ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 2

 

 

17 

2.  Нерациональное  использование  земель  сельскохозяйственного 

назначения. 

3. Несоблюдение рекомендуемых научно-обоснованных севооборотов. 
4. Недостаточное развитие семеноводства. 
5.  Недостаточное  применение  СХТП  средств  химизации  (удобрения, 

пестициды и т.д.). 

6. Низкий уровень технической и технологической оснащенности СХТП. 
7. Невысокая урожайность основных сельскохозяйственных культур. 
8.  Несоответствие  требованиям  применяемых  технологий,  стандартов, 

систем сертификации и управления качеством.  

9.  Недостаток  работ  по  определению  садопригодных  территорий  с 

привязкой к регионам.  

10. Наличие угрозы потери генофонда дикой яблони  – прародительницы 

всех  культурных  сортов  из-за  слабого  учета,  контроля  и  проникновения  в 
страну особо опасных вредных организмов. 

11. Отсутствие в фитосанитарном законодательстве механизмов введения 

запретов и ограничений, норм по проведению анализа фитосанитарного риска. 

12.  Низкий  уровень  фитосанитарной  грамотности  СХТП  по  проведению 

фитосанитарных  мероприятий  по  борьбе  с  вредными,  особо  опасными 
организмами  и  мероприятий  по  локализации  и  ликвидации  карантинных 
объектов. 

13.  Повышение  риска  интродукции  и  распространения  ранее  не 

зарегистрированных  в  РК  карантинных  объектов  с  расширением  торговых 
партнеров и товарооборота в рамках членства в ЕАЭС и ВТО. 

14. Низкая степень доступности субсидий для большинства СХТП.  
15.  Отсутствие  привязки  субсидирования  к  конечному  результату  и 

специализации регионов. 

16. Низкая эффективность гектарной субсидии. 

 

3.3.Животноводство 

 
Объем валовой продукции животноводства в 2015 году составил 1,5 трлн. 

тенге, что в реальном выражении выше уровня 2011 года на 5,1%. Доля отрасли 
в структуре валового выпуска продукции сельского хозяйства составила 44,4%. 

По  состоянию  на  1  января  2016  года  численность  поголовья  крупного 

рогатого  скота  по  сравнению  с  2011  годом  увеличилась  на  8,3%,  лошадей  на 
28,7%, овец на 1,5%, птицы на 8,3%. 

В  производстве  животноводческой  продукции  за  2015  год  на  долю 

личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) приходится по мясу 62%, по молоку 
– 80%, по яйцу – 26% от общего объема производства. 

По  состоянию  на  1  января  2016  года  производство  всех  видов  мяса 

составило 931,0 тыс. тонн, данный показатель снизился на 0,9% по сравнению с 
2011 годом. 

18 

Диаграмма 11. Численность поголовья животных, млн голов 

 

В  структуре  потребления  по  итогам  2015  года  доля  импорта  говядины 

составила  –  3,7%,  свинины  –  3,9%,  конины  –  3%,  баранины  –  0,01%,  что 
говорит о высоком экспортном потенциале данных видов продукции. Несмотря 
на  рост  производства  мяса  птицы,  степень  импортозависимости  по  данной 
продукции остается высокой (54%). 

Производство молока всех видов в 2015 году составило 5182,4 тыс. тонн. 

В  структуре  потребления  продуктов  переработки  молока  доля  импорта 
составляет от 10 до 40%. 

Внутреннее  производство  яиц  практически  полностью  покрывает 

потребность внутреннего рынка. Экспорт товарного яйца составляет около 2% 
от общего объема производства (см. приложение 16 к настоящей Программе). 

В  структуре  производственных  затрат  животноводческой  продукции  65-

70  %  затрат  занимают  корма.  Себестоимость  производства  на  промышленной 
основе говядины – 870-930 тг за кг, молока за литр– 70-75 тг, мяса птицы за кг – 
430-450 тг, яйца (за штуку) – 15-15,5 тг, баранины за кг – 690-720 тг, свинины 
за кг – 610-620 тг, конины за кг – 550 тг. 

В 

течение 

последних 

пяти 

лет 

средняя 

продуктивность 

сельскохозяйственных  животных  у  отечественных  СХТП  повысилась,  но 
остается  ниже  уровня  развитых  стран.  К  примеру,  средний  удой  молока  в 
стране  составляет  2200  кг  на  дойную  корову,  тогда  как  в  Канаде  этот 
показатель выше, чем в 4 раза (см. приложение 17 к настоящей Программе). 

В настоящее время на одну условную голову производится 14 центнеров 

кормовых  единиц,  что  в  2  раза  ниже  зоотехнической  нормы.  Производство 
комбикормов  за  2015  год  составило  1,2  млн  тонн  при  совокупной  мощности 
предприятий – 2,5 млн тонн. 

Доля племенного поголовья всех видов сельскохозяйственных животных 

и  птицы  значительно  увеличилась  и  по  итогам  2015  года  составила: 
крупнорогатого  скота  (далее  –  КРС)  –  10,6%,  овец  –  15,1%,  свиней  –  19,9%, 
лошадей  –  7,9%,  верблюдов  –  13,1%  и  птицы  –  17,1%  (см.  приложение  18  к 
настоящей Программе). 

19 

Инструменты  субсидирования  в  животноводстве  направлены  на 

удешевление  стоимости  приобретенных  племенных  животных,  затрат  на 
ведение 

селекционно-племенной 

работы, 

искусственное 

осеменение 

сельскохозяйственных  животных,  удешевление  стоимости  производства 
продукции животноводства (см. приложение 19 к настоящей Программе). 

Объем  государственной  поддержки животноводства  в  2015  году 

увеличился  по  сравнению  с  2011  годом  в  3  раза.  Мерами  государственной 
поддержки охвачены все направления животноводства. 

 

Диаграмма 12. Динамика субсидирования отраслей животноводства, млрд 

тенге 

 

 
От  общего  объема  производства  говядины  субсидированием  было 

охвачено 6%. При этом более 70% объема производства говядины приходится 
на ЛПХ, который не субсидируется. 

 

Диаграмма 13. Охват субсидированием продукции животноводства  

в 2015 году, тыс. тонн 

 

20 

От общего объема производства молока субсидированием было охвачено 

4,7%.  При  этом  80%  объема  производства  молока  приходится  на  ЛПХ 
(см. приложение 20 к настоящей Программе). 

В  2015  году  было  зарегистрировано  248  очагов  острых  инфекционных 

болезней,  в  результате  чего  для  ряда  областей  Казахстана  был  запрещен 
экспорт  животноводческой  продукции  (см.  приложения  21  и  22  к  настоящей 
Программе). 

 

Диаграмма 14. Эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням 

животных (количество случаев) 

 

 

 

Диаграмма 15. Эпизоотическая ситуация по хроническим болезням 

животных (количество случаев) 

 

 
В отрасли существуют следующие проблемы: 
1. Низкая продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы. 
2. Недостаточная обеспеченность кормовой базой. 
3. Низкая доля племенного поголовья животных и птицы. 

21 

4.  Недостаточность  посевных  площадей  под  кормовыми  и  фуражными 

культурами. 

5. Нерациональное использование пастбищных угодий. 
6. Нехватка оборотных средств у комбикормовых предприятий. 
7.  Неполный  охват  сельскохозяйственных  животных  ветеринарно-

профилактическими мероприятиями. 

8. 

Несовершенство 

ветеринарного 

законодательства 

в 

части 

гармонизации с международными требованиями. 

9.  Несвоевременное  обеспечение  регионов  средствами  (изделиями)  и 

атрибутами для идентификации сельскохозяйственных животных. 

10.  Неполный  охват  сельских  населенных  пунктов  высокоскоростной 

качественной интернет-связью. 

11. Низкая степень доступности субсидий для большинства СХТП.  
12.  Отсутствие  привязки  субсидирования  к  конечному  результату  и 

специализации регионов. 

13. 

Отсутствие 

приоритетности 

продукции 

внутри 

отраслей 

животноводства. 

 

3.4. Аквакультура 

 

На  сегодня  в  Казахстане  основные  рыбные  ресурсы  вылавливаются  в 

естественных  водоемах,  при  этом  слабо  развита  аквакультура.  Так,  объем 
выращивания рыбы в 2015 году составил 0,7 тыс. тонн, а улов рыбы и других 
водных животных в естественных водоемах - 41,5 тыс. тонн.  

Выращивание  рыбы  осуществляют  более  75  рыбоводных  хозяйств,  из 

них: 42 озерно-товарных рыбоводных хозяйства ( далее - ОТРХ), 17 прудовых, 
10  индустриальных  рыбоводных  хозяйств  с  установками  замкнутого 
водообеспечения  (далее  -  УЗВ),  3  бассейновых  и  3  садковых  рыбоводных 
хозяйств.  

Тем не менее, в отрасли существуют следующие проблемы: 
1.  Необеспеченность 

частных 

рыбоводных 

хозяйств 

специализированными кормами. 

2.  Недостаток 

информационно-консультационного 

обеспечения 

предпринимателей современными технологиями выращивания рыбы. 

 

3.5. Производство органической сельскохозяйственной продукции 

 

Переход  к  ведению  интенсивного  сельского  хозяйства,  широкое 

использование  генетически-модифицированных  организмов  (далее  –  ГМО), 
ядохимикатов,  минеральных  удобрений,  антибиотиков  и  стимуляторов 
продуктивности  животных  оказывают  негативное  влияние  не  только  на 
окружающую  среду  и  здоровье  людей,  но  также  на  экономическую  и 
социальную  устойчивость  общества  в  целом.  С  помощью  максимального 

22 

использования  биопотенциала  почвы,  растений,  животных  органическое 
сельское  хозяйство  способно  минимизировать  экологические,  социальные  и 
экономические  риски,  а  также  предоставить  возможность  сельским  жителям 
повысить  уровень  своих  доходов,  улучшить  качество  жизни.  Производство 
экопродукции  для  казахстанских  аграриев  является  перспективным,  но  пока 
недостаточно  развитым,  что  открывает  для  них  новые  возможности.  Это  – 
инновационное  направление,  и  одни  из  его  задач  –  сохранение  местных 
традиций  и  культуры,  а  также  использование  положительного  опыта  ведения 
сельского хозяйства, унаследованного от старших поколений. 

Кроме 

того, 

производство 

и 

реализация 

органической 

сельскохозяйственной  продукции  являются  объективным  национальным 
конкурентным преимуществом АПК Казахстана.  

Закон  РК  «О  производстве  органической  продукции»  предусматривает 

отказ  от  использования  пестицидов,  синтетических  минеральных  удобрений, 
регуляторов  роста,  искусственных  пищевых  добавок,  а  также  запрещает 
использование  ГМО.  Получение  органических  продуктов  сопровождается 
поддержанием  и  улучшением  здоровья  почвы,  естественных  экосистем, 
минимизирует угрозы, связанные с неустойчивостью развития, создает условия 
для здоровья и благополучия населения. 

Национальная система производства и оборота органической продукции 

должна  быть  совместима  с  международной  и  учитывать  специфику  сельского 
хозяйства Казахстана. 

Формирование  системы  ведения  органического  сельского  хозяйства  не 

означает  отказ  от  индустриального  сельскохозяйственного  производства:  и 
органическая,  и  индустриальная  системы  ведения  сельскохозяйственного 
производства  могут  эффективно  функционировать  параллельно  друг  другу, 
постепенно  трансформируясь  в  такую  аграрную  технологию,  которая  сможет 
удовлетворить текущие и возможные потребности в органических продуктах на 
внутреннем и международном рынках. 

Официальная  статистика  по  состоянию  на  2016  год  не  ведет  учета 

предприятий, осуществляющих производство органической продукции. 

По данным  Казахского научно-исследовательского института  экономики 

АПК  и  развития  сельских  территорий,  на  территории  республики  действуют 
29 

производителей 

органической 

продукции 

и 

19 

компаний, 

сертифицированных  на  переработку,  хранение,  транспортировку  и  другие 
операции  с  органическими  продуктами.  В  2015  году  производство 
органической  продукции  составило  около  300  тыс.  тонн,  из  которых  62  тыс. 
тонн  на  сумму  около  10  млн  долларов  США  были  экспортированы  в 
Великобританию,  Италию,  Германию,  Францию,  Бельгию,  Нидерланды, 
Польшу,  Россию,  Украину  и  другие  страны  (см.  приложение  23  к  настоящей 
Программе). 

Развитие производства органической продукции сдерживают следующие 

проблемы: 

23 

1. Отсутствие в стране собственной системы сертификации производства 

органической продукции. 

2. Отсутствие в стране специализированных лабораторий по определению 

качества продукции.  

3.  Низкая  осведомленность  СХТП  и  населения  о  преимуществах 

производства и потребления органической продукции. 

4.  Недостаточный  уровень  минимизации  и  повторного  использования 

отходов в АПК Казахстана. 

 

3.6. Экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции 

 
На  основании  анализа  географического  расположения  Казахстана, 

емкостей  рынка  сельскохозяйственной  продукции,  транспортной  доступности 
можно  сделать  вывод  о  том,  что  потенциальными  рынками  сбыта  остаются 
страны ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, Афганистан и ОАЭ. 

Лидирующими  по  объему  экспортируемыми  продуктами  по  итогам 

2015 года являются:  

растениеводческая продукция – пшеница, ячмень, кукуруза, маслосемена;  
животноводческая продукция – говядина, свинина, баранина, мясо птицы.  
В  целом,  в  структуре  импорта  таких  стран,  как  Россия,  Узбекистан, 

Кыргызстан  и  Таджикистан,  по  отдельным  видам  продуктов  растениеводства 
продукция из Казахстана занимает более 86%. Так за 2015 год от всего объема 
импортированной  пщеницы  России  доля  пшеницы  из  Казахстана  составила  
86,6%.  В  импорте  Узбекистана  по  пшенице,  муке  и  маслосеменам  доля 
продукции из Казахстана составляет 100%, 99,2% и 98,7% соответственно. 

По животноводческой продукции, учитывая внутреннюю обеспеченность 

отечественным  производством,  экспортный  потенциал  имеют  говядина, 
свинина  и  баранина.  Наибольшие  объемы  импорта  данных  продуктов 
наблюдаются в таких странах как Китай, Россия, Иран и ОАЭ. (см. приложение 
24 к настоящей Программе). 

 

3.7. Водное хозяйство 

 
Основной  объем  водных  ресурсов  в  Казахстане  обеспечивают 

поверхностные  воды  в  среднегодовом  объеме  101  км

3

.  Из  них  56% 

формируются локально, а остальные 44% за счет стока трансграничных рек из 
Китая,  Узбекистана,  России  и  Кыргызстана  (см.  приложение  25  к  настоящей 
Программе). 

Дополнительными источниками пресной воды являются подземные воды, 

утвержденные  к  эксплуатации  запасы  которых  составляют  15,4  км

3

  (из  них  в 

настоящее  время  добывается  1,2  км

3

  в  год),  опресненные  морские  воды  и 

прочие источники. 

24 

Общий  объем  гарантированных  водных  ресурсов  составляет  23,2  км

3

  в 

год,  за  исключением  необходимых  для  использования  в  природоохранных 
целях, обеспечения обязательного перетока в сопредельные государства.  

