ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 7

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

96 

тормоза  вагона  к  приемке  и  выполнявших  приемку.  Приемку  тормозного 
оборудования  вагона  после  производства  ТО-3  производит  должностное 
лицо, на которое в соответствии с должностной инструкцией возложены эти 
обязанности и аттестованное на право приемки тормозного оборудования на 
вагоне. 

21.2.18  Дополнительные  требования  к  пассажирским  вагонам, 

эксплуатирующихся  со  скоростями  140  –  160 км/ч,  выполнение  которых 
проверяется при ТО-3: 

-  в  шарнирных  соединениях  тормозной  рычажной  передачи  должны 

быть установлены втулки из композиционного прессовочного материала;  

-  диаметральный  зазор  в  каждом  шарнирном  соединении  тормозной 

рычажной передачи между валиком и втулкой допускается не более 1,3 мм; 

-  зазор между  цапфой  траверсы  и  башмаком, а  также  между  цапфой и 

подвеской допускается не более 1,3 мм; 

-  зазор  между  шайбой  и  шплинтом  в  шарнирном  соединении 

тормозной  рычажной  передачи  допускается  не  более  1  мм,  регулировку 
зазора  допускается производить  постановкой  одной  дополнительной  шайбы 
толщиной не более 5 мм. 

21.2.19 Ревизия тормозного оборудования системы КЕ производится по 

правилам и в сроки, установленные для ЦМВ. При этом: 

датчики  скоростного  регулятора  тормозного  нажатия  и 

противоюзного устройства с вагона следует снимать и направлять в АКП; 

-  испытание  и  приемку  тормозного  оборудования  необходимо 

производить  в  соответствии  с  руководством  по  ремонту  тормозного 
оборудования вагонов международного сообщения. 

21.2.20  На  отремонтированном  вагоне,  взамен  снятого  с  него 

тормозного 

оборудования, 

предохранительных 

(поддерживающих) 

устройств,  поводков  выпускных  клапанов  должно  быть  установлено  новое 
или  отремонтированное  тормозное  оборудование,  предохранительные 
(поддерживающие) устройства, поводки выпускных клапанов. 

21.2.21  После  ТО-3  производится  приемка  тормозного  оборудования 

на  вагоне  в  соответствии  с  разделом  43,  кроме  проверки  изоляции  на 
электрическую прочность электрических цепей. 

 

 
21.3 

Единовременная 

осенне-весенняя 

ревизия 

тормозного 

оборудования пассажирских вагонов 

 
21.3.1 

Единовременная 

осенне-весенняя 

ревизия 

тормозного 

оборудования  пассажирских  вагонов  производится  при  техническом 
обслуживании  пассажирских  вагонов  перед  началом  летних  и  зимних 
перевозок  (далее  –  ТО-2)  в  объеме  ревизии  тормозного  оборудования 
пассажирских вагонов при ТО-3, за исключением требований пунктов 21.2.2; 
21.2.5; 21.2.10. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

97 

21.3.2  При  ТО-2  все  неисправное  тормозное  оборудование  с  вагона 

необходимо снять, взамен установить новое или отремонтированное. 

 
21.4 Объем ремонта тормозного оборудования при деповском ремонте 

пассажирских вагонов 

 
21.4.1  При  деповском  ремонте  с  вагона  демонтируется  следующее 

оборудование: 

- воздухораспределитель; 
- электровоздухораспределитель;  
- переключательный клапан рабочей камеры;  
- рукава;  
- концевые краны; 
- выпускной клапан. 

На вагонах с дисковыми тормозами дополнительно демонтируются: 

- тормозные цилиндры;  
- реле давления;  
- трехпозиционные сбрасывающие клапаны;  
- сигнализаторы давления; 
- противоюзные осевые датчики.  
21.4.2  Стальные  тормозные  диски  дискового  тормоза,  имеющие 

волнистость  или неравномерную  выработку  глубиной  более  0,5 мм,  следует 
проточить.  Тормозные  диски  дискового  тормоза  должны  быть  подвергнуты 
неразрушающему контролю. 

21.4.3  Воздухопроводы  необходимо  осмотреть.  При  этом  трубы, 

имеющие вмятины, износы (потертости), коррозию следует заменить новыми 
трубами по ГОСТ 8734.  

Для  очистки  внутренней  поверхности  магистрального  и  питательного 

воздухопровода его необходимо обстучать деревянным молотком массой не 
более 1 кг и пропустить через него ерш, затем продуть сжатым воздухом. 

21.4.4  Резервуары  следует  осмотреть  и  подвергнуть  частичному 

техническому  освидетельствованию  в  соответствии  с  нормативными 
документами  по  надзору  за  воздушными  резервуарами  железнодорожного 
подвижного  состава.  Резервуары  при  наличии  вмятин  и  коррозионных 
повреждений  меньше  нормы,  указанной  в  разделе  29,  допускаются  к 
дальнейшей  эксплуатации.  Резервуары  следует  продуть  сжатым  воздухом 
под давлением (0,60+0,05) МПа [(6,0+0,5) кгс/см

2

] непосредственно на вагоне 

с 

одновременным 

обстукиванием 

деревянным 

молотком 

массой  

не более 1 кг.

