ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 5

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

64 

16.1.3  Кран  машиниста  или  заменяющий  его  блок  управления  должен 

обеспечивать:  

-  давление сжатого воздуха  в МР:  (0,60+0,01), (0,54+0,01), (0,45+0,01), 

(0,35+0,01) МПа [(6,0+0,1), (5,4+0,1), (4,5+0,1), (3,5+0,1) кгс/см

2

]; 

-  автоматическое  поддержание  установившегося  давления  сжатого 

воздуха в МР; 

-  ступень  торможения  -  понижение  давления  сжатого  воздуха  в  МР  с 

(0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]

 

 

 

на 0,05 – 0,06 МПа (0,5 – 0,6 кгс/см

2

); 

- темп служебного торможения - понижение давления сжатого воздуха 

в  МР  с  0,5  до  0,4 МПа  (с  5,0  до  4,0 кгс/см

2

)

 

  за  время  от  4  до  6 с  (при 

отключенных от стенда главной и магистральной частях); 

-  темп  отпуска  -  повышение  давления  сжатого  воздуха  в  МР  с  0,4  до 

0,5 МПа  (с  4,0  до  5,0 кгс/см

2

)

   

за  время

 

  не  более  5 с  (при  отключенных  от 

стенда главной и магистральной частях). 

16.1.4  Дроссель  ДР2  должен  обеспечивать  темп  проверки  мягкости 

действия  магистральной  и  главной  частей  -  понижение  давления  сжатого 
воздуха в МР с 0,60 до 0,57 МПа (с 6,0 до 5,7 кгс/см

2

 

за время от 50 до 60 с 

(при отключенных от стенда кране машиниста (блоке управления), главной и 
магистральной частях). 

Дроссель  ДР3  должен  обеспечивать  темп  медленного  отпуска 

 

повышение  давления  сжатого  воздуха  в  МР  с  0,48  до  0,50 МПа  (с  4,8  до 
5,0 кгс/см

2

)

 

  за  время  от  36  до  43 с  (при  отключенных  от  стенда  главной  и 

магистральной частях). 

Диаметры  отверстий  дросселей  ДР2  и  ДР3  на  каждом  конкретном 

стенде должны быть подобраны при регулировке заданных темпов. 

16.1.5. Испытание магистральных частей производится с закрепленной 

на стенде проверенной и исправной главной частью 270 или 483.400. 

Испытание  главных  частей  производится  с  закрепленной  на  стенде 

проверенной и исправной магистральной частью 483М или 483А. 

Испытание  на  стенде  одновременно  непроверенных  магистральной  и 

главной частей запрещается. 

16.1.6  Проверку  плотности  стенда  и  заданных  темпов  следует 

производить следующим образом: 

-  стенд  подключить  к  воздушной  напорной  магистрали  с  давлением 

сжатого воздуха не ниже 0,65 МПа (6,5 кгс/см

2

); 

-  для  проверки  плотности  на  привалочные  фланцы  стенда  для 

магистральной  и  главной  частей  установить  специальные  фланцы, 
соединяющие между собой МР и ТР, ЗК с каналом дополнительной разрядки 
(далее  –  КДР),  и  заглушающие  все  остальные  отверстия  на  привалочных 
фланцах стенда;  

- включением прямых каналов (открыть краны 1, 13, 15, 26, 29, 32, 33) 

зарядить  стенд  (МР,  ТР,  ЗР,  РК,  ЗК,  КДР)  сжатым  воздухом  до 
(0,60+0,01) МПа [(6,0+0,1) кгс/см

2

]

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

65 

-  после  двухминутной  выдержки  отключить  прямую  зарядку 

резервуаров и камер  (закрыть краны 1, 15, 29, 33) и  проверить плотность: в 
течение  5  минут  снижение  давления  сжатого  воздуха  в  МР,  ТР  и  ЗР 
допускается  не  более  чем  на  0,01 МПа  (0,1 кгс/см

2

),  а  снижение  давления 

сжатого воздуха в РК, ЗК и КДР не допускается; 

-  открыть  кран  15,  закрыть  кран  26,  краном  машиниста  (блоком 

управления)  снизить  давление  сжатого  воздуха  в  МР

 

до  (0,35+0,01) МПа 

[(3,5+0,1) кгс/см

2

],  при  этом проверить  темп  служебного  торможения:  время 

снижения  давления  сжатого  воздуха  в  МР  с  0,5  до  0,4 МПа  (с  5,0  
до 4,0 кгс/см

2

)

 

 должно быть от 4 до 6 с; 

-  кран  машиниста  (блок  управления)  перевести  на  зарядное  давление 

(0,54+0,01) МПа  [(5,4+0,1) кгс/см

2

]  и  проверить  темп  отпуска:  повышение 

давления сжатого воздуха в МР с 0,4 до 0,5 МПа (с 4,0 до 5,0 кгс/см

2

) должно 

произойти не более чем за 5 с; 

