Главная Учебники - Разные Вселенная и человечество. том 5 (Г. Кремер) - 1904 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 45 46 47 48 ..
ство дорог, сначала с помощью солдат,* а в позднейшее время с помощыо военно-пленных и рабов.
Проложение сотни римских дорог потребовало приблизителъно около 800 лет. Самое старинное римское шоссе, это — сохранившееся еще доныне „ иа Арриа", которая соединяла Рим с Капуей — было устроено цензо- ром Аппием Клавдием в конце IV столетия до Р. Хр. Непосредственно за устройством этого шоссе последовало проложение других дорог въ Италии и только, когда этот полуостров был покрыт полною сетыо до- рог, предприняли устройство последних в провинции. Римския дороги были вначале довольно примитивны, и лишь с течением времени искусство прола- гать дороги достигло той высоты, которая дала возможность переправиться че- рез самые трудные альпийские проходы по хорошо проложенным дорогам и устроить грандиозные сооружения, которые до сих пор возбуждают наше удив- ление. Таким сооружением являются, напр., дороги Тиберия и Траяна вдоль Ду- ная, из которых одна составляет ветвь другой и которые должны быть отме- чены, как образцовые произведения инженерного искусства. Окончание траяновой дороги относится к 103 г. после Р. Хр. Общая сложяость длины римской до- рожной сети, по Бергеру, равняется 10,220 географическим милям, что соста- вляет двойную длину экватора. Сама сеть распадается на 5 болыних грунн, из которых первая заключает в себе дороги римско-африканския, в то время как вторая—азиатская—дороги, простирающияся почти до Персидского залива. Къ 3-ей группе принадлежат дороги вдоль Дуная, ведущия к Византии, к 4-ой— дороги испанскапгполуострова и, наконец, к 5-ой—дороги в Галлии, Германии и Британии. Не менее 10 болыпих римских дорог вели, да частью ведут и теперь, через Альпы, а именно, дороги через болыпой Сан Бернар, через Симшюн, Юлиер Септимер, Сллюген, Бернардин, Бреннер, Монъ-Сенис, Монъ-Женевъ и, наконец, дорога через Приморския Альпы. Почти все эти дороги устроены по необыкновенно смелому плану: оне частью проложены через скальт, частью ведут через тунель, частью по насыпям и по настланным через болота до- скам, частью извиваются как змеи по крутым горам. Оне были болыпею частью вымощены, при чем мостовая некоторых из них, как, например, альпий- ской дороги через Септимер или „ иа Арриа", и до наетоящого времени еще внолне цела и годна к употреблению. Соответственно значению дорог, какъ самого главного способа всякого сообщения в римском государстве, и устройство их было самое тщательное. Кроме превосходной мостовой, которая имелась на всех шоссе, они были снабжены всеми другими усовершенствованиями техники проложения дорог. На них имелись особые стоки и спуски для дождевой воды, резервуары для малых стоков воды и мосты для переправы через болыяие; по сторонам проезжей дороги находились, большею частью, пешеходные дорожки, ко- торые отделялись от нея высоким каменным бортом.
Римския дороги приносили пользу немногим, именно — римскому импера- тору и богатым римским торговцам. В провинции же дорогж предста- вляли только обременение для жителей, что обусловливалось частью постройкой и Июддержкой дорог, частью же воеыными повинностями и налогамж въ пользу путешестующих чиновников. Поэтому, не следует удивляться, что со временем всеобщая ненависть обратилась против римских дорог и она проявилась ужасным образом, когда римское государство превратилось въ
|