При неблагоприятных климатических и трансграничных гидрологических 

ситуациях в перспективе прогнозируется уменьшение поверхностного стока по 
Казахстану на 11,4 км3 в год к 2040 году. Прогнозное снижение притока воды 
по трансграничным рекам к 2040 году наблюдается в двух сценариях: первый – 
соседние  страны полностью  выбирают свой  лимит  согласно  соглашениям  или 
при  равном  делении  водных  ресурсов,  второй  –  современные  тенденции  по 
увеличению  водозабора  соседними  странами  сохраняются,  превышая 
установленную квоту (см. приложение 26 к настоящей Программе). 

 

Диаграмма 16. Обеспеченность водных бассейнов Казахстана, км

 

 
Общий объем  водозабора  в 2015  году  составил 22,8  км

3

, в  том числе  на 

нужды  сельского  хозяйства  –  15,5  км

3

  в  год,  из  которых  12,2  км

3

  в  год 

отводится  на  нужды  регулярного  орошения,  на  площади  1,35  млн  га,  а 
оставшиеся  3,3  км

3

  в  год  распределены  между  сельхозводоснабжением, 

лиманным орошением, заливом сенокосов и обводнением пастбищ.  

Для  сельскохозяйственных  потребителей  потери  при  транспортировке 

воды  объясняются  низким  коэффициентом  полезного  действия  (далее  –  КПД) 
(от  0,6  до  0,65)  ирригационных  систем.  Использование  водосберегающих 
технологий подачи и полива воды в сельском хозяйстве составляет менее 7% от 
используемых орошаемых земель или 95,8 тыс.га. Прогнозный средний объем 
водозабора на нужды сельского хозяйства составляет 21 км

в год. 

Низкая  стоимость  услуги  по  подаче  воды  для  конечного  потребителя 

приводит  к  неэффективному  потреблению  водных  ресурсов  СХТП  и  не 
побуждает  к  использованию  эффективных  с  точки  зрения  водосбережения 
технологий  и  сельскохозяйственных  культур,  не  позволяет  обеспечить  в 

25 

полном объеме техобслуживание, эксплуатацию и ремонт водохозяйственных и 
ирригационных систем.  

Объем водозабора на нужды промышленности составляет 3,8 км

3

 в год, из 

которых 3,2 км

3

 в год составляет использование и 0,6 км

3

 в год – безвозвратное 

водопотребление.  К  2040  году  ожидается  увеличение  безвозвратного 
потребления  воды  промышленностью  до  2,6  км

3

  в  год  (в  среднем  на  1,1%  в 

год),  обусловленное  ростом  производства  на  4%  в  год  и  при  условии 
ежегодного повышения эффективности использования воды промышленностью 
на  0,5%  в  год  по  существующим  мощностям,  а  также  улучшением 
эффективности  новых  мощностей  по  сравнению  с  существующими  на  30%. 
Рост  обеспечен,  главным  образом,  следующими  отраслями:  добыча  и 
переработка  газа,  нефти,  горнодобывающая  промышленность,  пищевая 
промышленность. 

 

Оценка качества водных ресурсов 

 
По  причине  загрязнения  водных  объектов  качество  воды  является 

неудовлетворительным.  В  2012  году  только  13  из  88  водоемов  по  показателю 
загрязненности  были  классифицированы  как  «чистые».  Кроме  того,  данные 
свидетельствуют  о  том,  что  со  временем  уровень  загрязнения  воды 
увеличивается  (с  2006  года  показатель  загрязненности  воды  вырос  для                        
8 крупных водоемов). 

Поверхностные  водные  объекты  республики  интенсивно  загрязняются 

предприятиями 

горнодобывающей, 

металлургической 

и 

химической 

промышленности, 

сельским 

хозяйством, 

коммунальными 

службами. 

Загрязняющие отрасли ежегодно сбрасывают около 50% воды без очистки, что 
означает 1,5–2 км

неочищенных стоков в год. Из-за отставания по доступности 

систем  водоотведения  в  Казахстане  всего  29%  сточных  вод  населенных 
пунктов перед сбросом проходит вторичную очистку (в Великобритании 94%, 
Израиле  и  Сингапуре  100%).  Загрязнению  подвержены  и  подземные  воды  на 
участках расположения отходов производства и потребления. 

Вместе  с  тем,  качество  воды  рек  зависит  не  только  от  организованных 

сбросов  сточных  вод,  за  которыми  ведется  постоянный  контроль,  но  также  в 
значительной  мере  от  площадного  смыва  в  водные  источники  различных 
отходов  (отвалов  вскрышных  пород,  золоотвалов)  с  территорий  населенных 
пунктов, химикатов, смываемых с полей.  

Несбалансированность  между  антропогенной  нагрузкой  на  водные 

объекты  и  их  способностью  к  восстановлению  привела  к  тому,  что 
экологическое неблагополучие стало характерно практически для всех крупных 
бассейнов рек и представляет реальную экологическую угрозу. 

 
 
 

26 

 Предотвращение вредного воздействия вод 

 
В  обычные  по  климатическим  условиям  годы  водные  объекты  не 

доставляют  особых  проблем  жизни  населения  и  экономике  страны.  В 
экстремальные  или  близкие  к  ним  годы  по  условиям  формирования  водного 
стока  даже  полностью  пересыхающие  летом  водотоки  несут  в  себе  угрозу 
возникновения чрезвычайных ситуаций. 

