Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Сборник нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции (2012 год) - часть 6

 

 

 

81 

 

или  недостоверных  сведений  о  расходах  своих  супруги  (супруга)  и  несо-

вершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обяза-

тельно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указан-

ных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, 

увольнение в установленном порядке с государственной или муниципаль-

ной  службы,  из  Центрального  банка  Российской  Федерации,  с  работы  в 

государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, 

Фонде  социального  страхования  Российской  Федерации,  Федеральном 

фонде  обязательного  медицинского  страхования,  иной  организации,  со-

зданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с ра-

боты  в  организации,  создаваемой  для  выполнения  задач,  поставленных 

перед федеральными государственными органами. 

4.  Сведения  об  источниках  получения  средств,  за  счет  которых  со-

вершена  сделка  по  приобретению  земельного  участка,  другого  объекта 

недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей уча-

стия,  паев  в  уставных  (складочных)  капиталах  организаций),  если  сумма 

сделки превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну 

из должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и его супруги (су-

пруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, пред-

ставленные  в  соответствии  с  Федеральным  законом  "О  контроле  за  соот-

ветствием  расходов  лиц,  замещающих  государственные  должности,  и 

иных 

лиц 

их 

доходам", 

размещаются 

в 

информационно-

телекоммуникационной  сети  "Интернет"  на  официальных  сайтах  феде-

ральных  государственных  органов,  государственных  органов  субъектов 

Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления,  Центрального 

банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного 

фонда  Российской  Федерации,  Фонда  социального  страхования  Россий-
ской  Федерации,  Федерального  фонда  обязательного  медицинского  стра-

хования,  иных  организаций,  созданных  Российской  Федерацией  на  осно-

вании  федеральных законов, и предоставляются для опубликования сред-

ствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными пра-

вовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными 

правовыми  актами  Российской  Федерации  и  нормативными  актами  Цен-

трального  банка  Российской  Федерации,  с  соблюдением  установленных 

законодательством  Российской  Федерации  требований  о  защите  персо-

нальных данных. 

 

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих 

уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупцион-

ных правонарушений 

 

1.  Государственный  или  муниципальный  служащий  обязан  уведом-

лять  представителя  нанимателя  (работодателя),  органы  прокуратуры  или 

другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-

 

82 

 

либо  лиц  в  целях  склонения  его  к  совершению  коррупционных  правона-

рушений. 

2.  Уведомление  о  фактах  обращения  в  целях  склонения  к  соверше-

нию  коррупционных  правонарушений,  за  исключением  случаев,  когда  по 

данным  фактам  проведена  или  проводится  проверка,  является  должност-

ной  (служебной)  обязанностью  государственного  или  муниципального 

служащего. 

3.  Невыполнение  государственным  или  муниципальным  служащим 

должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 насто-

ящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с гос-

ударственной  или  муниципальной  службы  либо  привлечение  его  к  иным 

видам  ответственности  в  соответствии  с  законодательством  Российской 

Федерации. 

4.  Государственный  или  муниципальный  служащий,  уведомивший 

представителя  нанимателя  (работодателя),  органы  прокуратуры  или  дру-

гие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к 

совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения дру-

гими  государственными  или  муниципальными  служащими  коррупцион-

ных  правонарушений,  непредставления  сведений  либо  представления  за-

ведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и 

обязательствах  имущественного  характера,  находится  под  защитой  госу-

дарства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о 

фактах  обращения  в  целях  склонения  государственного  или  муниципаль-

ного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень 

сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих све-

дений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем 
нанимателя (работодателем). 

 

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной 

службе 

 

1.  Под  конфликтом  интересов  на  государственной  или  муниципаль-

ной  службе  в  настоящем  Федеральном  законе  понимается  ситуация,  при 

которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государствен-

ного  или  муниципального  служащего  влияет  или  может  повлиять  на 

надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при 

которой  возникает  или  может  возникнуть  противоречие  между  личной 

заинтересованностью государственного или муниципального служащего и 

правами  и  законными  интересами  граждан,  организаций,  общества  или 

государства, способное привести к причинению вреда правам и законным 

интересам граждан, организаций, общества или государства. 

