Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 26

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 26

 

 

402

Несмотря на позитивную динамику по количеству поданных заявок и действующих ТМ, относительно 

стран-конкурентов Узбекистан демонстрирует отставание

Наука, технологии и инновации

82,3%

4.817

2013

5.096

17,7%

11,0%

4.625

89,0%

-0,9%

100,9%

2012

23,9%

+0,5%

76,1%

10,4%

5.094

2016

5.192

2015

89,6%

2014

Количество поданных заявок на регистрацию ТМ и доля одобренных заявок
шт.

• При незначительном увеличении количества заявок (0,5% в год) доля одобренных товарных знаков снизилась 

до 76,1%

2016

+6,8%

2015

19.930

18.852

2014

17.967

16.421

2012

15.302

2013

• Количество действующих торговых марок демонстрирует рост на 6,8% в год

Одобренные

Количество действующих ТМ
шт.

Показатели активности по регистрации торговых знаков (ТМ) в РУз, 2012-2016

403

В Республике Узбекистан 7,1 заявки на регистрацию ПО на 1 млн человек и 2,8 регистраций ПО на 1 млн человек 
населения

Количество поданных заявок на регистрацию промышленных образцов растёт, однако количество 

регистраций является нестабильным

380

320

8.840

360

340

320

240

0

380

20

300

280

260

240

60

20

220

0

100

40

60

80

200

140

180

160

120

360

8.820

300

280

200

220

180

100

340

160

140

120

260

80

40

Австралия

Корея, Республика

Великобритания

Япония

Активность: Заявки на ПО, шт. на 1 млн. чел.

Китай

Узбекистан

Соединенные Штаты Америки

Рез

ул

ьт

ат

ив

нос

ть:

Регистр

ац

ии 

П

О,

 ш

т. 

н

а 

1 мл

н

 че

л

.

Размер = количество регистрации ПО в 2016 г. (данный размер = 10 тыс. ПО)

Наука, технологии и инновации

Источники: WIPO, World Bank, анализ Рабочей группы проекта

Показатели активности по регистрации промышленных образцов (ПО), 2016

404

Наука, технологии и инновации

Источники: WIPO, World Bank, анализ Рабочей группы проекта

230

238

193

174

179

2015

2012

2013

2014

+6,5%

2016

Количество поданных заявок на регистрацию ПО
шт.

Количество регистраций ПО
шт.

91

138

89

147

110

2012

2015

-4,6%

2014

2013

2016

Количество регистраций промышленных образцов нестабильно и варьируется в пределах 90-150 шт.

Количество поданных заявок на регистрацию промышленных образцов растёт, однако количество 

регистраций является нестабильным

Показатели активности по регистрации промышленных образцов (ПО) в РУз, 2012-2016

405

Показатели цитируемости научных статей, 2016 г.

3 212

Узбекистан

10 431

10 431,6

Кол-во цитирований (мир), тыс. шт.

0,6

(0,02%)

3 211,5

Кол-во цитируемых статей (мир), тыс.

0,6

(0,01%)

• Узбекистан проводит 0,02% от 

мировых научных исследований

• Количество цитирований узбекских 

исследований ещё ниже – 0,01% от 
мировых

Показатели цитируемости Узбекистана: 1,06 случаев цитирования на 1 статью при медиане по референсной группе 
в 3,26 случая; индекс Хирша* 83 при медиане 396

Наука, технологии и инновации

Источники: Scimago Journal & Country Rank, Scopus, анализ рабочей группы

Примечание: *Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности страны, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований 
этих публикаций (более высокое значение означает более высокую продуктивность)

4,4

2,8

700

1.000

2.100

1,0

1,8

0,0

2,0

3,8

400

800

1,6

2,6

2,2

500

2,4

0

5,0

4,2

1.200

900

600

4,6

9,2

4,8

3,6

200

3,4

300

3,2

1.100

100

4,0

3,0

Среднее количество цитирований на один документ

Ин

декс

 Хи

р

ш

а

Беларусь

Бахрейн

Узбекистан

Украина

Андорра

Монако

Мальта

Уругвай

Исландия

Норвегия

Барбадос

Люксембург

Кипр

Франция

Соединенные Штаты

Чешская Республика

Германия

Австралия

Великобритания

Размер = количество случаев цитирования  в 2016 г. (данный размер = 10 тыс. случаев)

Медиана

396

Ме
ди
ана

Доля Узбекистана в публикации и цитировании научных статей, 2016 г.

Отмечается слабое развитие фундаментальной науки: Узбекистан проводит 0,02% мировых 

исследований с низкими показателями цитируемости

Развитие фундаментальной науки

406

Затруднен доступ к образованию, особенно к высшему, что приводит к нехватке людей с высшим 

образованием и, как следствие, к дефициту высококвалифицированных кадров

• В большинстве стран уровень доступа к среднему образованию достигает 100% и выше, в Узбекистане – 9,3%
• Уровень доступа РУз к высшему образованию самый низкий в референсной группе – 9,2%

Доля населения старше 25 лет с высшим образованием* в группе референсных стран
%

• 15,8% населения Республики Узбекистан старше 25 лет имеют высшее образование (степень бакалавра, магистра 

или доктора наук или аналогичные степени)

• По данному показателю Узбекистан находится в 4-м квартиле стран референсной группы

Наука, технологии и инновации

Источники: UNESCO, World Bank, анализ рабочей группы

Примечание: *данные за 2016 г., при отсутствии данных использовались данные предыдущих лет (до 2014 г. включительно) **При значении показателя выше 100% 
на графике указан как 100%

Уругвай

14%

16%

16%

18%

11%

14%

24%

24%

18%

21%

26%

19%

28%

19%

25%

23%

23%

28%

23%

20%

26%

24%

33%

33%

37%

Ø 24

29%

30%

33%

Эстония

38%

32%

15%

Узбекистан

13%

34%

Медиана

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

95

100

96

92

100

98

90

102

88

94

0

86

Люксембург

Япония

Греция

Эстония

Польша

Словения

Катар

Д

о

ступ 

к 

ср

едне

м

у о

бр

аз

о

ван

и

ю

Малайзия

Ирландия

Чили

Доступ к высшему образованию

Великобритания

Украина

Объединенные Арабские Эмираты

Узбекистан

Турция

Мальта

Доступ к высшему и среднему образованию*
% населения соответствующего возраста**

Доступ к образованию

407

В 2015 г. в Узбекистане наблюдалась наименьшая доля затрат на НИОКР среди стран-лидеров по 

инновационному развитию, при этом динамика была позитивной

-11

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

3,6

2,4

3,0

1,8

2,8

2,6

1,2

2,0

0,4

1,4

0,2

3,2

2,2

1,6

0,6

0,0

4,0

1,0

4,2

0,8

3,8

3,4

4,4

CAG

R, 2

0

1

1

-2

0

1

5

 г

г.

Таиланд

Швеция

Узбекистан

Доля затрат на НИОКР (% от ВВП)

Украина

Кипр

Израиль

Португалия

Словения

Румыния

Малайзия

Исландия

Великобритания

Финляндия

Венгрия

Чешская Республика

Китай

Чили

Эстония

Беларусь

Болгария

Бельгия

Австрия

Германия

Норвегия

Нидерланды

Латвия

Греция

Дания

Мальта

Наука, технологии и инновации

Источники: World Bank, анализ рабочей группы

Уровень развития инноваций по доле затрат НИОКР в ВВП в 2015 г. и среднегодовому темпу 
роста (2011-2015 гг.)

• Доля затрат на НИОКР в ВВП в Узбекистане составила 0,2%; ежегодный темп прироста – 2,3%
• Последние доступные данные по показателю «Доля затрат на НИОКР в ВВП» – за 2015 г., количество стран с 

доступными данными – 39 стран

Медиана

Финансирование НИОКР

408

Объем и структура затрат на НИОКР из традиционных источников (государство и бизнес) значительно 

отличается от развитых стран

• Финансирование НИОКР в Узбекистане составило 133 млн долл. США в 2015 г.
• В развитых стран

ах 

финансирование НИОКР в десятки раз выше: от 16,2 млрд долл. США в Швеции до 599 

млрд долл. США в США

Объем затрат на НИОКР, млрд долл. США, 2015 г.

Структура затрат на НИОКР, млн долл. США, 2015-2013 гг.*

Япония

США

0,1

Великобритания

144,3

599,0

Германия

16,2

49,1

97,1

Узбекистан

-598,9

Швеция

23%

59%

69%

40%

8%

100%

Средства компаний

Узбекистан

Прочие источники

Государственные средства

0,1

1%

599,0

США

• В США основным источником финансирования затрат на НИОКР являются компании, а государственные 

средства составляют только 23%

• Стимулирование НИОКР на начальном этапе развития инновационной деятельности происходит за счёт 

государственных средств – как в Республике Узбекистан (59%)

Наука, технологии и инновации

Источники: World Bank, National Science Foundation (US), периодика «Мировое и национальное хозяйство», анализ рабочей группы

Примечание: *данные по Республике Узбекистан за 2013 г., по США – за 2015 г.

Финансирование НИОКР

409

Наука, технологии и инновации

Источники: Statista, данные открытых источников, анализ Рабочей группы проекта

Объем венчурного финансирования в Северной Америке и Южной Америке
млрд долларов США

Объем венчурного финансирования в Европе
млрд евро

88

76

83

2017

2016

2015

+3%

19

15

14

+19%

2017

2016

2015

Венчурное финансирование в Узбекистане

Данные о наличии венчурных фондов или венчурных инвестиций в Узбекистан отсутствуют

Согласно данным Министерства инновационного развития по показателю «Сделки по венчурному капиталу» 
Узбекистан занимает 92 позицию в GII

В 2018 г. был создан Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей под эгидой Министерства 
инновационного развития Республики Узбекистан

Информация о первоначальных результатах деятельности Фонда, как и об объёме планируемых инвестиций, 
отсутствует

Ведется деятельность по стимулированию венчурной деятельности: в Узбекистане от уплаты всех видов 
налогов и обязательных платежей до 1 января 2023 года освобождаются создаваемые венчурные фонды, 
софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы

Инвестиционный климат характеризуется как сложный, в частности, в соответствии с рейтингом «Economic 
Freedom» по разделу “Investment Freedom” Узбекистан имеет оценку «0 баллов» и занимает последние 
позиции

Венчурное финансирование находится на начальном этапе развития в Республике 

Узбекистан

Венчурное финансирование в международной практике (2017)

Венчурное финансирование в Узбекистане отсутствует, однако создан Фонд поддержки 

инновационного развития и новаторских идей и введены налоговые льготы для венчурных фондов

410

Инфраструктура для развития инноваций

Базовая инфраструктура

Инновационная инфраструктура

ИКТ

Прочая базовая 

инфраструктура

Традиционная 

промышленная 

инфраструктура

Инфраструктура 

коммерциализации

Входящие элементы:
• Доступ к 

информационно-
коммуникационным 
технологиям (119-я 
позиция в GII*)

• Использование ИКТ

(90-я позиция в GII*)

Проблемы:

Степень развития:

Низкая

• Недостаточный 

уровень покрытия 
широкополосным 

Интернетом

Низкий уровень 
распространения 
мобильного 
Интернета

Входящие элементы:
• Производительность 

электроэнергии (79-я 
позиция в GII*)

• Производительность 

логистики (116-я 
позиция в GII*)

Проблемы:

Степень развития: 

Ниже среднего

• Дефицит 

электроэнергии в 
отдельных регионах

• Низкая маневренная 

мощность (около 6%), 
основа – тепловая 
энергия

• Высокий уровень 

потерь в старых 
распределительных 
сетях

• Высокая стоимость 

логистики

Входящие элементы:
• Традиционные 

промышленные 
кластеры

• НИИ, НИТИ и прочее

Проблемы:

Степень развития:

Средняя

• Высокая степень 

износа основных 
фондов

• Устаревшее 

оборудование

• Нехватка персонала

Входящие элементы:

• Свободные 

экономические зоны 
(18 СЭЗ в 11 регионах)

• Технопарки (1 

действующий –
«Яшнабадский») 

• Специальные малые 

промышленные зоны (в 
8 областях РУз – 306 га)

• Бизнес-инкубаторы и 

прочее

Проблемы:

Степень развития:

Низкая

• Малое количество 

резидентов, как 
следствие, низкие 
показатели по 
созданию рабочих 
мест

• Низкий интерес со 

стороны иностранных 
инвесторов

Наука, технологии и инновации

Примечание: *позиции в GII приведены согласно данным Министерства инновационного развития, представленным на Форуме «Узбекистан 2035»

Источники: GII, данные Министерства инновационного развития, данные открытых источников, анализ рабочей группы

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура характеризуется низкой степенью развития

411

Наука, технологии и инновации

Источники: данные соответствующих индексов, данные открытых источников, анализ Рабочей группы проекта

152

из 180

Index of Economic Freedom

2017

Doing Business

2018

Indigo Index

2018

74

из 180

128

из 180

Corruption Perceptions Index

2017

157

из 180

Республика Узбекистан не представлена в значимых рейтингах: International Property Rights Index, ICT 
Development Index, Global Innovation Index, Ease of Doing Business Index, Bloomberg Innovation Index, Global 
Competitiveness Report

Защита интеллектуальной собственности и авторских прав

Основные регулирующие документы: Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест 
происхождения товаров», Закон «Об авторском праве и смежных правах» и Закон «Об изобретениях, полезных 
моделях и промышленных образцах»

Агентство по интеллектуальной собственности (АИС) является членом WIPO

Возрастает количество дел, связанных с интеллектуальной собственностью (в 2011 году было рассмотрено 22 
дела, касающихся объектов интеллектуальной собственности и прав на них, а в 2017 году этот показатель 
превысил 80 дел)

В открытых источниках представлена информация о том, что в стране развита недобросовестная конкуренция в 
сфере интеллектуальной собственности, в частности, иностранные компании не могут выйти на узбекский 
рынок вследствие захвата бренда национальной компанией (пример: турецкая компания Kalekim)

Для активизации государственной работы в сфере поддержки инноваций в 2017 г. создано Министерство 
инновационного развития Республики Узбекистан 

Ведется активная работа по внедрению электронного правительства

Узбекистан в международных рейтингах

Текущее состояние государственного регулирования не способствует развитию инновационной 

деятельности

412

Доля высокотехнологичной и наукоёмкой продукции** в импорте
%

Япония

Великобритания

Корея

24,5%

28,7%

22,4%

Германия

6,2%

США

Узбекистан

17,0%

17,8%

-583,4

-611,0

-518,2

-774,9

-718,6

-716,3

2011

2012

2013

2014

2015

2016

5,8%

4,4%

4,5%

6%

6%

6,2%

хх %

Доля высокотехнологичного импорта в общем объеме импорта

• Узбекистан демонстрирует отрицательный торговый баланс по высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, 

при этом доля высокотехнологичного импорта выросла незначительно

• Доля высокотехнологичной и наукоёмкой 

продукции в развитых странах составляет около 
20% импорта

Наука, технологии и инновации

Примечание: *за исключением природного урана (код 525.11 SITC Rev.4) **В соответствии с классификацией  Евростата

Источники: UN Comtrade, Государственный комитет РУз по статистике, анализ рабочей группы

Экспорт и импорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции

Торговый баланс* по высокотехнологичной и наукоемкой продукции**
млн долл. США

Узбекистан является нетто-импортером высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, однако её 

доля в общем объеме импорта составляет всего 6,2%

413

Наука, технологии и инновации

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

10.000

0

500.000

55.000

25.000

20.000

15.000

35.000

5.000

Великобритания

Мальта

Израиль

Германия

Китай

Дол

я высоко

техн

ол

ог

и

чн

ог

о 

эксп

ор

та

Япония

Канада

Бельгия

Узбекистан

Австрия

Италия

Ирландия

Швейцария

Объем высокотехнологического экспорта, млн долларов

Польша

Франция

Сингапур

Таиланд

Нидерланды

Малайзия

Испания

• Доля высокотехнологичного экспорта Узбекистана составила 0,2%; стоимостной объём – 27 млн 

долларов

Объём и доля высокотехнологичного экспорта, 2017*

Компании Республики Узбекистан не являются высокотехнологичными экспортёрами: стоимостной 

объём и доля высокотехнологичного экспорта остаётся на низком уровне

414

Наука, технологии и инновации

Примечание: (а) – экстремальная бедность определяется менее $1.9 в день на человека

Источники: World Poverty Clock, Food Security Index, Газета.uz

1

1

1

2

3

10

Китай

Таджикистан

Сингапур

Узбекистан

Малайзия

Киргизия

• Узбекистан занимает 125 место по ВВП на душу населения по ППС (из 185 стран) по итогам 2017 г.

Доля населения, живущего в условиях экстремальной бедности (а)

Потребительский спрос на высокотехнологическую продукцию ограничен низким уровнем доходов 

населения

415

Наука, технологии и инновации

Источники: открытые источники, анализ рабочей группы 

Онлайн-каталог разработанных в университетах технологий (technology offer 
database) 

Описание:

• Ведётся учёт технологий, разработанных в 

университетах

• Технологии выборочно отправляются на оценку в 

различные компании 

• Далее компании могут запросить бизнес-план на базе 

заинтересовавшей их технологии и выкупить 
лицензию   

Результаты деятельности:

• Инструмент позволяет ежегодно 

предоставлять ряд эксклюзивных лицензий 
компаниям, которые смогут наилучшим 
образом применить эти разработки

Программа Corp Lab@University Scheme

Описание:

• Программа позволяет осуществлять заказ на 

университетские исследования со стороны 
иностранных и местных компаний

• За счет программы компании также могут открыть 

собственные лаборатории в сингапурских вузах 

Результаты деятельности:

• Первой коллаборацией стала 

лаборатория Rolls-Royce на территории 
кампуса Nanyang Technological University

• В перспективе на 5 лет планируется 

завершить 32 совместных 
исследовательских проекта

Сеть офисов в области трансфера технологий (Technology Transfer Network)

Описание:

• Основана в 2008 году как инициатива 8 сингапурских 

университетов

• Ключевыми целями являются:

поддержка в части подачи и актуализации патентов

обучение профессионалов в области трансфера 
технологий

совместный маркетинг  

развитие лидирующих практик по трансферу 
технологий

Результаты деятельности:

• По состоянию на 2015 год членство 

расширилась до 25 организаций, в том 
числе из других азиатских стран, США, 
Канады, Европы и Новой Зеландии

Международный опыт: модель трансфера технологий в Сингапуре

Сингапур является одним из мировых лидеров в области развития инноваций, занимая 5 
место в Global Innovation Index по результатам  2018 года. Одним из факторов, 
позволивших Сингапуру стать лидером по инновациям, является успешная модель 
трансфера технологий

416

Наука, технологии и инновации

• В Центральной Азии отсутствуют технически серьёзные и крупные дата-центры категории TIR3+; существующие 

дата-центры и каналы связи маломощные, неоправданно 

дорогие и 

не отвечают реальным запросам 

государства, промышленности и частных потребителей

• РУз равноудалён от крупнейших действующих коммуникационных узлов интернета (Китай (Шанхай), Европа 

(Франкфурт, Амстердам), Ближний Восток)

• РУз занимает стратегически выгодное географическое положение в Центральной Азии, является ключевым 

«игроком» региона

• В РУз (а также в других государствах региона) назрела острая необходимость в получении доступа к 

высокоскоростным каналам связи

Возможность форсированного развития сферы 

ИКТ создается 

серьёзными административными, 

организационными решениями по реорганизации управления отраслью и средствами мониторинга 
экономики в целом с одновременным привлечением крупных инвесторов (в том числе в форме ГЧП) и 
нуждается в особом льготном статусе функционирования основных инвесторов отрасли, 
специализированных предприятий, отдельной группе высококвалифицированных 

специалистов в 

б

лижайшие 10-15 лет. Задача создания крупнейшего регионального информационного «хаба» должна 

решаться поэтапно 

-

только в этом случае можно устранить накопившиеся технологические отставания в 

относительно сжатые сроки

Создание крупного дата-центра в РУз позволит государству занять временно свободную нишу крупнейшего 
регионального информационного «хаба» (узла). Наличие высокотехнологичных средств обработки и 
хранения данных и современной скоростной связи обеспечит проведение эффективной модернизации, 
цифровизации экономики и государственного управления, а также позволит экспортировать услуги ИКТ в 
государства региона

Предпосылки развития сферы ИКТ

Как в развитых, так и в развивающихся экономиках роль современных, доступных, скоростных 
информационных каналов цифровой связи играет существенную роль в развитии экономики в 
целом. В этой связи имеется ряд обстоятельств, оказывающих влияние на развитие отрасли в 
будущем

417

Наука, технологии и инновации

Разработка и принятие комплекса нормативно-правовых и подзаконных актов, обеспечивающих возможность развития ИКТ-
сферы в целом, защиту инвестиций в отрасли, чёткое правовое регулирование взаимодействия провайдеров и 
пользователей

В ходе разработки правовых норм необходимо ограничить функционал государственных органов строго регулятивной и 
контрольной функциями, лишив их возможности лицензиями и другим разрешительным доступом мешать внедрению и 
развитию современных высоких технологий, за исключением ситуаций, когда это необходимо с позиций государственной 
информационной и кибербезопасности

Проведение установления льготного (в том числе налогового) режима для высококлассных специалистов и организаций, 
основным видом деятельности которых на территории РУз является разработка, внедрение и техническая поддержка 
высокотехнологичных инновационных решений в ИКТ-сфере

Прокладка новых магистральных волоконооптических линий связи (международных и внутренних) как минимум с тройным 
резервированием в соответствующих трёх крупнейших узлах трафика: европейский (Франкфурт-Амстердам), азиатский 
(Шанхай), ближневосточный

Канал-образующее оборудование на линиях связи подразумевает использование на первом этапе проекта потенциальной 
пропускной мощности в объеме 60-70% от заложенной проектной с постепенным расширением пропускной способности 
методом реинжиниринга,  с учетом новейших технологических разработок

Одновременное строительство на территории РУз трёх равнозначно мощных дата-центров, страхующих работу друг друга, 
каждый из которых должен соответствовать как минимум стандарту TIR3+

Запланированная мощность каналов по трафику и ЦОД по хранению и переработке информации измеряется соответственно 
в сотнях терабайт и петабайт, что на порядки превышает действующие показатели, но соответствует современным 
технологическим требованиям рынка и гос. управления

Активная кадровая подготовка специалистов, необходимая для внедрения современных технологических решений и их 
технической поддержки впоследствии; в том числе организация специальных кафедр в профильных ВУЗах с перспективным 
созданием собственной научно-практической школы

Реализация тесной связи профильных кафедр ВУЗов и действующих предприятий на стадии оценки теоретических и 
практических знаний, проведение стажировок студентов, последующий конкурентный и объективный отбор талантливых и 
трудолюбивых студентов с гарантированным предоставлением высокооплачиваемых рабочих мест в РУз выпускникам с 
наиболее высоким уровнем компетенции

Перевод всех республиканских цифровых коммуникаций на адресацию IPv6 с обязательным полноценным внедрением на 
базовых дата-центрах и у крупнейших провайдеров средств СОРМ2-3, «ЛАВИНА» и т.п.

Разработка и внедрение системы классификации стратегической важности и степени защищенности объектов, системы 
требований к государственным и частным объектам по степени их стратегической значимости в структуре экономики с целью 
обеспечения их информационной защищенности, устойчивости к «кибератакам»

Создание и внедрение собственной системной платформы (ОС) во всех государственных структурах с целью гарантированной 
защиты от незапланированных «утечек» государственной, научно-технологической и особо важной коммерческой 
информации

Проведение НИОКР и кадровая политика в сфере ИКТ

Кибер- и информационная безопасность как часть стратегии государственной безопасности

Создание базовой инфраструктуры

Создание нормативно-правовой базы

Видение развития ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..