 

 

Резервуар  при  наличии  вмятин  и  коррозионных  повреждений, 

превышающих нормы, указанные в разделе 29, необходимо заменить. 

21.4.5  Стоп-краны  следует  проверять  на  месте  под  давлением  

(0,50+0,02) МПа  [(5,0+0,2) кгс/см

2

]  обмыливанием,  пропуск  воздуха  не 

допускается. Неисправные стоп-краны необходимо заменить. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

98 

21.4.6 

Выпускной 

клапан 

следует 

испытать 

в 

АКП 

на 

функционирование  и  герметичность,  и  при  положительных  результатах 
установить на вагон без разборки. 

21.4.7  Снятый  узел  поршня  тормозного  цилиндра  диаметром  14” 

следует разобрать и отремонтировать. При этом необходимо: 

-  проверить  высоту  пружины  в  свободном  состоянии,  при  просадке 

более  30 мм  заменить  новой:  высота  пружины  в  свободном  состоянии, 
выполненной из прутка диаметром 10 мм, должна быть не менее 705 мм, а из 
прутка диаметром 11 мм  - не менее 625 мм; 

- проверить состояние фильтра, сальника в передней крышке цилиндра, 

очистить, промыть и протереть их;  

- войлочное кольцо поршня очистить и смазать смазкой ЖТ-79Л, а при 

необходимости заменить новым, пропитанным смазкой;  

-корпус  цилиндра  очистить,  следы  коррозии  удалить  мелкой 

шлифовальной шкуркой; 

резиновую  манжету,  имеющую  разрывы,  потертости  или 

прослужившую более четырех лет, заменить; 

-  перед  постановкой  поршня  на  трущиеся  поверхности  цилиндра  и 

манжеты нанести тонкий слой смазки ЖТ-79Л. 

21.4.8 

Предохранительные 

(поддерживающие) 

устройства, 

предотвращающие  падение  деталей  и  элементов  тормозной  рычажной 
передачи  на  путь,  должны  быть  исправны  и  укреплены  в  соответствии  с 
требованиями конструкторской документации на вагон. 

21.4.9  Следует  проверить  прочность  крепления  тормозных  цилиндров 

на раме вагона и при необходимости закрепить. 

21.4.10  Съемные  детали  ручного  тормоза  с  вагона  следует  снять 

независимо от состояния (за исключением винтов ручного тормоза, которые 
следует очищать, осматривать и проверять без снятия с вагона). Все детали 
необходимо  очистить,  осмотреть,  негодные  заменить  исправными. 
Несъемные детали следует осматривать и ремонтировать непосредственно на 
вагоне. 

Валики  ручного  тормоза,  изношенные  по  диаметру  более  1 мм, 

необходимо заменить.  

Тормозной  винт  с  гайкой  очистить  и  проверить.  Винт  и  гайку  с 

износом  резьбы  вдоль  винта  более  2 мм  необходимо  заменить  или 
отремонтировать.  Винты,  на  которых  новая  гайка  имеет  свободное 
продольное 

перемещение 

более 

1 мм, 

заменить 

новыми 

или 

отремонтированными. На новый или отремонтированный винт гайка должна 
навертываться свободно и без заеданий. 

При сборке рычажной  передачи ручного  тормоза  винты  и шарнирные 

соединения необходимо смазывать осевым маслом, на валики устанавливать 
типовые  шайбы  и  новые  шплинты.  Повторно  использовать  шплинты  не 
разрешается. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

99 

21.4.11  Кронштейны  для  крепления  и  подвешивания  тормозного 

оборудования  должны  быть  исправными  и  прочно  закрепленными  на  раме. 
Взамен неисправных необходимо устанавливать исправные. 

21.4.12  Поводки  осевых  датчиков  противоюзного  устройства  должны 

быть заменены новыми. 

21.4.13  Электрические  провода,  клеммные  коробки  и  рабочую  камеру 

электровоздухораспределителя  следует  ремонтировать  непосредственно  на 
вагоне  без  разъединения  трубопроводов  (кондуитов).  При  этом  необходимо 
проверить  состояние  и  надежность  крепления  труб,  клеммных  коробок  и 
наличие  контргаек.  Клеммные  коробки  и  крышки,  имеющие  отколы, 
трещины  и  вмятины,  следует  заменить.  При  наличии  окисления  и  подгаров 
контактные  шпильки,  гайки,  шайбы  необходимо  отсоединить  от  панели, 
наконечники  проводов  зачистить,  облудить.  Следует  закрепить  линейные 
провода и отводы к электровоздухораспределителю в трехтрубной клеммной 
коробке.  В  клеммных  коробках  провода  должны  иметь  запас  длины  для 
укладки их без касания контактных шпилек. 

21.4.14  Рабочую  камеру  электровоздухораспределителя  снаружи 

необходимо  очистить,  продуть  сжатым  воздухом  под  давлением  
(0,60+0,05) МПа  [(6,0+0,5) кгс/см

2

]  с  предварительным  обстукиванием  ее 

деревянным молотком массой не более 1 кг. 

Неисправные и ослабшие шпильки следует заменить.  
Необходимо  проверить  камеру  на  герметичность.  Проверка 

производится 

сжатым 

воздухом 

под 

давлением 

(0,60+0,05) МПа 

[(6,0+0,5) кгс/см

2

]  специальным  приспособлением.  Падение  давления  в 

течение 1 минуты не допускается. 

Контактная  колодка  должна  быть  надежно  закреплена  на  рабочей 

камере и иметь чистую поверхность. При монтаже колодки на камере следует 
не  допускать  касания  подводящих  проводов  корпуса  неизолированными 
местами.  Запасную  часть  провода  следует  укладывать  в  гнезда  камеры  на 
расстоянии  не  менее  5 мм  от  болта  с  пружинным  контактом;  на  конце 
провода должен быть наконечник установленного типа. 

Кольца и наконечники проводов не должны сдвигаться на контактных 

болтах.  Под  гайки  крепления  наконечников  следует  ставить  пружинные 
шайбы. 

21.4.15  При  сборке  оборудования  ЭПТ  все  узлы  и  детали  необходимо 

прочно закрепить на вагоне. 

21.4.16  В  концевых  клеммных  коробках  электропневматического 

тормоза изоляционные панели должны иметь контактные шпильки с резьбой 
М8 под рабочий провод № 1 и с резьбой М6 под контрольный провод № 2. 
Трехтрубные  клеммные  коробки  электропневматического  тормоза  должны 
иметь только одну шпильку с резьбой М8 для крепления рабочего провода; 
контрольный  провод  должен  проходить  через  среднюю  трехтрубную 
клеммную  коробку  без  закрепления.  К  контактной  шпильке  в  трехтрубной  
коробке следует подсоединить рабочие провода № 1 от двух торцов вагона, 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

100 

затем  надеть  на  шпильку  и  подсоединить  отвод  к  электро- 
воздухораспределителю  и  закрепить  гайкой  с  пружинной  шайбой  или 
контргайкой. 

21.4.17 

Соединительные 

рукава 

следует 

ставить 

369А 

с 

электроконтактом.  На  концах  кабеля  рукава  должны  быть  наконечники  для 
провода  №  1  под  шпильку  М8,  для  провода  №  2  под  шпильку  М6. 
Подключение 

проводов 

в 

двухтрубных 

клеммных 

коробках 

к 

соответствующим  шпилькам  следует  производить  в  следующем  порядке: 
установить  на  соответствующие  шпильки  наконечники  рабочего  и 
контрольного  проводов  вагона,  шайбы  и  плотно  завернуть  гайки,  надеть 
наконечники рабочего и контрольного проводов рукава, шайбы, пружинные 
шайбы  и  плотно  затянуть  вторые  гайки.  Кабель  рукава  в  месте  ввода  в 
клеммную коробку необходимо уплотнить резиновым кольцом и штуцером. 
Резинотекстильный рукав должен иметь индекс "Д". 

21.4.18  Изолированную  подвеску  рукава  следует  очистить,  проверить 

ее  состояние,  измерить  сопротивление  изоляции  между  изолированными 
частями  мегаомметром,  которое  должно  быть  не  менее  0,8 МОм.  При 
необходимости подвеску следует заменить новой или отремонтированной. 

Исправную подвеску следует покрасить эмалью ГФ-92 ХК. 
21.4.19  Электрический  блок  противоюзного  устройства  проверить  на 

работоспособность на стенде, при необходимости заменить. 

21.4.20  Тормозные  накладки  при  толщине  рабочего  материала  менее 

10 мм заменить новыми. 

21.4.21  Регулировка  тормозной  рычажной  передачи  вагона  с 

колодочными тормозами производится в соответствии с разделом 46. 

21.4.22  Все  снятое  с  вагона  тормозное  оборудование  должно  быть 

направлено  для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие 
ремонтные подразделения.  

Резервуары, 

рабочую 

камеру, 

воздухопроводы 

допускается 

осматривать  и  при  необходимости  ремонтировать  непосредственно  на 
вагоне. 

21.4.23  На  отремонтированном  вагоне,  взамен  снятого  с  него 

тормозного 

оборудования, 

предохранительных 

(поддерживающих) 

устройств,  поводков  выпускных  клапанов  должно  быть  установлено  новое 
или  отремонтированное  тормозное  оборудование,  предохранительные 
(поддерживающие) устройства, поводки выпускных клапанов. 

21.4.24  Тормоз  вагона,  прошедшего  деповской  ремонт,  должен  быть 

принят и испытан в соответствии с разделом 43. 

 
 
 
21.5  Объем  ремонта  тормозного  оборудования  при  капитальном 

ремонте первого объема пассажирских вагонов 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

101 

21.5.1  Ремонт  тормозного  оборудования  при  капитальном  ремонте 

первого объема пассажирских вагонов (далее – КР1) производится в объеме 
деповского ремонта за исключением требований пунктов 21.4.1 – 21.4.6. 

21.5.2 При КР1 с вагона демонтируется следующее оборудование: 

-  воздухораспределитель; 
- электровоздухораспределитель; 
- переключательный клапан рабочей камеры; 
- рукава; 
- концевые и разобщительные краны; 
- выпускные клапаны;  
- стоп-краны; 
- резервуары; 
- предохранительные (поддерживающие) устройства.  
С  вагонов,  оборудованных  колодочными  тормозами,  дополнительно 

демонтируется следующее оборудование: 

- регулятор;  
- тормозная рычажная передача вагона.  
С  вагонов,  оборудованных  дисковыми  тормозами,  дополнительно 

демонтируется следующее оборудование: 

- тормозные цилиндры;  
- реле давления;  
- трехпозиционные сбрасывающие клапаны;  
- сигнализаторы давления; 
-  рычажная передача клещевого механизма;  
- противоюзные осевые датчики.  
Корпус  тормозного  цилиндра  14”,  рабочую  камеру  электровоздухо- 

распределителя  и  воздухопроводы  необходимо  демонтировать  с  вагона 
только при их неисправности.  

21.5.3 Прокладку между кронштейном тормозного цилиндра и рабочей 

камерой электровоздухораспределителя необходимо заменить на новую. 

21.5.4  Воздухопроводы  необходимо  осмотреть.  Трубы,  имеющие 

вмятины, износы (потертости), коррозию, следует заменить новыми трубами 
по ГОСТ 8734.  

Для  очистки  внутренней поверхности магистрального  воздухопровода 

его  необходимо  обстучать  деревянным  молотком  массой  не  более  1 кг  и 
пропустить через него ерш, затем продуть сжатым воздухом под давлением  
от 0,60 до 0,65 МПа (от 6,0 до 6,5 кгс/см

2

). 

На  вагонах  постройки  ТВЗ  при  каждом  втором  КР-1  следует 

производить  замену  труб  от  тормозной  магистрали  к  стоп-кранам.  После 
замены на подводящую трубу к стояку стоп-крана должна быть установлена 
бирка  в  виде  полосы  из  листового  оцинкованного  железа  размером 
30х120х0,5 мм, обернутой вокруг трубы с маркировкой наружу. Маркировка 
должна  содержать  условный  номер  ремонтного  предприятия  и  дату  замены 
(число, месяц и две последние цифры года). 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

102 

21.5.5  Резервуары  необходимо  подвергнуть  полному  техническому 

освидетельствованию в соответствии с разделом 25. 

21.5.6  Выпускной  клапан  следует  ремонтировать  в  соответствии  с 

разделом 32 с заменой резинового уплотнения. 

21.5.7  Все  снятое  с  вагона  тормозное  оборудование  должно  быть 

направлено  для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие 
ремонтные подразделения.  

21.5.8 На отремонтированном вагоне, взамен снятого с него тормозного 

оборудования,  предохранительных  (поддерживающих)  устройств,  поводков 
выпускных 

клапанов 

должно 

быть 

установлено 

новое 

или 

отремонтированное 

тормозное 

оборудование, 

предохранительные 

(поддерживающие) устройства, поводки выпускных клапанов.  

21.5.9  Тормоз  вагона,  прошедшего  капитальный  ремонт,  должен  быть 

принят и испытан в соответствии с разделом 43. 

 

21.6  Объем  ремонта  тормозного  оборудования  при  капитальном 

ремонте второго объема пассажирских вагонов 

 

21.6.1 При капитальном ремонте второго объема пассажирских вагонов 

(далее  –  КР-2)  демонтируется  все  тормозное  оборудование,  включая 
воздухопроводы,  камеру  электровоздухораспределителя  и  все  монтажные 
провода  тормоза  и  кондуитные  трубы,  а  также  предохранительные 
(поддерживающие) устройства.  

Все снятое с вагона тормозное оборудование, должно быть направлено 

для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие  ремонтные 
подразделения. 

Снятые  с  вагона  предохранительные  (поддерживающие)  устройства, 

поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  направлены  для  осмотра  и 
ремонта в соответствующие ремонтные подразделения. 

21.6.2  Выпускной  клапан  необходимо ремонтировать  в соответствии с 

разделом 28. 

21.6.3  Резервуары  необходимо  подвергнуть  полному  техническому 

освидетельствованию в соответствии с разделом 25.  

21.6.4  Тормозную  рычажную  передачу  вагона  с  колодочными 

тормозами,  включая  рычажную  передачу  ручного  тормоза,  следует 
полностью разобрать независимо от состояния.  

21.6.5  Клещевой  механизм  дискового  тормоза  следует  полностью 

разобрать независимо от состояния. 

Рычажную  передачу  ручного  тормоза  вагона  с  дисковым  тормозом, 

следует полностью разобрать независимо от состояния. 

21.6.6  Ручной  тормоз  вагона  полностью  разобрать  независимо  от 

состояния.  

Тормозные  винты  с  гайками,  секторы  ручного  тормоза  следует 

очистить и проверить. Винты, у которых гайка имеет свободное продольное 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

103 

перемещение 

более 

2 мм, 

необходимо 

заменить 

новыми 

или 

отремонтированными. На новый или отремонтированный винт гайка должна 
навертываться без заеданий. 

21.6.7  Кронштейны  для  крепления  и  подвешивания  тормозного 

оборудования  должны  быть  исправными  и  прочно  закрепленными  на  раме. 
Взамен 

неисправных 

следует 

устанавливать 

исправные 

согласно 

конструкторской документации на вагон.  

21.6.8 

Предохранительные 

и 

поддерживающие 

устройства, 

предотвращающие  падение  деталей  и  элементов  тормозной  рычажной 
передачи  на  путь,  должны  быть  исправны  и  укреплены  в  соответствии  с 
требованиями конструкторской документации на вагон.  

