  течение  5 мин.  Затем  следует 
повысить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона  до 
зарядного - тормоз должен полностью отпустить за время не более 70 с. 

После  зарядки  тормозной  системы  вагона  следует  снизить  давление 

сжатого  воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона  до  (0,35 0,01) МПа 
[(3,5 0,1) кгс/см

2

]

 

(произвести полное служебное торможение). При этом: 

-  

тормоз должен прийти в действие; 

-  

установившееся давление сжатого воздуха в тормозном цилиндре 

должно соответствовать значениям, приведенным в таблице 10; 

-  падение  установившегося  в  тормозном  цилиндре  давления  сжатого 

воздуха после того, как тормоз пришел в действие, не должно превышать при 
деповском  и  капитальном  ремонтах  0,01 МПа  (0,1 кгс/см

2

)  за  3 мин,  а  при 

текущем отцепочном ремонте   за 2 мин.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

86 

Затем  необходимо  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной 

магистрали  вагона  до  (0,45 0,01) МПа  [(4,5 0,1) кгс/см

2

],  при  этом  должен 

произойти полный отпуск тормоза. 
 

Таблица 10 –  Давление в тормозном цилиндре порожнего вагона при полном 

служебном торможении  

Наличие авторежима 

Положение  

режимного валика 

воздухораспределителя 

Давление в 

тормозном 

цилиндре, 

МПа 

(кгс/см

2

Без авторежима 

Порожний 

0,14 – 0,18 

(1,4 – 1,8) 

С авторежимом  
(для вагонов с тарой до 27 т) 

Средний 

0,12 – 0,16 

(1,2 – 1,6) 

Груженый 

0,14 – 0,20 

(1,4 – 2,0) 

С авторежимом  
(для вагонов с тарой от 27 т до 32 т) 

Средний 

0,15 – 0,17 

(1,5 – 1,7) 

С авторежимом 
(для вагонов с тарой от 32 т до 36 т) 

0,18 – 0,20  

(1,8 – 2,0) 

С авторежимом  
(для вагонов с тарой от 36 т до 45 т) 

0,21 – 0,23 

(2,1 – 2,3) 

 

 
 
19.5.2  После  зарядки  тормозной  системы  вагона  сжатым  воздухом  до 

давления  (0,54 0,01) МПа  [(5,4 0,1) кгс/см

2

]  воздухораспределитель  следует 

переключить на горный режим. 

На  вагонах,  не  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя  необходимо  переключить  при  композиционных 
тормозных колодках на средний режим, при чугунных - на груженый режим. 
У  дизельного  вагона  5-вагонной рефрижераторной  секции,  вне  зависимости 
от  типа  тормозных  колодок,  режимный  валик  воздухораспределителя 
необходимо переключить на средний режим. 

На  вагонах,  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя  следует  оставить  при  композиционных  тормозных 
колодках на среднем режиме торможения, при чугунных   на груженом.  

На вагонах с композиционными тормозными колодками, эксплуатация 

которых  в  груженом  состоянии

 

производится  по  особому  распоряжению 

владельца  инфраструктуры  на  груженом  режиме,  режимный  валик 
воздухораспределителя  должен  быть  установлен  на  груженый  режим 
торможения.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

87 

У  вагонов,  оборудованных  авторежимом,  под  упор  авторежима 

необходимо подложить металлическую прокладку толщиной (32-1) мм – для 
авторежимов 265А-1, толщиной (45-1) мм – для авторежимов 265А-4. 

Снизить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона  с 

(0,54 0,01)   до  (0,35 0,01) МПа  [с  (5,4 0,1)  до  (3,5 0,1) кгс/см

2

]  (произвести 

полное служебное торможение). 

При этом:  
- тормоз должен прийти в действие; 
-  установившееся  давление  сжатого  воздуха  в  тормозном  цилиндре 

вагона должно соответствовать значениям, приведенным в таблице 11;  

-  выход  штока  тормозного  цилиндра  должен  находиться  в  пределах, 

приведенных в таблице 1. 

Затем  следует  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной 

магистрали  вагона  до  (0,54 0,01) МПа  [(5,4 0,1) кгс/см

2

],  при  этом  должен 

произойти полный отпуск тормоза. 

