БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1998 ГОД) N 145-ФЗ - часть 9

 

 

соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете; 
соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг 

при утверждении смет доходов и расходов; 

эффективное использование бюджетных средств; 
соответствие иным требованиям настоящего Кодекса и федеральным законам. 

 

Статья 161. Бюджетное учреждение 

 

1.  Бюджетное  учреждение  -  организация,  созданная  органами  государственной  власти  Российской 

Федерации,  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного 
самоуправления  для  осуществления  управленческих,  социально-культурных,  научно-технических  или  иных 
функций  некоммерческого  характера,  деятельность  которой  финансируется  из  соответствующего  бюджета  или 
бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. 

2.  Организации,  наделенные  государственным  или  муниципальным  имуществом  на  праве  оперативного 

управления,  за  исключением  казенных  предприятий  и  автономных  учреждений,  в  целях  настоящего  Кодекса 
признаются бюджетными учреждениями. 
(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) 

3.  В  смете  доходов  и  расходов  должны  быть  отражены  все  доходы  бюджетного  учреждения,  получаемые 

как  из  бюджета  и  государственных  внебюджетных  фондов,  так  и  от  осуществления  предпринимательской 
деятельности,  в  том  числе  доходы  от  оказания  платных  услуг,  другие  доходы,  получаемые  от  использования 
государственной  или  муниципальной  собственности,  закрепленной  за  бюджетным  учреждением  на  праве 
оперативного управления, и иной деятельности. 

4. При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств 

соответствующего  бюджета,  выделенных  целевым  назначением  для  финансирования  договоров,  заключаемых 
бюджетным  учреждением,  бюджетное  учреждение  и  другая  сторона  подобного  договора  должны  согласовать 
новые  сроки,  а  если  необходимо,  и  другие  условия  договора.  Сторона  договора  вправе  потребовать  от 
бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. 

5.  На  основе  прогнозируемых  объемов  предоставления  государственных  или  муниципальных  услуг  и 

установленных  нормативов  финансовых  затрат  на  их  предоставление,  а  также  с  учетом  исполнения  сметы 
доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на 
очередной  финансовый  год,  которая  подается  на  утверждение  главному  распорядителю  или  распорядителю 
бюджетных средств. 

6. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов 

и расходов. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

Бюджетное  учреждение  при  исполнении  сметы  доходов  и  расходов  самостоятельно  в  расходовании 

средств, полученных за счет внебюджетных источников. 

7.  Бюджетное  учреждение,  подведомственное  федеральным  органам  исполнительной  власти,  использует 

бюджетные  средства  исключительно  через  лицевые  счета  бюджетных  учреждений,  которые  ведутся 
Федеральным казначейством. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

8.  Бюджетное  учреждение  не  имеет  права  получать  кредиты  (займы)  у  кредитных  организаций,  других 

юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 
(п. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

9.  Бюджетное  учреждение  самостоятельно  выступает  в  суде  в  качестве  ответчика  по  своим  денежным 

обязательствам. 

Бюджетное  учреждение  обеспечивает  исполнение  своих  денежных  обязательств,  указанных  в 

исполнительном  документе,  в  пределах  доведенных  ему  соответствующих  лимитов  бюджетных  обязательств  и 
средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 
(п. 9 введен Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ) 
 

Статья 162. Получатель бюджетных средств 

 

Получатель  бюджетных  средств  -  бюджетное  учреждение  или  иная  организация,  имеющие  право  на 

получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. 
 

Статья 163. Права и обязанности получателей бюджетных средств 

 

1. Получатели бюджетных средств имеют право на: 
своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной 

росписью размером с учетом сокращения и индексации; 

своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; 
компенсацию в размере недофинансирования. 
2. Получатели бюджетных средств обязаны: 
своевременно  подавать  бюджетные  заявки  или  иные  документы,  подтверждающие  право  на  получение 

бюджетных средств; 

эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; 

своевременно  и  в  полном  объеме  возвращать  бюджетные  средства,  предоставленные  на  возвратной 

основе; 

своевременно  и  в  полном  объеме  вносить  плату  за  пользование  бюджетными  средствами, 

предоставленными на возмездной основе; 

своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств. 

 

Глава 19. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО 

ПРОЦЕССА ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ 

 

Статья  164.  Участники  бюджетного  процесса,  обладающие  бюджетными  полномочиями  на  федеральном 

уровне 
 

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

 

Участниками  бюджетного  процесса,  обладающими  бюджетными  полномочиями  на  федеральном  уровне, 

являются: 

Президент Российской Федерации; 
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; 
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 
Правительство Российской Федерации; 
Министерство финансов Российской Федерации; 
Федеральное казначейство; 
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; 
Банк России; 
Счетная палата Российской Федерации; 
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 
государственные внебюджетные фонды; 
главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
иные  органы,  на  которые  законодательством  Российской  Федерации  возложены  бюджетные,  налоговые  и 

иные полномочия. 
 

Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации 

 

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) 

 

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: 
на  основании  и  во  исполнение  настоящего  Кодекса,  иных  актов  бюджетного  законодательства  Российской 

Федерации,  актов  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации  принимает 
нормативные акты в установленной сфере деятельности; 

организует  составление  и  составляет  проект  федерального  бюджета,  представляет  его  в  Правительство 

Российской  Федерации,  принимает  участие  в  разработке  проектов  бюджетов  государственных  внебюджетных 
фондов Российской Федерации; 

осуществляет  методологическое  руководство  в  области  составления  и  исполнения  бюджетов  бюджетной 

системы Российской Федерации; 

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной 

и налоговой политики; 

ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации; 
разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том 

числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; 

получает  от  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов 

Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации 
и  органов  (должностных  лиц)  местных  администраций  муниципальных  образований  материалы,  необходимые 
для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы 
Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; 

проектирует  предельные  объемы  бюджетных  ассигнований  по  главным  распорядителям  средств 

федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования; 

разрабатывает  по  поручению  Правительства  Российской  Федерации  программу  государственных 

внутренних  заимствований  Российской  Федерации,  условия  выпуска  и  размещения  государственных  займов 
Российской  Федерации,  выступает  в  качестве  эмитента  государственных  ценных  бумаг  Российской  Федерации, 
проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов 
Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; 

осуществляет  по  решению  Правительства  Российской  Федерации  сотрудничество  с  международными 

финансовыми организациями; 

разрабатывает  по  поручению  Правительства  Российской  Федерации  программу  государственных  внешних 

заимствований  Российской  Федерации  и  является  уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации 
федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим  государственные  внутренние  и  внешние 
заимствования,  разрабатывает  программу  государственных  гарантий  Российской  Федерации  в  иностранной 
валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; 

представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской 

Федерации; 

представляет  Правительство  Российской  Федерации  на  переговорах  о  предоставлении  государственных 

гарантий  Российской  Федерации  и  предоставляет  (выдает)  от  имени  Российской  Федерации  государственные 
гарантии Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга, утвержденного 
федеральным законом о федеральном бюджете; 

ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации; 
учитывает  представляемую  органами,  ведущими  государственные  долговые  книги  субъектов  Российской 

Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых 
книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований; 

осуществляет  управление  государственным  долгом  и  государственными  финансовыми  активами 

Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации; 

организует  исполнение  федерального  бюджета,  устанавливает  порядок  составления  и  ведения  сводной 

бюджетной  росписи  федерального  бюджета,  бюджетных  росписей  главных  распорядителей  средств 
федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета; 

устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений; 
устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей 

средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, 
главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; 

составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное 

казначейство; 

представляет  в  Федеральное  казначейство  лимиты  бюджетных  обязательств  по  главным  распорядителям 

средств федерального бюджета; 

устанавливает  единую  методологию  бюджетной  классификации  Российской  Федерации  и  бюджетной 

отчетности; 

утверждает  коды  составных  частей  бюджетной  классификации  Российской  Федерации,  являющиеся  в 

соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 

разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из 

федерального  бюджета  другим  бюджетам  бюджетной  системы  Российской  Федерации  (за  исключением 
межбюджетных  трансфертов,  предоставляемых  иными  главными  распорядителями  средств  федерального 
бюджета); 

направляет  в  финансовые  органы  субъектов  Российской  Федерации  методики  (проекты  методик) 

распределения  межбюджетных  трансфертов  из  федерального  бюджета  другим  бюджетам  бюджетной  системы 
Российской  Федерации  (за  исключением  межбюджетных  трансфертов,  предоставляемых  иными  главными 
распорядителями средств федерального бюджета); 

обеспечивает  предоставление  бюджетных  кредитов  в  пределах  бюджетных  ассигнований,  утвержденных 

федеральным  законом  о  федеральном  бюджете,  в  порядке,  установленном  Правительством  Российской 
Федерации; 

осуществляет  методологическое  руководство  подготовкой  и  устанавливает  порядок  представления 

главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований; 

устанавливает  порядок  составления  бюджетной  отчетности  федерального  бюджета,  государственных 

внебюджетных  фондов  Российской  Федерации  и  бюджетной  отчетности  Российской  Федерации,  представляет  в 
Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации; 

устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; 
осуществляет  методологическое  руководство  по  бухгалтерскому  учету  и  отчетности  юридических  лиц 

независимо  от  их  организационно-правовых  форм,  если  иное  не  предусмотрено  законодательством  Российской 
Федерации; 

осуществляет  нормативное  и  методическое  обеспечение  управления  средствами  Резервного  фонда  и 

Фонда будущих поколений и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской 
Федерации; 

обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 

130 настоящего Кодекса; 

осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого 

обеспечения  исполнения  обязательств  принципала,  которые  могут  возникнуть  в  будущем  в  связи  с 
предъявлением  гарантом,  исполнившим  в  полном  объеме  или  в  какой-либо  части  обязательства  по  гарантии, 
регрессных требований к принципалу; 

устанавливает  основания,  порядок  и  условия  списания  и  восстановления  в  учете  задолженности  по 

денежным  обязательствам  перед  Российской  Федерацией  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных 
образований, юридических лиц; 

устанавливает  порядок  размещения,  обращения,  обслуживания,  выкупа,  обмена  и  погашения 

государственных  займов  Российской  Федерации,  если  иное  не  установлено  Правительством  Российской 
Федерации; 

осуществляет 

нормативное 

и 

методическое 

обеспечение 

деятельности 

по 

осуществлению 

государственного  (муниципального)  финансового  контроля  федеральными  органами  исполнительной  власти, 
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  исполнительно-распорядительными 
органами (должностными лицами) муниципальных образований; 

исполняет  судебные  акты  по  искам  к  Российской  Федерации  в  порядке,  предусмотренном  настоящим 

Кодексом; 

осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим  Кодексом,  иными  актами  бюджетного 

законодательства  Российской  Федерации  и  актами  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства 
Российской Федерации. 
 

Статья 166. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации 

 

1.  Руководитель  Министерства  финансов  Российской  Федерации  (далее  в  настоящем  Кодексе  -  министр 

финансов) имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следующих 
действий: 

утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; 
утверждение  лимитов  бюджетных  обязательств  для  главных  распорядителей  средств  федерального 

бюджета; 

предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета; 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

введение  режима  сокращения  расходов  федерального  бюджета  при  условии  недостатка  поступлений  не 

более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет; 

перемещение  ассигнований  между  главными  распорядителями  средств  федерального  бюджета, 

разделами,  подразделами  и  статьями  функциональной  и  экономической  классификаций  расходов  бюджетов 
Российской Федерации в пределах 10 процентов утвержденных расходов; 

осуществление  блокировки  расходов  и  отмену  решения  о  блокировке  расходов  в  случае,  определенном 

статьей 231 настоящего Кодекса. 

Совершение  указанных  действий  без  разрешительной  надписи  министра  финансов  является  нарушением 

бюджетного  законодательства  Российской  Федерации  и  влечет  наложение  ответственности  в  соответствии  с 
настоящим Кодексом. 

2.  Министр  финансов  имеет  право  запретить  главным  распорядителям  бюджетных  средств  изменять 

целевое  назначение  бюджетных  средств  в  пределах  сметы,  если  министру  финансов  поступило  представление 
Счетной  палаты  Российской  Федерации  или  Федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора, 
свидетельствующее 

о 

нарушении 

бюджетного 

законодательства 

Российской 

Федерации 

главным 

распорядителем бюджетных средств. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

3. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные 

учреждения  уполномоченных  по  федеральному  бюджету  при  установлении  случаев  нецелевого  использования 
бюджетных средств. 

К  уполномоченному  по  федеральному  бюджету  переходят  все  полномочия  главного  распорядителя, 

распорядителя и получателя бюджетных средств. 

4.  Министр  финансов  Российской  Федерации  имеет  право  запретить  получателю  средств  федерального 

бюджета  осуществление  отдельных  расходов,  за  исключением  расходов,  осуществляемых  им  за  счет  средств, 
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. 

Основаниями  для  применения  указанного  запрета  является  представление  Счетной  палаты  Российской 

Федерации  или  Федеральной  службы  финансово-бюджетного  надзора,  свидетельствующее  о  нарушении 
бюджетного законодательства Российской Федерации. 
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 

Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства 
 
(введена Федеральным законом от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 
 
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: 
производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской 

Федерации  по  нормативам,  установленным  настоящим  Кодексом,  федеральным  законом,  законом  субъекта 
Российской  Федерации,  нормативным  правовым  актом  представительного  органа  местного  самоуправления  о 
бюджете на соответствующий год, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов; 

открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных 

средств,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  устанавливает  режим  этих  счетов  в 
соответствии с настоящим Кодексом; 

устанавливает  порядок  кассового  обслуживания  исполнения  бюджетов  бюджетной  системы  Российской 

Федерации; 

устанавливает  порядок  открытия  и  ведения  лицевых  счетов  главных  распорядителей,  распорядителей  и 

получателей средств федерального бюджета; 

осуществляет  открытие  и  ведение  лицевых  счетов  главных  распорядителей,  распорядителей  и 

получателей  средств  федерального  бюджета,  а  также  по  поручению  высшего  исполнительного  органа 
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  (местной  администрации)  в  соответствии  с 
заключенным  соглашением  открывает  и  ведет  лицевые  счета  главных  распорядителей,  распорядителей  и 
получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); 

ведет  сводный  реестр  главных  распорядителей,  распорядителей  и  получателей  средств  федерального 

бюджета; 

доводит  до  главных  распорядителей  средств  федерального  бюджета  показатели  сводной  бюджетной 

росписи и лимиты бюджетных обязательств; 

доводит  до  распорядителей  и  получателей  средств  федерального  бюджета  распределенные  главными 

распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств; 

ведет  учет  операций  по  кассовому  исполнению  федерального  бюджета,  составляет  и  представляет  в 

Министерство  финансов  Российской  Федерации  отчетность  о  кассовом  исполнении  федерального  бюджета  в 
соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации; 

получает  от  главных  распорядителей  средств  федерального  бюджета  материалы,  необходимые  для 

составления отчета об исполнении федерального бюджета; 

составляет  на  основании  отчетности,  представленной  главными  распорядителями  средств  федерального 

бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Министерство финансов Российской 
Федерации; 

составляет  и  представляет  в  Министерство  финансов  Российской  Федерации  отчет  об  исполнении 

консолидированного  бюджета  Российской  Федерации  на  основании  отчета  об  исполнении  федерального 
бюджета,  отчетности  и  материалов,  представленных  уполномоченными  органами  управления  государственных 
внебюджетных  фондов,  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами 
управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления; 

осуществляет  иные  полномочия  в  соответствии  с  настоящим  Кодексом,  иными  актами  бюджетного 

законодательства Российской Федерации либо полномочия, возложенные Президентом Российской Федерации и 
Правительством Российской Федерации. 