2.  Под  личной  заинтересованностью  государственного  или  муници-

пального  служащего,  которая  влияет  или  может  повлиять  на  надлежащее 

исполнение  им  должностных  (служебных)  обязанностей,  понимается  воз-

 

83 

 

можность  получения  государственным  или  муниципальным  служащим 

при  исполнении  должностных  (служебных)  обязанностей  доходов  в  виде 

денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, 

иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. 

 

Статья  11.  Порядок  предотвращения  и  урегулирования  конфликта 

интересов на государственной и муниципальной службе 

 

1.  Государственный  или  муниципальный  служащий  обязан  прини-

мать меры по недопущению любой возможности возникновения конфлик-

та интересов. 

2.  Государственный  или  муниципальный  служащий  обязан  в  пись-

менной форме уведомить своего непосредственного начальника о возник-

шем  конфликте  интересов  или  о  возможности  его  возникновения,  как 

только ему станет об этом известно. 

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникнове-

нии у государственного или муниципального служащего личной заинтере-

сованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, 

обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта 

интересов. 

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может 

состоять  в  изменении  должностного  или  служебного  положения  государ-

ственного  или  муниципального  служащего,  являющегося  стороной  кон-

фликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных 

(служебных) обязанностей в  установленном порядке, и (или) в отказе  его 

от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. 

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной 

которого  является  государственный  или  муниципальный  служащий,  осу-

ществляются путем отвода или самоотвода государственного или муници-

пального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодатель-

ством Российской Федерации. 

5.1.  Непринятие  государственным  или  муниципальным  служащим, 

являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или 

урегулированию  конфликта  интересов  является  правонарушением,  влеку-

щим увольнение государственного или муниципального служащего с гос-

ударственной или муниципальной службы в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации. 

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 

6.  В  случае,  если  государственный  или  муниципальный  служащий 

владеет  ценными  бумагами,  акциями  (долями  участия,  паями  в  уставных 

(складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения 

конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции 

(доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в до-

верительное  управление  в  соответствии  с  законодательством  Российской 

Федерации. 

 

84 

 

 

Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской 

Федерации,  работников,  замещающих  должности  в  государственных  кор-

порациях,  иных  организациях,  создаваемых  Российской  Федерацией  на 

основании  федеральных  законов,  работников,  замещающих  отдельные 

должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых 

для  выполнения  задач,  поставленных  перед  федеральными  государствен-

ными органами 

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 

Служащие  Центрального  банка  Российской  Федерации,  работники, 

замещающие  должности  в  государственных  корпорациях,  Пенсионном 

фонде  Российской  Федерации,  Фонде  социального  страхования  Россий-

ской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхо-

вания, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на осно-

вании федеральных законов, работники, замещающие  отдельные должно-

сти  на  основании  трудового  договора  в  организациях,  создаваемых  для 

выполнения задач, поставленных  перед федеральными  государственными 

органами,  обязаны  в  соответствии  со  статьями  9  -  11  настоящего  Феде-

рального закона  уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях 

склонения  к  совершению  коррупционных  правонарушений  и  принимать 

меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта ин-

тересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных гос-

ударственных органов,  Центрального банка  Российской Федерации, госу-

дарственных  корпораций,  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации, 

Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации,  Федерального 
фонда  обязательного  медицинского  страхования,  иных  организаций,  со-

здаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов. 

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 
Статья  12.  Ограничения,  налагаемые  на  гражданина,  замещавшего 

должность государственной или муниципальной службы, при заключении 
им трудового или гражданско-правового договора 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1. Гражданин, замещавший должность государственной или муници-

пальной  службы,  включенную  в  перечень,  установленный  нормативными 
правовыми  актами  Российской  Федерации,  в  течение  двух  лет  после 
увольнения  с  государственной  или  муниципальной  службы  имеет  право 
замещать  на  условиях  трудового  договора  должности  в  организации  и 
(или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной органи-
зации  услуги)  в  течение  месяца  стоимостью  более  ста  тысяч  рублей  на 
условиях  гражданско-правового  договора  (гражданско-правовых  догово-

 

85 

 

ров),  если  отдельные  функции  государственного,  муниципального  (адми-
нистративного) управления данной организацией входили в должностные 
(служебные)  обязанности  государственного  или  муниципального  служа-
щего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к 
служебному поведению государственных или муниципальных служащих и 
урегулированию конфликта интересов. 

(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
1.1.  Комиссия  обязана  рассмотреть  письменное  обращение  гражда-

нина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора долж-
ности  в  организации  и  (или)  на  выполнение  в  данной  организации  работ 
(оказание  данной  организации  услуг)  на  условиях  гражданско-правового 
договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в 
порядке,  устанавливаемом  нормативными  правовыми  актами  Российской 
Федерации,  и  о  принятом  решении  направить  гражданину  письменное 
уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в тече-
ние трех рабочих дней. 

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
2. Гражданин, замещавший должности государственной или муници-

пальной  службы,  перечень  которых  устанавливается  нормативными  пра-
вовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольне-
ния  с  государственной  или  муниципальной  службы  обязан  при  заключе-
нии  трудовых  или  гражданско-правовых  договоров  на  выполнение  работ 
(оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работо-
дателю сведения о последнем месте своей службы. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
3.  Несоблюдение  гражданином,  замещавшим  должности  государ-

ственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается 
нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольне-
ния  с  государственной  или  муниципальной  службы  требования,  преду-
смотренного  частью  2  настоящей  статьи,  влечет  прекращение  трудового 
или  гражданско-правового  договора  на  выполнение  работ  (оказание 
услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным 
гражданином. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
4.  Работодатель  при  заключении  трудового  или  гражданско-

правового  договора  на  выполнение  работ  (оказание  услуг),  указанного  в 
части  1  настоящей  статьи,  с  гражданином,  замещавшим  должности  госу-
дарственной или муниципальной службы, перечень которых устанавлива-
ется  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  в  течение 
двух  лет  после  его  увольнения  с  государственной  или  муниципальной 
службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого дого-
вора  представителю  нанимателя  (работодателю)  государственного  или 
муниципального  служащего  по  последнему  месту  его  службы  в  порядке, 

 

86 

 

устанавливаемом  нормативными  правовыми  актами  Российской  Федера-
ции. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
5.  Неисполнение  работодателем  обязанности,  установленной  частью 

4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность 
в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

6.  Проверка  соблюдения  гражданином,  указанным  в  части  1  настоя-

щей статьи, запрета  на замещение на условиях трудового договора долж-
ности  в  организации  и  (или)  на  выполнение  в  данной  организации  работ 
(оказание  данной  организации  услуг)  на  условиях  гражданско-правового 
договора  (гражданско-правовых  договоров)  в  случаях,  предусмотренных 
федеральными  законами,  если  отдельные  функции  государственного 
управления  данной  организацией  входили  в  должностные  (служебные) 
обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения 
работодателем  условий  заключения  трудового  договора  или  соблюдения 
условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином 
осуществляется  в  порядке,  устанавливаемом  нормативными  правовыми 
актами Российской Федерации. 

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
Статья  12.1.  Ограничения  и  обязанности,  налагаемые  на  лиц,  заме-

щающих  государственные  должности  Российской  Федерации,  государ-
ственные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальные 
должности 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1. Лица, замещающие государственные должности Российской Феде-

рации,  государственные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  не 
вправе  замещать  иные  государственные  должности  Российской  Федера-
ции,  государственные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  если 
иное не установлено федеральными конституционными законами или фе-
деральными  законами,  а  также  муниципальные  должности,  должности 
государственной или муниципальной службы. 

2.  Лица,  замещающие  муниципальные  должности,  не  вправе  заме-

щать  государственные  должности  Российской  Федерации,  государствен-
ные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  иные  муниципальные 
должности, должности государственной или муниципальной службы. 

3. Лица, замещающие государственные должности Российской Феде-

рации,  для  которых  федеральными  конституционными  законами  или  фе-
деральными  законами  не  установлено  иное,  лица,  замещающие  государ-
ственные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальные 
должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не 
вправе: 

 

87 

 

1)  замещать  другие  должности  в  органах  государственной  власти  и 

органах местного самоуправления; 

2) заниматься предпринимательской деятельностью  лично или через 

доверенных  лиц,  участвовать  в  управлении  хозяйствующими  субъектами 
независимо от их организационно-правовых форм; 