По 

окончании 

испытания 

необходимо 

переключить 

воздухораспределитель на равнинный режим. 

На  вагонах,  не  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя необходимо переключить на порожний режим. 

У  дизельного  вагона  5-вагонной  рефрижераторной  секции,  вне 

зависимости 

от 

типа 

тормозных 

колодок, 

режимный 

валик 

воздухораспределителя необходимо оставить на среднем режиме. 

У  вагонов,  оборудованных  авторежимом,  необходимо  извлечь 

прокладку,  поставленную  под  упор  авторежима,  режимный  валик 
воздухораспределителя следует установить при композиционных тормозных 
колодках на средний режим торможения, при чугунных   на груженый. 

 
 
 
 

Таблица 11 – Давление в тормозном цилиндре при полном служебном 

торможении при работе воздухораспределителя и авторежима 
в режиме, соответствующем полной загрузке вагона 

Положение режимного валика 

воздухораспределителя 

Давление в тормозном цилиндре, МПа 

(кгс/см

2

), при камере: 

295.001 

295М.001, 

295М.002 

Средний 

0,28 0,33 (2,8 3,3) 

0,30 0,34 (3,0 3,4) 

Груженый 

0,39 0,45 (3,9 4,5) 

0,40  0,45 (4,0 4,5) 

 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

88 

19.5.3  Проверка  действия  тормоза  порожнего  вагона  при  текущем 

отцепочном ремонте производится в соответствии с пунктами 19.5.1 и 19.5.2. 

Для  проверки  действия  тормоза  при  текущем  отцепочном  ремонте 

груженого вагона необходимо: 

- включить воздухораспределитель на равнинный режим; 

-  на  вагонах,  оборудованных  авторежимом,  проверить  положение 

режимного  валика  воздухораспределителя,  который  в  зависимости  от  типа 
тормозных колодок (композиционных или чугунных), типа и модели вагона 
должен  находиться  в  положении  среднего  или  груженого  режима 
торможения; 

- на вагонах, не оборудованных авторежимом, проверить соответствие 

положения  режимного  валика  воздухораспределителя  типу  тормозных 
колодок  (композиционные  или  чугунные),  типу  и  модели  вагона,  а  также 
загрузке вагона;  

-  зарядить  тормозную  систему  вагона  сжатым  воздухом  до  давления 

(0,54 0,01) МПа  [(5,4 0,1) кгс/см

2

],  после  чего  снизить  давление  сжатого 

воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона  на  0,05-0,06 МПа  (0,5-0,6 кгс/см

2

), 

при этом тормоз должен прийти в действие и не отпускать в течение 5 мин;  

-  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона 

до зарядного – тормоз должен полностью отпустить за время не более 70 с; 

-  после  зарядки  тормозной  системы  вагона  снизить  давление  сжатого 

воздуха 

в 

тормозной 

магистрали 

вагона 

до 

(0,35±0,01) МПа 

[(3,5 0,1) кгс/см

2

]

 

(произвести  полное  служебное  торможение).  При  этом 

тормоз  должен  прийти  в  действие,  выход  штока  тормозного  цилиндра 
должен  находиться  в  пределах,  приведенных  в  таблице  1,  падение 
установившегося  в  тормозном  цилиндре  давления  сжатого  воздуха  после 
того,  как  тормоз  пришел  в  действие,  не  должно  превышать  0,01 МПа 
(0,1 кгс/см

2

)  за  2 мин,  у  вагонов,  не  оборудованных  авторежимом, 

установившееся  давление  сжатого  воздуха  в  тормозном  цилиндре  в 
зависимости  от  положения  режимного  валика  воздухораспределителя 
должно  соответствовать  значениям,  приведенным  в  таблицах  10  или  11,  у 
вагонов,  оборудованных  авторежимом,  при  полной  их  загрузке 
установившееся  давление  сжатого  воздуха  в  тормозном  цилиндре  должно 
соответствовать  значениям,  приведенным  в  таблице  11.  У  вагонов, 
оборудованных  авторежимом,  при  неполной  их  загрузке  действие  тормоза 
при торможении должно оцениваться по выходу штока тормозного цилиндра 
и плотному прижатию всех тормозных колодок к колесам; 

-  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  тормозной  магистрали  вагона 

до  (0,45±0,01) МПа  [(4,5 0,1) кгс/см

2

],  при  этом  должен  произойти  полный 

отпуск тормоза. 

