ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 1

 

 

УТВЕРЖДЕНА 

Указом Президента 

Республики Казахстан 

от                                    201   года 

 

 
 
 
 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА  

развития агропромышленного комплекса  

Республики Казахстан на 2017-2021 годы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

г. Астана, 2017 год 

1. Паспорт 

 

Наименование 

Государственная 

программа 

развития 

агропромышленного 

комплекса 

Республики 

Казахстан на 2017-2021 годы 

Основание  для 
разработки 

Поручение  Президента  Республики  Казахстан, 
данное  на  расширенном  заседании  Правительства 
Республики Казахстан от 9 сентября 2016 года 

Ответственный  
за разработку 

Министерство  сельского  хозяйства  Республики 
Казахстан 

Ответственные  
за реализацию 

Министерство  сельского  хозяйства  Республики 
Казахстан, Министерство национальной экономики 
Республики  Казахстан,  Министерство  финансов 
Республики 

Казахстан, 

Министерство 

по 

инвестициям  и  развитию  Республики  Казахстан, 
Министерство  образования  и  науки  Республики 
Казахстан,  Министерство  труда  и  социальной 
защиты 

населения 

Республики 

Казахстан, 

Министерство 

внутренних 

дел 

Республики 

Казахстан,  Министерство  энергетики  Республики 
Казахстан, 

Министерство 

информации 

и 

коммуникаций  Республики  Казахстан,  акиматы 
городов Астаны и Алматы, областей  

Главная цель 

Обеспечение  производства  востребованной  на 
рынках 

конкурентоспособной 

продукции 

агропромышленного комплекса (далее – АПК) 

Задачи 

1)  вовлечение  мелких  и  средних  хозяйств  в 
сельскохозяйственную кооперацию; 
2)  насыщение  внутреннего  рынка  и  развитие 
экспортного потенциала отечественной продукции; 
3)  эффективное  использование  финансовых  мер 
государственной поддержки; 
4)  эффективное использование водных ресурсов; 
5)  создание 

условий 

для 

эффективного 

использования земельных ресурсов; 
6)  повышение 

обеспеченности 

сельхозтоваропроизводителей 

техникой 

и 

средствами химизации; 
7)  развитие 

торгово-логистической 

инфраструктуры; 
8)  научное-технологическое, 

кадровое 

и 

информационно-маркетинговое обеспечение АПК

 

Сроки реализации 

2017-2021 годы 

Целевые индикаторы  Достижение в 2021 году следующих показателей: 

1) рост  производительности  труда  в  сельском 
хозяйстве на 38% в реальном выражении к уровню 
2015 года; 
2) рост  валовой  продукции  (услуг)  сельского 
хозяйства на 30% в реальном выражении к уровню 
2015 года; 
3) рост 

объема 

экспорта 

продовольственных 

товаров на 600 млн долларов США; 
4) снижение  объема  импорта  продовольственных 
товаров на 400 млн долларов США; 
5) рост  оптовой  торговли  продовольственными 
товарами на 29% к уровню 2015 года; 
6) снижение  расхода  поливной  воды  на  1  га 
орошаемой  площади  на  20%  к  уровню  2015  года 
(снижение с 9180 м3 в 2015 году до 7348 м3);  
7) увеличение 

дополнительных 

поверхностных 

водных ресурсов на 1,9 км

к уровню 2015 года; 

8)  объем воды в системах повторного и оборотного 
водоснабжения в промышленности: 
   повторное с 0,69 км3 в 2015 году до 0,77 км3; 
   оборотное с 7,3 км3 в 2015 году до 7,62 км3 
 

Источники  и  объемы 
финансирования 

Общие 

расходы, 

предусмотренные 

в 

республиканском 

и 

местных 

бюджетах 

на 

реализацию Программы в 2017-2021 годах, составят 
всего  2 374,2  млрд  тенге  (РБ  –  1 216  млрд  тенге*, 
МБ  –  904  млрд  тенге*,  другие  источники  – 
306,2 млрд тенге), в т.ч.: 
2017 год: 