Наводнения,  вызванные  весенним  или  весенне-летним  половодьем, 

отмечаются  на  реках  практически  во  всех  регионах  Казахстана.  Вероятность 
возникновения  таких  ситуаций  наступает  на  реках  Южного  Казахстана  в 
феврале-июне, Юго-Восточного и Восточного Казахстана на горных реках – в 
марте-июле, на равнинных реках – в марте-июне. 

Чрезвычайные  ситуации,  связанные  с  вредным  воздействием  вод,  могут 

возникать  в  результате  ухудшения  технического  состояния  водоподпорных  и 
водорегулирующих  гидротехнических  сооружений  (авария  на  водохранилище 
Кызылагаш в 2010 году).  

В  Казахстане  насчитываются  643  гидротехнических  сооружений, 

имеющих различную ведомственную принадлежность и форму собственности. 

На  водохозяйственных  объектах  в  связи  с  продолжительной 

эксплуатацией  и  недостаточными  объемами  производимых  ремонтно-
восстановительных  работ  происходит  разрушение  основных  конструкций 
сооружений,  заиление  водохранилищ  и  создается  высокая  вероятность 
чрезвычайных  ситуаций  техногенного  характера,  особенно  при  прохождении 
весенних половодий и паводков. 

Маловодный  цикл  водообеспеченности  также  наносит  значительный 

ущерб экономике страны, особенно сельскому хозяйству. 

В  последние  годы  для  предотвращения  чрезвычайных  ситуаций, 

связанных 

с 

вредным 

воздействием 

вод, 

реализованы 

крупные 

водохозяйственные  проекты,  такие  как  строительство  Коксарайского 
контррегулятора  на  реке  Сырдарья,  регулирование  русла  реки  Сырдарья  и 
северной части Аральского моря (I фаза). 

 

Анализ действующей государственной политики в водной сфере 

 
В  Казахстане  созданы  основы  развития  водной  отрасли  в  условиях 

рыночных  отношений  с  разделением  управленческих  и  хозяйственных 
функций. Внедрен бассейновый принцип управления водными ресурсами. 

В  целях  создания  законодательной  базы  развития  водной  сферы, 

рационального  и  комплексного  изучения  и  использования  недр,  в  том  числе 
ресурсов подземных вод приняты Водный кодекс Республики Казахстан, Закон 
«О недрах и недропользовании», а также соответствующие подзаконные акты. 

 
 

27 

В области управления и регулирования 

 
В области управления водными ресурсами отмечается: 
Отсутствие  необходимой  координации  между  различными  функциями 

заинтересованных  государственных  органов,  а  также  прозрачности  в  системе 
соблюдения 

нормативных 

требований 

со 

стороны 

организаций, 

осуществляющих  эксплуатацию  объектов  инфраструктуры,  коммунальных 
служб, промышленных предприятий, водопользователей, достаточной системы 
мониторинга и контроля. 

Фрагментированная  собственность  на  объекты  водохозяйственной 

инфраструктуры и нечеткая схема принятия решений в отношении инвестиций 
приводит к отсутствию системного и комплексного подхода с учетом интересов 
всех  отраслей  при  планировании  и  проектировании  мероприятий  в  водной 
сфере. 

Недостаточная  инвентаризация  объектов  инфраструктуры  на  всех 

уровнях  приводят  к  отсутствию  должного  обоснования  принятия  решений  в 
области  планирования  и  инвестирования,  а  также  ограниченному  пониманию 
рисков в области водоснабжения и качества водных ресурсов, возникающих в 
связи с износом водохозяйственных объектов. 

Недостаточная  численность  кадров,  имеющих  необходимые  навыки  и 

умения  в  области  управления  водными  ресурсами,  а  также  персонала  в 
инспекционных службах. 
 

В области тарифообразования 

 

Отсутствие  существенных  мер  по  стимулированию  водосбережения  при 

текущих уровнях и структурах тарифов в сельском и коммунальном хозяйстве, 
промышленности  является  причиной  низкой  эффективности  водопотребления. 
В настоящее время затраты на воду составляют менее 1% стоимости основных 
сельскохозяйственных  культур  (0,9%  для  пшеницы,  0,1%  для  хлопка),  что 
существенно  меньше,  чем  в  других  странах  (4-13%  для  пшеницы,  2-10%  для 
хлопка в таких странах, как Индия, КНР, Австралия, ЮАР, США и Израиль). В 
абсолютном  выражении  текущий  уровень  тарифов  на  воду  в  сельском 
хозяйстве является одним из наиболее низких в мире, в 2-10 раз меньше, чем в 
таких  странах,  как  Австралия,  Великобритания,  КНР,  Греция,  и  в  20  раз 
меньше,  чем  в  Израиле.  Помимо  того,  что  тариф  на  воду  для  конечного 
потребителя является крайне низким (средний тариф составляет 0,5 тенге/ м

3

 в 

сельском  хозяйстве),  он  не  стимулирует  эффективное  потребление  водных 
ресурсов.  Текущие  тарифы  предусматривают  единообразную  ставку  в 
сравнении  с  тарифами,  возрастающими  по  мере  увеличения  спроса,  или 
зависящими  от  технологии  орошения,  и  не  предусматривают  какого-либо 
экономического  стимулирования  эффективного  водопотребления.  Кроме  того, 
некоторые  тарифные  субсидии  представляют  собой  негативные  стимулы, 

28 

побуждающие 

к 

использованию 

неэффективных 

с 

точки 

зрения 

водосбережения  технологий  и  сельскохозяйственных  культур  (например,  50% 
субсидий на орошение рисовых полей). 

Уровень тарифов для промышленных потребителей варьирует в пределах 

120-260  тенге  за  м

3

  и,  таким  образом,  сравним  с  уровнем  тарифов, 

применяемым  в  других  странах.  Используемый  тарифный  уровень  покрывает 
полную  стоимость  обеспечения  водой  (капитальные  расходы  и  операционные 
затраты).  Помимо  покрытия  стоимости  водоснабжения,  промышленные 
потребители,  как  правило,  вынуждены  субсидировать  коммунальных 
потребителей:  в  городе  Семей  тариф  для  промышленных  потребителей 
покрывает  186%  полной  стоимости  (включая  операционные  затраты  и 
капитальные  расходы,  но  не  включая  инвестиции  на  необходимую 
модернизацию), тогда как тарифы для коммунальных потребителей покрывают 
только  62%  полной  стоимости.  Текущие  тарифы  для  промышленных 
предприятий  связаны  лишь  с  уровнем  водопотребления,  что  практически  не 
создает  стимулов  для  использования  возвратного  водопотребления  и 
оборотного использования воды.  

Тарифы для коммунальных потребителей достаточно низкие и обычно не 

полностью  покрывают  операционные  затраты  (например,  в  городе  Семей 
покрытие  операционных  затрат  составляет  78%).  Средний  уровень  тарифов  в 
Казахстане ниже, чем в других странах (средний тариф в Казахстане составляет 
0,5  доллара  США  в  сравнении  со  средним  тарифом  1,2  доллара  США  в  ряде 
таких  стран,  как

  Россия,  Украина,  КНР,  Австралия

).  В  настоящее  время средняя 

сумма  счета  по  оплате  услуг  хозяйственно-питьевого  водоснабжения 
составляет  всего  0,2%  от  среднего  дохода  домохозяйства  по  сравнению  со 
средним  показателем  0,8%  в  других  странах  (в  России  -  0,5%,  
Германии - 1,1%). 

В  результате  низкого  уровня  тарифов  вода  воспринимается  как 

бесплатный  ресурс,  и  большинство  потребителей  не  пытаются  использовать 
воду  экономно.  Это  приводит  к низкой  эффективности использования  водных 
ресурсов  конечными  пользователями  и  непроизводительному  расходу  со 
стороны  сельскохозяйственных  потребителей  и  населения.  В  промышленном 
секторе  текущие  тарифы  на  водопотребление  предусматривают  лишь 
незначительные  экономические  стимулы  для  инвестирования  средств  в 
водосберегающие технологии. 

Тарифы  на  услуги  водоотведения  также  не  обеспечивают  достаточное 

стимулирование снижения степени загрязнения и очистки сточных вод. Тарифы 
на сточные воды для промышленности не зависят от качества воды и степени ее 
очистки. Несмотря на наличие в Казахстане детально разработанных методик, 
их  применение  затруднено  отсутствием  постоянного  и  повсеместного 
мониторинга  качества  воды  и  слабым  механизмом  возмещения  ущерба. 
Нормативная  база,  регулирующая  качество  сточных  вод,  в  Казахстане 
значительно отстает от других стран.  

29 

В  сельском  хозяйстве  тарифы  на  сточные  воды  не  применяются, 

вследствие чего отсутствуют какие-либо стимулы для поддержания дренажных 
систем. 

Для формирования системы контроля потребления воды в национальном 

масштабе  в  целях  осуществления  планирования  и  управления  необходимо 
повсеместное обеспечение приборами учета. На сегодня коммунальный сектор 
обеспечен  ими  только  на  80%  (от  количества  подключений),  тем  не  менее, 
значительная их часть изношена (находится в эксплуатации более 10 лет), а их 
обслуживание и замена проводятся недостаточно часто. 

Обеспечение  индивидуальными  приборами  учета  составляет  менее  30%, 

что создает дополнительные препятствия для стимулирования водосбережения 
среди конечных потребителей с помощью тарифов. 

В  сельском  хозяйстве  текущий  уровень  обеспечения  приборами  учета 

составляет  менее  60%,  при  этом  большая  часть  технологий  проведения 
измерений  устарела,  в  результате  чего  более  30%  общего  объема 
водопотребления  не  измеряется.  Помимо  того,  что  учет  водопотребления  в 
сельском  хозяйстве  неполный,  измерения  часто  осуществляются  вручную,  а 
данные  хранятся  на  местном  уровне.  Это  делает  невозможной  систему 
управления  водным  хозяйством  в  соответствии  с  принципом,  по  которому 
живут развитые страны: «потребляй и плати». 

 

Трансграничное сотрудничество в контексте водной безопасности 

Республики Казахстан 

 
В силу географического расположения Республики Казахстан стоки 7 из  

8  речных  бассейнов  формируются  в  соседних  государствах  (КНР,  страны 
Центральной Азии, Россия) и носят трансграничный характер. 

Учитывая,  что  44%  водного  фонда  пополняется  за  счет  внешних 

источников,  вопрос  трансграничного  сотрудничества  в  контексте  водной 
безопасности  Республики  Казахстан  является  весьма  важным  и  требует 
стратегического и комплексного подхода. 

В  этой  связи,  наряду  с  решением  внутренних  вопросов  управления 

водными  ресурсами,  важным  является  эффективное  взаимодействие  с  КНР, 
Россией,  Кыргызстаном,  Таджикистаном  и  Узбекистаном  в  сфере 
использования,  охраны  и  вододеления  трансграничных  рек,  а  также  с 
организациями  системы  ООН  и  другими  международными  организациями  и 
странами  в  области  обмена  опытом  управления  водными  ресурсами, 
водосбережения  и  водного  законодательства,  привлечения  и  внедрения 
передовых технологий. 

Положительной  тенденцией  является  сотрудничество  Казахстана  по 

рекам  Чу  и  Талас:  Чу-Таласская  комиссия,  созданная  в  2006  году,  является 
примером  функционирующего  совместного  органа  в  рамках  двустороннего 
соглашения.  Чу-Таласская  комиссия  стала  модельным  инструментом,  с 

30 

помощью  которого  страны,  расположенные  ниже  по  течению  рек,  могут 
принимать  участие  в  управлении  плотинами  и  иными  гидротехническими 
сооружениями,  расположенными  на  территории  стран,  находящихся  выше  по 
течению. 

В  качестве  другого  положительного  примера  трансграничного 

сотрудничества  можно  назвать  подписанное  между  Правительством 
Республики  Казахстан  и  Правительством  Китайской  Народной  Республики 
двустороннее  соглашение  о  защите  качества  вод  трансграничных  рек, 
подписанное в 2011 году. 

Казахстан  является  стороной  целого  ряда  международных  соглашений  с 

сопредельными государствами, а также международных конвенций. Реализация 
норм  соглашений  с  сопредельными  странами  осуществляется  в  рамках 
межправительственных комиссий. 

В отрасли водного хозяйства имеются следующие проблемы: 
1. 

Неудовлетворительное  техническое  состояние  водохранилищ, 

магистральных  и  распределительных  каналов  водохозяйственного  и 
гидромелиоративного значения. 

2.  Несовершенство  нормативных  требований  к  водосбережению  и 

контроля по использованию водных ресурсов. 

3.  Текущая  стоимость  услуги  по  подаче  воды  (тариф)  не  отвечает 

требованиям  эффективного  содержания,  технического  обслуживания  и 
развития водохозяйственных систем.  

4.  Неудовлетворительное  состояние  учета  воды  и  недостаточное 

стимулирование водосбережения. 

5.  Балансовая  раздробленность  ирригационной  инфраструктуры  в 

пределах одного орошаемого массива. 

6. Нехватка водохранилищ для аккумулирования талых вод. 
7.  Тенденция  роста  материального  ущерба  от  вредного  воздействия  вод 

вследствие  паводков,  наводнений,  изменения  берегов  водных  объектов, 
подтопления  территорий  подземными  водами,  заболачивания  и  засоления 
земель, водной эрозии, маловодья. 

8.  Слабая  материально-техническая  оснащенность  предприятий  по 

эксплуатации водохозяйственных сооружений государственной собственности. 

9.  Низкая  эффективность  повторного  и  оборотного  водопотребления  в 

промышленности. 

 

3.8. Земельные ресурсы 

 
Общая  площадь  сельскохозяйственных  угодий  Казахстана  составляет 

177,8  млн  га,  в  том  числе  пастбища–  146,9  млн  га,  пашня  и  залежь  – 
26,7 млн га, сенокосы – 4,2 млн га (см. приложение 27 к настоящей Программе). 

По итогам инвентаризации 2012 – 2014 годов было выявлено 7,4 млн га 

неиспользуемых земель, в том числе пашен – 0,9 млн га, залежей – 1,2 млн га, 

31 

сенокосов  –  0,08  млн  га,  пастбищ  –  5,2  млн  га,  многолетних  насаждений  – 
0,01 млн га. 

Из  неиспользуемых  7,4  млн  га  земель  начато  освоение  прежними 

землепользователями 3,36 млн га, расторгнуты договоры аренды по 3,0 млн га, 
из  которых  вовлечено  в  сельхозоборот  1,7  млн  га  (см.  приложение  28  к 
настоящей Программе). 

Во  всех  регионах  республики  отмечаются  устойчивая  тенденция  к 

ухудшению  качества  земель,  снижение  содержания  гумуса,  питательных 
веществ,  видового  состава  растительности  и  её  продуктивности,  что  снижает 
потенциал  сельскохозяйственного  производства  (см.  приложение  29  к 
настоящей Программе). 

Не  в  полной  мере  проводятся  мероприятия  по  повышению  плодородия 

пахотных угодий и обводнению пастбищ.  

По  итогам 2015  года  почвы  с  низким  содержанием  гумуса  (менее 4%) в 

структуре  пашни  на  богаре  составляли  14,6  млн  га  или  72,8%  от  площади 
обследованной  пашни,  со  средним  содержанием  гумуса  (4  –  6%)  –  5,3  млн  га 
или 25,9%, высоким (более 6%) – 0,3 млн га или 1,3%. В условиях орошаемого 
земледелия  низкообеспеченными  являются  0,8  млн  га  или  98,2%  от  площади 
обследованной пашни, среднеобеспеченными – 15,05 тыс. га или 1,8%. 