 
 
 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

89 

19.6 Проверка действия выпускного клапана воздухораспределителя 
 
19.6.1 

Для 

проверки 

действия 

выпускного 

клапана 

воздухораспределителя  следует  отключить  установку  от  испытываемого 
вагона  –  закрыть  кран  4,  закрыть  концевой  кран  вагона  (со  стороны 
подсоединения  к  установке)  и  после  сброса  давления

 

сжатого  воздуха  в 

рукаве 7 и соединительном рукаве вагона разъединить их, после чего вновь 
открыть концевой кран вагона.  

19.6.2  После  разрядки  тормозной  магистрали  вагона  до  нуля  и 

достижения  в  тормозном  цилиндре  установившегося  давления  сжатого 
воздуха  следует  потянуть  до  отказа  поводок  выпускного  клапана 
воздухораспределителя, удерживая его до полного выхода воздуха из камеры 
воздухораспределителя,  после  чего  поводок  отпустить.  При  этом  должен 
произойти полный отпуск тормоза вагона.  

 
19.7 Завершение испытаний 
 
19.7.1 По окончании испытания тормоза вагона необходимо: 
-  снять  с  соединительного  рукава  вагона  заглушку,  установленную  на 

него перед началом испытания тормоза; 

- снять манометры с тормозных цилиндров; 

- на тормозные цилиндры установить золотниковые клапаны 4316 или 

пробки. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

90 

20 

РЕМОНТ 

И 

ИСПЫТАНИЕ 

КРАНА 

МАШИНИСТА, 

ПРИМЕНЯЕМОГО 

В 

СТЕНДАХ 

ДЛЯ 

ИСПЫТАНИЯ 

ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ  ГРУЗОВОГО  ТИПА  И  УСТАНОВКАХ 
ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 

 
 
20.1 В стендах для испытания воздухораспределителей и в установках 

для  испытания  тормоза  вагона  допускается  применять  кран  машиниста, 
отвечающий требованиям разделов 16 и 19.  

20.2  Ремонт  и  испытание  кранов  машиниста  производится  в 

соответствии с ремонтными документами на конкретный кран. 

20.3  Результаты  ремонта  и  испытания  крана  машиниста  в  условиях 

локомотивного депо должны быть оформлены актом. В случае ремонта крана 
машиниста  в  условиях  АКП,  имеющего  соответствующее  разрешение  на 
производство ремонта кранов машиниста, на кране должна быть установлена 
бирка с нанесенными на ней клеймом АКП и датой ремонта (число, месяц и 
две последние цифры года), а результаты испытания должны быть отражены 
в учетной книге установленной формы. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

91 

21 

ОБЪЕМ 

РЕМОНТА 

ТОРМОЗНОГО 

ОБОРУДОВАНИЯ 

ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 

 
 
21.1  Объем  ремонта  тормозного  оборудования  при  текущем 

отцепочном ремонте пассажирских вагонов  

 

21.1.1 Все устройства тормоза очистить снаружи от грязи, льда, снега.  
21.1.2  При  текущем  отцепочном  ремонте  вагона,  вне  зависимости  от 

причин  его  отцепки,  производится  осмотр  всего  тормозного  оборудования, 
деталей  его  крепления  и  предохранительных  (поддерживающих)  устройств, 
размещенных на раме вагона и тележках.  

При этом необходимо: 

- проверить 

состояние 

воздухораспределителя, 

электро-

воздухораспределителя, 

электрической 

цепи 

управления 

электропневматическим тормозом (линейные провода, клеммные коробки);  

-  на  вагонах  с  дисковыми  тормозами  дополнительно  проверить 

состояние  реле  давления,  сбрасывающих  клапанов  и  противоюзного 
устройства; 

-  осмотреть  тормозную  рычажную  передачу  вагонов  с  колодочными 

тормозами, 

обнаруженные 

неисправности 

устранить, 

проверить 

правильность ее регулировки; 

-  поврежденные  и  нестандартные  валики,  шайбы,  чеки  тормозных 

колодок  заменить  исправными  стандартными;  на  место  отсутствующих,  а 
также взамен нестандартных шплинтов ставить новые стандартные; 

-  на  вагонах  с  дисковыми  тормозами  осмотреть  рычажную  передачу 

ручного тормоза и рычажную передачу клещевого механизма, обнаруженные 
неисправности устранить; 

-  на  вагонах  с  дисковыми  тормозами  проверить  состояние 

поверхностей  трения  тормозных  дисков,  крепление  дисков  к  ступицам  и 
крепление тормозных накладок в башмаке; 

-  не  допускаются  трещины  в  сварных  швах  и  в  основном  металле 

корпуса  тормозного  блока,  трещины  на  поверхностях  трения  тормозных 
дисков,  износ  тормозных  дисков  более  5 мм  на  сторону  по  рабочей 
поверхности, замеренный в четырех диаметрально противоположных местах, 
перемещение тормозных накладок в пазах башмака и другие неисправности; 

-  на  вагонах  с  дисковыми  тормозами  проверить  крепление 

трубопроводов  и  шлангов  на  тележке  (герметичность  их  соединений, 
отсутствие на слух утечек воздуха); 

- опломбировать стоп-краны; 
- проверить 

надежность 

крепления 

воздухораспределителя, 

электровоздухораспределителя,  резервуаров,  воздухопровода,  тормозного 
цилиндра  и  предохранительных  (поддерживающих)  устройств  тормозной 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

92 

рычажной  передачи,  на  вагонах  с  дисковыми  тормозами  дополнительно 
проверяется надежность крепления реле давления, сбрасывающих клапанов и 
деталей рычажной передачи ручного тормоза и клещевого механизма; 

- осмотреть, очистить и продуть сжатым воздухом пылеулавливающие 

сетки; 

-  проверить  монтаж  электрической  части  противоюзного  устройства 

отклонения от конструкторской документации на вагон не допускаются; 

-  все  выявленные  при  осмотре  неисправности  устранить,  неисправное 

тормозное оборудование, предохранительные (поддерживающие) устройства

 

и детали крепления заменить на исправные, отсутствующие – поставить. 

21.1.3  После  текущего  отцепочного  ремонта  вагона  производится 

приемка  его  тормозного  оборудования  в  соответствии  с  разделом  43.  При 
исправном  действии  электропневматического  тормоза  (далее  -  ЭПТ) 
проверку  электрических  цепей,  измерение  сопротивления  их  изоляции  и 
испытание на пробой не производят.

 

 

 
21.2 Ревизия тормозного оборудования пассажирских вагонов 
 
21.2.1  Ревизия  тормозного  оборудования  пассажирских  вагонов 

производится  при  единой  технической  ревизии  пассажирских  вагонов  
(далее - ТО-3). 

21.2.2 При ТО-3 с вагона демонтируется следующее оборудование: 
-  воздухораспределитель,  гарантийный  срок  службы  которого 

заканчивается в следующий плановый межремонтный период; 

-  электровоздухораспределитель,  гарантийный  срок  службы  которого 

заканчивается в следующий плановый межремонтный период; 

- переключательный клапан рабочей камеры; 
- соединительные рукава. 

С  вагонов,  оборудованных  дисковыми  тормозами,  дополнительно 

демонтируются: 

- реле давления; 
- трехпозиционные сбрасывающие клапаны, гарантийный срок которых 

заканчивается в следующий плановый межремонтный период; 

- сигнализаторы давления. 
21.2.3  Все  снятое  с  вагона  тормозное  оборудование  должно  быть 

направлено  для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие 
ремонтные подразделения.  

21.2.4 

Предохранительные 

(поддерживающие) 

устройства, 

предотвращающие  падение  деталей  и  элементов  тормозной  рычажной 
передачи  на  путь,  должны  быть  исправны  и  укреплены  в  соответствии  с 
конструкторской документации на конкретную модель вагона. 

21.2.5  Проверяется  надежность  крепления  воздухораспределителя, 

электровоздухораспределителя,  резервуаров,  тормозных  цилиндров,  а  на 
вагонах  с  дисковыми  тормозами  дополнительно  проверяется  крепление 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

93 

сбрасывающих  клапанов,  реле  давления  и  стояночного  тормоза.  Крепление 
должно  соответствовать  конструкторской  документации  на  конкретную 
модель вагона. 

21.2.6  Проверяется  состояние  электрической  цепи  управления  ЭПТ 

(рабочий  и  контрольный  провода,  клеммные  коробки),  а  также  состояние  и 
крепление  на  раме  вагона  изолированной  подвески  рукава.  Концевые 
клеммные  коробки  следует  вскрыть,  очистить,  при  необходимости 
просушить,  необходимо  проверить  крепления  проводов.  Наконечники  с 
налетом  окиси  следует  зачистить.  Необходимо  проверить  монтаж 
электропневматического  тормозного  оборудования  -    монтаж  должен  быть 
выполнен  в  соответствии  с  конструкторской  документацией  на  конкретную 
модель вагона. 

Проверяется 

состояние 

электрических 

цепей 

противоюзного 

устройства  (сбрасывающих  трехпозиционных  клапанов,  датчиков  скорости, 
сигнализаторов давления и датчиков давления). 

21.2.7 Следует измерить сопротивление изоляции проводов.  
21.2.8  Воздухопровод,  резервуары  необходимо  обстучать  легкими 

ударами  деревянным  молотком  массой  не  более  1кг  и  продуть  сжатым 
воздухом давлением (0,60+0,05) МПа [(6,0+0,5) кгс/см

2

]. Пылеулавливающие 

сетки очистить, промыть и продуть сжатым воздухом. 

Все соединения воздухопровода необходимо осмотреть и уплотнить. 
Проверяется  крепление  воздухопровода  –  оно  должно  быть 

произведено  в  соответствии  с  конструкторской  документацией  на 
конкретную модель вагона. 

21.2.9  На  вагонах  с  дисковыми  тормозами  дополнительно  проверяется 

крепление  трубопроводов  и  рукавов  на  тележке  (герметичность  их 
соединений,  отсутствие  трещин  и  протертости  металлической  оплетки 
рукавов). 

21.2.10  У  концевых,  разобщительных  кранов  и  стоп-кранов 

проверяется  правильность  расположения  ручек.  Ручка  разобщительного 
крана  в  закрытом  положении  должна  располагаться  поперек  оси  трубы,  в 
открытом – вдоль оси трубы. 

Ручка  стоп-крана  в  закрытом  положении  должна  располагаться  вдоль 

оси трубы вверх, в открытом - поперек. 

Ручка  концевого  крана  в  закрытом  положении  должна  располагаться 

поперек  оси  воздухопровода,  в  открытом  положении  -  вдоль  оси 
соединительного рукава. 

Выпускные  отверстия  в  концевых  кранах  и  стоп-кранах  необходимо 

очистить. 

Выпускной клапан должен иметь типовые выведенные по обе стороны 

поводки,  иметь  отвод  от  клапана  внутрь  вагона.  Поводки  должны  быть 
выполнены  в  соответствии  с  конструкторской  документацией  на  вагон  и 
перемещаться свободно, без заеданий. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

94 

21.2.11 Тормозные цилиндры следует вскрыть и осмотреть, внутренние 

поверхности  корпуса  необходимо  очистить,  вытереть  насухо  и  смазать 
тонким слоем смазки ЖТ-79Л, не закладывая ее за бурт манжеты. Манжету с 
истекшим  сроком  годности  необходимо  заменить.  Необходимо  проверить 
состояние  фильтра  и  сальника,  очистить  их  от  грязи.  Войлочное  кольцо 
поршня следует смазать смазкой ЖТ-79Л. 

21.2.12  Проверить  наличие  элементов  крепления  (болтов,  гаек, 

шплинтов)  корпуса  тормозного  блока  дискового  тормоза  к  кронштейнам 
поперечных  балок  рамы  тележки  и  состояние  сварных  швов  корпуса. 
Трещины в сварочных швах и основном металле не допускаются. 

Проверить  наличие  и  износ  элементов  (валиков,  втулок)  клещевого 

механизма тормозного блока дискового тормоза. Износ валиков и втулок по 
диаметру  допускается  не  более  0,25 мм.  Произвести  замену  смазки  в 
шарнирных соединениях клещевого механизма тормозных блоков. 

