БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 8

 

 

1.  Финансовая  помощь  из  бюджета  муниципального  района  бюджетам  поселений,  входящих  в  состав 

данного  муниципального  района,  может  предоставляться  в  форме  дотаций  из  районного  фонда  финансовой 
поддержки  поселений  и  иных  дотаций  и  субсидий  в  соответствии  с  нормативными  правовыми  актами 
представительного  органа  муниципального  района,  принимаемыми  в  соответствии  с  требованиями  настоящего 
Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации. 

2.  В  целях  дополнительного  по  отношению  к  дотациям  из  регионального  фонда  финансовой  поддержки 

поселений  выравнивания  финансовых  возможностей  органов  местного  самоуправления  поселений  по 
осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения в составе бюджетов муниципальных районов 
могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений. 

Порядок  образования  районных  фондов  финансовой  поддержки  поселений  и  распределения  дотаций  из 

указанных  фондов  устанавливается  законом  субъекта  Российской  Федерации  в  соответствии  с  требованиями 
настоящего Кодекса. 

3. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений  утверждается решением представительного 

органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год. 

4.  Дотации  из  районного  фонда  финансовой  поддержки  поселений,  за  исключением  дотаций, 

предоставляемых  в  порядке,  установленном  пунктом  5  статьи  137  настоящего  Кодекса,  предоставляются 
поселениям,  расчетная  бюджетная  обеспеченность  которых  не  превышает  уровень,  установленный  в  качестве 
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального района. 

Расчетная  бюджетная  обеспеченность  поселений  определяется  соотношением  налоговых  доходов  на 

одного  жителя,  которые  могут  быть  получены  бюджетом  поселения  исходя  из  налоговой  базы  (налогового 
потенциала),  и  аналогичного  показателя  в  среднем  по  поселениям  данного  муниципального  района  с  учетом 
различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных 
факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя. 

 

Порядок  вступления  в  силу  абзаца  третьего  пункта  4  статьи  142.1  установлен  пунктом  6  статьи  2 

Федерального закона от 22.08.2004 N 120-ФЗ. 

 

Использование  при  определении  уровня  расчетной  бюджетной  обеспеченности  поселений  показателей 

фактических  доходов  и  расходов  за  отчетный  период  и  (или)  показателей  прогнозируемых  доходов  и  расходов 
отдельных поселений не допускается. 

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения с учетом дотаций районного фонда финансовой 

поддержки  поселений  не  может  превышать  уровень  расчетной  бюджетной  обеспеченности  с  учетом  дотаций  из 
указанного  фонда  иного  поселения,  входящего  в  состав  данного  муниципального  района,  которое  до 
распределения указанных дотаций имело более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности. 

5.  Распределение  дотаций  из  районных  фондов  финансовой  поддержки  поселений  между  поселениями 

утверждается  решением  представительного  органа  муниципального  района  о  бюджете  муниципального  района 
на очередной финансовый год. 
 

 

Статья  142.2  в  2006  -  2008  годах  применяется  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации. 

При  формировании  и  утверждении  проектов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных 

бюджетов  на  2006  -  2008  годы  статья  142.2  применяется  с  учетом  особенностей,  установленных  пунктом  6.2 
статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ. 

 

Статья  142.2.  Порядок  предоставления  субвенций  из  местных  бюджетов  бюджету  субъекта  Российской 

Федерации 
 

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 

1.  Законом  субъекта  Российской  Федерации  может  быть  предусмотрено  перечисление  в  бюджет  субъекта 

Российской  Федерации  субвенций  из  бюджетов  поселений  или  муниципальных  районов  (городских  округов),  в 
которых  в  отчетном  году  расчетные  налоговые  доходы  местных  бюджетов  (без  учета  налоговых  доходов  по 
дополнительным  нормативам  отчислений)  превышали  уровень,  установленный  законом  субъекта  Российской 
Федерации. 

Указанный  уровень  не  может  быть  установлен  ниже  двукратного  среднего  соответственно  по  поселениям 

или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации  уровня в расчете на 
одного жителя. 

2.  Порядок  расчета  и  перечисления  субвенций,  указанных  в  пункте  1  настоящей  статьи,  устанавливается 

законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. 

Субвенции  из  бюджетов  поселений,  перечисляемые  в  бюджет  субъекта  Российской  Федерации  в 

соответствии с настоящей статьей, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки поселений. 

В  случае  наделения  представительных  органов  муниципальных  районов  полномочиями  органов 

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по  расчету  и  предоставлению  дотаций  из 
регионального фонда финансовой поддержки поселений указанные субвенции из бюджетов поселений, входящих 
в  состав  территории  муниципальных  районов,  зачисляются  в  региональный  фонд  компенсаций  для 
распределения  между  бюджетами  муниципальных  районов  в  порядке,  установленном  абзацем  вторым  пункта  5 
статьи 137 настоящего Кодекса. 

Субвенции  из  бюджетов  муниципальных  районов  и  городских  округов,  перечисляемые  в  бюджет  субъекта 

Российской  Федерации  в  соответствии  с  настоящей  статьей,  зачисляются  в  региональный  фонд  финансовой 
поддержки муниципальных районов (городских округов). 

3.  Объем  субвенций,  подлежащих  перечислению  из  местных  бюджетов  в  бюджет  субъекта  Российской 

Федерации, 

рассчитывается 

пропорционально 

превышению 

расчетных 

налоговых 

доходов 

уровня, 

установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. 

Объем  указанной  субвенции  для  отдельного  муниципального  образования  в  расчете  на  одного  жителя  не 

может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета 
доходов  по  дополнительным  нормативам  отчислений)  в  расчете  на  одного  жителя  и  двукратным  средним 
уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в последнем отчетном году. 

Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения 

субвенции, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже расчетных 
налоговых  доходов  в  расчете  на  одного  жителя  иного  муниципального  образования,  которое  до  исключения 
указанной субвенции имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя. 

4.  Объем  субвенций,  подлежащих  перечислению  из  местных  бюджетов  в  бюджет  субъекта  Российской 

Федерации,  утверждается законом субъекта Российской  Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации 
на очередной финансовый год. 

5.  Органы  местного  самоуправления  соответствующего  муниципального  образования  предусматривают  в 

местном  бюджете  субвенцию,  указанную  в  пункте  4  настоящей  статьи,  и  обеспечивают  ее  перечисление  в 
бюджет  субъекта  Российской  Федерации  в  соответствии  с  законом  субъекта  Российской  Федерации  о  бюджете 
субъекта  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год.  В  случае  невыполнения  органами  местного 
самоуправления  указанных  требований  законом  субъекта  Российской  Федерации  предусматривается  снижение 
для  данного  муниципального  образования  нормативов  отчислений  от  федеральных  и  региональных  налогов  и 
сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), до 
уровня,  обеспечивающего  поступление  в  бюджет  субъекта  Российской  Федерации  средств  в  размере  указанной 
субвенции,  а  в  случае  их  недостаточности  -  централизация  части  доходов  от  местных  налогов  в  пределах,  не 
превышающих размера указанной субвенции. 

Порядок  предоставления  субвенций  из  бюджетов  внутригородских  муниципальных  образований  бюджетам 

субъектов  Российской  Федерации  -  городов  федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга  определяется 
законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. 
 

Статья  142.3.  Порядок  предоставления  субвенций  из  бюджетов  поселений  бюджетам  муниципальных 

районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера 
 

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 

1.  Поселения,  входящие  в  состав  муниципального  района,  представительный  орган  которого  образуется  в 

порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации 
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации",  обязаны  перечислять  в  бюджет  муниципального  района 
субвенции  на  решение  вопросов  местного  значения  межмуниципального  характера,  определенных  указанным 
Федеральным законом. 

2.  Цели,  порядок  расчета,  перечисления  и  использования  субвенций,  указанных  в  пункте  1  настоящей 

статьи, 

устанавливаются 

уставом  муниципального  района 

и  (или)  нормативным  правовым  актом 

представительного органа муниципального района. 

3. Размер указанных субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района 

и  решениями  представительных  органов  поселений  о  соответствующих  местных  бюджетах  на  очередной 
финансовый год по единому для всех поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного 
жителя либо потребителя бюджетных услуг. 

4.  В  случае  невыполнения  органом  местного  самоуправления  поселения  решения  представительного 

органа  муниципального  района  о  бюджете  муниципального  района  на  очередной  финансовый  год  в  части 
перечисления субвенций в бюджет муниципального района решением представительного органа муниципального 
района  в  порядке,  установленном  законом  субъекта  Российской  Федерации,  может  быть  предусмотрено 
снижение  для  данного  поселения  нормативов  отчислений  от  федеральных,  региональных  и  (или)  местных 
налогов  и  сборов,  налогов,  предусмотренных  специальными  налоговыми  режимами  (за  исключением  местных 
налогов),  до  уровня,  обеспечивающего  поступление  в  бюджет  муниципального  района  средств  в  размере 
указанной субвенции. 
 

Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 

 

Статья 143. Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов 

 

1.  Вне  федерального  бюджета  образуются  государственные  фонды  денежных  средств,  управляемые 

органами  государственной  власти  Российской  Федерации  и  предназначенные  для  реализации  конституционных 
прав граждан на: 

социальное обеспечение по возрасту; 
социальное  обеспечение  по  болезни,  инвалидности,  в  случае  потери  кормильца,  рождения  и  воспитания 

детей  и  в  других  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  о  социальном 
обеспечении; 

социальное обеспечение в случае безработицы; 
охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. 

2. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов 

определяются федеральным законом в соответствии с настоящим Кодексом. 

3. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. 
4. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной 

системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. 
 

Статья 144. Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 

 

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: 
Пенсионный фонд Российской Федерации; 
Фонд социального страхования Российской Федерации; 
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. 

 

Статья  145.  Порядок  составления,  представления  и  утверждения  бюджетов  государственных 

внебюджетных фондов 
 

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 

 

1.  Проекты  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  составляются 

органами  управления  указанных  фондов  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  и  представляются  в 
федеральный  орган  исполнительной  власти,  осуществляющий  выработку  государственной  политики  и 
нормативное  правовое  регулирование  в  сфере  здравоохранения  и  социального  развития,  для  внесения  в 
установленном  порядке  в  Правительство  Российской  Федерации  с  проектом  федерального  закона  о  тарифах 
страховых  взносов  на  обязательное  социальное  страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и 
профессиональных  заболеваний  и  другими  документами  и  материалами,  представляемыми  одновременно  с 
проектами соответствующих бюджетов. 

2.  Бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  по  представлению 

Правительства  Российской  Федерации  принимаются  в  форме  федеральных  законов  не  позднее  принятия 
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

3. В случае внесения  проекта бюджета государственного  внебюджетного  фонда  Российской Федерации на 

очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита 
бюджета. 

4.  Проекты  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  на  очередной 

финансовый  год  и  плановый  период,  внесенные  Правительством  Российской  Федерации  в  Государственную 
Думу,  должны  содержать  показатели  доходов  и  расходов  в  соответствии  со  статьями  146  и  147  настоящего 
Кодекса. 

5.  В  Государственной  Думе  проекты  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  Российской 

Федерации  в  течение  трех  дней  направляются  Советом  Государственной  Думы  или  в  период  парламентских 
каникул Председателем  Государственной Думы Президенту  Российской  Федерации, в Совет Федерации, другим 
субъектам  права  законодательной  инициативы,  в  комитеты  Государственной  Думы  для  внесения  замечаний  и 
предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение. 

Государственная  Дума  в  соответствии  с  Регламентом  Государственной  Думы  направляет  проекты 

бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  в  комитет  Государственной  Думы, 
ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), и определяет профильные комитеты по 
соответствующим проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. 

На  пленарном  заседании  Государственной  Думы  проекты  федеральных  законов  о  бюджетах 

государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  должны  быть  рассмотрены  в  первом  чтении  до 
рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. 

6.  Предметом  рассмотрения  проектов  федеральных  законов  о  бюджетах  государственных  внебюджетных 

фондов  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  в  первом  чтении  являются 
основные характеристики бюджетов, к которым относятся: 

прогнозируемый  в  очередном  финансовом  году  и  плановом  периоде  общий  объем  доходов  с  указанием 

поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 

общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; 
предельный  объем  дефицита  бюджета  государственного  внебюджетного  фонда  Российской  Федерации  и 

(или)  источники  его  финансирования  либо  предельный  объем  профицита  бюджета  государственного 
внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде. 

7.  Предметом  рассмотрения  проектов  федеральных  законов  о  бюджетах  государственных  внебюджетных 

фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются: 

распределение  расходов  на  очередной  финансовый  год  и  плановый  период  по  разделам,  подразделам, 

целевым статьям и видам расходов бюджетов; 

текстовые  статьи  проектов  федеральных  законов  о  бюджетах  государственных  внебюджетных  фондов 

Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. 

8.  Рассмотрение  поправок  по  предмету  второго  чтения  проводится  в  Комитете  по  бюджету,  профильном 

комитете. 

Комитет  по  бюджету  готовит  таблицы  поправок  и  направляет  их  в  профильные  комитеты,  которые 

рассматривают и представляют результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету. 

Комитет  по  бюджету,  рассмотрев  указанные  материалы,  принимает  решение  и  формирует  сводные 

таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, выносимых на рассмотрение Государственной 
Думы. 

Порядок  взаимодействия  комитетов  Государственной  Думы  при  рассмотрении  проектов  федеральных 

законов  о  бюджетах  государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  и  порядок  согласования 
разногласий между комитетами Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы. 

Государственная  Дума  рассматривает  проекты  федеральных  законов  о  бюджетах  государственных 

внебюджетных фондов Российской Федерации во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом 
чтении. 

9.  Государственная  Дума  рассматривает  в  третьем  чтении  проекты  федеральных  законов  о  бюджетах 

государственных  внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год  и  плановый 
период в течение 15 дней со дня их принятия во втором чтении. 

При  рассмотрении  в  третьем  чтении  проекты  федеральных  законов  о  бюджетах  государственных 

внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в 
целом. 

Принятые  Государственной  Думой  федеральные  законы  о  бюджетах  государственных  внебюджетных 

фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их 
принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации. 

10.  Внесение  изменений  в  федеральные  законы  о  бюджетах  государственных  внебюджетных  фондов 

Российской  Федерации  осуществляется  в  порядке,  предусмотренном  для  внесения  изменений  в  федеральный 
закон о федеральном бюджете. 

11. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими 

исполнительными  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  на  рассмотрение 
законодательных  (представительных)  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации 
одновременно  с  проектами  законов  субъектов  Российской  Федерации  о  бюджетах  субъектов  Российской 
Федерации  и  утверждаются  в  форме  законов  субъектов  Российской  Федерации  не  позднее  принятия  законов 
субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации. 

Порядок  рассмотрения  проектов  законов  субъектов  Российской  Федерации  о  бюджетах  территориальных 

государственных  внебюджетных  фондов  устанавливается  законами  соответствующих  субъектов  Российской 
Федерации. 

12.  Счетная  палата  Российской  Федерации,  органы  государственного  финансового  контроля,  созданные 

законодательными  (представительными)  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, 
проводят  экспертизу  проектов  бюджетов  соответственно  государственных  внебюджетных  фондов  Российской 
Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов. 

 
Статья 146. Доходы государственных внебюджетных фондов 

 

1. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: 
обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; 
добровольных взносов физических и юридических лиц; 
других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
1.1.  В  бюджеты  государственных  внебюджетных  фондов  подлежат  зачислению  распределяемые  органами 

Федерального  казначейства  по  уровням  бюджетной  системы  Российской  Федерации  налоговые  доходы  от 
следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: 

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; 
в  бюджеты  территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования  -  по  нормативу  4,5 

процента; 

в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов; 
минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 
в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - по нормативу 60 процентов; 
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 2 процента; 
в  бюджеты  территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования  -  по  нормативу  18 

процентов; 

в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 20 процентов; 
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: 
в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; 
в  бюджеты  территориальных  фондов  обязательного  медицинского  страхования  -  по  нормативу  4,5 

процента; 

в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов; 
единого сельскохозяйственного налога: 
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,2 процента; 
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - по нормативу 3,4 процента; 
в Фонд социального страхования Российской Федерации - по нормативу 6,4 процента. 

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 

Пункт  2  статьи  146  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от  09.07.1999  N  159-

ФЗ). 

 

2.  Сбор  и  контроль  за  поступлением  обязательных  платежей  в  государственные  внебюджетные  фонды 

осуществляются  тем  же  органом  исполнительной  власти,  на  который  возложены  функции  сбора  налогов  в 
федеральный бюджет. 
 

Статья 147. Расходы государственных внебюджетных фондов 

 

Расходование  средств  государственных  внебюджетных  фондов  осуществляется  исключительно  на  цели, 

определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим 
их  деятельность,  в  соответствии  с  бюджетами  указанных  фондов,  утвержденными  федеральными  законами, 
законами субъектов Российской Федерации. 
 

 

Статья 148 вводится в действие федеральным законом (Федеральный закон от 09.07.1999 N 159-ФЗ). 

 

Статья 148. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов 

 

Исполнение 

бюджетов 

государственных 

внебюджетных 

фондов 

осуществляется 

Федеральным 

казначейством. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 149. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда 

 

Отчет  об  исполнении  бюджета  государственного  внебюджетного  фонда  составляется  органом  управления 

фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному 
Собранию в форме федерального закона. 

Отчет  об  исполнении  бюджета  территориального  государственного  внебюджетного  фонда  составляется 

органом  управления  фонда  и  представляется  органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации 
на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации 
в форме закона субъекта Российской Федерации. 
 

Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов 

 

 

Пункт  1  статьи  150  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от  09.07.1999  N  159-

ФЗ). 

 

1. Контроль за  исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, 

обеспечивающими  контроль  за  исполнением  бюджетов  соответствующего  уровня  бюджетной  системы 
Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. 

2.  Порядок  и  сроки  представления  отчетности  государственных  внебюджетных  фондов,  в  том  числе 

публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. 
 

Часть третьяБЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Раздел V. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 

 

Глава 18. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 

 

Статья 151. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями 

 

1.  В  систему  органов,  обладающих  бюджетными  полномочиями,  входят  финансовые  органы,  органы 

денежно-кредитного  регулирования,  органы  государственного  (муниципального)  финансового  контроля.  Каждый 
орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. 

2. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации. 
3. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России. 
4. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: 
Счетная палата Российской Федерации; 
контрольные и финансовые органы исполнительной власти; 
контрольные  органы  законодательных  (представительных)  органов  субъектов  Российской  Федерации  и 

представительных органов местного самоуправления. 

5. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы 

исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

6.  Субъекты  Российской  Федерации  в  целях  осуществления  собственной  бюджетной  политики  создают 

финансовые  органы  и  органы  финансового  контроля  в  соответствии  с  законодательством  субъекта  Российской 
Федерации. 

7.  Муниципальные  образования  в  целях  обслуживания  местного  бюджета  и  управления  средствами 

местного  бюджета  создают  муниципальные  казначейства  и  (или)  иные  финансовые  органы  (должности)  в 
соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. 
 

Статья 152. Участники бюджетного процесса 

 

Участниками бюджетного процесса являются: 
Президент Российской Федерации; 
органы законодательной (представительной) власти; 
органы  исполнительной  власти  (высшие  должностные  лица  субъектов  Российской  Федерации,  главы 

местного  самоуправления,  финансовые  органы,  органы,  осуществляющие  сбор  доходов  бюджетов,  другие 
уполномоченные органы); 

органы денежно-кредитного регулирования; 
органы государственного и муниципального финансового контроля; 
государственные внебюджетные фонды; 
главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
иные  органы,  на  которые  законодательством  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации 

возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. 

Участниками  бюджетного  процесса  также  являются  бюджетные  учреждения,  автономные  учреждения, 

государственные  и  муниципальные  унитарные  предприятия,  другие  получатели  бюджетных  средств,  а  также 
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 
 

Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Законодательные  (представительные)  органы,  представительные  органы  местного  самоуправления 

рассматривают  и  утверждают  бюджеты  и  отчеты  об  их  исполнении,  осуществляют  последующий  контроль  за 
исполнением  бюджетов,  формируют  и  определяют  правовой  статус  органов,  осуществляющих  контроль  за 
исполнением  бюджетов  соответствующих  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  осуществляют 
другие  полномочия  в  соответствии  с  настоящим  Кодексом,  иными  правовыми  актами  бюджетного 
законодательства  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  актами  органов  местного 
самоуправления.  Аналогичные  полномочия  законодательные  (представительные)  органы  осуществляют  по 
отношению к государственным внебюджетным фондам. 

2. Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также 

выполнять  отдельные  функции  по  исполнению  бюджетов  (за  исключением  органов  местного  самоуправления, 
совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). 
 

Статья 154. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти 

 

Органы  исполнительной  власти,  органы  местного  самоуправления  осуществляют  составление  проекта 

бюджета,  внесение  его  с  необходимыми  документами  и  материалами  на  утверждение  законодательного 
(представительного)  органа,  представительного  органа  местного  самоуправления,  исполнение  бюджета,  в  том 
числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за 
исполнением  бюджета,  представляют  отчет  об  исполнении  бюджета  на  утверждение  законодательных 
(представительных)  органов,  представительных  органов  местного  самоуправления,  осуществляют  другие 
полномочия,  определенные  настоящим  Кодексом,  иными  правовыми  актами  бюджетного  законодательства 
Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  актами  представительных  органов  местного 
самоуправления. 

Аналогичные  полномочия  органы  исполнительной  власти  осуществляют  по  отношению  к  государственным 

внебюджетным фондам. 
 

Статья 155. Бюджетные полномочия Банка России 

 

1.  Банк  России  совместно  с  Правительством  Российской  Федерации  разрабатывает  и  представляет  на 

рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. 

 

О признании не противоречащим Конституции РФ пункта 2 статьи 155 см. Постановление Конституционного 

Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П. 

 

2. Банк России обслуживает счета бюджетов. 
3.  Банк  России  осуществляет  функции  генерального  агента  по  государственным  ценным  бумагам 

Российской Федерации. 
 

Статья 156. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета 

 

1.  Кредитные  организации  могут  привлекаться  для  осуществления  операций  по  предоставлению  средств 

бюджета на возвратной основе. 

 

О признании не противоречащим Конституции РФ пункта 2 статьи 156 см. Постановление Конституционного 

Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П. 

 

2.  Кредитные  организации  выполняют  функции  Банка  России,  предусмотренные  пунктом  2  статьи  155 

настоящего  Кодекса,  в  случае  отсутствия  учреждений  Банка  России  на  соответствующей  территории  или 
невозможности выполнения ими этих функций. 

 

О прекращении производства по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 156 см. Постановление 

Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П. 

 

3.  Субъекты  Российской  Федерации,  муниципальные  образования  вправе  открывать  счета  в  кредитных 

организациях,  обслуживающих  расчеты  по  сделкам,  совершаемым  с  государственными  ценными  бумагами 
субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальными  ценными  бумагами,  осуществляющих  расчеты  (в  случае 
отсутствия  учреждений Банка России на соответствующей территории или  невозможности выполнения ими этих 
функций). 
(п. 3 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Статья 157. Органы государственного и муниципального финансового контроля 

 

1.  Органы  государственного,  муниципального  финансового  контроля,  созданные  соответственно 

законодательными 

(представительными) 

органами 

Российской 

Федерации, 

законодательными 

(представительными)  органами  субъектов  Российской  Федерации,  представительными  органами  местного 
самоуправления,  осуществляют  контроль  за  исполнением  соответствующих  бюджетов  и  бюджетов 
государственных  внебюджетных  фондов,  проводят  экспертизы  проектов  указанных  бюджетов,  федеральных  и 
региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской 
Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. 

2.  Органы  государственного,  муниципального  финансового  контроля,  созданные  соответственно 

федеральными  органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации,  органами  местного  самоуправления,  осуществляют  предварительный,  текущий  и  последующий 
контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

2.1.  Счетная  палата  Российской  Федерации,  Федеральная  служба  финансово-бюджетного  надзора  вправе 

проводить  проверки  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов  -  получателей 
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. 

Контрольный  орган,  созданный  законодательным  (представительным)  органом  субъекта  Российской 

Федерации,  финансовый  орган  субъекта  Российской  Федерации  и  (или)  иной  орган,  уполномоченный  органом 
исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  вправе  проводить  проверки  местных  бюджетов  - 
получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. 
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2005 N 198-ФЗ) 

3. Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются настоящим 

Кодексом,  Федеральным  законом  "О  Счетной  палате  Российской  Федерации",  законами  субъектов  Российской 
Федерации  о  контрольных  органах,  правовыми  актами  представительных  органов  местного  самоуправления,  а 
также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного 
или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. 
 

Статья 158. Главный распорядитель бюджетных средств 

 

1.  Главный  распорядитель  средств  федерального  бюджета  -  орган  государственной  власти  Российской 

Федерации,  имеющий  право  распределять  средства  федерального  бюджета  по  подведомственным 
распорядителям  и  получателям  бюджетных  средств,  а  также  наиболее  значимое  бюджетное  учреждение  науки, 
образования,  культуры,  здравоохранения  и  средств  массовой  информации.  Наиболее  значимое  бюджетное 
учреждение  науки,  образования,  культуры,  здравоохранения  и  средств  массовой  информации  вправе 
распределять  средства  федерального  бюджета  по  подведомственным  распорядителям  и  получателям 
бюджетных  средств.  Главные  распорядители  средств  федерального  бюджета  включаются  в  ведомственную 
классификацию расходов федерального бюджета. 
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 158-ФЗ) 

Главный  распорядитель  средств  бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  средств  местного  бюджета  - 

орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  орган  местного  самоуправления,  бюджетное 
учреждение,  имеющие  право  распределять  бюджетные  средства  по  подведомственным  распорядителям  и 
получателям  средств  бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  средств  местного  бюджета,  определенные 
ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. 

2.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  может  быть  уполномочен  Правительством  Российской 

Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной 
основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. 

3.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  определяет  задания  по  предоставлению  государственных 

или  муниципальных  услуг  для  подведомственных  распорядителей  и  получателей  бюджетных  средств  с  учетом 
нормативов финансовых затрат. 

4.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  утверждает  сметы  доходов  и  расходов  подведомственных 

бюджетных учреждений. 

5.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  составляет  бюджетную  роспись,  распределяет  лимиты 

бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет 
соответствующую часть бюджета. 

6. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления 

бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в 
части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии 
с настоящим Кодексом. 

7.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  осуществляет  контроль  получателей  бюджетных  средств  в 

части  обеспечения  целевого  использования  бюджетных  средств,  своевременного  их  возврата,  предоставления 
отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. 

8.  Главный  распорядитель  бюджетных  средств  осуществляет  контроль  за  использованием  бюджетных 

средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными  учреждениями и другими получателями бюджетных 
средств,  государственными  и  муниципальными  унитарными  предприятиями,  которым  передана  на  праве 
хозяйственного  ведения  или  в  оперативное  управление  собственность  соответственно  Российской  Федерации, 
субъектов  Российской  Федерации  или  муниципальных  образований.  Непосредственное  проведение  контроля  за 
использованием  бюджетных  средств  унитарными  предприятиями  осуществляется  по  инициативе  главного 
распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля. 

9. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль 

исполнения  соответствующего  бюджета,  сводный  отчет  об  исполнении  бюджета  по  выделенным  средствам, 
сводную  смету  доходов  и  расходов,  а  также  отчет  о  выполнении  задания  по  предоставлению  государственных 
или муниципальных услуг. 

10.  Главный  распорядитель  средств  федерального  бюджета,  бюджета  субъекта  Российской  Федерации, 

бюджета  муниципального  образования  выступает  в  суде  соответственно  от  имени  Российской  Федерации, 
субъекта  Российской  Федерации,  муниципального  образования  в  качестве  представителя  ответчика  по  искам  к 
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 

о  возмещении  вреда,  причиненного  физическому  или  юридическому  лицу  в  результате  незаконных 

действий  (бездействия)  государственных  органов,  органов  местного  самоуправления  или  должностных  лиц  этих 
органов,  по  ведомственной  принадлежности,  в  том  числе  в  результате  издания  актов  органов  государственной 
власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту; 

предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных 

бюджетных учреждений. 
(п. 10 в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) 

11.  Главный  распорядитель  средств  федерального  бюджета  представляет  в  Федеральное  казначейство 

отчетность  об  исполнении  федерального  бюджета  и  материалы,  необходимые  для  составления  отчета  об 
исполнении федерального бюджета. 
(п. 11 введен Федеральным законом от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 159. Распорядитель бюджетных средств 

 

1. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, 

имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. 

2.  Распорядитель  бюджетных  средств  может  быть  уполномочен  Правительством  Российской  Федерации 

представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной 
основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций. 

Распорядитель  бюджетных  средств  может  быть  уполномочен  органом  исполнительной  власти  субъекта 

Российской  Федерации  представлять  сторону  субъекта  Российской  Федерации  в  договорах  о  предоставлении 
средств бюджета субъекта Российской Федерации на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных 
инвестиций. 

Распорядитель  бюджетных  средств  может  быть  уполномочен  органом  местного  самоуправления 

представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на 
возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. 
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3.  Распорядитель  бюджетных  средств  составляет  бюджетную  роспись,  распределяет  лимиты  бюджетных 

обязательств  по  подведомственным  получателям  бюджетных  средств  и  направляет  их  в  орган,  исполняющий 
бюджет. 

4.  Распорядитель  бюджетных  средств  определяет  задания  по  предоставлению  государственных  или 

муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. 

5.  Распорядитель  бюджетных  средств  утверждает  сметы  доходов  и  расходов  подведомственных 

бюджетных учреждений. 

6.  Распорядитель  бюджетных  средств  осуществляет  контроль  за  использованием  бюджетных  средств 

подведомственными получателями бюджетных средств. 
 

Статья 160. Ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств 

 

Главный  распорядитель  и  распорядитель  бюджетных  средств,  а  также  должностные  лица  главного 

распорядителя и распорядителя бюджетных средств отвечают за: 
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 158-ФЗ) 

целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств; 
достоверность  и  своевременное  представление  установленной  отчетности  и  другой  информации, 

связанной с исполнением бюджета; 

своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным 

получателям и распорядителям бюджетных средств; 

своевременное 

представление 

бюджетной 

росписи 

и 

лимитов 

бюджетных 

обязательств 

по 

подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет; 

утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..