Резиновые  трубки  на  осях  поддерживающих  устройств  следует 

заменить новыми.  

21.6.9  Перед  сборкой  тормозной  рычажной  передачи  вагона  с 

колодочными тормозами необходимо проверить соответствие размеров плеч 
рычагов типу вагона (Приложение Б). 

При  сборке  тормозной  рычажной  передачи  тележки  следует 

пользоваться таблицами 13-15. 

21.6.10  Шарнирные  соединения  и  трущиеся  поверхности  следует 

смазывать  осевым  маслом.  На  валиках  следует  устанавливать  новые 
стандартные шайбы и шплинты. 

21.6.11  Тормозную  рычажную  передачу  вагона  с  колодочными 

тормозами необходимо регулировать в соответствии с разделом 42. 

21.6.12  Клеммные  коробки  и  крышки,  имеющие  отколы  и  трещины, 

необходимо заменить исправными. 

21.6.13  Провода  необходимо  заменить  новыми,  наконечники  следует 

облудить, закрепить в клеммных коробках. Провода должны иметь запас по 
длине,  уложенные  в  коробках  провода  не  должны  касаться  контактных 
шпилек. 

21.6.14  Технические  требования  к  рабочей  камере,  сборке  ЭПТ, 

концевым  клеммным  коробкам,  подвескам  рукавов  при  КР-2  должны 
соответствовать требованиям пунктов 21.4.12 – 21.4.15.  

21.6.15  Электрический  блок  противоюзного  устройства  проверить  на 

работоспособность на стенде, при необходимости заменить. 

21.6.16 Поводки осевых датчиков заменить новыми. 

21.6.17  На  отремонтированном  вагоне,  взамен  снятого  с  него 

тормозного 

оборудования, 

предохранительных 

(поддерживающих) 

устройств,  поводков  выпускных  клапанов  должно  быть  установлено  новое 
или  отремонтированное  тормозное  оборудование,  предохранительные 
(поддерживающие) устройства, поводки выпускных клапанов.  

21.6.18 Тормоз вагона, прошедшего капитальный ремонт, должен быть 

принят и испытан в соответствии с разделом 43. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

104 

21.7  Объем  ремонта  тормозного  оборудования  при  капитально-

восстановительном ремонте пассажирских вагонов 

 

21.7.1  При  капитально-восстановительном  ремонте  пассажирских 

вагонов (далее – КВР) с вагона демонтируется все тормозное оборудование, 
включая  воздухопроводы,  детали  крепления  тормозного  оборудования, 
предохранительные  (поддерживающие)  устройства,  поводки  выпускных 
клапанов

.

 

Все снятое с вагона тормозное оборудование, должно быть направлено 

для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие  ремонтные 
подразделения. 

Снятые  с  вагона  предохранительные  (поддерживающие)  устройства, 

поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  направлены  для  осмотра  и 
ремонта в соответствующие ремонтные подразделения. 

21.7.2  Взамен  снятого  на  вагоне  должно  быть  установлено  новое  или 

отремонтированное  тормозное  оборудование,  новые  детали  его  крепления, 
новые  или  отремонтированные  предохранительные  (поддерживающие) 
устройства и поводки выпускных клапанов. 

При  этом  весь  воздухопровод,  тормозные  цилиндры  и  резервуары 

необходимо устанавливать только новые. 

21.7.3  Кронштейны  для  крепления  пневматического  тормозного 

оборудования,  воздухопровода  и  элементов  тормозной  рычажной  передачи 
должны быть восстановлены до чертежных размеров или заменены новыми.  

21.7.4 Провода должны быть заменены новыми. 

21.7.5  Тормоз  вагона,  прошедшего  капитально-восстановительный 

ремонт, должен быть принят и испытан в соответствии с разделом 43. 

 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

105 

22  ОБЩИЕ  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ТОРМОЗНОМУ 

ОБОРУДОВАНИЮ И МОНТАЖУ ЕГО НА ВАГОНАХ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ 
ПЛАНОВОГО  РЕМОНТА  И  ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ 
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 

 
 
22.1  На  вагоны  при  всех  видах  их  планового  ремонта  и  технического 

обслуживания  следует  устанавливать  только  допущенное  в  установленном 
порядке к эксплуатации тормозное оборудование. 

22.2 Кронштейны для крепления тормозного оборудования на вагоне и 

его  тележках должны  быть  исправными  и  соответствовать  конструкторской 
документации на вагон. 

22.3  Шплинты  в  узлах  крепления  тормозного  оборудования 

необходимо  ставить  только  новые.  При  установке  шплинта  разводить 
необходимо обе его ветви на угол между ними не менее 90º. 

22.4 Фильтры и пылеулавливающие сетки тормозных приборов и камер 

должны ставиться на вагон только новые или очищенные в условиях АКП  - 
промытые  керосином  с  последующей  просушкой  их  в  специальных 
центрифугах и продувкой сжатым воздухом. 

22.5  Все  резиновые  детали,  входящие  в  тормозное  оборудование 

вагона,  должны  ставиться  в  зависимости  от  состояния  и  с  учетом  сроков 
годности. 