21.2.13  Тормозную  рычажную  передачу  вагонов  с  колодочными 

тормозами  следует  осмотреть,  проверить  ее  состояние,  проверить  плечи 
рычагов,  которые  должны  соответствовать  таре  вагона  и  конструкторской 
документации на него. 

Шарнирные  соединения  и  места  трения  следует  смазать  осевым 

маслом.  

Тормозную  рычажную  передачу  клещевых  механизмов  следует 

осмотреть и проверить ее состояние.  

Винт, пятник, конические шестерни, гайки, секторы ручных тормозов, 

регулирующие  муфты,  резьбу  тяг  следует  осмотреть,  очистить,  смазать  в 
соответствии с таблицей 3 и расходить. 

Ослабшие  или  поврежденные  втулки  в  деталях  тормозной  рычажной 

передачи, нестандартные и неисправные валики, шайбы и шплинты следует 
заменить на стандартные исправные. Суммарный зазор в каждом шарнирном 
соединении тормозной рычажной передачи допускается не более 3 мм. 

Боковые зазоры в кронштейнах подвески траверсы не допускаются. 
Тормозную  рычажную  передачу  на  вагоне  с  колодочными  тормозами 

следует  регулировать  так,  чтобы  выход  штока  при  полном  служебном 
торможении находился в пределах, указанных в таблице 12. При этом размер 
«а» (расстояние между торцом муфты защитной трубы и присоединительной 
резьбой винта регулятора, рисунок 12) должен быть не менее 250 мм.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

95 

Таблица 12 – Выход штока тормозного цилиндра на пассажирских вагонах 

 

Тип вагона и тормозных колодок 

 

Выход штока при 

полном служебном 

торможении, мм 

Пассажирские с чугунными и композиционными тормозными 
колодками 

от 130* до 160* 

Пассажирские  международного  сообщения  габарита  03-Т 
(РИЦ) с тормозом КЕ

s   

с чугунными тормозными колодками 

 

от 105 до 115 

Пассажирские  ВЛ  РИЦ  на  тележках  ТВЗ  ЦНИИ  «М»  с 
композиционными тормозными колодками 

 

от 25 до 40 

 

 

 

*  Выход  штока  тормозного  цилиндра  при  композиционных  тормозных  колодках 
указан с учетом длины хомута (70 мм), установленного на штоке. 

 
 
 

21.2.14  На  вагонах  с  дисковыми  тормозами  проверить  состояние 

поверхностей трения тормозных дисков. Не допускается на стальных дисках: 
наличие  трещин  в любой части  диска;  износ  тормозных  дисков  по рабочим 
поверхностям,  замеренный  в  четырех  диаметрально  противоположных 
местах,  более  5 мм  на  сторону,  задиры,  выщербины,  риски  глубиной  
более 1 мм.  

Проверить наличие  элементов  крепления  (втулок,  колец, болтов,  гаек, 

шплинтов,  тарельчатых  пружин)  венцов  тормозных  дисков  дискового 
тормоза.  Отсутствующие  элементы  поставить.  Перемещение  крепления 
болтов в поперечном направлении не является браковочным признаком. 

21.2.15  Чугунные  тормозные  колодки  при  толщине  менее  30 мм  и 

композиционные при толщине менее 20 мм необходимо заменить новыми.  

Не  допускается  выступание  тормозных  колодок  за  наружные  грани 

обода  колес.  При  отпущенном  тормозе  каждая  тормозная  колодка  должна 
отходить  от  поверхности  колеса.  Тормозная  колодка  должна  быть  прочно 
закреплена  в  тормозном  башмаке  стандартной  чекой.  На  башмаки  должны 
быть установлены шплинты, предохраняющие чеки от выпадения. 

Толщина  рабочего  материала  тормозной  накладки  дискового  тормоза 

должна быть не менее 8 мм при измерении в средней части по ее наружному 
радиусу. 

Тормозные  накладки  должны  быть  плотно  закреплены  в  башмаках. 

Перемещение тормозных накладок в пазах башмаков не допускается. 

21.2.16  Ручной  тормоз  необходимо  проверять  в  заторможенном 

состоянии. При этом запас резьбы винта должен быть не менее 75 мм.  

21.2.17  Результаты  ревизии  и  испытания  записываются  в  учетной 

книге,  установленной  формы,  за  подписью  лиц,  производивших  подготовку 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..