Почвы  с  низким  содержанием  легкогидролизуемого  азота  занимали 

площадь  11,3  млн  га  или  55,8% от  площади  обследованной  пашни богары, со 
средним  – 4,4  млн га  или  22,0%,  с  высоким  –  площадь  4,5  млн  га  или 22,2%. 
В условиях орошаемого земледелия низкообеспеченными являются 0,8 млн га 
или 89,5% от обследованной площади пашни, среднеобеспеченными – 0,03 млн 
га или 3,5% и высокообеспеченными – 0,06 млн га или 7,0%.  

На низкообеспеченные подвижным фосфором почвы в структуре богары 

приходилось  9,3  млн  га  или  46,2%,  на  среднеобеспеченные  –  7,9  млн  га  или 
39,5%  и  на  высокообеспеченные  –  2,9  млн  га  или  14,3%.  В  условиях 
орошаемого  земледелия  почвы  с  низким  содержанием  подвижного  фосфора 
занимали площадь 0,2 млн га или 26,2%, со средним – 443,2 тыс. га или 51,6% и 
с высоким – 190,7 тыс. га или 22,2% от обследованной площади пашни.  

По обменному калию пахотные угодья в условиях богарного земледелия 

обеспечены  следующим  образом:  низко  обеспечены  –  1,9  млн  га  или  9,4%, 
высокообеспечены – 16,4 млн га или 81,4% от обследованных пахотных угодий. 
В условиях орошаемого земледелия почвы с низким содержанием подвижного 
калия занимают площадь 0,1 млн га или 13,7%, средним – 0,3 млн га или 33,3% 
и высоким – 0,5 млн га или 53,0%. 

Кроме  того,  сельскохозяйственная  деятельность  сопровождается 

значительными эмиссиями парниковых газов в атмосферу от животноводства, в 
основном, выбросами метана в процессе энтеральной ферментации животных, 
метана и углекислого газа при хранении и использовании навоза, углекислого 
газа на пастбищах от экскрементов выпасаемых животных. От растениеводства 
выбросами углекислого газа и азотистых соединений, связанных с внесением в 

32 

почву  минеральных  и  органических  удобрений,  поступлением  в  почву 
биологических  остатков  урожая,  высвобождением  азота  от  минерализации 
органического вещества в почве, выбросами метана от производства риса.  

К  примеру,  на  пашне,  остающейся  постоянно  в  севообороте,  запасы 

почвенного  углерода  в  горизонте  почвы  0-30  см  на  2015  год  уменьшились  в 
среднем  на  17%  к  1990  году,  в  связи  с  чем  увеличение  масштабов 
сельскохозяйственного  производства  без  модернизации  технологий  и 
соответствующего  управления  будет  сопровождаться  усилением  потоков 
углекислого газа и закиси азота из почвы пахотных и пастбищных земель. 

Доброкачественными  материалами  почвенных  и  геоботанических 

обследований,  отражающих  качественное  состояние  сельскохозяйственных 
угодий,  обеспечено  всего  27,8  млн  га,  что  составляет  14,8%  от  общей 
потребности. 

Вместе  с  тем,  информация  о  качественном  состоянии  земель 

сельскохозяйственного  назначения  является  основой  для  их  рационального  и 
эффективного использования.  

Кроме того, качество сельскохозяйственных угодий напрямую влияет на 

их  кадастровую  (оценочную)  стоимость,  которая  определяется  на  основании 
базовых  ставок  плату  за  землю  с  применением  поправочных  коэффициентов. 
Ввиду 

отсутствия 

доброкачественных 

материалов 

почвенных 

и 

геоботанических  обследований  коэффициенты  применяются  по  материалам, 
изготовленным до 1990 года. 

Результаты  вышеуказанных  обследований  наряду  с  другими  видами 

изысканий,  землеустроительных  и  земельно-кадастровых  работ  обеспечивают 
формирование  сведений  государственного  земельного  кадастра  (далее  –  ГЗК) 
РК. 

Ведение  ГЗК  осуществляется  некоммерческим  акционерным  обществом 

(далее  –  НАО)  «Государственная  корпорация  «Правительство  для  граждан» 
Министерства  информации  и  коммуникаций  РК.  Финансирование  и 
организация работ по ведению ГЗК осуществляются Комитетом по управлению 
земельными ресурсами МСХ РК. 

Указом  Главы  государства  от  18  августа  2016  года  №  308  «О  внесении 

изменений  в  Указ  Президента  РК  от  6  мая  2016  года  №  248  «О  введении 
моратория  на  применение  отдельных  норм  земельного  законодательства» 
действующий мораторий продлен до 31 декабря 2021 года. 

Данное решение было принято по предложению Комиссии по земельной 

реформе,  созданной  распоряжением  Премьер-Министра  РК,  и  обосновано 
необходимостью  получения  достоверной  информации  о  количественном  и 
качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения. 

С  этой  целью  на  период  действия  моратория  необходимо  проведение 

анализа земельного фонда республики. 

Для 

получения 

достоверной 

информации 

о 

качестве 

сельскохозяйственных  угодий  необходимо  проведение  крупномасштабных 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru