ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы - часть 4

 

 

49 

мониторинга и учета лесного фонда и предотвращения лесных пожаров; 
мониторинга и учета водных ресурсов. 
 

Признания сертификатов и протоколов испытаний 

 

Казахстан  является  участником  международных  и  региональных 

организаций в области аккредитации, таких как Тихоокеанское сотрудничество 
по  аккредитации  (PAC),  Европейская  организация  по  аккредитации  (EA), 
Международный 

форум 

по 

аккредитации 

(IAF), 

Международное 

сотрудничество  по  аккредитации  лабораторий  (ILAC).  Участие  в  данных 
организациях  предоставляет  международное  признание  сертификации  или 
регистрации систем, продукции, услуг, персонала и других программ по оценке 
соответствия.  

На  сегодняшний день  подписантами  Соглашения о  взаимном  признании 

(ILAC  MRA)  являются  84  органа  по  аккредитации  из  76  стран  мира  и  3 
региональные группы, в том числе ЕС, Иран, КНР, РФ и другие. Это означает, 
что  подписанты  в  пределах  своей  области  взаимно  признают  результаты 
аккредитации  и  соответственно  могут  признавать  результаты  работ  по  оценке 
соответствия  аккредитованных  ими  субъектов.  Окончательное  решение  по 
признанию этих работ принимается правительствами этих стран. 

Благодаря членству органа по аккредитации Республики Казахстан (НЦА) 

в  ILAC,  аккредитованные  лаборатории  республики  могут  использовать 
совмещенный  лабораторный  знак  ILAC  MRA  на  выдаваемых  протоколах 
испытаний.  Такие  протоколы  рассматриваются  в  странах,  подписавших 
Соглашение  о  взаимном  признании  ILAC  MRA,  как  основание  для  их 
признания в целом или частично путем проведения дополнительных испытаний 
по  отдельным  показателям,  регламентированным  в  стране  импортера.  Таким 
образом,  получение  протоколов  испытаний  с  совмещенным  лабораторным 
знаком  ILAC-MRA  способствует  снижению  расходов  и  времени  на 
дополнительные  процедуры  по  подтверждению  соответствия  товара  для 
отечественных экспортеров. 

Согласно отчетным  данным  за 2016 год, 187  лабораторий республики, в 

том  числе  9  калибровочных,  используют  совмещенный  знак  ILAC  MRA. 
Данными лабораториями выдано 521 419 протоколов испытаний юридическим 
лицам  РК,  из  них  9  626  протоколов  испытаний  –  за  пределы  РК.  Протоколы 
выданы на рыбную, мясную, молочную, зерновую продукцию, а также на мед, 
природную, минеральную лечебно-столовую воду, муку, подсолнечник, шерсть 
овечью, кожевенное сырье и шкуры КРС.  

Таким  образом,  бизнес-сообщество  получило  возможность  для 

сопровождения  экспортированной  продукции  в  Киргизию,  Таджикистан, 
Узбекистан,  Афганистан,  Китай,  Японию,  Иран,  Сербию,  Испанию,  Россию, 
Белоруссию,  Азербайджан,  Грузию,  Польшу  протоколами  испытаний, 
признанной на международном уровне знаком ILAC MRA. 

50 

Кроме того, НЦА является подписантом Многостороннего соглашения о 

признании  (IAF  MLA)  по  продукции,  что  дает  возможность  аккредитованным 
органам  по  стандарту  ISO/IEC  17065  по  подтверждению  соответствия 
применять  совмещенный  знак  IAF  MLA  на  сертификатах  соответствия, 
сопровождающих продукцию, в том числе и на экспорт. Приказом Комитета по 
техническому  регулированию  и  метрологии  МИР  РК  от  25  декабря  2015года              
№  270-од  утверждены  формы  приложений  к  сертификатам  соответствия  на 
английском языке. 

По  состоянию  на  30  декабря  2016  года  54  органа  (из  них  19  филиалов) 

подписали  договор  и  получили  право  на  использование  совмещенного  знака 
IAF MLA и выдали 1700 сертификатов соответствия.  

29 мая 2015 года было между ЕАЭС и Вьетнамом заключено соглашение 

о зоне свободной торговли. Одним из элементов данного соглашения является 
устранение  излишних  препятствий,  улучшение  доступа  товаров  в 
международной  торговле  и  транспарентности  при  разработке,  принятии  и 
применении  стандартов,  технических  регламентов  и  процедур  оценки 
соответствия. 

 
 
4.  Цели,  задачи,  целевые  индикаторы  и  показатели  результатов 

реализации Программы 
 

Исходя  из  проведенного  анализа,  выявленных  проблем  и  вышестоящих 

документов  Системы  государственного  планирования,  целью  Программы 
является 

обеспечение 

производства 

востребованной 

на 

рынках 

конкурентоспособной продукции АПК. 

Востребованность  продукции  предполагает  определение  приоритетных 

товарных  групп,  производство  которых  необходимо  для  обеспечения 
потребностей внутреннего рынка и реализации экспортного потенциала АПК. 

Конкурентоспособность  продукции  предполагает  решение  вопросов 

ресурсообеспечения,  развитие  инфраструктуры  и  реализацию  стимулирующей 
государственной политики в АПК. 

Достижение 

цели 

будет 

измеряться 

следующими 

целевыми 

индикаторами

1

 

№ 

п/п 

Целевые индикаторы 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Индекс 
производительности 
труда 

в 

сельском 

хозяйстве 

статданные 

МСХ, акиматы  

 гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

100 

109 

112 

118 

124 

132 

138 

2. 

 

Индекс 

физического 

объема 

валовой 

продукции 

(услуг) 

статданные 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

100 

105,6 

108 

113 

118 

125 

130 

                                           

1

Далее  по  тексту  Программы  указывается  изменение  значений  целевых  индикаторов  (показателей 

результатов) к уровню 2015 года, если не указывается иное. 

51 

сельского хозяйства 

областей 

3. 

 

Рост  объема  экспорта 
продовольственных 
товаров

3

 

млн. 

долл. 

США 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей, гг. 

Астаны и 

Алматы 

814 

1 204 

920 

077 

168 

329 

1 481 

4. 

 

Снижение 

объема 

импорта 
продовольственных 
товаров

2

 

млн. 

долл. 

США 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей, гг. 

Астаны и 

Алматы 

2 511

 

3 064 

466 

377 

288 

196 

2 105 

5. 

 

Индекс 

физического 

объема 

оптовой 

торговли 
продовольственными 
товарами 

статданные 

МСХ, МНЭ, 

акиматы гг. 

Астаны и 

Алматы, 

областей 

100 

102 

106 

113 

118 

123 

129 

6. 

 

Расход 

воды 

на 

орошение 

куб.м

/га 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

9180 

9036 

8608 

8223 

7873 

7548 

7348 

7. 

 

Увеличение 
поверхностных водных 
ресурсов  

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ 

0,9 

1,0 

8. 

 

Объем воды в системах 
водоснабжения 

в 

промышленности: 
 
повторное 
водоснабжение 
 

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, МИР 

0,69 

0,69 

0,70 

0,71 

0,73 

0,75 

0,77 

оборотное 
водоснабжение 

7,30 

7,30 

7,33 

7,38 

7,46 

7,54 

7,62 

Индикативные  параметры  достижения  поставленной  цели  указаны  в 

приложении 33. 

 

4.1. Вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную 

кооперацию 

 
Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результатов: 

 

№ 

п/п 

Показатели 

результатов 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Количество 

членов 

сельскохозяйственных 
кооперативов 
(крестьянских 

и 

домашних хозяйств) 

тыс. 

ед. 

статданные 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

– 

– 

135 

267 

353 

434 

500 

2. 

 

Количество 
действующих 
сельскохозяйственных 
кооперативов 

ед. 

отчетные 

данные 

МИО 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

– 

150 

326 

644 

851 

1046 

1204 

3. 

 

Объем 

мяса, 

заготовленного 
кооперативами 

тыс. 

тонн 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей 

– 

– 

13,2 

34,2 

49,7 

66,2 

81,7 

4. 

 

Объем 

молока, 

заготовленного 
кооперативами 

тыс. 

тонн 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей 

– 

– 

258,0 

378,0 

432,6 

477,0 

500,4 

5. 

 

Объем 

плодов, 

заготовленных 
кооперативами 

тыс. 

тонн 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей 

– 

– 

7,5 

16,5 

19,5 

19,5 

19,5 

6. 

 

Объем 

овощей, 

заготовленных 
кооперативами 

тыс. 

тонн 

статданные 

МСХ, акиматы 

областей 

– 

– 

15 

33 

39 

39 

39 

                                           

2

  По  внешней  и  взаимной  торговле  по  кодам  ТН  ВЭД  01-24  «Продукты  животного  и  растительного 

происхождения, готовые продовольственные товары», на основе текущего обменного курса и действующих цен 

52 

 

4.2. Насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала 

отечественной продукции 

 
Для обеспечения внутренних потребностей в продовольствии необходимо 

развитие  производства  следующих  приоритетных  видов  продукции:  мяса 
птицы,  мясных  изделий,  молочных  продуктов,  рыбы,  растительного  масла, 
плодоовощной продукции и сахара. 

Наибольший 

экспортный 

потенциал 

имеется 

по 

следующим 

приоритетным видам продукции, внутреннее потребление которой в настоящее 
время  полностью  обеспечивается  собственным  производством:  говядина, 
баранина,  свинина,  а  также  по  продукции,  пользующейся  повышенным 
спросом  на  внешних  рынках:  зерно,  маслосемена,  картофель  и  продукты  их 
переработки (включая органическую продукцию). 

Развитие  отраслей  переработки  сельскохозяйственной  продукции  и 

пищевой  промышленности  будет  направлено  на  производство  приоритетных 
видов  продукции  для  насыщения  внутреннего  рынка  продовольственными 
товарами,  обеспечения  потребностей  животноводства  в  комбинированных 
кормах и реализации экспортного потенциала. 

Для 

обеспечения 

производства 

безопасной 

переработанной 

сельскохозяйственной  продукции  и  защиты  интересов  отечественных 
производителей  на  внутреннем  и  внешнем  рынках  технические  регламенты 
ЕАЭС  будут  разрабатываться  с  учетом  уровня  развития  и  технических 
возможностей в АПК. 

Выполнение  данной  задачи  будет  измеряться  следующим  показателем 

результата: 

 

№ п/п 

Показатель 

результата 

ед. изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

Объем 
производства 
ячменя 

тыс. 

тонн 

статданные 

 

2675 

2969 

2813 

3038 

3267 

3786 

4004 

2. 

Объем 
производства 
овса 

244 

314 

287 

341 

392 

483 

517 

3. 

Объем 
производства 
кукурузы 

на 

зерно 

734 

744 

779 

842 

917 

1067 

1097 

4. 