 
Статья  167.  Ответственность  Министерства  финансов  Российской  Федерации,  министра  финансов, 

Федерального казначейства 
 

1. Министерство финансов Российской Федерации несет ответственность за: 
соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; 
своевременность составления бюджетной росписи; 
соблюдение  порядка  предоставления  бюджетных  кредитов,  государственных  гарантий  и  бюджетных 

инвестиций. 
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

2. Министр финансов персонально несет ответственность за: 
соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; 
своевременность составления бюджетной росписи; 
введение  режима  сокращения  расходов  бюджета  при  получении  сведений  о  невозможности  исполнения 

федерального бюджета. 

3. Федеральное казначейство несет ответственность за: 
правильность  и  своевременность  проведения  операций  и  учета  кассовых  поступлений  и  выплат  из 

бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; 

своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; 
своевременность  доведения  представленных  Министерством  финансов  Российской  Федерации  лимитов 

бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета; 

своевременность  доведения  распределенных  главным  распорядителем  (распорядителем)  средств 

федерального  бюджета  лимитов  бюджетных  обязательств  до  находящихся  в  его  ведении  распорядителей  и 
получателей средств федерального бюджета; 

осуществление  расходов  с  единого  счета  федерального  бюджета  в  пределах  утвержденных  лимитов 

бюджетных обязательств; 

осуществление  контроля  за  соблюдением  бюджетного  законодательства  Российской  Федерации  главными 

распорядителями,  распорядителями  и  получателями  средств  федерального  бюджета  в  пределах  своей 
компетенции. 
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ) 

4. Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

 

Статья  168.  Возложение  на  органы  Федерального  казначейства  функций  по  исполнению  бюджетов 

субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 
 

Органы  исполнительной  власти  Российской  Федерации  вправе  осуществлять  исполнение  бюджетов 

субъектов  Российской  Федерации  и  местных  бюджетов  через  Федеральное  казначейство  на  основании 
соглашений.  При  этом  полномочия  органов  Федерального  казначейства  распространяются  на  организации 
(включая  кредитные  организации),  осуществляющие  операции  со  средствами  соответствующих  бюджетов  в 
объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета. 
 

 

Глава 19.1 вступает в силу в части, касающейся субъектов Российской Федерации, - с 1 января 2007 года; в 

части, касающейся муниципальных образований, - с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-
ФЗ). 

 

Глава 19.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ 

ВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ 

 

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ) 

 
Статья 168.1. Понятие временной финансовой администрации 
 
Временная  финансовая  администрация  -  федеральный  орган  исполнительной  власти  (исполнительный 

орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации),  уполномоченный  Правительством  Российской 
Федерации  (высшим  исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации) 
подготавливать  и  осуществлять  меры  по  восстановлению  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации 
(муниципального  образования),  оказывать  содействие  федеральным  органам  государственной  власти  (органам 
государственной власти  субъектов Российской  Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных  полномочий 
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  (органов  местного  самоуправления), 
осуществлять  и  (или)  контролировать  осуществление  отдельных  бюджетных  полномочий  исполнительных 
органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации). 

 
Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации 
 
1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) 

вводится  на  срок  до  одного  года  решением  арбитражного  суда  при  осуществлении  производства  по  делу  о 
восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, 
установленном федеральным законом. 

2.  Ходатайство  о  введении  временной  финансовой  администрации  в  субъекте  Российской  Федерации 

подается в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации. 

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в 

арбитражный суд субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации 
(руководителем  высшего  исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации)  и 
(или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. 

3.  Решение  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  о  введении  в  субъекте  Российской 

Федерации  временной  финансовой  администрации  принимается  в  случае,  если  на  момент  принятия  данного 
решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта 
Российской  Федерации  просроченная  задолженность  по  исполнению  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств 
субъекта  Российской  Федерации  превышает  30  процентов  объема  собственных  доходов  бюджета  субъекта 
Российской  Федерации  в  последнем  отчетном  году  при  условии  выполнения  бюджетных  обязательств 
федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации. 

Решение  арбитражного  суда  субъекта  Российской  Федерации  о  введении  в  муниципальном  образовании 

временной  финансовой  администрации  принимается  в  случае,  если  на  момент  принятия  данного  решения 
возникшая  в  результате  решений,  действий  или  бездействия  органов  местного  самоуправления  просроченная 
задолженность  по  исполнению  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств  муниципального  образования 
превышает  30  процентов  объема  собственных  доходов  местного  бюджета  в  последнем  отчетном  году  при 
условии  выполнения  бюджетных  обязательств  федерального  бюджета  и  бюджета  субъекта  Российской 
Федерации перед бюджетом муниципального образования. 

4.  Под  просроченной  задолженностью  по  исполнению  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств  субъекта 

Российской  Федерации  (муниципального  образования),  возникшей  в  результате  решений,  действий  или 
бездействия 

органов 

государственной 

власти 

субъекта 

Российской 

Федерации 

(органов 

местного 

самоуправления), понимаются: 

не  исполненные  в  установленные  соответствующими  договорами  (соглашениями)  субъекта  Российской 

Федерации  (муниципального  образования),  условиями  выпуска  долговых  обязательств  субъекта  Российской 
Федерации 

(муниципального 

образования) 

сроки 

обязательства 

субъекта 

Российской 

Федерации 

(муниципального образования) по обслуживанию и (или) погашению государственного долга субъекта Российской 
Федерации (муниципального долга); 

не  исполненные  в  установленный  срок  бюджетные  обязательства  субъекта  Российской  Федерации 

(муниципального  образования),  признанные  в  качестве  таковых  судом  и  (или)  органами  государственной  власти 
субъекта  Российской  Федерации  (органами  местного  самоуправления),  в  том  числе  при  представлении  в 
Министерство  финансов  Российской  Федерации  (исполнительные  органы  государственной  власти  субъекта 
Российской Федерации) бюджетной отчетности. 

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) 

не  может  быть  введена  в  течение  одного  года  со  дня  начала  срока  полномочий  законодательного 
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (представительного органа 
муниципального образования). 

6.  Порядок  назначения  (освобождения  от  должности)  главы  временной  финансовой  администрации, 

вводимой  в  субъектах  Российской  Федерации,  утверждения  структуры  и  штатного  расписания,  а  также 
финансового  обеспечения  деятельности  указанной  временной  финансовой  администрации  устанавливается 
Правительством Российской Федерации. 

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой 

в  муниципальных  образованиях,  утверждения  структуры  и  штатного  расписания  указанной  временной 
финансовой  администрации  устанавливается  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти 
субъекта Российской Федерации. 

 

Статья  168.3.  Полномочия  временной  финансовой  администрации  и  главы  временной  финансовой 

администрации 

 
1.  Временная  финансовая  администрация,  введенная  в  субъекте  Российской  Федерации  (муниципальном 

образовании), осуществляет следующие полномочия: 

организует  проведение  проверки  (аудита)  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  (местного  бюджета)  в 

порядке,  установленном  Правительством  Российской  Федерации  (исполнительным  органом  государственной 
власти субъекта Российской Федерации); 

организует  учет  просроченной  задолженности  по  исполнению  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств 

субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  в  порядке,  предусмотренном  федеральным 
законом; 

разрабатывает  проект  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации 

(муниципального образования) в соответствии со статьей 168.4 настоящего Кодекса; 

разрабатывает  и  представляет  в  органы  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  (органы 

местного  самоуправления)  проекты  нормативных  правовых  актов  органов  государственной  власти  субъекта 
Российской  Федерации  (органов  местного  самоуправления),  предусмотренные  планом  восстановления 
платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования),  утвержденным  Высшим 
Арбитражным Судом Российской Федерации (арбитражным судом); 

в случае, если подготовленный временной финансовой администрацией проект закона субъекта Российской 

Федерации  (решения  представительного  органа  муниципального  образования)  о  внесении  изменений  в  закон 
субъекта  Российской  Федерации  (решение  представительного  органа  муниципального  образования)  о  бюджете 
субъекта  Российской  Федерации  (местном  бюджете)  на  текущий  год  либо  проект  закона  субъекта  Российской 
Федерации  (решения  представительного  органа  муниципального  образования)  о  бюджете  субъекта  Российской 
Федерации  (местном  бюджете)  на  очередной  финансовый  год  не  принят  в  течение  одного  месяца  со  дня  его 
представления  временной  финансовой  администрацией  в  законодательный  (представительный)  орган 
государственной власти субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) 
либо  принят  с  внесением  изменений,  не  согласованных  с  главой  временной  финансовой  администрации, 
представляет  в  Правительство  Российской  Федерации  (высший  исполнительный  орган  государственной  власти 
субъекта  Российской  Федерации)  соответствующие  проекты  бюджетов  для  внесения  в  Государственную  Думу 
(орган  законодательной  (представительной)  власти  субъекта  Российской  Федерации)  и  утверждения 
федеральным законом (законом субъекта Российской Федерации); 

в  случае,  если  представленные  временной  финансовой  администрацией  проекты  нормативных  правовых 

актов 

исполнительных 

органов 

государственной 

власти 

субъекта 

Российской 

Федерации 

(местной 

администрации) не приняты в течение 15 дней со дня их представления временной финансовой администрацией 
или  приняты  в  редакции,  не  согласованной  с  главой  временной  финансовой  администрации,  принимает 
указанные проекты нормативных правовых актов; 

осуществляет  контроль  за  исполнением  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской 

Федерации (муниципального образования),  утвержденного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 
(арбитражным судом), и предусмотренных им нормативных правовых актов; 

осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета); 
осуществляет  иные  полномочия,  предусмотренные  настоящим  Кодексом  и  другими  федеральными 

законами. 

2.  Глава  временной  финансовой  администрации  руководит  деятельностью  временной  финансовой 

администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее настоящим Кодексом 
полномочий. 

Глава временной финансовой администрации осуществляет следующие полномочия: 
в  период  осуществления  полномочий  временной  финансовой  администрацией  представляет  Российскую 

Федерацию (субъект Российской Федерации) в арбитражном суде по делу о восстановлении платежеспособности 
субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 

вносит  на  рассмотрение  соответствующих  органов  государственной  власти  субъекта  Российской 

Федерации  (органов  местного  самоуправления)  проект  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта 
Российской Федерации (муниципального образования); 

вносит  на  рассмотрение  органов  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  (органов 

местного  самоуправления)  проекты  нормативных  правовых  актов,  предусмотренных  планом  восстановления 
платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования); 

согласовывает внесение изменений в нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) 

органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  (органов  местного  самоуправления), 
предусмотренные 

планом 

восстановления 

платежеспособности 

субъекта 

Российской 

Федерации 

(муниципального образования); 

дает  согласие  на  осуществление  и  (или)  осуществляет  полномочия  руководителя  финансового  органа 

субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  в  порядке,  предусмотренном  статьей  168.6 
настоящего Кодекса; 

осуществляет  иные  полномочия,  предусмотренные  настоящим  Кодексом  и  другими  федеральными 

законами. 

 
Статья 168.4. План восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального 

образования) 

 

1.  Проект  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального 

образования)  разрабатывается  временной  финансовой  администрацией  в  срок  до  двух  месяцев  со  дня 
вступления  решения  арбитражного  суда  о  введении  временной  финансовой  администрации  в  субъекте 
Российской Федерации (муниципальном образовании) в законную силу. 

2.  Проект  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального 

образования) должен включать: 

срок  действия  плана,  необходимый  для  полного  погашения  просроченных  расходных  обязательств 

субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не превышающий пяти лет; 

долю  собственных  доходов  бюджета  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования), 

ежегодно  направляемую  на  исполнение  просроченных  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств  субъекта 
Российской Федерации (муниципального образования), не превышающую 15 процентов; 

объемы  и  условия  привлечения  заемных  средств  на  рефинансирование  государственного  долга  субъекта 

Российской Федерации (муниципального долга); 

график  исполнения  просроченных  долговых  и  (или)  бюджетных  обязательств  субъекта  Российской 

Федерации (муниципального образования); 

меры  по  оздоровлению  государственных  финансов  субъекта  Российской  Федерации  (муниципальных 

финансов  муниципального  образования),  включая  перечень  необходимых  для  их  реализации  нормативных 
правовых  актов  органов  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  (органов  местного 
самоуправления). 

3.  Проект  плана  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального 

образования)  согласовывается  сторонами,  участвующими  в  производстве  по  делу  о  восстановлении 
платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования). 

 
Статья  168.5.  Порядок  составления  и  утверждения  бюджета  субъекта  Российской  Федерации 

(муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации 

 
1.  В течение 15 дней со  дня  утверждения арбитражным судом плана восстановления платежеспособности 

субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  временная  финансовая  администрация 
разрабатывает  проект  закона  (решения)  о  внесении  изменений  в  закон  (решение)  о  бюджете  субъекта 
Российской  Федерации  (муниципального  образования)  на  текущий  финансовый  год  в  целях  приведения 
указанного закона (решения) в соответствие с планом восстановления платежеспособности субъекта Российской 
Федерации  (муниципального  образования)  и  представляет  его  в  законодательный  (представительный)  орган 
государственной 

власти 

субъекта 

Российской 

Федерации 

(представительный 

орган 

муниципального 

образования). 

Законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации 

(представительный  орган  муниципального  образования)  рассматривает  проект  закона  (решения)  о  внесении 
изменений  в  закон  (решение)  о  бюджете  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  на 
текущий  финансовый  год  во  внеочередном  порядке  в  течение  15  дней  со  дня  его  представления  временной 
финансовой администрацией. 

Внесение  изменений  в  закон  (решение)  о  бюджете  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального 

образования)  на  текущий  финансовый  год  в  целях  приведения  указанного  закона  (решения)  в  соответствие  с 
планом  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования) 
может  не  предусматриваться,  если  план  восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации 
(муниципального  образования)  утвержден  арбитражным  судом  по  истечении  девяти  месяцев  текущего 
финансового года. 

2.  Внесение  высшим  исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации 

(местной  администрацией)  проекта  закона  субъекта  Российской  Федерации  о  бюджете  субъекта  Российской 
Федерации (решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете) на очередной 
финансовый  год,  рассмотрение,  принятие  и  введение  в  действие  указанного  закона  (решения)  с  момента 
внесения  ходатайства  о  возбуждении  производства  по  делу  о  восстановлении  платежеспособности  субъекта 
Российской Федерации и до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (арбитражным судом) 
решения  об  отказе  введения  временной  финансовой  администрации  либо  решения  об  утверждении  плана 
восстановления  платежеспособности  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  не 
допускаются. 

Временная  финансовая  администрация  в  соответствии  с  планом  восстановления  платежеспособности 

субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  разрабатывает  проект  закона  (решения)  о 
бюджете  субъекта  Российской  Федерации  (муниципального  образования)  на  очередной  финансовый  год  либо 
поправки  к  нему  и  представляет  их  в  законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти 
субъекта Российской Федерации (представительный орган муниципального образования) в срок,  установленный 
планом восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования). 

Законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации 

(представительный 

орган 

муниципального 

образования) 

рассматривает 

представленный 

в 

порядке, 

установленном  настоящей  статьей,  проект  закона  (решения)  о  бюджете  субъекта  Российской  Федерации 
(муниципального образования) на очередной финансовый год в течение одного месяца со дня его представления 
временной финансовой администрацией. 

3.  Глава  временной  финансовой  администрации  участвует  с  правом  совещательного  голоса  в  заседаниях 

органа законодательной (представительной) власти субъекта  Российской  Федерации (представительного органа 
муниципального  образования)  при  рассмотрении  проектов  законов  (решений)  о  бюджете  или  о  внесении 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..