Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год) - часть 3

 

 

34 

 

самоклеящихся карманов из прозрачного полипропилена горизонтального или 

вертикального размещения). 

   

 

 

В кабинете приема могут быть размещены информационные материалы, 

отражающие  специфику/профиль  кабинета  (макеты,  анатомические  модели, 

плакаты, прочие наглядные пособия). 

    

 

35 

 

Кабинеты  оборудованы  в  соответствии  со  стандартами  оснащения 

кабинетов  согласно  порядкам  оказания  медицинской  помощи  по 

соответствующему профилю. 

Рабочие места в кабинетах организованы по системе 5С, все материалы 

в  рабочей  зоне  легко  найти  и  вернуть  на  свое  место,

 

предметы 

мебели/расходные  материалы  должны  быть  также  расположены  в 

пространстве так, чтобы минимизировать лишние движения и перемещения. 

 

В кабинете размещен проверочный лист соответствия кабинета системе 

5С. 

Размещен  график  уборки,  в  котором  указываются  ФИО  ответственных 

за его соблюдение. 

Необходимо  уделять  внимание  созданию  условий  для  инвалидов  и 

других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. 

Рекомендуется  усовершенствовать  способ  вызова  пациентов  с 

ограничениями  по  зрению  и  слуху  (например,  система  вызова  пациента  на 

основе  визуально-акустических  табло);  для  удобства  слабослышащих  в 

кабинете предусмотреть наличие индукционной петли и пр. 

 

 

36 

 

Критерий 3. Управление запасами 

В  медицинской  организации  внедрен  и  отлажен  механизм  снабжения 

кабинетов материальными запасами – лекарственными средствами/изделиями 

медицинского  назначения/расходными  материалами  и  пр.  со  склада 

медицинской организации по принципу «точно вовремя». 

В кабинете в визуально доступном месте выделена зона для обеспечения 

снабжения  кабинета  необходимыми  материальными  запасами:  размещены 

карточки,  тара  для  сбора  и  поставки  материальных  запасов,  стандарт 

осуществления снабжения кабинета материальными запасами. 

Стандарт включает в себя: 

указание ФИО ответственного за сбор карточек и доставку материалов 

со склада; 

указание ФИО ответственного за прием материалов в кабинете; 

периодичность пополнения запасов в кабинете; количество материалов, 

необходимых для пополнения материальных запасов; 

алгоритм осуществления снабжения кабинета с применением карточек; 

алгоритм действий персонала в экстренной ситуации. 

С целью содержания документов в надлежащем качестве, защиты их от 

воздействия  влаги,  дезинфицирующих  средств,  выгорания  на  солнце,  под 

ультрафиолетовым 

излучением 

бактерицидных 

ламп, 

механических 

повреждений возможно использование специальной ламинирующей пленки. 

В размещенных в кабинете стеллажах/шкафах/тумбах визуализированы 

материальные 

запасы. 

Имеется 

маркировка, 

сигнализирующая 

о 

необходимости  их  пополнения  (в  соответствии  с  рассчитанной  нормой 

снабжения кабинета). 

37 

 

  

 

 

Критерий 4. Стандартизация процессов 

Прием  врача  усовершенствован  с  учетом  минимизации  потерь  и 

повышения качества и доступности оказываемой помощи и стандартизирован. 

Стандарт  расположен  в  визуально  доступном  месте,  понятен  для 

использования. 

Не  менее

 

50%  от  общего  времени  приема  осуществляется  работа 

непосредственно  с  пациентом  –  сбор  анамнеза,  осмотр,  манипуляции  (в 

соответствии  с  пропедевтическим  алгоритмом  системного  обследования 

пациента), рекомендации, в том числе профилактической направленности. 

Работа  врача  и  медицинской  сестры  в  рамках  одного  приема 

сбалансирована. Колебания нагрузки составляют не более 30%. 

 

Критерий 5. Качество медицинской помощи 

Оказание  медицинской  помощи  осуществляется  в  соответствии  со 

стандартами  медицинской  помощи,  клиническими  рекомендациями, 

протоколами и т.д., в сроки, предусмотренные Программой государственных 

гарантий  бесплатного  оказания  гражданам  медицинской  помощи  и 

Территориальной  программой  государственных  гарантий  бесплатного 

38 

 

оказания гражданам медицинской помощи (Федеральный закон от 21.11.2011 

№323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской  Федерации, 

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском 

страховании в Российской Федерации»). 

Медицинские работники обеспечивают внутренний контроль качества и 

безопасности  медицинской  деятельности  в  пределах  должностных 

обязанностей. 

Медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями 

действующего  законодательства,  в  том  числе  на  дому  и  в  электронном  виде 

(приказ  Минздрава  России  от  15.12.2014  № 834  «Об  утверждении 

унифицированных  форм  медицинской  документации,  используемых  в 

медицинских  организациях,  оказывающих  медицинскую  помощь  в 

амбулаторных  условиях,  и  порядков  по  их  заполнению»,  приказ 

Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1175н 

«Об  утверждении  порядка  назначения  и  выписывания  лекарственных 

препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, 

порядка  оформления  указанных  бланков,  их  учета  и  хранения»,  приказ 

Минздрава  России  от  20.12.2012  № 1177н  «Об  утверждении  порядка  дачи 

информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и 

отказа  от  медицинского  вмешательства  в  отношении  определенных  видов 

медицинского  вмешательств,  форм  информированного  добровольного 

согласия  на  медицинское  вмешательство  и  форм  отказа  от  медицинского 

вмешательства и пр.). 

Медицинские  работники  осуществляют  свою  деятельность  в 

соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  руководствуясь 

принципами  медицинской  этики  и  деонтологии,  соблюдая  врачебную  тайну, 

нормы и требования законодательства в сфере защиты персональных данных, 

получаемых в ходе исполнения трудовых обязанностей. 

 

 

39 

 

Критерий 6. Доступность медицинской помощи 

Прием пациентов осуществляется строго по расписанию. Время приема 

врача  регламентировано  в  соответствии  с  действующим  законодательством 

(приказ  Минздрава  России  от  02.06.2015  № 290н  «Об  утверждении  типовых 

отраслевых  норм  времени  на  выполнение  работ,  связанных  с  посещением 

одним  пациентом  врача-педиатра  участкового,  врача-терапевта  участкового, 

врача  общей  практики  (семейного  врача),  врача-невролога,  врача-

оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога»). 

 

Пациентов,  обратившихся  для  получения  плановой  помощи  без 

предварительной  записи,  рекомендуется  направлять  к  администратору  холла 

для осуществления предварительной записи на прием к врачу-специалисту, к 

которому  доступна  первичная  самозапись,  либо  для  записи  к  дежурному 

врачу, в зависимости от повода обращения. 

Исключение  составляют  категории  граждан,  имеющих  право  на 

внеочередной прием в соответствии с действующим законодательством. 

В случае возникновения ситуации, которая повлекла за собой смещение 

расписания,  возможно  использование  «цепочки  помощи»,  которая 

40 

 

подразумевает  наличие  в  кабинете  приема  разработанного  алгоритма 

действий  и  перечня  ответственных  лиц,  к  которым  следует  обратиться  в 

случае  невозможности  самостоятельного  решения  сотрудниками  кабинета 

возникшей проблемы. 

Кабинет приема оборудован АРМ, где внедрена и работает медицинская 

информационная  система,  позволяющая  в  ходе  приема  осуществлять  запись 

на  повторный  прием,  на  лабораторные  и  инструментальные  исследования, 

консультации  врачей-специалистов  (в  том  числе  в  иные  медицинские 

организации). 

 

Критерий 7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов 

В  медицинской  организации  разработана  система  подачи и  реализации 

предложений по улучшению

.

 

 

Критерий 9. Эффективность использования оборудования 

В кабинетах диагностики разработан и внедрен стандарт обслуживания 

оборудования,  включающий  в  себя  уход  за  оборудованием  (чистка, 

санитарная  обработка),  плановые  осмотры  оборудования,  алгоритм  его 

эксплуатации и т.д. 

Разработан  алгоритм  действий  в  случае  возникновения  неисправности 

или иной внештатной ситуации. 

Простои оборудования минимизированы – не более 20%. В случае, если 

простои  оборудования  превышают  20%,  проводится  оценка  причин  низкой 

производственной 

нагрузки, 

выявляются 

проблемы, 

принимаются 

управленческие  решения,  решения  по  внедрению  улучшений,  открытию 

проектов по улучшению. 

 

41 

 

Отделение (кабинет) медицинской профилактики 

Отделение  (кабинет)  медицинской  профилактики  в  поликлинике 

организуется с учетом требований приказа Министерства здравоохранения РФ 

от  30.09.2015  № 683н  «Об  утверждении  Порядка  организации  и 

осуществления  профилактики  неинфекционных  заболеваний  и  проведения 

мероприятий  по  формированию  здорового  образа  жизни  в  медицинских 

организациях». 

Основные  функции  отделения  (кабинета)  медицинской  профилактики 

для взрослых условно можно разделить на три группы: 

1) проведение 

мероприятий  по  профилактике  неинфекционных 

заболеваний; 

2) организация  и  проведение  диспансеризации  и  профилактических 

медицинских осмотров; 

3) диспансерное наблюдение за определенными группами граждан. 

Достижение  приведенных  ниже  критериев  должно  способствовать 

минимизации  всех  видов  потерь  при  организации  работы  отделений 

(кабинетов) медицинской профилактики.

 

 

Критерий 1. Управление потоками пациентов 

Возможно  формирование  двух  типов  потоков  пациентов  в  отделения 

(кабинеты) медицинской профилактики: 

поток  пациентов  по  предварительной  записи,  в  том  числе  от  врачей-

специалистов; 

поток  самостоятельно  обратившихся  пациентов,  в  том  числе 

приглашенных страховыми медицинскими организациями. 

Кроме  того,  потоки  пациентов  в  отделениях  (кабинетах)  медицинской 

профилактики можно разделить в зависимости от повода посещения: 

диспансеризация 

определенных 

групп 

взрослого 

населения, 

профилактический  медицинский  осмотр  –  выполнение  доврачебных 

медицинских  исследований,  направление  на  иные  исследования,  входящие  в 

42 

 

объем 

диспансеризации 

и 

профилактического 

осмотра 

(согласно 

действующим  нормативным  документам),  с  возможностью  записи  на 

диагностические 

исследования 

и 

осмотры 

врачей-специалистов 

непосредственно в отделении (кабинете) медицинской профилактики; 

профилактическое  консультирование  (индивидуальное  углубленное 

профилактическое 

консультирование, 

групповое 

углубленное 

профилактическое консультирование; 

диспансерное наблюдение пациентов 2 группы здоровья. 

Для  упорядочения  вышеуказанных  потоков  пациентов  в  структуре 

отделения  медицинской  профилактики  для  взрослых  рекомендуется 

предусмотреть следующие структурные подразделения: 

1) кабинет 

организации 

диспансеризации 

и 

профилактических 

медицинских осмотров;  

2) кабинет диагностики и коррекции основных факторов риска развития 

неинфекционных заболеваний. 

При  организации  кабинета  медицинской  профилактики  для  взрослых 

рекомендуется  предусмотреть  зонирование  помещений  для  осуществления 

деятельности 

по 

организации 

диспансеризации/профилактических 

медицинских  осмотров,  диагностике  и  коррекции  факторов  риска  развития 

неинфекционных заболеваний. 

Для  оптимальной  организации  работы  и  обеспечения  равномерной 

загрузки 

среднего 

медицинского 

персонала 

кабинета 

(отделения) 

медицинской  профилактики  необходимо  разделить  функции  между 

сотрудниками  с  учетом  времени  такта,  необходимого  для  выполнения 

требуемого объема работ. 

Количество  пересечений  потоков  пациентов  при  прохождении 

диспансеризации/профилактического  медицинского  осмотра  с  иными 

потоками  пациентов  в  поликлинике  не  должно  превышать  3  (трех) 

пересечений. 

43 

 

Снижение  количества  пересечений  потоков  пациентов,  проходящих 

диспансеризацию  или  профилактический  медицинский  осмотр,  с  иными 

потоками  пациентов  достигается  организацией  отделения  медицинской 

профилактики 

отдельным 

компактным 

блоком,  расположенным 

в 

непосредственной  близости  от  кабинетов,  в  которых  проводятся 

исследования,  входящие  в  объем  диспансеризации/профилактического 

медицинского осмотра (кабинеты флюорографии, маммографии и пр.). 

В  структуре  отделения  медицинской  профилактики  рекомендуется 

предусмотреть создание процедурного кабинета, кабинета ЭКГ и пр.  

 

Критерий 2. Качество пространства 

Система  навигации  поликлиники  должна  обеспечивать  быстрый  поиск 

отделения (кабинета) медицинской профилактики. 

У каждого кабинета в составе отделения медицинской профилактики, на 

двери  либо  рядом  с  ней,  размещается  табличка  с  указанием  номера  и 

наименования кабинета, ФИО специалиста, ведущего прием. 

Рекомендовано  использовать  технические  решения,  позволяющие 

заменять  необходимую  информацию  в  оперативном  режиме  (например, 

крепление на магнитных лентах, использование пластиковых самоклеящихся 

карманов из прозрачного полипропилена горизонтального или вертикального 

размещения). 

С  целью  формирования  у  посетителей  поликлиники  мотивации  и 

приверженности  к  ведению  здорового  образа  жизни  на  всей  территории 

медицинской организации размещаются материалы, содержащие информацию 

о  правилах  оказания  первой  помощи  при  жизнеугрожающих  заболеваниях  и 

их осложнениях, а также материалы профилактической направленности. 

Отделение  (кабинет)  медицинской  профилактики  оснащается  в 

соответствии  с  требованиями  стандарта  оснащения  отделения  (кабинета) 

медицинской  профилактики  для  взрослых,  утвержденного  приказом 

Министерства  здравоохранения  РФ  от  30.09.2015  № 683н  «Об  утверждении 

44 

 

Порядка  организации  и  осуществления  профилактики  неинфекционных 

заболеваний  и  проведения  мероприятий  по  формированию  здорового  образа 

жизни в медицинских организациях». 

Рабочие  места  в  кабинете  должны  быть  организованы  по  системе  5С, 

когда все необходимое для выполнения работы легко найти в рабочей зоне и 

вернуть  на  свое  место,  предметы  мебели  и  расходные  материалы 

расположены так, чтобы минимизировать лишние движения и перемещения. 

В  каждом  кабинете  размещается  проверочный  лист  соответствия 

кабинета системе 5С. 

Размещен график уборки и ответственные за его соблюдение. 

С  целью  сокращения  временных  затрат  на  проведение  анкетирования 

граждан рекомендуется оборудовать место для самостоятельного заполнения 

анкет,  а  также  проведения  анкетирования  с  участием  интервьюера,  где 

разместить стол с письменными принадлежностями и  чистыми анкетами для 

заполнения; возможно оборудование персональным компьютером для онлайн-

анкетирования. 

 

Критерий 3. Управление запасами 

В  медицинской  организации  внедрен  и  отлажен  механизм  снабжения 

кабинетов материальными запасами – лекарственными средствами/изделиями 

медицинского  назначения/расходными  материалами  и  пр.  со  склада 

медицинской организации по принципу «точно вовремя». 

В кабинете в визуально доступном месте выделена зона для обеспечения 

снабжения  кабинета  необходимыми  материальными  запасами:  размещены 

карточки,  тара  для  сбора  и  поставки  материальных  запасов,  стандарт 

осуществления снабжения кабинета материальными запасами. 

Стандарт включает в себя: 

указание  ФИО  ответственного  за  сбор  карт  и  доставку  материалов  со 

склада;  

указание ФИО ответственного за прием материалов в кабинете; 

45 

 

периодичность пополнения запасов в кабинете, количество материалов, 

необходимых для пополнения материальных запасов; 

алгоритм осуществления снабжения кабинета с применением карточек; 

алгоритм действий персонала в экстренной ситуации. 

С  целью  содержания  данных  документов  в  надлежащем  качестве, 

защиты  их  от  воздействия  влаги,  дезинфицирующих  средств,  выгорания  на 

солнце, 

под 

ультрафиолетовым 

излучением 

бактерицидных 

ламп, 

механических 

повреждений 

возможно 

использование 

специальной 

ламинирующей пленки. 

В размещенных в кабинете стеллажах/шкафах/тумбах визуализированы 

материальные 

запасы. 

Имеется 

маркировка, 

сигнализирующая 

о 

необходимости  их  пополнения  (в  соответствии  с  рассчитанной  нормой 

снабжения кабинета). 

 

Критерий 4. Стандартизация процессов 

Работа  каждого  сотрудника  отделения  (кабинета)  медицинской 

профилактики 

усовершенствована 

и 

стандартизирована 

с 

учетом 

минимизации  потерь,  обеспечивает  качество  и  доступность  оказываемой 

помощи. 

Не  менее

 

50%  от  общего  времени  приема  осуществляется  работа 

непосредственно с пациентом, а колебания нагрузки в рамках одного процесса 

не превышают 30%. 

По  итогам  процессов  по  улучшению  разработаны  стандарты 

выполнения 

доврачебных 

медицинских 

исследований 

в 

рамках 

диспансеризации/профилактического  медицинского  осмотра  в  отделении 

(кабинете)  медицинской  профилактики  и  др.  Стандарты  понятны  для 

сотрудников,  расположены  в  визуально  доступном,  удобном  для 

использования месте. 

 

 

46 

 

Критерий 5. Качество медицинской помощи 

Медицинская  помощь  (профилактическое  консультирование  при 

коррекции  факторов  риска,  диспансерное  наблюдение  пациентов  2  группы 

здоровья)  осуществляется  на  основе  клинических  рекомендаций,  а  также  с 

использованием методических рекомендаций: 

1)  Российские  национальные  рекомендации  «Кардиоваскулярная 

профилактика», 2017 г.; 

2)  клинические  рекомендации  «Синдром  зависимости  от  табака, 

синдром отмены табака у взрослых», 2018 г.; 

3)  «Организация  проведения  диспансеризации  определенных  групп 

взрослого населения», 2017 г., 

4) «Диспансерное 

наблюдение 

больных 

хроническими 

неинфекционными  заболеваниями  и  пациентов  с  высоким  риском  их 

развития», 2014 г. и пр. 

Охват 

углубленным 

(индивидуальным 

или 

групповым) 

профилактическим  консультированием  на  втором  этапе  диспансеризации 

составляет  не  менее  70%  от  общего  числа  лиц,  подлежащих  углубленному 

профилактическому консультированию. 

Проводится  оценка  эффективности  диспансерного  наблюдения  в 

отделении  (кабинете)  медицинской  профилактики  пациентов  с  высоким  и 

очень  высоким  сердечно-сосудистым  риском  при  отсутствии  артериальной 

гипертензии:  оценивается  динамика  доли  пациентов,  достигших  снижения 

сердечно-сосудистого  риска  путем  коррекции  факторов  риска  от  числа 

состоящих на диспансерном учете. 

Сотрудники  отделения  (кабинета)  медицинской  профилактики 

обеспечивают: 

повышение  уровня  знаний  медицинских  работников  по  вопросам 

профилактики  неинфекционных  заболеваний  и  формирования  среди 

прикрепленного населения приверженности к здоровому образу жизни; 

47 

 

организацию  и  участие  в  проведении  мероприятий  по  пропаганде 

здорового  образа  жизни  среди  населения,  в  том  числе  в  рамках 

информационных кампаний; 

информирование населения, включая средства массовой информации, о 

методах  коррекции  факторов  риска  неинфекционных  заболеваний  и 

профилактики их осложнений. 

Сотрудники  отделения  (кабинета)  медицинской  профилактики 

обеспечивают  внутренний  контроль  качества  и  безопасности  медицинской 

деятельности в пределах должностных обязанностей. 

Сотрудники  отделения  (кабинета)  медицинской  профилактики 

осуществляют  свою  деятельность,  руководствуясь  принципами  медицинской 

этики  и  деонтологии,  соблюдая  врачебную  тайну,  нормы  и  требования 

законодательства  в  сфере  защиты  персональных  данных,  получаемых  в  ходе 

исполнения трудовых обязанностей. 

 

Критерий 6. Доступность медицинской помощи 

Процесс диспансеризации организован таким образом, что обеспечивает 

ее прохождение не более чем за 3 посещения. 

Амбулаторный 

прием 

в 

отделении 

(кабинете) 

медицинской 

профилактики  ведется  в  течение  всего  времени  работы  медицинской 

организации, как в плановом порядке – по предварительной записи, так и при 

обращении граждан без предварительной записи. 

В  случае  превышения  допустимого  периода  ожидания  в  отделении 

(кабинете) медицинской профилактики при проведении доврачебных методов 

исследования  в  рамках  первого  этапа  диспансеризации,  профилактического 

медицинского  осмотра,  необходимо  предусмотреть  применение  «цепочки 

помощи»  –  специально  разработанного  алгоритма  действий  и  перечня 

ответственных  лиц  и  других  сотрудников,  привлекаемых  в  случае 

невозможности самостоятельного устранения данного отклонения. 

48 

 

Рабочие  места  сотрудников  отделения  (кабинета)  медицинской 

профилактики  оборудованы  АРМ,  обеспечивающими  внесение  первичных 

данных  в  электронную  медицинскую  карту,  запись  на  повторный  прием, 

лабораторные  и  инструментальные  исследования,  консультации  врачей-

специалистов (в том числе в иные медицинские организации), формирование 

и обмен учетно-отчетными формами. 

 

Критерий 7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов 

В  подразделении  внедрена  система  подачи  и  реализации  предложений 

по улучшению

 

 

49 

 

Процедурный кабинет 

Процедурный  кабинет  организуется  в  структурных  подразделениях 

медицинских  организаций,  оказывающих  первичную  медико-санитарную 

помощь  в  соответствии  с  порядками  оказания  медицинской  помощи  по 

соответствующему  профилю,  утвержденными  приказами  Министерства 

здравоохранения Российской Федерации. Процедурный кабинет медицинской 

организации 

является 

специально 

организованным 

кабинетом, 

обеспечивающим  выполнение  забора  проб  биологических  жидкостей  на 

исследования  (крови);  внутривенных,  внутримышечных,  подкожных, 

внутрикожных инъекций и других лечебно-диагностических мероприятий.

 

Представленные  ниже  критерии  предполагают  внедрение  единых 

подходов  к  организации  работы  процедурного  кабинета,  направленных  на 

сокращение  времени  ожидания  пациентами  оказания  медицинской  помощи, 

повышение 

безопасности 

медицинских 

услуг, 

повышение 

уровня 

удовлетворенности населения их доступностью и качеством.

 

 

Критерий 1. Управление потоками пациентов

 

Можно  выделить  следующие  потоки  пациентов,  направляемых  в 

процедурный кабинет: 

поток  пациентов,  направленных  отделением  (кабинетом)  медицинской 

профилактики  на  забор  крови  в  день  обращения  для  исследования  в  рамках 

диспансеризации и профилактических медицинских осмотров; 

поток  пациентов,  направленных  на  забор  крови  для  исследования  в 

плановом порядке (по предварительной записи); 

поток пациентов, направленных в процедурный кабинет для проведения 

лечебных манипуляций/инъекций.

 

Разделение  вышеуказанных  потоков  способствует  повышению 

доступности  и  сокращению  времени  ожидания  медицинской  услуги.  В 

процедурном кабинете возможно разделение потоков как во времени, так и в 

пространстве. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..