Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 26

 

  Главная      Учебники - Разные     Поэтический словарь (А.П. Квятковский)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  24  25  26  27   ..

 

 

Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 26

 

 


Интересны Т. современной японской поэтессы демократического направления Асида Такако (род. в 1907 г. ):

Пеленки пестрят

На бамбуковом поле, Тонущем в знойном мареве. Это работают рядом

Крестьянские женщины-матери. (пер. А. Мамонова)

Унылый берег Стынущего моря,

За ветки дерева, прибитого волнами,

Аэростатом Зацепилось солнце.

(пер. Л. Громковской и Касида Ясумаси) Лишь стоит мне чуть

Тронуть кисточкой бровь,

Как я сразу становлюсь немного сильней, Поэтому утром — прежде всего! —

Я трогаю кисточкой бровь. (пер. Е. Винокурова)

ТАХ (арм. ) — в армянской поэзии старинная светская или духовная песня (в отличие от современной песни, называемой «эрг»). Тахаран — песенник, сборник Т. В древней Армении поэт, сочинявший и записывавший свои Т., назывался тахасац.

ТВЁРДЫЕ ФО’РМЫ СТИХА’ — условный термин, установившийся за такими стихотворениями строфической формы, как сонет , рондо , триолет , секстина большая и пр.

ТЕАТРА’ЛЬНЫЙ СТИХ — стих драматического произведения, в котором лексика, синтаксис, интонация и поэтические качества должны прежде всего ориентироваться на естественный разговорный, бытовой язык. В Т. с. редко употребляются строфическая форма стиха и сугубо метафорическая речь. В Т. с. обычно применяется белый пятисложный ямб или вольный неравносложный ямб. Классические образцы Т. с. дали А. Пушкин («Борис Годунов» и «маленькие трагедии»), А. К. Толстой (исторические пьесы), А. Грибоедов («Горе от ума»), М. Лермонтов («Маскарад»), А. Островский («Снегурочка»). Из советских драматургов пьесы в стихах писали В. Соловьев («Великий государь»), С. Маршак («12 месяцев»), В. Гусев, А. Безыменский, И. Сельвинский и др.

ТЕ’ЗИС (греч. θέσις — положение) — в античной метрике сильная часть стопы, на которую приходится метрический акцент; словесное ударение в античном стихе не всегда совпадает с Т. В метрике Т. противостоит арсису .

ТЕНСО’НА , или тенцо́на (прованс. tenso, от лат. tensio — прение, спор), — своеобразный жанр провансальской поэзии, спор двух поэтов на определенную тему (политическую, философскую, морально-бытовую); поэтому стихотворный размер и строфика Т. были заранее установлены и стихи имели форму диалога. Общее строение Т. близко к амебейной композиции .

ТЕРНА’РНАЯ РИ’ФМА (от лат. ternarius — состоящий из троек) — система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:

Нет, не жди ты песни страстной, Эти звуки — бред неясный, Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки, Навевают эти звуки Ласковые сны.

(А. Фет)

Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой.

Огонечки теплятся, Прохожие крестятся

И па́хнет весной. (А. Блок)

ТЕРЦЕ’Т (итал. terzetto) — строфа, состоящая из трех стихов, обычно употребляется в соединении с другим Т., связанным с первым системой рифм. Два Т. составляют вторую часть сонета .

ср. Тернарная рифма .

ТЕРЦИ’НЫ (итал. ед.ч. terzina, от terza — третья) — староитальянская строфическая форма трехстиший, в которых рифмы идут в порядке aba, bcb, cdc, ded и т.д. , т.е. средняя рифма Т. рифмуется с крайними строками следующей строфы. Стихотворение (или глава поэмы), написанное Т., заканчивается отдельно стоящей заключительной строкой, рифмующейся со средней строкой последнего трехстишия. Стихотворный размер Т. — обычно пятистопный ямб. Нечетная трехстишная строфа Т. придает всему стихотворению (или поэме в Т.) своеобразный сдержанный характер. Т. написана поэма Данте «Божественная комедия». В русской поэзии Т. встречаются редко (обычно носят характер стилизации). Т. писали А. Пушкин, А. Блок, В. Брюсов. Вот начало блоковских Т. «Песнь Ада»:

День догорел на сфере той земли, Где я искал путей и дней короче. Там сумерки лиловые легли.


