Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Поэтический словарь (А.П. Квятковский)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Поэтический словарь (А.П. Квятковский) - часть 3

 

 


2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа ◡|◡́◡; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: ◡|◡́◡◡|

◡́◡◡|◡́◡. Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник ).

Вот образцы русского А. Трехкратный А.:

Под | грохот пол|ночных снарядов,

В пол|ночный воз|душный на|лет ∧ В же|лезных но|чах Ленин|града

По | городу | Киров и|дет. ∧ (Н. Тихонов)


Четырехкратный А.:

Од|нажды в сту|деную | зимнюю | пору

Я | из лесу | вышел; был | сильный мо|роз. ∧ Гля|жу, подни|мается | медленно | в гору Ло|шадка, ве|зущая | хворосту | воз. ∧

(Н. Некрасов)


Пятикратный А.:

Стыд|ливый под|снежник над | прелью ве|сенних про|талин. На|бухшие | почки, го|товые | брызнуть лист|вой. ∧


И|дет баталь|он вдоль ды|мящихся, | черных раз|валин. Зве|нит сине|вой задне|провский про|стор ветро|вой. ∧ (А. Сурков)


Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):

Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас|сическим | Римом,

Под | этаким | небом не|вольно художником | станешь. ∧|∧∧

При|рода и | люди здесь | будто дру|гие, как | будто кар|тины

Из | ярких сти|хов анто|логии | древней Эл|лады. ∧|∧∧ (А. Майков)


Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:

Гус|тая кра|пива

Шу|мит под ок|ном. ∧ Зе|леная | ива

На|висла шат|ром. ∧ (А. Фет)


Или:

Мы | ехали | шагом,

Мы | мчались в бо|ях, ∧ И | «Яблочко»-|песню Дер|жали в зу|бах. ∧ (М. Светлов)


В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:

Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо|ях, ∧ И | «Яблочко»-|песню дер|жали в зу|бах. ∧


Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские: Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль. ∧

И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. ∧

АМФИМА’КР (греч.

ἀμφίμακρος,

от ἀμφί — около, кругом и μακρός — большой, долгий) — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих: ◡‾◡‾◡◡‾◡‾. В

общеевропейскую метрику А. не вошел. Однако некоторые стиховеды (Г. Шенгели) считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах:

| Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня ... |

| Что ж?.. обер|нись, погля|ди!.. ∧∧|∧∧∧|

|Суженный! | Золото, | серебро!.. Чур меня , |

| Чур меня — | сгинь, пропа|ди! ∧∧|∧∧∧| (А. Фет)


Античная стопа А. носит еще и название «критской» (греч.

κρητικος — критская стопа). ср. Бакхий .

АНАГРА’ММА (от греч. ἀνά — пере, через, вперед и γράμμα — буква) — перестановка в слове или группе

слов букв, в результате чего образуется новое слово или ряд слов иного значения. На анаграмматическом приеме Антиох Кантемир построил свой псевдоним — Харитон Макентин («Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»), в котором, кстати сказать, имеется лишнее «н». На этом же приеме составляется А. — загадка, стихотворная или прозаическая. На А. построено название стихотворения В. Маяковского

«Схема смеха» (взаимоперестановка букв в обоих словах). Название первого сборника конструктивистов «Мена всех» (т.е. , мена всех поэтических школ) составлено из букв, входящих в сочетание слов «Смена вех», публицистического сборника, изданного русскими эмигрантами в 1921 г. в Праге. В последнее время выяснено, что почти каждое стихотворение поэта французского средневековья Франсуа Вийона зашифровано анаграмматическим способом. При чтении только первых букв всех строчек, или только последних, или каждой пятой и т.п. выявляются различные сведения о жизни поэта.

АНАДИ’ПЛОСИС (греч.

ἀναδίπλωσις —

повторение) — см. Акромонограмма .

АНАКОЛУ’Ф (от греч.

ἀνακόλουθος —

непоследовательный, несогласный) — синтаксическая несогласованность членов предложения, не замеченная автором или допущенная умышленно для придания фразе характерной остроты (например, в бытовой речи или в речи взволнованного человека). Однако неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии . А. встречается и у больших мастеров литературы — у А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Л. Толстого, В. Маяковского, С. Есенина, В. Пастернака и др. Примеры А.:

Усердно помолившись богу, Лицею прокричав ура, Простите, братцы, мне в дорогу, А вам в постель уже пора.

(А. Пушкин)


Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова («я говорю»), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь. А. этих строк заключается в том, что деепричастные обороты первых двух строк приданы без посредствующего звена к речи, заключенной во втором двустишии.

Когда с угрозами, и слезы на глазах, Мой проклиная век, утраченный в пирах, Она меня гнала...

(А. Пушкин)

А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть. (И. Крылов)

Мне совестно, как честный офицер. (А. Грибоедов)

И молчу, чтоб не терять ни звука, Что дрожат у нас в сердцах с тобой. (А. Майков)

Но мечтать о другом, о новом, Непонятном земле и траве, Что не выразить сердцу словом И не знает назвать человек. (С. Есенин)

Есенинский А. вполне заменим выражением более простой конструкции: «чего сердце не выразит словом и что человек не знает, как назвать».

К губам поднесу и прислушаюсь, Все ли один на свете, — Готовый навзрыд при случае, — Или есть свидетель.

(Б. Пастернак)


Часты А. в стихах В. Маяковского:

...Душу вытащу, растопчу,

чтоб большая! —

и окровавленную дам как знамя.


...Нет дураков,

ждя, что выйдет из уст его,

стоять перед «маэстрами» толпой разинь.


У Маяковского же в его автобиографии «Я сам» встречается следующий А.: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также — только если это отстоялось словом».


Как явление синтаксической несогласованности в предложении, А. следует отличать от амфиболии и от солецизма , являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка.

АНАКРЕОНТИ’ЧЕСКАЯ ПОЭ’ЗИЯ — вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. Свое название этот жанр получил по имени древнегреческого лирика Анакреонта (Анакреона) (Ἀνακρέων), жившего в 6—5 вв. до н.э. Произведения Анакреонта дошли до нас только в отрывках. Сохранился сборник древнегреческой лирики «Анакреонтика», написанный подражателями Анакреонта. Этот сборник сильнее, чем подлинные стихи Анакреонта, способствовал развитию А. п. в Европе, особенно во Франции (Парни и др. ). Анакреонтические стихи переводили на русский язык М. Ломоносов и А. Кантемир. В анакреонтическом духе писали стихи Г. Державин, К. Батюшков, А. Дельвиг, Н. Языков. Большое влияние оказала А. п. на юного Пушкина, который переводил анакреонтические стихи и написал несколько стихотворений в духе Анакреонта (например, «Фиал Анакреонта»). О характере поэзии самого Анакреонта можно судить по следующему фрагменту:

Бросил шар свой пурпуровый Златовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться С девой пестрообутой.

Но смеяся презрительно Над седой головой моей, Лесбиянка прекрасная На другого глазеет. (пер. В. Вересаева)

АНА’КРУЗА (греч.

ἀνάκρουσις, букв.

отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т.е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый ◡́◡◡, четырехдольник первый ◡́◡◡◡, пятидольник первый ◡̋◡◡|◡́◡, шестидольник первый ◡̋◡◡◡|◡́◡. При наличии А. период заканчивается эпи́крузой , т.е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках. Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд |◡́◡◡|

◡́◡◡|◡́◡◡|

◡́◡◡| с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:

| Тучки не|бесные, | вечные | странники! |

| Степью ла|зурною, | цепью жем|чужною |

| Мчитесь вы, | будто как | я же, из|гнанники |

| С милого | севера | в сторону | южную. (М. Лермонтов)


То же, но с однодольной паузой в конце стиха:

| Были и | лето и | осень дожд|ливы;∧|

| Были по|топлены | пажити, | нивы... ∧| (В. Жуковский)


Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ◡|

◡́◡◡|◡́◡◡|

◡́◡◡|◡́◡; однодольная А. и двудольная эпикруза:

В пес|чаных сте|пях ара|вийской зем|ли ∧ Три | гордые | пальмы вы|соко рос|ли. ∧

Род|ник между | ними из | почвы бес|плодной, Жур|ча, проби|вался вол|ною хо|лодной.