всего – 359,7 млрд тенге; 
РБ – 198,2 млрд тенге; 
МБ – 144,5 млрд тенге; 
другие источники – 17,0 млрд тенге; 

2018 год: 

всего – 397,9 млрд тенге; 
РБ – 202,0 млрд тенге; 
МБ – 151,0 млрд тенге; 
другие источники – 44,9 млрд тенге; 

2019 год: 

всего – 429,4 млрд тенге; 

РБ – 207,9 млрд тенге; 
МБ – 158,4 млрд тенге; 
другие источники – 63,1 млрд тенге; 

2020 год: 

всего – 558,8 млрд тенге; 
РБ – 281,6 млрд тенге; 
МБ – 193,6 млрд тенге; 
другие источники – 83,6 млрд тенге; 

2021 год: 

всего – 628,4 млрд тенге; 
РБ – 326,3 млрд тенге; 
МБ – 204,5 млрд тенге; 
другие источники – 97,6 млн тенге 

 

*  –  суммы  будут  уточняться  в  соответствии  с  государственным  бюджетом  на 
соответствующий финансовый год 

 

2. Введение 

 
АПК является одним из важных секторов экономики, который формирует 

продовольственную и экономическую безопасность страны, а также трудовой и 
поселенческий потенциал сельских территорий. 

АПК Республики Казахстан (далее – РК) имеет хорошие перспективы для 

дальнейшего развития: усиливаются экспортные позиции масличного, мясного 
секторов,  а  по  зерну  и  муке  Казахстан  в  кратчайшие  сроки  вошел  в  число 
крупнейших  стран-экспортеров  в  мире.  Членство  Казахстана  в  Евразийском 
экономическом  союзе  (далее  -  ЕАЭС)  и  Всемирной  торговой  организации 
(далее  -  ВТО)  создает  возможности  и  одновременно  предъявляет  высокие 
требования  к  конкурентоспособности  как  на  внутреннем,  так  и  внешних 
рынках. В этой связи роль государственного регулирования АПК крайне важна. 

За  период  независимости  были  разработаны  девять  программных 

документов,  на  основе  которых  реализовывалась  государственная  политика  в 
сфере  АПК:  Программа  социально-экономического  развития  «Аул»  на  1991-
1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития АПК 
на 1993-1995 годы и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного 
производства  на 2000-2002  годы,  Государственная  агропродовольственная 
программа  на  2003-2005 годы,  Государственная  программа  развития  сельских 
территорий на 2004-2010 годы, Концепция устойчивого развития АПК на 2006-
2010  годы,  Программа  первоочередных  мер  по  реализации  Концепции 
устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 годы,   Программа  развития АПК 
на 2010-2014 годы и Программа по развитию АПК в РК «Агробизнес – 2017». 

В  целях  увеличения  объемов  сельхозпроизводства  с  акцентом  на 

наиболее  востребованные  виды  продуктов  питания  и  развитие  экспорта 
переработанной  сельскохозяйственной  продукции,  в  предстоящий  период 
необходимо  обеспечить  максимальный  охват  сельхозтоваропроизводителей 
(далее  –  СХТП)  государственной  поддержкой  путем  создания  благоприятных 
условий и инфраструктуры для производства первичной переработки, хранения 
и сбыта конкурентоспособной продукции.  

Настоящая  Государственная  программа  развития  АПК  РК  на  2017  –  2021 

годы  (далее  –  Программа)  разработана  в  соответствии  с  поручением  Главы 
государства,  данным  на  расширенном  заседании  Правительства  РК  от  9  сентября 
2016 года, в соответствии со стратегическими целями развития РК, обозначенными 
в Плане нации «100 конкретных шагов» и Стратегии «Казахстан-2050». 

