Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 25

 

 

386

Оригинальный стандарт устойчивости Food Alliance для фермерских хозяйств.

• Оператор растениеводства - охватывает плодовые, овощные, зерновые культуры и семеноводство.

• Оператор животноводства - охватывает говядину, крупный рогатый скот и бизонов, овец и коз, травоядных,

свиней, домашнюю птицу и яйца, а также молочные продукты.

• Оператор аквакультуры - охватывает рыбу, рачковые, морепродукты.

• Оператор лесоводства и теплиц - охватывает древесные декоративные растения, однолетние растения,

многолетние растения, листья растений, цветущие растения в горшках и срезанные цветы.

• Оператор по обработке пищевых продуктов - охватывает упаковку, обработку и распределение объектов и

ресурсов.

Целевое видение 2035

Аспектам изменения климата и его влияния на сельскохозяйственное производство в стране не уделяется
должного внимания ни на уровне национальной политики, ни со стороны фермеров. Первой задачей будет
повышение осведомлённости среди соответствующих партнёрских организаций об ожидаемом воздействии
изменения климата на водопользование в сельском хозяйстве и консультирование их по соответствующим
адаптационным мерам. Очень хорошей основой для этого могло бы стать сотрудничество с предложенным ЕС/
ФАО проектом по мониторингу сельскохозяйственных культур и прогнозированию урожайности (Приложение 5),
целью которого является создание Системы раннего предупреждения СЗП (Early Warning System (EWS)) для
предоставления своевременной информации об опасностях погодных воздействий на земледелие и скотоводство.

Возможные меры могут включать следующее:

• Внедрение и обучение использованию инструмента СЗП для проверки климата в отдельных цепочках создания

стоимости с целью введения адекватных мер адаптации

• Совершенствование технологий производства с акцентом на эффективное использование оросительной и

дождевой воды

• Содействие речным бассейновым подходам и практикам по защите, сохранению и управлению земельными и

водными ресурсами (водные источники, защита почвы в верхних районах водосборов, восстановление
пастбищ и т. д.)

• Подготовка инструкторов - специалистов по распространению знаний, поставщиков услуг по адаптации к

изменению климата и практике обеспечения устойчивости

• Предоставление консультативных услуг политическим субъектам для улучшения политической и

институциональной среды и развития потенциала для адаптации к изменению климата

• Содействование обмену знаниями об изменении климата и сельском хозяйстве между практиками и

политиками.

Экология 

Продовольственная безопасность

Международный сертификационный стандартный Центр

Глобальное изменение климата: более устойчивое к климату сельское хозяйство

3.

Инфраструктура глобального изменения климата: можно было бы создать специальный центр развития с целью
координации услуг для разрозненных проектов по снижению рисков, связанных с угрозами изменения климата,
для налаживания партнёрских отношений и использования синергизма фрагментированных действий всех
заинтересованных доноров в стране. Центр также может управлять работой цифровой онлайн-системы.

Предлагаемые меры

2.

387

Страхование сельскохозяйственного микрокредитования для адаптации к изменению климата

Следует иметь в виду, что страхование - это услуги высоких цен, подходящие для более экстремальных рисков,
поэтому рекомендуется комбинировать такие продукты, как традиционная страховка с индексацией или
комбинация страховки и случайных кредитов. Перед этим важно продвинуть культуру кредита и сбережений,
которые поддержали бы покупку страховки. Всемирный банк разработал «Руководство по страхованию погодных
показателей для сельского хозяйства» для практиков развития, которое рекомендовано к применению.
Адаптированный к концепции страны, может быть реализован следующий комплекс мер:

Целевое видение 2035

Экология 

Продовольственная безопасность

Страховые схемы для сельского хозяйства

4.

• Оценка возможных рисков, подпадающих под страховую схему (страхование урожая, цен и т.д.)

Анализ и определение проверяемого и независимого измерения переменной, которая влияет на развитие

культуры

• Обеспечение наличия и надёжности данных о погоде и климате, необходимых для индексации (возможное

сотрудничество с Климатической программой Всемирного банка, предложенным ЕС/ФАО проектом по
мониторингу урожая и прогнозированию урожайности, Приложение 5)

• Сопоставление моделей роста урожая с моделями климата/погоды

• Разработка подходящей схемы (частной, частной/общественной, кооперативной) для распределения затрат и

роль государства, которую необходимо тщательно проанализировать. С одной стороны, индексные страховки
дорогостоящи, что делает участие государства обязательным, с другой стороны, недостатки государственного
бюджета могут сделать новую схему страхования ненадежной.

• Создание и тестирование пилотной схемы (для конкретной культуры или с учетом региональных особенностей)

• Корректировка правовых и институциональных рамок для подготовки к включению схемы

Предлагаемые меры

388

Годы нестабильного и медленного роста являются свидетельством того, что страна не могла использовать
экономическую интеграцию для повышения благосостояния населения: 34% населения по-прежнему живут за
чертой бедности, уровень безработицы, особенно среди женского населения, высокий. Кроме того, нестабильный
экспорт товаров и зависимость от импорта энергоресурсов привели к постоянному увеличению дефицита
внешней торговли.

Причины медленного прогресса: постоянная зависимость страны от сельскохозяйственных и сырьевых ресурсов, а
также от денежных переводов и внешней помощи. Развитию экономики также препятствует низкая способность к
«выживанию» экспортных отношений, что подрывает способность страны реализовать потенциал роста.
Снижение доли торговли компонентами и деталями влечет за собой снижение участия в международной цепочке
добавленной

стоимости,

а

низкий

технологический

уровень

экспортируемых

товаров

препятствует

формированию производственных связей и кооперативных эффектов, которые увеличивают социальное и
экономическое благосостояние.

Помимо доступа экспортёров к торговой информации о международных стандартах и правилах, постоянных
изменений тарифной и нетарифной политики стран - торговых партнеров недостаточно. Тем не менее, несмотря
на постоянные трудности, население страны, которое в настоящее время составляет 33 млн. человек, может
развивать некоторые сектора экономики, конкурентоспособные на международном уровне. Сельское хозяйство,
за

счет

высококачественных

сельскохозяйственных

культур,

переработки

и

животноводства,

легкой

промышленности и туризма, имеет значительный потенциал, особенно при условии внедрения лучших
современных приемов и технологий

Целевое видение 2035

Экология 

Продовольственная безопасность

Таможенный контроль импорта и транзита агрохимикатов

Предлагаемые меры

5.

389

Органическое сельское хозяйство - «Экологическая Ферма»
Экологическое сельское хозяйство - это высококачественное решение среди направлений устойчивого сельского
хозяйства. Экологическое земледелие - не то же самое, что органическое земледелие, однако есть много общих
черт, и они не обязательно совместимы. Экологическое земледелие включает в себя все методы, в том числе
органические, которые оказывают экосистеме хорошие «услуги», такие как: предотвращение эрозии почвы,
проникновение и удержание воды, улавливание углерода в форме гумуса, увеличение биологического
разнообразия и т.д. Используются многие методы, в том числе нетипичные - покровные культуры, полосовые
посевы, выращивание на террасах, защитные полосы, обрезка пастбищ и т. д., где применяются технологии,
способствующие сохранению и восстановлению экосистемы почвы воды и окружающей среды.
Академическим Институтом Микробиологии и СП ООО “Green Bio Tech” создан инновационный проект производства
биоудобрений для сельского хозяйства, оптимально работающих в климатической зоне страны (научно доказано).
Программа призвана организовать участок для экологической фермы и передать все технологии для демонстрации
характеристик, обеспечивающих более высокие урожаи и устойчивое производство в рамках этого проекта.
Производство кормов для скотоводства
В настоящее время спрос на корма для животноводства и рыбоводства, таких как рецептурные сбалансированные
органические комбикорма, основанные на местных ресурсах, намного выше, чем на существующие корма более
низкого качества, доступные на местных рынках.
Производство биодизеля
Биодизель - самое распространенное биотопливо в Европе. Он производится из масел или жиров с использованием
переэтерификации и представляет собой жидкость, схожую по составу с ископаемым/минеральным дизельным
топливом. Химически он состоит в основном из метиловых (или этиловых) эфиров жирных кислот (FAMEs). Сырьём
для производства биодизеля являются животные жиры, растительные масла, соя, рапс, ятрофа, махуа, горчица, лен,
подсолнечник, пальмовое масло, конопля, полевой пенникресс, Pongamia pinnata и водоросли. Чистый биодизель
(B100) в настоящее время снижает выбросы до 60% по сравнению с дизельным топливом второго поколения.
Производство биогаза
Биогаз производится практически в виде свалочного газа (LFG) или переваренного газа. Биогазовая установка - это
название анаэробного реактора, который обрабатывает сельскохозяйственные отходы или энергетические культуры,
используя анаэробные варочные котлы. Эти растения могут питаться энергетическими культурами, такими как
кукурузный силос или биоразлагаемые отходы, включая осадок сточных вод и пищевые отходы. В ходе этого
процесса герметичный резервуар преобразует отходы биомассы в метан, производя возобновляемую энергию,
которая может быть применена для отопления, электричества и многих других операций, в которых используется
поршневой двигатель внутреннего сгорания, например, газовые двигатели GE Jenbacher или Caterpillar. Другие
двигатели внутреннего сгорания, такие как газовые турбины, подходят для преобразования биогаза в электричество
и тепло
Дальнейшими организациями-исполнителями являются: Министерство экономики, Министерство сельского
хозяйства и Министерство здравоохранения; Совет по развитию бизнеса и инвестициям, который обеспечивает
платформу для государственно-частного диалога; Торгово-промышленная палата; деловые ассоциации в
продвинутых цепочках поставок, особенно в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; поставщики услуг в
продвигаемых цепочках поставок; консультативные органы, научно-исследовательские институты; муниципальные и
областные/районные органы власти; соответствующие организации гражданского общества, обладающие
компетенцией в области национального и местного экономического развития и зелёной экономики (экономический
клуб, экологические, потребительские и неправительственные организации), а также кооперативные общества.
Частные учреждения и поставщики услуг уже были отчасти укреплены предшествующими программами, в то время
как государственные учреждения имеют слабые возможности, особенно на муниципальном и областном уровне.

Целевое видение 2035

Экология 

Продовольственная безопасность

Цепочки добавленной стоимости: обзор возможностей расширения Программы экономического
развития Узбекистана

Предлагаемые меры

6.

390

Меры по адаптации фермеров-производителей к изменению климата станут неотъемлемой частью программных
мероприятий по поддержке устойчивого сельскохозяйственного производства. Принципы устойчивого ведения
сельского хозяйства будут реализованы с целью экономии водных ресурсов и предотвращения эрозии почвы, в
результате чего сохранится её плодородие почвы. Также будут использоваться схемы микрострахования,
предоставляемые фермерам для страхования потерь урожая в результате изменения климата. Программа
безопасности пищевых продуктов и качества пищевых продуктов, безусловно, станет важной частью более
широких мероприятий в области продовольственной безопасности и развития сельских районов, направленных
на содействие интеграции аспектов изменения климата в политику развития национальной экономики.

Целевое видение 2035

На успех работы в цепочке поставок и продвижении экспорта будут влиять внешние глобальные и региональные
экономические факторы, в частности, ожидаемое присоединение к BTO, для которого бизнес и промышленность
страны всё ещё не подготовлены должным образом и которое может оказать существенное влияние на их
конкурентоспособность.

Экологически устойчивое развитие и особенно учёт климатических рисков является новой проблемой для
Узбекистана. Существующая структура стимулов не способствует никаким превентивным мерам. Большой
экологической сенсибилизации и основательной работы требует убедить политические заинтересованные
стороны в том, что превентивные меры являются необходимым и более эффективным способом решения
экологических проблем, чем последующая ликвидация причиненного ущерба.

Меры, связанные с усилением мониторинга и контроля за безопасностью пищевых продуктов, имеют
положительный побочный эффект, способствующий укреплению хрупких государственных институтов. Важную
роль играет продвижение государственно-частного и гражданского общения в органах и организациях,
поддерживаемых программой.

Экология 

Продовольственная безопасность

Оценка риска

Ниже приведены ожидаемые результаты от реализации программы по безопасности пищевых продуктов и
продовольственной безопасности в Республике:

• Ежегодное увеличение валового количества обработанных товаров на млн. сомов

• Ежегодный реальный прирост в перерабатывающей промышленности и сельском хозяйстве

• Рост числа малых и средних предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции

• Рост частных инвестиций в отрасль

• Открытие маркетинговых и консультационных центров в каждом районе

• Создание рабочих мест в перерабатывающей промышленности

• Ежегодное увеличение налоговых поступлений от перерабатывающей промышленности

• Постоянный большой потенциал политической нестабильности, в том числе в связи с быстрым прогрессом

исламизации

• Хрупкость правительственных структур и сопутствующее отсутствие преемственности в работе и политике

правительства

• Опасность возобновления политических и этнических волнений в регионах

Ожидаемое влияние нового компонента

391

Экология

Источники: анализ рабочей группы

Экологический контроль за отдельными предприятиями в рамках отрасли

Ориентация на снижение выбросов и создание ресурсосберегающих производств

Примеры стран:

• Введение ограничений (лимитов) на государственном уровне в 

виде разрешений для конкретного предприятия, в целом для 
города, бассейна реки и т. д. по допустимому уровню выбросов 
и загрязнений (норма определяется отраслевыми 
министерствами и ведомствами);

• Установление государственных целей по достижению уровня 

потребляемой энергии из возобновляемых источников для 
экономики, а том числе в транспортной сфере;

• Разработка экологических нормативов на продукцию.

• Осуществление контроля за деятельностью 

каждого отдельного предприятия

• Нормы, установленные государством, могут 

значительно превышать способность 
природных ресурсов к восстановлению

1

Экологический контроль всех отраслей в целом

Ориентация на предельно допустимый уровень годового использования природных ресурсов

Примеры стран:

Введение ограничений на государственном уровне, при 
которых биологические ресурсы используются лишь в 
пределах их природной способности к восстановлению

• Учёт природных запасов ресурсов и их 

способности к восстановлению снижает 
риски уничтожения экологической среды в 
том или ином регионе страны

• Отсутствуют стимулы для полного перехода 

на ресурсосберегающее или экологически 
чистое производство

2

Япония

Китай

США

Франция Германия

Швейцария Нидерланды

Целевая опция развития

Стратегические опции

392

Экология

Источники: World bank, Госкомстат, анализ рабочей группы

Узбекистан гармонично улучшает каждый из 
элементов, входящих в Цели устойчивого развития, 
при этом сохраняя фокус на реализации мер по 
контролю за изменением климата, 
совершенствовании водоснабжения, развитии 
системы управления ТБО, увеличении площади лесов, 
решении кризиса Аральского моря и переходе на 
возобновляемую электроэнергию 

Национальный проект «Вода Узбекистана» (внедрение 
современных технологий в системы водоснабжения и 
орошения, в том числе бетонирование водоканалов, 
позволяющее сократить потери воды на 30-40%)

Национальный проект «Отходы» (внедрение 
комплексов по переработке ТБО для извлечения тепло-
или электроэнергии с последующим её экспортом, 
введение «зеленых» тарифов – на текущий момент 
технический потенциал Узбекистана в сфере ВИЭ на 40% 
недоиспользован)

Принятие комплексных мер по обеспечению 
локализации, восстановлению и оздоровлению 
экологического состояния в зонах с высоким уровнем 
экологического ущерба (зона Приаралья, Центральная 
Фергана, Хорезмская область), а также ликвидация 
накопленного ущерба за счет введения 
ограничительных государственных мер

Разработка и внедрение комплексных мер по 
закреплению подвижных песков путем создания 
защитных лесных насаждений на осушенном дне 
Аральского моря и в регионе Приаралье, а также 
обеспечение озеленения городов и населенных пунктов 
в регионе Приаралья.

Вовлечение государственных ведомств в области 
экологии в разработку крупных проектов с 
потенциальными экологическими последствиями и 
рисками

Экологизация сознания населения, начиная с 
дошкольного возраста

Развитие системы переработки бытового и 
промышленного мусора

Цифровые показатели

Инвестиции

2017

2035

CAGR

The Environmental 
Performance Index
(место в рейтинге)

Население, имеющее 
доступ к питьевой 
воде:

Городское

Сельское

Sustainable 
Development Goals 
Index

Производительность 
водных ресурсов 
(ВВП/м

3

)

Ежегодный забор 
воды на нужды 
сельского хозяйства

98%

81%

100%

100%

0,1%

1,2%

0,7-0,9

до 2025 г.

до 2030 г.

2,2-2,7

до 2035 г.

5,9-7,2

млрд долларов, накопленным итогом 

71.2

80

0,6%

0.95

14.9

20,4%

90%

70%

-1,4%

136

Топ-

60

2%

Целевое видение 2035

393

Экология

Источники: анализ рабочей группы

2035

2030

2025

• Формирование бюджета на 

контроль изменения климата 
согласно рекомендациям ООН

• Утверждение программ обучения  

в области экологии в 
образовательных учреждениях и 
воспитание экологически 
ответственного сознания 
населения

• Разработка и внедрение 

комплекса мер по 

восстановлению Арала

• Развитие мер борьбы с 

опустыниванием и засухой

• Принятие мер по снижению 

отходов и употребления 
экологически вредных материалов

• Анализ и внедрение лидирующих 

практик по капельному орошению, 
включая аэропонику, основываясь 
на успешном опыте капельного 
орошения в Марокко, Израиле, 
Турции и других странах

• Изменение подхода к планировке 

городов (создание инфраструктуры 
для передвижения на велосипедах, 
создание мест для парковки/ 
зарядки электромобилей, 
улучшение качества воздуха)

• Изменение подхода к 

проектированию зданий 
(использование геотермальных 
тепловых насосов для обогрева и 
охлаждения зданий, 
проектирование зданий с учётом 
солнечного облучения и 
минимизации нагрева здания 
солнцем)

• Разработка и внедрение 

геоинформационной системы, 
обеспечивающей сбор, хранение, 
анализ и графическую 
визуализацию данных

• Внедрение современных систем 

водоснабжения и орошения, 
применимых в условиях Республики 
Узбекистан

• Планирование и строительство 

комплексов по переработке отходов 
для извлечения тепло- или 
электроэнергии

• Принятие мер, обеспечивающих 

вовлечение государственных 
ведомств в области экологии в 
разработку крупных проектов с 
потенциальными экологическими 
последствиями и рисками

• Развитие экологически-выгодных 

отраслей промышленности

• Развитие технологий 

опреснения 

воды

• Разработка и внедрение систем 

мониторинга количества и качества 
потребляемой воды, качественного 
состава почв

• Разработка и реализация 

комплексных мер по обеспечению 
локализации, восстановлению и 
оздоровлению экологического 
состояния в зоне Приаралья

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

394

Экология

Источники: анализ рабочей группы

2035

2030

2025

• Модернизация служб контроля и 

защиты территории республики от 
трансграничного загрязнения 
окружающей среды

• Внедрение мер для укрепления 

сотрудничества с мировым 
сообществом в целях решения 
экологических проблем

• Разработка и внедрение 

экологически чистых и 
ресурсосберегающих технологий 
(альтернативные источники 

энергии)

• Внедрение инновационных 

технологий и подходов к созданию 
лесных культур, выращиванию 
посадочного материала, улучшению 
пастбищ, адаптации к изменению 
климата и т.д.

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

395

4. Развитие технологий и 

инноваций

Концепция Стратегии развития 

Республики Узбекистан до 2035 г.

396

Наука, технологии и 

инновации

Развитие технологий и инноваций

4.1

397

Численность инновационных компаний 

• Финансирование НИОКР в Узбекистане 

составило 133 млн долл. США в 2015 г.

• В развитых странах финансирование 

НИОКР в десятки раз выше: от 16,2 млрд 
долл. США в Швеции до 599 млрд долл. 
США в США

Финансирование инноваций в РУз

• За последние 5 лет отмечается 

значительный прирост компаний, 
занимающихся производством 
инновационной продукции и услуг (темпы 
ежегодного роста составляют 63%)

• Возрастает доля инновационных 

предприятий в общем количестве 
предприятий, однако на 2016 г. она не 
превышала 0,34% от общего количества 
компаний (в РФ за аналогичный период –
около 9%)

• Проблемы с доступностью 

высокообразованных кадров на рынке 
труда, в частности, в сфере ИТ

• Неэффективная система 

финансирования исследований, 
проблема сокращения объёмов 
финансирования

• Проблемы с коммерциализацией 

изобретений

• Низкий уровень развития 

инновационной инфраструктуры (в 
частности, СЭЗ, бизнес-инкубаторов)

• Вмешательство государства в дела 

бизнеса 

• Неразвитость телекоммуникационной 

инфраструктуры

• Проблемы со статистическими 

данными

• Фундаментальная наука разрознена и 

оторвана от мирового научного 
сообщества

Инновационное развитие Республики Узбекистан находится 
на начальном этапе; 
по большинству показателей 
инновационного развития Узбекистан значительно отстаёт от 
стран-лидеров 

Низкая доля инновационных предприятий

1

в общем 

количестве компаний (0,34% от общего количества)

Республика Узбекистан является нетто-импортером 
высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, однако в 
общем объёме импорта она занимает всего 10,8%

Текущее состояние государственного регулирования не 
способствует развитию инновационной деятельности 

Узбекистан занимает нижние строчки в таких 
международных рейтингах как Doing Business, Economic
Freedom, Corruption Perception Index

Отмечается слабое развитие фундаментальной науки: 
Узбекистан проводит 0,02% мировых исследований с 
низкими показателями цитируемости

Ученые-исследователи составляют малую часть 
трудоустроенного населения (0,21%)
, при этом их 
абсолютное количество невелико – 31,9 тыс. человек

Отмечаются проблемы с защитой интеллектуальной 
собственности

Количество инновационных предприятий и доля новых инновационных предприятий, шт. и %

Объем затрат на НИОКР, млрд долл. США, 2015 г.

Узбекистан

0,1

Швеция

49,1

Германия

16,2

97,1

Великобритания

Япония

-598,9

США

144,3

599,0

2016

+62,79%

842,0

825,0

(51,53%)

251,0

(74,26%)

2 134,0

1 601,0

2013

1.207,0

(56,56%)

683,0

(81,12%)

2012

2015

338,0

2014

2 374,0

925,0

(38,96%)

Новые инновационные предприятия

0,11%

0,32%

0,6%

0,78%

0,85%

ХХ%

Доля инновационных компаний в общем кол-ве 
компаний

Наука, технологии и инновации

Примечание: 1 - инновационное предприятие - субъект инновационной деятельности (инфраструктуры), образованный с целью разработки и внедрения новых или усовершенствованных 

продуктов или услуг, технологий или способов производства и иных видов инновационной деятельности. (Закон Республики Узбекистан «Об Инновационной деятельности») 

Источники: Государственный комитет РУз по статистике,                                                                                                               

World Bank, 

National Science Foundation (US), 

периодика «Мировое и национальное хозяйство», анализ рабочей группы

Ключевые выводы

Ключевые вызовы

Текущий уровень развития

398

Развитие науки, технологий и инноваций

Доступность

Образованность

Востребованность

Доступ

Качество

Интенсивность

Качество

Образование

Трудовые кадры

Фундаментальная 

наука

Потенциал компаний

Человеческий капитал

Производство 

средне- и 

высокотехнологич

ных товаров

Экспорт средне - и 

высокотехнологич

ных товаров

Затраты на НИОКР

Персонал в НИОКР

Патенты

Торговые марки

Промышленные 

образцы

Степень развития 

производства

Технологический 

уровень

Новые разработки

Финансирование инноваций

Инфраструктура

Инвестиционная 

свобода

Доступ к 

кредитованию

ИКТ

Прочая базовая инфраструктура 

(электричество, логистика)

Традиционная промышленная 

инфраструктура

Инфраструктура 

коммерциализации

Доступ к венчурному 

финансированию

Инвестиционный 

климат

Традиционное 

финансирование

Венчурное 

финансирование

Базовая инфраструктура

Инновационная 
инфраструктура

Спрос

Государственное регулирование

Защита интеллектуальной 

собственности

Стандарты и сертификации

Защита прав собственности

Коррупция

Судебная система

Качество гос. управления

Гос. закупки

Военный спрос

Корпоративный 

спрос

Потребительский 

спрос

Специфическое 

регулирование

Общее регулирование

Государственный 

спрос

Корпоративный 

спрос

Потребительский 

спрос

1

6

5

2

3

4

Наука, технологии и инновации

Источники: международный бенчмаркинг, анализ рабочей группы

Методология оценки состояния развития науки, технологий и инноваций

Н

аи

б

ол

е

е

 ва

ж

н

ое

399

По абсолютному показателю Общего количества учёных-исследователей Узбекистан находится на 
уровне, сравнимом с Ирландией (22 тыс.) или Венгрией (25 тыс.) – 31,9 тыс. человек. По относительному 
же показателю «доля в числе трудоустроенного населения» Узбекистан (показатель равен 0,21%) отстаёт 
от сопоставимых стран: 
в Ирландии этот показатель составляет 1,04%, в Венгрии – 0,56%

Учёные-исследователи составляют малую часть трудоустроенного населения, при этом их абсолютное 

количество невелико – 31,9 тыс. человек

Наука, технологии и инновации

Примечание: *или последний доступный год (до 2014 г.)

Источники: World Bank, Министерство инновационного развития РУз, анализ рабочей группы

Ме
д

иа
н

а

Размер круга означает количество учёных (исследователей) (данный размер = 250 тыс. чел.)

0,3

0,1

1,6

1,5

1,1

1,2

0,9

0,7

0,0

0,2

0,8

0,5

1,4

1,3

1,0

0,00

0,6

0,4

0,45

0,15

0,40

0,65

0,30

0,75

0,25

0,10

0,60

0,05

0,70

0,20

0,35

0,50

0,55

Великобритания

Сингапур

Италия

Российская Федерация

Д

о

л

я 

учё

ных

 (

и

сс

л

едо

вате

л

ей

в 

о

бще

м

 к

о

л

и

че

стве

 тр

удо

ус

тр

о

енн

о

го

 нас

ел

ени

я,

 %

Дания

Узбекистан

Швеция

Финляндия

Люксембург

Чешская Республика

Китай

Хорватия

Эстония

Исландия

Бельгия

Мальта

Малайзия

Румыния

Нидерланды

Ирландия

Доля учёных (исследователей) в общем числе населения, %

Медиана

Проникновение учёных-исследователей в экономику, 2016 г.*

400

Наука, технологии и инновации

Источники: WIPO, World Bank, анализ рабочей группы

0

800

4 000

16 000

14 000

1 200

1 900

1 300

4 100

1 100

1 000

900

6 000

2 202 00

18 000

12 000

2 000

500

100

200

10 000

0

32 000

8 000

400

600

700

300

Монако

Активность: патентные заявки на 1 млн чел., шт.

Узбекистан

Ирландия

Великобритания

Австралия

Соединенные Штаты Америки

Российская Федерация

Австрия

Китай

Япония

Корея, Республика

Канада

Нидерланды

Люксембург

Резуль

тати

вно

сть

:

Д

ей

ствующ

и

е 

пате

нты 

на 

м

л

н ч

ел

.,

 ш

т.

Швейцария

Германия

Франция

• В Республике Узбекистан 17,1 патентная заявка на 1 млн человек и 30,2 действующих патента на 1 млн человек 

населения

Медиана

133

Размер = количество действующих патентов (данный размер = 50 тыс. патентов)

Показатели патентной активности РУз, 2012-2016 гг.

3563

67,0%

33,0%

2012

510

65,7%

34,3%

2013

70,1%

507

568

+2,1%

69,8%

2016

29,9%

2015

31,5%

2014

30,2%

557

68,5%

555

Количество поданных патентных заявок и доля одобренных патентов, шт.

Количество действующих патентов, шт.

• При незначительном увеличении 

количества патентных заявок (2,1% в 
год) доля одобренных патентов 
снизилась с 34,3% до 29,9%

977

2013

2012

2016

2015

2014

-1,0%

1141

1155

1081

1016

• Отмечается снижение количества 

действующих патентов до 977 шт. в 
2016 г.

Медиана

Одобренные

Проникновение учёных-исследователей в экономику, 2016 г.*

Узбекистан значительно отстаёт как по проникновению, так и по патентной активности от стран-

лидеров, при этом количество действующих патентов снижается

401

Несмотря на позитивную динамику по количеству поданных заявок и действующих ТМ, относительно 

стран-конкурентов Узбекистан демонстрирует отставание

20.000

15.000

76.500

285.000

0

25.000

500

50.000

10.000

45.000

5.000

3.000

0

1.500

1.000

Хорватия

Австралия

Исландия

Новая Зеландия

Эстония

Сингапур

Активность: Заявки на торговые знаки на 1 млн чел., шт.

Рез

ул

ьт

ат

ив

нос

ть:

Д

ейству

ющие

 тор

го

вые

 мар

ки 

н

а 

мл

н

 че

л

.,

 ш

т.

РФ

Корея, Республика

Соединенные Штаты Америки

Узбекистан

Кипр

Испания

Канада

Размер = количество действующих ТМ (данный размер = 500 тыс. ТМ)

В Республике Узбекистан 160,3 заявки на регистрацию ТМ на 1 млн человек и 615,4 действующих ТМ на 1 млн 
человек населения

Наука, технологии и инновации

Примечание: *или последний доступный год (до 2014 г.)

Источники: World Bank, Министерство инновационного развития РУз, анализ Рабочей группы проекта

Показатели активности по регистрации торговых знаков (ТМ), 2016

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..