Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2019 год) - часть 2

 

 

18 

 

медицинской помощи, а также повышения уровня вовлеченности персонала в 

улучшение процессов. 

Представленное  ниже  описание  фронт-офиса  (регистратуры)  через 

призму  критериев  «Новой  модели  медицинской  организации,  оказывающей 

первичную  медико-санитарную  помощь»,  предполагает  возможности 

качественного  планирования  пространства  поликлиники,  формирования 

логистически  верных  потоков  пациентов  и  информации,  доступности  услуг, 

предоставляемых медицинской организацией.

 

 

Критерий 1. Управление потоками пациентов

 

В зоне фронт-офиса в визуально доступном месте размещаются: 

стойка  администратора  холла.  Администратор  холла  предоставляет 

посетителям  информацию  о  дальнейшем  маршруте  в  зависимости  от  цели 

визита  посетителя  в  медицинскую  организацию,  что  позволяет  эффективно 

распределять входящий поток; 

информация  об  исследованиях  (например,  флюорографическом), 

приемах  специалистов  (например,  посещение  специалиста  при  наличии 

предварительной записи) и т.п., которые пациент может пройти, минуя фронт-

офис.  Данный  прием  способствует  предотвращению  скопления  пациентов  в 

зоне фронт-офиса; 

информация  об  оказании  платных  медицинских  услуг,  а  также 

подробная маршрутизация пациентов, обратившихся за их получением. 

19 

 

 

 

Критерий 2. Качество пространства 

Особое внимание необходимо уделять созданию условий для инвалидов 

и  других  групп  населения  с  ограниченными  возможностями  здоровья 

(постановление  Правительства  РФ  от  01.12.2015  №  1297  «Об  утверждении 

государственной  программы  Российской  Федерации  «Доступная  среда»  на 

2011  –  2020  годы»).  В  зоне  фронт-офиса  размещаются  следующие  элементы 

доступной среды: 

мнемосхемы; 

тактильные направляющие; 

таблицы со шрифтом Брайля; 

звуковые устройства и средства информации; 

изменяемый  тип  покрытия  пола  перед  препятствиями  и  местом 

изменения направления движения. 

Для  обеспечения  возможности  прямого  контакта  сотрудника  с 

пациентом  оборудуется  «открытая  стойка  фронт-офиса».  Одно  из  рабочих 

мест  сотрудников  фронт-офиса  необходимо  адаптировать  для  работы  с 

20 

 

маломобильными  гражданами,  предусмотрев  наличие  низкой  стойки, 

сидячего места и т.д. 

 

 

 

Навигационная  система  в  зоне  фронт-офиса  должна  быть  наглядна  и 

понятна  посетителям  медицинской  организации,  в  том  числе  лицам  с 

ограниченными возможностями. Для этого целесообразно использовать: 

высококонтрастные цветовые обозначения; 

21 

 

оптимальную подсветку указателей; 

цвета и подсветки для обозначения коридоров, стен, дверей, предметов 

интерьера; 

матовую  поверхность  (под  лучами  света  глянцевая  поверхность  дает 

блики, что затрудняет восприятие информации). 

В  зоне  фронт-офиса  в  визуально  доступном  месте  размещается  табло 

(при  технической  возможности  –  электронное)  с  отображением  актуального 

расписания 

приема 

врачей-специалистов, 

работы 

диагностических 

подразделений  с  возможностью  оперативной  замены  информации  при 

необходимости. Информация должна быть легкой для восприятия и понятной 

посетителям поликлиники. 

Также  в  визуальном  доступе  в  зоне  фронт-офиса  размещается 

информация, содержащая сведения: 

о  медицинской  организации  (структура,  система  управления,  место 

нахождения 

обособленных 

подразделений, 

контактные 

телефоны, 

электронная  почта,  график  приема  граждан  руководителем,  копия 

свидетельства  о  государственной  регистрации  медицинской  организации, 

копия действующей лицензии с приложениями); 

о вышестоящих и контролирующих организациях; 

о противодействии коррупции; 

о  возможности  ознакомления  с  нормативными  правовыми  актами  во 

фронт-офисе; 

о страховых медицинских организациях, осуществляющих деятельность 

на территории субъекта Российской Федерации; 

о видах оказываемой медицинской помощи; 

о  порядке,  объемах  и  условиях  оказания  медицинской  помощи  в 

соответствии  с  Территориальной  программой  государственных  гарантий 

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ТПГГ); 

о  показателях  доступности  и  качества  медицинской  помощи, 

установленных Территориальной программой государственных гарантий; 

22 

 

о  маршрутизации  пациентов  в  условиях  конкретной  поликлиники 

(медицинской организации); 

о правилах записи на первичный прием, консультации, обследования; 

о  внеочередном  приеме  (оказании  медицинской  помощи)  отдельных 

категорий  граждан  в  соответствии  с  законодательством  Российской 

Федерации  (Федеральный  закон  от  12.01.1995  № 5-ФЗ  «О  ветеранах»,  Закон 

РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и 

полных  кавалеров  ордена  Славы»,  Закон  РФ  от  15.05.1991  № 1244-1  «О 

социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие 

катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС»;  Закон  РФ  от  03.09.1993  № 5698-1  «О 

внесении и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических 

репрессий»,  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от 

13.02.2015  № 123  «Об  утверждении  Правил  внеочередного  оказания 

медицинской  помощи  отдельным  категориям  граждан  в  рамках  программы 

государственных  гарантий  бесплатного  оказания  гражданам  медицинской 

помощи  в  медицинских  организациях,  подведомственных  федеральным 

органам исполнительной власти»); 

о  сроках  и  порядке  проведения  диспансеризации  и  профилактических 

медицинских осмотров; 

о проведении вакцинации; 

о льготном лекарственном обеспечении (в том числе перечень жизненно 

необходимых и важнейших лекарственных препаратов); 

о правилах предоставления платных медицинских услуг (в соответствии 

с  п.  III  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от  4.10.2012 

№ 1006 

«Об 

утверждении 

правил 

предоставления 

медицинскими 

организациями платных медицинских услуг»); 

информационные плакаты о здоровом образе жизни. 

Информация,  размещаемая  в  зоне  фронт-офиса,  должна  быть 

структурирована,  следует  избегать  размещения  материалов,  отвлекающих  от 

основной информации. 

23 

 

 

 

 

 

В  зоне  фронт-офиса  необходимо  разместить  лист  проблем  и  лист 

предложений, доступные для пациентов. 

Рабочие  места  сотрудников  фронт-офиса  должны  быть  оборудованы 

автоматизированным  рабочим  местом  (АРМ),  для  работников  колл-центра  – 

24 

 

АРМ,  многоканальным  телефоном,  гарнитурой,  и  организованы  по  системе 

5С. 

 

Критерий 3. Управление запасами 

Для  хранения  учетных  форм  №  025/у  «Медицинская  карта  пациента, 

получающего  медицинскую  помощь  в  амбулаторных  условиях»  (далее  – 

медицинская карта) целесообразно организовать картохранилище – отдельное 

помещение  или  закрытую  зону  фронт-офиса  с  ограниченным  доступом. 

Медицинские  карты  в  картохранилище  группируются  по  участковому 

принципу  и  (или)  в  алфавитном  порядке  (Приказ  Минздрава  России  от 

15.12.2014  № 834н  (ред.  от  09.01.2018)  «Об  утверждении  унифицированных 

форм 

медицинской 

документации, 

используемых 

в 

медицинских 

организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, 

и  порядков  по  их  заполнению»).  Рекомендуется  введение  цветовой 

маркировки  медицинских  карт  по  участкам  с  размещением  «легенды» 

маркировки на торцевой части стеллажей. 

 

 

Для  работы  в  картохранилище  оборудуются  рабочие  места  для 

сотрудников фронт-офиса, оснащенные АРМ. 

25 

 

 

 

Для  организации  доставки  медицинских  карт  в  кабинеты  до  начала 

приема (точно вовремя) целесообразно использование тарного канбана. 

 

 

Сотрудники картохранилища обеспечивают целостность, сохранность и 

порядок расположения медицинских карт. 

 

 

26 

 

Критерий 4. Стандартизация процессов

 

В  работе  сотрудников  фронт-офиса,  в  том  числе  колл-центра, 

используются: 

речевые модули общения; 

алгоритмы маршрутизации пациентов; 

стандарты организации рабочего пространства; 

стандарты  организации  движения  медицинской  документации  в 

поликлинике. 

 

 
Работа  сотрудников  фронт-офиса  организована  так,  чтобы  колебания 

нагрузки  отдельных  специалистов  с  учетом  их  многофункциональности  и 

взаимозаменяемости не превышали 30%. 

 

Критерий 5. Качество медицинской помощи 

Персонал  должен  пройти  подготовку  по  бесконфликтному  поведению, 

придерживаться  морально-этических  норм  и  правил  в  процессе 

профессиональной 

деятельности, 

соблюдать 

требования 

и 

нормы 

27 

 

законодательства  в  сфере  защиты  персональных  данных,  получаемых  в  ходе 

исполнения  трудовых  обязанностей  (Федеральный  закон  «О  персональных 

данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ). 

Персонал  должен  уметь  устанавливать  профессиональный  контакт  и 

общаться  с  пациентами,  в  том  числе  имеющими  нарушения  речи,  слуха, 

зрения,  как  при  их  непосредственном  обращении  в  поликлинику,  так  и  по 

телефону, использовать звукоусиливающие устройства. 

 

 
Критерий 6. Доступность медицинской помощи 

В  зоне  фронт-офиса  размещена  наглядная  и  понятная  информация  о 

доступных  вариантах  записи  на  прием:  инфомат,  колл-центр,  электронные 

сервисы  (единый  портал  государственных  и  муниципальных  услуг, 

региональные  порталы  записи  к  врачу,  мобильные  приложения);  сделан 

акцент на предварительной записи на прием и осуществлении приема строго 

по времени. 

В  зоне  фронт-офиса  предусмотрена  возможность  предварительной 

записи на прием (например, инфомат). 

28 

 

При  отсутствии  единого  колл-центра  на  уровне  региона,  колл-центр 

организуется  на  базе  отдельной  медицинской  организации  (юридического 

лица) как изолированная часть фронт-офиса. 

Сотрудники  фронт-офиса  регулярно  и  своевременно  актуализируют 

расписание 

приема 

специалистов 

лечебно-профилактических 

и 

диагностических подразделений. 

Сотрудники фронт-офиса осуществляют регистрацию вызовов врачей на 

дом  по  месту  жительства  (пребывания)  пациентов,  своевременно  передают 

информацию врачам о зарегистрированных вызовах. 

 

Критерий 7. Вовлеченность персонала в улучшения процессов

 

Сотрудники фронт-офиса участвуют в системе подачи предложений по 

улучшению работы поликлиники. 

 

 

29 

 

Кабинет приема, кабинет диагностики (функциональной, рентгеновской, 

ультразвуковой, эндоскопической) 

Важнейшими  задачами  медицинской  организации,  оказывающей 

первичную  медико-санитарную  помощь,  является  снижение  уровня 

заболеваемости  и  смертности  среди  прикрепленного  населения  путем 

осуществления  мероприятий  по  профилактике,  диагностике,  лечению 

заболеваний  и  состояний,  медицинской  реабилитации,  наблюдению  за 

течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе 

снижению  уровня  факторов  риска  заболеваний,  и  санитарно-гигиеническому 

просвещению.  Первичная  медико-санитарная  помощь  оказывается  по 

территориально-участковому принципу, в плановой и неотложной форме. 

Решение  обозначенных  задач  и  осуществление  вышеуказанных 

мероприятий  выполняется  врачами,  ведущими  амбулаторный  прием  (врачи-

терапевты  участковые/врачи-педиатры  участковые/врачи  общей  практики  и 

врачи-специалисты). 

Оптимальные  условия  для  осуществления  указанного  функционала 

создаются путем организации деятельности кабинетов приема в соответствии 

с 

действующими 

порядками 

оказания 

медицинской 

помощи 

по 

соответствующему  профилю,  утвержденными  приказами  Министерства 

здравоохранения Российской Федерации, с учетом использования принципов 

бережливого  производства,  направленных  на  минимизацию  всех  видов 

потерь. 

Диагностические  кабинеты  медицинской  организации  обеспечивают 

выполнение исследований функции органов или тканей организма человека с 

использованием специальных процедур, приспособлений и методик, по итогу 

которых  врачами-специалистами  соответствующего  профиля  оформляются 

квалифицированные заключения. Внедрение единых подходов к организации 

работы  диагностических  кабинетов  направлено  на  сокращение  времени 

ожидания исследований, повышение уровня удовлетворенности населения их 

качеством и доступностью. 

30 

 

Представленные  ниже  критерии  демонстрируют  методы  достижения 

поставленных задач. 

 

Критерий 1. Управление потоками пациентов 

Пациенты,  обращающиеся  за  медицинской  помощью,  формируют 

различные  потоки.  Самый  значимый  из  них  –  поток  пациентов  по 

предварительной записи. 

Также можно выделить такие потоки как: 

поток пациентов, нуждающихся в неотложной медицинской помощи; 

поток  пациентов,  обратившихся  для  прохождения  диспансеризации/ 

профилактического  медицинского  осмотра  и  других  профилактических 

мероприятий; 

поток  пациентов,  обратившихся  за  получением  платных  медицинских 

услуг и пр. 

 

С  целью  минимизации  количества  пересечений  потоков  пациентов, 

обращающихся  за  медицинской  помощью  в  плановом  порядке,  организуется 

предварительная  запись  на  прием.  Запись  на  первичный  и  повторный  прием 

31 

 

сбалансирована  в  соответствии  с  потребностями  конкретной  медицинской 

организации и может варьироваться с учетом эпидемиологической ситуации, 

уровня заболеваемости, иных объективных причин. 

 

Для приема пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи 

при  внезапных  острых  заболеваниях,  состояниях,  обострении  хронических 

заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской 

помощи,  в  поликлинике  организуется  кабинет  неотложной  помощи  (приказ 

Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  Российской 

Федерации  от  15.05.2012  № 543н  «Об  утверждении  Положения  об 

организации  оказания  первичной  медико-санитарной  помощи  взрослому 

населению»;  приказ  Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации 

от  07.02.2018  № 92н  «Об  утверждении  Положения  об  организации  оказания 

первичной медико-санитарной помощи детям»). 

Пациентов,  обратившихся  для  получения  плановой  помощи  без 

предварительной  записи,  рекомендуется  направлять  к  администратору  холла 

для осуществления предварительной записи на прием к врачу-специалисту, к 

которому  доступна  первичная  самозапись,  либо  для  записи  к  дежурному 

врачу, в зависимости от повода обращения. 

Исключение  составляют  категории  граждан,  имеющих  право  на 

внеочередной прием в соответствии с действующим законодательством. 

32 

 

 

 

Минимизация  количества  пересечений  потоков  условно  здоровых  и 

условно  больных  пациентов  в  поликлинике  достигается,  в  том  числе,  путем 

организации отделения медицинской профилактики отдельным блоком. 

Для минимизации количества пересечений потоков условно здоровых и 

условно  больных  детей  в  детской  поликлинике  организуется  кабинет 

здорового  ребенка  (приказ  Министерства  здравоохранения  Российской 

Федерации от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации 

оказания первичной медико-санитарной помощи детям»). 

 

Оптимальный  вариант  разделения  потоков  пациентов,  получающих 

медицинскую  помощь  в  рамках  Программы  государственных  гарантий 

бесплатного  оказания  гражданам  медицинской  помощи,  и  пациентов, 

обратившихся  за  получением  платных  медицинских  услуг  –  это  создание 

отдельной  организационной  структуры  –  отделения  платных  медицинских 

услуг.  При  отсутствии  такой  возможности  необходимо  разделить 

33 

 

вышеуказанные  потоки  пациентов  по  времени,  что  позволит  свести  к 

минимуму  возникновение  конфликтных  ситуаций  между  пациентами, 

повысить удовлетворенность населения доступностью медицинской помощи. 

Для  уменьшения  количества  возвратов  пациентов  в  зону  фронт-офиса 

для  осуществления  записи,  запись  на  повторный  прием,  лабораторные  и 

инструментальные  исследования,  консультации  врачей-специалистов  (в  том 

числе  в  иные  медицинские  организации)  осуществляется  в  кабинете  врача, 

ведущего 

прием, 

с 

использованием 

функционала 

медицинской 

информационной системы. 

С  целью  минимизации  временных  потерь  и  лишних  передвижений 

пациента  назначение  и  выписка  рецептов  на  лекарственные  препараты 

гражданам,  имеющим  право  на  бесплатное  получение  лекарственных 

препаратов  или  получение  лекарственных  препаратов  со  скидкой,  в  рамках 

оказания  им  первичной  медико-санитарной  помощи  (приказ  Министерства 

здравоохранения  Российской  Федерации  от  20.12.2012  № 1175н  «Об 

утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, 

а  также  форм  рецептурных  бланков  на  лекарственные  препараты,  порядка 

оформления  указанных  бланков,  их  учета  и  хранения»),  осуществляется 

непосредственно в кабинете лечащего врача. 

 

Критерий 2. Качество пространства 

Система  навигации  поликлиники  доступна  и  понятна,  выполнена  в 

едином стиле для всей медицинской организации, включая все ее удаленные 

подразделения  (филиалы),  обеспечивает  быстрый  поиск  кабинетов  врачей-

специалистов. 

У каждого кабинета приема, на двери либо рядом с ней, располагается 

табличка  с  указанием  номера  кабинета,  специальности  и  ФИО  врача, 

ведущего  прием.  Рекомендовано  использовать  технические  решения, 

позволяющие  заменять  необходимую  информацию  в  оперативном  режиме 

(например,  крепление  на  магнитных  лентах,  использование  пластиковых 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..