Установленные сроки годности: 
- рукава резинотекстильные - 6 лет;  
- рукава резинокордовые высокого давления - 5 лет;  
- кольца уплотнительные - 3 года; 
- манжеты и прокладки тормозных цилиндров - 6 лет; 
- манжеты, диафрагмы и уплотнения клапанов тормозных приборов - 4 

года; 

- прокладки тормозных приборов - 5 лет; 
- чехол резиновый тормозных цилиндров – 5 лет. 
Срок  годности  для  резинотекстильных  рукавов  исчисляется  от  даты 

изготовления, указанной на резиновом ярлыке рукава. 

Срок  годности  остальных  резиновых  деталей  исчисляется  от  года 

изготовления (рельефный оттиск на детали, каждая точка на клейме-оттиске 
обозначает  один  год,  который  добавляется  к  дате  изготовления),  не  считая 
года изготовления.  

Резиновые  детали,  срок  годности  которых  истекает  в  гарантийный 

межремонтный  период,  при  плановых  ремонтах  должны  быть  заменены 
новыми.  

Прокладки и уплотнения, на которые в соответствии с конструкторской 

документацией  не  наносится  клеймо-оттиск  с  датой  изготовления, 
необходимо ставить в тормозные приборы в зависимости от их состояния.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

106 

Наличие  у  прокладок,  диафрагм,  манжет  и  уплотнений  подрезов, 

расслоений, признаков разбухания не допускается 

Резиновые  детали,  которые  в  соответствии  с  конструкторской 

документацией  должны  иметь  клеймо-оттиск  с  датой  изготовления,  при 
отсутствии  клейма-оттиска  с  датой  изготовления  ставить  в  тормозные 
приборы запрещается.  

22.6  Замена  войлочных  колец,  входящих  в  тормозное  оборудование, 

производится в зависимости от их состояния. 

22.7 

Муфты, 

тройники, 

обратные 

клапаны, 

концевые 

и 

разобщительные  краны,  стоп-краны,  ниппели  должны  быть  навернуты  на 
всю  длину  резьбы  и  закреплены  контргайками.  Муфты  должны  быть 
закреплены контргайками с обеих сторон. 

22.8  Уплотнение  резьбовых  соединений  труб,  сгонов,  обратных 

клапанов, стоп-кранов, концевых и разобщительных кранов, соединительных 
рукавов,  ниппелей  необходимо  выполнять  с  применением  смазки  
ВНИИ НП-232 с подмоткой из трепаного льна или пеньки. 

22.9  Конструкция  и  размеры  тяг  и  затяжек  тормозной  рычажной 

передачи  вагонов  с  колодочными  тормозами  должны  соответствовать 
конструкторской документации на вагон. 

22.10 При сборке все шарнирные соединения и узлы трения тормозной 

рычажной передачи, включая детали стояночного и ручного тормоза, должны 
быть смазаны. Рекомендуемые для применения масла и смазки приведены в  
таблицах 2 и 3. 

22.11 

На 

валики 

тормозной 

рычажной 

передачи 

должны 

устанавливаться  стандартные  шайбы  и  шплинты.  Шплинты  необходимо 
ставить  новые,  разводить  необходимо  обе  ветви  шплинта  на  угол  между 
ними не менее 90º, повторное использование шплинтов запрещено. 

Расстояние  между  шайбой  и  шплинтом  в  шарнирных  соединениях 

тормозной  рычажной  передачи  допускается  не  более  3 мм.  Допускается 
регулировать  этот  размер  постановкой  не  более  одной  дополнительной 
шайбы  необходимой  толщины  с  таким  же  диаметром  отверстия,  как  и  у 
основной шайбы. 

Болты  и  валики,  расположенные  вертикально,  должны  быть 

поставлены головками вверх, а установленные горизонтально – должны быть 
обращены  гайками  и  шплинтами  наружу  от  продольной  оси  вагона,  за 
исключением  тех,  у  которых  постановка  гаек  и  шплинтов  внутрь 
предусмотрена конструкцией. 

22.12  Выход  штока  тормозного  цилиндра  вагона  с  колодочными 

тормозами  при  полном  служебном  торможении  должен  соответствовать 
значениям, приведенным в таблице 12. 

22.13 

Устанавливаемые 

на 

вагон 

воздухораспределители, 

электровоздухораспределители  переключательные  клапаны,  реле  давления, 
сбрасывающие  трѐхпозиционные  клапаны,  сигнализаторы  давления, 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

107 

концевые  краны,  соединительные  рукава,  регуляторы  тормозных  рычажных 
передач должны быть предварительно испытаны. 

При этом бирки ремонтного предприятия устанавливаются:  
-  на  новые  (с  сохранением  пломбы  предприятия-изготовителя)  и 

отремонтированные 

воздухораспределители 

и 

электровоздухо-

распределители; 

-  на  отремонтированные  переключательные  клапаны,  реле  давления, 

трѐхпозиционные  сбрасывающие  клапаны,  сигнализаторы  давления, 
соединительные  рукава,  концевые  краны,  тормозные  цилиндры  со 
встроенным регулятором и регуляторы тормозных рычажных передач.  

Бирки ремонтного предприятия не устанавливаются: 
-  на  новые  и  отремонтированные  разобщительные  краны  и  тормозные 

цилиндры; 

на 

новые 

переключательные 

клапаны, 

реле 

давления, 

трѐхпозиционные  сбрасывающие  клапаны,  сигнализаторы  давления, 
соединительные рукава, концевые краны и регуляторы тормозных рычажных 
передач.  

