Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 57

 

  Главная      Учебники - Разные     Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  55  56  57  58   ..

 

 

Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 57

 

 

димся  в  периоде  наибольпиого  проявления 

душевных  растройств.  Особеишо  одна  фор- 

ма,  паралич,  в  прежния  эпохи  не  встреча- 

лась так часто.

 

Следует        указать,  далее,  на  подтвер- 

лсденное  статистикою 

возрастание числа са- 

моубийств.  Правда, 

мы не всякого добро- 

волыио  кончающаго 

свою  жизнь  считаемъ 

больным 

или 

заболе- 

вшим. 

Среди 

само- 

убийд 

встречаются 

люди, 

разсуждающие 

вполне 

хладнокров- 

но; 

они 

подводятъ 

итог своему прошед-

 

шему и настоящему и

 

решают, что для нихъ

 

лучше не иметь буду-

 

щаго.   Тем не менее

 

безиадежность и отча-

 

яние при сравнительно

 

ничтожнол внешнемъ

 

ИИоводе     охватываютъ

 

усталого  душою   ско-

 

рее, чем бодраго. Не

 

лишено    значения    то

 

обстоятельство, что въ

 

настоящее   время   по-

 

разительно часто про-

 

исходят  самоубииства  детей,  живущих,   соб-

 

ственно,   моментом    и   не   особенно    заботя-

 

щихся о будущем.

 

Есть  еще  третъе  явление,  которое  точно

также  нужно  считать  последствием  слабой

раздражимости  нашей  нервной  системы.  Вле-

чение  к  раздражающим  средствам,  вызы-

вающее  отчасти  означениую  слабость,  при-

нимает  под  влиянием  последней  характеръ

болезненыого  влечения,  и  одерлгимые  имъ

больные  при  обычпых  условиях  оказыва-

ются не в силах бороться с пристрастисмъ

 

 

 

 

к неумеренному употреблению таишх средств, 

как алкоголь, морфий, кокаин и т. п.

 

Въ-четвертых,  на  ряду  с  собственно  ду- 

шевными  болезнями  господствует  состояние  лег- 

кой  утомляемости  нервной  систсмы  у  культур- 

ных  народов,  и  притом  во  всех  слоях. 

Оно  выражается  в  различных  картинах  за- 

болеваний,  для  которых  возникли  названия  нев- 

растении ИИ нервного утомления. Замечателышмъ 

образом  озпаченное  понятие  возникло,  именно, 

в  „стране  безгравичной  возможиости"  с  его 

ошеломляющим  культурным  развитием,  именно, 

в  Америке.  Основною  чертой  неврастении,  какъ 

бы 

ни 

были 

разнообразны 

ея 

проявлешя,нужно 

счи- 

тать 

отсутствие 

внутрен- 

няго 

покоя, 

упорное 

пре- 

обладание 

чувства 

не- 

удовлетворенности, 

от- 

сутствиз 

решительности, 

зависимость 

от 

неотвяз- 

чивых 

иыслей, 

искание 

настроений 

и 

эгоистиче- 

ское 

преобладание 

заботъ 

о 

собствепной 

личности. 

При 

оценке 

совре- 

менной нервной слабо-

 

сти 

существенное 

зна- 

чение 

принадлежитъ 

еще 

одному 

моменту, 

заключакщемуся 

въ 

том, 

что 

каждая 

форма 

нервпого 

истощения 

мо- 

жет 

вредно 

отзываться 

на 

потомстве. 

Она 

на- 

кладывает 

свою 

пе- 

чать 

на 

потомство, 

и 

потомки 

телесно 

и 

душевно 

нездоровой 

семьи, 

хотя 

и 

родятся 

здоровыми, 

легче 

теря- 

ют 

душевное 

равнове- 

сие 

и 

в 

психическомъ 

и  в  нервыом  отношении,  чем  здоровые  люди. 