Таким  образом,  данная  Программа  будет  направлена  на  обеспечение 

внутренних 

потребностей 

населения 

по 

востребованным 

видам 

сельскохозяйственной  продукции,  определение  целенаправленной  экспортной 
политики. 

Программа  разработана  на  основе  интеграции  Программы  по  развитию 

АПК в РК «Агробизнес – 2017» и Государственной программы по управлению 
водными ресурсами Казахстана. 

3. Анализ текущей ситуации 

 
В сельском хозяйстве создается около 5% валового внутреннего продукта 

(далее  –  ВВП)  страны.  В  2015  году  валовый  выпуск  продукции  сельского 
хозяйства  составил  3,3  трлн.  тенге,  что  в  реальном  выражении  ниже  уровня 
2011 года на 4,1%.  
 

Диаграмма 1. Динамика валовой продукции 

сельского хозяйства, млрд тенге 

 

 

 

В  структуре  валовой  продукции  отрасли  наблюдается  высокая  доля 

продукции  личных  подсобных  хозяйств.  Около  80%  произведенной  в 
Казахстане  продукции  сельского  хозяйства  реализуется  в  виде  сырья,  без 
переработки, а готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность. 
 

SWOT-анализ отрасли АПК 

 

Сильные стороны 

Слабые стороны 

по  площади  территории  Казахстан 

занимает девятое место в мире;  

по  площади  пахотных  земель  на  душу 

населения  Казахстан  занимает  второе 
место в мире;  

Казахстан  входит  в  число  крупнейших 

экспортеров по зерну и муке; 

многочисленность  сельского  населения 

(43%  от  всего  населения),  высокая  доля 
занятых (18% от занятого населения); 

большой  потенциальный  спрос  на 

продовольственную  продукцию  рынков 
сбыта стран СНГ и Центральной Азии; 

постоянный  рост  валового  продукта 

низкая доля в ВВП страны (4,8%); 
неразвитость торговли, в том числе 

экспортной; 

низкий уровень внедряемости научно-

исследовательских и опытно-
конструкторских работ; 

недостаточный уровень ветеринарной и 

пищевой безопасности; 

высокая капиталоемкость; 
длительный срок окупаемости; 
зависимость от природно-климатических 

условий; 

низкая производительность труда;  
низкий уровень прибыльности СХТП 

АПК; 

высокий  потенциал  производства  и 

экспорта органической продукции 
 

Возможности 

Угрозы 

возможность  увеличения  объемов  по 

всем 

видам 

сельскохозяйственной 

продукции 

в 

связи 

с 

растущей 

численностью  и  изменением  структуры 
питания населения; 

формирование 

эффективной 

государственной  поддержки  СХТП  и 
сельскохозяйственных кооперативов;  

расширение  географии  поставок  и 

объемов  экспорта  по  перспективным 
отраслям 

неблагоприятные  изменения  природно- 

климатических 

условий, 

нестабильность 

погодных условий; 

распространение  заболеваний  животных  и 

растений и загрязнение природной среды;  

рост  конкуренции  на  международных 

рынках  по  отдельным  видам  продукции  в 
связи со вступлением в ВТО;  

риск  неэффективного  государственного 

регулирования отрасли 

 

3.1. Обеспеченность внутреннего рынка и экспорта продукцией АПК 

и сельскохозяйственная кооперация 

 
Среднегодовые  темпы  роста  объемов  производства  продовольственных 

товаров  в  целом  не  успевают  за  темпами  роста  потребления  и  доходов 
населения,  в  результате  чего  свободная  ниша  на  рынке  восполняется  за  счет 
импорта и его доля во внутреннем потреблении остается весьма существенной. 

Валовый  выпуск  производства  продуктов  питания  в  2015  году  составил 

1,1 трлн. тенге, что в реальном выражении выше уровня 2011 года на 12,5%. 

Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают 

зерноперерабатывающая  отрасль  (22,3%),  молочная  (16,7%),  хлебобулочная 
(15%),  мясоперерабатывающая  (13,6%),  масложировая  (7,9%),  плодоовощная 
(7,6%) и прочие отрасли (16,9%). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 2. Производство продуктов переработки 

сельскохозяйственной продукции в денежном выражении в 2015 году, млн 

тенге 

 

Объем  внешнеторгового  товарооборота  по  продуктам  переработки 

сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности страны в 2015 году 
составил  3,2  млрд  долл.  США,  что  на  17,7%  меньше  объема  2011  года 
(3,8 млрд долл. США). 

Объем экспорта по продуктам переработки сельскохозяйственного сырья 

и  пищевой  промышленности  уменьшился  на  6,5%  (с  1,0  до  0,9  млрд  долл. 
США). 

Объем  импорта  в  2015  году  по  сравнению  с  2011  годом  уменьшился  на 

21,6% и составил 2,3 млрд долл. США. 

Высокая  доля  импорта  сохраняется  по  наиболее  высокотехнологичным 

производствам.  В  среднем  за  пять  лет  по  продуктам  переработки 
животноводческой продукции наибольшая доля импорта приходится на сыры и 
творог (51%), колбасные изделия (46%), мясные и мясорастительные консервы 
(40%) 

и 

сливочное 

масло 

(36,4%). 

По 

продуктам 

переработки 

растениеводческой продукции наибольшая доля импорта отмечается по сахару 
(42%),  а  с  учетом  завоза  тростникового  сахара-сырца  импорт  достигает  97%. 
При этом производственные мощности сахарных заводов загружены на 37,1%.  
Импорт плодоовощных консервов в 2015 году составил 98,7 тыс. тонн или 84% 
от  внутреннего  потребления,  при  загруженности  предприятий  по  переработке 
плодов  и  овощей  на  уровне  27%.  Доля  импорта  во  внутреннем  потреблении 
масложировой  продукции  достигает  30-40%.  При  этом,  мощности 
масложировых  предприятий  загружены  на  45-50%.  Проблема  нехватки 
качественного  сырья  для  загрузки  производственных  мощностей  остро  стоит 
для  всей  перерабатывающей  отрасли  в  целом.  Производство  крупы  и  муки 
полностью  обеспечивает  внутреннее  потребление  (см.  приложение  1  к 
настоящей Программе). 

 
 

Диаграмма 3. Экспорт, импорт и сальдо продукции АПК, 

млрд долларов США 

 

 
Объем  производства  картофеля  переработанного  и  консервированного 

составил  0,4  тыс.  тонн,  доля  импорта  во  внутреннем  потреблении  -  98%. 
Производственные  мощности  предприятий  по  переработке  картофеля 
загружены на 23%.   

Внутренний  рынок  свежей,  охлажденной  и  замороженной  рыбы 

оценивается на уровне 70 тыс. тонн. Доля импорта во внутреннем потреблении 
составляет 75%. 

Мощности предприятий по переработке рыбы составляют 64 тыс. тонн в 

год, загруженность – 43%. 

Размещение  рыбоперерабатывающих  мощностей  привязано  к  крупным 

промысловым водоемам. Основной объем выпуска приходится на Атыраускую 
и Кызылординскую области. 

В  2015  году  объем  производства  рыбы  свежей,  охлажденной  или 

мороженной  составил  24,7  тыс.  тонн,  рыбы  приготовленной  или 
консервированной 9,4 тыс. тонн. 

Экспорт  составил  24,9  тыс.  тонн  на  сумму  52,6  млн  долларов  США. 

Импорт  рыбы  и  рыбопродуктов  составил  52,2  тыс.  тонн  на  сумму  61,5  млн 
долларов США (см. приложение 2 к настоящей Программе).  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

Диаграмма 4. Производство и реализация продуктов переработки в 

2015 году, в % 

 

 

Проведенный  анализ  показывает,  что  на  внутреннем  рынке  продуктов 

питания в значительной степени присутствует импорт, причем и по тем видам 
продовольственных  товаров,  которые  традиционно  производились  на 
отечественных  предприятиях,  –  масло  сливочное  и  растительное,  сыры  и 
творог,  колбасные  изделия  и  сахар,  плодоовощные  и  мясные  консервы.  При 
этом  отмечаются  низкая  доля  переработки  производимой  в  стране 
сельскохозяйственной  продукции  и  недозагруженность  производственных 
мощностей перерабатывающих предприятий.   