3)  заниматься  другой  оплачиваемой  деятельностью,  кроме  препода-

вательской, научной  и иной творческой деятельности. При этом препода-
вательская, научная и иная творческая деятельность не может финансиро-
ваться исключительно за счет средств иностранных государств, междуна-
родных  и  иностранных  организаций,  иностранных  граждан  и  лиц  без 
гражданства,  если  иное  не  предусмотрено  международными  договорами 
Российской  Федерации,  законодательством  Российской  Федерации  или 
договоренностями  на  взаимной  основе  федеральных  органов  государ-
ственной  власти  с  государственными  органами  иностранных  государств, 
международными или иностранными организациями; 

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих 

лиц  в  органах  государственной  власти  и  органах  местного  самоуправле-
ния, если иное не предусмотрено федеральными законами; 

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства матери-

ально-технического, финансового и информационного обеспечения, пред-
назначенные только для служебной деятельности; 

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, 

замещающего  государственную  должность  Российской  Федерации,  госу-
дарственную  должность  субъекта Российской Федерации,  должность гла-
вы  муниципального  образования,  муниципальную  должность,  замещае-
мую на постоянной основе; 

7)  получать  в  связи  с  выполнением  служебных  (должностных)  обя-

занностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации 
вознаграждения (ссуды,  денежное  и иное  вознаграждение,  услуги, оплату 
развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и 
юридических  лиц.  Подарки,  полученные  в  связи  с  протокольными  меро-
приятиями,  со  служебными  командировками  и  с  другими  официальными 
мероприятиями,  признаются  собственностью  соответственно  Российской 
Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образо-
вания и передаются по акту в соответствующий государственный или му-
ниципальный  орган.  Лицо,  замещавшее  государственную  должность  Рос-
сийской  Федерации,  государственную  должность  субъекта  Российской 
Федерации,  должность  главы  муниципального  образования,  муниципаль-
ную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, по-
лученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной коман-
дировкой  и с  другим официальным мероприятием, может его выкупить  в 
порядке,  устанавливаемом  нормативными  правовыми  актами  Российской 
Федерации; 

 

88 

 

8)  принимать  вопреки  установленному  порядку  почетные  и  специ-

альные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и 
спортивных)  иностранных  государств,  международных  организаций,  по-
литических партий, иных общественных объединений  и других организа-
ций; 

9) выезжать  в служебные командировки за пределы  Российской Фе-

дерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением 
служебных  командировок,  осуществляемых  в  соответствии  с  законода-
тельством  Российской  Федерации,  по  договоренностям  государственных 
органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Рос-
сийской Федерации или муниципальных органов с государственными или 
муниципальными  органами  иностранных  государств,  международными 
или иностранными организациями; 

10)  входить  в  состав  органов  управления,  попечительских  или 

наблюдательных  советов,  иных  органов  иностранных  некоммерческих 
неправительственных организаций и действующих на территории Россий-
ской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмот-
рено международными договорами Российской Федерации, законодатель-
ством  Российской  Федерации  или  договоренностями  на  взаимной  основе 
федеральных  органов  государственной  власти  с  государственными  орга-
нами иностранных государств, международными или иностранными орга-
низациями; 

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнени-

ем служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с феде-
ральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие  ему из-
вестными в связи с выполнением служебных обязанностей. 

4. Лица, замещающие государственные должности Российской Феде-

рации, государственные должности субъектов Российской Федерации, му-
ниципальные  должности,  замещаемые  на  постоянной  основе,  обязаны 
представлять  сведения  о  своих  доходах,  об  имуществе  и  обязательствах 
имущественного  характера,  а  также  сведения  о  доходах,  об  имуществе  и 
обязательствах  имущественного  характера  своих  супруг  (супругов)  и 
несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными пра-
вовыми актами Российской Федерации. 

5. Лица, замещающие государственные должности Российской Феде-

рации, государственные должности субъектов Российской Федерации, му-
ниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, нарушившие 
запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4 настоя-
щей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными кон-
ституционными законами, федеральными законами и иными нормативны-
ми правовыми актами Российской Федерации. 

 

 

89 

 

Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, 

замещающих  отдельные  должности  на  основании  трудового  договора  в 
организациях,  создаваемых  для  выполнения  задач,  поставленных  перед 
федеральными государственными органами 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
Если иное не установлено нормативными правовыми актами Россий-

ской  Федерации,  на  работников,  замещающих  отдельные  должности  на 
основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполне-
ния  задач,  поставленных  перед  федеральными  государственными  органа-
ми,  распространяются  ограничения,  запреты  и  обязанности,  установлен-
ные  для  федеральных  государственных  служащих,  проходящих  службу  в 
соответствующих  федеральных  государственных  органах,  в  порядке, 
предусмотренном  нормативными  правовыми  актами  федеральных  госу-
дарственных органов. 

 
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей уча-

стия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверитель-
ное управление в целях предотвращения конфликта интересов 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1.  В  случае,  если  владение  лицом,  замещающим  государственную 

должность  Российской  Федерации,  государственную  должность  субъекта 
Российской Федерации, муниципальную должность, должность федераль-
ной  государственной  службы,  должность  муниципальной  службы,  долж-
ность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Фе-
дерации,  Фонде  социального  страхования  Российской  Федерации,  Феде-
ральном  фонде  обязательного  медицинского  страхования,  иной  организа-
ции, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального за-
кона, должность на основании трудового договора в организации, создава-
емой  для  выполнения  задач,  поставленных  перед  федеральными  государ-
ственными органами, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями 
в  уставных  (складочных)  капиталах  организаций)  приводит  или  может 
привести  к  конфликту  интересов,  указанное  лицо  обязано  передать  при-
надлежащие  ему  ценные  бумаги,  акции  (доли  участия,  паи  в  уставных 
(складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соот-
ветствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 

2.  Требования  части  1  настоящей  статьи  распространяются  на  слу-

жащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должно-
сти,  включенные  в  перечень,  утвержденный  Советом  директоров  Цен-
трального банка Российской Федерации. 

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 

 

90 

 

Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на ра-

ботников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных 
организациях,  создаваемых  Российской  Федерацией  на  основании  феде-
ральных  законов,  работников,  замещающих  отдельные  должности  на  ос-
новании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения 
задач, поставленных перед федеральными государственными органами 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
На работников, замещающих должности в государственных корпора-

циях,  Пенсионном  фонде  Российской  Федерации,  Фонде  социального 
страхования  Российской  Федерации,  Федеральном  фонде  обязательного 
медицинского  страхования,  иных  организациях,  создаваемых  Российской 
Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих 
отдельные  должности  на  основании  трудового  договора  в  организациях, 
создаваемых  для  выполнения  задач,  поставленных  перед  федеральными 
государственными  органами,  в  порядке,  определяемом  нормативными 
правовыми  актами  Российской  Федерации,  распространяются  с  учетом 
особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запре-
ты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должно-
сти федеральной государственной службы, настоящим Федеральным зако-
ном и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года  № 
79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 

 
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств 

и правил служебного поведения 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1. Федеральными конституционными законами, федеральными зако-

нами,  законами  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальными  нор-
мативными  правовыми  актами  для  лиц,  замещающих  государственные 
должности Российской Федерации, государственные должности субъектов 
Российской Федерации, муниципальные должности, должности федераль-
ной  государственной  службы,  должности  муниципальной  службы,  долж-
ности  в  государственных  корпорациях,  Пенсионном  фонде  Российской 
Федерации,  Фонде  социального  страхования  Российской  Федерации,  Фе-
деральном фонде обязательного медицинского страхования, иных органи-
зациях,  создаваемых  Российской  Федерацией  на  основании  федеральных 
законов, отдельные должности на основании трудового договора в органи-
зациях,  создаваемых  для  выполнения  задач,  поставленных  перед  феде-
ральными  государственными  органами,  в  целях  противодействия  корруп-
ции  могут  устанавливаться  иные  запреты,  ограничения,  обязательства  и 
правила служебного поведения. 

 

91 

 

2. Положения части 1 настоящей статьи распространяются на служа-

щих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, 
включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального 
банка Российской Федерации. 

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 
Статья  13.  Ответственность  физических  лиц  за  коррупционные  пра-

вонарушения 

 
1.  Граждане  Российской  Федерации,  иностранные  граждане  и  лица 

без  гражданства  за  совершение  коррупционных  правонарушений  несут 
уголовную,  административную,  гражданско-правовую  и  дисциплинарную 
ответственность  в соответствии с  законодательством Российской Федера-
ции. 

2.  Физическое  лицо,  совершившее  коррупционное  правонарушение, 

по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством 
Российской Федерации права занимать определенные должности государ-
ственной и муниципальной службы. 

 
Статья 13.1. Увольнение  (освобождение от должности) лиц, замеща-

ющих  государственные  должности  Российской  Федерации,  государствен-
ные  должности  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальные  долж-
ности, в связи с утратой доверия 

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
 
1. Лицо, замещающее государственную должность Российской Феде-

рации,  государственную  должность  субъекта  Российской  Федерации,  му-
ниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными кон-
ституционными  законами,  федеральными  законами,  законами  субъектов 
Российской  Федерации,  муниципальными  нормативными  правовыми  ак-
тами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утра-
той доверия в случае: 

1)  непринятия  лицом  мер  по  предотвращению  и  (или)  урегулирова-

нию конфликта интересов, стороной которого оно является; 

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и 

обязательствах имущественного характера, а  также  о доходах, об  имуще-
стве и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) 
и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных 
или неполных сведений; 

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления 

коммерческой  организации,  за  исключением  случаев,  установленных  фе-
деральным законом; 

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности; 

 

92 

 

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или 

наблюдательных  советов,  иных  органов  иностранных  некоммерческих 

неправительственных организаций и действующих на территории Россий-

ской Федерации их структурных подразделений, если  иное не предусмот-

рено  международным  договором  Российской  Федерации  или  законода-

тельством Российской Федерации. 

2. Лицо, замещающее государственную должность Российской Феде-

рации,  государственную  должность  субъекта  Российской  Федерации,  му-

ниципальную  должность,  которому  стало  известно  о  возникновении  у 

подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или 

может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобож-

дению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия 

лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, 

государственную  должность  субъекта  Российской  Федерации,  муници-

пальную  должность,  мер  по  предотвращению  и  (или)  урегулированию 

конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо. 

 

Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замеща-

ющих  (занимающих)  должности  в  Центральном  банке  Российской  Феде-

рации, государственных корпорациях, иных организациях, созданных Рос-

сийской Федерацией на основании федеральных законов, в  организациях, 

создаваемых  для  выполнения  задач,  поставленных  перед  федеральными 

государственными органами, в связи с утратой доверия 

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 

Лица, занимающие должности в Центральном банке Российской Фе-

дерации,  лица,  замещающие  должности  в  государственных  корпорациях, 

Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхова-

ния  Российской  Федерации,  Федеральном  фонде  обязательного  медицин-

ского страхования,  иных организациях, созданных Российской Федераци-

ей на основании федеральных законов, отдельные должности на основании 

трудового  договора  в  организациях,  создаваемых  для  выполнения  задач, 

поставленных  перед  федеральными  государственными  органами,  подле-

жат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия 

в случаях, предусмотренных федеральными законами. 

 

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупре-

ждению коррупции 

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ) 
 

1. Организации обязаны разрабатывать  и принимать меры по преду-

преждению коррупции. 

2.  Меры  по  предупреждению  коррупции,  принимаемые  в  организа-

ции, могут включать: 

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных 

за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 

 

93 

 

3)  разработку  и  внедрение  в  практику  стандартов  и  процедур, 

направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников орга-

низации; 

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использо-

вания поддельных документов. 

 
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные пра-

вонарушения 

 
1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осу-

ществляются организация,  подготовка и совершение коррупционных пра-
вонарушений  или  правонарушений,  создающих  условия  для  совершения 
коррупционных  правонарушений,  к  юридическому  лицу  могут  быть  при-
менены  меры  ответственности  в  соответствии  с  законодательством  Рос-
сийской Федерации. 

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственно-

сти  к  юридическому  лицу  не  освобождает  от  ответственности  за  данное 
коррупционное  правонарушение  виновное  физическое  лицо,  равно  как  и 
привлечение  к  уголовной  или  иной  ответственности  за  коррупционное 
правонарушение физического лица  не освобождает от ответственности за 
данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. 

 
3.  Положения  настоящей  статьи  распространяются  на  иностранные 

юридические  лица  в  случаях,  предусмотренных  законодательством  Рос-
сийской Федерации. 

 

Президент 
Российской Федерации 
Д.МЕДВЕДЕВ 
Москва, Кремль 
25 декабря 2008 года 
№ 273-ФЗ 

 

94 

 

17 июля 2009 года № 172-ФЗ 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

«ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ 

ПРАВОВЫХ АКТОВ» 

 
Принят 
Государственной Думой 
3 июля 2009 года 
 
Одобрен 
Советом Федерации 
7 июля 2009 года 
 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 

 

Статья 1 
 
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и органи-

зационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных  право-
вых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в  целях  выявления  в 
них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. 

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных 

правовых  актов  (проектов  нормативных  правовых  актов),  устанавливаю-
щие  для  правоприменителя  необоснованно  широкие  пределы  усмотрения 
или  возможность  необоснованного  применения  исключений  из  общих 
правил,  а  также  положения,  содержащие  неопределенные,  трудновыпол-
нимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям 
и тем самым создающие условия для проявления коррупции. 

 
Статья 2 
 
Основными  принципами  организации  антикоррупционной  эксперти-

зы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) 
являются: 

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проек-

тов нормативных правовых актов; 

2)  оценка  нормативного  правового  акта  во  взаимосвязи  с  другими 

нормативными правовыми актами; 

 

95 

 

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов анти-

коррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  (проектов  нор-
мативных правовых актов); 

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу 

нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 

5)  сотрудничество  федеральных  органов  исполнительной  власти, 

иных  государственных  органов  и  организаций,  органов  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправле-
ния, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их долж-
ностные лица) с институтами гражданского общества при проведении ан-
тикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов  (проектов 
нормативных правовых актов). 

 
Статья 3 
 
1.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов 

(проектов нормативных правовых актов) проводится: 

1)  прокуратурой  Российской  Федерации  -  в  соответствии  с  настоя-

щим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Рос-
сийской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Россий-
ской  Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определенной  Правитель-
ством Российской Федерации; 

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - 

в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно 
методике, определенным Правительством Российской Федерации; 

3)  органами,  организациями,  их  должностными  лицами  -  в  соответ-

ствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нор-
мативными  правовыми  актами  соответствующих  федеральных  органов 
исполнительной  власти,  иных  государственных  органов  и  организаций, 
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  орга-
нов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Прави-
тельством Российской Федерации. 

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят ан-

тикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, орга-
низаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 
2)  государственной  и  муниципальной  собственности,  государствен-

ной  и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,  таможенного, 
лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,  природоохранного  за-
конодательства,  законодательства  о  лицензировании,  а  также  законода-
тельства,  регулирующего  деятельность  государственных  корпораций, 
фондов и  иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на ос-
новании федерального закона; 

 

96 

 

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государ-

ственные или муниципальные должности, должности государственной или 
муниципальной службы. 

3.  Федеральный  орган  исполнительной  власти  в  области  юстиции 

проводит антикоррупционную экспертизу: 

1)  проектов  федеральных  законов,  проектов  указов  Президента  Рос-

сийской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской 
Федерации,  разрабатываемых  федеральными  органами  исполнительной 
власти, иными государственными органами и организациями, - при прове-
дении их правовой экспертизы; 

2) проектов  концепций  и  технических заданий  на  разработку  проек-

тов  федеральных  законов,  проектов  поправок  Правительства  Российской 
Федерации  к  проектам  федеральных  законов,  подготовленным  федераль-
ными  органами  исполнительной  власти,  иными  государственными  орга-
нами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
3)  нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  исполнитель-

ной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих 
права,  свободы  и  обязанности  человека  и  гражданина,  устанавливающих 
правовой статус  организаций или  имеющих межведомственный характер, 
а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых 
актов  о  внесении  изменений  в  уставы  муниципальных  образований  -  при 
их государственной регистрации; 

4)  нормативных  правовых  актов  субъектов  Российской  Федерации  - 

при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный 
регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикорруп-

ционную экспертизу  принятых  ими  нормативных  правовых актов (проек-
тов нормативных правовых актов) при проведении их правовой эксперти-
зы и мониторинге их применения. 

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения 

в  нормативных  правовых  актах  (проектах  нормативных  правовых  актов) 
коррупциогенных факторов,  принятие  мер по устранению которых не  от-
носится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. 

6.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов, 

принятых  реорганизованными  и  (или)  упраздненными  органами,  органи-
зациями, проводится органами, организациями, которым переданы полно-
мочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при 
мониторинге применения данных нормативных правовых актов. 

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 
7.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов, 

принятых  реорганизованными  и  (или)  упраздненными  органами,  органи-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..