Подлежащие  постановке  на  вагон  новые  соединительные  рукава 

должны иметь бирку предприятия-изготовителя. 

Подлежащие постановке на вагон запасные резервуары должны иметь 

надпись, удостоверяющую положительные результаты их испытаний. 

Подлежащие  постановке  на  вагон  элементы  тормозной  рычажной 

передачи  (тяги,  траверсы,  подвески  траверс)  должны  иметь  клейма, 
удостоверяющие  положительные  результаты  их  испытаний  и  (или) 
неразрушающего контроля. 

22.14  Предохранительные  (поддерживающие)  устройства  тормозного 

оборудования  должны  быть  установлены  в  соответствии  с  требованиями 
конструкторской документации на вагон. Устанавливать предохранительные 
(поддерживающие)  устройства  с  отступлениями  от  конструкторской 
документации запрещается. 

22.15  Концевой  кран  необходимо  устанавливать  в  соответствии  с 

конструкторской документации на вагон. 

Расстояние  от  продольной  оси  вагона  до  оси  корпуса  крана  должно 

быть не более 350 мм. 

22.16  Все  пневматическое  тормозное  оборудование  следует  крепить 

жестко – без применения прокладок. 

Для крепления запасного резервуара необходимо применять подкладки 

из древесины влажностью не более 25 %.  

22.17  Крепление  тройника  573П,  магистрального  воздухопровода, 

резервуаров, тормозных цилиндров необходимо производить  в соответствии 
с конструкторской документации на вагон. 

22.18  Поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  выполнены  в 

соответствии с конструкторской документацией на вагон.  

Поводки необходимо выводить на обе стороны и внутрь вагона. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

108 

При  постановке  поводков  необходимо  проверять  их  действие  - 

перемещение  поводка  должно  быть  свободным,  без  заеданий,  а  при 
воздействии  на  поводок  из  вагона  выпускной  клапан  должен  приходить  в 
действие. 

22.19  Размеры  плеч  рычагов  в  тормозной  рычажной  передаче  должны 

соответствовать  конструкторской  документации на  вагон и  типу  тормозных 
колодок.  

Схемы  и  характеристики  тормозных  рычажных  передач  основных 

типов вагонов приведены в приложении Б. 

Характеристики  тормозных  рычажных  передач  пассажирских  вагонов 

специального  назначения  и  вагонов  новой  конструкции  для  скоростей 
движения 

до 

160 км/ч 

должны 

соответствовать 

конструкторской 

документации на данные типы вагонов. 

22.20  Тормозные  колодки  должны  быть  установлены  новые  и 

закреплены чеками по ГОСТ 1203. 

При  единой  технической  ревизии  вагонов  допускается  не  менять 

чугунные  тормозные  колодки  толщиной  не  менее  30 мм  и  композиционные 
тормозные колодки толщиной не менее 20 мм. 

Тормозные колодки не должны выступать за наружные грани колес. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

109 

23  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  НА  РЕМОНТ  ТОРМОЗНОЙ 

РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ 
 
 

23.1  Поступившие  в  ремонт  узлы  и  детали  тормозной  рычажной 

передачи вагонов должны быть очищены от грязи и старой смазки. 

23.2  Горизонтальные  рычаги,  затяжки,  вертикальные  рычаги, 

балансиры, серьги и тяги, имеющие трещины, ремонту и постановке на вагон 
не подлежат. 

23.3  Валики  при  КР-2  необходимо  устанавливать  новые  или 

отремонтированные, при КР-1 и деповском ремонте допускается постановка 
валиков, имеющих износ по диаметру не более 1 мм. 

23.4  Втулки  шарнирных  соединений  в  рычагах,  затяжках  и  тягах, 

имеющие выкрашивания и трещины, должны быть заменены.  

При деповском ремонте  вагонов  втулки,  изношенные по  внутреннему 

диаметру  более  2 мм  от  номинального  размера  шарнирного  соединения, 
необходимо заменить. 

При  капитальном  ремонте  вагонов  втулки,  изношенные  по 

внутреннему  диаметру  более  1,3 мм  от  номинального  размера  шарнирного 
соединения, необходимо заменить. 

При 

замене 

необходимо 

устанавливать 

новые 

втулки 

из 

композиционного  прессовочного  материала.  Допускается  при  эксплуатации 
вагонов  в  умеренном  климате  устанавливать  новые  втулки  из  порошкового 
легированного материала или втулки с износостойкими покрытиями. 

23.5  Траверсы  следует  ремонтировать  в  соответствии  с  требованиями 

Инструкции  по  сварке  и  наплавке  при  ремонте  вагонов  и  испытывать  в 
соответствии  с  методикой  испытаний  на  растяжение  деталей  пассажирских 
вагонов. 

Траверсы, имеющие трещины по поперечному сечению балки, ремонту 

не  подлежат  и  к  постановке  на  вагон  не  должны  допускаться.  Расстояние 
между осевыми линиями проушин траверсы должно быть (1180±1) мм. 

Цапфы и отверстия в проушинах траверс необходимо восстанавливать 

в соответствии с технологическим процессом с последующей обработкой до 
чертежных размеров. Втулки в цапфах и в проушинах траверсы, изношенные 
по диаметру более 1 мм, необходимо заменить. 