Объем 
производства 
риса 

422 

442 

398 

395 

389 

385 

387 

5. 

Объем 
производства 
маслосемян 

1548 

1870 

1868 

2018 

2131 

2754 

3046 

6. 

Объем 
производства 
кормовых 
культур 

5643 

6150 

7798 

8630 

9634 

11617 

12688 

7. 

Объем 
производства 
свеклы 
сахарной 

174 

322 

425 

550 

720 

896 

1120 

8. 

Объем 

274 

274 

275 

280 

285 

290 

300 

53 

№ п/п 

Показатель 

результата 

ед. изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

производства 
хлопка 

9. 

Объем 
производства 
картофеля 

3521 

3464 

3615 

3738 

3856 

3921 

3992 

10. 

Объем 
производства 
овощей 

3497 

3565 

3752 

3893 

4020 

4080 

4132 

11. 

Объем 
производства 
плодово-
ягодных 

и 

винограда 

280 

315 

335 

355 

380 

400 

421 

12. 

Объем 
производства 
мяса птицы 

146 

160 

187 

230 

268 

286 

298 

13. 

Объем 
производства 
говядины 

416 

425 

427 

441 

455 

470 

491 

14. 

Объем 
производства 
баранины 

144 

145 

148 

151 

154 

158 

161 

15. 

Объем 
производства 
свинины 

95 

113 

129 

128 

132 

132 

133 

16. 

Объем 
производства 
молока 

5182 

4891 

5124 

5265 

5397 

5517 

5665 

17. 

Объем 
выращивания 
осетровых 

тонны 

106 

215 

268 

482 

622 

667 

720 

18. 

Объем 
выращивания 
лососевых 

172 

242 

260 

382 

473 

574 

915 

19. 

Объем 
выращивания 
сиговых 

100 

518 

229 

350 

555 

880 

1163 

20. 

Объем 
выращивания 
растительноядн
ых 

46 

65 

71 

77 

179 

289 

489 

21. 

Объем 
выращивания 
карповых 

306 

384 

744 

931 

1141 

1548 

1713 

22. 

Объем 
производства 
масла 
растительного 

тыс. 

тонн 

МСХ, МИР, 

акиматы гг. 

Астаны и 

Алматы, 

областей 

290 

285 

309 

341 

447 

505 

505 

23. 

Объем 
производства 
плодоовощных 
консервов 

21 

24 

27 

33 

41 

48 

56 

24. 

Объем 
производства 
сахара 

14 

30 

46 

59 

78 

97 

121 

25. 

Объем 
производства 
продуктов 
переработки 
картофеля 

0,5 

0,5 

0,5 

101 

200 

260 

261 

26. 

Объем 
производства 
комбинированн
ых кормов 

1200 

1300 

1446 

1692 

1905 

2138 

2371 

27. 

Объем 
производства 
колбасных 
изделий 

40,2 

37,2 

40 

41,2 

42,4 

43,7 

45 

28. 

Объем 
производства 
мясных 

и 

мясорастительн

10,4 

10,7 

11,1 

11,5 

12 

12,5 

13,5 

54 

№ п/п 

Показатель 

результата 

ед. изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

ых консервов 

29. 

Объем 
производства 
сливочного 
масла 

17,1 

15 

15,6 

16,1 

17,2 

18 

20 

30. 

Объем 
производства 
сыра твердого 

2,9 

3,0 

3,0 

3,2 

3,3 

4,0 

4,5 

31. 

Доля 
переработки 
молока 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей  

28 

30 

30 

31 

32 

33 

37 

32. 

Доля 
переработки 
мяса 

30,6 

31 

32 

32 

32 

32,6 

34 

33. 

Доля 
переработки 
плодоовощей 

4,2 

4,7 

5,2 

6,2 

7,3 

8,4 

9,7 

 

Импорт 
продовольствен
ных  товаров,  в 
т.ч.: 

млн 

долл. 

США 

статданные 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

 

 

 

 

 

 

 

34. 

Мяса птицы 

143,2 

160,1 

124,5 

120,1 

115,6 

106,7 

97,8 

35. 

Масла 
растительного 

129,5 

133,9 

124,7 

100,5 

76,4 

66,8 

55,5 

36. 

Плодоовощных 
консервов 

163,5 

142,1 

137,9 

125,0 

113,8 

107,4 

99,4 

37. 

Сахара 

104,0 

43,9 

89,9 

81,5 

73,1 

61,8 

42,2 

 

Экспорт 
продовольствен
ных  товаров,  в 
т.ч.: 

 

 

 

 

 

 

 

38. 

Мука 

343,6 

479,7 

398,5 

404,0 

409,4 

414,9 

414,9 

39. 

Масло 
растительное 

39,5 

77,7 

117,6 

162,4 

243,1 

284,0 

339,8 

40. 

Зерно 

648,8 

729,7 

628,2 

667,0 

701,9 

709,8 

714,7 

41. 

Маслосемена 

111,5 

171,3 

175,0 

246,3 

253,3 

310,8 

382,6 

42. 

Говядина 

отчетные 

данные МСХ 

15,6 

13,8 

55,2 

82,9 

110,5 

138,1 

193,3 

43. 

Объем 
сельскохозяйств
енной 
продукции, 
произведенной 
на 

введенных 

землях 
регулярного 
орошения

 

млрд. 

тенге 

отчетные 

данные 

акиматов 

областей 

акиматы 

областей 

14,7 

78,6 

200,3 

384 

599 

 
 

4.3. Эффективное использование финансовых мер  

государственной поддержки 

 
Эффективное 

использование 

финансовых 

мер 

государственной 

поддержки будет направлено на перераспределение субсидий с менее на более 
эффективные  субсидии  в  целях  привлечения  инвестиций,  в  том  числе  за  счет 
увеличения  охвата  получателей.  Аналогичным  образом  будет  пересмотрена 
кредитная политика АО «НУХ «КазАгро». 

Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результатов: 

 

№ 

п/п 

Показатели 

результатов 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

55 

10 

11 

12 

1. 

Индекс 
физического 
объема инвестиций 
в 

основной 

капитал в сельском 
хозяйстве 

статданные 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей  

100 

149 

159 

185 

213 

243 

268 

2. 

Индекс 
физического 
объема инвестиций 
в 

основной 

капитал 

в 

производстве 
продуктов питания 

статданные 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

100 

85 

102 

122 

130 

153 

177 

 

4.4. Эффективное использование водных ресурсов 

 
Эффективное  использование  водных  ресурсов  будет  выражаться  в 

обеспечении  поливной  водой  необходимых  для  развития  сельского  хозяйства 
земель  регулярного  и  лиманного  орошения,  улучшении  мелиоративного 
состояния  и  восстановлении  ирригационной  инфраструктуры,  повышением 
эффективности водопотребления в промышленности. 

Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результатов: 

 

№ 

п/п 

Показатели 

результатов 

ед. 

изм. 

Источники 

информаци

и 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Общая 

емкость 

водохранилищ 

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

97,9 

97,9 

97,9 

97,9 

97,9 

98,8 

99,8 

2. 

 

Объем 

забора 

поверхностных 
водных  ресурсов  для 
нужд 

сельского 

хозяйства 

при 

регулярном 
орошении 

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

12,2 

12,65 

12,18 

12,17 

12,63 

13,5

14,7

3. 

 

Объем 

забора 

поверхностных 
водных  ресурсов  для 
нужд 

сельского 

хозяйства 

при 

лиманном орошении 

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

0,35 

0,35 

0,37 

0,43 

0,52 

0,70 

0,90 

4. 

 

Объем  потерь  при 
транспортировке 
поверхностных 
водных  ресурсов  для 
нужд 

сельского 

хозяйства 

куб. 

км 

отчетные 

данные 

МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

5,10 

4,93 

4,39 

4,02 

3,79 

3,65 

3,69 

 

4.5 Создание условий для эффективного использования земельных 

ресурсов 

 
Для  обеспечения  эффективного  использования  земельных  ресурсов  в 

АПК ключевое значение имеет наличие актуальной и достоверной информации 
о  количественных  и  качественных  характеристиках  сельскохозяйственных 
угодий,  что  выражается  в  формировании  сведений  ГЗК  и  банка  данных  об 
агрохимическом состоянии земель сельскохозяйственного назначения. 

56 

Кроме  того  немаловажную  роль  играет  и  обеспечение  поливной  водой 

необходимых  для  развития  сельского  хозяйства  земель  регулярного  и 
лиманного орошения. 

Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результатов: 

 

№ 

п/п 

Показатели результатов 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные за 

исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020  2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Обеспеченность 
обновленными данными 
государственного земельного 
кадастра для рационального 
использования земельных 
ресурсов   

% от 

площа

ди 

подле

жащей 
обслед

овани

ю с 

нараст

анием  

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

акиматы областей 

15,5 

15,8 

17,4  19,7 

22,1 

24,6 

27,5 

2.

 

Площадь земель 
сельскохозяйственного 
назначения, охваченных 
почвенным обследованием 

тыс. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

НАО «ГК 

«Правительство 

для граждан» 

2300 

1650 

4500 

7000 

7100 

7200  7200 

3. 

Площадь земель 
сельскохозяйственного 
назначения, охваченных 
геоботаническим 
обследованием 

тыс. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

НАО «ГК 

«Правительство 

для граждан» 

2500 

1600 

3800 

7300 

7300 

7300  7300 

4. 

Площадь земель 
сельскохозяйственного 
назначения, охваченных 
качественной оценкой 

тыс. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

НАО «ГК 

«Правительство 

для граждан» 

1300 

780 

3000 

5500 

6500 

7500  7500 

5. 

Площадь созданных 
почвенных карт в 
электронном виде 

тыс.га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

НАО «ГК 

«Правительство 

для граждан» 

 

 

4500 

7000 

7100 

7200  7200 

6. 

Площадь созданных 
геоботанических карт в 
электронном виде 

тыс.га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МИК, 

НАО «ГК 

«Правительство 

для граждан» 

 

 

3800 

7300 

7300 

7300  7300 

7. 

Площадь пахотных земель, 
охваченных агрохимическим 
обследованием 

млн. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

3,7 

3,5 

3,5 

3,5 

3,5 

3,5 

3,5 

8. 

Площадь  водообеспеченных 
земель регулярного орошения 

тыс. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

1350 

1400 

1415 

1480 

1604 

1791  2010 

9. 

Площадь  водообеспеченных 
земель лиманного орошения 

тыс. га 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, акиматы 

областей 

229 

229 

239 

279 

344 

462 

597 

 

4.6. Повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и 

средствами химизации 

 
Улучшение  уровня  технической  оснащенности  в  АПК  будет  обеспечено 

за  счет  увеличения  количества  приобретаемой  техники  и  развития 
отечественного  сельхозмашиностроения  с  постепенным  повышением  уровня 
локализации производства. 

Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результатов: 

№ 

п/п 

Показатели 

результатов 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Средний 

уровень 

обновления машинно-
тракторного 

парка 

отчетные 

данные 

МСХ 

МИР, МСХ, 

акиматы 

областей 

1,4 

1,6 

1,9 

2,1 

2,4 

2,6 

2,9 

57 

(тракторы,  комбайны, 
сеялки, 

навесное 

оборудование) 

2. 

 

Объем  производства 
сельскохозяйственной 
техники 

(тракторы, 

комбайны,  навесное 
оборудование) 

ед. 

статданные 

МИР, МСХ,  

НПП (по 

согласованию) 

2371 

2110 

4200 

4830 

5413 

6003 

6613 

3. 

 

Уровень  локализации 
по 

производству 

сельскохозяйственной 
техники 

(тракторы, 

комбайны) 

отчетные 

данные 

МИР 

25 

31 

32 

35 

37 

41 

43 

4. 

 

Объем  производства 
азотных удобрений 

тыс. 

тонн 

статданные 

МИР, МСХ, 

акиматы гг. 

Астаны и 

Алматы, 

областей 

311,4 

317,4 

323,4 

325,0 

370,0 

400,0 

400,0 

5. 

 

Объем  производства 
фосфорных 
удобрений 

90,1 

96,4 

225,0 

500,0 

720,0 

800,0 

1000,0 

6. 

 

Объем  производства 
сложных удобрений 

2,6 

5,2 

7,9 

 

4.7. Развитие торгово-логистической инфраструктуры 

 
Для  расширения  возможностей  по  сбыту  сельскохозяйственной  и 

переработанной  продукции  будет  создана  сеть  оптово-распределительных 
центров  для  формирования  крупных  партий  продовольствия  и  распределения 
их на внутренний рынок и экспорт. 

Выполнение  данной  задачи  будет  измеряться  следующим  показателем 

результата: 

 

№ 

п/п 

Показатель 

результата 

ед. 

изм. 

Источники 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

10 

11 

12 

1. 

 

Количество  оптово-
распределительных 
центров 

ед. 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, МНЭ, 

МИР, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей 

12 

16 

 

4.8. Научное-технологическое, кадровое 

и информационно-маркетинговое обеспечение АПК 

 
Выполнение данной задачи будет измеряться следующими показателями 

результата: 

№ 

п/

п 

Показатель результата 

ед. 

изм. 

Источник 

информации 

Ответственные 

за исполнение 

2015 

(факт) 

2016 

(оценка) 

2017 

2018 

2019 

2020 

2021 

1. 

Количество 
разработанных 
типовых 
технологических 
проектов 

ед. 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ 

2. 

Охват  субъектов  АПК 
услугами 

системы 

распространения 
знаний 

отчетные 

данные МСХ 

МСХ, акиматы 

гг. Астаны и 

Алматы, 

областей, 

НПП (по 

согласованию) 

1,5 

5,4 

2,5 

2,5 

2,5 

5,5 

3. 

Доля 
софинансирования 
бизнесом  программ  и 
проектов 

научно-

отчетные 

данные МОН 

МОН 

– 

– 

– 

10 

58 

исследовательских 

и 

опытно-
конструкторских  работ 
(далее  –  НИОКР)  от 
общего 

объема 

финансирования 

 
 

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей 

Программы и соответствующие меры 

 

Развитие  АПК  требует  стратегического  планирования  на  долгосрочную 

перспективу,  и  в  этой  связи  разработаны  основные  направления,  пути 
достижения  поставленных  целей  и  соответствующие  меры  для  выполнения 
индикаторов и показателей на 2017 – 2021 годы, указанных в четвертом разделе 
данной Программы. 

Реализация 

предусмотренных 

мер 

направлена 

на 

повышение 

конкурентоспособности 

продукции 

АПК 

на 

основе 

увеличения 

производительности труда и снижения производственных затрат. 

 

5.1. Вовлечение мелких и средних хозяйств 

в сельскохозяйственную кооперацию 

 
Успешному  функционированию  СХТП,  снижению  издержек  СХТП  при 

производстве и реализации продукции, сбалансированному развитию сельского 
хозяйства  и  в  целом  АПК  будет  способствовать  сельскохозяйственная 
кооперация. 

Важнейшим  направлением  на  сегодня  в  РК  является  развитие  системы 

производства, 

сбыта, 

переработки 

сельскохозяйственной 

продукции, 

материально-технического 

снабжения, 

кредитного, 

сервисного 

и 

информационно-маркетингового обслуживания СХТП. 

Производственные  кооперативы  будут  заниматься  производством 

сельскохозяйственной  продукции  путем  совместной  обработки  земли, 
использования  единой  системы  севооборотов,  прогрессивных  технологий 
выращивания  растениеводческой  продукции  и  разведения  животных, 
совместного использования сельскохозяйственной техники и др. 

Сбытовые  кооперативы  будут  заниматься  реализацией  продукции, 

производимой членами кооператива, а также сбором, хранением, сортировкой, 
сушкой,  продажей  сырья  в  свежем  или  переработанном  виде  оптом  или  в 
розницу и транспортировкой продукции членов кооператива. 

Перерабатывающие кооперативы будут создаваться с целью организации 

первичной  переработки  сельскохозяйственной  продукции  с  последующей  ее 
реализацией на крупные перерабатывающие предприятия и в оптово-розничные 
сети. 

59 

Кооперативы 

по 

материально-техническому 

снабжению 

будут 

обеспечивать СХТП необходимыми в производственном процессе ресурсами и 
материалами:  горюче-смазочными  материалами,  семенами,  удобрениями, 
ядохимикатами,  кормами,  запасными  частями,  строительными  и  другими 
сопутствующими для сельскохозяйственного производства материалами. 

Кредитные  кооперативы  будут  заниматься  кредитованием  своих  членов 

как 

на 

производственные 

цели 

сельскохозяйственного 

назначения, 

несельскохозяйственные виды бизнеса, так и на потребительские цели. 

Сервисные  кооперативы  будут  представлять  своим  членам  услуги, 

связанные  с  процессом  производства  и  реализации  сельскохозяйственной 
продукции,  а  также  удовлетворением  общих  потребностей  в  других  областях 
(агрохимическом, 

ветеринарном, 

техническом 

обслуживании, 

водообеспечении,  электроснабжении,  ремонте  и  обслуживании  техники, 
телефонизации,  племенной  и  селекционной  деятельности,  проведении 
исследований в животноводстве и растениеводстве и другое). 

Информационно-маркетинговые  кооперативы  создаются  с  целью 

обеспечения своих членов информацией о новых технологиях, сортах, породах, 
ситуации на рынках. 

 

 

 
К  преимуществам  объединения  в  сельскохозяйственный  кооператив 

относятся: 

сохранение  членами  кооператива  своей  юридической  и  экономической 

самостоятельности 

при 

создании 

сбытового, 

перерабатывающего, 

снабженческого  и  других  видов  обслуживающих  кооперативов,  т.е.  они 

60 

остаются 

собственниками 

земли, 

сельскохозяйственных 

животных, 

произведенной продукции, имеющейся сельскохозяйственной техники; 

эффективное  использование  земельных,  производственных,  трудовых 

ресурсов, возможность совместного использования прогрессивных технологий 
производства  продукции,  сельскохозяйственной  техники,  технологического 
оборудования при создании производственного кооператива;  

стабильный  сбыт  произведенной  СХТП  продукции  без  посредников 

напрямую на переработку, в торговую сеть; 

осуществление  взаиморасчетов  путем  перечисления  на  счета  членов 

кооператива (личных подсобных, крестьянских хозяйств и др.); 

сокращение  затрат  членов  кооператива  на  транспортировку,  доставку 

сырья  до  переработки  и  реализации  за  счет  формирования  более  крупных 
партий продукции; 

защита интересов членов кооператива и наличие права голоса на общем 

собрании 

кооператива 

при 

обсуждении 

и 

принятии 

решений 

производственного, организационного и экономического характера; 

возможность 

получения 

государственных 

субсидий, 

льготного 

кредитования,  налогообложения  для  кооператива  путем  централизованной 
подготовки документов аппаратом управления кооператива; 

возможность 

безвозмездного 

получения 

информационно-

консультационной помощи от специалистов кооператива; 

обеспеченность поливной и питьевой водой; 
производственное и потребительское кредитование своих членов; 
оказание услуг по благоустройству сельских населенных пунктов; 
снижение  затрат  на  агрохимическое,  ветеринарное,  техническое 

обеспечение, ремонт и обслуживание техники, селекционно-племенную работу; 

обеспечение  стабильной  занятостью  (постоянной  и  дополнительной 

работой в сезон). 

Важным  фактором  эффективного  функционирования  кооператива 

является  механизм  внутрихозяйственных  экономических  взаимоотношений 
между  его  членами  и  кооперативом,  включающий  проведение  общего 
собрания,  выбор  органов  управления,  распределение  прибыли  кооператива  и 
др.  

Организация кооперативов будет проводиться поэтапно.  
На  первом  этапе  определяется  инициативная  группа  СХТП,  которые 

готовы  объединиться  в  сельскохозяйственный  кооператив,  обосновываются 
необходимость  организации  кооператива,  виды  деятельности,  основные  ее 
функции, состав учредителей. 

На  втором  –  проводится  учредительное  собрание  кооператива, 

выбираются  члены  правления,  ревизионной  комиссии,  председатель, 
утверждаются  правила  вступления  и  выхода  из  кооператива,  учредительные 
документы (устав, учредительный договор и др.). 

61 

На  третьем  –  проводится  государственная  регистрация  кооператива  в 

районном органе юстиции, утверждаются источники формирования имущества 
кооператива,  размеры  паевых  взносов,  создание  фондов  и  другие 
внутрихозяйственные вопросы деятельности кооператива.  

На  четвертом  этапе  –  на  основе  предварительного  расчета  выявляются 

потенциальные  объемы  производства  и  переработки  сельскохозяйственной 
продукции,  определяются  рынки  сбыта,  потребители,  их  экономическое 
положение, размеры и источники финансирования, т.е. разрабатывается бизнес-
план 

кооператива 

с 

технико-экономическим 

обоснованием 

его 

производственной  деятельности,  определяются  основные  подразделения 
кооператива, их состав и функции.  

Сельскохозяйственные кооперативы будут созданы в различных отраслях 

АПК РК (молочной, мясной, плодоовощной, хлопководческой, масложировой и 
др.)  в  процессе  продвижения  сельскохозяйственной  продукции  от 
производителя  до  потребителя.  При  формировании  кооперативов  необходимо 
учитывать специфические особенности отдельных видов сельскохозяйственной 
продукции, сырья, продовольствия и их рынков. 

Создание кооперативов на рынке мяса и молока находится под влиянием 

таких  факторов,  как  скоропортящийся  характер  продукции,  высокая  доля 
поголовья  и  производства  продукции  в  личных  подсобных  и  крестьянских 
хозяйствах, низкая концентрация поголовья, высокая зависимость от кормовой 
базы.  

На рынке картофеля и плодоовощной продукции системы сбыта строятся 

под влиянием таких факторов, как локальное производство отдельных ее видов 
по  территории  страны  (теплолюбивых  овощей  и  фруктов,  ранней  продукции), 
основных объемов – в хозяйствах населения при наличии специализированных 
крупных  коллективных  предприятий  и  тепличного  хозяйства  в  пригородной 
зоне,  скоропортящийся  объемный  характер  продукции,  сезонность  и 
стабильное по времени потребление, наличие альтернативных видов продукции 
– сушеных, замороженных, консервированных, в том числе соков. Эти факторы 
определяют необходимость организации срочного сбыта отдельных ее видов. 

При  организации  сельскохозяйственной  кооперации  будут  максимально 

задействованы  уже  имеющиеся  производственные  мощности  по  переработке 
продукции.  На  территории  районов,  где  нет  перерабатывающих  предприятий, 
при  строительстве  новых  мощностей  будут  учитываться  особенности 
перерабатываемой сельскохозяйственной продукции: транспортные затраты на 
единицу  массы,  капиталоемкость,  возможные  объемы  и  сезонность 
поступления сырья.  

Одним  из  главных  препятствий  на  пути  создания  сельскохозяйственных 

кооперативов  являются  недостаток  у  потенциальных  членов  кооператива 
стартового  капитала  для  покупки  техники и  оборудования  при  низком  уровне 
доступности кредитных ресурсов коммерческих банков и отсутствие значимой 
государственной 

поддержки. 

Поэтому 

одной 

из 

основных 

задач 

62 

рекомендуемого 

механизма 

повышения 

эффективности 

развития 

сельскохозяйственной  кооперации  в  РК  является  формирование  адекватной 
рынку  многоканальной  системы  финансовой  поддержки  кооперативных 
структур  за  счет  государственных  средств,  внебюджетных  фондов, 
юридических  и  физических  лиц,  средств  донорских  отечественных  и 
зарубежных организаций. 

С  учетом  наличия  специфических  особенностей  каждого  региона  будут 

разработаны  региональные  программы  развития  сельскохозяйственной 
кооперации,  которые  будут  включать  разъяснительную  работу,  финансовую, 
организационную,  пропагандистскую,  консультационную,  информационную 
помощь  созданным  кооперативам.  При  их  разработке  будет  учтен  комплекс 
взаимосвязанных  задач,  адресных  мероприятий  социального,  экономического, 
организационного,  производственного  характера  с  указанием  используемых 
ресурсов,  источников  их  получения,  достигаемых  результатов  и  механизм 
распространения и развития сельскохозяйственной кооперации. 

Региональные  программы  будут  направлены  на  распространение 

положительного  опыта,  облегчение  доступа  кооперативов  к  рынкам  сбыта, 
снабжению материально-техническими ресурсами, агросервисным услугам. 

С  целью  получения  достоверной  информации  о  деятельности 

сельскохозяйственных  кооперативов  и  их  эффективности  будет  введена 
система  статистического  наблюдения  за  развитием  сельскохозяйственных 
кооперативов,  создан  регистр  «Сельскохозяйственные  кооперативы»  по  видам 
и  формам  деятельности,  проведение  периодичных  выборочных  обследований 
сельскохозяйственных кооперативов. 

Консультационная и организаторская работа будет направлена на: 
создание новых кооперативов там, где это необходимо; 
расширение числа членов в уже существующих кооперативах; 
оказание  помощи  членам  кооперативов  в  активном  участии  в  процессе 

принятия решений и управления делами кооперативов; 

оказание  помощи  членам  и  работникам  кооперативов  в  создании 

хозяйственного  механизма,  основанного  на  кооперативных  ценностях  и 
принципах, адекватного современной экономической системе. 

Одним  из  условий  успешного  развития  сельскохозяйственных 

кооперативов на селе является создание единой системы сельскохозяйственных 
кооперативов,  которая  представляет  собой  совокупность  кооперативов 
различных  видов  и  уровней,  в  организационно-правовом  и  функциональном 
отношениях,  объединенных  на  государственном,  региональном  и  районном 
уровнях. Механизм повышения эффективности развития сельскохозяйственных 
кооперативов  предусматривает  поэтапное  формирование  многоуровневой 
системы  сельскохозяйственных  кооперативов,  действующих  во  взаимосвязи  с 
государственными 

(местными) 

органами, 

путем 

формирования 

Координационного  совета  и  рабочих  групп  консультантов  по  вопросам 
организации  форм  сельскохозяйственной  кооперации  на  районном  уровне,  а 

63 

также  взаимодействие  их  с  финансовыми,  общественными  и  другими 
организациями. 

С  целью  повышения  эффективности  развития  сельскохозяйственной 

кооперации  в  республике  будут  созданы  координационные  советы  на  уровне 
каждого  района.  Основной  задачей  координационного  совета  является 
обеспечение  мероприятий  по  развитию  системы  сельскохозяйственных 
кооперативов на уровне района. 

Со стороны местных исполнительных органов будет оказано содействие в 

обеспечении необходимой инфраструктуры для СХК (земельные участки, в т.ч. 
для  заготовки  кормов,  торговые  места  на  рынках,  убойные  пункты, 
необходимые коммуникации). 

Кроме того будет оказана помощь в виде заключения договоров поставки 

с  перерабатывающими  предприятиями,  составления  бизнес  планов  и 
обеспечение сбора документов на получение кредита. 

Также  будет  оказана  поддержка  со  стороны  ветеринарных  служб  по 

обеспечению безопасной эпизоотической ситуации в кооперативах. 

В  рамках  государственной  поддержки  кооперативов  по  заготовке  и 

первичной переработке сельскохозяйственной продукции, оказанию сервисных 
и  кредитных  услуг  будут  оказаны  меры  поддержки  финансового  и 
нефинансового характера. 

Финансовые меры поддержки  –  лизинг  сельскохозяйственной  техники и 

оборудования,  инвестиционное  субсидирование  затрат  по  приобретению 
сельскохозяйственной  техники  и  оборудования,  субсидирование  ставок 
вознаграждения 

при 

кредитовании 

субъектов 

АПК, 

лизинге 

сельскохозяйственной  техники  и  животных,  технологического  оборудования, 
субсидирование 

затрат 

ревизионных 

союзов 

сельскохозяйственных 

кооперативов  на  проведение  внутреннего  аудита  кооперативов,  а  также 
упрощение  процедур  предоставления  кредитов  и  лизинга  по  условиям 
дочерних  компаний  АО  «НУХ  «КазАгро»  с  погашением  первоначального 
платежа  (софинансирования)  по  кредиту  за  счет  инвестиционных  субсидий  и 
предоставления кредитов для последующего кредитования своих членов. 

Нефинансовые  меры  поддержки  –  разработка  учебно-методических 

материалов  для  сельскохозяйственных  учебных  заведений  для  подготовки 
руководителей  и  специалистов  кооперативов  и  центров  повышения  их 
квалификации, введение в сельскохозяйственных вузах и колледжах в качестве 
обязательной 

дисциплины 

курса 

по 

экономике 

и 

организации 

сельскохозяйственной  кооперации,  а  также  включение  владельцев  личных 
подсобных  и  крестьянских  хозяйств  в  программу  информационного 
обеспечения  субъектов  АПК  на  безвозмездной  основе  в  качестве  слушателей 
курсов и семинаров по повышению квалификации и повышение квалификации 
руководителей  и  специалистов  агроформирований,  центральных  и  местных 
исполнительных органов по вопросам сельскохозяйственной кооперации через 
систему  повышения  квалификации  при  сельскохозяйственных  учебных 

64 

заведениях,  университетах  общего  назначения  и  центрах  распространения 
знаний. 

 

5.2. Оптимизация внутренней и внешней торговой политики                                  

в отношении продукции АПК

 

 
Для  развития  внутренней  торговли  будут  приняты  меры  по  повышению 

эффективности  существующих  механизмов  формирования  и  использования 
региональных  стабилизационных  фондов  продовольственных  товаров  и 
передаче  функций  по  их  регулированию  в  местные  исполнительные  органы, 
пресечению антиконкурентных действий субъектов рынка. 

Для развития внешней торговли будут приняты меры по предоставлению 

субъектам АПК открытых отраслевых данных по рынкам сбыта на сайтах МСХ 
РК,  АО  «НУХ  «КазАгро», других подведомственных  организаций  МСХ  РК, а 
также  оказанию  маркетинговых  услуг  со  стороны  центров  обслуживания 
предпринимателей НПП РК «Атамекен». 

Для  того  чтобы  стать  так  называемой  «хлебной  корзиной»  по 

производству  зерна  на  всем  евразийском  континенте  и  перейти  от  сырьевого 
производства  к  выпуску  качественной  переработанной  продукции  будут 
наращиваться 

объемы 

экспорта 

не 

только 

сырьевых 

видов 

сельскохозяйственной  продукции,  но  и  продуктов  ее  переработки  (мука, 
макароны, крупа, глютен).  

Предусматривается к 2021 году экспортировать в страны – традиционные 

импортеры  казахстанской  сельхозпродукции  (страны  Средней  Азии,  Иран, 
Афганистан,  Азербайджан),  с  учетом  роста  их  населения,  муки    в  зерновом 
эквиваленте 6,8 млн. тонн зерна. 

Также  к  2021  году  планируется  увеличить  объемы  производства 

макаронных и крупяных изделий до 630 тыс. тонн, а также объемы поставки их 
на  экспорт  до  180  тыс.  тонн,  против  77,0  тыс.  тонн  в  2016  году. 
Перспективными  рынками  являются  Китай,  Афганистан,  Грузия,  Монголия, 
Таджикистан, Туркменистан.  

В 2016 году произведено 3,3 тыс. тонн глютена, реализовано на экспорт 

0,2  тыс.  тонн  (Кыргызстан  –  0,1  тыс.  тонн,  Узбекистан  –  0,1  тыс.  тонн).    В 
перспективе  с  учетом  введения  новых  мощностей  планируется  довести 
производство глютена до 5,0 тыс. тонн. 

В  целях  снижения  объемов  теневого  оборота  осетровых  рыб  будет 

создана  законодательная  основа  для  внедрения  системы  генетической 
паспортизации. 

Кроме того, будет оказана поддержка для казахстанских производителей 

в проведении отраслевых выставок внутри Казахстана и за рубежом. 

В целях обеспечения доступа СХТП на торговые площади будет оказано 

содействие  в  создании  сети  оптово-распределительных  центров  (далее  –ОРЦ) 
во  всех  крупных  городах  республики.  ОРЦ  будет  состоять  из  складов, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru