Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 5

 

 

 

65 

 

- избегать причинения вреда деятельности политических партий; 
- обеспечивать независимость политических партий. 
b. Государства должны: 
i. обеспечить, чтобы сделки по дарению в пользу политических пар-

тий, в частности, если сумма сделки превышает определенный предел для 
сделок такого рода, осуществлялись публично; 

ii.  рассмотреть  возможность  принятия  норм,  ограничивающих  мак-

симальную стоимость подарков политическим партиям; 

iii.  принять  меры  для  предупреждения  нарушения  установленных 

пределов. 

 
Статья 4 
Налогообложение сделок по дарению 
 
Налоговое  законодательство  может  предусматривать  нормы  о  нало-

гообложении  сделок  по  дарению  в  пользу  политических  партий.  Данные 
нормы должны содержать ограничения по налогообложению. 

 
Статья 5 
Подарки от юридических лиц 
 
a. Помимо принятия общих принципов дарения, государство должно 

обеспечить, чтобы: 

i. подарки политическим партиям от юридических лиц регистрирова-

лись в бухгалтерских книгах и в бюджете юридических лиц; 

ii.  акционеры  или  любой  индивидуальный  участник  юридического 

лица получали информацию о произведенном дарении. 

b.  Государства  должны  принять  меры  для  ограничения,  запрещения 

или иного строгого регулирования дарения со стороны юридических лиц, 
которые  предоставляют  товары  или  услуги  государственным  учреждени-
ям. 

c. Государства должны запретить юридическим лицам, находящимся 

под  контролем  Правительства  или  иных  государственных  органов,  осу-
ществлять сделки по дарению. 

 
Статья 6 
Подарки лицам, связанным с политической партией 
 
Правила  дарения  в  пользу  политических  партий,  за  исключением 

правил о налогообложении  сделок по дарению, содержащихся в статье  4, 
должны применяться ко всем лицам, прямо или косвенно связанным с по-
литической партией или контролируемым политической партией. 

 

 

66 

 

Статья 7 

Подарки от иностранных дарителей 
 

Государства  должны  особым образом ограничить, запретить  или ре-

гулировать по-другому дарение со стороны иностранных дарителей. 

 

II. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБО-

РАХ И ИЗБРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 

 

Статья 8 

Применение  правил финансирования к кандидатам на  выборах и из-

бранным представителям 

 

Правила  финансирования  политических  партий  должны  mutatis 

mutandis применяться к: 

- финансированию избирательных кампаний кандидатов на выборах; 
- финансированию политической деятельности избранных представи-

телей. 

 

III. РАСХОДЫ НА ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ 
 

Статья 9 

Ограничения по расходованию средств 
 

Государства  должны  принимать  меры  по предупреждению избыточ-

ного финансирования потребностей политических партий, например, уста-

новить ограничения на расходование средств на избирательную кампанию. 

 

Статья 10 

Отчеты о расходовании средств 
 

Государства  должны  предусмотреть  требование  сохранять  отчеты  о 

всех прямых и косвенных расходах на избирательные кампании в отноше-

нии  каждой  политической  партии,  каждого  списка  кандидатов,  каждого 

кандидата. 

 

IV. ПРОЗРАЧНОСТЬ 
 

Статья 11 

Бюджет 
 
Государства  должны  требовать  от политических  партий и от  упомя-

нутых  в  статье  6  лиц,  связанных  с  политическими  партиями,  хранить 
надлежащие книги и информацию о бюджете. Бюджет политических пар-
тий  должен  быть  консолидирован  и  включать  счета  лиц,  упомянутых  в 
статье 6. 

 

 

67 

 

Статья 12 
Записи о дарении 
 
a.  Государства  должны  предусмотреть  требование,  в  соответствии  с 

которым  бюджет  политических  партий  должен  детально  излагать  инфор-
мацию  обо  всех  подарках,  полученных  партией,  включая  информацию  о 
характере и стоимости каждого подарка. 

b. В случае если стоимость подарка превышает определенную сумму, 

даритель должен быть указан в записях о дарении. 

 
Статья 13 
Обязанность представлять и опубликовать бюджет 
 
a.  Государства  должны  потребовать  от  политических  партий  регу-

лярно, или, по крайней мере, ежегодно, представлять информацию о бюд-
жете, упомянутую в статье 11, в независимый орган, упомянутый в статье 
14. 

b.  Государства  должны  потребовать  от  политических  партий  регу-

лярно,  или  по  крайней  мере,  ежегодно,  опубликовывать  информацию  о 
бюджете, упомянутую в статье 11, или как минимум краткий отчет о бюд-
жете,  включая  информацию,  упомянутую  в  статье  10,  при  наличии  тако-
вой, и в статье 12. 

 
V. НАДЗОР 
 
Статья 14 
Независимый надзор 
 
a. Государства должны  установить  независимый надзор за финанси-

рованием политических партий и избирательных кампаний. 

b.  Независимый  надзор  должен  включать  наблюдение  за  бюджетом 

политических партий и за расходами во время избирательных кампаний, а 
также за их представлением и опубликованием. 

 
Статья 15 
Специализированный персонал 
 
Государства  должны  содействовать  специализации  судей,  полицей-

ских и других служащих в области борьбы с незаконным финансировани-
ем политических партий и избирательных кампаний. 

 

68 

 

VI. САНКЦИИ 
 
Статья 16 
Санкции 
 
Государства  должны  установить  эффективные,  соразмерные  и 

устрашающие  санкции  за  нарушение  правил  финансирования  политиче-
ских партий и избирательных кампаний. 

 

69 

 

25 декабря 2008 года № 273-ФЗ  

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

«О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» 

 
Принят 
Государственной Думой 
19 декабря 2008 года 
 
Одобрен 
Советом Федерации 
22 декабря 2008 года 
 

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, 

от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, 

от 29.12.2012 № 280-ФЗ) 

 
Настоящим  Федеральным  законом  устанавливаются  основные  прин-

ципы  противодействия  коррупции,  правовые  и  организационные  основы 
предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликви-
дации последствий коррупционных правонарушений. 

 
Статья  1.  Основные  понятия,  используемые  в  настоящем  Федераль-

ном законе 

 
Для  целей  настоящего  Федерального  закона  используются  следую-

щие основные понятия: 

1) коррупция: 
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение 

взятки, злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп либо иное 
незаконное  использование  физическим лицом своего должностного поло-
жения вопреки законным интересам общества и государства в целях полу-
чения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имуще-
ственного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих 
лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу дру-
гими физическими лицами; 

б) совершение  деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пунк-

та, от имени или в интересах юридического лица; 

2)  противодействие  коррупции  -  деятельность  федеральных  органов 

государственной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Рос-

сийской Федерации, органов местного самоуправления, институтов граж-

 

70 

 

данского  общества,  организаций  и  физических  лиц  в  пределах  их  полно-

мочий: 

а)  по  предупреждению  коррупции,  в  том  числе  по  выявлению  и  по-

следующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 

б)  по  выявлению,  предупреждению,  пресечению,  раскрытию  и  рас-

следованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных 

правонарушений. 

3) нормативные правовые акты Российской Федерации: 

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конститу-

ционные  законы,  федеральные  законы,  нормативные  правовые  акты  Пре-

зидента  Российской  Федерации,  нормативные  правовые  акты  Правитель-

ства  Российской  Федерации,  нормативные  правовые  акты  федеральных 

органов исполнительной власти и иных федеральных органов); 

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государствен-

ной власти субъектов Российской Федерации; 

в) муниципальные правовые акты; 

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 

4) функции государственного, муниципального (административного) 

управления  организацией  -  полномочия  государственного  или  муници-

пального служащего принимать обязательные для исполнения решения по 

кадровым,  организационно-техническим,  финансовым,  материально-

техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том 

числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществ-

ление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий дан-

ной организацией, либо готовить проекты таких решений. 

