Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 56

 

  Главная      Учебники - Разные     Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

 

содержание   ..  54  55  56  57   ..

 

 

Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - часть 56

 

 

тело  вздувалось  вследствие  так  называемого  тимпапита,  страдания,  зависящаго 

от  ослабления  Ишшечной  мускулатуры,  что  и  теперь  ещо  очень  часто  наступаотъ 

при  одноии  ИИервной  болезни,  близко  родственной  душевным  заболеваииям,  такъ 

называемой  истсрии.  Это  действовало  на  тапцующих  очень  удручающим  обра- 

зом.  Тшипанитъустрашилимало-ию-малу,  связываятело  болыюго  илатками,  а  затемъ 

оставляли  на  свободе до нового припадка. Наблюдались ИИ другие признаки, сопро- 

вождающие  нервное  разстройство,  например,  припадкн  пачипались  судорож- 

ным  состоянием,  похожим  на  эпилепсию,  илн  кончалнсь  судорожными  под- 

доргиваниями.  Не  только  означенные    явлеиия  нервного  характера  делаютъ 

припадки  плясиш  похожими  на  душевные    разстройства,  по  и,  вообще,  боль- 

ные    виттовой  пляской  во  всех  отношени- 

ях  представляют  собою  маниакальных, 

неистовствующихъдушевно-больных.  И  те- 

перь  мы  наблюдаем,  что  манъяки  в  слу- 

чае  отсутствия  преиятотвий  для  характери- 

зующих  страдание  попыток  к  движе- 

ниям,  не  только  бегают  взад  и  впе- 

ред,  шумят,  но  часто  принимают  тан- 

цовальные    или,  вообще,  самые    странныя 

позы.  Как  болышшство  маниакальыыхъ 

больных,  одержимые  виттовой  пляской 

были  вне  себя  и  не  замечали,  что  про- 

исходит  вокруг  них,  а  вследствие  этого 

теряли  всякое  чувство  стыда  и  сдержан- 

ности.  Они  страдали  ошибками  зрения  и 

слуха,  так  называемыми  галлющшациями, 

с  которыми  мы  встречаемся  во  всехъ 

формах 

умствснных 

разстройств. 

Они 

видели  духов  и  выкрикивали  их  имена. 

По  разсказам  многих  из  выздоровевших, 

им  казалось,  что  они  находились  в  потоке 

крови  и  вследствие  этого  старалис  подпрыгнуть  выше.  На  Иючве  уже  болезнонной 

предрасположенности  народной  души  болезнь  пустила  глубокие  корни;  первая  ахен- 

ская  эпидемия,  когда  болыше  получили  название  плясунов  святого  Иоанна,  рас- 

пространилась  по  всей  западной  Германии,  в  Лотарингии,  Эльзасе  и  в  Нидер- 

латидах.  Возрастание  болезни,  вообще,  было  вызвано  особенно  неблаго- 

приятными  условиями,  что  я  должен  упомянуть,  так  как  в  периодъ 

появлегтия  пляски  в  Нижнем  РейИИЕ,  в  областях  Рсйна  и  Майиа  были  колос- 

сальные    наводнсния,  нужда  и  неурожай.  Кроме  того,  страпа  постоянно  ыаходи- 

дилась  на  воепном  положении,  ни  один  закон,  ни  одно  приказание  не  могло 

иметь  силы  над  постоянными  междоусобиями  феодалов.  Эшидемическое  появле- 

ние  виттовой  пляски  продолжалось  до  16-го  столетия,  Ию  уже  в  смягчеыной 

форме.  Исчезли  неистовство  и  помрачение  сознания;  болезнь  мало-по-малу  опре- 

делилась,  как  нервпое  заболевание,  и  внутрепное  безпокойство,  испытывасмое 

больным,  удовлетворялось  танцами  или  только  какимн-нибудь  двюкениями,  сме- 

хом  или  беганьем  вокруг  до  истощения.  Означеаная  более  мягкая  форма  въ 

ея внешних проявлениях сходна до некоторой степени с нервным страданиемъ

 

 

нашего  врежени,  которому  она  сообщжла  свое  имя,  именно,  современная  виттова 

пляска.  Ея  обидеизвестные    проявления  заключаются  в  том,  что  мышцы  и  мы- 

шечыые  нервы  становятся  в  высокой  степени  раздражимы.  Когда  больной  хо- 

чет  привести  в  действие  какую-нибудь  одну  группу  мышц,  соседния  и  даже 

вся  мускулатура  тела  приходит  в  движение.  Хочет,  например,  больной  рас- 

крыть  рот,  вся  лицевая  мускулатура  судорожно  сокращается,  и  больной  строитъ 

гримасу.  При  шаганьи  соответствующая  нога,  вместо  спокойного  равномернаго 

движения,  судорожно  подергявается,  подергжванье  может  еще  распространиться 

на  спину,  и  походка  приобретает  своеобразный  характер  подпрыгивающей  по- 

ходки.

 

Болезнь  осложняется  иногда  психическими  явленияши.  Не  лишено  инте- 

реса  стремлёние  к  подражанию,  развивающееся  еще  и  теперь  с  полною  силою, 

именно,  при  этой  болезни.  В  детских  приютах  -—  хворают  болыдею  частью 

дети  в  период  развития,  —  еслы  страдающие  виттовой  пляской  лежат  в  об- 

щих  залах,  вскоре  у  многих  или  у  всех  лежашдх  в  том  же  зале  появля- 

ются одинаковые  судорожные  движения.

 

Я  упомяну  в  немногих  словах  еще  об  одном  душевном  помешатель- 

стве  широких  масс  народа,  находящемся  в  связи  с  черною  смертью  — 

о  покаянном  подвиге,  доведепном  до  безумия,  под  влиянием  колос- 

салыиого  несчастия  и  страха  смерти.  Я  разумею  флагеллянтов,  или  бичую- 

щихся.  Уже  в  рашгия  времена  христианской  церкви,  да  и  в  других  религиоз- 

ных  общинах,  находились  лица,  которые    надеялись  посредством  истязания 

своего  тела  получить  прощение  грехов  личных  и  современников.  Описанное 

выше  распространение  чумной  заразы,  страх  и  ужас  перед  нею  повлЬИли  на 

присутствие  духа  даже  у  самых  храбрых,—единственный  пример  оказался  въ 

высокой  степени  заразительным.  Вскоре  потянулись  целые    толпы  мужчин  и 

женщин  всяких  состояний,  публично  Ишившихся  и  бичевавших  с  молитвою 

свое  тело.  В  народе  они  вызвали  болыное  возбуждение  и  пользовались  такимъ 

почетом,  что  сталж  опасны  светской  и  духовной  власти,  вследствие  чего  дви- 

жение было подавлено силою со стороны князей и папы.

 

В  то  время,  как  в  Германии  и  соседних  странах  эпидемия  виттовой 

пляски  составляла  настоящую  муку,  в  других  странах  Европы  возникли  по- 

добные    же  явления.  Самым  интересным  из  них  нужно  считать  тарантизмъ 

в  Италии,  форму  умственного  разстройства  в  связи  со  склонностью  к  танцам.- 

Указывали  в  качестве  причины  укус  одного  ядовитого  паука,  так  называемаго 

тарантула.  Но  в  данном  случае  ядовитый  укус  был  не  при  чем,  так  как  въ 

настоящее  время  неизвестно  ни  одного  членистоногаго,  укус  которого  вызы- 

вал  бы  подобного  рода  явления.  В  начале  развития  эпидемии  достаточно  было 

укуса какого угодно другого животнаго, скорпиона или даже ящерицы, чтобы по- 

разить  воображение  укушенного  и  вызвать  явления  тарантизма,  достаточно  даже 

было  быть  зрителем  их,  чтобы  стать  новой  жертвой  эпидемии.  Главное  раз- 

витие  эпидемии  происходило  несколько  позднее,  чем  виттовой  пляски  в  Гер- 

мании,  но  благоприятствовавшия  ей  причины  лежали  точно  также  в  болезненномъ 

душевном  напряжении  Июсле  физических  эпждемий.  Кроме  восточной  чумы, 

в  Италии  свирепствовали  эишдемии  оспы  и  кори.  К  ним  присоединялась  еще 

болезнь,  появляющаяся  теперь  лишь  в  тесно  ограниченных  областях  некото- 

рых стран н которая в настоящее время решительно потеряла свою прежнюю

 

заразительность.  Это  —  особая  сыпь,  ироказа,  которая  приводила  всех  в  ужас, 

вследствие того, что обезображенные  ею жертвы и заболевающие сурово изгоня- 

лись  из  человеческого  общества.  Тарантжзм  начинался  меланхолией,  которая 

при  звуках  музыки  переходила  в  веселость,  плачущие  просыпались  от  своего 

оцепенения и начинали танцевать в такт мелодии, пока не падали в истощении.

 

Те,  в  ком  музыка  не  пробуждала  желания  танцевать, 

переходшш  из  первоначального  мучительного  состояния  въ 

соетояние  продолжительного  помешательства  или  получали 

другия тяжелые  страдания, слепоту и глухоту. Вследствие

 

этого  пришли  к  мысли  воспользоваться  для  лечения  силою  музыки  и  сочинялн 

особые    пъесы,  так  называемые    тарантеллы.  Тарантизм  в  форме  мучитель- 

ной  эпидемии  продолжал  появляться  до  конца  17-го  столетия.  ИТо  всей  веро- 

ятности,  в  заишсимости  от  живости  характера  и  болыпей  восприимчивости 

итальянского  народа  к  внешним  впечатлениям,  психическая  З'араза  сохранила 

свою силу вплоть до эпохи, когда уже ослабели те условия, которые  ее когда-то 

вызвали.

 

Даже до последняго времени уцелели странные  явления, похожия на средне- 

вековую  пляску,  отличающияся  характером  эпидемического  помешательства  чело- 

веческого ума.

 

Но  подобного  рода  эпидемии  умопомешательства  никогда  не  следуют  за 

крупными  культурными  ИИереворотами  ИИрогрессивного  характера.  Ими  всегда 

одержимы  скорее  всего  телесно  мало  развитые    личиости,  чуждающияся  общества 

как,  например,  в  делах  религиозной  секты  янсенистов  во  Франции,  так  на- 

зываемых  конвульсионеров  в  начале  18-го  века,  и  в  проповеднической  бо- 

лезни в шведской провиндии Смааланд в середине прогалого столетия.

 

Вирочем, это еще не значит, что большой прогресс культурного развития,

 

 

прилив  культурной  волны  не  способен  действовать  на  душевиую  и  нервную 

жизнь  человека  черезчур  раздражающим  образом,  не  вызывая  эпидемическаго 

помешательства.

 

Подобного  рода  явления  излишняго  раздражения,  насколько  указывает  раз- 

бор  современных  отношений,  в  прежнее  время  не  могли  быть  особешио  выдаю- 

щимися, и их нельзя найти в историческом матерьяле минувших эпох.

 

Обратимся  теперь  к  обзору  современной  гигиены.  Дажо  при  самой  осно- 

вательной  кржтике  мы  можем  сказать,  что  такого  внимания  к  гигиене  не  ока- 

зывала  ни  одна  из  прошедтих  эпох,  и  среди  других  задачъ—охрана  и  забота 

о  здоровъе  человека  является  самою  важною  и  самою  первою  во  всякой  государ- 

ственной общине.

 

Это  внимание  не  ограничилось  теоретическими  догмами,  как  ири  многихъ 

других  проблемах  социальных  наук.  Столетие,  сумевшее  заставить  слулшть 

себе  пар  и  электричество  в  целях  культурного  ирогресса,  воспользовалось 

развитием  современной  техники,  чтобы  изследовать  в  лаборатории  и  в  клшшке 

вредное  для  людей  действие  сил  природы  и  точно  также,  пользуясь  услугами 

техники,  изобрело  много  средств  против  болезни  и  недомогания.  Гигиена,  за- 

бота о здоровъе, поднялась на ступень самостоятельной науки, ИИотребовала и по- 

лучила  порядочную  долю  из  общественных  сумм,  которую  государство  тратитъ 

ради охраны здоровья каждого отдельного граждашша.

 

Что  положителъного  достигло  благодаря  этому  современное  культурное  чело- 

вечество?  При  самом  осторожном  сулгдении  о  настоящих  отношениях  одпо  мы 

молсем  сказать:  большую  защиту  против  распространения  эпидемий,  чем  когда- 

либо прежде.

 

Несмотря на увеличившуюся опасность заражения при разростающихся миро- 

вых  сношениях,  при  возможности  очень  быстро  перемещаться  с  места  на  место, 

эпидемии  останавливаются  на  граниде  культурных  стран,  чего  прежде  никогда  не 

было.  Благодаря  усиленной  внимательности  Ию  отношению  к  исполнению  уста- 

новленной  интернациональным  соглашепием  обязанности  показаний,  благодаря 

целесообразным  мерам  узнавания,  изоляции,  стерилизадии  и  лечения,  удается 

делать  безвредными  занесенные  случаи  заразы,  которые  прежде  влекли  за  собою 

ея  роковое  распространение.  Жители  культурного  государства  получают  вслед- 

ствие  этого  возможность  чувствовать  себя  в  безопасности.  Мы  сознаем,  конечно, 

что  могут  наступить  условия,  против  которых  еовременные    средства  окалсутся 

ничтолшыми  и  безпомощными,  но  все-таки  фактическия  приобретения  в  борьбе 

против  эпидемий  являются  культурыым  прогрессом,  не  СВОЙСТВОРИНЫМ  даже, 

приблизителъно говоря, никакой другой эпохе.

 

Статистик  Гаральд  Вестергард,  датский  ученый,  обращает  внимание  на 

другое  оостоятельство,  которое,  на  ряду  с  собственными  гигиеническими  предписа- 

ниями,  уменыпает  появлеБИе  эпидемий,  в  зависимости  от  нашего  культурнаго 

развития.  Дело  идет  о  существенно  уменьшившейся  теперь  опасности  голода, 

уменыпившейся  вследствие  мировых  сношений  и  изменивпшхся  условий  сельско- 

хозяйственной  производительности.  В  прежния  времена  в  качестве  опецифи- 

ческих  спутников  голода  появлялись  энидемии  дизентерии  и  тифа,  и  к  нимъ 

присоединялись  особые    болезни  от  отравления  „голодным  хлебомъ",  как,  на- 

пример,  и  тепер  еще  встречающийся  спорадически  эрготизм  или  злые    корчи. 

Дал^е в больших эпидемиях, особенно при чуме, неурсшай и паделсь скота

 

играли  существенную  роль.  „В  настоящее  время",—говорит  Вестергард,—„можно 

чувствовать  себя  до  известной  степени  обезпеченным  от  голода.  Весь  светъ 

доставляет  на  рынок  зерно,  а  землепашество  стало  более  независимо  от  есте- 

ствеыпых  условий,  чем  прежде.  В  прежнее  время  было  очень  трудно  снабдить 

одну местность запасами другой".

 

Мы  приведем  еще  одно  особенное  культурное  приобретение,  прививку  оспы, 

предосторожность  против  одной  из  самых  истребительных  заразных  болез- 

ней.  В  наше  безпокойное  и  стремящееся  к  различным  изменениям  время 

во  многих  культурных  государствах  появляются  лица,  видящия  в  возвращении 

к  природе  лучшую  и  даже  единственную  защиту  здоровья;  они  борются  с  при- 

вивкой  оспьт,  как  с  опасным  насилием  со  стороны  государства.  Эти  фанатики 

ие  желают  считаться  с  фактом,  что  до  введения  прививки  от  оспы  умирало 

от  одной  двенадцатой  до  одной  восьмой  всех  людей.  Число  жертв  окажется 

еще  больше,  если  мы,  не  принимая  в  разсчет  современные    условия,  присоеди- 

ЛРИМ  еще  происходившее  иногда  эпидемическое  распространение  болезни  и  вспом- 

ним,  что  у  выздоровевших  после  оспы  оставались  часто  не  только  обезобра- 

женные    лица,  но  и  продолжительные    недомогания,  как  слепота,  ИИараличи  и  т.  д. 

В  настоящее  время  в  защищенных  прививкою  государствах  случай  оспы 

представляет собою редкое исключение.

 

Далее  мы  зададим  себе  вопрос,  выражается  ли  усиленная  охрана  здоровья 

в  уменыиеииии  смертности  вообще,  и  может  ли  каждый  отдельный  человекъ 

более  разсчитывать  на  жизнь?  Несмотря  иа  затруднения,  с  которыми  ириходится 

сравнивать  числовые    данные    настоящого  времени  и  прошлых  эпох,  мы  прихо- 

дим  к  научно-обоснованному  результату,  что  в  19-м  столетии  смертность  въ 

культурных  государствах  была  значительно  ниже,  чем  в  большинстве  предъ- 

идущих столетий.

 

Но  мы  сейчас  же  присоединим  еще  один  результат,  также  основанный 

на  статистике,  имешио,  что  уменынение  смертности  само  по  себе  еще  не  состав- 

ляет меры здоровья и бодрости человечества.

 

Личная  опытность  и  статистика  указывают,  что  в  современных  культур- 

ных  государствах  физическое  состояпие  народа  ухудшается  и  притом  с  такош 

быстротою,  что  нриходится  продполагать  какую-либо  ИИричину  сравнителыю  новаго 

происхождения.  Статистически  это  доказано  списками  рекрутов  в  культурныхъ 

государствах  с  всеобщею  воинскою  повиныостыо.  Замечается  не  только  умень- 

шение  роста,  которое  чаото  одно  только  принимается  во  внимание  ири  различныхъ 

выводах, но и, вообще, физическое ухудшение.

 

Причиною  физической  слабости  кулътурных  народов  является  сама  куль- 

тура, в чем нет бодыпе сомнения ни в науке, ни в практике.

 

Именно,  последний  этап  борьбы  за  господство  над  силами  ирироды,  казав- 

шиеся  несбыточными  успехи  девятнадцатого  столетия  ослабили  физическую  све- 

жесть  культурных  народов.  Из  массы  вредных  влияний,  характерных  для 

современной  эпохи,  шы  возьмем  два  наиболее  бросающияся  в  глаза:  изменение 

способа  промышлепной  производительности  от  введения  фабричной  работы,  и 

зависящее  от  июследней  скопление  жилищ  в  одном  месте,  т.  е.  возпикновение 

и рост болыпих городов.

 

Само  собою  разумеется,  что  в  мануфактурной  промышленности  прежнихъ 

эпох былп свои вредные  стороны; понятие о том, что такое профессиональная

 

53*

 

болезнь,  существовало  даже  в  17-ом  столетии,  но  появление  фабричного  произ- 

водства  вызвало  впервые  такое  скопление  масс  народа  в  мастерских,  располо- 

женыых  часто  самым  неблагоприятным  образом  внутри  болыпих  городов. 

ИИрименение  машин  возвысило  конкурренцию  со  стороны  слабых  и  неучеыых, 

женщин  и  детей.  Усилившаяся  конкурренция  увеличила  рабочее  время  и  по- 

низила  плату.  Интенсивный  фабричный  труд  стал  более  вредным  для  здо- 

ровья,  вследствие  высокой  температуры,  пыли,  влажности,  вредных  газов  и 

веществ.  Необходимость  иметь  и  искать  работу,  оставаться  вблизи  мастерскихъ— 

создала  рабочие  кварталы  больших  городов  о  их  лереполненными  жилищами, 

невозможными  условиями  сна,  жизныо  в  чердачиых  и  подвальных  помещениях. 

Вредные    влияния  нромышленности  нашей  культуриой  эпохи  слагаются,  такимъ 

образом,  из  неблагоприятных  жизненных  условий  рабочого  класса  и  из  осо- 

бенно  вредных  условий  труда.  Мы  зашли  бы  слишком  далеко,  если  бы  стали 

входить  в  Июдрооности  болезненных  состояний,  существенным  условием  для 

появления  которых  является  характер  производителыюй  деятельности  совре- 

менной  эпохи.  Укажем,  во  всяком  случае,  что  характернейшая  болезнь  нашего 

времени,  туберкулез,  находит  для  себя  наиболее  Июдходящую  почву  в  описы- 

ваемых отношениях рабочого населения.

 

С  другой  стороны,  нельзя  не  упомянуть,  что  по  отношению  ко  многимъ 

весьма  значительным  и  непосредственным  опасностям  труда  промышленность, 

благодаря  успехам  знания  и  техники,  оказывается  более  приспособленной,  чемъ 

прежде.  Губительную  для  здоровья  ртуть  заменили  в  фабрикации  стекол  вве- 

дением  других  методов,  то  же  самое  произошло  с  мышьяком.  Но  другия 

вещества,  признанные    вредными,  еще  ые  заменены,  как,  наиример,  свинец. 

Он  и  в  чистом  виде  ИИ  во  всех  своих  соединениях,  применяемых  в  про- 

мышленности,  обладает  свойством  постепенно  отравлять  тело,  попадая  внутрь 

или  в  виде  пыли  или  вместе  с  пищой  в  виде  мелких  частиц,  приставшихъ 

к  руке  рабочаго.  Отравление  влечет  за  собою  разстройства  пищеварения,  забо- 

левания  суставов,  параличи,  общее  разслабление.  Между  тем,  неизбежно 

Игриходится  примееять  массу  свинца.  Литейщик  шрифта  нуждается  в  немъ 

для  своих  работ,  горшечник  для  глазури,  маляр  для  светлых  масляныхъ 

красок,  мастер,  работающий  духовые  музыкальные  инструменты,  для  своихъ 

форм,  шлифовщик  гранатов  для  шлифовального  диска.  Аккумуляторы  приго- 

товляются  из  свинцовых  пластинок.  На  жакардовском  ткацком  станке  ви- 

сят  свинцовые  грузы,  и,  таким  образом,  всюду  имеется  опасность  отравления 

свиндом.

 

Не  только  общая  физическая  бодрость  ослабела  от  влияния  нашего  куль- 

турного  развития,  в  черезчур  быстрой  погоне  за  наградой,  ожидаемой  от  воз- 

можно  болыпого  господства  над  силами  природы,—мы  утомились  душой.  Опре- 

делилоя  недостаток  бодрости  нашей  нервной  системы,  который  создал  для 

минувшого  столетия,  особенно  по  отношению  к  его  второй  половине,  название 

нервиого века.

 

Прежде,  чем  подробнее  разобрать,  в  чем  собственно  обнаруживается  въ 

настоящее  время  недостаток  нервной  бодрости,  я  опишу  его  специфическия 

лричины.

 

Прежде  всего,  душевной  и  нервной  жизни  вредит  телесная  дряблость  и 

приводит наше время в параллель с теми эпохами, когда процветали душев-

 

ные   болезни   даже  в виде эишдемий.    Далее   следует переутомление от раз-

 

личных   впечатлений,   Ишторому  подвергается  современный человек и которое,

 

по отношению к причинам   заболеваний, ставит его как раз в прямо про-

 

тивоположное   положение к   нотерявшим душевное равновесие народным мас-

 

сам прежних эпох,   когда, именно, односторонность впечатлений и стремлений

 

вредно отзывалась на душевной жизни.    Уже требования школьного и профессио-

 

ИИального  образо 

вания, значителыю повысив-

 

шияся  даже  для

 

многих подавля

 

соедияяется    об

 

зни,     кояцентри

 

моментах,   оше

 

больших     горо

 

быстро     переме

 

ченность   всехъ

 

развлечений.   Съ

 

другой   стороны,

 

сюда    же   отно-

 

сятся   возбужде-

 

ния от особыхъ

 

событий    минув-

 

шей  эпохи,  отъ

 

результатов    и

 

ИИеремен в по-

 

литичестсой, 

культурной и 

научной жизни.

 

Самым 

существенным 

условиемъ 

является 

повышенная борьба 

за 

суще- 

ствование 

в 

современном 

обицестве; 

погоня  за  богатством  и  успехом  въ 

высших 

слоях, 

чрезмерный 

труд, 

лишония  и  неуверенност  существова- 

ния в низших слоях населения.

 

Наконец, 

влияет 

еще 

одна 

вред- 

ная 

причина, 

тесно 

связанная 

с 

непо- 

силышм 

трудом 

и 

переутомлением, 

усиленное 

влечение 

ко 

всяким 

раздра- 

жающим  и  опьяняющим  средствам.  В  данном  отношении  совремеяная  тех- 

ника  является  роковым  образом  помощницей.  Она  облегчила  и  удешевила 

производство  самого  вредного  из  возбуждающих  средств,  алкоголя,  в  его 

наихудшей и губитольной форме водки с различными ИИримесями.

 

В  чем  обнаруживается  влияние  современной  нервной  слабости?  Прежде 

всего  в  значительном  возрастании  числа  умалишенных.  Но  мы  доллшы  за- 

дать  себе  вопрсс,  не  является  ли  это  возрастание  лишь  кажущимся,  не  при- 

числяем  ли  мы,  на  основании  наших  более  широких  сведений,  к  душевнымъ 

болезням  ряд  явлений,  не  входивших  прежде  в  эти  рамки,  не  кажется  ли 

нам  масса  больных  более  лишь  оттого,  что  мы  в  болыших  размерах  соби- 

раем их в соответствующия учреждения  Приходится согласиться, что такин

 

 

возражения  не  вполне  неосновательны,  и  что 

у  нас  отсутс.твуют  числовые    данные    для 

сравнения  с  предшествовавшими  эпохами 

времени  и  культуры.  Тем  не  менее,  во 

всеоружии  современных  сведений  о  жизни 

и  нервах  прошедших  столетий,  приблизи- 

тельно  17-го  и  18-го,  а  также  первой  поло- 

вины  19-го,  изучая  соответствующия  описа- 

ния,  мы  не  можем  не  сознаться,  что  нахо- 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  54  55  56  57   ..