ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Направление подготовки 35.03.04 «АГРОНОМИЯ». Квалификация (степень) Бакалавр (2016 год) - часть 8

 

 

 

113 

 

 

УДК  
ББК  

 

 

Составители:  

Кафедра растениеводства, селекции и овощеводства: зав. кафедрой, доцент, канд. 

с.-х. наук Павлов М.И.; профессор, доктор с.-х. наук Коцарева Н.В., профессор, док-
тор с.-х. наук Шабетя О.Н., доцент, канд. с.-х. наук Демидова А.Г.; доцент, канд. с.-
х. наук Оразаева И.В. доцент, канд. с.-х. наук Клостер Н.И, доцент, канд. с.-х. наук 
Городов В.Т., ст. преподаватель, канд. с.-х. наук Муравьев А.А.; 

Кафедра земледелия, агрохимии и экологии: зав. кафедрой, доцент, канд. с.-х. наук 

Титовская А.И., профессор, доктор с.-х. наук Лицуков С.Д., доцент, канд. с.-х. наук 
Ширяев А.В., доцент, канд. с.-х. наук Акинчин А.Н.; 

Кафедра  землеустройства,  ландшафтной  архитектуры  и  плодоводства:  доцент, 

канд. с.-х. наук Лободяников А.Н. 

 

 

Рецензент:  заведующий  лабораторией  по  изучению  систем  земледелия, 

кандидат сельскохозяйственных наук. Смуров С.И. 

 

 

Рабочая программа учебной практики студентов по направлению подготовки 35.03.04 

«Агрономия»,  квалификация  -  «бакалавр»,  профиля  «агрономия»  -  Майский: 
ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ», 2016. -          с. 

 
 

Печатается  по  решению  редакционно-издательского  совета  ФГБОУ  ВО 

«Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина» (прото-
кол от                                      №              ). 

 

 

Рассмотрены цели, задачи, содержание учебной практики и вопросы ее ор-

ганизации. Предназначено для преподавателей,  а также студентов агрономиче-
ского факультета,  обучающихся по направлению подготовки 35.03.04 «Агроно-
мия». 

 
 

тельное  учреждение  высшего  образования  «Белго-
родский государственный аграрный университет им. 
В.Я. Горина», 2016 

 

114 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

В  «Концепции  долгосрочного  социально-экономического  развития 

Российской Федерации на период до 2020 года», в качестве механизма создания 
новой экономики заявлено опережающее образование. 

Сущьностью опережающей учебной подготовки является  формирование у 

обучающихся представлений о будущей профессии, стимулирование активного 
получения знаний по выбранному направленнию подготовки.  

В связи с этим, в системе подготовки высококвалифицированных специали-

стов  Белгородского  ГАУ  исключительно  важное  значение  имеет  подготовка  в 
формате учебных практик.  

Учебная практика направлена на получение первичных профессиональных 

умений и навыков, которая проводиться как стационарно (на базе подразделений 
учебного заведения), так и путем выезда студентов в базовые хозяйства. 

Учебная практика студентов по направлению подготовки 35.03.04 «Агроно-

мия» является составной частью учебного процесса, предусмотрена  Федераль-
ным  государственным  образовательным  стандартом  (№  1431  от  04.12.2015), 
направлена на решение следующие профессиональных  задач, связанных с орга-
низационно-управленческой  и  производственно-технологической  деятельно-
стью: 

 

организация работы  коллектива подразделения сельскохозяйственной органи-
зации по производству продукции растениеводства (участие в составлении пер-
спективных и оперативных планов, смет, заявок на расходные материалы, гра-
фиков, инструкций); 

 

принятие управленческих решений по реализации технологий возделывания но-
вых сортов или гибридов сельскохозяйственных культур в различных экономи-
ческих и погодных условиях; 

 

расчет экономической эффективности применения новых сортов, технологиче-
ских приемов, удобрений, средств защиты растений; 

 

проведение маркетинговых исследований на сельскохозяйственных рынках; 

 

контроль над качеством производимой продукции растениеводства при ее хра-
нении и реализации; 

 

контроль за соблюдением технологической и трудовой дисциплины; 

 

обеспечение безопасности труда в процессе производства и проведения иссле-
дований; 

 

установление соответствия агроландшафтных условий требованиям сельскохо-
зяйственных культур при их размещении по территории землепользования; 

 

обоснование  выбора  сортов  сельскохозяйственных  культур  для  конкретных 
условий региона и уровня интенсификации земледелия, подготовка семян к по-
севу; 

 

115 

 

 

 

составление почвообрабатывающих, посевных и уборочных агрегатов и опре-
деление схем их движения по полям, проведение технологических регулировок; 

 

расчет  доз органических и  минеральных  удобрений  на  планируемый  урожай, 
подготовка и применение их под сельскохозяйственные культуры; 

 

организация системы севооборотов, их размещение по территории землеполь-
зования сельскохозяйственной организации и проведение нарезки полей; 

 

адаптация систем обработки почвы в севооборотах с учетом почвенного плодо-
родия,  крутизны  и экспозиции  склонов,  уровня  грунтовых  вод,  применяемых 
удобрений и комплекса почвообрабатывающих машин; 

 

проведение посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; 

 

уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприят-
ных погодных явлений; 

 

проведение уборки урожая и первичной обработки растениеводческой продук-
ции и закладки ее на хранение; 

 

реализация технологий улучшения и рационального использования природных 
кормовых угодий, приготовления грубых и сочных кормов. 

 
Учебная практика позволяет начать формирование у  студента следующих 

общепрофессиональных компетенций: 

 

способностью  решать  стандартные  задачи  профессиональной  деятельности  на 
основе информационной и библиографической культуры с применением инфор-
мационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований ин-
формационной безопасности (ОПК-1); 

 

способностью  распознавать  по  морфологическим  признакам  наиболее  распро-
страненные  в  регионах  дикорастущие  растения  и  сельскохозяйственные  куль-
туры,  оценивать  их  физиологическое  состояние,  адаптационный  потенциал  и 
определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ОПК-4); 

 

готовностью  использовать  микробиологические  технологии  в  практике  произ-
водства и переработки сельскохозяйственной продукции (ОПК-5); 

 

способностью распознавать  основные типы и разновидности  почв,  обосновать 
направления их использования в земледелии и приемы воспроизводства плодо-
родия (ОПК-6); 

 

готовностью  установить  соответствие  агроландшафтных  условий  требованиям 
сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользо-
вания (ОПК-7). 

 

 

 

116 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

 

 

Комплексную  учебную  практику  студенты  факультета  проходят  в  соот-

ветствии с утвержденным графиком  на первом, втором и третьем курсах, глав-
ным образом, на кафедрах,  территории  ВУЗа,  опытном  поле  университета,  в 
базовых хозяйствах, а также в других хозяйствах, предприятиях и учреждениях 
Белгородской области (таблица 1). График  практик разрабатывается выпускаю-
щей кафедрой, согласуется с деканом и заблаговременно вывешивается для все-
общего  обозрения на факультетской доске объявлений,  в интернете, в сети,  а 
также доводится до кафедр. 

Учебную  практику  проводят  преподаватели  кафедр  факультета  по  тем 

дисциплинам, которые входят в программу практик для направления подготовки 
бакалавров 35.03.04 «Агрономия». Они несут ответственность за  качество про-
хождения практики студентами, ее соответствие учебным планам и  програм-
мам, а также осуществляют контроль за ее проведением. 

Учебная практика может совмещаться со сбором студентами  необходи-

мых данных для дальнейшего написания и выполнения курсовых и иных работ. 

Перед комплексной учебной практикой выпускающая кафедра проводит 

инструктаж студентов по технике безопасности и знакомит их с графиком прак-
тик.  

Перед  началом каждой практики, закрепленные за дисциплинами препо-

даватели проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, о чем 
делаются необходимые записи в журнал по технике безопасности. 

Практика студентов может проводиться в составе студенческих специали-

зированных отрядов. В этом случае разрабатывается индивидуальный  график 
обучения и контроля их знаний, который согласовывается с преподавателями, 
проводящими и отвечающими за практику. 

В соответствии с утвержденной рабочей программой учебных  практик по 

каждому предмету выделяется по 30 часов (одна неделя). Продолжительность 
рабочего дня - 6 часов, начало рабочего дня устанавливается в зависимости от 
утвержденного распорядка дня. При  необходимости начало рабочего дня может 
быть перенесено по согласованию с заведующим кафедрой и ответственным ли-
цом по проведению практик в Университете. 

При выезде в отдаленные хозяйства, преподаватели заказывают  автобус 

или иной транспорт. В ненастные, дождливые дни студенты работают в аудито-
риях. 

 

117 

 

 

Таблица 1 – График и структура прохождения учебных практик студен-
тами по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» 

Курс 

Се-

местр 

Не-

деля 

Дисциплина 

Трудоемкость, 

часов (з.е.) 

Коды  

формируемых 

компетенций 

Основы профессио-

нальной деятельности 

54 (1,5) 

ОК-7 

ОПК-1 

ПК-5 

Ботаника 

54 (1,5) 

ОПК-4 

44 

Физиология и биохи-

мия растений 

54 (1,5)

 

ОПК-4 

45 

Земледелие 

54 (1,5)

 

ПК-15 

46 

Агрохимия 

54 (1,5)

 

ПК-14 

47 

Почвоведение с  

основами геологии 

54 (1,5)

 

ОПК-6 

Растениеводство 

54 (1,5)

 

ПК-17 
ПК-18 
ПК-19 

Защита растений 

54 (1,5) 

ПК-21 

44 

Химическая защита 

растений 

54 (1,5) 

ПК-5 

45 

Технологии закрытого 

грунта 

54 (1,5) 

ОК-7 

ПК-17 

46 

Овощеводство и  

плодоводство 

54 (1,5) 

ОК-7 

ПК-17 

47 

Кормопроизводство 

54 (1,5) 

ПК-20 

Основы научных  

исследований 

54 (1,5) 

ПК-1 
ПК-2 
ПК-4 

Селекция и  

семеноводство 

54 (1,5) 

ПК-12 

 

При необходимости в полевых условиях преподаватель может раз-

бить  группу  студентов  на  бригады  по  несколько  человек,  и  конкретные 
виды  работ, а также отчет о проделанной работе принимать не отдельно 
от каждого человека, а от бригады. 

 
 

 

 

 

118 

 

 

3.

 

УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ

 

 

3.1

 

Основы профессиональной деятельности 

 

Цель 

–  формирование  у  студентов профессионального  видения приобретаемой 

профессии, понимания главных особенностей взаимодействия природы и об-
щества  на  современном  этапе  его  развития,  значения  продуктов  питания  в 
стратегии устойчивого развития России в масштабах мира; заинтересовать и 
подготовить студентов к углубленному дисциплин, предусмотренных рабо-
чим учебным планом подготовки бакалавров.. 

 
Задачи практики

 

1.

 

Ознакомление студентов с историей аграрной науки в мире, России и Бел-
ГАУ; 

2.

 

Знакомство с историей агрономического факультета, научными проблем-
ными лабораториями и кафедрами БелГАУ и их достижениями в области 
агрономии; 

3.

 

Формирование у студентов теоретических представлений и практических 
навыков в области агрономии. 

 

В результате освоения программы практики студент должен: 

Студент обязан  знать:

 

-

 

основные  положения  Федерального  государственного  образователь-
ного  стандарта  высшего  образования  по  направлению  подготовки 
35.03.04 «Агрономия» (уровень бакалавриата 3+);  

-

 

рабочий учебный план подготовки бакалавров по направлению подго-
товки 35.03.04 «Агрономия» (уровень бакалавриата 3+) в БелГАУ им. 
В.Я. Горина; 

-

 

задачи  профессиональной  деятельности  выпускника  по  направлению 
подготовки 35.03.04 «Агрономия» (уровень бакалавриата 3+); 

-

 

современные информационные технологии в области агрономии; 

Студент обязан  уметь:

 

-

 

пользоваться  учебными  ресурсами  и  материалами  (в  т.ч.  электрон-
ными) университета. 

-

 

пользоваться  доступными  информационно-коммуникационными  тех-
нологиями для решения поставленных задач; 

-

 

осуществлять поиск необходимой информации через специализирован-
ные и общедоступные сайты и компьютерные сети; 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

навыками планирования рабочего времени студента. 

-

 

навыками решения стандартных задач профессиональной деятельности 

-

 

навыками создания баз данных для формирования рабочего места агро-
нома. 

 

119 

 

 

 

Содержание практики

 

Практика проводится в аудиторных и полевых условиях на территории 

БелГАУ.   

 
Студенты  знакомятся с:   

1.

 

Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  высшего 
образования по направлению подготовки 35.03.04 «Агрономия» (уровень 
бакалавриата). 

2.

 

Рабочим  учебным  планом  подготовки  бакалавров  в  Белгородском  ГАУ 
им. В.Я. Горина (направление: 35.03.04 «Агрономия», профиль –  Агроно-
мия, программа подготовки – прикладной бакалавриат). 

3.

 

Рабочей программой дисциплины «Основы профессиональной деятельно-
сти». 

4.

 

Кафедрами  агрономического  факультета  (кафедра  растениеводства,  се-
лекции и овощеводства, кафедра земледелия, агрохимии и экологии) и ла-
бораториями селекции и промышленного семеноводства и изучения си-
стем земледелия Белгородского ГАУ 

5.

 

Агротехнопарком 

6.

 

Библиотечно-информационными ресурсами БелГАУ 

7.

 

Основными базовыми хозяйствами и постами БелГАУ 

 

Студенты также участвуют в проведении сельскохозяйственных работ 

на опытном поле БелГАУ. 

Учебной  практикой  предусмотрена  однодневная  экскурсия  в  одно  из 

базовых хозяйств БелГАУ. 
 

Темы практики

 

Дни 

Темы и содержание занятий 

 Общий инструктаж по технике безопасности. Знакомство с основ-
ными положениями Федерального государственного образователь-
ного стандарта высшего образования по направлению подготовки 
35.03.04 «Агрономия» (уровень бакалавриата 3+). Знакомство с ра-
бочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению 
подго-товки 35.03.04 «Агрономия» (уровень бакалавриата 3+) в 
БелГАУ им. В.Я. Горина. Изучение задач профессиональной дея-
тельности выпускника по направлению подготовки 35.03.04 «Аг-
рономия» (уровень бакалавриата 3+). Знакомство с современными 
информационными технологиями в области агрономии. Знаком-
ство со структурой Рабочего места агронома. 

Экскурсия в базовое хозяйство Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина 
в колхоз имени В.Я. Горина 

 

120 

 

 

Посещение музея агрономического факультета и знакомство с ра-
ботой кафедр растениеводства, селекции и овощеводства; земле-
делия, агрохимии и экологии; лабораторий селекции и промыш-
ленного семеноводства и изучения систем земледелия Белгород-
ского ГАУ 

Знакомство с работой лабораторий селекции и промышленного се-
меноводства и изучения систем земледелия Белгородского ГАУ 

Посещение  Агротехнопарка  БелГАУ;  знакомство  с  библиотечно-
информационными ресурсами БелГАУ. 

 

Формируемые компетениции: 
 

Коды 

компе-

тенций 

Формулировка компетенции 

Планируемые результаты обучения  

по дисциплине   

ОК-7 

Способность  к  самооргани-
зации и самообразованию. 

Знает: 

-

 

основные  положения  Федерального 
государственного  образовательного 
стандарта  высшего  образования  по 
направлению  подготовки  35.03.04 
«Агрономия»  (уровень  бакалавриата 
3+);  

-

 

рабочий учебный план подготовки ба-
калавров по направлению подготовки 
35.03.04  «Агрономия» (уровень бака-
лавриата  3+)  в  БелГАУ  им.  В.Я.  Го-
рина. 

Умеет: 

-

 

пользоваться  учебными  ресурсами  и 
материалами  (в  т.ч.  электронными) 
университета. 

Владеет: 

-

 

навыками  планирования  рабочего 
времени студента. 

ОПК-1  Способность  решать  стан-

дартные  задачи  профессио-
нальной деятельности на ос-
нове информационной и биб-
лиографической  культуры  с 
применением 

информаци-

онно-коммуникационных 
технологий и с учетом основ-
ных требований информаци-
онной безопасности 

Знает: 

-

 

задачи профессиональной деятельно-
сти выпускника по направлению под-
готовки  35.03.04  «Агрономия»  (уро-
вень бакалавриата 3+). 

Умеет: 

-

 

пользоваться  доступными  информа-
ционно-коммуникационными  техно-
логиями  для  решения  поставленных 
задач; 

Владеет: 

-

 

навыками  решения  стандартных  за-
дач профессиональной деятельности. 

ПК-5

 

Способность использовать 

Знает: 

 

121 

 

 

современные информацион-
ные технологии, в том числе 
базы данных и пакеты про-
грамм. 

-

 

современные  информационные  тех-
нологии в области агрономии; 

Умеет: 

-

 

осуществлять поиск необходимой ин-
формации через специализированные 
и  общедоступные  сайты  и  компью-
терные сети; 

Владеет: 

-

 

навыками  создания  баз  данных  для 
формирования  рабочего  места  агро-
нома. 

 

3.2

 

Ботаника 

 

Цель 

–  формирование  у  студентов  системных  знаний  по  ботанике  и уме-

ний выполнять описание и определение растений и растительных  тканей ор-
ганов, представителей разных систематических групп. 

 
Задачи практики

 

1.

 

Изучение биологических закономерностей развития растительного мира; 

2.

 

Ознакомление  с  разнообразием  морфологических    и  анатомических 
структур органов растений; 

3.

 

Ознакомление с основными физиологическими процессами,  происходя-
щими в растительном организме; 

4.

 

Формирование  представлений об экологии, фитоценологии и географии 
растений; 

5.

 

Ознакомление  с  редкими  и  исчезающими  видами  растений,  подлежа-
щими охране и занесенными в «Красную книгу»; 

6.

 

Формирование умений анатомо-морфологического описания  растений и 
определения растений по определителям; 

7.

 

Формирование  у студентов  практических навыков  в  сборе  и  сушке гер-
бария. 

 

В результате освоения программы практики студент должен: 

Студент обязан  знать:

 

-

 

основные биологические закономерности развития растительного мира 
и элементы морфологии растений; 

-

 

основы систематики растений; основные физиологические  процессы, 
происходящие  в  растительном  организме;  основы  экологии  растений, 
фитоценологии, географии растений. 

Студент обязан  уметь:

 

-

 

работать с микроскопом и бинокуляром; 

-

 

готовить временные препараты; 

-

 

проводить  анатомо-морфологическое  описание  и  определение  расте-
ния по определителям; 

 

122 

 

 

-

 

гербаризировать растения; проводить геоботаническое описание фито-
ценозов. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о технике микроскопирования, анализе микропрепаратов растительных 
объектов; 

-

 

о фитоценозов и растительных сообществах. 

 
Содержание практики

 

Практика  проводится  в  полевых  условиях  на  территориях  с  различ-

ными  экологическими  условиями.  Студенты  изучают  флору  и  раститель-
ность основных экологических групп: различных типов лесов, лугов, болот, 
водоемов, рудеральную флору (растения сорных и мусорных мест обитания). 

Основу летней учебной практики составляют экскурсии. 

 

Темы практики

 

Дни 

Темы и содержание занятий 

Экологические условия и экологические группы растений района 
практик. Понятие о растительном сообществе. 

Экскурсия в Ботанический сад Белгородского госуниверситета 

 Культурная и сорная растительность в опытах лаборатории по изу-
чению систем земледелия Белгородского ГАУ. Сбор информации 
для формирования Рабочего места агронома. 

Культурная и сорная растительность в опытах лаборатории селек-
ции  и  промышленного  семеноводства  Белгородского  ГАУ.  Сбор 
информации для формирования Рабочего места агронома. 

Культурная и сорная растительность на полях УНИЦ «Агротехно-
парк»  Белгородского  ГАУ.  Сбор  информации  для  формирования 
Рабочего места агронома. 

 

Формируемые компетениции: 
 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ОПК-4 

Способность  распознавать  по  морфологическим  признакам 
наиболее распространенные в регионах дикорастущие расте-
ния и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физио-
логическое  состояние,  адаптационный  потенциал  и  опреде-
лять факторы улучшения роста, развития и качества продук-
ции 

 
 
 
 

3.3

 

Физиология и биохимия растений 

 

 

123 

 

 

Цель 

– формирование у студентов системных знаний о сущности процессов жиз-

недеятельности растений, их зависимость от условий внешней среды и уме-
ний по диагностике физиологического состояния посевов. 

 
Задачи практики

 

1. Ознакомление с основными физиологическими процессами, происходя-
щими в растительном организме; 

2. Изучение основных закономерностей роста и развития растений; 

3. Знание физиологических основ приспособления и устойчивости расте-
ний к условиям среды. 

 

В результате освоения программы практики студент должен: 

знать: 

-  основные  физиологические  процессы,  происходящие  в  растительном  орга-
низме;  
- зависимость физиологических процессов от условий внешней среды. 

уметь:

 

- определять жизнеспособность растительных тканей и органов;  
- проводить оценку напряженности процессов жизнедеятельности по морфо-
физиологическим показателям;  
- оценивать степень устойчивости растений к действию неблагоприятных фак-
торов внешней среды, 
 

иметь представление: 

- о методах физиологической оценки водного режима растений, минерального 
питания и других процессов обмена веществ растений. 

 

Содержание практики

 

Практика проводится в полевых условиях на полях УНИЦ «Агротехно-

парк». Студенты изучают особенности роста и развития сельскохозяйствен-
ных культур, функционирования растительного организма с использованием 
переносного лабораторного оборудования и реактивов в полевых условиях. 

Темы практики

 

Дни 

Темы и содержание занятий 

Определение жизнеспособности семян по окрашиванию цито-
плазмы. 

Изучение влияния внешних условий на состояние устьичного аппа-
рата растений. 

Определение площади листьев в полевых условиях и фотосинтетиче-
ского потенциала сельскохозяйственных культур. 

Диагностика минерального питания растений по К.П. Магницкому. 

Учет роста органов растений методом меток. 

 

Формируемые компетенции: 

 

124 

 

 

 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ОПК-4 

Способность распознавать по морфологическим призна-
кам  наиболее  распространенные  в  регионах  дикорасту-
щие растения и сельскохозяйственные культуры, оцени-
вать их физиологическое состояние, адаптационный по-
тенциал и определять факторы улучшения роста, разви-
тия и качества продукции 

 

Список литературы 

 

а) основная литература  
1. Думачева Е.В. Практикум по физиологии и биохимии растений. - Белгород -  
2006. – изд. БелГСХА. – 69 с.  
2. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений / Н.Н. Третьяков, 
Е.И. Кошкин, Н.М. Макрушин и др. – М.: Колос. – 1998. – 640 с.  
 
б) дополнительная литература  
1. Справочник терминов и понятий по физиологии и биохимии растений / Под 
ред. М.Н. Кондратьева. - М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА, 2007. 
2. Тараканов И.Г., Яковлева О.С. Физиология растений. Учебно-методическое 
пособие для самостоятельной работы студентов-бакалавров агрономических 
специальностей. - М.: РГАУ-МСХА, 2010. 

 

3.4

 

Земледелие 

 

Цель –

 приобретение новых знаний по разработке мероприятий по раци-

ональному использованию пашни и других сельскохозяйственных земельных 
угодий, повышению плодородия почв, охраны почв,  по борьбе  с  сорными 
растениями, а так же изучение вопросов охраны окружающей среды. 

 

Задачи практики

 

1.

 

Ознакомить студентов с основными приемами обработки почвы. 

2.

 

Изучить способы посева основных сельскохозяйственных культур и  ме-
тоды определения качества сева. 

3.

 

Провести учет видового и количественного состава сорных растений в по-
севах сельскохозяйственных культур и составить карту засоренности. Раз-
работать мероприятия по борьбе с сорными растениями. 

4.

 

Ознакомиться со структурой посевных площадей и системой севооборо-
тов в хозяйстве и на опытном поле. 

 

Студент обязан знать:

 

-

 

приемы обработки почвы на пахотных угодьях; 

-

 

наиболее распространенные виды сорных растений; 

 

125 

 

 

-

 

способы посева основных сельскохозяйственных культур и оценка  ка-
чества посева. 

Студент обязан уметь:

 

-

 

определять степень засоренности посевов; 

-

 

определять сорные растения; 

-

 

составить схему севооборота. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о картировании сорных растений в посевах основных  сельскохозяй-
ственных культур; 

-

 

об основных группах предшественников; 

-

 

о агротехнической и экономической оценке севооборотов. 

 

Содержание практики

 

Учебная практика студентов проводится на основе изучения  приемов 

обработки почвы, способов посева сельскохозяйственных культур и влияния 
засоренности на рост и развитие сельскохозяйственных культур на опытных 
участках,  в  производственных  условиях  передовых  сельскохозяйственных 
предприятий. 

 

Вопросы, рассматриваемые во время практики: 

1.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики. 

2.

 

Изучение основных приемов обработки почвы. 

3.

 

Изучение  способов  посева  основных  сельскохозяйственных  культур  и 
определение качества посева. 

4.

 

Изучение  видового  состава  сорных  растений  в  посевах  сельскохозяй-
ственных культур. 

5.

 

Картирование сорных растений в посевах сельскохозяйственных культур. 

6.

 

Разработка систем мероприятий по борьбе с сорными растениями в поле-
вом и овощном севообороте хозяйств и опытного поля. 

7.

 

Агротехническая и экономическая оценка севооборотов. 

Календарный план

 

День 

Темы и содержание занятий 

Знакомство со стационарным севооборотом лаборатории по изуче-
нию систем земледелия Белгородского ГАУ 

Экскурсия в базовое хозяйство Белгородского ГАУ им. В.Я. Го-
рина ЗАО «Краснояружская зерновая компания» 

 Знакомство с севооборотами биологического земледелия 

 Опыты по оценке способов основной обработки почвы в севообо-
ротах с короткой ротацией 

Знакомство с принципами формирования элементов системы зем-
леделия в зависимости от технико-экономического состояния хо-
зяйств, плодородия почв и перспективы их развития. 

 

Формируемые компетениции: 

 

126 

 

 

 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ПК-15 

Готовность обосновать систему севооборотов и землеустрой-
ства сельскохозяйственной организации 

 

 

Вопросы к учебной практике

 

1.

 

Назовите приемы поверхностной и основной обработки почвы. 

2.

 

На  какую  глубину  проводятся  приемы  поверхностной  и  основной обра-
ботки почвы? 

3.

 

Какие  сельскохозяйственные  орудия  применяются  для  поверхностной и 
основной обработки почвы? 

4.

 

Дайте характеристику способов посева сельскохозяйственных культур. 

5.

 

Назовите многолетние сорные растения и их биологические группы. 

6.

 

Назовите малолетние сорные растения и их биологические группы. 

7.

 

Карта засоренности полей и как ее составляют. 

8.

 

Назовите  методы  обследования  сорных  растений  и  какие  инструменты 
применяют. 

9.

 

Какие предупредительные мероприятия по борьбе с сорными растениями 
вам известны? 

10. Назовите истребительные мероприятия по борьбе с сорными растениями.  
11.  Какие  способы  борьбы  эффективны  с  корневищными  и корнеотпрысковыми 

сорными растениями? 

12. Что такое предшественник в севообороте? 
13. Назовите группы предшественников и их представителей.  
14. По каким показателям дается оценка севооборотов? 

 

Аттестация студентов проходит в виде зачета на поставленные 

вопросы к учебной практике. 

 

Список литературы 

1

 

Баздырев Г.И. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии : 
Учеб..для вузов. - М. : КолосС, 2009. – 415 с. 

2

 

Системы земледелия : Учеб.для вузов / Под ред. А. Ф. Сафонова;  Меж-
дунар. ассоц. "Агрообразование". - М.: КолосС, 2006. – 446 с. 

3

 

Баздырев. Г.И., Лошаков В.Г., Пупонин А.И. и др. Земледелие. М.:  Ко-
лосС, 2004 – 552 с. 

4

 

Шептухов В.Н., Гафуров Р.М., Папаскири Т.В. и др. Атлас основных 
видов сорных растений России. – М.: КолосС, 2009.-192 с. 

5

 

 

3.5

 

Агрохимия 

Цель - 

Учебная практика по агрохимии проводится с целью освоения  методики 

 

127 

 

 

агрохимического обследования почв, проведения визуальной и  тканевой ди-
агностики питания растений,  использование результатов  исследований  для 
составления научно-обоснованных рекомендаций по применению удобрений. 

 
Задачи практики

 

1.

 

Овладеть методикой полевого агрохимического картирования. 

2.

 

Познакомиться с составлением и содержанием агрохимических  карто-
грамм. 

3.

 

Освоить методы визуальной и тканевой диагностики питания растений. 

4.

 

Отобрать растительные образцы для тканевой диагностики растений 

5.

 

и провести ее по Церлинг В.В. 

6.

 

Ознакомиться с коллекцией минеральных удобрений,  способами рас-
чета доз удобрений. 
 
При прохождении практики вести дневник, который необходимо офор-

мить и защитить при зачете 

В  соответствии  с  требованиями  квалификационной  характеристики  к 

студенту устанавливаются следующие требования: 

Студент обязан знать:

 

-

 

методику агрохимического картирования; 

-

 

градации содержания NPK; 

-

 

экспресс метод определения азота, фосфора и калия в растениях; 

Студент обязан уметь:

 

-

 

проводить отбор образцов почв при агрохимическом картировании; 

-

 

читать агрохимические картограммы; 

-

 

проводить  тканевую  диагностику  по  Церлинг  и  оценивать  получен-
ные  результаты. 

Студент должен иметь представление:

 

-

 

о химическом составе растений и потребностях в элементах питания; 

-

 

о влиянии удобрений на питание растений и урожайность культур. 

 
Содержание практики

 

1.

 

Проведение инструктажа по технике безопасности. 

2.

 

Ознакомление с тематической программой учебной практики, с мето-

дикой  агрохимического  картирования,  с  агрохимическими  картограм-
мами, их содержанием и использованием в практике с.-х. производства. 
3.

 

Знакомство с визуальной и тканевой диагностикой питания растений. 

4.

 

Отбор образцов почв на агрохимические анализы и растительных об-

разцов для тканевой диагностики. 

 

ПРОГРАММА проведения практики по агрохимии 

 

Д

ни 

Темы и содержание занятий 

 

128 

 

 

Инструктаж по технике безопасности при проведении полевых иссле-
дований. Изучение методики агрохимического картирования, знаком-
ство  с картограммами, их содержанием и использованием в с.-х. про-
изводстве.  

Экскурсия  в  Белгородский  агрохимцентр.  Знакомство  с  методикой 
подготовки исходного материала для разработки проектов адаптивно-
ландшафтной системы земледелия и охраны почв в сельхозпредприя-
тиях 

Сбор материалов для разработки проекта адаптивно-ландшафтной си-
стемы земледелия на землях УНИЦ «Агротехнопарк» 

Сбор материалов для разработки проекта адаптивно-ландшафтной си-
стемы земледелия на землях УНИЦ «Агротехнопарк»

 

Знакомство  с  системой  удобрения  в  стационарном  севообороте  про-
блемной лаборатории по изучению систем земледелия Белгородского 
ГАУ

 

 

Работа  выполняется  бригадой  из  5-6  человек.  Каждый  студент 

ведет дневник и сдает его при зачете. Зачет выставляется по результатам 
работы студента и вопросам, которые рассматривались при прохождении 
практики. 

 

Формируемые компетениции: 

Коды компетенций 

Формулировка компетенции 

ПК-14 

Способность  рассчитать  дозы  органических  и  минеральных 
удобрений на планируемый урожай, определить способ и техно-
логию их внесения под сельскохозяйственные культуры 

Вопросы к учебной практике 

1.

 

Суть методики агрохимического картирования. 

2.

 

Что  является  картографической основой  при  составлении агрохимиче-
ских картограмм? 

3.

 

Содержание агрохимических картограмм и использование в с.-х произ-
водстве. 

4.

 

Значение азота, фосфора и калия в питании растений. 

5.

 

Визуальные  признаки  недостатка  основных  элементов  питания расте-
ний. 

6.

 

Для чего используется тканевая диагностика растений? 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Самсонова Н.Е. Технологические основы применения удобрений. – Смо-

ленск, 2006. 

Список методических рекомендаций

 

1.

 

Самсонова Н.Е. Комплексная диагностика питания растений. – Смоленск, 
2008 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..