БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 2

 

 

обеспечивающей  сопоставимость  показателей  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской 
Федерации. 
 

Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации 

 

Бюджетная классификация Российской Федерации включает: 
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; 
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; 
экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; 
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; 
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 
классификацию  видов  государственных  внутренних  долгов  Российской  Федерации,  субъектов  Российской 

Федерации, муниципальных образований; 

классификацию  видов  государственного  внешнего  долга  Российской  Федерации  и  государственных 

внешних активов Российской Федерации; 

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

 

Статья 20. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации 

 

Классификация  доходов  бюджетов  Российской  Федерации  является  группировкой  доходов  бюджетов  всех 

уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  и  основывается  на  законодательных  актах  Российской 
Федерации,  определяющих  источники  формирования  доходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы 
Российской Федерации. 

Классификация  доходов  бюджетов  Российской  Федерации  включает  в  себя  код  администратора 

поступлений  в  бюджет,  группы,  подгруппы,  статьи,  подстатьи,  элементы,  программы  (подпрограммы)  и  коды 
экономической классификации доходов. 
(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) 

Экономическая  классификация  доходов  является  группировкой  операций  сектора  государственного 

управления по их экономическому содержанию. 
(часть третья введена Федеральным законом от 23.12.2004 N 174-ФЗ) 

Администраторами  поступлений  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации 

являются 

органы 

государственной 

власти, 

органы 

местного 

самоуправления, 

органы 

управления 

государственных  внебюджетных  фондов,  Центральный  банк  Российской  Федерации,  а  также  бюджетные 
учреждения, 

созданные 

органами 

государственной 

власти 

и 

органами 

местного 

самоуправления, 

осуществляющими  в  установленном  порядке  контроль  за  правильностью  исчисления,  полнотой  и 
своевременностью  уплаты,  начисление,  учет,  взыскание  и  принятие  решений  о  возврате  (зачете)  излишне 
уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. 
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ) 
 

Статья 21. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации 

 

Функциональная  классификация  расходов  бюджетов  Российской  Федерации  является  группировкой 

расходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  и  отражает  направление 
бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том 
числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, 
и  муниципальных  правовых  актов,  принятых  органами  местного  самоуправления,  на  финансирование 
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти. 
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) 

Первым  уровнем  функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации  являются 

разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. 

Вторым  уровнем  функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации  являются 

подразделы,  конкретизирующие  направление  бюджетных  средств  на  выполнение  функций  государства  в 
пределах разделов. 

Классификация 

целевых 

статей 

расходов 

федерального 

бюджета 

образует 

третий 

уровень 

функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации  и  отражает  финансирование 
расходов  федерального  бюджета  по  конкретным  направлениям  деятельности  главных  распорядителей  средств 
федерального  бюджета  в  пределах  подразделов  функциональной  классификации  расходов  бюджетов 
Российской Федерации. 

Классификация  видов  расходов  бюджета  образует  четвертый  уровень  функциональной  классификации 

расходов бюджетов  Российской  Федерации и детализирует направления  финансирования  расходов  бюджета по 
целевым статьям. 
 

Статья 22. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации 

 

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов 

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. 
 

Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации 

 
(в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) 
 
Классификация  источников  финансирования  дефицитов  бюджетов  Российской  Федерации  является 

группировкой  заемных  средств,  привлекаемых  Российской  Федерацией,  субъектами  Российской  Федерации  и 
муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. 

Классификация  источников  внутреннего  финансирования  дефицитов  бюджетов  Российской  Федерации 

включает  в  себя  группы,  подгруппы,  статьи,  подстатьи,  элементы,  программы  (подпрограммы)  и  коды 
экономической 

классификации 

источников 

внутреннего 

финансирования 

дефицитов 

бюджетов, 

код 

администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. 

Администраторами  источников  внутреннего  финансирования  дефицитов  бюджетов  являются  органы 

государственной  власти,  органы  местного  самоуправления,  органы  управления  государственных  внебюджетных 
фондов,  а  также  бюджетные  учреждения,  созданные  органами  государственной  власти  и  органами  местного 
самоуправления,  имеющие  право  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  осуществлять 
государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для 
привлечения  кредитов  (за  исключением  бюджетных  учреждений),  предоставлять  государственные  и 
муниципальные  гарантии,  осуществлять  операции  с  активами,  находящимися  в  государственной  и 
муниципальной собственности. 

Классификация  источников  внешнего  финансирования  дефицитов  федерального  бюджета  и  бюджетов 

субъектов  Российской  Федерации  включает  в  себя  группы,  подгруппы,  статьи,  подстатьи,  элементы,  программы 
(подпрограммы)  и  коды  экономической  классификации  источников  внешнего  финансирования  дефицитов 
бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов. 

Администраторами  источников  внешнего  финансирования  дефицитов  бюджетов  являются  органы 

государственной  власти,  имеющие  право  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации 
осуществлять  государственные  внешние  заимствования,  заключать  кредитные  соглашения  и  договоры, 
указанные  в  иностранной  валюте,  для  привлечения  кредитов,  предоставлять  государственные  гарантии  в 
иностранной валюте. 

Экономическая  классификация  источников  финансирования  дефицитов  бюджетов  является  группировкой 

операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию. 
 

Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления 

 

(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 

 

 

Часть  1  статьи  23.1  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

1.  Код  классификации  операций  сектора  государственного  управления  состоит  из  кода  группы,  статьи  и 

подстатьи операций сектора государственного управления. 

 

Часть  2  статьи  23.1  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

2.  Едиными  для  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации  группами  и  статьями  операций 

сектора государственного управления являются: 

1) доходы: 
налоговые доходы; 
доходы от собственности; 
доходы от оказания платных услуг; 
суммы принудительного изъятия; 
безвозмездные поступления от бюджетов; 
взносы на социальные нужды; 
доходы от операций с активами; 
прочие доходы; 
2) расходы: 
оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; 
оплата работ, услуг; 
обслуживание государственного (муниципального) долга; 
безвозмездные перечисления организациям; 
безвозмездные перечисления бюджетам; 
социальное обеспечение; 
расходы по операциям с активами; 
прочие расходы; 
3) поступление нефинансовых активов: 
увеличение стоимости основных средств; 
увеличение стоимости нематериальных активов; 
увеличение стоимости непроизведенных активов; 
увеличение стоимости материальных запасов; 
4) выбытие нефинансовых активов: 
уменьшение стоимости основных средств; 

уменьшение стоимости нематериальных активов; 
уменьшение стоимости непроизведенных активов; 
уменьшение стоимости материальных запасов; 
5) поступление финансовых активов: 
поступление на счета бюджетов; 
увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; 
увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале; 
увеличение задолженности по бюджетным кредитам; 
увеличение стоимости иных финансовых активов; 
увеличение прочей дебиторской задолженности; 
6) выбытие финансовых активов: 
выбытие со счетов бюджетов; 
уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; 
уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале; 
уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам; 
уменьшение стоимости иных финансовых активов; 
уменьшение прочей дебиторской задолженности; 
7) увеличение обязательств: 
увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; 
увеличение задолженности по внешнему государственному долгу; 
увеличение прочей кредиторской задолженности; 
8) уменьшение обязательств: 
уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; 
уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу; 
уменьшение прочей кредиторской задолженности. 

 

Часть  3  статьи  23.1  вступает  в  силу  с  1  января  2008  года  (часть  первая  статьи  5  Федерального  закона  от 

26.04.2007 N 63-ФЗ). 

 

3. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень подстатей операций сектора 

государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. 

4.  Порядок  применения  классификации  операций  сектора  государственного  управления  устанавливается 

Министерством финансов Российской Федерации. 
 

Статья 24. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета 

 

Ведомственная  классификация  расходов  федерального  бюджета  является  группировкой  расходов, 

отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. 

Ведомственная  структура  расходов  федерального  бюджета,  устанавливающая  расходы  федерального 

бюджета  по  главным  распорядителям  средств  федерального  бюджета,  разделам,  подразделам,  целевым 
статьям  и  видам  расходов  функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации, 
утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 
(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) 

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 158-ФЗ. 

 

Статья  25.  Ведомственная  классификация  расходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и 

ведомственная классификация расходов местных бюджетов 

 
(в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) 
 
1.  Ведомственная  классификация  расходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  является 

группировкой  расходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  отражает  распределение  бюджетных 
ассигнований  по  главным  распорядителям  средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  разделам, 
подразделам,  целевым  статьям  и  видам  расходов  функциональной  классификации  расходов  бюджетов 
Российской Федерации. 

2.  Ведомственная  классификация  расходов  местных  бюджетов  является  группировкой  расходов  местных 

бюджетов  и  отражает  распределение  бюджетных  ассигнований  по  главным  распорядителям  средств  местных 
бюджетов,  разделам,  подразделам,  целевым  статьям  и  видам  расходов  функциональной  классификации 
расходов бюджетов Российской Федерации. 

3.  Ведомственная  структура  расходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов, 

устанавливающая  расходы  соответствующих  бюджетов  по  главным  распорядителям  средств,  разделам, 
подразделам,  целевым  статьям  и  видам  расходов  функциональной  классификации  расходов  бюджетов 
Российской  Федерации,  утверждается  законами  (решениями)  о  соответствующем  бюджете  на  очередной 
финансовый год. 

 
Статья 26. Единство бюджетной классификации Российской Федерации 

 

1. Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской 

Федерации,  функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации,  экономической 

классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации,  классификации  источников  финансирования 
дефицитов  бюджетов  Российской  Федерации  является  единой  для  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы 
Российской Федерации и утверждается федеральным законом. 

2. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава 

и  структуры  бюджетной  классификации  Российской  Федерации,  не  должны  содержать  положений,  ее 
изменяющих. 
 

Статья  27.  Права  законодательных  (представительных)  органов  субъектов  Российской  Федерации  и 

органов  местного  самоуправления  в  области  детализации  объектов  бюджетной  классификации  Российской 
Федерации 
 

Законодательные  (представительные)  органы  субъектов  Российской  Федерации  и  органы  местного 

самоуправления  могут  производить  дальнейшую  детализацию  объектов  бюджетной  классификации  Российской 
Федерации  в  части  целевых  статей  и  видов  расходов,  не  нарушая  общих  принципов  построения  и  единства 
бюджетной классификации Российской Федерации. 
 

Глава 5. ПРИНЦИПЫ 

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации 

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: 
единства бюджетной системы Российской Федерации; 
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; 
самостоятельности бюджетов; 
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
сбалансированности бюджета; 
эффективности и экономности использования бюджетных средств; 
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 
гласности; 
достоверности бюджета; 
адресности и целевого характера бюджетных средств. 

 

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
Принцип  единства  бюджетной  системы  Российской  Федерации  означает  единство  бюджетного 

законодательства  Российской  Федерации,  принципов  организации  и  функционирования  бюджетной  системы 
Российской  Федерации,  форм  бюджетной  документации  и  отчетности,  бюджетной  классификации  бюджетной 
системы  Российской  Федерации,  санкций  за  нарушение  бюджетного  законодательства  Российской  Федерации, 
единый  порядок  установления  и  исполнения  расходных  обязательств,  формирования  доходов  и  осуществления 
расходов  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  ведения  бюджетного  учета  и  отчетности 
бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации  и  бюджетных  учреждений,  единство  порядка  исполнения 
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 
(в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ) 
 

Статья 30. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
Принцип  разграничения  доходов  и  расходов  между  бюджетами  разных  уровней  означает  закрепление  в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  доходов  и  расходов  за  бюджетами  бюджетной 
системы  Российской  Федерации,  а  также  определение  полномочий  органов  государственной  власти  (органов 
местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 
 

Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
Принцип самостоятельности бюджетов означает: 
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно 

обеспечивать  сбалансированность  соответствующих  бюджетов  и  эффективность  использования  бюджетных 
средств; 

право  и  обязанность  органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  на 

соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный 
процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с 

законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  налоги  и  сборы,  подлежащие  зачислению  в 
бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации; 

право  органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  в  соответствии  с  настоящим 

Кодексом  самостоятельно  определять  формы  и  направления  расходования  средств  бюджетов  (за  исключением 
расходов,  финансовое  обеспечение  которых  осуществляется  за  счет  субсидий  и  субвенций  из  бюджетов  других 
уровней); 

недопустимость  установления  расходных  обязательств,  подлежащих  исполнению  одновременно  за  счет 

средств  бюджетов  двух  и  более  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  или  за  счет  средств 
консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться 
исполнение соответствующих расходных обязательств; 

недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и 

органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней; 

недопустимость  введения  в  действие  в  течение  финансового  года  органами  государственной  власти  и 

органами  местного  самоуправления  решений  и  изменений  бюджетного  законодательства  и  (или) 
законодательства  о  налогах  и  сборах,  приводящих  к  увеличению  расходов  и  (или)  снижению  доходов  бюджетов 
других  уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих 
компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; 

недопустимость  изъятия  в  течение  финансового  года  дополнительных  доходов,  экономии  по  расходам 

бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. 

 
Статья  31.1.  Принцип  равенства  бюджетных  прав  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных 

образований 

 
(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
Принцип  равенства  бюджетных  прав  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных  образований 

означает  определение  бюджетных  полномочий  органов  государственной  власти  субъектов  Российской 
Федерации  и  органов  местного  самоуправления,  установление  и  исполнение  расходных  обязательств, 
формирование  налоговых  и  неналоговых  доходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных 
бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с 
едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом. 

Договоры  и  соглашения  между  федеральными  органами  государственной  власти  и  органами 

государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами  государственной  власти  и  органами 
местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными. 
 

Статья  32.  Принцип  полноты  отражения  доходов  и  расходов  бюджетов,  бюджетов  государственных 

внебюджетных фондов 
 

Принцип  полноты  отражения  доходов  и  расходов  бюджетов,  бюджетов  государственных  внебюджетных 

фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы  бюджетов,  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  и 
иные  обязательные  поступления,  определенные  налоговым  и  бюджетным  законодательством  Российской 
Федерации,  законами  о  государственных  внебюджетных  фондах,  подлежат  отражению  в  бюджетах,  бюджетах 
государственных  внебюджетных  фондов  в  обязательном  порядке  и  в  полном  объеме.  Все  государственные  и 
муниципальные  расходы  подлежат  финансированию  за  счет  бюджетных  средств,  средств  государственных 
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. 

Налоговые  кредиты,  отсрочки  и  рассрочки  по  уплате  налогов  и  иных  обязательных  платежей  полностью 

учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам 
бюджетов,  бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов,  за  исключением  отсрочек  и  рассрочек  по  уплате 
налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. 
 

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета 

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен 

соответствовать  суммарному  объему  доходов  бюджета  и  поступлений  из  источников  финансирования  его 
дефицита. 

При  составлении,  утверждении  и  исполнении  бюджета  уполномоченные  органы  должны  исходить  из 

необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 
 

Статья 34. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств 

 

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и 

исполнении  бюджетов  уполномоченные  органы  и  получатели  бюджетных  средств  должны  исходить  из 
необходимости  достижения  заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств  или 
достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 

 

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов 

 

(в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться 

общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 

Доходы  бюджета  и  поступления  из  источников  финансирования  его  дефицита  не  могут  быть  увязаны  с 

определенными  расходами  бюджета,  за  исключением  доходов  целевых  бюджетных  фондов,  средств  целевых 
иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы 
Российской Федерации. 
 

Статья 36. Принцип гласности 

 

Принцип гласности означает: 
обязательное  опубликование  в  открытой  печати  утвержденных  бюджетов  и  отчетов  об  их  исполнении, 

полноту  представления  информации  о  ходе  исполнения  бюджетов,  а  также  доступность  иных  сведений  по 
решению 

законодательных 

(представительных) 

органов 

государственной 

власти, 

органов 

местного 

самоуправления; 

обязательную  открытость  для  общества  и  средств  массовой  информации  процедур  рассмотрения  и 

принятия  решений  по  проектам  бюджетов,  в  том  числе  по  вопросам,  вызывающим  разногласия  либо  внутри 
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти,  либо  между  законодательным 
(представительным) и исполнительным органами государственной власти. 

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 

 

Статья 37. Принцип достоверности бюджета 

 

Принцип  достоверности  бюджета  означает  надежность  показателей  прогноза  социально-экономического 

развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 
 

Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств 

 

Принцип  адресности  и  целевого  характера  бюджетных  средств  означает,  что  бюджетные  средства 

выделяются  в  распоряжение  конкретных  получателей  бюджетных  средств  с  обозначением  направления  их  на 
финансирование конкретных целей. 

Любые  действия,  приводящие  к  нарушению  адресности  предусмотренных  бюджетом  средств  либо  к 

направлению  их  на  цели,  не  обозначенные  в  бюджете  при  выделении  конкретных  сумм  средств,  являются 
нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. 
 

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ 

 

Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ 

 

Статья 39. Формирование доходов бюджетов 

 

1.  Доходы  бюджетов  формируются  в  соответствии  с  бюджетным  и  налоговым  законодательством 

Российской Федерации. 

2.  В  доходах  бюджетов  могут  быть  частично  централизованы  доходы,  зачисляемые  в  бюджеты  других 

уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  для  целевого  финансирования  централизованных 
мероприятий, а также безвозмездные перечисления. 

3. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. 

 

Статья 40. Зачисление доходов в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда 

 

1.  Налоговые  доходы  считаются  уплаченными  доходами  соответствующего  бюджета,  бюджета 

государственного  внебюджетного  фонда  с  момента,  определяемого  налоговым  законодательством  Российской 
Федерации. 

Неналоговые  доходы  и  иные  поступления  считаются  уплаченными  в  бюджет,  бюджет  государственного 

внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. 

2.  Денежные  средства  считаются  зачисленными  в  доход  соответствующего  бюджета,  бюджета 

государственного  внебюджетного  фонда  с  момента  совершения  Банком  России  или  кредитной  организацией 
операции  по  зачислению  (учету)  денежных  средств  на  счет  органа,  исполняющего  бюджет,  бюджет 
государственного внебюджетного фонда. 
 

Статья 41. Виды доходов бюджетов 

 

1.  Доходы  бюджетов  образуются  за  счет  налоговых  и  неналоговых  видов  доходов,  а  также  за  счет 

безвозмездных и безвозвратных перечислений. 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

Абзац исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ. 
2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации 

федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. 

3.  Размер  предоставленных  налоговых  кредитов,  отсрочек  и  рассрочек  по  уплате  налогов  и  иных 

обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. 

4. К неналоговым доходам относятся: 
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, 

после  уплаты  налогов  и  сборов,  предусмотренных  законодательством  о  налогах  и  сборах,  за  исключением 
доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; 
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

доходы  от  платных  услуг,  оказываемых  бюджетными  учреждениями,  находящимися  в  ведении 

соответственно  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 
Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления,  после  уплаты  налогов  и  сборов,  предусмотренных 
законодательством о налогах и сборах; 
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

средства,  полученные  в  результате  применения  мер  гражданско-правовой,  административной  и  уголовной 

ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение 
вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и 
иные суммы принудительного изъятия; 

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ; 
средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе 

при  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  соответственно  для 
федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, 
внесшему такие средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на 
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ) 

иные неналоговые доходы. 

(п. 4 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 

5. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: 
финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; 
субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; 
субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; 
иных  безвозмездных  и  безвозвратных  перечислений  между  бюджетами  бюджетной  системы  Российской 

Федерации; 

безвозмездных  и  безвозвратных  перечислений  из  бюджетов  государственных  и  (или)  территориальных 

государственных внебюджетных фондов; 

безвозмездных  и  безвозвратных  перечислений  от  физических  лиц  и  юридических  лиц,  международных 

организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. 
(п. 5 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 

Статья  42.  Доходы  от  использования  имущества,  находящегося  в  государственной  или  муниципальной 

собственности 
 

1. В доходах бюджетов учитываются: 
средства,  получаемые  в  виде  арендной  либо  иной  платы  за  сдачу  во  временное  владение  и  пользование 

или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, 
за  исключением  средств,  получаемых  в  виде  арендной  либо  иной  платы  за  сдачу  во  временное  владение  и 
пользование  или  во  временное  пользование  имущества,  находящегося  в  оперативном  управлении  автономных 
учреждений; 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

средства,  получаемые  в  виде  процентов  по  остаткам  бюджетных  средств  на  счетах  в  кредитных 

организациях; 

средства,  получаемые  от  передачи  имущества,  находящегося  в  государственной  или  муниципальной 

собственности,  под  залог,  в  доверительное  управление,  за  исключением  средств,  получаемых  от  передачи 
имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог; 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

абзац исключен. - Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ; 
плата  за  пользование  бюджетными  средствами,  предоставленными  другим  бюджетам,  иностранным 

государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; 

доходы  в  виде  прибыли,  приходящейся  на  доли  в  уставных  (складочных)  капиталах  хозяйственных 

товариществ  и  обществ,  или  дивидендов  по  акциям,  принадлежащим  Российской  Федерации,  субъектам 
Российской Федерации или муниципальным образованиям; 

часть  прибыли  государственных  и  муниципальных  унитарных  предприятий,  остающаяся  после  уплаты 

налогов и иных обязательных платежей; 

другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования  имущества, 

находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением доходов от использования 
имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений. 

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или 

муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после  уплаты налогов 
и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 
(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей 

доход,  после  уплаты  налогов  и  сборов,  предусмотренных  законодательством  о  налогах  и  сборах,  в  полном 
объеме  учитываются  в  смете  доходов  и  расходов  бюджетного  учреждения  и  отражаются  в  доходах 
соответствующего  бюджета  как  доходы  от  использования  имущества,  находящегося  в  государственной  или 
муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. 
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 
 

Статья  43.  Доходы  от  продажи  имущества,  находящегося  в  государственной  и  муниципальной 

собственности 
 

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в 

соответствующие  бюджеты  в  полном  объеме,  за  исключением  средств,  получаемых  от  продажи  имущества, 
находящегося в оперативном управлении автономных учреждений. 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

Порядок  перечисления  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  средств, 

получаемых  в  процессе  приватизации  государственного  и  муниципального  имущества,  нормативы  их 
распределения  между  бюджетами  разных  уровней,  а  также  размеры  затрат  на  организацию  приватизации 
определяются законодательством Российской Федерации о приватизации. 
 

Статьи 44 - 45. Утратили силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ. 

 

Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия 

 

1.  Штрафы  подлежат  зачислению  в  бюджеты  городских  округов  и  муниципальных  районов,  городов 

федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга  по  месту  нахождения  органа  или  должностного  лица, 
принявшего  решение  о  наложении  штрафа,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Кодексом  и  другими 
законодательными актами Российской Федерации. 
(п. 1 в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 159-ФЗ) 

2.  Суммы  конфискаций,  компенсаций  и  иные  средства,  в  принудительном  порядке  изымаемые  в  доход 

государства,  зачисляются  в  доходы  бюджетов  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и 
решениями судов. 

3. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 

и  18  части  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  подлежат  зачислению  в  соответствующие 
бюджеты  бюджетной  системы  Российской  Федерации  по  нормативам  и  в  порядке,  которые  установлены 
федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на  текущий  финансовый  год  и  (или)  законодательством 
Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  для  соответствующих  налогов  и  сборов,  федеральными  законами  о 
бюджетах государственных внебюджетных фондов. 

Суммы  денежных  взысканий  (штрафов),  применяемых  в  качестве  санкций,  предусмотренных  главами  16  и 

18  части  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  которые  невозможно  отнести  к  соответствующему 
налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской 
Федерации,  местные  бюджеты  в  порядке,  определяемом  федеральным  законом  о  федеральном  бюджете  на 
очередной финансовый год. 
(п. 3 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ) 
 

Статья 47. Собственные доходы бюджетов 
 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 
 
К собственным доходам бюджетов относятся: 
налоговые  доходы,  зачисляемые  в  бюджеты  в  соответствии  с  бюджетным  законодательством  Российской 

Федерации и законодательством о налогах и сборах; 

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
доходы,  полученные  бюджетами  в  виде  безвозмездных  и  безвозвратных  перечислений,  за  исключением 

субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. 
 

Статья 48. Утратила силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ. 

 

Глава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

 

Статья 49. Утратила силу. - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ. 

 

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..