Меня там нет. Тропой подземной ночи Схожу, скользя, уступом скользких скал. Знакомый Ад глядит в пустые очи.


Я на земле был брошен в яркий бал, И в диком танце масок и обличий Забыл любовь и дружбу потерял...


Конец:

Я обречен в далеком мраке спальной, Где спит она и дышит горячо,

Склонясь над ней влюбленно и печально, Вонзить свой перстень в белое плечо.


Любопытны Т. у В. Брюсова, написанные амфибрахием: Как ясно, как ласково небо!

Как радостно реют стрижи Вкруг церкви Бориса и Глеба!


По горбику тесной межи Иду, и дышу ароматом И мяты и зреющей ржи.


За полем усатым, несжатым, Косами стучат косари.

День медлит пред ярким закатом...

ТЕТРА’МЕТР (греч.

τετράμετρον,

от τέτρα — в сложн. словах — четыре и μέτρον — мера) — в античной метрике стихотворный размер, состоящий из четырех диподий , обычно хореических или ямбических. Схема хореического Т. такая:

|◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|,


т. е.т.е. 4 хореических диподии равнялись восьми простым хореическим стопам, а весь объем Т. равнялся 24 морам, или долям. Расстояние Т. равно античному дактилическому гекзаметру . Античный гекзаметр содержит в себе шесть четырехдольных дактилей (дактиль замещается четырехдольным же спондеем ◡‾◡‾◡◡=◡‾◡&#8254

;◡‾◡‾), следовательно, в гекзаметре 4 × 6 = 24 доли. В Т. тоже 24 доли. Пространство стиха в 24 доли разделено в гекзаметре и в тетраметре по- разному:

Гекзаметр: |◡‾◡‾ ◡◡|

◡‾◡‾ ◡◡|◡‾◡‾ ◡

◡|◡‾◡‾ ◡◡|◡‾◡‾

◡◡|◡‾◡‾ ◡◡|

Тетраметр: |

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|

◡‾◡‾◡ ◡‾◡‾◡|


Поскольку в Т. четыре хореических диподии, или восемь хореических трехдольных стоп, в переводах с греческого на русский язык Т. обычно имитируется восьмистопным хореем, являющимся по существу четырехкратным четырехдольником (т.е. 2 × 8 = 16 долей); русская имитация Т. короче античного Т. на 8 долей (24—16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный Т., в переводе В. Вересаева:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой. Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов!

Пусть везде кругом засады, — твердо стой, не трепещи! Победишь — своей победы на показ не выставляй.

Победят — не огорчайся, запершись в дому не плачь! В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

ТЕТРАПОДИ’Я (греч.

τετραποδία,

от τέτρα — в сложных словах — четыре и πούς — стопа) — в античной метрике имеет то же значение, что и четырехстопность в русской метрике.

ТИРА’ДА [франц. tirade, от итал. tirata (tirate — тянуть)] — 1) длинная речь в литературно-художественном произведении — повести, романе, пьесе, — произносимая в приподнятом, пафосном тоне. Т. является как бы импровизацией, возникающей неожиданно для самого говорящего. 2) Строфа в старофранцузском эпосе, состоящая из неопределенного числа (от 7 до 35) десятисложных стихов с ассонансами; такими Т. написана «Песнь о Роланде». В староиспанской поэзии Т. — строфа с одной рифмой на 7—17 стихов, называемая иногда лэссой.

ТОЛГА’У (казах. ) — в казахской литературе народная форма поэтического бессюжетного произведения, философские рассуждения или размышления по определенному поводу. В прошлом Т. писали казахские поэты Ахан-сэри и Абай Кунанбаев. В советскую эпоху Т. создавал Джамбул Джабаев (например, «Моя Родина»).

ТОНИ’ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος — ударение) —

  1. в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то́нический стих), — стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы (константный ритм), в отличие от предшествующей (в России) системы стихосложения, где в основу стиха было положено равносложие строк, но без соблюдения правильного чередования ударных слогов; эта система стихосложения названа была после Тредиаковского силлабической.


  2. Т. с., или чисто тонический, как называет его В. Жирмунский, — стих, организованный не равносложием строк, а определенным количеством ударных слов в стихе, причем количество слогов от ударения до ударения остается произвольным.


  3. Некоторые русские теоретики называют Т. с. вообще русский стих, различая в нем формы — силлаботоническую, чисто тоническую и т.д.

ТОНИ’ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ’НИЕ — название системы стихосложения, принятой в русской поэзии со времен реформы В. Тредиаковского. В основе Т. с. лежит принцип равносложия строк и совпадения словесных ударений с сильными, опорными долями стопы. М. Ломоносов назвал эту систему метрико-тонической, его поддержал в начале 20 в. акад. В. Перетц, назвав ее метро-тонической системой; критик 30—40-х гг. 19 в. Н. Надеждин назвал Т. с. силлабически-тоническим, этот термин (в несколько видоизмененной форме: силлаботонический стих) получил в наше время наибольшее распространение. Размерами Т. с. написаны почти все произведения русских поэтов- классиков и многих советских поэтов.


В Западной Европе жанр Т. развился в эпоху Возрождения. Величайшим автором Т. в Англии является В. Шекспир (16—17 вв. ), он написал Т. в стихах «Гамлет», «Макбет»,

«Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др. Предшественником Шекспира был англичанин К. Марло (16 в. ), он создал Т. «Тамерлан Великий» и «Трагическая история доктора Фауста». Во Франции авторами Т. были крупнейшие представители классицизма 17 в. — П. Корнель («Сид», «Гораций», «Смерть Помпея») и Ж. Расин («Андромаха»,

«Федра», «Британник», «Митридат» и др. ); в 18 в. Т. писал Вольтер («Заира» и др. ). Трагическое начало присутствует в драматургии немецких авторов И. Гете («Фауст») и Ф.

Шиллера («Коварство и любовь», «Дон Карлос»).


В 18 в. Т. в стихах писали русские драматурги: А. Сумароков, создавший Т. «Димитрий Самозванец», «Хорев», «Синав и Трувор»; В. Озеров, автор Т. «Димитрий Донской», «Эдип в Афинах», «Фингал» и др. ; Я. Княжнин, автор Т. «Вадим Новгородский».


В 19 в. русская Т. получила наивысшее выражение, главным образом у А. Пушкина («Борис Годунов» и «маленькие трагедии»). В дальнейшем русские авторы выработали своеобразный вид Т., который можно назвать трагедийной драмой, в основе ее лежит столкновение двух личностей, из них одна погибает. Таковы, например, драма в стихах М. Лермонтова «Маскарад» и драма в прозе А. Островского «Гроза».


Интересна недооцененная до сих пор драматургическая деятельность Ин. Анненского; он первым в России 20 в. написал стихотворные Т. (на античные темы): «Фамира-кифарэд»,

«Мелантиппа-философ», «Царь Иксион» и «Лаодамия». Своеобразна по стилю небольшая Т. в стихах М. Цветаевой «Ариадна», в которой также переосмыслены античные мотивы. Первая крупная вещь В. Маяковского, ознаменовавшая начало его литературной деятельности, — Т. «Владимир Маяковский». В советской литературе известны стихотворные трагедии И. Сельвинского («Командарм 2» и др. ), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.

ТРЕДИАКО’ВСКОГО РЕФО’РМА см. Реформа Тредиаковского .

ТРЕХДО’ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов стиха; он является малой метрической мерой стиха. В зависимости от объема анакрузы и эпикрузы Т. имеет три вида:

Трехдольник 1-й

|◡́◡◡|

Трехдольник 2-й ◡

|◡́◡

Трехдольник 3-й ◡◡

|◡́


Первый Т. — это безанакрузная базисная форма; второй Т. — с однодольной анакрузой и двудольной эпикрузой; третий Т. — с двудольной анакрузой и однодольной эпикрузой. Все три вида хорошо разработаны в русской поэзии, образуя собой класс трехдольников; они известны под названиями: дактиль, амфибрахий, анапест. В Т. 36 ритмических модификаций, определяемых положением в группе слогов разной долготы и пауз; модификации выведены из базисной формы Т. первого: ◡́◡◡, ◡́◡∧, ◡́&

#8743;∧, ◡́∧◡; ◡◡◡, ◡◡&

#8743;, ◡∧∧; ◡́‾◡‾◡, ◡&

#8254;◡‾◡‾, ◡́◡‾◡‾; &# 9697;◡́◡, ◡◡́‾◡‾, ◡&#96

97;◡́;∧∧◡, ∧∧∧ и т.д. Большой мерой

правильного ритмического процесса является тактометрический период, он объединяет в себе кратное количество элементных групп — не менее трех и не более шести трехдольников. Отсюда — трехкратный трехдольник, четырехкратный трехдольник, пятикратный трехдольник и шестикратный трехдольник соответствующих видов — первого, второго и третьего. Различаются полносложные формы Т. и паузные. В античной метрике метрическому объему Т. соответствуют однофигурные стопы хорея ◡‾◡‾◡,

ямба ◡◡‾◡‾ и трибрахия ◡◡◡. В

русской народной поэзии Т. встречаются редко. Примеры Т. см. в статьяхАмфибрахий , Анапест , Гекзаметр , Дактиль , Молосс , Трибрахий , Тримакр .

ТРИБРА’ХИЙ (греч. τρίβραχυς,

от τρι — в сложн. словах — три и βραχύς — короткий) — античная трехдольная стопа о трех кратких слогах ◡◡◡. В русской метрике Т. называется безударная стопа в трехдольных размерах, например:

| Слезы люд|ские, ∧| слезы люд|ские, |

| Льетесь вы | ранней и | поздней по|рой, ∧∧|

| Льетесь без|вестные, | льетесь не|зримые, |

| Неисто |щимые, | неисчи |слимые. | (Ф. Тютчев)

Тревол|ненья мир|ского да|лекая, |∧

С незем|ным выра|женьем в о|чах ∧∧|∧ Русо|кудрая, | голубо |окая, |∧

С тихой | грустью на | бледных ус|тах. ∧∧|∧ (Н. Некрасов)

После | угомо |нившейся | вьюги ∧|∧ Насту|пает в о|круге по|кой. ∧∧|∧ Я при|слушива|юсь на до |суге ∧|∧

К голо|сам детво|ры за ре|кой. ∧∧|∧ (Б. Пастернак)


ср. Тримакр .

ТРИМА’КР (греч. τρίμακρος,

от τρι — в сложн. словах — три и μακρός — длинный, долгий) — в античной метрике шестидольная стопа о трех долгих слогах ◡‾◡‾◡‾◡‾◡‾&#

9697;‾. В применении к силлаботонической системе стихосложения Т. называется иногда такой ритмический ход, когда в трехдольном размере встречается стопа, состоящая из трех односложных ударяемых слов, например:

| Со́н мо́й бы́л | в руку род|ная! ∧|

| Сон перед | спасовым | днем.нем. ∧∧|

| В поле за|снула о|дна я ∧|

| После по|лудня с сер|пом. ∧∧| (Н. Некрасов)


Вот по такой модели четырехдольника поэты-виршевики и строили свои Т.:

| Уме недо|зрелый, плод ∧| недолгой на|уки! ∧∧|

| Покойся , не | понуждай ∧| к перу мои | руки: ∧∧|

| He писав, ле|тящи дни, ∧| века прово|дити ∧∧|

| Можно и сла |ву достать, ∧| хоть творцом не |слыти. ∧∧|

| Ведут к ней нетрудные ∧| в наш век пути | многи. ∧∧|

| На которых | смелые ∧| не запнутся | ноги. ∧∧| (А. Кантемир)


Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих Т. тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):

| Чин купецкий | без греха ∧| едва может | быти, ∧∧|

| На многи бо | я злобы ∧| враг обыче | лстити. ∧∧|


Помимо женской цезуры, Симеон Полоцкий, видимо, ошибочно допускал трехсложные и мужские рифмы, явно нарушавшие ритм данной модели стиха:

| Во граде пре |вели́це ∧ | некто ца́рство|ваше, ∧∧|

| Многими зе́м |ли , стра́ны ∧ | славно обла|да́ше.

∧∧|

| ...Царица у|дивлшися ∧| безстудствию | его́ , ∧∧|

| Не яви ли|ца ему ∧| весело сво |его́ . ∧∧|

| ...Тем художе|ством и́мать ∧ | бог тя просла́ |вити .

∧∧|

| И пред лицем | мужа ти ∧| здраву поста́ |вити . ∧∧| («Клевета»)


Тредиаковский был прав, когда протестовал против мужских рифм в реформированном Т., этого не понял М. Ломоносов, полагавший, что Тредиаковский выступает вообще против мужских рифм, а не против мужской рифмы в Т., где такие рифмы ритмически неуместны.


Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:

| Паче нетер|пимую ∧| смерть себе из|брати, ∧∧|

| Неже осквер|ненную ∧| плоть свою пре|дати. ∧∧|


В стихотворном предисловии к «Псалтыри рифмотворной» Симеон Полоцкий писал:

| И помощи|ю бога ∧| дело совер|шися, ∧∧|

| Се бо Псалтыр |метрами ∧| ново прело|жися. ∧∧|


Метрическое начало в своих стихах подчеркивал и А. Кантемир, который перевел Т. письма Горация без рифм: «Ведаю, что такие стихи иным стихами, за тем недостатком рифм, не покажутся; но ежели они изволят прилежно примечать, найдут в них мерное согласие и некой приятный звон (разрядка моя. — А. К.), который, надеюся, докажет, что в сочинении стихов наших можно и без рифм обойтися». Несомненно, что такие структурные признаки стиха, как «мерное согласие» (т.е. метр) и «некий приятный звон» (ритм) были известны наиболее одаренным поэтам-виршевикам. Вот начало письма 1 «К меценату», переведенного Кантемиром без рифм (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):

| Меценате, | петый мне ∧| первыми сти|хами ∧∧|

| И которо|го еще ∧| в последних петь | стану, ∧∧|

| Довольно уж | вызванна ∧| меня отстав|наго, ∧∧|

| В прежнее по|зорище ∧| вновь ты включить | ищешь. ∧∧|


Белым же Т. написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:

| Тебе ж , само|держице, ∧| посвятить труд | новый ∧∧|

| И должность со|ветует ∧| и самое | дело. ∧∧|

| Извинят о|ни ж мою ∧| смелость пред то|бою. ∧∧|


Очень интересна ритмика стихов Кантемира в сатире IX «К солнцу», написанной 13- сложным стихом. Кантемир ввел в стих примечательные новшества, в результате чего в отдельных строках число слогов увеличилось до 14 и даже 15, а в других случаях снизилось до 12, зато увеличивается на одну долю паузность стиха. Это можно проследить на примерах:

13

14

14

13

13

15

13

12

| Солнце! Хотя | существо ∧| твое столь есть | чудно, ∧∧|

| Что ему во | век довольно | удивиться | трудно, ∧∧|

| ...А таки ска|зуют, что то́ | не противно | богу, ∧∧|

| Ох! Как страшно | и слышать ∧ | таку хулу | многу! ∧∧|

| ...Высших же рас |суждений ∧ | чрезмерну при|мету ∧

| О | боге суе|верий списать | силы столько | нету, ∧∧|

| ...Не судило б | нас сребро, ∧| но правда свя|тая, ∧∧|

| Винным казнь, ∧| а правым ∧ | милость пода|вая. ∧∧|


В первом полустишии 14-сложного стиха каноническую цезурную паузу занимает слог, и все первое полустишие состоит из 8 слогов. В 15-сложном стихе первый слог («О боге...») ритмологически относится к концу предыдущего стиха («... при|мету о...»). Что касается 12- сложного стиха среди тринадцатисложников, то он образовался вследствие паузированной модификации в первой четырехдольной крате (◡́◡◡́∧). Эти ритмологические новшества Кантемира свидетельствуют о тонком ритмическом чувстве поэта, причем подобные новации возможны в пределах именно метрического стиха. «Выпрямленный» Тредиаковским Т. с константным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:

| Раз в крещенский | вечерок ∧| девушки га|дали: ∧∧|

| За ворота | башмачок, ∧| сняв с ноги, бро|сали. ∧∧| (В. Жуковский)

| Дайте в руки | мне гармонь, ∧| золотые | планки. ∧∧|

| Парень девуш|ку домой ∧| провожал с гу|лянки. ∧∧| (М. Исаковский)


Таким образом, можно сказать, что Т. виршевиков, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.


Пример Т.:

Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне.

Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне.

Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине.

(В. Брюсов)

Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя.

(К. Бальмонт)


В советское время армянский поэт Наири Зарьян написал стихотворение «Двадцати шести комиссарам», выдержанное в триолетах, и эта старая форма поэзии ожила под влиянием нового содержания; вот отрывок из этого стихотворения:

Они в пустыне полегли, Вдали от гор и сел родных, За Каспием в песках глухих. Они в пустыне полегли,

Без друга, средь чужой земли. Палач не слышал стонов их! Они в пустыне полегли, Вдали от гор и сел родных.


Возмездия настанет миг,

И наша пуля цель найдет — Палач, настигнутый, падет. Возмездия настанет миг!

Тот спор суровый не утих,

В нас гнев негаснущий живет. Возмездия настанет миг,

И наша пуля цель найдет. (пер. Музы Павловой)

ТРИПОДИ’Я [греч. τριποδία,

от τρι — в сложных словах — три и πούς (корень ποδ) — стопа] — в античной метрике трехстопие, ритмическая группа из трех стоп в стихе.

ТРОП (греч. τρόπος — осн. значение — поворот; переносн. — оборот, образ) — поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К Т. относятся: метафора, метонимия, синекдоха, симфора, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.

ТРОХЕ’Й (греч. τροχαῖος, букв.

беглый, скорый) — название античной трехдольной стопы, в которой не допускается замена долгого слога двумя короткими, т.е. Т. ◡‾◡‾◡ не мог перейти в трибрахий ◡◡◡; при замене Т. трибрахием трохеическая стопа иногда называлась хореем .

ТРУБАДУ’РЫ (франц. troubadour, от прованс. trobar — находить, изобретать) — провансальские поэты раннего Средневековья во Франции, создатели т.н. куртуазной лирики. Они прославляли радости жизни, в особенности любовь; отсюда культ «прекрасной

дамы» у Т. Придавая большое значение форме и технике стиха, Т. на протяжении нескольких столетий выработали до 900 различных стихотворных размеров и изощренных форм стиха. Свои стихи Т. исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Возникнув в 11 в. , провансальская поэзия Т. достигла высшего развития в 12 в. , когда среди Т. выявились два поэтических течения — защитники «темного стиля» и последователи «ясного стиля».

«Темный стиль» быль характерен для наиболее изощренной в формах стиха группы Т., сторонников аристократизма в жизни и в искусстве; «ясный стиль» был стилевой особенностью сторонников демократических тенденций и традиционалистов формы. Историей провансальской лирики установлено около 500 имен поэто в Т., среди них около 30 женщин, 5 королей, несколько десятков крупных феодалов, ряд духовных лиц, мастеровых, купцов и пр. Многие Т. были странствующими поэтами. Среди многоразличных форм поэзии Т. особенно были распространены канцона , пасторелла , сирвента , тенцона , партимена (партима ), альба ,серена (серенада) и пр. Многие из этих форм имеют корни в народной поэзии Франции, но они были переработаны и усложнены Т. Наиболее выдающиеся Т. — Гильем, Рюдель, Бернарт де Винтадорн, де Борнель, Даниель, Бертран де Борн.


Провансальская поэзия французских Т. оказала огромное влияние на судьбы поэзии Италии (Данте и особенно Петрарка), Испании, Португалии, Германии (миннезингеры ), Англии (прерафаэлиты). Ф. Энгельс писал: «Южнофранцузская, проще говоря, провансальская нация не только проделала во времена Средневековья „ценное развитие“, но даже стала во главе европейского развития. Она выработала первая из всех новейших наций литературный язык. Ее поэзия для всех романских народов, и даже для немцев и англичан, служила тогда недостижимым образцом» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VI, стр. 406—407). В 17 и 18 вв. наблюдается ослабление интереса к поэзии Т. и даже почти полное ее забвение. Но в начале 19 в. во Франции и Германии возрождается интерес к провансальской лирике. В России поэзия Т., естественно, не могла иметь влияния. Можно упомянуть драму А. Блока

«Роза и крест», написанную под впечатлением провансальской поэзии и стоящую особняком в русской драматургии; но в его цикле «Стихи о Прекрасной Даме» явственно ощутима романтическая символика русской темы.

ТРУВЕ’РЫ (франц. , ед.ч. trouvère, от trouver — находить, придумывать) — лирические поэты раннего Средневековья (11—15 вв. ) в северной Франции (Нормандия). Странствуя по городам, селениям и замкам феодалов, они, подобнотрубадурам южной Франции, исполняли свои песни, стихи под аккомпанемент музыкальных инструментов.

ТУЙУ’К (узб.) — название четверостишия в узбекской поэзии с омонимическими рифмами и редифом.

УДАРЕ’НИЕ — как лингвистический термин употребляется в двух значениях: 1) словесное У., выделяющее в слове определенный ударный слог; 2) фразовое, или логическое У., подчеркивающее в фразе какое-либо слово или группу слов (словосочетание) наибольшей смысловой значимости.


В формировании ритмической структуры русского стиха оба У. играют исключительную роль. Особенно важным, определяющим фактором ритмостроения стиха являются словесные У. (ударные слоги) в их взаимосвязи с метрическими акцентами контрольного стихового ряда. Метрически сильные акценты, расчленяющие ритмический процесс на равновеликие части (стопы, краты), служат опорными узлами гармонического движения стиха. Они точно локализованы и независимы от изменчивого речевого потока. Ударные слоги в словах образуют собой систему ритмических У. метрического стиха. Если ударный слог совмещается с сильным метрическим акцентом (главным или побочным), то в стихе образуется константный ритм ; таково русское классическое стихосложение. Если же ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые доли стопы (краты), то получаетсяритмическая инверсия на фоне константного ритма; это наблюдается в

античном стихе (особенно в гекзаметре), в русской народной метрике и (в грубом виде) в стихах русских виршевиков. Безударная стопа (крата) не содержит в себе ударного слога, она ритмически нейтральна.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  24  25  26  27   ..