Зазор между цапфой и башмаком, а также между цапфой и подвеской 

допускается при деповском ремонте вагонов не более 3 мм, при капитальных 
ремонтах вагонов – не более 1,3 мм. 

При  КР-2  и  КВР  узел  крепления  подвески  траверсы  на  раме  тележки 

должен  быть  укомплектован  новыми  типовыми  резиновыми  и  стальными 
шайбами. Осевой зазор в узле не допускается. 

23.6  Тормозные  башмаки  (чертеж  80.40.120  СБ),  имеющие  два 

отверстия  для  подвешивания,  следует  устанавливать  при  чугунных 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

110 

тормозных  колодках  на  подвесках  отверстиями,  маркированными  буквой 
«Ч», при композиционных тормозных колодках – буквой «К». 

Тормозные башмаки следует восстанавливать до чертежных размеров. 

Паз  для  ушка  тормозной  колодки  с  размерами  более  45  и  50 мм  следует 
восстанавливать  наплавкой  до  номинальных  размеров  соответственно  42  и 
47 мм. 

Башмаки,  имеющие  толщину  перемычки  для  чеки  менее  5,5 мм,  к 

постановке на вагон не допускаются. 

23.7 

Комплекты  фиксаторов  тормозных  башмаков  (стержни, 

проушины, 

валики) 

должны 

быть 

заменены 

новыми 

или 

отремонтированными  в  соответствии  с  конструкторской  документацией  на 
них. Шплинты необходимо ставить только новые. 

23.8  Тормозные  колодки  (чугунные  или  композиционные)  следует 

ставить новые. 

При  ТО-3  допускается  оставлять  чугунные  тормозные  колодки 

толщиной не менее 30 мм и композиционные тормозные колодки толщиной 
не менее 20 мм. 

Установленные  на  вагон  тормозные  колодки  не  должны  выступать  за 

кромки наружных граней колес. При отпущенном тормозе каждая тормозная 
колодка должна отходить от поверхности катания колес. 

Зазор  между  тормозными  колодками  и  колесами  должен  быть  

от 5 до 8 мм. 

23.9 

Тормозные  колодки  крепить  в  башмаках  необходимо 

стандартными чеками. 

Чеки  следует  предохранять  от  выпадения  постановкой  в  отверстие 

верхней  части  тормозного  башмака  шплинта  диаметром  8 мм  и  длиной 
110 мм. 

23.10 На вагонах с композиционными тормозными колодками на шток 

тормозного  цилиндра  следует  устанавливать  хомут  длиной  70 мм  
(ЧУ 24.5.0066.030). 

23.11 Тормозной винт с гайкой ручного тормоза необходимо очистить 

и проверить. Винт и гайку с износом резьбы вдоль винта более 2 мм следует 
заменить  или  отремонтировать.  Винты,  на  которых  новая  гайка  имеет 
свободное  продольное  перемещение  более  1 мм,  следует  заменить  новыми 
или  отремонтированными.  На  новый  или  отремонтированный  винт  гайка 
должна  навертываться  свободно,  без  заеданий.  Необходимо  проверить 
соединение  конических  шестерен  ручного  тормоза,  при  наличии  износа 
шестерни следует заменить новыми. 

23.12  Ремонт  тормозных  тяг  производится  в  соответствии  с 

требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов.  

Тормозные тяги после ремонта должны быть испытаны на растяжение 

с  последующим  их  дефектоскопированием  и  клеймением  в  соответствии  с 
методикой  испытаний  на  растяжение  деталей  пассажирских  вагонов  и 
руководящими документами по неразрушающему контролю деталей вагонов. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

111 

Испытанию на  растяжение  с  последующим  их  дефектоскопированием 

и  клеймением  подлежат  также  вновь  изготовленные  тормозные  тяги  и 
тормозные  тяги  (вне  зависимости  от  того  производился  их  ремонт  сваркой 
или нет) при производстве капитального ремонта вагонов 

Длины  тяг  необходимо  проверить  на  соответствие  чертежным 

размерам. 

Тяга  со  стороны  штока  тормозного  цилиндра  на  вагонах  постройки 

ТВЗ  длиной  2610 мм  должна  устанавливаться  с  регулятором  574Б,  длиной 
2350 мм  -  только  с  регулятором  РТРП-675  и  РТРП-675-М,  тяга  длиной  
2410 мм  может  устанавливаться  с  регуляторами  обоих  типов.  На  вагонах 
постройки заводов Германии следует ставить тягу длиной 4120 мм.  

23.13 

Установка  тормозной  рычажной  передачи  тележек  с 

колодочными  тормозами  (рисунок  19)  производится  при  новых  тормозных 
колодках в зависимости от диаметра колес внутренней колесной пары (D

2

)

 

в 

соответствии с таблицами 13-15. 

При  монтаже  тормозной  рычажной  передачи  тележки  разность  чисел 

неиспользованных  отверстий  внутренней  (В)  и  наружной  (Н)  головок  тяги 
должна  быть  минимальной.  При  этом  больший  запас  должен  быть  во 
внутренней головке (В) тяги тележки. 

23.14. Регулировка тормозной рычажной передачи вагона производится 

в соответствии с разделом 42. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..