При  еще  более  оилъном  влиянии  наслед- 

ственности,  начиная  с  рождения,  сказываются 

пробелы  и  неровности  в  душевном  развитии, 

часто  приобретающие  роковое  значеяие  для 

жизпи.  Таких  лиц  мы  называем  дегене- 

ратами  и  замечаем,  что  они  являются, 

вследствие  ненормального  образа  мысли  и 

чувств,  участниками  всевозможных  челове- 

ческих  безумств  и  особенно  восприимчивыми 

ко  всему,  выходящему  из  рамок  сцокойнаго 

течения жизни и работы.

 

Им  ИИринадлелшт  существенная  роль  в  преступлениях,  значительно 

участившихся  в  последния  десятилетия  прошлого  века.  Эту  главу  нельзя  оста- 

вить  без  внимания,  если  желательно  исчерпать  в  свете  современного  знания 

зависимость между культурой и болезнью.

 

Медицина,  а  в  частности—антропология,  уже  давно  напала  на  след  связи 

душевных  недостатков  с  преступлением.  Уже  столетия  тому  назад  были 

ученые,  которые  думали,  что  в  числе  преступников  встречаются  лица,  совер- 

шившия  преступления  без  желания  его  сделать;  но  они  не  могли  поступитъ 

иначе,  и,  весмотря  на  это,  их  вешали.  Современпая  наука,  изследуя  обвиняе- 

мых  и  наказанных,  нашла  среди  них  массу  людей,  отличавпшхся  в  своей 

духовной организации от людей средняго типа; был определен особый видъ

 

 

людей.  Главным  представителем  учения,  даже  его  тлорцом,  бътл  Ламброзо, 

итальянский  ученый;  он  дал  означенному  типу  название  прирождениого  преступ- 

ника,  сиеииищиепие  паио.  Обыкновенно  принимают,  что  Ломброзо  считает  пре- 

ступника  душевнобольнымъ;  нет  —  аргументация  Ломброзо  следующая:  согласно 

теории  Дарвина,  выше  стоящее  существо  развивается  из  низших  видов  путемъ 

постепенного  совершенствования.  Но  при  всяком  прогрессивном  развитии 

встречаются,  как  это  наблюдается  и  в  животном  царстве,  случаи  появления 

индивидуума,  принадлежащого  к  высоко  развитому  виду,  но  как  будто  опустив- 

шагося  на  низшую  ступень.  Создавая  его,  природа,  кажется,  забывает  весь 

предшествовавший  ход  развития.  Означенную  теорию  Ломброзо  применяет  къ 

человеку  и  считает  преступников  отставшими  типами,  с  духовными  и  физиче- 

скими  свойствами  людей  в  начале  культуры.  Такие  первобытные  люди  ие  при- 

годны  для  наших  культурных  порядков,  они  вынуждены  все  время  варушсить 

-^ой порядок.

 

/о   старался   упрочить   свою   гениальную   гипотезу,  приписав  при- 

/ преступнику   особенности телосложения.    Распространенный во мно-

 

гих  тюрьмах  обычай  татуировки  он  считал,  например,  инстинктивным  воз- 

вратом  к  первобытным  временам.  Но  как  бы  ни  была  блестяща  означен- 

ная  гипотеза,  она  не  приобрела  всеобщого  признания,  и  особенно  немецкая  наука 

никогда не считалась с нею серьезно.

 

Тем  не  менее,  факт  остается  фак- 

том.  В  массе  преступников  встреча- 

ется  так  много  индивидуумов  с  фи- 

зическими  и  психическнми  странностями, 

что  нельзя  предполагать  простую  слу- 

чайность.  Скорее  следует  признать,  что 

душевные 

недостатки 

существеннымъ 

образом  ослабляют  препятствия  противъ 

соблазна  нарушить  порядок  и  в  нерв- 

ную  эпоху  являются,  действительно,  источ- 

ником усиливающейся преступности.

 

Вь  чем  проявляется  вырождение? 

В 

противоположность 

общепринятому 

мнению—оно  не  всегда  проявляется  в  сла- 

бости  разсудка  или  в  общей  ограничен- 

ности.  В  то  время,  как  у  многих  лицъ 

вырождение  представляет  собою  ослабле- 

ниеинтеллектуальных 

сил, 

обнаруживае- 

мое,  главным  образомъ

}

  отсутствием  глу- 

бины  и  тошшсти  способности  суждения,  от- 

сутствием  критики  отношений  личяого  „я" 

к  миру,  в  других  случаях  оно  выра- 

жается  оригинальностью  воззрений  или  ые- 

обычайным  развитием  фантазии,  или,  на- 

конец,  просто  настроениями,  проявляющи- 

мися  в  течение  жизни  соответствующаго 

лица.  Неспециалист  скорее  всего  предста- 

вит  себе  типы  дегенератов,  вспоминая 

своих 

школьных 

товарищей. 

Прежде 

всего,  сюда  относятся  интеллектуально 

малоспособные,  сидевшие  несколько 

летъ 

подряд  в  классе,  составлявшие  общий 

предмет 

насмешек. 

Далее, 

сюда 

же 

принадлежат 

называемые 

в 

науке 

параноидами; 

в 

их 

жизни 

красною 

нитью  тянется  мысль:  „Ты  представля- 

ешь  собою  что-то  особенное,  тебя  не  до- 

статочно  ценят  другие".  Они  чувству- 

ют  себя  всегда  оскорбляемыми,  как  со  стороны  товарищей,  так  и  учите- 

лей,  и,  несмотря  на  умеренные    способности,  мечтают  о  великой  будущ- 

ности.  Далее,  проходят  перед  нашими  глазами  фантазеры  и  фантазерки, 

девочки  и  мальчики,  без  нужды  обманывавшие  и  лгавшие  только  в  силу 

того, что у них была слишшж развита фантазия, и они чувствовали потреб-

 

ность  создавать  в  своем  воображении  необычайнные    положения.  Менее 

резко  выражены  люди  с  больными  настроениями,  в  глубине  души  кото- 

рых  гнездится  то  безпокойство,  то  уныние.  Из  них  вербуются  непостоянныя 

личности,  меняющия  раз  начатый  жизненный  план,  а  с  другой  стороны 

несамостоятельные,  постоянно  малодушные,  главный  контингент  молодыхъ 

самоубийц.

 

Поразительно  часто  с  подобными  душевными  недостатками  соединяются 

недостатки физического развития, непропорциональные  отношения между черепомъ 

и  телом  или  между  лицом  и  головой,  уродливости  ушей,  зубов  и  многое  тому 

подобное. Хотя такие физические признаки вырождения сами по себе не имеютъ 

решающого  значения,  тем  не  менее  онп  представляют  собою  важное  вспомога- 

тельное средство для диагноза вырождения.

 

 

Я  собрал  на  стр.  410—428  изображения  типичных  дегенерантов  из  мно- 

гих  странъ—немцев,  американцев,  румын,  японцев.  Я  думаю,  что  взгляд  на 

своеобразные    черты  их  лица  и  устройство  тела  убедит  в  пр.исутствии  у  пре- 

ступности в современных государствах антропологических корней.

 

Действие  вырождения  не  одинаково  в  различные  периоды  жизни.  Всего 

больше  оно  проявляется  в  юношеском  возрасте,  особенно  в  период  половой 

зрелости,  т.  е.  в  то  время,  когда  мальчик  становится  юношей,  девочка—жен- 

щиной.  Но  и  вплоть  до  возраста  полной  мужской  и  женской  зрелости  оно  даетъ 

себя знать.

 

В  прусском  миишстерстве  внутренних  дел,  по  инициативе  известнаго 

представителя  современного  тюремного  дела,  Кроне,  был  произведен  статисти- 

ческий  подсчет  рецидивистов,  считавшихся  по  указаниям  тюремного  начальства 

неисправимыми.  И  вот,  среди  такого  болыпей  частыо  несоциального  элемента 

30  процентов  встуишли  на  путь  ИИреступления  до  18  лет  и,  кроме  того,  еще 

40  процентов  были  наказаны  до  25-летняго  возраста.  Среди  современных  про- 

фессиональных преступников 80 Иироцентов неизбежно потеряны для граждан-

 

 

 

 

ской  общины  еще   ранее того   возраста,  когда у 

нормальных людей в болыпинстве случаев окон-. 

чено развитие характера и разсудка.

 

Нельзя,  конечно,  отрицать,  что  в  современ- 

ном  культурном  государстве  с  его  сложными 

установлениями,  с  его  ненадежными  условиями 

заработка  имеются  еще  многия  социальные    причины, 

дающия  повод  не  обращать  ввимания  на  законный 

порядок,  но,  именно,  дегенеранты  всего  скорее  под- 

даются  созданному  таким  образом  опасному  поло- 

жению  вещей.  При  усиленном  предложении  рабо- 

чих  рук  ограниченный  человек  всего  труднее 

добьется  места.  Он  превращается  в  юного  бро- 

дягу  и  в  вора  из  за  необходимости.  Если  онъ 

отличается 

непостоян- 

ством, 

ОЕ 

имеет 

об- 

ширное 

поле 

для 

дея- 

тельности. 

Ему 

легче, 

чем 

прешде, 

покинуть 

родину, 

его 

поглощаютъ 

мировые 

 

сношения. 

Онъ 

превращается 

в 

члена 

международного 

босяче- 

ства, 

нанимается 

на 

ко- 

рабль 

в 

качестве 

уголь- 

щика 

или 

оффицианта, 

он попадает в легионъ

 

эмигрантов, 

приобре- 

тает  себе  особые    при- 

вычкиипристрастия,  его 

физическое  здоровье  ра- 

но  портится  от  пере- 

менчивой  жизни,  и,  въ 

конце-концов,  он  кон- 

чает  преступлением. 

Лжецъ-фантазер  всегда 

стремится играть ка-

 

кую-нибудь  роль.  Он  погружается  в  удовольствия 

болыпого  города,  стремится  к  скачкам  и  местамъ 

азартных  игр,  становится  авантюристом  и 

обманщиком.  Параноид  -с  его  высокомериемъ 

несогласен  с  ограничивающим  его  личность 

госуцарственным  порядком,  делается  оскорби- 

телем, жалобщиком, вероломным.

 

Мало-по-малу  или  сразу  под  влияниемъ 

наказаний  и  заключения  дегенерант  превращается 

в  сумасшедшого  в  полном  смысле  слова; 

охранительные    меры  общества  от  преступниковъ 

увеличивают число душевнобольных.

 

Мы  пришли  к  концу  описания  особыхъ 

гигиенически  вредных  сторон  нашей  культурной 

эпохи. Но современное культурное государство

 

вовсе  не  оставляет  их  без  внимания  и  тем  менее  оказывается  безпомощ- 

ЕЫМ  перед  нжми.  Несмотря  на  кажущиеся  для  какого-либо  экстравагантнаго 

современника  признаки  распада,  современное  культурное  государство  широко 

напрягает  свои  силы  на  борьбу  со  злом.  Мы  не  губим  наших  душевно- 

больных,  вашу  подать  за  высокое  развктие,  в  сумасшедших  домах,  какъ 

в  доброе  старое  время.  Мы  помещаем  их  в  лечебницы  и  приюты,  лишенные 

сходства  с  тюрьмой,  поддерживаем  и  развиваем  в  них  последние  остатки 

истинно человеческаго.

 

Мы  узнали,  что  для  улучшения  созданного  нашими  условиями  промышлен- 

ности  положения  рабочого  населения  недостаточно  одной  благотворительности,  мы 

дошли  до  создания  социального  законодательства,  охраняющого  рабочого  от  осо- 

бенной  нужды  в  старости,  несчастии  или  болезни  и  дающого  уже  на  первыхъ 

порах  болыне,  чем  когда-то  приказание  римского  императора,  предоставлявшаго 

в добрую минуту своему пролетариату рапет ее сигсепзез.

 

В  самое  последнее  время  положено  начало  систематической  борьбы  с  ту- 

беркулезом,  и  мы,  как  никогда  ранее,  достигли  полного  сознания  опасностей, 

угрожающих  нашей  нервной  бодрости  и  душевной  жизни,  что,  быть  может, 

является самым ценным гигиеническим приобретением нашего времени.

 

Мы  пришли  к  убеждению,  что  на  ряду  с  общественной  охраной  телеснаго 

здоровья  должна  появиться  гигиена  душевной  жизни  человека;  она  находится  еще 

в  зачаточном  состоянии;  ея  укрепление  представляет  задачу  ближайшого  бу- 

дущаго.

 

Нервная  слабость  рабочого  должна  быть  устранеиа  дальнейшим  регу- 

Иированием  со  стороны  государства  рабочого  времени  и  уменынением  опас- 

ных  условий  работы.  Возможность  временного  отдыха  для  мозга  должна  в  бли- 

жайшем  будушем  быть  обезпечена  отпусками  чиновников  и  служащих  госу- 

дарства.  Уже  есть  попытки  практически  преобразовать  школьное  обучение  и  одно- 

временно  ввести  лучшее  физическое  воспитание.  Преобразование  борьбы  с  пре- 

ступлениями  основано  на  практически  исполнимых  предложениях.  Предпола- 

гается  со  стороны  государства  охранять  и  наблюдать  за  находящимся  в  неблаго- 

приятных  нравственных  условиях  юношеством,  что  представляет  собою  пер- 

вый шаг к особенной заботе о дегенерантах.

 

Вот  почему  нам  нет  нужды  бояться,  как  хотят  доказать  некоторые 

пессимисты,  что  современное  культурное  человечество  постепенно  погибн.ет  и 

уничтожится  под  тяжестью  нервного  разстройства  и  вырождения,  чтобы  очистить 

место для племен, еще бодрых в силу своей некультурности.

 

Всемирная  история  в  этом  отношении  является  лучшей  учительницей.  Были 

времена  еще  хуже,  чем  теперь,  физический  и  умственный  упадок  отдельныхъ 

культурных  наций,  как,  например,  при  сильных  душевных  и  физическихъ 

эпидемиях,  был  еще  сильнее,  чем  теперь.  Несмотря  на  этот  колоссальный 

вред,  несмотря  на  отсутствие  понимания  причин,  развитие  шло  вперед.  Следо- 

вательно,  и  мы,  не  обращая  внимания  на  опасные    для  здоровья  раны,  нанесенныя 

нашему времени культурой, можем спокойно ожидать будущаго.

 

 

Заключение

 

 вачале  этого  труда  мы  заявили  любознательным  читателям,  что  наша 

задача  —  проследжт  ретроспективно  тысячелетяее  победоносное  шествие 

человечества.  Путь  был  так  крут,  а  цель  так  высфса,  что  многие, 

следовавшие  за  нами,  могли  сомневаться  в  возможности  достичь  того, 

к  чему  мы  стремились.  Предстояла  задача  не  только  собрать  всю  не- 

измеримую  массу  разбросанного  материала  и  разсмотреть  ее,  но  и  найти 

нравиль- 

ный путь среди ложных мерцающих сигналов, прочно присоединять камень къ 

камню  для  возвышающейся  над  повседневным  трудом  вершины,  на  которой 

требуется  соорудить  прочное  здание  нашей  истории  культуры  на  естественно-научной 

основе.

 

Победоносное  шествие?  Действительно  ли  это  были  непрерывные  триумфы,  какъ 

цепь  блестящих  жемчужин,  или,  вернее,  требовался  безконечный  труд,  тяжелыя 

жертвы  физического  и  умственного  труда  и  мелкия  победы  в  культурной  борьбе  ? 

Все  ли  человечество  в  его  целом  посвящало  свои  силы  борьбе  за  господство 

над  природой  или  лишь  немногие,  переросшие  свое  время  пионеры  науки  должны 

были вести войну на два фронта: с одной стороны, с непреклонными законамп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  55  56  57  58   ..