(М. Лермонтов)


В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):

Ка|ховка, Ка|ховка, род|ная вин|товка,

Го|рячая | пуля ле|ти, ∧∧|∧∧ Ир|кутск и Вар|шава, О|рел и Ка|ховка —

Э|тапы боль|шого пу|ти. ∧∧|∧∧ (М. Светлов)


Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд ◡◡|◡́◡◡|◡́◡◡|

◡́◡◡|◡́; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:

Зачи|нается песня от | древних за|тей,

От ве|селых пи|ров и о|бедов, ∧|∧ И от | русых от | кос, и от | черных куд|рей,

И от | тех ли от | ласковых | дедов. ∧|∧ (А. К. Толстой)


Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:

Мы се|годня во|шли в Сева|стополь, ∧|∧

За хол|мом ору|дийный рас|кат, ∧∧|∧ Воздух | города | пылен и | тепел, ∧|∧ Круго|вая до|рога под | скат. ∧∧|∧ (С. Кирсанов)


Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:

∧∧|Где вы, гря|дущие | гунны, ∧|∧

∧ Что | тучей на|висли над | миром? ∧|∧

∧∧|Слышу ваш | топот чу|гунный ∧|∧ По е|ще не от|крытым Па|мирам. ∧|∧

∧ На | нас ∧ ор|дой опья|нелой ∧|∧

∧∧|Рухните | с темных ста|новий — ∧|∧ Ожи|вить одрях|левшее | тело ∧|∧

∧ Вол|ной ∧ пы|лающей | крови. ∧|∧ (В. Брюсов)


Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках. Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд |

◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|:

| Дружба насто|ящая не | старится, ∧|

| За небо вет|вями не цеп|ляется. ∧|

| Если уж при|ходит срок, так | валится ∧|

| С грохотом, как | дубу пола|гается. ∧| (К. Симонов)


Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд ◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́◡:

Вдоль де|ревни, от из|бы и до из|бы, ∧ Заша|гали тороп|ливые стол|бы;∧ Загу|дели, заи|грали прово|да — ∧ Мы та|кого не ви|дали никог|да. ∧

(И. Исаковский)


Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд ◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́:

Как эта | улица пыль|на, раскале|на! Что за пе|чальная, о | господи, сос|на! (Ин. Анненский)

Стоят се|ребряными | блюдечками |∧

Кувшинок | мокрые цве|ты;∧∧∧|∧ Иду по|махивая | удочками, |∧

На обо|мшелые пло|ты. ∧∧∧|∧ (Г. Шенгели)

Под голу|быми небе|сами ∧∧|∧ Велико|лепными ков|рами ∧∧|∧

Блестя на | солнце, снег ле|жит. ∧∧∧|∧ (А. Пушкин)


Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.


Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой |


◡◡◡́◡|

вместо

первой

константы

|

◡́◡◡◡|

и

поддержана

такими

же

последующими

константами:

| Как-то раз пе|ред толпою | соплеменных | го́р ∧∧∧|

| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо́р. ∧∧∧| (М. Лермонтов)


Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники): Си|дела на ска|меечке, ∧|ела кара|мелечки,

∧| Ела, улы|балася, ска|зали: цело|валася! Или:


∧∧|То-опнула | я, ∧ и не | то-опнула | я, ∧ Съела | целого бы|ка ∧ и не | ло-опнула | я! ∧


С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий ◡◡◡|

◡́◡◡◡|◡́◡◡◡|

◡́, т.е. трехкратный четырехдольник четвертый: Поку́ри|вая, здесь си|дим ∧∧∧|∧ На ла́воч|ке, вперивши | взоры ∧∧|∧

В поле́й за|зеленевший | дым, ∧∧∧|∧ Гляди́м на | Воробьевы | горы. ∧∧|∧

(А. Белый)


Ср. следующий пример:

Я знал кра|са́виц недо|сту́пных, ∧∧|∧ Холодных |, чи́стых, как зи|ма́, ∧∧∧|∧ Неумо|ли́мых, непод|ку́пных, ∧∧|∧ Непости|жи́мых для у|ма́. ∧∧∧|∧

(А. Пушкин)


Вот примеры еще более сильного акцентирования А.:

Бу́дешь | в универси|тете — Сон свер|шится ная|ву! ∧ (Н. Некрасов)

Засве|тились на тан|цующей си|рене

Во́до |росли под лу|ной, как светля|ки. ∧ (И. Северянин)


В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда.

АНА’ПЕСТ (греч.

ἀνάπαιστος — отраженный

назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т.е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ◡‾◡‾◡◡, а

А. ◡◡◡‾◡‾). При исполнении анапестических

стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль. Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы , дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.


2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа ◡◡|◡́. Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой ◡◡|◡́◡◡|

◡́◡◡|◡́◡◡|◡́. В практике

русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:

На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу, Но на небо глаза возвожу.

На врагов, кои мучат нахально, Стон пуская в селение дально, Сердце жалобы вносит печально. (1759 г. )


Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.


Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:

Я те|бе ниче|го не ска|жу,

Я те|бя не встре|вожу ни|чуть, И о |том, что я | молча твер|жу,

Не ре|шусь ни за | что намек|нуть. (А. Фет)

Я у|бит подо | Ржевом ∧|∧ В безы|мянном бо|лоте, ∧|∧

В пятой | роте, на | левом, ∧|∧ При жес|током на|лете. ∧|∧ (А. Твардовский)


Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз): Мы сво|е навер|стаем и | всех пере|кроем, ∧|∧

И са|ма я чи|тала пла|кат у сте|ны, ∧∧|∧ Что в кол|хозе дейст|вительных | новых ге|роев ∧|∧ Порож|дает э|поха Со|ветской стра|ны. ∧∧|∧ (М. Исаковский)


Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):

До че|го же бы|вает реч|ная во|да хоро|ша, ∧∧|∧

Если | пить ее | в полдень боль|шими глот|ками из | каски. ∧|∧ Отле|тает ус|талость. Теп|леет жи|вая ду|ша, ∧∧|∧

Как в не|давнее | время теп|лела от | девичьей |ласки. ∧|∧ (А. Сурков)

{

Я пи|шу, как ды|шу.

По дру|гому пи|сать не у|мею. ∧|∧

{

Поде|литься спе|шу

То вос|торгом, то | болью сво|ею. ∧|∧ (В. Звягинцева)

АНА’ФОРА (греч. ἀναφορά — вынесение

вверх; повторение), или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.


Звуковая А. составляет особенность аллитерационного стиха , но она встречается иногда и в метрических стихах:

Гро зой снесенные мосты, Гро ба с размытого кладбища. (А. Пушкин)

Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? (А. Фет)


Лексическая А.:

Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поет.

(Э. Багрицкий)

Приутихло, приуныло море синее, Приутихли, приуныли реки быстрые, Приутихли, приуныли облака ходячие, — Благоверная царица преставлялася...

(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)


Синтаксическая А. (анафорический параллелизм): Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей. (М. Светлов)

То же, в сочетании со звуковой А.:

То стынешь

в блеске лунного лака, То стонешь,

облитый пеною ран. (В. Маяковский)


Строфическая А.: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

{

Земля!..

От влаги снеговой Она еще свежа.

Она бродит сама собой И дышит, как дежа.

{

Земля!..

Она бежит, бежит

На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про нее поет.

{

Земля!..

Все краше и видней Она вокруг лежит.

И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить.

{

Земля!..

На запад, на восток, На север и на юг...

Припал бы, обнял Моргунок, Да нехватает рук...

(А. Твардовский)


Строфико-синтаксическая А.: Пока не жаждет пулемет Распотрошить людскую гущу, Живет и здравствует омет

Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром.

Пока не скажет вражий гром Свое вступительное слово, В полях не может быть иного

Ловца пространств, чем агроном.

(Н. Тихонов)


Ритмическая А. — прием очень редкий. В приводимом ниже стихотворении ритмическая А. заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах:

Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. ∧

Си |дишь ∧ при|лежно и | скромно ты.|∧∧ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни ∧

Про |шли ∧ в те | дальние | комнаты.|∧∧ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — ∧

По |ет ∧ и к свету все | просится |. ∧∧ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, ∧

Ку |да ∧ ду|ша переносится...|∧∧ (А. Фет)


Паузная А. на анакрузе (в четных стихах) в сочетании с лексической А. (в нечетных стихах):

Только |в мире и |есть, что те|нистый ∧|∧

∧∧| Дремлющих | кленов ша|тер. ∧∧|∧ Только |в мире и |есть, что лу|чистый ∧|∧

∧∧| Детски за|думчивый | взор. ∧∧|∧ Только |в мире и |есть, что ду|шистый ∧|∧

∧∧| Милой го|ловки у|бор. ∧∧|∧ Только |в мире и |есть этот | чистый ∧|∧

∧∧| Влево бе|гущий про|бор. ∧∧|∧ (А. Фет)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..