- краном машиниста (блоком управления) установить давление сжатого 

воздуха  в  МР  (0,45+0,01) МПа  [(4,5+0,1) кгс/см

2

],  закрыть  кран  15  (кран  26 

остается  закрытым),  после  двухминутной  выдержки  отрыть  кран  22,  кран 
машиниста  (блок 

управления) 

перевести  на  зарядное  давление 

(0,54+0,01) МПа  [(5,4+0,1) кгс/см

2

]  и  проверить  темп  медленного  отпуска: 

повышение  давления  сжатого  воздуха  в  МР  с  0,48  до  0,50 МПа  (с  4,8  до 
5,0 кгс/см

2

)

 

 должно произойти за время от 36 до 43 с; 

- закрыть кран 22, открыть кран 15, зарядить МР  сжатым воздухом до 

(0,60+0,01) МПа  [(6,0+0,1)  кгс/см

2

],  после  чего  закрыть  кран  15  (кран  26 

остается  закрытым),  после  двухминутной  выдержки  открыть  кран  10  и 
проверить  темп  проверки  мягкости  действия  магистральной  и  главной 
частей: снижение давления сжатого воздуха в МР с 0,60 до 0,57 МПа (с 6,0 до 
5,7 кгс/см

2

)

 

 должно произойти за время от 50 до 60 с;  

- для проверки крана машиниста (блока управления) на автоматическое 

поддержание  давления  необходимо  закрыть  кран  10,  открыть  кран  15  
(кран  26  остается  закрытым),  краном  машиниста  (блоком  управления) 
установить зарядное давление сжатого воздуха в МР, а затем создать утечку 
через отверстие диаметром 2 мм (открыть кран 8), при этом кран машиниста 
(блок  управления)  должен  поддерживать  установившееся  давление  сжатого 
воздуха в МР с отклонением не более 0,015 МПа (0,15 кгс/см

2

)

 

Допускается  проверять  плотность  стенда  с  установленными  на  него 

исправными  магистральной  и  главной  частями,  для  этого  включением 
прямых каналов (открыть  краны  1,13,15,26,29,32,33)  следует  зарядить  стенд 
(МР,  ЗР,  РК,  ЗК)  сжатым  воздухом  до  (0,54+0,01) МПа  [(5,4+0,1) кгс/см

2

], 

после двухминутной выдержки отключить прямую зарядку РК и ЗК (закрыть 
краны  29,  33),  краном  машиниста  (блоком  управления)  понизить  давление 
сжатого воздуха в МР на 0,05 – 0,06 МПа (0,5 – 0,6 кгс/см

2

)

 

, после того, как 

давление установится, закрыть краны 1, 15 и проверить плотность: в течение 
5 минут снижение давления  сжатого воздуха в МР, ТР и ЗР допускается не 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

66 

более чем на 0,01 МПа (0,1 кгс/см

2

), а снижение давления сжатого воздуха в 

РК, ЗК и КДР не допускается. 

 

 

 

1,8,10,13,15,22,26,29,32,33 

–  разобщительные  краны  или  устройства, 

заменяющие  их;  2,3,9,18,19,20  –  манометры;  4  –  тормозной  резервуар;  
5  –  запасный  резервуар;  6  –  редуктор;  7,25  –  водоспускные  краны;  
11  –  привалочный  фланец  для  главной  части  воздухораспределителя;  
12 – канал дополнительной разрядки; 14 – кран машиниста (блок управления); 
16,17,23,30,34 

–  дроссели;  21  –  фильтр  для  очистки  воздуха;  

24 – магистральный резервуар;  27 – рабочая камера; 28 – золотниковая камера; 
31 - привалочный фланец для магистральной части воздухораспределителя 

 

Рисунок 10 – Принципиальная пневматическая схема стенда 

унифицированной конструкции для испытания магистральных  
и главных частей воздухораспределителей грузового типа 

 
 

16.2 Испытание магистральной части 

 

16.2.1 Проверка зарядки магистральной части производится на режиме 

«равнинный» при зарядном давлении (0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

67 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «груженый»,  краны  13,  15  и  32  должны  быть  открыты,  
остальные – закрыты. 

После  достижения  в  МР  зарядного  давления  производится  зарядка 

магистральной  и  главной  частей  (открыть  кран  26),  после  чего  следует 
проверить: 

время  зарядки  ЗК  сжатым  воздухом  от  0  до  0,12 МПа  (от  0  до 

1,2 кгс/см

2

),  которое  должно  быть  для  магистральных  частей  483  и  483М  

от 20 до 35 с, для магистральной части 483А – от 4 до 8 с; 

открытие  клапана  мягкости  (проверяется  для  магистральных 

частей  483  и  483М),  которое  должно  произойти  в  процессе  зарядки  ЗК  при 
достижении в ней давления  сжатого воздуха от 0,15 до 0,35 МПа (от 1,5 до 
3,5 кгс/см

2

)  и  определяется  по  ускорению  темпа  зарядки  ЗК  :  время  зарядки 

ЗК сжатым воздухом с 0,35 до 0,40 МПа (с 3,5 до 4,0 кгс/см

2

) должно быть от 

3 до 5 с; 

открытие  второго  пути  зарядки  РК,  которое  должно  произойти 

при достижении в ней давления сжатого воздуха от 0,20 до 0,35 МПа (от 2,0 
до  3,5 кгс/см

2

)  и  определяется  по  ускорению  темпа  зарядки  РК:  время 

зарядки РК сжатым воздухом с 0,35 до 0,40 МПа (с 3,5 до 4,0 кгс/см

2

) должно 

быть от 6 до10 с. 

16.2.2 Проверка мягкости действия магистральной части производится 

на  режиме  «равнинный»  при  зарядном  давлении  (0,60+0,01) МПа

  

[(6,0+0,1) /см

2

]. 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение 

«груженый», 

краны 

13, 

15, 

26 

и 

32 

открыты,  

остальные   закрыты. 

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК,  МР  и  ЗР  до  зарядного 

давления  следует  отсоединить  МР  от  прямой  зарядки  (закрыть  кран  15), 
закрыть  краном  32  КДР  и  снизить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  темпом 
мягкости (открыть кран 10 с дросселем 17). При снижении давления сжатого 
воздуха  в  МР  до  0,54 МПа  (5,4 кгс/см

2

)

   

магистральная  и  главная  части  не 

должны приходить в действие, т.е. сжатый воздух не должен поступать в ТР, 
а  давление  сжатого  воздуха  в  КДР  не  должно  превышать  0,01 МПа 
(0,1 кгс/см

2

). 

16.2.3  Проверка  ступени  торможения  и  отпуска  магистральной  части 

производится  на  режиме  «равнинный»  при  зарядном  давлении  
(0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]

 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «груженый»,  краны  1,  13,  15,  26  и  32  открыты,  
остальные – закрыты. 

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК  и  МР  до  зарядного  давления 

следует  снизить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  на  0,05  –  0,06 МПа  
(0,5   0,6 кгс/см

2

)

 

 темпом служебного торможения. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

68 

В течение 120 с после установления давления сжатого воздуха в ТР: 
-  давление  сжатого  воздуха  в  ТР  должно  быть  не  менее  0,06 МПа 

(0,6 кгс/см

2

); 

-  давление  сжатого  воздуха  в  КДР  должно  быть  не  менее  0,3 МПа 

(3,0 кгс/см

2

); 

- в РК установившееся давление сжатого воздуха не должно снижаться. 
Затем  следует  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  темпом 

медленного  отпуска  (закрыть  кран  15,  перевести  блок  управления  (кран 
машиниста) на зарядное давление и затем открыть кран 22  с дросселем 23). 
При этом сначала в РК, а затем в ТР должно произойти снижение давления 
сжатого воздуха. 

Время  от  начала  повышения  давления  сжатого  воздуха  в  МР  до 

достижения  в  ТР  давления  сжатого  воздуха  0,04 МПа  (0,4 кгс/см

2

)  должно 

быть не более 70 с. 

16.2.4  Проверка  полного  служебного  торможения  и  отпуска 

магистральной  части  производится  на  режиме  «равнинный»  при  зарядном 
давлении (0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]

 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «груженый»,  краны  1,  13,  15,  26  и  32  открыты,  
остальные – закрыты. 

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК  и  МР  до  зарядного  давления 

следует  снизить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  до  (0,35+0,01) МПа 
[(3,5+0,1) кгс/см

2

]  темпом  служебного  торможения.  При  этом  время  от 

начала  понижения  давления  сжатого  воздуха  в  МР  до  достижения  в  ТР 
давления сжатого воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/см

2

) должно быть от 7 до 15 с. 

Затем  следует  повысить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  до 

(0,45+0,01) МПа [(4,5+0,1) кгс/см

2

]. При этом:  

- в РК должно произойти снижение давления сжатого воздуха; 
-  время  от  начала  повышения  давления  сжатого  воздуха  в  МР  до 

достижения  в  ТР  давления  сжатого  воздуха  0,04 МПа  (0,4 кгс/см

2

)  должно 

быть не более 60 с. 

16.2.5  Для  проверки  отпуска  магистральной  части  на  горном  режиме 

следует  ее  режимный  переключатель  перевести  в  положение  «горный», 
проверку 

производить 

при 

зарядном 

давлении 

(0,60+0,01) МПа 

[(6,0+0,1) кгс/см

2

]. 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «груженый»,  краны  1,  13,  15,  26  и  32  открыты,  
остальные – закрыты.  

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК,  МР  и  ЗР  до  зарядного 

давления следует снизить давление сжатого воздуха в МР на 0,10 – 0,12 МПа 
(1,0    1,2 кгс/см

2

)  темпом  служебного  торможения,  дать  выдержку  15 с  и 

повысить  давление  сжатого  воздуха  в  МР  до  (0,54+0,01) МПа 
[(5,4+0,1) кгс/см

2

].  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

69 

В  течение  60 с,  после  повышения  давления  сжатого  воздуха  в  МР, 

должно  произойти  снижение  давления  сжатого  воздуха  в  ТР  не  ниже  чем  
до 0,06 МПа (0,6 кгс/см

2

). 

 
16.3 Испытание главной части 

 
16.3.1  Проверка  зарядки  главной  части  производится  на  режиме 

«равнинный» при зарядном давлении (0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]

 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «порожний»,  краны  13,  15  и  32  должны  быть  открыты,  
остальные - закрыты.  

После  достижения  в  МР  зарядного  давления  производится  зарядка 

сжатым  воздухом  главной  и  магистральной  частей  (открыть  кран  26),  при 
этом необходимо проверить: 

-  время  зарядки  сжатым  воздухом  ЗР  от  0  до  0,52 МПа  (от  0  до 

5,2 кгс/см

2

), которое должно быть от 14 до 18 с; 

-  время  зарядки  сжатым  воздухом  РК  от  0  до  0,05 МПа  (от  0  до 

0,5 кгс/см

2

),  которое  должно  быть  от  25  до  55 с  в  случае  применения  при 

испытании магистральной части 483М, от 15 до 40 с – в случае применения 
при испытании магистральной части 483А.  

16.3.2

 

Проверка  мягкости  действия  главной  части  производится  на 

режиме 

«равнинный» 

при 

зарядном 

давлении 

(0,60+0,01) МПа 

[(6,0+0,1) кгс/см

2

]

 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «порожний»,  краны  13,  15,  26  и  32  должны  быть  открыты, 
остальные - закрыты. 

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК,  МР  и  ЗР  до  зарядного 

давления  следует  отсоединить  МР  от  прямой  зарядки  (закрыть  кран  15), 
перекрыть краном 32 КДР и снизить в МР давление сжатого воздуха темпом 
мягкости (открыть кран 10 с дросселем 17). При снижении давления сжатого 
воздуха  в  МР  до  0,54 МПа  (5,4 кгс/см

2

)  главная  и  магистральная  части  не 

должны приходить в действие, т.е. сжатый воздух не должен поступать в ТР, 
а  давление  сжатого  воздуха  в  КДР  не  должно  превышать  0,01 МПа 
(0,1 кгс/см

2

), давление сжатого воздуха в ЗР не должно понижаться более чем 

на 0,02 МПа (0,2 кгс/см

2

).  

16.3.3

 

Проверка  ступени  торможения  и  плотности  главной  части  при 

ступени

 

торможения  производится  на  режиме  «равнинный»  при  зарядном 

давлении (0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

]. 

Переключатель  режимов  торможения  должен  быть  установлен  в 

положение  «порожний»,  краны  1,  13,  15,  26  и  32  должны  быть  открыты, 
остальные – закрыты.  

Для проверки следует снизить давление сжатого воздуха в МР темпом 

служебного  торможения  на  0,05  –  0,06 МПа

 

(0,5    0,6 кгс/см

2

).  Через  60 с 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

70 

после  снижения  давления  сжатого  воздуха  в МР следует отсоединить ЗР от 
прямой зарядки (закрыть кран 1). При этом: 

- в течение 20 с после отключения ЗР допускается понижение давления 

сжатого воздуха в нем не более чем на 0,01 МПа (0,1 кгс/см

2

); 

- в течение 120 с после снижения давления сжатого воздуха в МР: 

1) 

в  КДР  давление  сжатого  воздуха  должно  быть  не  менее 

0,3 МПа (3,0 кгс/см

2

); 

2) 

в РК установившееся давление сжатого воздуха не должно 

снижаться; 

3) 

давление  сжатого  воздуха  в  ТР  должно  быть  не  менее 

0,06 МПа (0,6 кгс/см

2

)

16.3.4  Проверка  давления  сжатого  воздуха  в  ТР  в  зависимости  от

 

режима  торможения  производится  на  режиме  «равнинный»  при  зарядном 
давлении (0,54+0,01) МПа [(5,4+0,1) кгс/см

2

].  

Краны  стенда  1,  13,  15,  26  и  32  должны  быть  открыты,  

остальные – закрыты. 

После  зарядки  сжатым  воздухом  РК,  ЗК  и  МР  до  зарядного  давления 

поочередно  (в  любой  последовательности)  на  каждом  режиме  торможения 
(«порожний»,  «средний»,  «груженый»)  следует  снизить  давление  сжатого 
воздуха  в  МР  до  (0,35+0,01) МПа  [(3,5+0,1) кгс/см

2

]

 

  темпом  служебного 

торможения  с  обязательным  последующим  полным  отпуском  после 
измерения давления в ТР на каждом режиме торможения.  

Давление сжатого воздуха в ТР должно установиться:  
- на режиме торможения «порожний» ─  от 

0,14 

до 

0,18 МПа  

(от 1,4 до 1,8 кгс/см

2

); 

- на режиме торможения «средний» ─   от 

0,30 

до 

0,34 МПа  

(от 3,0 до 3,4 кгс/см

2

);  

- на режиме торможения «груженый» ─   от 

0,40 

до 

0,45 МПа  

(от 4,0 до 4,5 кгс/см

2

).  

При  несоответствии  давления  сжатого  воздуха  в  ТР  приведенным 

величинам у главной части необходимо отрегулировать пружины режимного 
узла,  после  чего  она  должна  быть  испытана  вновь  на  всех  режимах 
торможения. 

При  проверке  на  режиме  торможения  «груженый»  необходимо 

проконтролировать время от начала понижения давления сжатого воздуха в 
МР  до  достижения  давления  сжатого  воздуха  в  ТР  0,35 МПа  (3,5 кгс/см

2

), 

которое  должно  быть  от  7  до 15  с,  и  время  отпуска:  время  от  начала 
повышения давления сжатого воздуха в МР до достижения давления сжатого 
воздуха в ТР 0,04 МПа (0,4 кгс/см

2

), которое должно быть не более 60 с. 

16.3.5  Для  проверки  действия  выпускного  клапана  главной  части 

толкатель выпускного клапана, при зарядном давлении сжатого воздуха в РК 
(0,54+0,01) МПа  [(5,4+0,1) кгс/см

2

],  следует  отжать  до  отказа.  Время 

понижения  давления  сжатого  воздуха  в  РК  с  0,50  до  0,05 МПа  (с  5,0  
до 0,5 кгс/см

2

)

 

 должно быть не более 5 с. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

71 

17  РЕГУЛИРОВКА  ТОРМОЗНОЙ  РЫЧАЖНОЙ  ПЕРЕДАЧИ 

ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ  

 
 
17.1 Регулировка тормозной рычажной передачи грузовых вагонов при 

производстве деповского и капитального ремонта  

 
17.1.1  Регулировку  тормозной  рычажной  передачи  грузовых  вагонов 

необходимо производить после сборки механической части тормоза на раме 
вагона и соединения ее с тормозными рычажными передачами подкатанных 
под вагон тележек. 

Регулировка  тормозной  рычажной  передачи  каждой  тележки  должна 

быть произведена до подкатки тележек под вагон. 

Рычажная  передача  тележек  грузового  типа  должна  быть 

отрегулирована в соответствии с пунктом 4.10. 

Рычажная 

передача 

тележек 

пассажирского 

типа 

(тележек 

рефрижераторных  вагонов)  должна  быть  отрегулирована  в  соответствии  с 
пунктами 23.13 и 42.3. 

17.1.2  Режимный  валик  воздухораспределителя  на  вагоне  с 

композиционными  тормозными  колодками  должен  быть  установлен  на 
среднем  режиме  торможения,  а  с  чугунными  тормозными  колодками  –  на 
груженом.  

На  дизельном  вагоне  5-вагонной  рефрижераторной  секции  режимный 

валик  воздухораспределителя  должен  быть  установлен,  вне  зависимости  от 
типа тормозных колодок, на среднем режиме торможения. 

Режимный 

валик 

воздухораспределителя 

на 

вагоне 

с 

композиционными  тормозными  колодками,  эксплуатация  которого  в 
груженом  состоянии

 

производится  по  особому  распоряжению  владельца 

инфраструктуры на груженом режиме, должен быть установлен на груженый 
режим торможения. 

На  вагоне,  оборудованном  авторежимом,  под  упор  авторежима 

необходимо подложить металлическую прокладку толщиной (32-1) мм – при 
авторежиме 265А-1, толщиной (45-1) мм – при авторежиме 265А-4. 

17.1.3 У вагона с рычажным приводом регулятора необходимо извлечь 

из рычажного привода валик, соединяющий регулировочный винт привода с 
его  упорным  рычагом,  и  отвести  упорный  рычаг  привода  от  корпуса 
регулятора на максимально-возможное расстояние.  

У  вагона  со  стержневым  приводом  регулятора  упор  привода  следует 

установить  при  чугунных  тормозных  колодках  на  расстоянии  не  менее 
160 мм  от  корпуса  регулятора,  при  композиционных  тормозных  колодках  – 
не менее 200 мм.  

У  вагона  с  винтовым  приводом  регулятора  упор  привода  следует 

установить на расстоянии не менее 40 мм от корпуса регулятора.  

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

72 

17.1.4  Вращением  корпуса  регулятора  необходимо  установить  зазор 

между тормозными колодками и колесами от 5 до 8 мм.  

Винт  регулятора  должен  быть  вывернут  так,  чтобы  размер  «а» 

(расстояние от торца муфты защитной трубы до присоединительной резьбы 
на  винте)  составлял  не  менее  500 мм  –  для  регуляторов  574Б,  РТРП-675, 
РТРП-675-М, не менее 250 мм – для регуляторов РТРП-300 (рисунки 11, 12, 
13).  

17.1.5 Произвести полное служебное торможение и проконтролировать 

выход  штока  тормозного  цилиндра  и  наклон  рычагов  тормозной  рычажной 
передачи.  

Выход  штока  тормозного  цилиндра  при  полном  служебном 

торможении должен находиться в пределах, приведенных в таблице 1.  

У  вагона  с  симметричной  тормозной  рычажной  передачей  с  одним 

тормозным  цилиндром  (рисунки  А.1,  А.4,  А.5,  А.8)  и  у  вагона  с  двумя 
тормозными  цилиндрами  (с  раздельным  торможением,  рисунок  А.6)  при 
полном 

служебном 

торможении 

ведущий 

горизонтальный 

рычаг 

(горизонтальный  рычаг  со  стороны  штока  тормозного  цилиндра)  должен 
располагаться  перпендикулярно  к  оси  тормозного  цилиндра  или  иметь 
наклон от своего перпендикулярного положения до 10° в сторону от тележки 
(рисунки 14, 15). 

У вагона с одним тормозным цилиндром с несимметричной тормозной 

рычажной передачей (рисунки А.2, А.3) при полном служебном торможении 
тыловой промежуточный рычаг должен иметь наклон не менее 20°

 

в сторону 

к тележке (рисунок 16). 

У  вагона-хоппера  с  двумя  тормозными  цилиндрами  (с  раздельным 

торможением,  рисунок  А.7)  при  полном  служебном  торможении 
промежуточные  рычаги  должны  иметь  наклон  не  менее  20°

 

в  сторону  к 

тележке (рисунок 17). 

Тормозная 

рычажная 

передача 

вагона 

при 

несоответствии 

вышеприведенным требованиям должна быть отрегулирована.  

17.1.6  При  регулировке  тормозной  рычажной  передачи  запрещается 

укорачивать тормозные тяги, ставить взамен них тяги другой длины. 

Для  проверки  наклона  рычагов  тормозной  рычажной  передачи  и 

выхода  штока  тормозного  цилиндра  вновь  производится  полное  служебное 
торможение. 

17.1.7  У  вагона  с  отрегулированными  наклоном  рычагов  и  выходом 

штока  тормозного  цилиндра  необходимо  произвести  полное  служебное 
торможение, подвести упорный рычаг (упор) привода регулятора вплотную к 
корпусу регулятора и зафиксировать его положение.  

У  рычажного  привода  для  фиксации  упорного  рычага  следует 

вращением  регулировочного  винта  совместить  отверстие  в  его  головке  с 
отверстием  в  упорном  рычаге  привода  и  соединить  их  валиком,  с 
постановкой шайбы и шплинта. 

После  установки  привода  регулятора  следует  произвести  отпуск 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

73 

тормоза.  При  этом  расстояние  между  корпусом  регулятора  и  упорным 
рычагом  (упором)  устанавливается  автоматически.  Ориентировочные 
установочные  размеры  привода  регулятора  (размер  «А»)  приведены  в 
таблице 8. 

17.1.8 У отрегулированной тормозной рычажной передачи необходимо 

проверить регулятор на стягивание тормозной рычажной передачи, для чего 
следует  измерить  размер  «а»  регулятора,  вращением  корпуса  регулятора 
распустить  тормозную  рычажную  передачу,  повторно  измерить  размер  «а», 
произвести полное служебное торможение, затем произвести отпуск тормоза, 
после  чего  проконтролировать  размер  «а»  –  он  должен  сократиться  
на  5-11 мм  у  регуляторов  574Б,  на  7-20 мм  у  регуляторов  РТРП-675  и  
РТРП-675-М, на 5-10 мм у регуляторов РТРП-300.  

После проверки обратным вращением корпуса регулятора необходимо 

стянуть тормозную рычажную передачу до первоначального размера «а».  

17.1.9  После  регулировки  тормозной  рычажной  передачи  и  проверки 

регулятора на стягивание тормозной рычажной передачи необходимо:  

-  на  вагонах,  не  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя  переключить  на  порожний  режим,  режимный  валик 
воздухораспределителя  на  дизельном  вагоне  5-вагонной  рефрижераторной 
секции оставить на среднем режиме торможения;  

-  у  вагонов,  оборудованных  авторежимом,  извлечь  прокладку, 

поставленную  для  регулировки  тормозной  рычажной  передачи  под  упор 
авторежима,  режимный  валик  воздухораспределителя  установить  при 
композиционных  колодках  на  средний  режим  торможения,  при  чугунных  – 
на груженый. 

 
 
 

 

 

 
Рисунок 11 

– 

Схема установки на вагоне регулятора тормозной  

рычажной передачи с рычажным приводом. 

 
 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

74 

 
 

 

 
 
Рисунок 12 

– 

Схема установки на вагоне регулятора тормозной 

рычажной передачи со стержневым приводом 

 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

Рисунок 13 

– 

Схема установки на вагоне регулятора тормозной 

рычажной передачи с винтовым упором 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

75 

 
 
 

 

 

Рисунок 14 – Положение ведущего горизонтального рычага при полном 

служебном торможении  

 
 
 
 
 
 

 

 
 

Рисунок 15 – Положение ведущих горизонтальных рычагов при полном 

служебном торможении на вагонах с раздельным торможением  

 

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

76 

 

 

 

 

Рисунок 16 – положение тылового промежуточного рычага при полном 

служебном торможении 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 17 – положение промежуточных рычагов при полном служебном 

торможении на вагонах с раздельным торможением 

 

 

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

77 

 

Таблица  8  –  Ориентировочные  установочные  размеры  привода  регулятора 

тормозной рычажной передачи вагонов 

Тип вагона 

Тип 

тормозных 

колодок 

Размер «А», мм 

рычажный 

привод 

стержневой 

привод 

Винтовой 

упор 

4–осный грузовой вагон с одним 
тормозным цилиндром 

Компози-
ционные 

35   50 

140   200 

15   30 

Чугунные 

40 – 60 

120   150 

15   35 

8 - осный грузовой вагон с одним 
тормозным цилиндром 

Компози-
ционные 

30 – 50 

 

 

4–осный грузовой вагон с двумя 
тормозными цилиндрами (с раздель-
ным торможением) 

Компози-
ционные 

10 – 25 

 

10   25 

Вагон 5-вагонной рефрижераторной 
секции постройки БМЗ и ГДР, 
автономный рефрижераторный вагон 
(АРВ) 

Компози-
ционные 

25 – 60 

55   145 

 

Чугунные 

40 – 75 

60   100 

 

Вагон-термос 

Компози-
ционные  

140   200 

 

Чугунные 

130   150 

 

 
 
 
17.2 Регулировка тормозной рычажной передачи грузовых вагонов при 

производстве текущего отцепочного ремонта 

 
17.2.1  При  текущем  отцепочном  ремонте  вагона  для  проверки 

правильности регулировки тормозной рычажной передачи необходимо: 

-  при  отпущенном  тормозе  вагона  проконтролировать  зазор  между 

тормозными  колодками  и  колесами,  размер  «а»  регулятора,  положение 
упорного рычага привода (упора) регулятора; 

произвести  на  вагоне  полное  служебное  торможение  и 

проконтролировать выход штока тормозного цилиндра и наклоны рычагов.  

Зазор  между  тормозными  колодками  и  колесами  при  отпущенном 

тормозе вагона должен быть в пределах от 5 до 8 мм. 

Размер «а» должен быть для регуляторов 574Б, РТРП-675, РТРП-675-М 

не менее 150 мм, для регуляторов РТРП-300 – не менее 50 мм. 

Упорный  рычаг  привода  (упор)  регулятора  при  отпущенном  тормозе 

вагона  не  должен  касаться  корпуса  регулятора,  ориентировочные 
установочные  размеры  привода  регулятора  (размер  «А»)  приведены  в 
таблице 8. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

78 

Выход  штока  тормозного  цилиндра  и  наклоны  рычагов  тормозной 

рычажной передачи, расположенной на раме вагона, при полном служебном 
торможении должны соответствовать требованиям пункта 17.1.5. 

При полном служебном торможении внутренний вертикальный рычаг 

тележки  (рычаг,  соединенный  с  тормозной  тягой  вагона)  может  быть 
наклонен своим верхним плечом в сторону от надрессорной балки, при этом 
угол наклона рычага относительно его вертикального положения не должен 
превышать 35º. 

Тормозная 

рычажная 

передача 

вагона 

при 

несоответствии 

вышеприведенным требованиям должна быть отрегулирована.  

17.2.2 Тормозная рычажная передача тележек грузового типа с новыми 

тормозными  колодками  должна  быть  отрегулирована  в  соответствии  с 
требованиями пункта 4.10.  

У остальных тележек грузового типа регулировку наклона внутреннего 

вертикального  рычага  следует  производить  путем  перестановки  валиков  в 
отверстиях  серьги  мертвой  точки  и  в  затяжке  вертикальных  рычагов, 
выставляя в зависимости от диаметра колес размеры «С» и «Р» (рисунок 1) в 
соответствии с таблицей 9. 

Тормозная  рычажная  передача  тележек  пассажирского  типа  (тележек 

рефрижераторных  вагонов)  должна  быть  отрегулирована  в  соответствии  с 
требованиями пунктов 23.13 и 42.3. 

После  регулировки  тормозной  рычажной  передачи  тележек  и 

соединения  еѐ  с  тормозной  рычажной  передачей,  расположенной  на  раме 
вагона, необходимо вращением корпуса регулятора установить зазор между 
тормозными колодками и колесами от 5 до 8 мм.  

У  вагонов  с  новыми  тормозными  колодками  размер  «а»  регулятора 

должен  быть  не  менее  500 мм  –  для  регуляторов  574Б,  РТРП-675,  
РТРП-675-М,  не  менее  250 мм  –  для  регуляторов  РТРП-300,  у  остальных 
вагонов  размер  «а»  регулятора  должен  быть  не  менее  150 мм  –  для 
регуляторов 574Б, РТРП-675, РТРП-675-М, не менее 50 мм – для регуляторов 
РТРП-300. 

Дальнейшую  регулировку  тормозной  рычажной  передачи  порожнего 

вагона следует производить в соответствии с пунктами 17.1.2, 17.1.3, 17.1.5, 
17.1.6, 17.1.7. 

У  груженого  вагона  режимный  валик  воздухораспределителя  следует 

установить  при  композиционных  тормозных  колодках  на  средний  режим 
торможения,  при  чугунных  –  на  груженый.  У  вагона  с  композиционными 
тормозными  колодками,  эксплуатация  которого  в  груженом  состоянии 
производится  по  особому  распоряжению  владельца  инфраструктуры  на 
груженом  режиме  торможения,  режимный  валик  воздухораспределителя 
должен быть установлен на груженый режим. 

Дальнейшую  регулировку  тормозной  рычажной  передачи  груженого 

вагона следует производить в соответствии с пунктами 17.1.3, 17.1.5, 17.1.6, 
17.1.7. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

79 

17.2.3 У отрегулированной тормозной рычажной передачи необходимо 

проверить  регулятор  на  стягивание  тормозной  рычажной  передачи  в 
соответствии с п. 17.1.8. 

17.2.4  У  порожних  вагонов  после  регулировки  тормозной  рычажной 

передачи  и  проверки  регулятора  на  стягивание  тормозной  рычажной 
передачи необходимо:  

-  на  вагонах,  не  оборудованных  авторежимом,  режимный  валик 

воздухораспределителя  установить  на  порожний  режим  торможения, 
режимный  валик  воздухораспределителя  на  дизельном  вагоне  5-вагонной 
рефрижераторной секции оставить на среднем режиме торможения;  

-  у  вагонов,  оборудованных  авторежимом,  извлечь  прокладку, 

поставленную  для  регулировки  тормозной  рычажной  передачи  под  упор 
авторежима,  режимный  валик  воздухораспределителя  установить  при 
композиционных  колодках  на  средний  режим  торможения,  при  чугунных  – 
на груженый режим. 

17.2.5  У  груженых  вагонов  после  регулировки  тормозной  рычажной 

передачи  и  проверки  регулятора  на  стягивание  тормозной  рычажной 
передачи режимный валик воздухораспределителя должен быть установлен, 
в зависимости от типа тормозных колодок (композиционных или чугунных), 
типа  и  модели  вагона,  а  также  от  загрузки  вагона  (для  вагонов  без 
авторежима) на средний или груженый режим торможения. 

17.3  Регулировку  тормозной  рычажной  передачи  грузовых  вагонов  с 

тележками, в которых применены подшипники кассетного типа с адаптерами 
в  буксовом  проеме,  необходимо  производить  в  соответствии  с 
конструкторской (в том числе ремонтной) документацией на вагон. 

17.4 Регулировку тормозной рычажной передачи и проверку действия еѐ 

регулятора допускается производить при испытании тормоза вагона.  

 
 

Таблица 9 

Обозна-

чение 

размера 

Величина размера, мм, при среднем диаметре колес тележки  

D

ср 

(D

+D

2

)/2, мм 

более 959  959-943 

942-928 

927-904 

903-886 

885-870 

менее 870 

С 

227 

127 

177 

227 

127 

177 

227 

Р 

950 

1030 

1110 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..