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции 
 

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конститу-

ция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обще-

признанные принципы и нормы международного права и международные 

договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие 

федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской 

Федерации,  а  также  нормативные  правовые  акты  Правительства  Россий-

ской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов 

государственной  власти,  нормативные  правовые  акты  органов  государ-

ственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные пра-

вовые акты. 

 

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции 
 
Противодействие  коррупции  в  Российской  Федерации  основывается 

на следующих основных принципах: 

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод челове-

ка и гражданина; 

 

71 

 

2) законность; 

3) публичность и открытость деятельности государственных органов 

и органов местного самоуправления; 

4)  неотвратимость  ответственности  за  совершение  коррупционных 

правонарушений; 

5)  комплексное  использование  политических,  организационных,  ин-

формационно-пропагандистских,  социально-экономических,  правовых, 

специальных и иных мер; 

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 

7)  сотрудничество  государства  с  институтами  гражданского  обще-

ства, международными организациями и физическими лицами. 

 

Статья  4.  Международное  сотрудничество  Российской  Федерации  в 

области противодействия коррупции 

 

1. Российская Федерация в соответствии с международными догово-

рами  Российской  Федерации  и  (или)  на  основе  принципа  взаимности  со-

трудничает  в  области  противодействия  коррупции  с  иностранными  госу-

дарствами, их правоохранительными органами и специальными службами, 

а также с международными организациями в целях: 

1)  установления  лиц,  подозреваемых  (обвиняемых)  в  совершении 

коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахож-

дения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; 

2) выявления имущества, полученного в результате совершения кор-

рупционных правонарушений или служащего средством их совершения; 

3)  предоставления  в  надлежащих  случаях  предметов  или  образцов 

веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; 

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; 

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с 

коррупцией. 

2.  Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства,  не  проживающие 

постоянно  в  Российской  Федерации,  иностранные  юридические  лица,  об-

ладающие  гражданской  правоспособностью,  созданные  в  соответствии  с 

законодательством иностранных государств, международные организации, 

а также  их филиалы  и представительства (иностранные организации), об-

виняемые  (подозреваемые)  в  совершении  коррупционных  правонаруше-

ний  за  пределами  Российской  Федерации,  подлежат  ответственности  в 

соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и по-

рядке,  предусмотренных  международными  договорами  Российской  Феде-

рации и федеральными законами. 

 
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции 
 
1. Президент Российской Федерации: 
1)  определяет  основные  направления  государственной  политики  в 

области противодействия коррупции; 

 

72 

 

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной 

власти,  руководство  деятельностью  которых  он  осуществляет,  в  области 
противодействия коррупции. 

2.  Федеральное  Собрание  Российской  Федерации  обеспечивает  раз-

работку  и  принятие  федеральных  законов  по  вопросам  противодействия 
коррупции,  а  также  контролирует  деятельность  органов  исполнительной 
власти в пределах своих полномочий. 

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции меж-

ду федеральными органами исполнительной власти, руководство деятель-
ностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. 

4.  Федеральные  органы  государственной  власти,  органы  государ-

ственной власти субъектов  Российской Федерации и органы  местного са-
моуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах сво-
их полномочий. 

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, ор-

ганы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информи-
ровать  подразделения  кадровых  служб  соответствующих  федеральных 
органов государственной власти, органов государственной власти субъек-
тов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профи-
лактике  коррупционных  и  иных  правонарушений  (должностных  лиц  кад-
ровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилакти-
ке  коррупционных  и  иных  правонарушений)  о  ставших  им  известными 
фактах  несоблюдения  государственным  или  муниципальным  служащим 
ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулиро-
вании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установлен-
ных в целях противодействия коррупции. 

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
5. В целях обеспечения координации  деятельности федеральных ор-

ганов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации 
государственной  политики  в  области  противодействия  коррупции  по  ре-
шению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в 
составе  представителей  федеральных  органов  государственной  власти, 
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных 
лиц (далее  -  органы  по координации деятельности в области противодей-
ствия коррупции). Для исполнения решений органов по координации дея-
тельности  в  области  противодействия  коррупции  могут  подготавливаться 
проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Феде-
рации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства 
Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются 
на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Пра-
вительства  Российской  Федерации,  а  также  издаваться  акты  (совместные 
акты)  федеральных  органов  государственной  власти,  органов  государ-

 

73 

 

ственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  представители  кото-
рых входят в состав соответствующего органа по координации деятельно-
сти  в  области  противодействия  коррупции.  При  получении  данных  о  со-
вершении  коррупционных  правонарушений  органы  по  координации  дея-
тельности  в  области  противодействия  коррупции  передают  их  в  соответ-
ствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку 
таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном 
законом порядке. 

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему 

прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность ор-
ганов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной служ-
бы  безопасности,  таможенных  органов  Российской  Федерации  и  других 
правоохранительных  органов  по  борьбе  с  коррупцией  и  реализуют  иные 
полномочия  в  области  противодействия  коррупции,  установленные  феде-
ральными законами. 

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномо-

чий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федераль-
ным законом от 11 января  1995 года  №  4-ФЗ "О  Счетной  палате  Россий-
ской Федерации". 

 
Статья 6. Меры по профилактике коррупции 
 
Профилактика  коррупции  осуществляется  путем  применения  следу-

ющих основных мер: 

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному пове-

дению; 

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 
2.1)  рассмотрение  в  федеральных  органах  государственной  власти, 

органах  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  орга-
нах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных 
федеральным законом отдельными государственными или иными публич-
ными  полномочиями,  не  реже  одного  раза  в  квартал  вопросов  правопри-
менительной практики по результатам вступивших в законную силу реше-
ний судов, арбитражных судов о признании недействительными ненорма-
тивных  правовых  актов,  незаконными  решений  и  действий  (бездействия) 
указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки 
и  принятия  мер  по  предупреждению  и  устранению  причин  выявленных 
нарушений; 

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
3)  предъявление  в  установленном  законом  порядке  квалификацион-

ных требований к гражданам, претендующим на замещение государствен-
ных  или  муниципальных  должностей  и  должностей  государственной  или 

 

74 

 

муниципальной  службы,  а  также  проверка  в  установленном  порядке  све-
дений, представляемых указанными гражданами; 

4) установление в качестве основания для освобождения от замещае-

мой  должности  и  (или)  увольнения  лица,  замещающего  должность  госу-
дарственной  или  муниципальной  службы,  включенную  в  перечень,  уста-
новленный  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  с 
замещаемой должности государственной или муниципальной службы или 
для применения в отношении его иных мер юридической ответственности 
непредставления  им  сведений  либо  представления  заведомо  недостовер-
ных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обя-
зательствах  имущественного  характера,  а  также  представления  заведомо 
ложных  сведений  о  доходах,  расходах,  об  имуществе  и  обязательствах 
имущественного  характера  своих  супруги  (супруга)  и  несовершеннолет-
них детей; 

(в ред.  Федеральных законов от 21.11.2011  №  329-ФЗ, от 03.12.2012 

№ 231-ФЗ) 

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов госу-

дарственной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Россий-
ской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  правила,  в  соответ-
ствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение гос-
ударственным  или  муниципальным  служащим  своих  должностных  обя-
занностей  должно  в  обязательном  порядке  учитываться  при  назначении 
его  на  вышестоящую  должность,  присвоении  ему  воинского  или  специ-
ального звания,  классного  чина, дипломатического ранга  или при его по-
ощрении; 

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за 

соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии 
коррупции. 

 
Статья  7.  Основные  направления  деятельности  государственных  ор-

ганов по повышению эффективности противодействия коррупции 

 
Основными  направлениями  деятельности  государственных  органов 

по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 

1) проведение единой государственной политики в области противо-

действия коррупции; 

2)  создание  механизма  взаимодействия  правоохранительных  и  иных 

государственных  органов  с  общественными  и  парламентскими  комиссия-
ми по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и ин-
ститутами гражданского общества; 

3)  принятие  законодательных,  административных  и  иных  мер, 

направленных на привлечение государственных и муниципальных служа-
щих, а также граждан к более активному участию в противодействии кор-

 

75 

 

рупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупци-
онному поведению; 

4)  совершенствование  системы  и  структуры  государственных  орга-

нов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 

5)  введение  антикоррупционных  стандартов,  то  есть  установление 

для  соответствующей  области  деятельности  единой  системы  запретов, 
ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в 
данной области; 

6)  унификация  прав  государственных  и  муниципальных  служащих, 

лиц,  замещающих  государственные  должности  Российской  Федерации, 
государственные должности субъектов Российской Федерации, должности 
глав  муниципальных  образований,  муниципальные  должности,  а  также 
устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и 
обязанностей; 

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности феде-

ральных органов государственной власти, органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 

8) обеспечение независимости средств массовой информации; 
9)  неукоснительное  соблюдение  принципов  независимости  судей  и 

невмешательства в судебную деятельность; 

10)  совершенствование  организации  деятельности  правоохранитель-

ных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 

11) совершенствование порядка прохождения государственной и му-

ниципальной службы; 

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной кон-

куренции  и  объективности  при  размещении  заказов  на  поставку  товаров, 
выполнение работ, оказание  услуг для государственных или муниципаль-
ных нужд; 

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в 

области экономической деятельности; 

14)  совершенствование  порядка  использования  государственного  и 

муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов 
(в  том  числе  при  предоставлении  государственной  и  муниципальной  по-
мощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества 
и его отчуждения; 

15)  повышение  уровня  оплаты  труда  и  социальной  защищенности 

государственных и муниципальных служащих; 

16)  укрепление  международного  сотрудничества  и  развитие  эффек-

тивных форм сотрудничества с  правоохранительными органами и со спе-
циальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими 
компетентными  органами  иностранных  государств  и  международными 
организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфис-

 

76 

 

кации  и  репатриации  имущества,  полученного  коррупционным  путем  и 
находящегося за рубежом; 

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обра-

щениях граждан и юридических лиц; 

18) передача части функций государственных органов саморегулиру-

емым организациям, а также иным негосударственным организациям; 

19)  сокращение  численности  государственных  и  муниципальных 

служащих с одновременным привлечением на государственную и муници-
пальную службу квалифицированных специалистов; 

20) повышение ответственности федеральных органов государствен-

ной власти, органов государственной власти субъектов Российской Феде-
рации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непри-
нятие мер по устранению причин коррупции; 

21)  оптимизация  и  конкретизация  полномочий  государственных  ор-

ганов и их работников, которые должны быть отражены в административ-
ных и должностных регламентах. 

 
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обяза-

тельствах имущественного характера 

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще-

ственного  характера,  а  также  о  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах 

имущественного  характера  своих  супруги  (супруга)  и  несовершеннолет-

них  детей  обязаны  представлять  представителю  нанимателя  (работодате-

лю): 

1) граждане, претендующие на замещение должностей государствен-

ной  или  муниципальной  службы,  включенных  в  перечни,  установленные 

нормативными правовыми актами Российской Федерации; 

1.1)  граждане,  претендующие  на  замещение  должностей  членов  Со-

вета  директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей 

в  Центральном  банке  Российской  Федерации,  включенных  в  перечень, 

утвержденный  Советом  директоров  Центрального  банка  Российской  Фе-

дерации; 

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в 

перечни,  установленные  нормативными  правовыми  актами  Российской 

Федерации,  в  государственных  корпорациях,  Пенсионном  фонде  Россий-

ской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, 

Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных орга-

низациях,  создаваемых  Российской  Федерацией  на  основании  федераль-

ных законов; 

 

77 

 

3)  граждане,  претендующие  на  замещение  отдельных  должностей, 

включенных  в  перечни,  установленные  федеральными  государственными 

органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых 

для  выполнения  задач,  поставленных  перед  федеральными  государствен-

ными органами; 

 

Руководители  государственных  (муниципальных)  учреждений  пред-

ставляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах иму-

щественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах 

имущественного  характера  своих  супруги  (супруга)  и  несовершеннолет-

них детей начиная с доходов за 2012 год (часть вторая статьи 4 Федераль-

ного закона от 29.12.2012 № 280-ФЗ). 

 

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководите-

лей государственных (муниципальных) учреждений; 

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ) 

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1  - 3.1 насто-

ящей части. 

(в ред. Федерального закона от 29.12.2012 № 280-ФЗ) 

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обяза-

тельствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей ста-

тьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными пра-

вовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Централь-

ного банка Российской Федерации. 

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-

ного характера, представляемые в соответствии с частью 1 настоящей ста-
тьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, 
об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  представляе-
мые  гражданином  в  соответствии  с  частью  1  настоящей  статьи,  в  случае 
непоступления данного гражданина на государственную или муниципаль-
ную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, госу-
дарственную  корпорацию,  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации, 
Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,  Федеральный 
фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, созда-
ваемую  Российской  Федерацией  на  основании  федерального  закона,  на 
работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных 
перед  федеральными  государственными  органами,  на  должность  руково-
дителя государственного (муниципального)  учреждения в дальнейшем  не 
могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, 
об  имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  представляе-
мые  в  соответствии  с  частью  1  настоящей  статьи,  отнесенные  в  соответ-
ствии  с  федеральным  законом  к  сведениям,  составляющим  государствен-

 

78 

 

ную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации о государственной тайне. 

(в ред.  Федеральных законов от 03.12.2012  №  231-ФЗ, от 29.12.2012 

№ 280-ФЗ) 

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и 

обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, 
служащим  или  работником  в  соответствии  с  частью  1  настоящей  статьи, 
для  установления  либо  определения  его  платежеспособности  и  платеже-
способности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора 
в  прямой  или  косвенной  форме  пожертвований  (взносов)  в  фонды  обще-
ственных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в 
пользу физических лиц. 

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе 

и  обязательствах  имущественного  характера,  представляемых  граждани-
ном, служащим или работником в соответствии с частью 1 настоящей ста-
тьи,  либо  в  использовании  этих  сведений  в  целях,  не  предусмотренных 
федеральными  законами,  несут  ответственность  в  соответствии  с  законо-
дательством Российской Федерации. 

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен-

ного  характера,  представляемые  лицами,  указанными  в  пункте  4  части  1 
настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной 
сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных ор-
ганов,  государственных  органов  субъектов  Российской  Федерации,  орга-
нов  местного  самоуправления,  Центрального  банка  Российской  Федера-
ции, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Феде-
рации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федераль-
ного  фонда  обязательного  медицинского  страхования,  иных  организаций, 
создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, 
и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в 
порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Фе-
дерации,  нормативными  актами  Центрального  банка  Российской  Федера-
ции. 

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуще-

стве и обязательствах имущественного характера, представляемых в соот-
ветствии  с  частью  1  настоящей  статьи,  за  исключением  сведений,  пред-
ставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руко-
водителей  государственных  (муниципальных)  учреждений,  и  лицами,  за-
мещающими  данные  должности,  осуществляется  по  решению  представи-
теля  нанимателя  (руководителя)  или  лица,  которому  такие  полномочия 
предоставлены  представителем  нанимателя  (руководителем),  в  порядке, 
устанавливаемом  Президентом  Российской  Федерации,  самостоятельно 
или  путем  направления  запроса  в  федеральные  органы  исполнительной 

 

79 

 

власти,  уполномоченные  на  осуществление  оперативно-розыскной  дея-
тельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обяза-
тельствах  имущественного  характера  гражданина  или  лица,  указанных  в 
части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей 
данного гражданина или лица. 

(в ред.  Федеральных законов от 03.12.2012  №  231-ФЗ, от 29.12.2012 

№ 280-ФЗ) 

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об иму-

ществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  представляемых 
гражданами,  претендующими  на  замещение  должностей  руководителей 
государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими 
данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, ко-
торому  такие  полномочия  предоставлены  учредителем,  в  порядке,  уста-
навливаемом  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации. 
Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры  Российской 
Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные 
органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы феде-
ральных  органов  исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправле-
ния,  общественные  объединения  и  иные  организации  в  целях  проверки 
достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязатель-
ствах имущественного  характера  указанных  лиц определяются  Президен-
том Российской Федерации. 

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ) 

8. Непредставление  гражданином при поступлении на  государствен-

ную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Россий-

ской  Федерации,  государственную  корпорацию,  Пенсионный  фонд  Рос-

сийской  Федерации,  Фонд  социального  страхования  Российской  Федера-

ции,  Федеральный  фонд  обязательного  медицинского  страхования,  иную 

организацию,  создаваемую  Российской  Федерацией  на  основании  феде-

рального  закона,  на  работу  в  организацию,  создаваемую  для  выполнения 

задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на 

должность руководителя государственного (муниципального) учреждения 

представителю  нанимателя  (работодателю)  сведений  о  своих  доходах,  об 

имуществе  и  обязательствах  имущественного  характера,  а  также  о  дохо-

дах, об имуществе и обязательствах имущественного характера  своих су-

пруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление  заведо-

мо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа 

в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную 

службу,  на  работу  в  Центральный  банк  Российской  Федерации,  государ-

ственную  корпорацию,  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд 

социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя-

зательного  медицинского  страхования,  иную  организацию,  создаваемую 

Российской  Федерацией  на  основании  федерального  закона,  на  работу  в 

организацию,  создаваемую  для  выполнения  задач,  поставленных  перед 

 

80 

 

федеральными  государственными  органами,  на  должность  руководителя 

государственного (муниципального) учреждения. 

(в ред.  Федеральных законов от 03.12.2012  №  231-ФЗ, от 29.12.2012 

№ 280-ФЗ) 

9.  Невыполнение  гражданином  или  лицом,  указанными  в  части  1 

настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей ста-

тьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещае-

мой  должности,  увольнение  его  с  государственной  или  муниципальной 

службы,  с  работы  в  Центральном  банке  Российской  Федерации,  государ-

ственной  корпорации,  Пенсионном  фонде  Российской  Федерации,  Фонде 

социального  страхования  Российской  Федерации,  Федеральном  фонде 

обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой 

Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с 

работы  в  организации,  создаваемой  для  выполнения  задач,  поставленных 

перед  федеральными  государственными  органами,  а  также  в  государ-

ственном (муниципальном) учреждении. 

(в ред.  Федеральных законов от 03.12.2012  №  231-ФЗ, от 29.12.2012 

№ 280-ФЗ) 

 

Статья 8.1. Представление сведений о расходах 

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 

1.  Лица,  замещающие  (занимающие)  должности,  включенные  в  пе-

речни,  установленные  нормативными  правовыми  актами  Российской  Фе-

дерации или нормативными актами Центрального банка Российской Феде-

рации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расхо-

дах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и по-
рядке,  которые  установлены  Федеральным  законом  "О  контроле  за  соот-

ветствием  расходов  лиц,  замещающих  государственные  должности,  и 

иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Россий-

ской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской 

Федерации. 

2.  Контроль  за  соответствием  расходов  лиц,  указанных  в  части  1 

настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершенно-

летних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и 

их  супруг  (супругов)  за  три  последних  года,  предшествующих  соверше-

нию сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Фе-

деральным законом и Федеральным законом "О контроле за соответствием 

расходов  лиц,  замещающих  государственные  должности,  и  иных  лиц  их 

доходам",  нормативными  правовыми  актами  Президента  Российской  Фе-

дерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, 

нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. 

3. Непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, 

или  представление  ими  неполных  или  недостоверных  сведений  о  своих 

расходах  либо  непредставление  или  представление  заведомо  неполных 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..