БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 6

 

 

Статья  107.  Предельный  объем  государственного  долга  субъекта  Российской  Федерации,  муниципального 

долга 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о 

местном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  должен  быть  установлен  верхний  предел  долга  субъекта 
Российской  Федерации,  муниципального  долга  с  указанием  в  том  числе  предельного  объема  обязательств  по 
государственным или муниципальным гарантиям. 

2.  Предельный  объем  государственного  долга  субъекта  Российской  Федерации,  муниципального  долга  не 

должен  превышать  объем  доходов  соответствующего  бюджета  без  учета  финансовой  помощи  из  бюджетов 
других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 
 

Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

1.  Программа  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации  представляет  собой 

перечень  внешних  заимствований  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год  с  разделением  на 
несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них: 

1) для несвязанных (финансовых) заимствований: 
источника привлечения; 
суммы заимствования; 
срока погашения; 
2) для целевых иностранных заимствований: 
конечного получателя; 
цели заимствования и направления использования; 
источника заимствования; 
суммы заимствования; 
срока погашения; 
гарантий  третьих  лиц  по  возврату  средств  в  федеральный  бюджет  конечным  заемщиком,  если  для  него 

предусмотрен  такой  возврат,  с  указанием  организации  (органа),  предоставившей  гарантию,  срока  действия  и 
объема обязательств по гарантии; 

оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года; 
прогноза объема использования средств в очередном финансовом году. 

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  В  Программе  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации  должны  быть  отдельно 

предусмотрены  все  займы  и  государственные  гарантии,  величина  которых  превышает  сумму,  эквивалентную  10 
млн.  долларов  США,  на  весь  срок  займа.  Данные  займы  и  государственные  гарантии  подлежат  реализации 
только  при  условии  их  утверждения  в  составе  Программы  государственных  внешних  заимствований  Российской 
Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации. 

3. 

В 

Программе 

государственных 

внешних 

заимствований 

Российской 

Федерации 

объем, 

детализированный  по  конкретным  займам,  должен  составлять  не  менее  85  процентов  общего  объема  внешних 
заимствований. 

4.  Правительство  Российской  Федерации  имеет  право  на  осуществление  внешних  заимствований,  не 

включенных  в  Программу  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации,  если  указанные 
внешние  заимствования  осуществляются  в  процессе  реструктуризации  государственного  внешнего  долга 
Российской  Федерации,  которая  приводит  к  снижению  расходов  на  обслуживание  государственного  внешнего 
долга  Российской  Федерации  в  рамках  установленного  предельного  объема  государственного  внешнего  долга 
Российской Федерации. 

Данное  право  распространяется  исключительно  на  несвязанные  (финансовые)  государственные  внешние 

заимствования Российской Федерации. 

5.  В  Программу  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации  в  обязательном  порядке 

включаются соглашения  о займах, заключенных в предыдущие годы, если  такие соглашения не  утратили силу в 
установленном порядке. 
 

Статья  109.  Внесение  изменений  в  предельные  объемы  государственных  внешних  заимствований 

Российской Федерации и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации 
 

1.  Договоры  о  государственных  внешних  заимствованиях  Российской  Федерации,  исполнение  которых 

требует  увеличения  предельных  объемов  государственных  внешних  заимствований  Российской  Федерации, 
утвержденных  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год,  могут  быть 
заключены  только  после  внесения  соответствующих  изменений  в  федеральный  закон  о  федеральном  бюджете 
на очередной финансовый год. 

 

Абзац  второй  пункта  1  статьи  109  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от 

09.07.1999 N 159-ФЗ). 

 

Действие настоящего пункта не распространяется на договоры, заключенные в процессе реализации права, 

установленного пунктом 2 статьи 106 настоящего Кодекса. 

2. Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении гарантий 

по внешним займам подлежат ратификации: 

если  предусмотренные  этими  договорами  займы  (гарантии)  не  включены  в  Программу  государственных 

внешних  заимствований  Российской  Федерации  в  соответствии  со  статьей  108  настоящего  Кодекса  и  (или) 
привлекаемые  по  ним  финансовые  средства  превышают  сумму,  эквивалентную  10  млн.  долларов  США,  на  весь 
срок займа; 

если  исполнение  таких  договоров  требует  увеличения  предельных  объемов  государственных  внешних 

заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 

по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 

 

Абзац  пятый  пункта  2  статьи  109  вводится  в  действие  федеральным  законом  (Федеральный  закон  от 

09.07.1999 N 159-ФЗ). 

 

Договоры  о  государственных  внешних  заимствованиях  Российской  Федерации  не  подлежат  ратификации, 

если они были заключены во исполнение права, установленного пунктом 2 статьи 106 настоящего Кодекса. 
 

Статья  110.  Программа  государственных  внутренних  заимствований  Российской  Федерации,  субъектов 

Российской Федерации, муниципальных образований 
 

1.  Программа  государственных  внутренних  заимствований  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации,  муниципальных  образований  представляет  собой  перечень  внутренних  заимствований  Российской 
Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных  образований  на  очередной  финансовый  год  по 
видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение 
государственных, муниципальных долговых обязательств. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

В  случае  выпуска  долговых  обязательств  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации, 

муниципальных  образований  с  обеспечением  исполнения  обязательств  в  виде  обособленного  имущества 
программа  государственных  внутренних  заимствований  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 
Федерации,  муниципальных  образований  должна  содержать  количественные  данные  об  эмиссии  указанных 
обязательств,  выраженные  в  валюте  Российской  Федерации,  а  также  перечень  имущества,  которое  может 
служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Программа  государственных  внутренних  заимствований  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации,  муниципальных  образований  представляется  федеральным  органом  исполнительной  власти, 
органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  соответствующему  законодательному 
(представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый 
год. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3. В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов  Российской 

Федерации,  муниципальных  образований  в  обязательном  порядке  включаются  соглашения  о  займах, 
заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке. 
 

Статья  111.  Предельные  объемы  расходов  на  обслуживание  и  погашение  государственного  или 

муниципального долга 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Осуществление  государственных  или  муниципальных  заимствований,  а  также  предоставление 

государственных  или  муниципальных  гарантий  иным  заемщикам  допускаются  только  в  случае  утверждения 
федеральным  законом,  законом  субъекта  Российской  Федерации  или  решением  органа  местного 
самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров: 

привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего ограничениям, 

установленным статьей 92 настоящего Кодекса; 

предельного  размера  государственного  или  муниципального  долга,  соответствующего  ограничениям, 

установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса; 

расходов  на  обслуживание  соответствующего  государственного  или  муниципального  долга  в  текущем 

финансовом  году.  При  этом  предельный  объем  расходов  на  обслуживание  государственного  долга  субъекта 
Российской  Федерации  или  муниципального  долга,  утвержденный  законом  (решением)  о  бюджете 
соответствующего  уровня,  не  должен  превышать  15  процентов  объема  расходов  бюджета  соответствующего 
уровня. 

Законом  (решением)  о  соответствующем  бюджете  на  очередной  финансовый  год  (очередной  финансовый 

год и каждый год планового периода) устанавливается объем расходов на обслуживание государственного долга 
субъекта Российской Федерации или муниципального долга с соблюдением ограничения, установленного частью 
первой настоящей статьи. 
(часть вторая введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 
 

Статья  112.  Превышение  предельного  размера  государственного  долга  субъекта  Российской  Федерации 

или  муниципального  долга  и  предельных  объемов  расходов  на  обслуживание  государственного  долга  субъекта 
Российской Федерации или муниципального долга 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, 

указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Российской Федерации в состоянии обеспечить 
обслуживание  и  погашение  своих  долговых  обязательств,  принятие  этим  субъектом  Российской  Федерации 
новых  долговых  обязательств  осуществляется  только  после  приведения  указанных  бюджетных  параметров  в 
соответствие  с  требованиями  статьи  111  настоящего  Кодекса,  за  исключением  заимствований  (принятия  других 
долговых  обязательств),  осуществляемых  в  целях  реструктуризации  и  погашения  долга  субъекта  Российской 
Федерации. 

2. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, 

указанных  в  статье  111  настоящего  Кодекса,  и  при  этом  субъект  Российской  Федерации  не  в  состоянии 
обеспечить  обслуживание  и  погашение  своих  долговых  обязательств,  уполномоченный  на  то  орган 
государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры: 

назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации; 
передать  исполнение  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  под  контроль  Министерства  финансов 

Российской Федерации; 

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. 
3. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 

настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение 
своих  долговых  обязательств,  принятие  этим  муниципальным  образованием  новых  долговых  обязательств 
осуществляется  только  после  приведения  указанных  бюджетных  параметров  в  соответствие  с  требованиями 
статьи  111  настоящего  Кодекса,  за  исключением  заимствований  (принятия  других  долговых  обязательств), 
осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга. 

4. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 

настоящего  Кодекса,  и  при  этом  муниципальное  образование  не  в  состоянии  обеспечить  обслуживание  и 
погашение  своих  долговых  обязательств,  уполномоченный  на  то  орган  государственной  власти  субъекта 
Российской Федерации может применить следующие меры: 

назначить проверку исполнения местного бюджета; 
передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской 

Федерации; 

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. 

 

Статья 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и 

погашение государственного или муниципального долга 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете 

как источники финансирования дефицита бюджета. 

2.  Все  расходы  на  обслуживание  долговых  обязательств,  включая  дисконт  (или  разницу  между  ценой 

размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются 
в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга. 

Доходы,  полученные  от  размещения  государственных  или  муниципальных  ценных  бумаг  в  сумме, 

превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также 
доходы,  полученные  в  случае  выкупа  ценных  бумаг  по  цене  ниже  цены  размещения,  относятся  на  уменьшение 
фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году. 

3.  Погашение  основной  суммы  долга  Российской  Федерации,  долга  субъекта  Российской  Федерации, 

муниципального  долга,  возникшего  из  государственных  или  муниципальных  заимствований,  учитывается  в 
источниках  финансирования  дефицита  соответствующего  бюджета  путем  уменьшения  объема  источников 
финансирования дефицита соответствующего бюджета. 

4.  В  случае  выпуска  государственных  или  муниципальных  ценных  бумаг,  гарантией  исполнения 

обязательств  по  которым  является  обособленное  имущество,  находящееся  в  государственной  или 
муниципальной  собственности,  в  соответствии  с  условиями  эмиссии  исполнение  обязательств  по  таким  ценным 
бумагам  может  осуществляться  путем  передачи  в  собственность  владельцев  этих  государственных  или 
муниципальных  ценных  бумаг  имущества,  явившегося  обеспечением  выпуска  указанных  государственных  или 
муниципальных ценных бумаг. 

При  исполнении  обязательств  по  государственным  или  муниципальным  ценным  бумагам,  гарантией 

исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного 
имущества  размер  государственного  или  муниципального  долга  уменьшается  на  величину  основного  долга  по 
погашаемым  таким  образом  обязательствам.  Исполнение  обязательств  по  указанным  ценным  бумагам 
учитывается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. 

5.  Действие  пунктов  1  -  4  настоящей  статьи  не  распространяется  на  случаи  предоставления 

государственных или муниципальных гарантий. 

Предоставление  государственных  или  муниципальных  гарантий  учитывается  в  составе  государственного 

или муниципального долга в порядке, определенном статьями 116 и 117 настоящего Кодекса. 
 

Статья 114. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг 

 

1.  Решение  об  эмиссии  государственных  ценных  бумаг  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации  или  муниципальных  ценных  бумаг  принимается  соответственно  Правительством  Российской 
Федерации,  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного 
самоуправления  в  соответствии  с  предельными  объемами  дефицита  бюджета  и  государственного  или 
муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а 
также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской 
Федерации  принимается  также  в  соответствии  с  Программой  государственных  внешних  заимствований 
Российской Федерации. 

В  решении  об  эмиссии  государственных  или  муниципальных  ценных  бумаг  отражаются  сведения, 

предусмотренные  федеральным  законом  об  особенностях  эмиссии  и  обращения  государственных  и 
муниципальных ценных бумаг. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Условия  эмиссии  ценных  бумаг  субъекта  Российской  Федерации  и  муниципальных  ценных  бумаг 

подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации. 
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3.  Порядок  выпуска,  обращения  и  погашения  государственных  ценных  бумаг  Российской  Федерации, 

субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об 
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 
 

Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Государственной  или  муниципальной  гарантией  в  целях  настоящего  Кодекса  признается  способ 

обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект 
Российской  Федерации  или  муниципальное  образование  -  гарант  дает  письменное  обязательство  отвечать  за 
исполнение  лицом,  которому  дается  государственная  или  муниципальная  гарантия,  обязательства  перед 
третьими лицами полностью или частично. 

2. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. 
Несоблюдение 

письменной 

формы 

государственной 

или 

муниципальной 

гарантии 

влечет 

ее 

недействительность (ничтожность). 

3. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: 
сведения  о  гаранте,  включающие  его  наименование  (Российская  Федерация,  субъект  Российской 

Федерации,  муниципальное  образование)  и  наименование  органа,  выдавшего  гарантию  от  имени  указанного 
гаранта; 

определение объема обязательств по гарантии. 
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. 
4. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. 
5.  Гарант  по  государственной  или  муниципальной  гарантии  несет  субсидиарную  ответственность 

дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. 

Предусмотренное  государственной  или  муниципальной  гарантией  обязательство  гаранта  перед  третьим 

лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. 

Гарант,  исполнивший  обязательство  получателя  гарантии,  имеет  право  потребовать  от  последнего 

возмещения  сумм,  уплаченных  третьему  лицу  по  государственной  или  муниципальной  гарантии,  в  полном 
объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. 

6.  Гарантии  по  обязательствам,  составляющим  государственный  внешний  долг  Российской  Федерации, 

могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. 

7.  Исполнение  государственных  и  муниципальных  гарантий  подлежит  отражению  в  составе  расходов 

бюджетов как предоставление кредитов. 

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта 

к  должнику,  не  исполнившему  обязательство,  исполнение  государственных  и  муниципальных  гарантий 
учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. 
 

Статья 116. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации 

 

1. Исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 
1.  Общая  сумма  предоставленных  государственных  гарантий  Российской  Федерации  для  обеспечения 

обязательств  в  валюте  Российской  Федерации  включается  в  состав  государственного  внутреннего  долга 
Российской  Федерации  как  вид  долгового  обязательства.  Федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на 
очередной  финансовый  год  утверждаются  государственные  гарантии  Российской  Федерации,  выдаваемые 
отдельному  субъекту  Российской  Федерации,  муниципальному  образованию  или  юридическому  лицу  на  сумму, 
превышающую 1 000 000 минимальных размеров оплаты труда. 

2.  Общая  сумма  предоставленных  государственных  гарантий  Российской  Федерации  для  обеспечения 

обязательств  в  иностранной  валюте  включается  в  состав  государственного  внешнего  долга  Российской 
Федерации  как  вид  долгового  обязательства.  Кроме  того,  должны  отдельно  утверждаться  государственные 
гарантии  Российской  Федерации  на  сумму,  превышающую  сумму,  эквивалентную  10  млн.  долларов  США. 
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной 

валюте  утверждается  в  порядке,  предусмотренном  для  государственных  внешних  заимствований  в  составе 
Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. 

3.  При  исполнении  получателем  государственной  гарантии  Российской  Федерации  своих  обязательств 

перед третьим  лицом на  соответствующую сумму  сокращается внешний  либо внутренний  государственный  долг 
Российской  Федерации,  что  отражается  в  отчете  об  исполнении  бюджета.  Министерство  финансов  Российской 
Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, 
ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных 
государственными  гарантиями  Российской  Федерации,  а  также  случаев  осуществления  государством  платежей 
по выданным гарантиям. 

На  основании  данных  этого  учета  Государственной  Думе  представляется  подробный  отчет  о  выданных 

гарантиях  по  всем  получателям  указанных  гарантий,  об  исполнении  этими  получателями  обязательств, 
обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям. 

4.  Государственные  гарантии  Российской  Федерации  предоставляются  Правительством  Российской 

Федерации.  Министерство  финансов  Российской  Федерации  либо  иной  уполномоченный  орган  представляет 
Правительство  Российской  Федерации  на  всех  переговорах  о  предоставлении  государственных  гарантий 
Российской  Федерации  и  заключает  соответствующие  соглашения  от  имени  Правительства  Российской 
Федерации. 

5.  В  случае  предоставления  государственной  гарантии  Российской  Федерации  Министерство  финансов 

Российской  Федерации  либо  иной 

уполномоченный  Правительством  Российской 

Федерации 

орган 

исполнительной  власти  обязаны  провести  проверку  финансового  состояния  получателя  государственной 
гарантии Российской Федерации. 
 

Статья 117. Предоставление  государственных  гарантий субъектов  Российской Федерации, муниципальных 

гарантий 
 

1. 

Государственные 

гарантии 

субъектов 

Российской 

Федерации 

и 

муниципальные 

гарантии 

предоставляются  субъектам  Российской  Федерации,  муниципальным  образованиям  и  юридическим  лицам  для 
обеспечения  исполнения  их  обязательств  перед  третьими  лицами.  В  договоре  о  предоставлении 
государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. 

2.  Законом  (решением)  о  бюджете  на  очередной  финансовый  год  должен  быть  установлен  перечень 

предоставляемых  отдельным  субъектам  Российской  Федерации,  муниципальным  образованиям  и  юридическим 
лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета. 
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3.  Общая  сумма  предоставленных  гарантий  включается  в  состав  долга  субъекта  Российской  Федерации, 

муниципального долга как вид долгового обязательства. 

4.  При  исполнении  получателем  гарантии  своих  обязательств  перед  третьим  лицом  на  соответствующую 

сумму  сокращается  долг  субъекта  Российской  Федерации,  муниципальный  долг,  что  отражается  в  отчете  об 
исполнении бюджета. 

5.  Соответствующий  финансовый  орган  ведет  учет  выданных  гарантий,  исполнения  получателями 

указанных  гарантий  своих  обязательств,  обеспеченных  указанными  гарантиями,  а  также  учет  осуществления 
платежей по выданным гарантиям. 

На  основании  данных  этого  учета  представительному  органу  власти  представляется  подробный  отчет  о 

выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, 
обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям. 

6. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти. 
Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. 
7.  В  случае  предоставления  государственной  или  муниципальной  гарантии  соответствующий  финансовый 

орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. 

8.  Представительный  орган  может  поручить  контрольному  органу  субъекта  Российской  Федерации, 

муниципального  образования  провести  проверку  финансового  состояния  получателя  государственной  или 
муниципальной гарантии. 
 

Статья 118. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2004 N 182-ФЗ. 

 

Статья  119.  Обслуживание  государственного  внутреннего  долга  Российской  Федерации,  государственного 

внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга 
 

1.  Затраты  по  размещению,  выплате  доходов  и  погашению  долговых  обязательств  Российской  Федерации 

осуществляются за счет средств федерального бюджета. 

2. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России 

и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления 
операций  по  размещению  долговых  обязательств  Российской  Федерации,  их  погашению  и  выплате  доходов  в 
виде процентов по ним или в иной форме. 

3.  Выполнение  Банком  России,  другим  специализированным  финансовым  институтом  функций 

генерального  агента  Правительства  Российской  Федерации  по  размещению  долговых  обязательств  Российской 
Федерации,  их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных 
соглашений,  заключаемых  с  федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным  Правительством 
Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг. 

4.  Банк  России  осуществляет  функции  генерального  агента  (агента)  по  обслуживанию  государственного 

внутреннего долга безвозмездно. 

5.  Оплата  услуг  агентов  по  размещению  и  обслуживанию  государственного  долга  осуществляется  в 

пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, 
выделенных на обслуживание государственного долга. 

6.  Обслуживание  государственного  внутреннего  долга  субъекта  Российской  Федерации,  муниципального 

долга  производится  в  соответствии  с  федеральными  законами,  законами  субъекта  Российской  Федерации  и 
правовыми актами органов местного самоуправления. 
 

Статья  120.  Единая  система  учета  и  регистрации  государственных  заимствований  Российской  Федерации, 

государственных заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных заимствований 
 

1. В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований 

Российской  Федерации.  Субъекты  Российской  Федерации,  муниципальные  образования  регистрируют  свои 
заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации. 

2.  Министерство  финансов  Российской  Федерации  ведет  государственные  книги  внутреннего  и  внешнего 

долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации). 
 

Статья  121.  Государственная  долговая  книга  Российской  Федерации,  государственная  долговая  книга 

субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Информация  о  долговых  обязательствах  вносится  соответствующими  уполномоченными  органами, 

указанными в статьях 103 и 104 настоящего Кодекса, в Государственную долговую книгу Российской Федерации, 
государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не 
превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. 

2.  Информация,  внесенная  в  муниципальную  долговую  книгу,  подлежит  обязательной  передаче  органу, 

ведущему  государственную  долговую  книгу  соответствующего  субъекта  Российской  Федерации,  затем  данная 
информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и 
сроки, которые установлены этим органом. 

3.  В  Государственную  долговую  книгу  Российской  Федерации  вносятся  сведения  об  объеме  долговых 

обязательств  (в  том  числе  гарантий)  Российской  Федерации,  о  дате  возникновения  обязательств,  формах 
обеспечения  обязательств,  об  исполнении  указанных  обязательств  полностью  или  частично,  а  также  другая 
информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской 
Федерации. 

4.  В  государственную  долговую  книгу  субъекта  Российской  Федерации  вносятся  сведения  об  объеме 

долговых  обязательств  субъекта  Российской  Федерации  (в  том  числе  гарантий)  по  всем  государственным 
заимствованиям  субъекта  Российской  Федерации,  о  дате  осуществления  заимствований,  формах  обеспечения 
обязательств,  об  исполнении  указанных  обязательств  полностью  или  частично,  а  также  другая  информация, 
состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

5.  В  муниципальную  долговую  книгу  вносятся  сведения  об  объеме  долговых  обязательств  муниципальных 

образований  (в  том  числе  гарантий),  о  дате  осуществления  заимствований,  формах  обеспечения  обязательств, 
об  исполнении  указанных  обязательств  полностью  или  частично,  а  также  другая  информация,  состав  которой 
устанавливается представительным органом местного самоуправления. 
 

Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ 

ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМИ ДОЛГ ИНОСТРАННЫХ 

ГОСУДАРСТВ ПЕРЕД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ 

 

Статья  122.  Государственные  кредиты,  предоставляемые  Российской  Федерацией  иностранным 

государствам, их юридическим лицам и международным организациям 
 

Государственными  кредитами,  предоставляемыми  Российской  Федерацией  иностранным  государствам,  их 

юридическим  лицам  и  международным  организациям,  являются  кредиты  (займы),  по  которым  у  иностранных 
государств,  их  юридических  лиц  и  международных  организаций  возникают  долговые  обязательства  перед 
Российской Федерацией как кредитором. 

Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации. 

 

Статья 123. Долг иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором 

 

Долговые  обязательства  иностранных  государств  перед  Российской  Федерацией  как  кредитором 

формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией. 
 

Статья 124. Регулирование долга иностранных государств перед Российской Федерацией 

 

1. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам 

долговых  обязательств  и  по  заемщикам  представляются  в  Государственную  Думу  в  составе  документов  и 
материалов,  представляемых  одновременно  с  проектом  федерального  закона  о  федеральном  бюджете  на 
очередной финансовый год. 

2.  Под  реструктуризацией  долга  иностранных  государств  перед  Российской  Федерацией  в  целях 

настоящего  Кодекса  понимается  погашение  иностранными  государствами  своих  долговых  обязательств  с 
одновременным  осуществлением  заимствований  (принятием  на  себя  других  долговых  обязательств)  в  объемах 
погашаемых  долговых  обязательств  с  установлением  иных  условий  обслуживания  долговых  обязательств  и 
сроков их погашения. 

Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена 

с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности. 
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются: 
суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств; 
предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года, за исключением государств 

- участников Содружества Независимых Государств; 

предельный размер долга государств - участников Содружества Независимых Государств; 
предельный  объем  государственных  кредитов,  предоставляемых  Российской  Федерацией  иностранным 

государствам,  их  юридическим  лицам  и  международным  организациям,  за  исключением  государственных 
кредитов, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств; 

предельный  объем  государственных  кредитов,  предоставляемых  Российской  Федерацией  государствам  - 

участникам Содружества Независимых Государств; 

программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, 

их юридическим лицам и международным организациям. 
(п. 3 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

4. Исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 

 

Статья  125.  Программа  предоставления  Российской  Федерацией  государственных  кредитов  иностранным 

государствам, их юридическим лицам и международным организациям 
 

1.  Программа  предоставления  Российской  Федерацией  государственных  кредитов  иностранным 

государствам,  их  юридическим  лицам  и  международным  организациям  (далее  -  программа  предоставления 
Российской Федерацией государственных кредитов) за счет средств федерального бюджета представляет собой 
перечень  кредитов  на  очередной  финансовый  год  с  указанием  цели  предоставления  кредитов,  наименования 
получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году. 

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на очередной  финансовый 

год  утверждается  при  рассмотрении  Государственной  Думой  проекта  федерального  закона  о  федеральном 
бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении в качестве отдельного приложения к этому закону. 
(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

В случае неутверждения программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на 

очередной  финансовый  год  в  указанный  срок  действие  ранее  утвержденной  программы  предоставления 
Российской  Федерации  государственных  кредитов  продлевается  на  очередной  финансовый  год  до  утверждения 
новой Программы. 
(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Договор  о  предоставлении  Российской  Федерацией  государственных  кредитов  на  сумму  более  10  млн. 

долларов  США  может  быть  подписан  российской  стороной  только  в  случае  утверждения  кредита  в  первый 
предполагаемый год в составе программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов. 

Абзац исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 
3.  Если после  включения кредитов в программу предоставления  Российской  Федерацией  государственных 

кредитов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, сумма, не расписанная по 
отдельным  кредитам,  превысит  15  процентов  общего  объема  предоставления  кредитов  на  очередной 
финансовый  год,  указанная  программа  должна  быть  детализирована,  то  есть  в  ней  должны  быть  специально 
предусмотрены  в  порядке  убывания  суммы  кредитов,  величина  которых  ниже  суммы,  эквивалентной  10  млн. 
долларов  США,  до  тех  пор  пока  не  расписанная  по  отдельным  кредитам  сумма  не  станет  ниже  15  процентов 
общего объема предоставления кредитов. 
 

Статья  126.  Внесение  изменений  в  предельный  объем  предоставления  Российской  Федерацией 

государственных кредитов и в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов 
 

1.  Договоры  о  предоставлении  Российской  Федерацией  государственных  кредитов,  выполнение  которых 

требует  увеличения  предельных  объемов  предоставления  государственных  кредитов  Российской  Федерацией, 
утвержденных  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете,  могут  быть  заключены  только  после  внесения 
соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. 

2.  Договоры  о  предоставлении  государственных  кредитов  Российской  Федерацией  подлежат  утверждению 

Федеральным Собранием в форме федерального закона: 

если  предусмотренные  этими  договорами  государственные  кредиты  не  включены  в  программу 

предоставления  Российской  Федерацией  государственных  кредитов  в  соответствии  со  статьей  125  настоящего 

Кодекса  и  (или)  предоставляемые  по  ним  финансовые  средства  превышают  сумму,  эквивалентную  10  млн. 
долларов США, на весь срок кредита; 

если 

исполнение 

таких 

договоров 

требует 

увеличения 

предельного 

объема 

предоставления 

государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете; 

по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 

 

Статья  127.  Реструктуризация  задолженности  и  списание  задолженности  иностранных  государств  перед 

Российской Федерацией 
 

Договоры  о  реструктуризации  задолженности  или  списании  задолженности  иностранных  государств  перед 

Российской  Федерацией  подлежат  ратификации  Государственной  Думой,  за  исключением  случаев 
реструктуризации  задолженности  и  ее  списания  в  рамках  участия  Российской  Федерации  в  международных 
финансовых  организациях  и  финансовых  клубах  на  условиях,  общих  и  единых  для  всех  участников  этих 
организаций и клубов. 
 

Статья  128.  Уступка  прав  требований  по  долговым  обязательствам  иностранных  государств  перед 

Российской Федерацией 
 

Уступка  прав  требований  по  долговым  обязательствам  иностранных  государств  перед  Российской 

Федерацией  может  быть  осуществлена  в  соответствии  со  специальным  федеральным  законом  либо  с 
положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном 
бюджете на очередной финансовый год. 
 

Глава 16. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 

 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 
Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета 
 
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: 
финансовой  помощи  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации,  в  том  числе  дотаций  из  Федерального 

фонда  финансовой  поддержки  субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  со  статьей  131  настоящего 
Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 настоящего Кодекса; 

субвенций  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  из  Федерального  фонда  компенсаций  в 

соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса и иных субвенций; 

финансовой  помощи  бюджетам  отдельных  муниципальных  образований,  предоставляемой  в  случаях  и  в 

порядке, установленных федеральными законами; 

иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; 
бюджетных  кредитов  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  в  соответствии  со  статьей  134 

настоящего Кодекса. 

 
Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 
 
1.  Межбюджетные  трансферты  из  федерального  бюджета  (за  исключением  субвенций  из  Федерального 

фонда  компенсаций)  предоставляются  при  условии  соблюдения  органами  государственной  власти  субъектов 
Российской  Федерации  и  органами  местного  самоуправления  бюджетного  законодательства  Российской 
Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 

2.  Бюджетные  кредиты  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации 

предоставляются 

при 

условии 

отсутствия 

просроченной 

задолженности 

соответствующих 

органов 

государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом. 

Использование  бюджетных  кредитов,  полученных  бюджетами  субъектов  Российской  Федерации  из 

федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается. 

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные 

кредиты  из  федерального  бюджета  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации,  для  которых  в  двух  из  трех 
последних  отчетных  лет  доля  указанных  дотаций  в  общем  объеме  собственных  доходов  превышала  50 
процентов,  в  течение  трех  финансовых  лет  начиная  с  очередного  финансового  года  предоставляются  при 
условии  подписания  и  соблюдения  условий  соглашений  с  Министерством  финансов  Российской  Федерации  о 
мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых 
доходов бюджета субъекта Российской Федерации. 

Порядок  заключения  указанных  соглашений  и  контроля  за  их  исполнением  устанавливается 

Правительством Российской Федерации. 

4.  Федеральными  законами  и  принятыми  в  соответствии  с  ними  нормативными  правовыми  актами 

Правительства  Российской  Федерации  могут  быть  установлены  дополнительные  условия  предоставления 
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам. 

5.  При  несоблюдении  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами 

местного  самоуправления  условий  предоставления  межбюджетных  трансфертов  из  федерального  бюджета, 
определенных  бюджетным  законодательством,  Министерство  финансов  Российской  Федерации  вправе 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..