Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 28

 

  Главная      Учебники - Разные     Поэтический словарь (А.П. Квятковский)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..

 

 

Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 28

 

 


Мне скучно , бес . Мефистофель

Что делать , Фауст ? Таков нам положен предел, Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает. Иной от лени, тот от дел...

Или в «Медном Всаднике»:

...Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Все побежало. Все вокруг Вдруг опустело — волны вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон По пояс в воду погружен...


В некоторых формах восточной поэзии наличие X. с. обязательно. Так, в газели X. с. является первый стих каждого двустишия (бейта), исключая начальное двустишие; в четырехстишном рубаи третий стих — холостой.

ХОР (греч. χορός — хор, многоголосое пение) — в древнегреческой трагедии совместное выступление исполнителей стиха, музыки (пения) и пляски. Стихи для античного X. состоят из трех частей — строфы , антистрофы и эпода .

ХОРЕ’Й (греч. χορεῖος, букв. — плясовой, от χορεῖα — хор, пляска, хоровод) — 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый — долгий ◡‾◡‾◡. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге ◡́◡, заменяемая безударным пиррихием ◡◡. С точки зрения ритмологии, хореический стих — это четырехдольник ◡́◡◡◡ или шестидольник ◡̋◡◡◡|◡́◡. Ниже приведен ряд примеров X. параллельно в силлаботонической и ритмологической трактовках.

Трехстопный хорей: Шестидольник 1-й:

|В дымке-|неви|димке|

|Выплыл| месяц| вешний,|

|Цвет са|довый| дышит|

|Яблонь|ю, че|решней.|

|В ды́мке-неви|ди́мке|

|Вы́плыл месяц| ве́шний,|

|Цве́т садовый| ды́шит|

|Яблонью, че|ре́шней.| (А. Фет)


Запись тех же стихов в соответствии с их тактометрическим периодом:

|В ды́мке-неви|ди́мке||вы́плыл месяц| ве́шний,|

|Цве́т садовый| ды́шит|| я́блонью, че|ре́шней.| Четырехстопный хорей:

Четырехкратный четырехдольник 3-й: Сквозь вол|нисты|е ту|маны Проби|рает|ся лу|на,

{

Сквозь вол|ни́стые ту|ма́ны

Проби|ра́ется лу|на́, ∧ На пе|чальны|е по|ляны

Льет пе|чально| свет о|на.

{

На пе|ча́льные по|ля́ны

Льет пе|ча́льно свет о|на́. ∧ (А. Пушкин)


Те же стихи, записанные в соответствии с их тактометрическим периодом:

Сквозь вол|ни́стые ту|ма́ны проби|ра́ется лу|на́. ∧ На пе|ча́льные по|ля́ны льет пе|ча́льно свет о|на. ∧


Пятистопный хорей: Фини|ша ле|тяща|я ми|нута,

Моло|дость лег|ка и | горя|ча — Сило|ю на|дута, | как на|дута Каме|ра фут|больно|го мя|ча. (Б. Корнилов)


Трехкратный четырехдольник 1-й:

| Фи́ниша ле|тя́щая ми|ну́та, ∧∧|

| Мо́лодость лег|ка́ и горя|ча́ — ∧∧∧|

| Си́лою на| ду́та, как на|ду́та ∧∧|

| Ка́мера фут|бо́льного мя|ча́. ∧∧∧|


Шестистопный хорей:

Долго | не сда|валась | Любуш|ка со|седка. Нако|нец шеп|нула: | «Есть в са|ду бе|седка, Как тем|нее | станет — | пони|маешь | ты?..» Ждал я, | исстра|дался, | ночки-| темно|ты! (Н. Некрасов)


Двухкратный шестидольник 1-й:

| До́лго не сдава́лась || Лю́бушка со|се́дка. |

| Наконе́ц, шеп|ну́ла: || «Е’сть в саду бе|се́дка, |

| Как темне́е | ста́нет — || понима́ешь | ты́?..» ∧|

| Жда́л я, исстра|да́лся, || но́чки-темно|ты́! ∧|


Семистопный хорей:

Ули|ца бы|ла — как | буря. Толпы | прохо|дили, Словно | их пре|следо|вал не|отвра|тимый | рок. Мчались | о́мни|бусы, | кебы | и ав|томо|били, Был не|исчер|паем | ярост|ный люд|скойпо|ток.

(В. Брюсов)

Четырехкратный четырехдольник 1-й:

|У’лица бы|ла́ как буря. —| То́лпы прохо|ди́ли, ∧∧|

|Сло́вно их пре|сле́довал не|отврати́мый | ро́к.

∧∧∧|

|Мча́лись о́мни|бусы, ке́бы | и автомо|би́ли,

∧∧|

|Бы́л неисчер|па́ем ярост|ный людско́й по|то́к.

∧∧∧|


Восьмистопный хорей (удвоенный четырехстопный): Парня | выбра|ли по | росту | между | сотен | низко|лобых, На год | запер|ли в ка|зарму, | сны про|вери|ли в моз|гу,

Ровно | год ску|чал и | ждал он | с разной | сволочь|ю бок |о бок. Напи|сал до|мой от|крыток, | и от|туда | ни гу-|гу.

(П. Антокольский)


Четырехкратный четырехдольник 3-й:

Парня | вы́брали по | ро́сту между | со́тен низко |ло́бых,

На год | за́перли в ка|за́рму, сны про|ве́рили в моз|гу́,

∧

Ровно | го́д скучал и | жда́л он с разной | сво́лочью бок | о́

бок.


Напи|са́л домой от|кры́ток, и от|ту́да ни гу-|гу́. ∧


После ямбических стихов (особенно четырехстопного ямба) хореические размеры — самые популярные в русской поэзии.

ХОРИЯ’МБ (греч. χορίαμβος)

— в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба, о четырех

слогах ◡‾◡‾◡◡◡‾◡‾. B

силлаботонической же системе X. называется случай, когда в ямбическом стихе (преимущественно в четырехстопном ямбе) в первой стопе из двух смежных стоп словесное ударение падает на первый слог, а в следующей стопе — на второй слог ◡́◡◡◡́. Замечено, что X. в ямбе чаще бывает тогда, когда первое слово стиха односложное, и реже, когда первое слово двусложное.


Ц. — словораздел, совпадающий со стопоразделом: На старости | я сызнова живу,

Минувшее | проходит предо мною — Давно ль оно | неслось, событий полно, Волнуяся, | как море-окиян?

Теперь оно | безмолвно и спокойно. (А. Пушкин)


Паузная Ц.:

Сидят герои Бреста ∧ в Краснознаменном зале —

Политруки, комбаты, ∧ медсестры и стрелки, Их павшими считали, ∧ пропавшими считали, Но вот они живые, ∧ всем бедам вопреки.

(Я. Хелемский)


Если поэт не соблюдает постоянной канонической Ц. в стихе и она не занимает в строке определенного места, то такая Ц. называется свободной; свободная Ц. часто применяется в стихах советских поэтов, стремящихся к интонационно-ритмической раскованности стиха. Например:

Я говорю, | держа на сердце руку. Так на присяге, | может быть, стоят. Я говорю с тобой | перед разлукой, Страна моя, | прекрасная моя.


Прозрачное | правдивейшее слово Ложится | на безмолвные листы. Как в юности, | молюсь тебе сурово И знаю: | свет и радость — это ты. (О. Берггольц)

ЦЕНТО’Н (от лат. cento — одежда или покрывало, сшитое из разнородных материалов) — род литературной игры, стихотворение, составленное из известных читателю стихов какого-либо одного или нескольких поэтов; строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все «лоскутное» стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения. Составление Ц. было известно в древности (например, центон Авзония, составленный из отдельных стихов Вергилия). Греческие или латинские Ц. составлять было не так уж трудно, поскольку античные стихи не рифмовались. Гораздо труднее подобрать для Ц. стихи рифмованные. Известны Ц., составленные испанским поэтом Лопе де Вега. Являясь стихотворной шуткой, Ц. всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки. В дореволюционное время, когда эстрадный репертуар был чрезвычайно скуден, большим успехом у публики пользовался анонимный Ц., составленный из стихов разных басен Крылова; вот начало этого Ц.:

В июне, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, («Обоз»)

Из дальних странствий возвратясь, («Лжец») По улицам слона водили,

Как видно, напоказ, —

Известно, что слоны в диковинку у нас, —

Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська») Какой-то повар-грамотей

С поварни побежал своей, («Кот и повар») Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки») Проказница мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет. («Квартет») Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да щука («Лебедь, рак и щука»)


Литературовед и пушкинист Н. Лернер составил удачный Ц. — четверостишие, стихи которого принадлежат четырем поэтам:

Лысый с белой бородою Старый русский великан С догарессой молодою Упадает на диван.

(И. Никитин) (М. Лермонтов) (А. Пушкин) (Н. Некрасов)

ЧАСТУ’ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр. ) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это — народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр. , отсюда Ч. политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т.д. Подобные миниатюры существуют у всех народов мира. Долгое время Ч. не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных Ч. (17—18 вв. ). Систематически записывать Ч. стали лишь в начале 20 в. , а подлинный интерес к ней появился в советскую эпоху, когда Ч. приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.


Ч. — самая устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии. Тематическое разнообразие Ч. и необыкновенно емкая метрическая форма ее, выработанная на протяжении многих десятилетий, позволяют поэту экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих. Монострофичность Ч. придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом — сила Ч. В лучших русских Ч., как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность и фонетическая прозрачность речи. Мастерство стиха в Ч., достигающее порой ювелирной виртуозности, стало возможным лишь в результате колоссальной практики и глубокой народной традиции, не застывшей в заранее выработанных формах, а беспрерывно развивающейся и совершенствующейся в живом общении друг с другом безвестных народных поэтов. Злободневность Ч. позволила выработать чрезвычайно подвижные формы стиха, в которых комбинации ритмических модификаций четырехдольника используются с необыкновенной смелостью.


Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной Ч. Поразительно, что на таком маленьком «пятачке», в пределах двустиший, неистощимая народная изобретательность показывает пути дальнейшего развития национальных форм русского стиха, построенного не на условной стопе силлаботонической теории, а на принципе тактовой метрики с многофигурными модификациями четырехдольника. Горький в статье «О бойкости» писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на „частушки“ — непрерывное и подлинно „народное“ творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов... Частушки строятся из чистого языка».


  1. вид

    |◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

    ◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

  2. вид

    ◡

    |◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

    ◡́◡◡◡|◡́◡◡

  3. вид

    ◡◡

    |◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

    ◡́◡◡◡|◡́◡

  4. вид

◡◡◡

|◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́


Видовые тактометрические периоды четырехдольника определяются положением анакрузы и эпикрузы . Четырехдольник первого вида — закрытого контура, в нем нет анакрузы (нулевая анакруза), остальные три имеют открытые контуры и в каждом из видов свои анакруза и эпикруза. Обычно норма фразостроения в Ч. совпадает с тактометрическим периодом. Как бы ни менялись количество и характер слогов Ч. (долгие, краткие и кратчайшие), какой бы структуры ни были паузные модификации, долевой объем любой частушки остается неизменным: 16 долей в периоде, а вся Ч. — 32 доли. Ч. следует читать четким метрическим речитативом. Многие частушки паузного строя представляют собой образцы народного тактовика.

Ниже приводится ряд Ч., расположенных в порядке убывании слогового состава — от полносложных к паузным формам тактовика . Слова, на которые приходится ритмическая инверсия, выделены. Цифры слева обозначают количество слогов в строке.


Четырехдольник первый.


Контрольный ряд |◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|.


16

15

| Скоро, скоро | я уеду, | не найдешь, ми|лашка, следу. |

| Занесет тро|пиночку, о|ставлю сиро|тиночку. ∧| 15

15

| Я кошу, за | мной растет зе|леная о|тавушка. ∧|

| С беспартийны|ми гулять — од|на худая | славушка. ∧| 15

14

| Я девчонка | некрасива, | зато завле|кательна. ∧|

| За работу | получу ∧| орден обя|зательно. ∧| 14

14

|Подруженьки | про меня ∧| говорят, что | модница. ∧|

| Мне и надо | модной быть, ∧| потому — кол|хозница. ∧| 13

15

|По-одру-уж|ка моя, под|руженька ак|тивная, ∧|

| Никогда не| надоест ра|бота коллек|тивная. ∧| 13

14

|Товарочка | милая, ∧| работаем | вме-есте, ∧|

|Выполняем | на сто сорок, | выполним на | две-ести. ∧| 13

13

|Я купила, | милый мой, ∧| новую «По|беду». ∧∧|

|На свиданье | не придешь, ∧| я к тебе при|еду. ∧∧| 12

14

|Винтовочка | тук- ∧тук, | а красные | тут, ∧ тут. ∧|

|Пулеметы | тра-та-та, ∧| а белые | ла-та-та. ∧| 12

13

|У меня ∧| на руке ∧| серебряны | ко-ольца. ∧|

|Разрешите | погулять ∧| с вами, комсо|мо-ольцы? ∧| 14

11

| Не пойду я | за попа, пой|ду за комму|ни-иста. ∧|

| Буду жить ∧| без венца ∧|∧ годиков | три-иста. ∧|

12

12

| Миленькая | Настенька, ∧| вышей мне пла|ток, ∧∧∧|

| Ниточкою | красненькой ∧| серп и моло|ток. ∧∧∧| 11

13

| Де-евчо-он|ки, беда! ∧| Некуда де|ва-аться! ∧|

| По колено| борода, ∧| лезет цело|ва-аться. ∧| 10

14

| Эх, ∧ скрип, ∧| скрип, ∧ скрип, ∧| новые бо|ти-инки.

∧|

| Мы, девчонки, | трактористки, | как одна, — кар|ти-инки. ∧| 11

12

| Ай ∧ да, ∧| ай ∧ да. ∧| моя милка | молода. ∧|

| Молода го|до-очком, ∧| глупая у|мо-очком. ∧| 7

16

| Ми-илый ∧| мой, ∧ по-ой|дем ∧ до-о|мой! ∧∧

— Пой|дем, моя за|бавница, с ве|селого гу|ляньица. ∧| 8

14

| Ох ∧ ты, ∧| ох ∧ ты ∧| де-евка ∧| в ко-офте. ∧|

| Всех целуйте | и милуйте, | а меня не | тро-огте! ∧| 9

12

| Товарочки | говорят ∧| про ∧∧∧| что?

∧∧∧|

| Меня милень|кий не любит, | а ∧ мне-то | что! ∧∧∧| 10

10

| По-ошел ∧| пля-асать, ∧| сапоги-то | рву-утся, ∧|

| Ка-афтан ∧| до ∧ пят, ∧| девушки сме|ю-утся. ∧| 8

11

| И-играй, ∧| Ти-ишка, ∧| пля-аши, ∧| Ти-ишка, ∧|

| У тебя, ∧| Ти-ишка, ∧| с трудоднями | кни-ижка. ∧| 9

8

| И ∧ бей, ∧| ла-апти, ∧| колоти ∧| ла-апти, ∧|

| Му-ужья ∧| гла-адки, ∧| спле-етут ∧| ла-апти. ∧|


Четырехдольник второй.


Четырехдольник третий.


Контрольный ряд ◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡.

16

16

Мы сво|их лентяев | знаем, по по|ходке уга|даем; Ноги | длинные, кри|вые, штаны | рваные, ху|дые. 15

16

Пома|лешеньку, А|лешенька, жер|диночкой и|ди!

Не уро|ни свою таль|яночку и | сам не упа|ди. ∧

15

15

За мной | трое, за мной | трое, за мной | трое, как о|дин: ∧ Предсе|датель сельсо|вета, агро|ном и брига|дир. ∧

16

14

Гово|рит мне мама | строго: Поче|му не веришь | в бога?

А я | прямо ей в от|вет: ∧ Пото|му что бога | нет. ∧ 14

15

Подру |женька , дроби , | бей — ∧ разве | хуже мы лю|дей? ∧ Мы с то|бою зара|ботали по | триста трудо|дней. ∧

14

14

Сидит | лодырь у во|рот, ∧ широ|ко разинув | рот, ∧ И ни|кто не разбе|рет, ∧ где во|рота, а где | рот. ∧


13

14

Эх, ∧| карие гла|за, да вы гу|би-ительны|е. ∧ Комсо|мольские ре|бята рассу|ди-ительны|е. ∧

12

14

Гово|рят ∧ про ме|ня, ∧ что я | ху-уденька|я, ∧ Десять | юбочек на|дену, буду | кру-угленька|я! ∧

12

13

Комсо|мо-ольца лю|бить — ∧ надо | чи-исто хо|дить, ∧ А ∧| в кофточке та|кой ∧ не по|любит ника|кой. ∧ 11

13

Са-а|по-ожки мо|и, ∧ носы | ла-аковы|е, ∧

Что у | девок, что у | баб — ∧ оди|на-аковы|е. ∧ 11

12

Эх, ∧| ла-апти мо|и, ∧ лапти | стро-очены|е! ∧ В церкви | о-окна те|перь ∧ зако|ло-оченны|е! ∧

11

11

Ты не | стой ∧ у ок|на, ∧ не под|сма-атри-и|вай. ∧ Мне не | быть ∧ за то|бой, ∧ не под|сва-аты-ы|вай. ∧ 9

13

Эх, ∧| я-абло-оч|ко, ∧ нали|ва-ае-ет|ся, ∧ Пролетарии всех | стран соеди|ня-аю-ут|ся! ∧

11

10

Я на | ре-ечке бы|ла, ∧ бело | мы-ыла-а|ся;∧

Се-ер|де-ечко бо|лит — ∧ просту|ди-ила-а|ся. ∧ 10

10

Паро|ход ∧ плы-ы|вет, ∧ а дым | ко-ольца-а|ми, ∧ Он сю|да ∧∧ и|дет ∧ с комсо|мо-ольца-а|ми. ∧ 9

10

Дул, ∧| дул ∧ Фе-е|дул ∧ оди|но-очко-о|ю, ∧ И по|дул ∧ в ко-ол|хоз ∧ вместе | с до-очко-о|ю. ∧ 8

10

Эх, ∧| бу-уду ∧| я ∧ с о-об|но-овко-о|ю. ∧ Подру|жи-илась ∧| я ∧ с сорти|ро-овко-о|ю. ∧

8

8

По-од | шу-убо-о|ю, ∧ по-од | бе-ело-о|ю ∧

По-ой|ду ∧ пля-а|сать, — ∧ ра-аз|де-ела-а|ю. ∧


Четырехдольник четвертый.


Контрольный ряд ◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́.

16

16

Ходила | по лесу, по | вересу, а | верес — не тра|ва, Любила | мальчика три | годика, как | розанчик цве|ла. 16

15

Аэро|план летит вы|соко, мне е|го чуть-чуть ви|дать,

∧ Моя | милка уле|тела, не с кем | больше мне гу|лять. 16

14

Косил ми|ленок на лу|гу, просил те|семку голу|бу:

∧ Дай, ми|лашка, поно|сить, ∧ весе|лей будет ко|сить. 12

12

Аэро|план ∧ ле-е|тит, моторчик | но-ове-ень|кий, Уехал | в а-арми-и|ю мой черно|бро-ове-ень|кий.


Ритмический вариант этой же частушки:

Аэро|план ∧ летит |∧́ моторчик | но-овенький, |∧ Уехал | в а-армию |∧́ мой черно|бро-овенький. |∧


Как видим, основной массив народных Ч. относится к четырехдольникам первого и третьего видов. Помимо дистихов, среди Ч. изредка встречаются тристихи и моностихи.


Пример тристиха: 15

14

14

| Я вечор ве|черовала, | одну думу | думала. ∧|

| Милый шел и | не зашел, ∧| огонек за|дунула. ∧|

| Огонек за|дунула, ∧| о другом за|думала. ∧|


Примеры моностиха (страдания ):

Гар|моньица, раз|бавница, раз|бавь мое стра|даньице.


Или:

Давай , | милка, страдать | вместе, я в гар|монью, а ты | в песни.


Или:

| Шила кисет | труди́лася , | подарила — | влюби́лася .|


В ряде Ч. наблюдается одно ритмическое своеобразие, свойственное народной поэзии, это — полудольные или кратчайшие слоги в стихе, они произносятся вдвое быстрее, чем остальные слоги: одна долевая ячейка вмещает в себя два слога:

| Батюшка, от|дай, отдай, в со|гласную се|меюшуку, ∧|

| Чтоб меня не | обижали , мо |лоденькую | девушку, ∧|


Дайте | лодочку не|крашену, не|крашено вес|ло. ∧ Вниз по | реченьке по|еду ку да пла|точек унес|ло. ∧


Эх, ∧ я-абло-оч |ко, ∧ раззо|ло-оче-е|но, ∧ Ты, Ан|танта, не фор|си, пока не ко|ло-оче-е|на. ∧


В последней Ч. представлены все три структурные состояния слогов в метрическом стихе, все три вида ритмической долготы — краткие (однодольные), долгие (двудольные) и кратчайшие (полудольные).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..