БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 4

 

 

ассигнований  на  компенсацию  дополнительных  расходов,  возникших  в  результате  решений,  принятых 

органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или  уменьшению бюджетных 
доходов; 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате 

налогов и платежей и других обязательств); 

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; 
инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 
межбюджетных трансфертов; 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

кредитов иностранным государствам; 
средств  на  обслуживание  долговых  обязательств,  в  том  числе  государственных  или  муниципальных 

гарантий. 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Статья 70. Расходы бюджетных учреждений 

 

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: 
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими 

размер заработной платы соответствующих категорий работников; 

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; 
трансферты  населению,  выплачиваемые  в  соответствии  с  федеральными  законами,  законами  субъектов 

Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; 

командировочные  и  иные  компенсационные  выплаты  работникам  в  соответствии  с  законодательством 

Российской Федерации; 

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; 
оплату  товаров,  работ  и  услуг  в  соответствии  с  утвержденными  сметами  без  заключения  государственных 

или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Кодекса. 
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) 

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. 

 

 

КонсультантПлюс: примечание. 
Отношения, связанные с  государственными  и муниципальными контрактами, регулируются Федеральными 

законами от 21.07.2005 N 94-ФЗ и от 13.12.1994 N 60-ФЗ. 

 

Статья 71. Закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями 

 

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) 

 

Бюджетные  учреждения  без  заключения  государственных  или  муниципальных  контрактов  вправе  закупать 

товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации 
предельного  размера  расчетов  наличными  деньгами  в  Российской  Федерации  между  юридическими  лицами  по 
одной  сделке.  При  этом  одноименные  товары,  одноименные  работы,  одноименные  услуги  бюджетные 
учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала 
на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. 
 

Статья  72.  Финансирование  обеспечения  размещения  заказа  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, 

оказание  услуг  для  государственных  или  муниципальных  нужд  и  заключение  государственного  или 
муниципального  контракта  на  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  или  муниципальных  нужд 
на срок более одного года 

 
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) 
 
1.  Финансирование  обеспечения  размещения  заказа  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание 

услуг  для  государственных  или  муниципальных  нужд  может  осуществляться  за  счет  средств,  предусмотренных 
расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов 
на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на 
обеспечение муниципальных нужд. 

2.  Государственный  или  муниципальный  контракт  на  выполнение  работ,  оказание  услуг  для 

государственных  или  муниципальных  нужд  может  быть  заключен  на  срок  более  одного  года,  если  предметом 
такого  контракта  являются  выполнение  работ,  оказание  услуг,  длительность  производственного  цикла 
выполнения,  оказания  которых  составляет  более  одного  года.  Перечень  таких  работ,  услуг  устанавливается 
Правительством Российской Федерации. 
 

Статья 73. Реестры закупок 

 

1. 

Бюджетные 

учреждения, 

органы 

государственной 

власти 

Российской 

Федерации, 

органы 

государственной власти  субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные 
и  муниципальные  заказчики  обязаны  вести  реестры  закупок,  осуществленных  без  заключения  государственных 
или муниципальных контрактов. 
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) 

2.  Реестры  закупок,  осуществленных  без  заключения  государственных  или  муниципальных  контрактов, 

должны содержать следующие сведения: 
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) 

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; 
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; 
цена и дата закупки. 
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ. 

 

Статья 74. Финансирование расходов при выполнении условий 

 

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных 

средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете. 

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, 

министр  финансов  Российской  Федерации,  руководитель  соответствующего  органа  исполнительной  власти 
субъекта  Российской  Федерации  или  органа  местного  самоуправления  на  любом  этапе  исполнения  бюджета 
обязан  осуществить  блокировку  расходов,  связанных  с  выполнением  определенных  условий,  впредь  до 
выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса. 
 

Статья 75. Трансферты населению 

 

Трансферты  населению  -  бюджетные  средства  для  финансирования  обязательных  выплат  населению: 

пенсий,  стипендий,  пособий,  компенсаций,  других  социальных  выплат,  установленных  законодательством 
Российской  Федерации,  законодательством  субъектов  Российской  Федерации,  правовыми  актами  органов 
местного самоуправления. 
 

Статья  76.  Бюджетный  кредит  юридическим  лицам,  не  являющимся  государственными  или 

муниципальными унитарными предприятиями 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или 

муниципальным  унитарным  предприятием,  на  основании  договора,  заключенного  в  соответствии  с  гражданским 
законодательством Российской Федерации с  учетом положений настоящего Кодекса  и  иных нормативных актов, 
только  при  условии  предоставления  заемщиком  обеспечения  исполнения  своего  обязательства  по  возврату 
указанного кредита. 

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. 
3.  Способами  обеспечения  исполнения  обязательств  по  возврату  бюджетного  кредита  могут  быть  только 

банковские  гарантии,  поручительства,  залог  имущества,  в  том  числе  в  виде  акций,  иных  ценных  бумаг,  паев,  в 
размере  не  менее  100  процентов  предоставляемого  кредита.  Обеспечение  исполнения  обязательств  должно 
иметь высокую степень ликвидности. 

4. Оценка  имущества, предоставленного  в  обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в 

соответствии с законодательством Российской Федерации. 

5. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, 

постановлениями  Правительства  Российской  Федерации,  нормативными  актами  субъектов  Российской 
Федерации,  нормативными  актами  муниципальных  образований  государственные  органы,  органы  местного 
самоуправления  представляют  соответственно  Российскую  Федерацию,  субъект  Российской  Федерации, 
муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита. 

6.  Обязательным  условием  предоставления  бюджетного  кредита  является  проведение  предварительной 

проверки  финансового  состояния  получателя  бюджетного  кредита  финансовым  органом  или  по  его  поручению 
уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в 
любое  время  действия  кредита.  Уполномоченные  органы  проводят  также  проверку  целевого  использования 
бюджетного кредита. 

7.  При  утверждении  бюджета  на  очередной  финансовый  год  указываются  цели,  на  которые  может  быть 

предоставлен  бюджетный  кредит,  условия  и  порядок  предоставления  бюджетных  кредитов,  лимиты  их 
предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения 
по субъектам использования бюджетных кредитов. 

8.  При  неспособности  заемщика  обеспечить  исполнение  обязательств  по  бюджетному  кредиту  способами, 

предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется. 

9. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. 
10.  Нарушение  установленного  порядка  предоставления  бюджетных  кредитов  финансовыми  органами,  а 

также  принятие  в  обеспечение  имущества  низкой  ликвидности  являются  нарушением  бюджетного 
законодательства  Российской  Федерации  и  основанием  для  привлечения  к  ответственности  должностных  лиц, 
допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка. 

11.  Возврат  предоставленных  юридическим  лицам  бюджетных  средств,  а  также  плата  за  пользование  ими 

приравниваются к платежам в бюджет. 

12.  Бюджетный  кредит  может  быть  предоставлен  только  тем  юридическим  лицам,  которые  не  имеют 

просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. 
 

Статья 77. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям 

 

1.  Бюджетные  кредиты  (процентные  и  беспроцентные)  предоставляются  государственным  или 

муниципальным  унитарным  предприятиям  на  условиях  и  в  пределах  лимитов,  которые  предусмотрены 
соответствующими бюджетами. 

2.  Получатели  бюджетного  кредита  обязаны  вернуть  бюджетный  кредит  и  уплатить  проценты  за 

пользование им в установленные сроки. 

3.  Получатели  бюджетного  кредита  обязаны  предоставлять  информацию  и  отчет  об  использовании 

бюджетного  кредита  в  органы,  исполняющие  бюджет,  и  контрольные  органы  соответствующих  законодательных 
(представительных) органов. 

4. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных 

бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов. 
 

Статья 78. Субсидии и субвенции 
(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Предоставление  субсидий  и  субвенций,  в  том  числе  на  выделение  грантов  и  оказание  материальной 

поддержки, допускается: 

из  федерального  бюджета  -  в  случаях,  предусмотренных  федеральными  и  региональными  целевыми 

программами и федеральными законами; 

из  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  -  в  случаях,  предусмотренных  федеральными  целевыми 

программами,  федеральными  законами,  региональными  целевыми  программами  и  законами  субъектов 
Российской Федерации; 

из  местных  бюджетов  -  в  случаях,  предусмотренных  федеральными  целевыми  программами, 

федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и 
решениями представительных органов местного самоуправления. 
(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

2.  Возврату  в  соответствующий  бюджет  подлежат  субсидии  и  субвенции  в  случаях  их  нецелевого 

использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях 
их неиспользования в установленные сроки. 
 

Статья 79. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций 

 

1.  Расходы  на  финансирование  бюджетных  инвестиций  предусматриваются  соответствующим  бюджетом 

при  условии  включения  их  в  федеральную  целевую  программу,  региональную  целевую  программу  либо  в 
соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта 
Российской Федерации или органа местного самоуправления. 

2.  Объекты  государственной  собственности  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальной 

собственности  могут  быть  включены  в  федеральную  адресную  инвестиционную  программу,  федеральные 
целевые программы на стадии составления, рассмотрения и  утверждения федерального бюджета на очередной 
финансовый год. 

Порядок  исполнения  расходов  федерального  бюджета,  предусмотренных  на  финансирование  объектов 

государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в 
федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 
статьи 85 настоящего Кодекса. 
(п. 2 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3.  Федеральные  инвестиционные  объекты,  предусматривающие  расходы  в  сумме  более  200  000 

минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и  утверждению в порядке, предусмотренном для 
финансирования федеральных целевых программ. 
 

Статья  80.  Бюджетные  инвестиции  юридическим  лицам,  не  являющимся  государственными  или 

муниципальными унитарными предприятиями 
 

1.  Предоставление  бюджетных  инвестиций  юридическим  лицам,  не  являющимся  государственными  или 

муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной 
собственности  на  эквивалентную  часть  уставных  (складочных)  капиталов  и  имущества  указанных  юридических 
лиц  и  оформляется  участием  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных 
образований  в  уставных  (складочных)  капиталах  таких  юридических  лиц  в  соответствии  с  гражданским 
законодательством  Российской  Федерации.  Оформление  доли  Российской  Федерации,  субъекта  Российской 
Федерации,  муниципального  образования  в  уставном  (складочном)  капитале,  принадлежащей  Российской 
Федерации,  субъекту  Российской  Федерации,  муниципальному  образованию,  осуществляется  в  порядке  и  по 
ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

2.  Бюджетные  инвестиции  юридическим  лицам,  указанным  в  пункте  1  настоящей  статьи,  включаются  в 

проект  бюджета  только  при  наличии  технико-экономического  обоснования  инвестиционного  проекта,  проектно-
сметной  документации,  плана  передачи  земли  и  сооружений,  а  также  при  наличии  проекта  договора  между 
Правительством  Российской  Федерации,  органом  исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации  или 
органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта 
Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. 

3. Проекты договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, оформляются в течение двух месяцев после 

вступления в силу закона о бюджете. 

Отсутствие  оформленных  в  установленном  порядке  договоров  служит  основанием  для  блокировки 

предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном настоящим 
Кодексом. 

4.  Созданные  с  привлечением  бюджетных  средств  объекты  производственного  и  непроизводственного 

назначения  в  эквивалентной  части  уставных  (складочных)  капиталов  и  имущества  передаются  в  управление 
соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом. 
 

Статья 81. Резервные фонды 

 

1.  В  расходной  части  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации 

предусматривается  создание  резервных  фондов  органов  исполнительной  власти  и  резервных  фондов  органов 
местного самоуправления. 

2.  В  расходной  части  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  запрещается 

создание  резервных  фондов  законодательных  (представительных)  органов  и  депутатов  законодательных 
(представительных) органов. 
(п. 2 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

3.  Размер  резервных  фондов  в  федеральном  бюджете  не  может  превышать  3  процента  утвержденных 

расходов федерального бюджета. 

Размер  резервных  фондов  в  бюджетах  субъектов  Российской  Федерации  устанавливается  органами 

законодательной  (представительной)  власти  субъектов  Российской  Федерации  при  утверждении  бюджетов 
субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. 

4. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на 

проведение  аварийно-восстановительных  работ  по  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  и  других 
чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. 

5.  Порядок  расходования  средств  резервных  фондов  устанавливается  нормативными  правовыми  актами 

Правительства  Российской  Федерации,  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  или 
органов местного самоуправления. 

6.  Орган  исполнительной  власти,  орган  местного  самоуправления  ежеквартально  информируют  орган 

законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании 
средств резервного фонда. 
 

Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации 

 

1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда 

Президента  Российской  Федерации  в  размере  не  более  1  процента  утвержденных  расходов  федерального 
бюджета. 

2.  Средства  резервного  фонда  Президента  Российской  Федерации  расходуются  на  финансирование 

непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента Российской 
Федерации. 

3.  Расходование  средств  резервного  фонда  Президента  Российской  Федерации  осуществляется  на 

основании письменного распоряжения Президента Российской Федерации. 

4.  Расходование  средств  резервного  фонда  Президента  Российской  Федерации  на  проведение  выборов, 

референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается. 
 

Статья 83. Финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  Если  принимается  федеральный  закон  либо  другой  правовой  акт,  предусматривающий  увеличение 

финансирования по существующим видам  расходов или  введение новых видов  расходов бюджетов,  которые  до 
принятия  законодательного  акта  не  финансировались  ни  одним  бюджетом,  указанный  правовой  акт  должен 
содержать нормы, определяющие источники  и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том 
числе  в  случае  необходимости  передачу  финансовых  ресурсов  на  новые  виды  расходов  в  бюджеты  других 
уровней. 

2. При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение 

дефицитов бюджетов. 

3. Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов 

расходов  бюджетов  может  осуществляться  только  с  начала  очередного  финансового  года  при  условии  их 
включения  в  закон  (решение)  о  бюджете  либо  в  текущем  году  после  внесения  соответствующих  изменений  в 

закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений  в бюджет  и 
(или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. 

 

О применении пункта 4 статьи 83 см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 308-О. 

 

4. В законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень 

законодательных  актов  (статей,  отдельных  пунктов  статей,  подпунктов,  абзацев),  действие  которых  отменяется 
или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства 
на их реализацию. 

В случае, если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично 

(не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в 
законе  (решении)  о  бюджете  указывается,  в  какой  части  не  предусмотрено  финансирование  законодательного 
(нормативного) акта. 

 

О применении пункта 5 статьи 83 см. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О. 

 

5. В случае, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не 

предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете. 

6.  Если  в  процессе  исполнения  бюджета  происходит  увеличение  объема  поступлений  доходов  бюджета 

сверх сумм,  установленных законом (решением) о бюджете на соответствующий  год,  дополнительные доходы  в 
первоочередном  порядке  направляются  на  финансирование  расходов,  предусмотренных  законодательными  и 
нормативными  актами,  не  обеспеченными  или  обеспеченными  частично  (не  в  полной  мере)  источниками 
финансирования  в  бюджете  на  соответствующий  год,  если  бюджетным  законодательством  не  предусмотрено 
иное. 
 

Глава 11. РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 

 
Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: 
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и 

Правительства  Российской  Федерации  при  осуществлении  федеральными  органами  государственной  власти 
полномочий  по  предметам  ведения  Российской  Федерации  и  (или)  полномочий  по  предметам  совместного 
ведения,  не  отнесенным  Федеральным  законом  "Об  общих  принципах  организации  законодательных 
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"  к 
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 

заключения  Российской  Федерацией  или  от  имени  Российской  Федерации  договоров  (соглашений)  при 

осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской 
Федерации  и  (или)  полномочий  по  предметам  совместного  ведения,  не  отнесенным  Федеральным  законом  "Об 
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной 
власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации; 

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и 

Правительства  Российской  Федерации,  предусматривающих  предоставление  из  федерального  бюджета 
межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: 

субвенций  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  на  исполнение  расходных  обязательств  субъектов 

Российской  Федерации  в  связи  с  осуществлением  органами  государственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации 
законодательных  (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета; 

субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи 

с  наделением  органов  местного  самоуправления  отдельными  государственными  полномочиями  Российской 
Федерации. 

2.  Расходные  обязательства  Российской  Федерации  исполняются  за  счет  собственных  доходов  и 

источников покрытия дефицита федерального бюджета. 

В  случаях,  установленных  федеральными  законами,  расходные  обязательства  Российской  Федерации 

исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов. 

3.  Расходные  обязательства  Российской  Федерации  по  предоставлению  субвенций,  предусмотренных 

абзацами пятым и шестым пункта 1 настоящей статьи, исполняются путем предоставления бюджетам субъектов 
Российской  Федерации  и  (или)  местным  бюджетам  субвенций  из  Федерального  фонда  компенсаций  в  порядке, 
установленном статьей 133 настоящего Кодекса. 

Федеральные  законы  и  (или)  нормативные  правовые  акты  Президента  Российской  Федерации  и 

Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда 
компенсаций,  должны  содержать  порядок  расчета  нормативов  для  определения  общего  объема  субвенций  на 
исполнение  соответствующих  расходных  обязательств  субъектов  Российской  Федерации  (муниципальных 
образований)  и  ежегодно  вводиться  в  действие  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  очередной 

финансовый  год  при  условии  утверждения  данным  законом  соответствующих  субвенций  бюджетам  субъектов 
Российской Федерации (местным бюджетам). 

 
Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 

 

Пункт  1  статьи  85  в  2006  году  применяется  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). 

 

1. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: 
принятия  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов  субъекта  Российской  Федерации,  а  также 

заключения  субъектом  Российской  Федерации  или  от  имени  субъекта  Российской  Федерации  договоров 
(соглашений)  при  осуществлении  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации 
полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; 

принятия  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов  субъекта  Российской  Федерации,  а  также 

заключения  субъектом  Российской  Федерации  или  от  имени  субъекта  Российской  Федерации  договоров 
(соглашений)  при  осуществлении  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации 
полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об 
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной 
власти субъектов Российской Федерации"; 

принятия 

законов 

и 

иных 

нормативных 

правовых 

актов 

субъекта 

Российской 

Федерации, 

предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в 
формах  и  порядке,  предусмотренных  настоящим  Кодексом,  в  том  числе  субвенций  местным  бюджетам  на 
исполнение  расходных  обязательств  муниципальных  образований  в  связи  с  наделением  органов  местного 
самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации; 

принятия  нормативных  правовых  актов  субъекта  Российской  Федерации  при  осуществлении  органами 

государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  полномочий,  которые  в  соответствии  с  Федеральным 
законом  "Об  общих  принципах  организации  законодательных  (представительных)  и  исполнительных  органов 
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации"  подлежат  финансовому  обеспечению  за  счет 
субвенций из федерального бюджета. 

 

Пункт  2  статьи  85  в  2006  году  применяется  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). 

 

2.  Расходные  обязательства  субъекта  Российской  Федерации,  указанные  в  абзацах  втором  -  четвертом 

пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации 
самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта 
Российской Федерации. 

В  случаях,  установленных  федеральными  законами,  регулирующими  деятельность  территориальных 

государственных  внебюджетных  фондов,  и  (или)  принимаемыми  в  соответствии  с  ними  законами  субъектов 
Российской  Федерации,  расходные  обязательства  субъекта  Российской  Федерации  могут  исполняться  за  счет 
средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. 

 

Пункт  3  статьи  85  в  2006  году  применяется  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). 

 

3.  Расходные  обязательства  субъекта  Российской  Федерации  по  предоставлению  субвенций  местным 

бюджетам  на  исполнение  расходных  обязательств  муниципальных  образований  в  связи  с  наделением  органов 
местного  самоуправления  отдельными  государственными  полномочиями  субъектов  Российской  Федерации 
исполняются  путем  предоставления  местным  бюджетам  субвенций  из  регионального  фонда  компенсаций  в 
порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. 

Законы  субъекта  Российской  Федерации,  предусматривающие  предоставление  местным  бюджетам 

субвенций  из  регионального  фонда  компенсаций,  должны  содержать  порядок  расчета  нормативов  для 
определения  общего 

объема  субвенций  на  исполнение  соответствующих  расходных  обязательств 

муниципальных  образований  и  ежегодно  вводиться  в  действие  законом  субъекта  Российской  Федерации  о 
бюджете  субъекта  Российской  Федерации  на  очередной  финансовый  год  при  условии  утверждения  данным 
законом соответствующих субвенций местным бюджетам. 

 

Пункт  4  статьи  85  в  2006  году  применяется  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). 

 

4.  Расходные  обязательства  субъекта  Российской  Федерации,  указанные  в  абзаце  пятом  пункта  1 

настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта 
Российской  Федерации  в  соответствии  с  федеральными  законами  и  (или)  нормативными  правовыми  актами 
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет субвенций из 
Федерального  фонда  компенсаций,  предоставляемых  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке, 
предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса. 

5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и 

условия  оплаты  труда  государственных  гражданских  служащих  субъекта  Российской  Федерации  и  работников 
государственных учреждений субъекта Российской Федерации. 

 

Абзац  второй  пункта  5  статьи  85  в  редакции  Федерального  закона  от  20.08.2004  N  120-ФЗ  в  отношении 

краев,  областей  и  автономных  округов,  решение  об  объединении  которых  в  новый  субъект  Российской 
Федерации принято референдумом, состоявшимся до 1 января 2005 года, вступает в силу с 1 января 2009 года. 

 

В  субъекте  Российской  Федерации,  которому  в  соответствии  со  статьей  131  настоящего  Кодекса 

предоставляются  дотации  из  Федерального  фонда  финансовой  поддержки  субъектов  Российской  Федерации, 
размеры  оплаты  труда  государственных  гражданских  служащих  субъекта  Российской  Федерации  и  работников 
государственных  учреждений  субъекта  Российской  Федерации  не  могут  превышать  размеры  оплаты  труда, 
установленные  для  соответствующих  категорий  федеральных  государственных  служащих  и  работников 
федеральных государственных учреждений. 

6.  Органы  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  не  вправе  устанавливать  и  исполнять 

расходные  обязательства,  связанные  с  решением  вопросов,  отнесенных  к  компетенции  федеральных  органов 
государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 

Органы  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  вправе  устанавливать  и  исполнять 

расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов 
государственной  власти,  органов  местного  самоуправления  и  не  исключенных  из  компетенции  органов 
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  федеральными  законами,  законами  субъекта 
Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации 
(за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета). 

 
Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования 

 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: 
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, 

а  также  заключения  муниципальным  образованием  или  от  имени  муниципального  образования  договоров 
(соглашений) по данным вопросам; 

принятия  нормативных  правовых  актов  органов  местного  самоуправления  при  осуществлении  органами 

местного самоуправления отдельных государственных полномочий. 

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей 

статьи,  устанавливаются  органами  местного  самоуправления  самостоятельно  и  исполняются  за  счет 
собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. 

3. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных 

правовых  актов  органов  местного  самоуправления  при  осуществлении  указанными  органами  отдельных 
государственных  полномочий  в  соответствии  с  федеральными  законами  (законами  субъекта  Российской 
Федерации),  исполняются  за  счет  субвенций  из  регионального  фонда  компенсаций,  предоставляемых  местным 
бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. 

4.  Органы  местного  самоуправления  самостоятельно  определяют  размеры  и  условия  оплаты  труда 

депутатов,  выборных  должностных  лиц  местного  самоуправления,  осуществляющих  свои  полномочия  на 
постоянной  основе,  муниципальных  служащих,  работников  муниципальных  унитарных  предприятий  и 
учреждений. 

В  муниципальном  образовании,  которому  предоставляются  дотации  из  бюджета  субъекта  Российской 

Федерации  в  соответствии  с  пунктом  3  статьи  138  или  дотации  из  бюджета  муниципального  района  в 
соответствии  с  пунктом  4  статьи  142.1  настоящего  Кодекса,  размер  оплаты  труда  депутатов,  выборных 
должностных  лиц  местного  самоуправления,  осуществляющих  свои  полномочия  на  постоянной  основе, 
муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не 
выше предельных значений, установленных законом субъекта Российской Федерации. 

5.  Органы  местного  самоуправления  не  вправе  устанавливать  и  исполнять  расходные  обязательства, 

связанные  с  решением  вопросов,  отнесенных  к  компетенции  федеральных  органов  государственной  власти, 
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  за  исключением  случаев,  установленных 
соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные 

с  решением  вопросов,  не  отнесенных  к  компетенции  органов  местного  самоуправления  других  муниципальных 
образований,  органов  государственной  власти,  и не исключенные  из их компетенции федеральными законами и 
законами  субъектов  Российской  Федерации,  только  при  наличии  собственных  финансовых  средств  (за 
исключением  субсидий,  субвенций  и  дотаций,  предоставляемых  из  федерального  бюджета  и  бюджета  субъекта 
Российской Федерации). 
 

Статья 87. Реестры расходных обязательств 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 

 

Пункты  1  и  2  статьи  87  в  2006  году  применяются  раздельно  по  каждому  из  объединившихся  субъектов 

Российской Федерации (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). 

 

1.  Органы  государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления  обязаны  вести  реестры  расходных 

обязательств. 

2.  Под  реестром  расходных  обязательств  понимается  свод  (перечень)  нормативных  правовых  актов  и 

заключенных  органами  государственной  власти  (органами  местного  самоуправления)  договоров  и  соглашений 
(отдельных  статей,  пунктов,  подпунктов,  абзацев  нормативных  правовых  актов,  договоров  и  соглашений), 
предусматривающих  возникновение  расходных  обязательств,  подлежащих  исполнению  за  счет  средств 
соответствующих бюджетов. 

3.  Реестр  расходных  обязательств  Российской  Федерации  ведется  в  порядке,  установленном 

Правительством Российской Федерации. 

4.  Реестр  расходных  обязательств  субъекта  Российской  Федерации  ведется  в  порядке,  установленном 

исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Реестр  расходных  обязательств  субъекта  Российской  Федерации,  а  также  свод  реестров  расходных 

обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются 
в  Министерство  финансов  Российской  Федерации  в  порядке,  установленном  Министерством  финансов 
Российской Федерации. 

5.  Реестр  расходных  обязательств  муниципального  образования  ведется  в  порядке,  установленном 

местной администрацией. 

Реестр  расходных  обязательств  муниципального  образования  представляется  органом  местного 

самоуправления  в  исполнительный  орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в  порядке, 
установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 
 

Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ 

 

Глава 12. ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА И ПОРЯДОК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 

 

Исключена. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 

 

Глава 13. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ПОКРЫТИЯ 

 

Статья 89. Государственные заимствования Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Государственные заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и 

юридических  лиц,  иностранных  государств,  международных  финансовых  организаций,  по  которым  возникают 
долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими 
заемщиками. 

Государственные  внешние  заимствования  Российской  Федерации  -  займы  и  кредиты,  привлекаемые  от 

физических  и  юридических  лиц,  иностранных  государств,  международных  финансовых  организаций,  по  которым 
возникают  долговые  обязательства  Российской  Федерации  как  заемщика  или  гаранта  погашения  займов 
(кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. 

Государственные  внутренние  заимствования  Российской  Федерации  -  займы  и  кредиты,  привлекаемые  от 

физических  и  юридических  лиц,  иностранных  государств,  международных  финансовых  организаций,  по  которым 
возникают  долговые  обязательства  Российской  Федерации  как  заемщика  или  гаранта  погашения  займов 
(кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации. 
 

Статья  90.  Государственные  заимствования  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальные 

заимствования 
 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования - займы 

и  кредиты,  привлекаемые  от  физических  и  юридических  лиц,  по  которым  возникают  долговые  обязательства 
соответственно  субъекта  Российской  Федерации  или  муниципального  образования  как  заемщика  или  гаранта 
погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств. 
 

Статья 91. Исключена. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 

 

Статья 92. Дефицит бюджета 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

1.  В  случае  принятия  бюджета  на  очередной  финансовый  год  с  дефицитом  соответствующим  законом 

(решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. 

В  случае  принятия  бюджета  на  очередной  финансовый  год  без  дефицита  соответствующим  законом 

(решением)  о  бюджете  может  быть  предусмотрено  привлечение  средств  из  источников  финансирования 
дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. 

2.  Текущие  расходы  бюджета  субъекта  Российской  Федерации,  местного  бюджета,  утвержденные 

соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного 
органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..