ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 3

 

 

33 

почвенных  и  геоботанических  обследований  и  бонитировки  почв  на  площади 
не менее 66 млн га. 

Почвенные и  геоботанические  карты  по итогам проведенных  изысканий 

хранятся  на  бумажных  носителях,  что  существенно  затрудняет  их 
использование  для  оказания  услуг  по  представлению  соответствующей 
информации населению и заинтересованным государственным органам. 

В  этой  связи  существует  необходимость  перевода  имеющихся  и 

изготовления  новых  материалов  почвенных  и  геоботанических  изысканий  в 
электронный  формат  для  возможности  внесения  изменений  в  течение  всего 
периода  их  эксплуатации,  проведения  анализов,  отслеживания  динамики 
изменений параметров почвенного и растительного покрова с формированием 
необходимых справок, таблиц, диаграмм и т.д. 

Вместе  с  тем,  ежегодный  объем  финансирования  из  РБ  на  проведение 

вышеуказанных  мероприятий  не  удовлетворяет  существующую  потребность  в 
получении 

актуальной 

информации 

о 

качественном 

состоянии 

сельскохозяйственных угодий и требует увеличения. 

В сфере земельных отношений имеются следующие проблемы: 
1. Ухудшение качества земель и их продуктивности. 
2.  Малый  объем  доброкачественных  материалов  по  почвенному  и 

геоботаническому  обследованию  сельскохозяйственных  угодий,  бонитировке 
почв. 

3.  Отсутствие  актуальных  данных  для  определения  кадастровой 

стоимости земель сельскохозяйственного назначения. 

4. Низкий уровень освоения отгонных пастбищ в виду их недостаточной 

обводненности. 

6. Выбросы углекислого газа от сельского хозяйства. 

3.9. Финансовые меры государственной поддержки 

 
Инструмент  инвестиционного  субсидирования  направлен  на  частичную 

компенсацию  (от  20%  до  80%)  инвестиционных  затрат  на  строительно-
монтажные  работы,  технику  и  оборудование  по  19  направлениям                      
(48  паспортов).  Всего  с  начала  реализации  (2014  –  2015  годы)  данной  меры 
государственной поддержки были просубсидированы 2 729 субъектов АПК на 
общую  сумму  субсидий  –  19,1  млрд  тенге,  сумма  привлеченных  инвестиций 
составила 67,8 млрд тенге.  

Основная  доля  привлеченных  инвестиций  за  счет  инвестиционных 

субсидий  приходится  на  отрасль  животноводства  55%  (37,6  млрд  тенге),  на 
растениеводство – 35% (23,2 млрд тенге), на переработку животноводческой и 
растениеводческой продукции 10% (7 млрд тенге). 

По итогам двух лет реализации данной меры государственной поддержки 

недофинансирование составило 35,4 млрд тенге.  

По  инструменту  субсидирования  ставок  вознаграждения  по  кредитам 

субъектов  АПК,  лизингу  сельскохозяйственной  техники  и  животных, 

34 

технологического  оборудования  удешевляется  процентная  ставка  по 
кредитным/лизинговым  договорам:  для  пополнения  оборотных  средств, 
приобретения  основных  средств  и  др.  в  национальной  валюте  –  на  7%,  в 
иностранной валюте – на 5%; для приобретения сельскохозяйственной техники 
и  оборудования  в  отрасли  животноводства  и  кормопроизводства,  снижение 
ставки  вознаграждения  в  национальной  валюте  –  на  10%  годовых  и  в 
иностранной валюте – на 7%. 

За 2014 – 2015 годы субсидирование процентной ставки осуществляется 

по  обязательствам  4  601  субъекта  АПК  на  общую  сумму  основного  долга             
243,2  млрд  тенге,  в  том  числе  по  приобретенным  субъектами  АПК 
12 254 единицам сельскохозяйственной техники. 

По  видам  деятельности  основная  доля  участников  приходится  на 

растениеводческую  отрасль  48,8%,  переработку  животноводческой  и 
растениеводческой  продукции  29,8%,  животноводство  7,8%  и  прочие  виды 
деятельности 13,4%. 

В  целях  снижения  кредитной  нагрузки  субъектов  АПК  и  рисков  их 

банкротства  с  2013  года  реализуются  меры  финансового  оздоровления 
обязательств  субъектов  АПК.  Условиями  финансового  оздоровления 
предусматриваются продление сроков кредитования до 9 лет, снижение ставки 
вознаграждения  до  14%,  из  которых  7%  субсидируется  из  государственного 
бюджета, а также списание финансовыми институтами штрафов и пени. 

За  2013  –  2015  годы  при  реализации  финансового  оздоровления 

субъектов  АПК  одобрены  заявки  404  субъектов  АПК  на  общую  сумму 
задолженности 520 млрд тенге. С 2016 года прием новых заявок для участия в 
программе финансового оздоровления не осуществляется.  

На  субсидирование  процентной  ставки  в  рамках  финансового 

оздоровления  субъектов  АПК  в  2013  –  2014  годы  было  выделено  7,2  млрд 
тенге.  В  2015  году  –  18,9  млрд  тенге,  в  т.ч.  5,8  млрд  тенге  средства 
Национального фонда РК, которые были полностью освоены. На 2016 год в РБ 
предусмотрены  средства  в  размере  24,7  млрд  тенге.  Ежегодно  для 
субсидирования  ставок  вознаграждения  требуется  порядка  20  млрд  тенге,  что 
составит 164,3 млрд тенге до 2024 года. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35 

Диаграмма 17. Динамика общеотраслевых субсидий в 2013-2016 годы,  

млн тенге 

 

По  видам  деятельности  основная  доля  суммы  оздоравливаемой 

задолженности 

приходится 

на 

растениеводческую 

отрасль 

73%, 

животноводство  2%,  переработку  сельскохозяйственной  продукции  3%  и 
прочие виды деятельности 22%. 

От  общей  суммы  одобренной  к  оздоровлению  задолженности  72%  или 

376,4 млрд тенге приходятся на займы крупных агрохолдингов. 

В  рамках  субсидирования  страхования  и  гарантирования  займов 

субъектов  АПК  субсидируется  тарифная  ставка  страховой  компании  или 
гаранта.  В  2015  году  под  страховое  обеспечение  прокредитованы  3  СХТП, 
общая сумма привлеченного кредита составила 7,9 млрд тенге. 

Субсидирование суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) 

заготовительным  организациям  начато  в  2016  году  с  целью  удешевления 
продукции  заготовительных  организации  в  размере  исчисленного  НДС. 
Выплаты  произведены  на  сумму  140 млн  тенге  15  заготовительным 
организациям. 

По  данным  Национального  Банка  РК,  объем  выданных  кредитов  как  по 

отраслям экономики РК, так и в сельском хозяйстве ежегодно растет. При этом 
доля  кредитов  в  сфере  АПК  в  2015  году  составила  8%,  что  на  54%  ниже 
показателя 2011 года. 

В  2015  году  сумма  кредитов,  выданных  субъектам  АПК,  составила 

603,5 млрд тенге, что на 61% меньше, чем в 2014 году. 

 
 

 
 
 
 

Диаграмма 18. Сумма выданных кредитов 

 

36 

 

 

По  состоянию  на  1  января  2016  года  совокупный  кредитный  портфель 

банков второго уровня (далее – БВУ) и акционерного общества «Национальный 
управляющий  холдинг  «КазАгро»  (далее  –  АО  «НУХ  «КазАгро»)  в  сельском 
хозяйстве составил 1 448,0 млрд тенге, из них 66% приходятся на БВУ и 34% на 
группу компаний АО «НУХ «КазАгро». 

Сумма  просроченной  задолженности  субъектов  АПК  перед  БВУ  по 

состоянию  на  август  2016  года  составляет  48,7  млрд  тенге,  что  на  44,6% 
меньше по сравнению с аналогичной датой 2014 года. 

 

Диаграмма 19. Сумма просроченной задолженности субъектов АПК перед 

БВУ 

 

**  -  Резкое  снижение  суммы  просроченной  задолженности  в  2015  году  связано  с 

эффектом от реализации программы финансового оздоровления субъектов АПК 

 
БВУ  преимущественно  кредитуют  крупные  устойчивые  хозяйства  для 

пополнения 

оборотных 

средств 

на 

обеспечение 

краткосрочного 

производственного  процесса.  При  этом  доля  сельского  хозяйства  в  структуре 
банковского  кредитования  неуклонно  сокращается.  Так,  если  в  2012  году  она 
составляла 6,2%, в 2015 году – 1,9%.  

На  рынке  кредитования  сельского  хозяйства  доминируют  финансовые 

институты  АО  «НУХ  «КазАгро»,  предоставляющие  услуги  кредитования  и 
лизинга по ставкам вознаграждения значительно ниже рыночных. В результате, 

 

     

 

 

     

 

18,8% 

 

     

 

13,7% 

 

     

 

 

     

 

16,1% 

 

     

 

 

     

 

 

     

 

20,1% 

 

     

 

 

     

 

 

 

   

 

 

     

 

 

Доля кредитов КазАгро, % 

33,8% 

37 

долгосрочные  инвестиции  в  сельское  хозяйство  стали  в  основном  зависеть  от 
государственного финансирования. 

За  2011  –  2015  годы  через  финансовые  организации,  входящие  в  состав 

АО  «НУХ  «КазАгро»,  из  средств  РБ  было  выделено 410,5  млрд  тенге,  из  них 
318  млрд  тенге  в  виде  краткосрочных  бюджетных  кредитов,  92,5  млрд  тенге 
направлены на пополнение уставных капиталов компаний.  

АО  «НУХ  «КазАгро»  ориентировано  на  инвестиционную  поддержку 

малого  и  среднего  бизнеса.  Через  АО  «КазАгроФинанс»  ежегодно 
приобретается  более  60%  техники  в  стране.  Участие  БВУ  и  других  частных 
финансовых организаций в финансировании малого и среднего бизнеса (далее – 
МСБ) в аграрном секторе незначительно. 

Действующая  система  страхования  состоит  из  обязательного  и 

добровольного страхования.  

Правовой  основой  обязательного  страхования  является  Закон  РК           

«Об  обязательном  страховании  в  растениеводстве»  (далее  –  Закон),  который 
обязывает  страховать  зерновые,  масличные  культуры,  сахарную  свеклу  и 
хлопок. 

 

Диаграмма 20. Динамика роста количества страховых компаний и 

обществ взаимного страхования (ОВС) 

 

 

 
В  настоящее  время  на  данном  рынке  работают  только  две  страховые 

компании,  количество  обществ  взаимного  страхования  (далее  –  ОВС)  на 
сегодня  неизвестно,  официально  за  компенсацией  страховых  выплат 
обращалось 14 ОВС. Значительная часть посевов только формально страхуются 
ОВС.  

За  время  действия  Закона  (2006  –  2015  годы)  было  застраховано  в 

среднем  5,4  млн  га  посевной площади  в  год,  из  них 558  тыс.  га  подвергались 
неблагоприятным природным явлениям (10%) (см. приложение 30 к настоящей 
Программе). 

Добровольное  страхование  в  сельском  хозяйстве  применяется  во 

вмененной 

форме 

при 

предоставлении 

в 

лизинг 

техники 

и 

38 

сельскохозяйственных  животных.  Вмененная  форма  применяется  к 
лицензированным хлебоприемным предприятиям. 

Гарантирование  обязательств  субъектов  АПК  перед  финансовыми 

институтами 

осуществляется 

преимущественно 

социально-

предпринимательскими корпорациями (далее – СПК) и БВУ. 

БВУ и СПК за выпуск гарантий взимается комиссия в среднем от 1% до 

7% от суммы гарантии.  

Акционерное  общество  «Национальная  компания  «Продовольственная 

корпорация» (далее – АО «НК «Продкорпорация») под гарантию СПК за 2011 – 
2016  годы  было  профинансировано  9  063  СХТП  на  общую  сумму 
85,8 млрд тенге.  

В  сфере  финансовых  мер  государственной  поддержки  имеются 

следующие проблемы: 

1.  Низкая  степень  доступности  кредитов  и  субсидий  для  большинства 

СХТП.  

2.  Отсутствие  привязки  субсидирования  к  конечному  результату  и 

специализации регионов. 

3.  Ориентированность  инвестиционного  субсидирования  на  крупные 

производства  при  недоступности  для  мелких  СХТП  и  слабом  контроле  за 
исполнением целевых показателей. 

4.  Субсидирование  ставок  вознаграждения  при  кредитовании  субъектов 

АПК,  лизинге  сельскохозяйственной  техники  и  животных,  технологического 
оборудования  не  стимулирует  БВУ  и  лизинговые  компании  к  снижению 
процентных ставок по кредитам и лизингу. 

5.  Риски  повторного  появления  проблем  неисполнения  обязательств  по 

займам и угроза банкротства, несмотря на финансовое оздоровление. 

6.  Отсутствие  должного  интереса  страховых  компаний  и  гарантов  к 

механизму  субсидирования  страхования  и  гарантирования  займов  субъектов 
АПК из-за высоких кредитных рисков отрасли. 

7. 

Несовершенство 

механизма 

субсидирования 

суммы 

НДС 

заготовительным  организациям:  субсидии  выплачиваются  по  итогам  года; 
субсидии  учитываются  в  составе  совокупного  годового  дохода,  что  снижает 
долю  от  реализации  сельскохозяйственной  продукции,  являющейся  основным 
условием выплаты субсидии 

8. Нехватка ликвидного залогового обеспечения в сельской местности. 
9.  Зависимость  СХТП  от  достаточности  финансовых  ресурсов  в 

кредитующих организациях АО «НУХ «КазАгро». 

10.  Низкий  уровень  конкуренции  на  рынке  финансовых  услуг  ввиду 

слабой  представленности  частных  финансовых  организаций  в  сельской 
местности при слабом институциональном развитии кредитных товариществ.  

11. Отсутствие целевых долгосрочных займов на финансирование АПК в 

рамках  программ  сотрудничества  Правительства  РК  и  международных 
финансовых организаций. 

39 

12. Высокие природно-климатические, эпизоотические, фитосанитарные, 

карантинные, экономические риски отрасли. 

13.  Отсутствие  источников  долгосрочного  фондирования  у  частных 

финансовых организаций. 

14. Деятельность ОВС в отличие от деятельности страховых компаний не 

контролируется  государственными  регулирующими  органами  (МСХ  РК  и 
Национальный Банк РК). 

15. Несовершенство законодательства позволяет ОВС выступать и в роли 

страховщика, и в роли страхователя, что искажает суть страхования. 

16.  ОВС  в  основной  массе  создаются  местными  исполнительными 

органами  и  общественными  организациями,  что  превратило  ОВС  в 
дополнительное финансовое бремя для СХТП – фермеры платят премии, но не 
получают выплаты должным образом. 

17.  Большинство  мелких  хозяйств  не  соблюдают  даже  упрощенные 

агротехнологии,  что  значительно  увеличивает  степень  рисков,  и  на  риски 
неблагоприятных 

природных 

явлений 

накладываются 

риски 

бесхозяйственности, которые никак не могут покрываться страхованием.  

18.  Законодательство  не  позволяет  страховым  компаниям  требовать 

соблюдения  агротехнологий  и  не  предусматривает  возможности  отказа  в 
страховании при явном несоответствии клиента страховым требованиям.   

19.  Действующие  тарифы  по  страхованию  зерновых  культур  согласно 

Закону  и  нормативам  затрат,  установленные,  соответственно,  в  2004  и  2009 
годах,  не  обеспечивают  СХТП  полноценной  суммой  возмещения  понесенных 
убытков. 

20.  Неразвитость  инструментов  гарантирования  обязательств  субъектов 

АПК. 

 

3.10. Сопутствующие сферы деятельности АПК 

Техническая оснащенность. Сельхозмашиностроение 

 
По  состоянию  на  1  января  2016  года  парк  основных  видов 

сельскохозяйственной  техники  Казахстана  составляют:  тракторы  –  152  тыс. 
единиц,  зерноуборочные  комбайны  –  42  тыс.  единиц,  посевные  комплексы  – 
3,5  тыс.  единиц,  сеялки  –  86,1  тыс.  единиц,  жатки  –  15,6  тыс.  единиц,  из 
которых  со  сроком  эксплуатации  свыше  15  лет:  тракторы  –  84%;  комбайны  – 
54%;  сеялки  –  более  88%;  жатки  –  73%  (см.  приложение  31  к  настоящей 
Программе). 

Учитывая,  что  средние  амортизационные  сроки  сельскохозяйственной 

техники составляют 10-12 лет, можно сделать вывод о том, что реальные сроки 
эксплуатации техники превышают нормативные на 3 – 10 лет.  

Темпы  обновления  по  основным  видам  сельскохозяйственной  техники 

(кроме  посевных  комплексов)  при  требуемом  технологическом  уровне 
обновления  10  –  12,5%  в  год  составляют:  по  тракторам  –  1,2%;  комбайнам  – 

40 

2,8%;  сеялкам  –  0,6%,  жаткам  –  1,6%.  Среднегодовой  объем  закупа 
сельскохозяйственной  техники  составляет  80  млрд  тенге,  в  том  числе 
отечественного производства - 20,5 млрд тенге. 
 

Диаграмма 21. Наличие сельскохозяйственной техники на 2016 год, единиц 

 

 

 
Из  действующих  30  предприятий  (заводов)  по  производству 

сельскохозяйственной техники и комплектующих основными производителями 
являются 15, на которых работает около 2,1 тыс. человек.  

К  ним  относятся:  ТОО  «Семаз»  (тракторы  МТЗ),  ТОО  «Комбайновый 

завод  «Вектор»  (комбайны),  АО  «Агромашхолдинг»  (комбайны  Есиль),  ТОО 
«Фирма  «Дафа»  (навесное  оборудование),  ТОО  «ДонМар»  (жатки),  ТОО 
«КазКИОТИ» (тракторы). 

Из 

общего 

объема 

отечественного 

сборочного 

производства 

сельскохозяйственной  техники  на  сборку  тракторов  и  комбайнов  приходится 
93%, на навесное оборудование – 7%.  

Созданные  совместные  сборочные  производства  загружены  в 

недостаточной  степени.  Уровень  локализации  в  большинстве  случаев 
составляет  менее  35%,  что  приводит  к  прямой  зависимости  цены  на 
отечественную технику от стоимости импортируемых комплектующих.  

По  итогам  2015  года  на  долю  отечественных  сборочных  предприятий 

пришлось  в  среднем  30% от  количества  приобретенной  сельскохозяйственной 
техники в Казахстане: по комбайнам – 49,5%, тракторам 34,8%, прочей технике 
– 20%. Оставшийся спрос на сельскохозяйственную технику удовлетворяется за 
счет импорта. 

В  области  технической  оснащенности  отрасли  и  сельскохозяйственного 

машиностроения имеются  следующие проблемы: 

1.  Высокий  уровень  износа  основных  видов  сельскохозяйственной 

техники. 

2.  Недостаточные темпы обновления сельскохозяйственной техники. 
3. Низкий уровень локализации и производства комплектующих. 

41 

4. Неразвитость системы сервисного обслуживания. 
5. Недостаточный уровень механизации животноводческих ферм.  
 

Агрохимия 

 
В  Казахстане  производством  минеральных  удобрений  (фосфорные  и 

азотные  удобрения)  в  основном  занимаются  ТОО  «Казфосфат»  (суперфосфат, 
аммофос) и ТОО «КазАзот» (нитрат аммония). 

Калийные 

удобрения 

не 

производятся, 

однако 

ведутся 

геологоразведочные  работы  на  месторождении  калийного  сырья  в  западном 
регионе Казахстана. 

В  2015  году  потребление  азотных  удобрений  составило  419,7  тыс.  тонн, 

из  которых  184,7  тыс.  тонн  или  44%  зарубежного  производства,  при  этом  в 
Казахстане  произведено  311,1  тыс.  тонн.  Потребление  фосфорных  удобрений 
составило  84,6  тыс.  тонн,  из  которых  0,13  тыс.  тонн  или  0,15%  зарубежного 
производства.  При  этом  в  Казахстане  было  произведено  93,2  тыс.  тонн  этого 
вида  удобрений.  Потребление  калийных  удобрений  в  2015  году  составило 
9,7 тыс. тонн, весь объем которых приходится на импорт. 

Рынок  комплексных  удобрений  в  Республике  Казахстан  также  состоит 

полностью из импортной продукции и составляет порядка 10,1 тыс. тонн в год. 
При  этом  обеспеченность  страны  за  счет  отечественного  производства 
минеральных  удобрений  составляет  около  35%  от  научно-обоснованной 
потребности. 

В  среднем  за  последние  5  лет  (2011  –  2015  годы)  ежегодно  ввозились 

порядка  288  тыс.  тонн  в  физическом  весе  различных  видов  минеральных 
удобрений.  Растут  и  объемы  экспорта  –  в  среднем  экспортируется  порядка 
190,0 тыс. тонн в год. 

В отрасли агрохимии имеются следующие проблемы: 
1. Высокая стоимость минеральных удобрений при ежегодном росте цен. 
2. Отсутствие  законодательного  закрепления  разрешительной процедуры 

по государственной регистрации агрохимикатов и разрешительного документа 
на  право  применения  агрохимикатов  на  территории  страны  в  перечне 
разрешений второй категории. 

3. 

Узкий  ассортимент  минеральных  удобрений,  выпускаемых 

отечественными предприятиями, и высокая стоимость. 
 

Налоговая политика 

 
Законодательством  для  субъектов  АПК  предусмотрены  специальные 

налоговые режимы: 

1. Для крестьянских или фермерских хозяйств – единый земельный налог 

(далее - ЕЗН). По данным налоговых органов за 2014 год количество субъектов-
плательщиков  ЕЗН  составило  125,4  тысяч  единиц,  занятых  в  крестьянских 

42 

(фермерских)  хозяйствах  (далее  –  К(Ф)Х)  –  476,2  тыс.  человек,  уплачено  в 
бюджет 4,1 млрд тенге. 

2.  Для  производителей  сельскохозяйственной  продукции,  продукции 

аквакультуры  и  сельскохозяйственных  кооперативов.  По  данным  налоговых 
органов  за  2014  год  количество  субъектов,  использующих  данный  режим, 
составило -1,9 тысяч, занято 117,4 тыс. человек, уплачено в бюджет 12,1 млрд 
тенге налогов и иных платежей. 

В структуре налогов наибольшую долю занимает НДС (в среднем за 5 лет 

– 53,5%). 

Несмотря  на  ее  значительную  долю  в  общей  структуре  поступлений  от 

сельского  хозяйства,  в  структуре  поступлений  в  целом  по  всем  отраслям 
экономики  НДС  составляет  всего  1,6%  (см.  приложение  32  к  настоящей 
Программе). 

По  НДС  предусмотрена  льгота  –  уменьшение  исчисленной  суммы  НДС 

на  70%.  Общее  количество  субъектов,  пользующихся  данной  льготой,  – 
1147, сумма льготы составляет 5899 млн тенге: 

по  организациям,  осуществляющим  переработку  сельскохозяйственного 

сырья, – 3 117 млн тенге; 

по  производителям  сельскохозяйственной  продукции,  продукции 

аквакультуры и сельскохозяйственным кооперативам – 2782 млн тенге. 

Удельный  вес  налогов  в  сумме  затрат  составляет  в  сельском  хозяйстве 

6%. 

За  2015  год  рентабельность  отрасли  в  связи  с  убыточностью  составила 

минус 11%. 

 

Торгово-логистическая инфраструктура 

 
В  настоящее  время  продвижение  продовольственных  товаров  от 

производителей  к  потребителям  осуществляется  в  стихийном  режиме.  К 
примеру, плодоовощная продукция закупается  посредниками непосредственно 
с  полей  фермеров  и  владельцев  ЛПХ.  Аналогичная  ситуация  и  на  рынке 
мясопродуктов, 

когда 

множество 

мелких 

товаропроизводителей 

самостоятельно,  без  соблюдения  санитарных  требований  осуществляют  забой 
скота и транспортируют мясо на рынки для оптовой реализации. 

Кроме  того,  посредники,  одновременно  являясь  владельцами  грузовых 

машин,  выборочно  подходят  к  производителям  сельскохозяйственной 
продукции.  Во-первых,  основным  критерием  является  объем  продукции,  т.е. 
если объем продукции недостаточен для полной загрузки автомашин, то сделка 
не  совершается.  Во-вторых,  автопарк  на  рынке  перевозок  в  основном  состоит 
из морально и  физически устаревших автомобилей, значительно ухудшающих 
качество  плодоовощной  продукции  во  время  перевозки  (усушка,  утряска, 
порча).  В-третьих,  посредники,  в  целях  покрытия  всех  производственных  и 
непредвиденных  затрат,  а  также  получения  максимальной  прибыли 

43 

осуществляют двух-трехкратную надбавку к стоимости продукции СХТП, что, 
в  свою очередь, приводит  к необоснованному  росту  цен  для  потребителей.  В-
четвертых,  посредники  берут  на  себя  риски  убытков,  так  как  отсутствуют 
какие-либо  гарантии  сбыта  той  продукции,  которую  они  приобретают  у 
аграриев.  К  примеру,  существуют  риски  ДТП  по  пути  следования, 
невостребованность или резкое снижение цен товара в пункте назначения. И, в-
пятых, отсутствие организованности на рынке перевозок полностью исключает 
возможность  для  государственных  органов  осуществлять  регулирование 
товаропотоков между регионами.  

Для решения этих проблем в стране предпринимаются меры по развитию 

транспортной  логистики  и  складской  инфраструктуры.  Так,  на  территории 
Казахстана  функционирует  21  транспортно-логистический  центр  (далее  – 
ТЛЦ).  Вместе  с  тем,  имеющиеся  мощности  современной  инфраструктуры 
недостаточны для полного устранения проблем. 

Слабым  звеном  в  логистической  цепи  является  торговля.  Внутренний  и 

внешний потоки продовольственных товаров в основном приходятся на малые 
предприятия – 80% рынка (средние – 17%, крупные – 3%).  

Оптовая  торговля  в  основном  выполняется  в  разных  местах  и  многие 

розничные  рынки  в  раннее  утро  выполняют  функцию  оптовых  рынков.  При 
этом, в каждом казахстанском городе есть специализированные оптовые рынки, 
расположенные на старых продовольственных складах, где продовольственные 
поставки унаследовали старую централизованную систему.  

Речь идет о достаточно небольших зданиях, где продаются плодоовощная 

продукция,  а  также  мясо  и  другие  нескоропортящиеся  продовольственные 
продукты, колбасные изделия и т.д. 

В  целом,  всеми  этими  оптовыми  рынками  управляют  частные 

предприятия,  которые  являются  либо  владельцами  этих  зданий  и  земельных 
участков,  либо  арендуют  их.  Но  чаще  всего  оптовые  рынки  предоставляются 
местными исполнительными властями.  

Эти  рынки  всегда  состоят  из  разных  отделов,  предназначенных,  в 

частности,  для  приема  оптовых  продавцов,  реализующих  продукцию  с 
автомобилей  и  торговых  пунктов  (две  категорий  операторов  рынка 
описываются  в  следующей  главе).  Покупатели  имеют  доступ  к  оптовым 
рынкам, которые смешивают деятельность оптовой и розничной торговли.  

Очевидно, что рынки выполняют свои функции по организации торговли 

на этом уровне. Вместе с тем, условия реализации продукции не соответствуют 
санитарно-гигиеническим  требованиям,  в  частности,  при  реализации 
скоропортящейся продукции. 

Это  приводит  к  таким  последствиям,  как  высокие  цены,  волатильность 

цен  в  межсезонье,  сложность  формирования  крупных  партий,  необеспечение 
постоянных поставок продовольственных товаров. 

Проблемы: 
1. Неразвитость торгово-логистической инфраструктуры. 

44 

2. Присутствие неконтролируемого количества посреднических звеньев. 
3.  Отсутствие  связей  между  розничными  торговыми  предприятиями  и 

СХТП. 

4. 

Наличие 

потерь 

и 

расходов 

в 

системе 

распределения 

продовольственных товаров при их движении между регионами республики. 

5.  Отсутствие  гарантированных  рынков  сбыта  для  мелких  и  средних 

СХТП. 

6.  Отсутствие  организационных,  технических  и  технологических 

возможностей для формирования крупных, стабильных партий для экспорта. 

 

Информационно-маркетинговое обеспечение 

 
В  АПК  Казахстана  информационно-маркетинговым  обеспечением  на 

безвозмездной 

основе 

занимались 

следующие 

специализированные 

организации: АО «КазАгроМаркетинг» и центры по распространению знаний, 
созданные  на  базе  научно-исследовательских  институтов  (далее  –  НИИ)  и 
опытно-производственных  хозяйств  (далее  –  ОПХ).  В  2016  году  данная 
деятельность 

была 

передана 

в 

ведение 

Национальной 

палаты 

предпринимателей  РК  «Атамекен»  (далее  –  НПП  РК  «Атамекен»).  Всего 

информационно-маркетинговым  обеспечением  ежегодно  охвачено  более 
60 тыс. субъектов АПК. 

Также  акционерное  общество  «Национальное  агентство  по  экспорту  и 

инвестициям «KAZNEX INVEST» (далее – АО «KAZNEX INVEST») ежегодно 
поддерживает участие казахстанских производителей в выставках за рубежом, 
налаживание  контактов,  экспорт  путем  компенсации  части  затрат  на 
проведение выставок и продвижение экспорта. 

Кроме  того,  информационную  и  маркетинговую  поддержку  в  вопросах 

сбыта,  сбора  и  распространения  данных  играют  отраслевые  ассоциации 
предпринимателей.  

Проблемы:   
1.  Недостаточный  охват  субъектов  АПК  качественным  информационно-

маркетинговым обеспечением. 

2.  Неразвитая  инфраструктура  для  систем  повышения  квалификации, 

консультационных и информационных услуг в аграрном секторе экономики. 

 

 

Трансферт эффективных зарубежных технологий 

 

В  настоящее  время  трансферт  эффективных  зарубежных  технологий 

осуществляется  разрозненно,  в  рамках  отдельных  инвестиционных  проектов. 
Системный  подход  к  отбору  оптимальных  технологических  решений,  их 
апробации, адаптации и распространению отсутствует.  

Основными проблемами в сфере трансферта технологий являются: 

45 

1.  Отсутствие  структурированной,  объективной  информации  о  наиболее 

актуальных  технологических  задачах,  технологиях,  подходах  к  их  решению  в 
странах  –  технологических  лидерах  с  сопоставимыми  условиями  для  ведения 
сельского хозяйства. 

2. Не осуществляется технологическое прогнозирование в АПК, которое 

позволило  бы  сфокусировать  ресурсы  на  перспективных  задачах  и  заранее,  в 
партнерстве  с  зарубежными  организациями  -  носителями  необходимых 
компетенций, приступить к их решению. 

Научное и кадровое обеспечение 

 

Научными исследованиями в сфере АПК в Республике Казахстан заняты 

НИИ  и  ОПХ  некоммерческого  акционерного  общества  «Национальный 
аграрный  научно-образовательный  центр»  (далее  НАО  «НАНОЦ»),  другие 
НИИ,  ОПХ  и  высшие  учебные  заведения  (далее  –  вузы).  Общий  объем 
финансирования  научных  исследований  в  2015  году  составил  0,15%  от 
валового  продукта  сельского  хозяйства,  что  примерно  в  10  раз  ниже,  чем  в 
среднем в странах - технологических лидерах.  

Приоритетами  высшего  и  послевузовского  образования  Казахстана 

являются  триединство  образования,  науки  и  производства,  а  также  усиление 
интеграции университетов и бизнес-структур.  

Используя  опыт  АОО  «Назарбаев  Университет»,  ведется  поэтапная 

трансформация  Казахского  национального  аграрного  университета  (далее  – 
КазНАУ)  и  Казахского  аграрно-технического  университета  имени  Сакена 
Сейфуллина  (далее  –  КазАТУ)  в  исследовательские  университеты.  КазНАУ  и 
КазАТУ  уже  второй  год  участвуют  в  подготовке  кадров  для  реализации 
проектов 

Государственной 

программы 

индустриально-инновационного 

развития (далее – ГПИИР). 

С  учетом  регионального  принципа  и  многолетнего  опыта  в  сфере 

подготовки 

аграрных 

кадров, 

наличия 

профессионального 

научно-

педагогического  потенциала,  а  также  тесного  взаимодействия  с  ведущими 
зарубежными 

университетами 

и 

передовыми 

отечественными 

агроформированиями  усилия  трех  ведущих  аграрных  вузов  направлены  на 
подготовку конкурентоспособных кадров для АПК.   

Подготовку  кадров  по  специальностям  «сельскохозяйственные  науки, 

услуги и ветеринария» с высшим образованием осуществляют 23 вуза (из них 7 
частных), в том числе: 

три  вуза  РК.  В  КазНАУ  ведется  подготовка  по  14  аграрным 

специальностям,  в  КазАТУ  –  по  13  и  Западно-Казахстанском  аграрно-
техническом университете имени Жангирхана (далее – ЗКАТУ) – по 11; 

девять вузов со специализированными аграрными факультетами; 

46 

11  непрофильных  вузов,  в  которых  ведется  подготовка  по  аграрным 

специальностям. 

Необходимо 

отметить, 

что 

вышеуказанные 

вузы 

имеют 

институциональную  и  специализированную  аккредитации  международных 
аккредитационных агентств: 

КазНАУ:  
институциональная  аккредитация  получена  в  2014  году  (агентство 

НКАОКО); 

специализированная  аккредитация  получена  по  13  образовательным 

программам в 2015 году (ACQUIN и НААР) и по 3 в 2016 году (НААР). 

КазАТУ: 
институциональная аккредитация получена в 2014 году (НААР); 
специализированная  аккредитация  получена  в  2015  году  по 

79 образовательным программам (НААР). 

ЗКАТУ: 
институциональная  аккредитация  получена  в  2014  году  (агентство 

НКАОКО); 

специализированная  аккредитация  получена  по  38  образовательным 

программам в 2014 году и по 19 – в 2015 году (НКАОКО). 

При  этом  отрасль,  несмотря  на  выделение  значительного  количества 

грантов  на  сельскохозяйственные  специальности,  испытывает  значительный 
дефицит  кадров  с  высшим  образованием.  В  2014  –  2016  годы  общая 
потребность  в  специалистах  и  научных  кадрах  для  АПК  составила 
6  456  человек,  из  них  в  2014  году  –  1575  человек,  2015  году  –  2  240  человек, 
2016 году – 2 641 человек. Нехватка кадров ощущается, в основном, по таким 
специальностям  как  ученые-агрономы,  ветеринарные  врачи,  зооинженеры, 
инженеры-механики 

сельскохозяйственного 

производства, 

инженеры-

технологи  по  переработке  сельскохозяйственной  продукции,  экономисты, 
бухгалтеры  и  т.п.  По  данным  местных  исполнительных  органов  около  80% 
субъектов  АПК  испытывают  потребность  в  специалистах.  Из  числа 
руководителей более 13 тысяч сельхозтоваропроизводителей-юридических лиц 
только  12%  имеют  высшее  и  незаконченное  высшее  образование  аграрного 
профиля.  Из  выпускников  вузов  по  сельскохозяйственным  специальностям 
трудоустроились  по  профилю  только  55%,  в  том  числе  обучившихся  по 
сельской квоте

 – 

43%. 

Важную  роль  в  массовом  обеспечении  кадрами  сельского  хозяйства 

играет  средне-специальное  образование.  В  Казахстане  с  учетом  природно-
климатических  условий  и  сложившейся  специализации регионов  на  1  октября 
2015  года  функционируют  807  колледжей,  в  том  числе  462  государственных. 
Подготовка  кадров  для  АПК  в  рамках  технического  и  профессионального 
обучения  (далее  -  ТиПО)  ведется  по  21  специальности.  Подготовку  кадров 
аграрного профиля со средним специальным образованием ведут 62 колледжа, 

47 

расположенные  во  всех  регионах  страны,  за  исключением  Мангистауской 
области. Из них всего 20% расположены в сельской местности. 

Уровень практико-ориентированности обучающих программ не отвечает 

современным  требованиям  подготовки  кадров,  удельный  вес  практических 
часов  составляет  около  20-25%.  При  этом  наблюдается  слабая  материально-
техническая  база  учреждений  образования  ТиПО,  готовящих  кадры  по 
аграрным  специальностям.  Наблюдаются  слабая  интеграция  и  неполное 
взаимодействие  вузов  и  учреждений  ТиПО  с  передовыми  хозяйствами  и 
предприятиями. 

Только 

22% населения страны считает ТиПО престижным.  

В  то  же  время,  из  всех  субъектов  АПК  80%  составляют  мелкие 

крестьянские  и  фермерские  хозяйства,  которые  нуждаются  в  профильных 
специалистах.  При  этом  на  производстве  не  хватает  агрономов,  зоотехников, 
веттехников, мастеров-наладчиков и т.д. 

Ранее практически в каждом районе функционировали профессионально-

технические  училища  (лицеи,  школы),  которые  готовили  рабочих  массовых 
профессий,  таких  как  трактористы-машинисты  сельскохозяйственного 
производства,  наладчики  сельскохозяйственных  машин  и  тракторов,  слесари-
ремонтники,  операторы  машинного  доения,  плодоовощеводы,  операторы  по 
ветеринарной  обработке  животных,  птицеводы,  коневоды,  операторы 
животноводческих  комплексов,  рыбоводы,  и  т.д.  При  этом  обучение 
проводилось  от  10  (на  базе  среднего  образования)  до  36  месяцев  (на  базе 
неполного среднего образования – выпускники 8-9 классов). 

Основные  направления  вузовской  деятельности  слабо  ориентированы  на 

решение производственных проблем бизнеса и привитие практических навыков 
обучающимся.    Совместно  с  отраслевыми  объединениями  СХТП,  местными 
исполнительными  органами  слабо  ведется  работа  по  мониторингу 
потребностей в кадрах, привлечению молодых специалистов в рамках проекта 
«С  дипломом  в  село!»  и  вовлечению  сельской  молодежи  в  различные 
общественные проекты. Работа по повышению престижа сельскохозяйственных 
профессий не проводится должным образом.  

Проблемы: 
1. Низкая конкурентоспособность отечественных научных разработок.  
2. Недостаточная ориентированность научных исследований на наиболее 

актуальные задачи. 

3.  Неэффективная  система  распределения  финансирования  на  научные 

исследования. 

4. Недостаточное финансирование аграрной науки. 
5.  Неразвитость  механизмов  передачи  научных  результатов  в 

производство. 

6. Отсутствие системы подготовки рабочих массовых профессий. 
7. Качество подготовки специалистов с высшим и средним специальным 

образованием не соответствует требованиям производства. 

48 

8.  Низкая  доля  трудоустройства  в  сельскохозяйственных  предприятиях 

выпускников учебных заведений аграрного профиля. 

9. Слабая материально-техническая база большинства учебных заведений. 
10. Низкая степень мотивации молодых специалистов для закрепления на 

селе. 

Развитие государственных услуг и информационных технологий 

 

В сфере сельского хозяйства оказываются 101 государственная услуга, из 

них  38  государственных  услуг  оказываются  населению  через  НАО 
«Государственная корпорация «Правительство для граждан».  

По  состоянию  на  1  января  2016  года  проведена  оптимизация 

по 52% государственным услугам. Через портал «электронного правительства» 
оказываются  73  государственные  услуги.  В  конкурентную  среду  переданы 
2 государственные услуги. 

В  сельском  хозяйстве  РК  доля  СХТП,  применяющих  цифровые 

технологии при производстве сельскохозяйственной продукции, незначительна, 
что  негативно  сказывается  на  росте  урожайности  и  сокращении  расходов  при 
ведении сельского хозяйства. 

Эффективность государственной политики также определяется позицией 

Казахстана  по  показателю  «Обременительность  аграрной  политики»  в 
Глобальном  индексе  конкурентоспособности  Всемирного  экономического 
форума. Справочно: в 2011 году – 49 место; 2012 году – 48 место; в 2013 году – 
40 место, в 2014 году – 57 место, а в 2015 году – 70 место.  

Проблемы: 
1.  Количество  государственных  услуг,  оказываемых  через  НАО 

«Государственная  корпорация  «Правительство  для  граждан»  не  соответствует 
уровню запросов. 

2.  Процедуры  автоматизации  государственных  услуг  требуют 

модернизации и расширения.  

3.  Оказание  государственных  услуг,  несвойственных  государственным 

органам. 

4. Недостаточный уровень автоматизации процессов: 
субсидирования и других мер государственной поддержки;  
учета сельскохозяйственной техники;  
прослеживаемости  животноводческой  продукции  (ветеринарная  и 

пищевая безопасность); 

прослеживаемости  растениеводческой  продукции  (фитосанитарная  и 

пищевая безопасность); 

прослеживаемости  рыбной  продукции  (теневой  оборот  рыбной 

продукции, пищевая безопасность); 

мониторинга и управления земельными ресурсами;  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru