ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 9

 

 

 

129 

 

 

3.6

 

Почвоведение с основами геологии 

 

Цель

 - Учебная практика по почвоведению с основами геологии прово-

дится с целью освоения методов изучения морфологических признаков почв в 
полевых условиях, почвенного картирования, изучения основных типов  почв 
Белгородской области и оценки плодородия пахотных почв. 

 

Задачи практики 

1.

 

Овладеть методикой полевого почвенного картирования. 

2.

 

Закрепить и углубить теоретические знания факторов  почвооб-

разования  и  выявить  их  роль  в  формировании  почвенного  покрова  на 
определенной территории. 

3.

 

Выявить  закономерные  связи  между  рельефом,  растительно-

стью, почвообразующими породами и сформированными почвами. 

4.

 

Познакомиться на месте прохождения практики с основными ти-

пами почв и их разновидностями. 

5.

 

Отобрать  почвенные  образцы  по  генетическим  горизонтам  для 

дальнейшего их анализа при прохождении курса почвоведения с основами 
геологии. 

6.

 

При прохождении практики вести дневник, который оформить и 

защитить при зачете 

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики 

к студенту 1 курса устанавливаются следующие требования: 

 

 
Студент обязан знать:

 

-

 

основные типы почв Белгородской области; 

-

 

морфологические признаки почв. 

-

 

свойства дерново-подзолистых почв; 

Студент обязан уметь:

 

-

 

заложить почвенный разрез и определить основные морфологические 
признаки: 

-

 

описать  строение  профиля  и  морфологические  признаки  почв,  рас-
пространенных в Белгородской области; 

-

 

проводить отбор почвенных образцов по генетическим горизонтам. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о картировании почвенного покрова и крупномасштабных почвенных 
картах; 

-

 

о современных методиках обследования почвенного покрова. 

 

Содержание практики

 

1.

 

Проведение инструктажа по технике безопасности. 

2.

 

Ознакомление  с  тематической  программой  учебной  практики,  маршру-

 

130 

 

 

тами и информацией о факторах почвообразования и почвенных процес-
сах, протекающих в условиях Белгородской области. 

3.

 

Проведение  рекогносцировочного  обследования  территории,  изучение 
главных  форм  рельефа,  характера  растительности,  на  искусственных  и 
естественных обнажениях  - материнских пород, а также характера  воз-
действия человека на почву. Знакомство с методикой закладки разрезов 
(ям), полуям  и прикопок. 

4.

 

Одним из основных этапов полевого исследования почв является описание 
профилей почв с учетом всех морфологических признаков для всех  гене-
тических  горизонтов.  При  этом  выделяются  границы  генетических  го-
ризонтов, сумма которых определяет мощность профиля и его строение. 

 

ПРОГРАММА

 

проведения практики по почвоведению с основами гео-

логии

 

Дн

и 

Темы и содержание занятий 

Инструктаж по технике безопасности при проведении полевых иссле-
дований. Изучение факторов почвообразования, почвенных  процес-
сов, протекающих в условиях Белгородской области. Изучение поч-
венной карты области. 

Поездка на место прохождения полевой практики (пос. Майский, про-
изводственный  участок УНИЦ  «Агротехнопарк»).  Выбор места для 
разрезов, копка разрезов, его привязка на местности, изучение морфо-
логических  признаков  дерново-подзолистых  целинных  и  пахотных 
почв  различного  механического  состава  и  разной  степени  окульту-
ренности. Отбор образцов по генетическим горизонтам. 

Поездка на место прохождения полевой практики (пос. Майский, про-
изводственный  участок  УНИЦ  «Агротехнопарк»).  Выбор  места  для 
разрезов, копка разрезов, его привязка на местности, изучение морфо-
логических  признаков  дерново-подзолистых  целинных  и  пахотных 
почв различного механического состава и разной степени  окультурен-
ности. Отбор образцов по генетическим горизонтам.

 

Поездка на место прохождения полевой практики (пос. Майский, про-
изводственный  участок  УНИЦ  «Агротехнопарк»).  Выбор  места  для 
разрезов, копка разрезов, его привязка на местности, изучение морфо-
логических  признаков  дерново-подзолистых  целинных  и  пахотных 
почв различного механического состава и разной степени  окультурен-
ности. Отбор образцов по генетическим горизонтам.

 

Поездка на место прохождения полевой практики (пос. Майский, про-
изводственный  участок  УНИЦ  «Агротехнопарк»).  Выбор  места  для 
разрезов, копка разрезов, его привязка на местности, изучение морфо-
логических  признаков  дерново-подзолистых  целинных  и  пахотных 

 

131 

 

 

почв различного механического состава и разной степени  окультурен-
ности. Отбор образцов по генетическим горизонтам.

 

 

Работа выполняется бригадой из 5-6 человек. По итогам прак-

тики  каждая бригада представляет описание почвенных разрезов, к 
которому  прилагает собранные образцы почв. 

 
Формируемые компетениции: 
 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ОПК-6 

Способность  распознавать  основные  типы  и  разновидности 
почв, обосновать направления их использования в земледелии и 
приемы воспроизводства плодородия 

 

Вопросы к учебной практике

 

1.

 

Мощность почвенного профиля и генетических горизонтов. 

2.

 

Строение почвенного профиля. Характеристика различных генетических 
горизонтов. 

3.

 

Чем характеризуется окраска почвы. 

4.

 

Структура почвы: тип, виды, особенности образования, причины разруше-
ния. Пути восстановления. 

5.

 

Новообразования, их виды и характеристика. 

6.

 

Сложение почв: плотность и пористость. Их виды и значение. 

7.

 

Включение и вскипание. 

8.

 

Особенности почвообразования в условиях Смоленской области. 

9.

 

Почвообразующие породы на территории Смоленской области. Их роль в 
образовании почв. 

10.

 

Дерново-подзолистые  почвы.  Условия  образования,  строение  профиля и 
свойства. 

Аттестация студентов проходит в виде зачета на поставленные 

вопросы к учебной практике. 

 

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.

 

Ганжара Н.Ф. Почвоведение – М.: Агроконсальд, 2001г. 

2.

 

Ковриго В.П. Почвоведение с основами геологии : Учеб.для студентов 
вузов/ Под ред.В.П.Ковриго. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : КолосС, 2008 

 

Список методических рекомендаций

 

1.

 

Ганжара Н.Ф., Борисов Б.А., Байбеков Р.Ф. Практикум по почвоведению.- 
М.: Агроконсальд, 2002 

2.

 

Рассохина В.В. Методические пособие к учебной практике по почвоведе-
нию 

– Смоленск, 1999 

 

132 

 

 

3.

 

Рассохина В.В. Почвы и их плодородие.- Смоленск, 2000. 

 

3.7

 

Растениеводство 

 

Цель -

 Получение практических профессиональных навыков, а так же  ознакомле-

ние с технологиями возделывания основных полевых культур в  условиях пе-
редовых хозяйств области. 

 
Задачи практики

 

1.

 

Получение знаний морфологических особенностей растений на  основе 
ознакомления студентов с отличительными признаками разных видов 
полевых культур в естественных условиях произрастания. 

2.

 

Получение  практических  навыков  в  проведении  фенологических 
наблюдений за ростом и развитием растений. 

3.

 

Изучение  влияния  погодных  условий  на  особенности  формирования 
урожая. 

4.

 

Освоение методов контроля и оценки качества с.-х. работ. 

5.

 

Ознакомление с элементами методики опытного дела на основе выпол-
нения различных наблюдений, учетов, образцов растительных проб, в 
соответствии  с  разработанной  программой  научно-исследовательских 
работ. 

Студент должен знать:

 

-

 

биологические особенности и ресурсосберегающие технологии  воз-
делывания полевых культур в различных агроландшафтных и эколо-
гических условиях; 

-

 

основы получения высоких и экологически чистых урожаев полевых 
культур; 

Студент должен уметь:

 

-

 

распознавать виды и подвиды сельскохозяйственных культур, оцени-
вать их физиологическое состояние и определять факторы улучше-
ния роста, развития и качества продукции; 

-

 

разрабатывать и реализовывать современные технологии возделыва-
ния полевых культур с учетом комплексной механизации производ-
ственных процессов, оптимальной механизации; 

-

 

проводить  анализ  элементов  структуры  урожая  основных  полевых 
культур. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о совокупности последовательных операций по выращиванию  сель-
скохозяйственных культур, уборке, послеуборочной обработке и хра-
нению  урожая; 

-

 

о возможностях использования знаний по растениеводству в будущей 
научной и производственной деятельности; 

План проведения учебной практики по растениеводству 

 

133 

 

 

№ 

Наименование 

темы, задания 

Кол-

во 

час. 

Цели и задачи 

Мето-

диче-

ское 

обеспе-

чение 

Место 

проведе-

ния 

Введение.  Инструктаж 
по  технике  безопасно-
сти

 

Изучить прави-

лами поведения 

ин-

струк-

ции 

Аудито-

рия 

Определение  полноты 
всходов и  густоты сто-
яния растений.

 

-

 

изучить  методики  и 

определить 

полноту 

всходов,  густоту  стоя-
ния растений 
-

 

изучить 

методы 

оценки  состояния  ози-
мых культур 
-

 

провести 

оценку 

степени 

перезимовки 

озимой  пшеницы  и  ози-
мой ржи  разными мето-
дами 
 

Научиться опреде-

лять полевую всхо-

жесть и густоту 

стояния растений, 

уметь определять 

состояние озимых 

после перезимовки 

и делать выводы 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Аудито-

рия, 

опытное 

поле 

БелГАУ 

Изучение  видового  и 
сортового  разнообра-
зия культурных  расте-
ний,  возделываемых  в 
Черноземье.

 

-

 

познакомится  с  раз-

нообразием 

полевых 

культур 
-

 

провести общую ви-

зуальную  оценку  состо-
яния полевых культур 
-

 

дать 

количествен-

ную  оценку  состояния 
посевов яровых культур 

Научиться опреде-

лять растения по-

левой культуры 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Опытное 

поле 

БелГАУ, 

коллек-

ционный 

питом-

ник 

кафедры 

Фазы роста и развития 
полевых культур.

 

-  вспомнить  характери-
стику фаз роста,  и опре-
делить  в  какой  фазе  ро-
ста  находятся растения, 
сделать описание 

Уметь определять 

фазы роста и 

развития растений 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Опытное 

поле 

БелГАУ 

 

134 

 

 

№ 

Наименование 

темы, задания 

Кол-

во 

час. 

Цели и задачи 

Мето-

диче-

ское 

обеспе-

чение 

Место 

проведе-

ния 

Апробация  основных 
групп  полевых  куль-
тур

 

- изучив инструкцию по 
проведению  апробации 
сортовых 

посевов, 

отобрать 

апробацион-

ный  сноп  озимой  пше-
ницы,  яровой  пше-
ницы,  гороха,  провести 
их  анализ  и  составить 
документы  на  сортовые 
семена  (акт  апробации, 
свидетельство  на  се-
мена) 

4

 

Ознакомиться с 

техникой проведе-

ния апробации 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Опытное 

поле 

БелГАУ 

Оценка степени устой-
чивости 

полевых 

культур к полеганию

 

-  изучить  методики  и 
определить 

степень 

устойчивости  зерновых 
культур к полеганию из-
вестными 

методами 

(глазомерно, по коэффи-
циенту  полегания  -  К, 
К

п

Знать недостатки 

полегания хлебов и 

научиться опреде-

лять степень устой-

чивости культур к 

полеганию 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Опытное 

поле 

БелГАУ 

Сбор, 

заготовка 

и 

сушка  гербарного  ма-
териала зерновых, про-
пашных  и  масличных 
растений

 

- собрать, высушить рас-
тения  полевых  культур 
и  оформить  их  в  герба-
рий.  В  конце практики 
гербарий сдать препода-
вателю 

изучить особенно-

сти заготовки гер-

бария 

Мето-

диче-

ские 

указа-

ния 

Опытное 

поле 

БелГАУ, 

коллек-

ционн 

ый пи-

томник 

Определение  биологи-
ческого  урожая  поле-
вых  культур 

-  изучить 

Научиться опреде-

лять биологиче-

Мето-

диче-

ские 

Опытное 

поле 

БелГАУ 

 

135 

 

 

№ 

Наименование 

темы, задания 

Кол-

во 

час. 

Цели и задачи 

Мето-

диче-

ское 

обеспе-

чение 

Место 

проведе-

ния 

методики  и  рассчитать 
биологический  урожай 
основных  групп  поле-
вых культур 
-  на  посевах  полевых 
культур  определить  по-
тери зерна при уборке 

ский урожай поле-

вых культур 

указа-

ния 

Представление собран-
ного материала.

 

 

 

Аудито-

рия 

итого

 

24

 

 

 

 

 

Содержание прак-

тики

 

1.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики. 

2.

 

Проведение наблюдений за формированием органов у растений  в про-
цессе прохождения ими жизненного цикла (фенологические наблюде-
ния). 

3.

 

Проведение наблюдений и учетов по изучению закономерностей форми-
рования высокого урожая. 

 

Студенты сдают зачет по всем темам практики. 

 

 
 

Темы практики

 

№ 

п
/
п 

Темы и содержание занятий 

Знакомство  с  технологиями  посева  основных  сельскохозяйственных  куль-
тур и ухода за ними в лабораториях Белгородского ГАУ 

Знакомство с методами получения и использования агрометеорологической 
информации для производства растениеводческой продукции 

Знакомство с основными способами уборки урожая сельскохозяйственных 
культур. 

Знакомство с основными приемами первичной обработки растениеводче-
ской продукции и закладки ее на хранение 

Определение биологической урожайности полевых культур 

 

Формируемые компетениции: 

 

136 

 

 

 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ПК-17 

Готовность  обосновать  технологии  посева  сельскохозяйствен-
ных культур и ухода за ними 

ПК-18 

Способность  использовать  агрометеорологическую  информа-
цию при производстве растениеводческой продукции 

ПК-19 

Способность  обосновать  способ  уборки  урожая  сельскохозяй-
ственных культур, первичной обработки растениеводческой про-
дукции и закладки ее на хранение 

 

Вопросы к учебной практике

 

1.

 

Сущность осеннего обследования состояния озимых культур 

2.

 

Основные понятия оценки состояния озимых культур 

3.

 

Сущность весеннего обследования состояния озимых культур 

4.

 

Основные понятия оценки качества сева зерновых и посадки карто-
феля 

5.

 

Методы расчетов и контроля при посеве и уборке зерновых культур 

6.

 

Агрономические требования к посевному материалу 

7.

 

Показатели расчета биологической урожайности зерновых культур 

8.

 

Полевая всхожесть семян и способы ее повышения 

9.

 

Фазы развития основных полевых культур 

10.

 

 Характеристика сортов основных полевых культур 

 

Аттестация студентов проходит в виде зачета на поставленные вопросы к 

учебной практике. 

Список литературы

 

1.

 

Растениеводство: Учеб. для вузов/Под ред. Г. С. Посыпанова. - М.: Ко- 
лосС, 2007. – 611 с. 

2.

 

Практикум по растениеводству: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. 
В. Парахина; Ассоц. "Агрообразование". - М. : КолосС, 2010. – 333с. 

 

3.8

 

Защита растений 

 

Цель 

- Приобретение практических навыков по хранению и применению пестици-

дов в хозяйстве, знакомство с альтернативными  (нехимическими) способами 
защиты растений. 
 

Задачи практики:

 

1.

 

Изучить  требования,  предъявляемые  к  складу  для  хранения  пести-

цидов, посетить склад. 
2.

 

Овладеть методикой настройки опрыскивателя ОПШ-15 на заданный 

расход рабочего состава, ознакомиться с устройством импортного опрыс-
кивателя DELVANO 16 830 AR 135. 
3.

 

Ознакомиться с особенностями и технологией применения пестицидов 

 

137 

 

 

в защищенном грунте. 

4.

 

Рассмотреть биологический метод защиты растений как альтернативу 

применения  ядохимикатов,  его  практическое  применение  в  защищенном 
грунте, посетить хозяйственную биолабораторию, познакомиться с  мето-
диками  разведения  основных  энтомофагов,  применяемых  в  защищенном 
грунте. 

 
К студенту, прошедшему практику, устанавливаются следующие тре-

бования: 

Студент обязан знать:

 

-

 

основы современной классификации пестицидов, их ассортимент; 

-

 

требования к складу для хранения пестицидов; 

-

 

меры безопасности при работе с пестицидами; 

-

 

способы применения пестицидов. 

Студент обязан уметь:

 

-

 

установить опрыскиватель на заданный расход рабочего состава; 

-

 

рассчитать  количество  препарата  для  приготовления  заданного  объема 

рабочего состава. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о биологическом методе защиты растений; 

-

 

о методах разведения энтомофагов в биолаборатории. 

 

Содержание практики:

 

1.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики. 

2.

 

Выезд со студентами на одно из сельскохозяйственных предприятий  об-

ласти,  имеющее  защищенный  грунт  и  широко  применяющее  пестициды 
для защиты растений, посещение склада для хранения  пестицидов,  произ-
водственных теплиц. 
3.

 

Осмотри  имеющейся  в  хозяйстве  техники  для  внесения  пестицидов, 

знакомство с ее настройками и работой. 
4.

 

Посещение биолаборатории, знакомство с основными видами  энтомо-

фагов, разводимых в хозяйстве для борьбы с вредителями. 
5.

 

Написание отчета по практике. 

 

Перечень изучаемых тем (разделов, вопросов) и их  трудоем-

кость

 

№ 

п/п 

Наименование раздела (темы или  вопросов) 

Теоретические основы применения пестицидов 

Правила хранения пестицидов в хозяйстве 

Технология проведения опрыскивания в открытом и  защищен-
ном грунте 

Биологический метод защиты растений. Устройство  биолабора-
торий в хозяйствах. 

 

138 

 

 

 

Индивидуальные задания студентам: 

Изучить ассортимент  пести-

цидов, применяемых в хозяйстве для защиты отдельных культур (зерновых, 
картофеля, томатов, огурцов или роз). 

Практическое обучение позволит студентам ознакомиться с  основами 

применения  средств  защиты  растений  в  открытом  и  защищенном грунте; 
изучить ассортимент современных пестицидов, особенности их хранения  и 
применения. Прохождение практики предусматривает знакомство с  совре-
менными технологиями применения пестицидов для защиты сельскохозяй-
ственных культур, а также с биологическим методом защиты растений как 
альтернативой химическому. 

 

Вопросы к учебной практике

 

1.

 

Преимущества и недостатки химического метода защиты растений. 

2.

 

Классификация пестицидов по объектам применения. 

3.

 

Основные способы применения пестицидов. Виды опрыскивания. 

4.

 

Агротехнические требования, предъявляемые к опрыскиванию. 

5.

 

Установка опрыскивателя на заданный расход рабочего состава. Предва-

рительная установка и текущий контроль работы. 
6.

 

Меры безопасности при работе с пестицидами. 

7.

 

Требования к складу для хранения пестицидов. 

8.

 

Биологический метод защиты растений как альтернатива  химическому. 

Основные агенты биологической защиты растений. 

 

Список рекомендуемой литера-

туры

 

Основная литература:

 

1.

 

Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на 

территории Российской Федерации (на текущий год). 
2.

 

Зинченко В.А. Химическая защита растений: средства, технология и  эко-

логическая безопасность. - М.: КолосС, 2005. - 232 с. 
3.

 

Попов С.Я., Дорожкина Л.А., Калинин В.А. Основы химической защиты 

ратений.- М.: Арт-Лион, 2003. - 208 с. 

Дополнительная литература:

 

1.

 

Биологическая защита растений / под ред. М.В. Штернштис.- М.: Ко-

лосС, 2004.- 264с. 
2.

 

Защита растений в устойчивых системах землепользования: в 4-х кн. / 

под ред. Д. Шпаара.- Торжок: ООО «Вариант», 2003. 
3.

 

Кузьминская В.А. Биологическая регуляция фитофагов и фитопатогенов. 

- Смоленск, 2002.- 52с. 
4.

 

Таккель  Э.А., Кошеляева И.П. Защита овощных растений в теплицах. - 

Пенза, 2007.- 187 с. 
5.

 

Практикум по химической защите растений / под ред. Г.С. Груздева.- М.: 

 

139 

 

 

Колос, 1992.- 270 с. 

3.9

 

Химическая защита растений 

 

Химическая защита растений 

 

      Цель 

- приобретение практических навыков по особенностям обращения с пе-

стицидами и агрохимикатами на территории Российской Федерации, хране-
нию, отпуску, транспортировке  и применению пестицидов в хозяйстве, зна-
комство с техникой для внесения пестицидов, знакомство со способами при-
менения и современными препаративными формами пестицидов. 
 

Задачи практики:

 

5.

 

Изучить  требования,  предъявляемые  к  складу  для  хранения  пести-

цидов, посетить склад. 
6.

 

Ознакомится с методикой проведения протравливания семян, инокуля-

ции,  настройки  опрыскивателя  на  заданный  расход  рабочего  раствора, 
ознакомиться с устройством самоходных, прицепных и навесных опрыс-
кивателей выявить их особенности применения 
7.

 

Ознакомиться с основным регламентом применения пестицидов.  

8.

 

Ознакомится с методикой и правилами приготовления баковых смесей 

и рабочих составов. 
9.

 

Рассмотреть  и  проанализировать  современный  ассортимент  химиче-

ских средств защиты от вредных объектов. 

 
К студенту, прошедшему практику, устанавливаются следующие тре-

бования: 

Студент обязан знать:

 

-

 

основы современной классификации пестицидов, их ассортимент; 

-

 

требования к складу для хранения пестицидов; 

-

 

меры безопасности при работе с пестицидами; 

-

 

способы применения пестицидов. 

Студент обязан уметь:

 

-

 

определить  наиболее  эффективный  вид  опрыскивания  для  конкретных 
условий; 

-

 

рассчитать  количество  препарата  для  приготовления  заданного  объема 

рабочего состава. 

Студент должен иметь представление: 

-

 

о достоинствах и недостатках химического метода защиты растений; 

-

 

о биологическом методе защиты растений; 

-

 

о интегрированной системе защиты растений; 

-

 

о методах проведения фумигации; 

-

 

о работе и функциях карантинной инспекции  

 

Содержание практики:

 

 

140 

 

 

6.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики. 

7.

 

Выезд со студентами на одно из сельскохозяйственных предприятий  об-

ласти, посещение склада для хранения пестицидов.  
8.

 

Осмотри  имеющейся  в  У Н И Ц   « А г р о т е х н о п а р к »   и л и   в   хозяйстве 

техники  для  внесения  пестицидов,  знакомство с ее настройками и работой. 
9.

 

Посещение ФГБУ «Россельхозцентр»  г. Белгород, Белгородская область. 

10.

 

Написание отчета по практике. 

 

Перечень изучаемых тем (разделов, вопросов) и их  трудоем-

кость

 

Дни 

Наименование раздела (темы или  вопросов) 

Теоретические основы применения пестицидов 

Правила хранения и отпуска пестицидов в хозяйствах 

Виды опрыскивания и технология проведения опрыскивания от-
крытом и  защищенном грунте 

Место и роль химических средств защиты в интегрированной си-
стеме защиты растений 

Определение биологической, хозяйственной и экономической эф-
фективности применения пестицидов 

 

Индивидуальные задания студентам: 

Изучить современный  ассор-

тимент  гербицидов, инсектицидов, фунгицидов, регуляторов роста и дру-
гих  пестицидов  и  агрохимикатов,  применяемых  в  сельскохозяйственном 
производстве  для  защиты  отдельных  сельскохозяйственных  культур  от 
вредных объектов наиболее распространенных и вредоносных в регионе. 

Практическое обучение позволит студентам ознакомиться с  основами 

применения  средств  защиты  растений;  изучить  ассортимент  современных 
пестицидов,  особенности  их  хранения  и  применения.  Прохождение  прак-
тики предусматривает знакомство с  современными технологиями примене-
ния пестицидов для защиты  сельскохозяйственных культур, а также с био-
логическим методом защиты растений и интегрированной системой защиты 
растений. 

 

Вопросы к учебной практике

 

9.

 

Преимущества и недостатки химического метода защиты растений. 

10.

 

Классификация пестицидов по объектам применения. 

11.

 

Основные способы применения пестицидов. Виды опрыскивания. 

12.

 

Агротехнические требования, предъявляемые к опрыскиванию. 

13.

 

Установка опрыскивателя на заданный расход рабочего состава. Пред-

варительная установка и текущий контроль работы. 
14.

 

Меры безопасности при работе с пестицидами. 

15.

 

Требования к складу для хранения пестицидов. 

16.

 

Ассортимент современных химических средств защиты растений от 

 

141 

 

 

болезней. 

17.

 

 Ассортимент современных химических средств защиты растений от 

вредителей. 

18.

 

 Ассортимент современных химических средств защиты растений от 

сорняков. 

19.

 

Технология,  средства  и  экологическая  безопасность  при  применении 

ХСЗР. 

Список рекомендуемой литературы

 

 

Основная литература:

 

4.

 

Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на 

территории Российской Федерации (на текущий год). 

5.

 

Зинченко  В.А.  Химическая  защита  растений:  средства,  технология  и 

экологическая безопасность. - М.: КолосС, 2005. - 232 с. 

6.

 

Третьякова, Н.Н. Защита растений от вредителей [Текст]/ Н.Н.Третья-

кова,   В.В. Исаичев.  - Изд-во «Лань». – 2012. – 528с. 

7.

 

Попов  С.Я.,  Дорожкина  Л.А.,  Калинин  В.А.  Основы  химической  за-

щиты ратений.- М.: Арт-Лион, 2003. - 208 с. 

 

Дополнительная литература:

 

6.

 

Биологическая защита растений / под ред. М.В. Штернштис.- М.: Ко-

лосС, 2004.- 264с. 

7.

 

Защита растений в устойчивых системах землепользования: в 4-х кн. / 

под ред. Д. Шпаара.- Торжок: ООО «Вариант», 2003. 

8.

 

Кузьминская В.А. Биологическая регуляция фитофагов и фитопатоге-

нов. - Смоленск, 2002.- 52с. 

9.

 

Таккель  Э.А., Кошеляева И.П. Защита овощных растений в теплицах. 

- Пенза, 2007.- 187 с. 

10.

 

Практикум по химической защите растений / под ред. Г.С. Груз-

дева.- М.: Колос, 1992.- 270 с. 

 

3.10

 

Технологии закрытого грунта 

 

Цель

 - формирование теоретических знаний по особенностям биологии овощ-

ных культур, организационно-экономических особенностях закрытого грунта 
и практических навыков по составлению и применению технологий их возде-
лывания в условиях различных типах культивационных сооружений. Подго-
товить студентов для производственной и исследовательской работы в теплич-
ном хозяйстве как отрасли сельского хозяйства. 

 
Задачи практики

:  

1.

 

Получение представления о теоретических основах овощеводства; 

2.

 

Получение представления о биологии овощных культур; 

3.

 

Изучение  организационно-экономических  особенностей  закрытого 

 

142 

 

 

грунта; 
4.

 

Знакомство с технологиями возделывания овощных культур в условиях 

закрытого грунта. 

В результате прохождения учебной практики студент должен: 

Знать: 

- Овощные культуры, выращиваемые в закрытом грунте; 
- Виды закрытого грунта; 
- Основные приёмы по уходу за овощными растениями в закрытом грунте. 

Уметь: 

- Распознавать овощные культуры по морфологическим признакам; 
- Определять физиологическое состояние овощных растений; 
- Оценивать качество выполнения технологических приёмов. 

Владеть: 

- навыками по уходу за овощными растениями; 
-  навыками выполнения ручных агротехнических операций  
   (посадка, удаление пасынков, уборка плодов). 
 

Содержание практики:

 

1.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики. 

2.

 

Выезд со студентами на одно из базовых предприятий Белгородского ГАУ, 
имеющее сооружения закрытого  грунта для выращивания овощей  и  зна-
комство с его работой. 

3.

 

Знакомство  с  тепличным  комплексом  Белгородского  ГАУ  и  возделывае-
мыми в нем сельскохозяйственными культурами. 

4.

 

Знакомство с основными элементами технологий возделывания овощей в 
закрытом грунте. 

5.

 

Написание отчета по практике. 

 

Перечень изучаемых тем (разделов, вопросов)

 

№ 

п/п 

Наименование раздела (темы или  вопросов) 

Понятие о возделывании овощных культур в закрытом грунте.  

Виды закрытого грунта и способы их использования 

Виды культивационных сооружений и их применение для возде-
лывания овощей 

Овощные культуры закрытого грунта и особенности их возделы-
вания. 

 

Формируемые компетенции: 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ПК-17 

Готовность  обосновать  технологии  посева  сельскохозяйствен-
ных культур и ухода за ними 

 

 

143 

 

 

Литература 

Основная: 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образо-
вания. Уровень высшего образования – Бакалавриат. Направление подготовки 
-  35.03.04  Агрономия  –  Утвержден  приказом  Министерства  образования  и 
науки 4 декабря 2015 г. 
2. Рабочий учебный план подготовки бакалавров Направление - 35.03.04 Аг-
рономия. Профиль – Агрономия. Виды деятельности – организационно-управ-
ленческая; производственно-технологическая. Программа подготовки – При-
кладной бакалавриат. – Одобрен Ученым советом Белгородского ГАУ им. В.Я. 
Горина 22 декабря 2015 г.  
Дополнительная: 
1. Современное овощеводство закрытого и открытого грунта: Учебное пособие 
для аграрных учебных заведений Ι – ΙV уровней аккредитации по специально-
сти 1310 «Агрономия» /Е.Н. Белогубова, А.М. Васильев, А.М. Гиль и др.-Жи-
томир:ЧП «Рута», 2007.-532 с. 

 
 

3.11

 

Овощеводство и плодоводство 

 

Цель

 

– дать студентам начальные знания по овощеводству  и плодоводству для 

более эффективной работы при изучении дисциплины на  4 курсе. 

 
Задачи практики: 

1.

 

познакомить студентов с основными  овощными культурами,  особенно-
стями  их  роста  и  развития,  основными  приемами  их возделывания в 
открытом и защищенном грунте; 

2.

 

познакомить  студентов  с  основными  плодовыми  культурами,  особенно-
стями их роста и развития,  основными приемами их возделывания. 

 

Перечень изучаемых тем (разделов, вопросов) и их трудоем-
кость 

 

№ 

п/п 

 

Наименование раздела (темы, вопросов 

Основные овощные культуры (свекла, морковь, белокочанная ка-
пуста, томат, огурец): морфологические особенности, особенности 
роста и развития 

Приемы  возделывания  овощных  в  открытом  грунте:  способы  и 
схемы посева и посадки, формирование густоты стояния растений, 
борьба  с сорняками. Сельскохозяйственная техника для возделы-
вания овощей в открытом грунте 

 

144 

 

 

Устройство тепличного комбината. Общая схема выращивания 
томата и огурца в защищенном грунте. Устройства овощехрани-
лища 

Основные  плодовые  и  ягодные  культуры  (яблоня,  груша,  слива, 
вишня,  алыча,  облепиха,  смородина  черная,  смородина  красная, 
айва  японская,  крыжовник,  малина,  ежевика):  морфологические 
особенности. Особенности роста и развития 

Посадка плодовых и ягодных культур: копка ям, внесение удобре-
ний, извести, установка опор, техника посадки 

Уход за плодовыми и ягодными культурами: содержание почвы в 
саду, внесение удобрений, посев сидератов, полив, побелка  штам-
бов, лечение ран, удаление поросли. Обрезка плодовых и ягодных 
культур 

 

Организация практики 

Название  хозяйств,  предприятий,  учреждений

:  «Разуменский 

тепличный комбинат», опытное поле, учебный сад,  территория универ-
ситета. 

 

Материально-техническое  обеспечение  практики

:  техника  – 

трактора  гусеничные  и  колесные,  сеялки  СО-4,2  и  СУПН-8,  сажалка 
СКН-6А, разбрасыватели минеральных и органических удобрений, про-
пашные  культиваторы, опрыскиватели, уборочные машины, техника для 
защищенного  грунта;  оборудование  –  действующие  зимние  теплицы, 
функционирующее  овоще-  хранилище,  весы;  инвентарь  –  лопаты, 
грабли, тяпки, маркеры, мерные  лен- ты, вилы, ведра; наглядность – пол-
ная по всем вопросам. Автобус для выезда студентов к месту проведения 
практики. 

 

Методика проведения практики: 

Ознакомительная экскурсия, встреча со 

специалистами хозяйств, практическая работа. Индивидуальные задания сту-
дентам (групповые или на бригаду из 2-3 человек) 
 

Технологическая карта практического обучения студентов по дисци-
плине 

В каких видах работ 
студент  обязан  при-
нять участие 

Вид задания 

Изучить 

Знать 

уметь 

Знакомство с  основ-
ными 

овощными 

культурами 

Особенности 
роста и разви-
тия культур 

Морфологиче-
ские особенно-
сти культур 

Различать 
овощные 
культуры 
между собой 

Возделывание 
овощных  культур  в 
открытом 

грунте. 

Способы  по-
сева  и 

по-

садки, приемы 

Особенности 
широкорядного, 

Определять  и 
формировать 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..