В  сфере  технического  регулирования  АПК  принято  12  технических 

регламентов  в  рамках  ЕАЭС  и  перечней  стандартов  к  ним.  Запланирована 
разработка еще 4 технических регламентов ЕАЭС на основные виды продукции 
АПК. Данные регламенты разрабатываются с целью обеспечения безопасности 
продукции  АПК.  Однако  имеются  факты  реализации  некачественной 
продукции. 

Одной из основных причин сложившейся ситуации является неразвитость 

системы заготовки и продвижения сельскохозяйственной продукции от СХТП к 
рынкам  сбыта,  включая  предприятия  по  переработке  сельскохозяйственного 
сырья.  Усиление  роли  посредников  в  реализационной  сети  практически 
полностью  исключило  взаимосвязь  производителей  и  переработчиков  сырья. 
Низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не стимулируют 
увеличение  объемов  их  производства,  что  в  итоге  ведет  к  низкой  доле 
переработки  сельскохозяйственного  сырья,  недозагруженности  мощностей 
перерабатывающих  предприятий  и  в  конечном  счете  к  высокой  доле  импорта 
продовольственных товаров.  

Продукция  мелких  и  средних  отечественных  СХТП  заметно  проигрывает 

по  качеству  и  упаковке  и  не  в  состоянии  успешно  конкурировать  с 
зарубежными  поставщиками.  Организация  собственной  переработки  мяса, 
молока и другой продукции не под силу большинству хозяйств из-за нехватки 

11 

средств  и  квалифицированных  кадров,  необходимости  высоких  затрат  для 
выполнения 

санитарных 

требований, 

несовершенства 

налогового 

законодательства. Сказывается отсутствие собственной торговой сети, создание 
и содержание которой не каждому предприятию доступны.  

Наиболее  эффективным  инструментом  решения  указанных  проблем 

является кооперация СХТП. 

До  принятия  в  октябре  2015  года  Закона  РК  «О  сельскохозяйственных 

кооперативах»  действовали  две  модели  механизма  государственной  поддержки 
развития сельской кооперации:  

по линии Министерства сельского хозяйства РК (далее – МСХ РК) через АО 

«Аграрная кредитная корпорация» путем предоставления льготного кредитования 
под 5% на 5-7 лет на создание сельского потребительского кооператива;  

по  линии  региональных  АО  «НК  «Социально-предпринимательская 

корпорация»  («Оңтүстік»,  «Жетысу»,  «Ертыс»,  «Тобол»,  «Батыс»,  «Сары-Арка», 
«Каспий»)  путем  создания  сервисно-заготовительных  центров  (далее  –  СЗЦ)  по 
предоставлению агросервисных услуг сельским потребительским кооперативам.  

Однако,  несмотря  на  предпринятые  меры  государственной  поддержки, 

сельская кооперация не получила должного развития. 

Анализ  позволил  выявить  основные  проблемы,  сдерживающие  их 

развитие: 

недоверие  СХТП  и  сельского  населения  к  кооперированию  из-за 

недостаточной работы по разъяснению преимуществ кооперации и механизмов 
функционирования кооперативов; 

низкая  профессиональная  подготовка  управленческого  персонала  и 

недостаток специалистов; 

недостаточное стимулирование государством процессов кооперирования; 
нарушение  основных  кооперативных  принципов  (добровольность, 

демократичность, 1 член = 1 голос и др.); 

объединение  СХТП  с  целью  получения  льготного  кредита,  а  не  для 

предоставления услуг своим членам;  

создание  «лжекооперативов»  в  интересах  одного  крупного  хозяйства, 

которое  является  инициатором,  залогодателем,  фактически  собственником 
кооператива,  распорядителем  всей  прибыли  от  деятельности  кооператива, 
поскольку именно это хозяйство осуществляет закуп и сбыт продукции; 

недостаточное или неликвидное залоговое обеспечение; 
отсутствие  стимулирования  объединения  СХТП  в  сельскохозяйственные 

кооперативы,  в  частности,  отсутствие  возможности  распределения  чистого 
дохода  кооператива  между  его  членами  в  связи  с  некоммерческим  статусом 
кооператива. 

 

12 

 
 

3.2.Растениеводство 

 
Объем валовой продукции растениеводства в 2015 году составил 1,8 трлн. 

тенге,  что  в  реальном  выражении  ниже  уровня  2011  года  на  10,5%.  Доля 
отрасли  в  структуре  всего  валового  выпуска  продукции  сельского  хозяйства 
составила 55,2%. 

Посевная  площадь  сельскохозяйственных  культур  за  последние  5  лет 

составляла порядка 21 млн га и изменялась незначительно, основные изменения 
были  отмечены  в  ее  структуре.  Значительная  доля  посевов  была  отведена 
пшенице,  но  благодаря  политике  диверсификации  растениеводства, 
направленной  на  уход  от  монокультуры  и  расширение  площадей  других 
культур, с 2011 года посевы пшеницы сократились с 13,8 млн га до 11,8 млн га 
в 2015 году (см. приложение 3 к настоящей Программе). 

За  указанные  годы  возросли  площади  ячменя  на  578,7  тыс.  га  или  на 

37,6%, овса – на 66,3 тыс. га (45,2%), кукурузы (маис) - на 40,4 тыс. га (41,0%), 
масличных  –  на  193,6  тыс.  га  (10,7%),  кормовых  –  на  1,0  млн  га  (на  40,8%), 
овощебахчевых  культур  –  на  37,8  тыс.  га  (19,2%),  картофеля  –  на  6,2  тыс.  га 
(3,4%).  

 

Диаграмма 5. Динамика посевных площадей за 2011-2015 годы, 

млн га 

 

За  2011–  2015  годы  посевная  площадь  зерновых  культур  сократилась  с 

16,2  до  15,0  млн  га.  За  эти  5  лет  среднегодовой  сбор  зерна  составил  18,8  млн 
тонн, что на 10,1% больше аналогичного показателя за 2006 – 2010 годы. При 
этом  средняя  урожайность  зерновых  культур  составила  12,3  ц/га  (больше  на 
10,4%) (см. приложение 4 к настоящей Программе). 

Посевная площадь масличных культур в 2015 году составила 2,0 млн га 

или 9,6% от общей посевной площади. В сравнении с 2011 годом удельный вес 
подсолнечника  в  общей  площади  масличных  уменьшился на  15,6 процентных 
пунктов, при этом доля рапса увеличилась на 3,6 процентных пунктов, льна – 
на 13,4 процентных пунктов, сои – на 1,3 процентных пунктов (см. приложение 
5 к настоящей Программе). 

13 

В  2015  году  площадь  кормовых  культур  составила  3,5  млн  га,  что  на 

40,8% больше уровня 2011 года. Доля посевных площадей кормовых культур к 
общей посевной площади составила 16,6% против 11,8% в 2011 году.  

За  указанный  период  площади  многолетних  трав  возросли  на  16,1%, 

однолетних  трав  –  в  3,3  раза.  Однако,  валовой  сбор  кормовых  культур 
недостаточен  для  обеспечения  потребности  животноводства  (см.  приложение 
6 к настоящей Программе).  

За период с 2011 по 2015 годы увеличилась посевная площадь овощных 

культур на 8,4%, при этом производство увеличилось на 23,9%. Доля импорта 
во  внутреннем  потреблении  в  2015  году  составила  11%  (см.  приложение  7  к 
настоящей Программе). 

 

Диаграмма 6. Структура посевных площадей и валового сбора масличных 

культур в среднем за 2011-2015 годы 

 

 
Площадь  сооружений  закрытого  грунта  в  2015  году  составила  967,8  га, 

валовой  сбор  тепличных  овощей  –  147,7  тыс.  тонн,  что  на  120  тыс.  тонн 
больше,  чем  в  2011  году.  Обеспеченность  населения  в  тепличных  овощах  в 
период межсезонья составляет 60%. 

В 2015 году посевная площадь картофеля составила 190,6 тыс. га, валовой 

сбор  –  3 521,1  тыс.  тонн,  что  больше  уровня  2011  года  на  3,4%  и                           
14,5%,  соответственно  (см.  приложение  8  к  настоящей  Программе).  При  этом 
картофель, производимый крупными СХТП, полностью идет на рынки городов, 
семена и экспорт. 

В  2015  году  площади  плодово-ягодных  культур  и  виноградников 

составили  57,5  тыс.  га,  валовой  сбор  –  280,2  тыс.  тонн,  что  больше  уровня              
2011  года  на  5,3%  и  19,2%,  соответственно.  Указанный  объем  позволяет 
обеспечить потребность населения республики на 54%, дефицит покрывается за 
счет импортной продукции (см. приложение 9 к настоящей Программе). 

В 2015 году посевная площадь сахарной свеклы составила 9,2 тыс. га, что 

на  49,5%  меньше  уровня  2011  года.  За  период  2011-2015  годы  среднегодовой 
объем производства сахарной свеклы составил 122,9 тыс. тонн, что на 99,5 тыс. 

14 

тонн  или  45%  меньше  по  сравнению  с  показателем  за  2006-2010  годы. 
По  причине  недостаточности  объемов  производства  сахарной  свеклы  в 
республику  ежегодно  в  среднем  импортируется  тростниковый  сахар-сырец 
объемом 255 тыс. тонн (см. приложение 10 к настоящей Программе). 

Производство  хлопка-сырца  сосредоточено  в  Южно-Казахстанской 

области.  В  рамках  принятых  мер  по  диверсификации  за  период  с  2011  по                
2015  годы  снижение  посевных  площадей  хлопчатника  составило  61,3  тыс.  га 
или 38,2%, валовой сбор хлопка-сырца уменьшился на 62,1 тыс. тонн или 18,5% 
при  среднегодовой  урожайности  25,9  ц/га  (см.  приложение  11  к  настоящей 
Программе). 

В  структуре  производственных  затрат  растениеводческой  продукции  до 

70%  занимают  затраты,  прямо  влияющие  на  урожайность  (семена,  горюче-
смазочные  материалы,  удобрения,  средства  защиты  растений  и  амортизация 
основных средств). 

В 2016 году производственные затраты СХТП на 1 га посевной площади 

зерновых  культур  (пшеница,  ячмень,  овес)  составляют  в  среднем 31657-36834 
тенге на гектар, кукурузы на зерно – 114488 тенге, масличных – от 26487 тенге 
(рапс) до 40159 тенге (подсолнечник), сахарной свеклы – 215407 тенге. 

В  республике  производство  и  реализацию  семян  сельскохозяйственных 

культур  осуществляют  362  аттестованных  производителя  семян,  при  этом 
подавляющее  большинство  (74%)  занимается  производством  семян  зерновых 
культур, по масличным культурам аттестовано 66 субъектов, кормовым травам 
–  55,  кукурузе  –  9,  сахарной  свекле  –  2.  В  этой  связи  производимые  в 
республике объемы семян указанных культур не покрывают потребность в них 
и наблюдается значительная доля импорта семян. 

 

Диаграмма 7. Доля посевов, засеянных семенами различных репродукций, 

% 

 

В  связи  с  изменением  с  2015  года  механизма  субсидирования 

семеноводства  с  переходом  на  субсидирование  семян  1-й  репродукции  по 
минимальным нормам снизилась доля посевов, засеянных элитными семенами. 

15 

Так,  в  2011  году  данный  показатель  составил  4,4%,  в  2014  году  -  6,3%, 
в 2015 году - 3,4% (см. приложение 12 к настоящей программе). 

Площадь  внесения  органических  удобрений  в  2015  году  составила 

порядка  69  тыс.  га,  что  ниже  уровня  2011  года  на  29,1%.    Ежегодная 
потребность  республики  в  органических  удобрениях  при  площади  пашни 
21 – 22 млн га составляет порядка 100 – 110 млн тонн при научно-обоснованной 
норме внесения 5 тонн/га. 

 

Диаграмма 8. Динамика применения удобрений 

 

 

В среднем за 2011-2015 годы ежегодно вносилось порядка 109,1 тыс. тонн 

минеральных  удобрений  в  действующем  веществе.  Ежегодная  потребность 
сельского  хозяйства  в  минеральных  удобрениях  составляет  1,0  млн  тонн  в 
действующем веществе или порядка 2,5 млн тонн в физическом весе. При этом 
на  долю  азотных  удобрений  приходится  48%,  на  долю  фосфорных  –  51%,  на 
долю калийных удобрений – 1% (см. приложение 13 к настоящей Программе). 

 

Диаграмма 9. Динамика субсидирования растениеводства, млрд тенге 

 

Инструменты  субсидирования  в  растениеводстве  направлены  на 

погектарное  субсидирование  сельскохозяйственных  приоритетных  культур  и 
садов.  Вместе  с  тем,  анализ  показал  низкую  эффективность  этого  вида 

16 

субсидирования:  во-первых,  он  не  стимулирует  СХТП  к  повышению  уровня 
агротехнологий, урожайности и качества производимой продукции; во-вторых, 
зачастую  решения  по  гектарной  субсидии  принимаются  членами 
межведомственной комиссии (далее – МВК) без фактической проверки наличия 
посевов;  в-третьих,  СХТП  завышают  объемы  выполненных  работ  (размеры 
площади посевов). 

Кроме  того,  в  растениеводстве  субсидируются  стоимость  минеральных 

удобрений,  гербицидов,  биоагентов  (энтомофагов)  и  биопрепаратов,  семян, 
затрат  на  экспертизу  качества  хлопка-сырца  и  хлопка-волокна,  а  также  закуп 
сахарной  свеклы  для  производства  белого  сахара  (см.  приложение  14  к 
настоящей Программе). 

В 

республике 

фитосанитарная 

безопасность 

находится 

на 

удовлетворительном  уровне.  Развивается  применение  биологических  методов 
борьбы  с  вредителями.  Вместе  с  тем,  выявлены  новые  виды  карантинных 
объектов  (бактериальный  ожог  плодовых  деревьев,  южноамериканская 
томатная  моль),  очаги  которых  в  последние  годы  локально  увеличились. 
Площадь  распространения  карантинных  объектов  и  особо  опасных  вредных 
организмов  по  состоянию  на  2016  год  составляет  5  085,4  тыс.  га 
(см. приложение 15 к настоящей Программе).  

Мероприятия по проведению химических обработок против карантинных 

объектов и особо опасных организмов, за исключением карантинных сорняков 
на  землях  СХТП,  финансируются  за  счет  республиканского  бюджета  (далее  – 
РБ). Мероприятия против вредных организмов финансируются за счет местного 
бюджета  (далее  –  МБ).  Борьба  с  карантинными  объектами  и  особо  опасными 
вредными  организмами  осуществляется  путем  непосредственного  вовлечения 
СХТП в процесс обеспечения фитосанитарного благополучия. 

 

Диаграмма 10. Динамика распространения отдельных карантинных 

объектов на территории РК, га 

 

В отрасли имеются следующие проблемы: 
1.  Недостаточные  темпы  диверсификации  посевных  площадей 

сельскохозяйственных культур. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru