Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 23

 

 

354

Человеческий капитал

Источники: данные открытых источников, анализ рабочей группы 

Экспорт низкоквалифицированной 
рабочей силы

Примеры стран:

Республика продолжает 
экспортировать рабочую силу, 
сохраняются текущие 
структура и уровень 
подготовки кадров с целью 
быстрого формирования 
большого количества трудовых 
ресурсов

• Большое 

количество 
доступных 
трудовых 
ресурсов

• Нехватка 

качественных 
трудовых 
ресурсов для 
формирования 
кадрового 
резерва и 
развития 
экономики

1

Квалификация рабочей силы 

По

то

ки 

р

або

чей

 с

ил

ы

 

Импорт низкоквалифицированной 
рабочей силы

Не является подходящей опцией для 

Узбекистана 

3

Импорт высококвалифицированной 
рабочей силы

Привлечение зарубежных 
специалистов для развития 
экономики Республики 
Узбекистан и использование 
внутренних трудовых ресурсов 
при сохранении текущего 
уровня образования 

• Опыт иностранных 

высококвалифициро
ванных 
специалистов

• Необходимость 

большого 
количества 
инвестиций в 
привлечение 
специалистов

• Зависимость от 

зарубежных 
специалистов

4

Экспорт высококвалифицированной 
рабочей силы

Произойдут изменения в 
методологии и программах 
обучения согласно отраслевым 
потребностям в формировании 
высококвалифицированного 
кадрового потенциала. 

• Преодоление 

нехватки рабочих 
мест в РУз

• Увеличение 

экспортных доходов

• Повышение 

квалификации 
отечественных 
специалистов

• Проблема 

разъединения 
семей и 
поколений

• Увеличение 

утечки 
высококвалифиц
ированных 
кадров за рубеж

2

Примеры стран:

Подготовка трудовых ресурсов для экспорта на 
зарубежные рынки труда с целью увеличения доходов 
от экспорта рабочей силы и накопления опыта за 
рубежом

Китай

Индия

Таджикистан 

Киргизия

Примеры стран:

Вьетнам 

Мьянма

Целевая опция развития

Стратегические опции развития рынка труда 

355

Человеческий капитал

Примечание: 1 – система образования, в рамках которой ученики получают государственное финансирование в виде ваучеров, которые могут быть использованы для 

обучения, в выбранной ими школе 

Источники: World Bank, UNESCO Institute for Statistics, Госкомстат Республики Узбекистан, OECD.stat, Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 

2019-2021 годы, данные открытых источников, анализ рабочей группы 

• Доступное и качественное образование для всех слоев 

населения 

• Единая стратегия развития образовательных 

министерств

• Государственная система оценки качества образования
• Развитая инфраструктура, повышение количества школ 

(не более 27 человек в классе), университетов (170 тыс. 
человек на один университет)  и детских садов 

• Переход от массового к инклюзивному образованию
• Внедрение «ваучерной» системы

1

образования

• Высокая заработная плата преподавателей и учителей 

(выше среднерыночной), предоставление 
преподавателям и учителям широкого пакета льгот

• Активное внедрение онлайн-образования 
• Развитый частный рынок образования 
• Безработица снижена до 6,2% 
• Создание системы экспертной оценки рынка труда
• Высокая защита трудовых прав мигрантов
• Внедрена система непрерывного образования
• Квалификация специалистов соответствует запросам 

рынка – на рынке превалируют инженеры, экономисты 
и менеджеры (более 70% кадров) 

• Повышение уровня профессиональной подготовки 

трудовых мигрантов

• Повышение престижа образования за счет 

популяризации образа образованного человека на 
телевидении, проведения открытых мероприятий с 
популяризаторами науки и с ведущими специалистами 
в различных областях

• Принятие мер по противодействию оттоку 

квалифицированных кадров за границу

• Сокращение неформального сектора рынка труда
• Внедрение государственной системы присвоения и 

подтверждения квалификации

• Развитие организованной трудовой миграции
• Формирование достоверных и полных данных о 

ёмкости и структуре рынка труда.

• Повышение уровня производительности научно-

педагогических кадров, включающего в себя 
публикации научных результатов в реферируемых 
научных журналах (peer-reviewed journals), 
цитируемость публикаций по индексу Хирша

• создание научных школ с международным признанием 

(для выдающихся ученых)

Человеческий капитал является движущей силой 
развития экономики. Внедрена концепция 
непрерывного образования, позволяющая 
взращивать высококвалифицированные кадры и 
стимулировать развитие инноваций 

Цифровые показатели

Финансирование

2017

2035

CAGR

Количество детей, 
задействованных в 
принудительном 
труде, млн чел.

Расходы на 
образование, 
% от ВВП

Количество
выпускников, 
поступивших в вузы, 
на 100 человек 

2

0

до 2035 г.

146 – 178

до 2030 г.

97 – 118

до 2025 г.

41 – 50

млрд долл. США, накопленным итогом 

-100%

6,4

7,5

0,9%

9

80

13,7%

Целевое видение 2035

356

Человеческий капитал

Примечание: 1 – структурное подразделение ВУЗа, осуществляющее деятельность по оценке стратегических направлений социально-экономического и 

инновационного развития

Источники: Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан                                                           

на 2019-2021 годы, анализ рабочей группы 

2035

2030

2025

• Адаптация учебных программ на всех 

уровнях образования под 
потребности экономики (увеличение 
количества предметов, связанных с 
инженерным делом, экономикой и 
бизнесом, с сохранением 
образования в сфере естественных 
наук)

• Повышение заработной платы 

учителей, изменение социального 
пакета 

• Повышение инклюзивности образо-

вания и вовлечение в школы и вузы 
детей с ограниченными 
способностями 

• Формирование и внедрение 

непрерывного обучения на базе 
пилотных отраслей 

• Стимулирование частных 

образовательных учреждений в 
предоставлении услуг 

• Совершенствование защиты 

трудовых прав мигрантов (в т. ч. 
развитие системы профессиональной 
подготовки)

• Внедрение государственной системы 

оценки качества образования

• Создание форсайт-центров

1

на базе 

ведущих вузов

• Совершенствование 

законодательной базы в части 
предоставления декретного отпуска 
и обеспечение паритета оплаты 
труда

• Создание системы экспертной 

оценки рынка труда

• Усовершенствование 

законодательства в сфере занятости

• Разработка и распространение в 

системе профессионального 
образования новых технологий и 
форм организации учебного 
процесса 

• Создание сети школ, реализующих 

экспериментальные и 
инновационные программы для 
отработки новых технологий и 
содержания обучения и воспитания

• Развитие образовательных проектов, 

позволяющих студентам работать без 
отрыва от обучения (методическая 
поддержка компаний и т.д.)

• Развитие социального 

предпринимательства и креативных 
индустрий как ключевого драйвера 
развития экономики и создания 
рабочих мест (гранты на обучение по 
креативным специальностям и т.д.) 

• Повышение количества сотрудников 

с высшей научной степенью. 
Стимулирование получения научной 
степени с целью повышения доли 
высококвалифицированных 
сотрудников 

• Стимулирование международного 

сотрудничества ВУЗов, привлечение 
международных преподавателей для 
повышения качества образования в 
ВУЗах 

• Расширение списка отраслей для 

проведения непрерывного 
образования на все отрасли

• Развитие «ваучерной» системы 

образования

• Внедрение высоких технологий в 

образование (например: 
виртуальные учебные комнаты, 
цифровая бумага и краска)

• Развитие международного 

сотрудничества: усиление 
механизмов мониторинга 
качества образования, активное 
развитие конкуренции среди 
вузов, признание квалификаций 
ВУЗов Узбекистана за рубежом 

• Развитие виртуальных рабочих 

пространств 

• Стимулирование использования 

ИИ, роботов и дронов в АПК, 
промышленности и сфере услуг 
(налоговые льготы, 
методологическая поддержка)

• Повышение доступности 

дошкольного образования 
(повышение количества детских 
садов, капитальные ремонты 
для существующих детских 
садов, внедрение инклюзивного 
дошкольного образования) 

• Повышение материального 

обеспечения школ (доведение 
среднего количества учащихся в 
классе до 27 человек) 

• Развитие системы 

профессионально-технического 
обучения (открытие новых 
училищ и колледжей, 
расширение перечня программ 
обучения с фокусом на целевые 
сектора экономики)

• Развитие системы подготовки и 

переподготовки учителей

• Увеличения количества вузов 

(снижение численности 
населения на один ВУЗ с 419 
тыс. до 170 тыс.)

• Переход к массовому онлайн-

образованию (внедрение 
онлайн-образования для всех 
уровней образовательного 
процесса)

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

357

Культура

Развитие социальной сферы

3.4

358

Культура

Источники: Портал открытых данных Республики Узбекистан, The Japan Times, US News & World Report, анализ рабочей группы

Количество музеев на 1 млн человек в 
Узбекистане остаётся на низком уровне по 
сравнению с развитыми странами 

Отсутствие закона о меценатстве препятствует 
привлечению частных и коммерческих 
инвестиций для развития данного сегмента 
рынка  

Цифровизация книжного фонда и открытие 
доступа гражданам Узбекистана к пользованию 
электронными информационными ресурсами 
способствует сокращению количества библиотек

Количество музеев на 1 млн чел.

298

107

14

Узбекистан, 2017 г.

Япония, 2017 г.

США, 2017 г.

Количество библиотек на 1 млн. человек

367

26

534

США, 2017 г.

Узбекистан, 2017 г.

Япония, 2017 г.

Индекс культурного влияния оценивает страны 
по семи критериям: страна является культурно 
значимой с точки зрения досуга, моды, счастья 
(World Happiness Index), её культура является 
значимой, современной, престижной и 
популярной

Индекс культурного влияния

Cultural Influence Ranking, 
2017 г. (рейтинг стран по 
уровню культурного 
влияния)

Не 

входит

В рейтинге 80 стран

Высокая степень участия государства в 
культурной сфере, что препятствует ее 
развитию

Недостаточное количество культурно-
досуговых учреждений

Несмотря на принимаемые 
Правительством меры по стимулированию 
создания частных экспозиционных 
структур, этот вид деятельности не 
получил широкого распространения

Большое количество библиотек при 
низком количестве пользователей

Недостаточное использование 
культурного потенциала для решения 
внешнеэкономических и 
внешнеполитических задач

Отсутствие в библиотеках современной 
художественной и профессиональной 
литературы

Высокая степень участия государства в культурной сфере, что 
препятствует ее развитию (музеи на 99% финансируются за 
счёт государственного бюджета, в то время как в развитых 
странах финансирование происходит также за счет доходов 
от коммерческой деятельности, краудфандинга, различных 
инвестиций и отчислений)

Недостаточное количество культурно-досуговых учреждений 
(количество музеев на 1 млн чел. в среднем в 20 раз меньше, 
чем в развитых странах)

Несмотря на принимаемые Правительством меры по 
стимулированию создания частных экспозиционных структур, 
этот вид деятельности не получил широкого 
распространения (всего 3 частные экспозиции, но они 
характеризуются высокой долей государственного участия). 
Отсутствует достаточный опыт у частных экспозиционных 
структур, имеются ограничивающие факторы в виде ряда  
разрешительных документов

Количество библиотек на один миллион человек населения в 
Узбекистане больше

,

чем в развитых странах (в 1,5 раза 

больше

,

чем в США), однако число пользователей составляет 

менее 1%

Ключевые выводы

Ключевые вызовы

Текущий уровень развития

359

Неразвитое, низкотехнологичное
общество

Культура

Источники: World Economic Forum, International Monetary Fund (IMF), анализ рабочей группы

Потребности человека

Структура производственных
сил для удовлетворения потребностей

Потребности высшего уровня, ценности

Потребности низшего уровня

Услуги, в том числе интеллектуальные, 
искусство, творчество

Материальное производство, промышленные услуги

• Для более развитого общества характерно 

смещение потребностей человека с низших
исключительно физиологических, на 
удовлетворение потребностей более высокого 
уровня
. Вместе с тем научно-технический 
прогресс обеспечивает реализацию 
данных 
потребностей на стороне предложения

• Развитие культуры побуждает продвижение в 

обществе потребностей более высокого уровня
– познавательных, эстетических, потребностей в 
самореализации. Это, в свою очередь, один из 
определяющих факторов 
стимулирования 
научно-технического прогресса

Комментарии

Топ-6 стран рейтинга по культурно-
гуманитарному влиянию за рубежом

1. Франция

2. Великобритания

3. США

4. Германия

5. Канада

6. Япония

Узбекистан

Не вошел в 

рейтинг

Текущий уровень развития

Развитое, высокотехнологичное 
общество

Неразвитое, низкотехнологичное
общество

Развитое, высокотехнологичное 
общество

360

Культура

Источники: Портал открытых данных Республики Узбекистан, Turkish Statistical Institute, The Japan Times, Annual Report Of National Library Of Malaysia

Хива (город-памятник) в 
Хорезмской области

Культурный комплекс «Богишамол» в 
посёлке Кызыл-Су

5

5

18

19

23

США

Япония

Малайзия

Узбекистан

Турция

Этнографический 
музей «Чодра
Ховли» в 
Хивинском районе

Несмотря на меры Правительства Узбекистана, направленные на стимулирование создания частных 

экспозиционных структур, этот вид деятельности не получил широкого распространения. На данный 

момент известны три экспозиции, но даже они характеризуются преобладающей долей 

государственного участия

Количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО 

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Узбекистане

Ичан-Кала

Исторический 
центр города 
Бухара

Исторический 
центр города 
Шахрисабз

Самарканд —
перекресток 
культур

Западный Тянь-
Шань 
(Чаткальский
заповедник)

Частные экспозиции

Текущий уровень развития

361

Культура

Примечание: использовались данные за 2016 год. 1 – данные за 2012 год

Источники: портал открытых данных Республики Узбекистан, Statista, Statistics of Japan

Количество библиотек на 1 млн человек

534

364

449

26

367

Япония

Турция

Узбекистан

США

Малайзия

Количество кинотеатров на 1 млн человек

2

8

5

12

18

Япония

США

Узбекистан

Малайзия

Турция

• Несмотря на высокое количество библиотек в РУз, всего 0,3% населения Узбекистана пользуются 

библиотеками

• В РУз всего 312 кинотеатров, однако на данный момент эксплуатируются лишь 68 из них

Комментарии

Количество музеев на 1 млн человек, 2016 г.

14

417

83

298

107

Япония

США

Малайзия

Узбекистан

Турция

Текущий уровень развития

362

Культура

Источники: анализ рабочей группы

Отсутствие вмешательства со стороны государства

Модель частного финансирования

Примеры стран:

• Высокий уровень развития 

культурной среды за счет 
значительной доли участия 
частного бизнеса

• В период нестабильной 

экономической ситуации 
культурная сфера страдает в 
первую очередь

1

Диверсифицированный подход к финансированию 

Модель диверсифицированного финансирования

Примеры стран:

2

Основа – государственное финансирование

Модель государственного финансирования

Примеры стран:

3

• Диверсифицированный подход к 

финансированию снижает 

внутриотраслевые риски

• Высокая доля частных 

(уникальных) культурно-
досуговых мест

• Высокая доля финансирования за 

счет пожертвований, что может 
вызвать ряд 

затруднений в условиях 

экономик развивающихся стран

• Значительная часть 

финансирования происходит за 
счет доходов от коммерческой 
деятельности, что повышает 
качество развития культурной 
среды

• Высокая степень государственного 

участия, что может сказаться на 
качестве и инновационной 
составляющей культурной среды

Источники финансирования

Источники финансирования

Источники финансирования

США

Россия

Великобритания Финляндия

Франция

Швеция

Германия

Целевая опция развития

13%

0%

68%

19%

37%

23%

3%

37%

33%

1%

66%

Пожертвования

Краудфандинг/ 
инвестиции/отчисления

Доходы от коммерческой 
деятельности

Государственная 
поддержка

Пожертвования

Краудфандинг/ 
инвестиции/отчисления

Доходы от коммерческой

Государственная 
поддержка

Пожертвования

Краудфандинг/ 
инвестиции/отчисления

Доходы от коммерческой 
деятельности

Государственная 
поддержка

Стратегические опции

363

Культура

Источники: Госкомстат Республики Узбекистан, US News & World Report, анализ рабочей группы

• Модернизация и развитие областных и районных 

центров культуры и досуга, внедрение культурных 
центров для помощи недостаточно социально 
адаптированному слою населения, создание 
различных досуговых программ с учетом 
инклюзивности

• Создание национального кодекса этики и отдельных 

профессиональных/отраслевых стандартов

• Привлечение частного бизнеса в проекты культуры 

(строительство частных экспозиционных структур и 
иных объектов культурного досуга)

• Создание систем мотивации совершенствования 

корпоративной культуры

• Открытие специализированных архивных центров 

при ВУЗах в сфере искусства для сохранения 
нематериальных ценностей (спектакли, фильмы, 
концерты, конференции)

• Открытие филиалов иностранных ВУЗов в области 

искусства

• Формирование образа и повышение престижа 

Узбекистана посредством онлайн-площадок, 
энциклопедий и музеев 

• Развитие понятий «международное культурное 

медиаторство» и «международное культурное 
право»

• Способствование созданию и развитию сетей 

букинистических магазинов

• Переиздание трудов, написанных академиками и 

выдающимися учеными Узбекистана, учебников и 
книг в области культуры и искусства

Цифровые показатели

Инвестиции

2017

2035

CAGR

Индекс культурного 
влияния 

Доля 
государственного 
участия в сфере 
культуры

Количество библиотек 
на 1 млн человек 

-

Топ-

40

11%

2,9-3,6

до 2025 г.

до 2035 г.

0,4-0,5

10,3-12,6

до 2030 г.

млрд долларов, накопленным  итогом 

99%

20%

-9%

534

100

-9%

Целевое видение 2035

364

Культура

Источники: анализ рабочей группы

2035

2030

2025

• Разработка и утверждение 

профессиональных стандартов 
работников учреждений культуры

• Формирование национального 

кодекса этики 

• Разработка программ обучения по 

вопросам культурного развития 
(культура речи, этикет и т.д.) в 
образовательных учреждениях с 
ориентацией на международный 
опыт России, Германии, США, 
Франции, Великобритании, 
Японии

• Формирование концепции 

национального бренда

• Оцифровка печатных изданий 

Узбекистана с привлечением 
волонтёров

• Создание интерактивных музеев
• Создание условий и стимулов для 

привлечения частного бизнеса

• Применение квалификационных 

требований к работникам, 
переобучение, повышение 
квалификации

• Формирование квалификационных 

требований, профессиональных 
стандартов к работникам, 
переобучение, повышение 
квалификации 

• Утверждение национального 

кодекса этики

• Модернизация и развитие 

областных и районных центров 
управления культурой, 
модернизация культурных 
центров для оказания помощи 
недостаточно социально 
адаптированным слоям 
населениям

• Реорганизация неэффективных 

учреждений культуры

• Утверждение программ обучения 

по вопросам культурного развития 
(культура речи, этикет и т.д.) в 
образовательных учреждениях

• Утверждение концепции 

национального бренда страны

• Принятие комплексных мер для 

сохранения всемирного наследия

• Создание электронного 

информационного ресурса, 
предоставление доступа к нему 
гражданам Узбекистана

• Создание виртуальных музеев, 

внедрение системы QR-кодов

• Привлечение частных инвесторов 

в проекты культуры и досуга

• Обеспечение притока 

квалифицированных кадров

• Внедрение профессиональных 

стандартов работников учреждений 
культуры

• Внедрение национального кодекса 

этики

• Внедрение культурных центров для 

оказания помощи недостаточно 
социально адаптированным слоям 
населения

• Реорганизация неэффективных 

учреждений культуры

• Внедрение программ обучения по 

вопросам культурного развития 
(культура речи, этикет и т.д.) в 
образовательных учреждениях

• Внедрение концепции национального 

бренда страны

• Внедрение комплексных мер для 

сохранения всемирного наследия

• Обеспечение доступа граждан 

Узбекистана к электронному 
информационному ресурсу

• Создание виртуальных музеев
• Привлечение частных инвесторов в 

проекты культуры и досуга

• Создание механизма стимулирования 

работников учреждений культуры и 
мотивации корпоративной культуры, 
обновление квалификационных 
требований к работникам, 
переобучение, повышение 
квалификации, создание предпосылок 
для появления в бюджетном секторе 
конкурентоспособных специалистов и 
менеджеров, сохранение и развитие 
кадрового потенциала работников 
сферы культуры

• Модернизация и развитие областных 

и районных центров управления 
культурой

• Реорганизация неэффективных 

учреждений культуры

• Принятие комплексных мер для 

сохранения всемирного наследия

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

365

Экология

Развитие социальной сферы

3.5

366

Экология

Примечание: 1 – Экологический след включает в себя площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и 

поглощения отходов; 2 – твердые бытовые расходы  

Источники: World Bank, Доклад по целям развития тысячелетия Узбекистана (2015), Госкомстат, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, анализ рабочей группы

• Дефицит воды для обеспечения 

растущих нужд населения, сельского 
хозяйства и промышленности

• Засоление почв и загрязнение 

пестицидами

• Опустынивание территории на фоне 

вырубки лесов

• Обеспечение переработки отходов

• Кризис Аральского моря

• Изменение климата

• Сохранение биоразнообразия

• Переход на устойчивое развитие

• Отсутствие образования по вопросам 

экологии, этичного производства и 
этичного потребления

• В рейтинге 156 стран мира по прогрессу ЦУР в 2018 году 

Узбекистан занял 52-е место, что является высоким 
показателем. При этом наблюдается снижение на 5 
позиций по сравнению с показателем 2017 года 

• Несмотря на то, что Узбекистан не входит в ТОП-100 стран 

по объему экологического следа, в стране сохраняется 
экологический дефицит, что говорит о том, что 
деятельность страны наносит ущерб глобальной экологии 

• Государственным комитетом Республики Узбекистан по 

экологии и охране окружающей среды были разработаны 
меры по предотвращению последствий изменения климата

• Более 35% населения не имеют доступа к 

централизованному водоснабжению, 11% зависят от 
поставок привозной воды ввиду отсутствия альтернативных 
возможностей

• Площадь лесного покрытия Республики Узбекистан 

сокращается в результате незаконной вырубки и 
распространения пустыни: с 2005 года лесистость 
сократилась на 2,3%, составив 7,6%  от общей площади в 
2015 году

• На текущий момент доля засоленных почв составляет более 

50% 

• В Узбекистане функционирует 221 полигон захоронения и 

утилизации ТБО

2

. На 

данный момент накоплено 33,4 млн 

тонн ТБО

• В 1995-2015 гг. рост объема генерируемой ВИЭ составил 

3,3% ежегодно. Однако доля ВИЭ в общем объеме 
производимой электроэнергии сохраняется на низком 
уровне относительно ведущих международных практик 

Цели устойчивого развития ООН

• Приняты в 2015 г. в рамках новой программы в области 

устойчивого развития «Преобразование нашего мира: 
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 
2030 года»

• Включают 17 целей и 169 задач, которые должны быть 

достигнуты государствами-членами ООН к 2030 г.

• В 2016 году в Узбекистане официально вступили в силу 17 

це

лей в области устойчивого развития

• Устойчивое развитие определяется как развитие, 

отвечающее потребностям нынешнего поколения без 
ущерба для возможностей будущих поколений 
удовлетворять их собственные потребности

• Для достижения устойчивого развития крайне важно 

согласовать три основных элемента – экономический рост, 
социальную интеграцию и охрану окружающей среды

Ключевые выводы

Ключевые вызовы

Текущий уровень развития

367

Экология

Примечание:  1 – динамика улучшения показателя с 2017 года на 2018 год по шкале от 1 до 4

Источники: United Nations Global SDG Database,  Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, анализ рабочей группы

Комментарии

• В рейтинге 156 стран мира по прогрессу ЦУР в 2018 

году Узбекистан занял 52-е место, что является 
высоким показателем

• При этом по сравнению с 2017 годом Узбекистан 

опустился на 5 позиций в рейтинге, что 
свидетельствует о негативной общей динамике в 
части достижения Целей устойчивого развития

• На сегодняшний день в соответствии с Целями 

устойчивого развития ООН в Узбекистане особое 
внимание уделяется снижению отрицательного 
воздействия отходов на экологию и здоровье 
населения

Финляндия

Швеция

Дания

84,6

70,3

Кыргызстан

83,0

85,0

Аргентина

70,3

Узбекистан

70,3

Индекс прогресса по 

ц

елям устойчивого развития, 

2018 г.

3

2

2

3

2

3

1

1

3

2

2

3

1

2

3

Сотрудничество для

достижения целей

Равные права

Качество правовых 

институтов в стране

Качество условий

для флоры и фауны

Промышленность и

инновации

Экономический 

рост

Доступность и 

качество энергии

Качество акватории 

в стране

Климатические 

условия

Качество и 

чистота воды

Уровень жизни

в городах

Гендерное 

равенство

Ответственность при 

производстве и потреблении

Голод

Нищета

Качество образования

Здоровье населения

2

4

3

3

4

2

4

4

3

4

Детализация показателя Узбекистана по 
целям устойчивого развития, 
2018 г.

xx

- место в рейтинге

Текущее состояние
(по шкале от 1 до 4)

Динамика

1

2017-18

(по шкале от 1 до 4)

1

2

3

51

52

53

Низкий уровень текущего показателя / 
низкая положительная динамика

Средне-низкий уровень показателя / 
средне-низкая положительная динамика

Средне-высокий уровень показателя / 
средне-высокая положительная динамика

Высокий уровень показателя / высокая 
положительная динамика

Текущий уровень развития

368

«Ограничение глобального потепления на уровне 1,5°C потребует «быстрых и далеко идущих» 
переходных процессов, касающихся земельных, энергетических, промышленных систем, а также 
зданий, транспорта и городов. Глобальные выбросы двуокиси углерода (CO

2

), вызванные деятельностью 

человека, необходимо будет сократить к 2030 году почти на 45% по сравнению с уровнями 2010 года, 
достигнув «чистого нуля» приблизительно к 2050 году».

Пресс-релиз МГЭИК, 8 октября 2018 г.

Экология

Примечание: 1 – Межправительственная  группа экспертов по изменению климата; 2 – согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по 

экологии и охране окружающей среды

Источники: Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии                                                         

и охране окружающей среды, анализ рабочей группы

Ключевые 

угрозы, вызванные изменением климата

Меры по предотвращению последствий изменения климата, принимаемые в Узбекистане

Энергопотребление

Лесной фонд

Автотранспорт

Оборонная способность

Продовольственная 
безопасность

• Пример США:

-

В октябре 2014 года Министерство обороны 
опубликовало Дорожную карту адаптации к 
изменению климата, в которой было заявлено 
о начале работ по защите оборонной 
способности США от возможных последствий

-

Министр Обороны США Чак Хейгел назвал 
глобальное потепление «умножителем 
угроз», отметив, что изменение климата 
может способствовать реализации прочих 
угроз — от распространения инфекционных 
заболеваний до актов терроризма

• Научные и межправительственные организации 

единогласно подчёркивают актуальность угрозы 
продовольственной безопасности в мире

• Изменение климата несет риски в части 

выращивания с/х продукции в достаточном 
количестве, что может привести к изменениям в 
практике ведения сельского хозяйства и пищевом 
рационе населения

• Пример Австралии: в связи с беспрецедентной 

засухой в 2018 году правительство выделило в 
общей сложности 1,8 млрд долл. США на 
поддержку фермеров

• Обеспечение не менее 30 % 

энергопотребления за счет 
возобновляемых 
альтернативных источников 
энергии к 2030 году

1

• Повышение размеров лесного 

фонда территории страны к 
2030 году

2

• Повышение качества 

лесопосадок и разнообразия 
видов за счет увеличения 
уровня механизации при 
лесовосстановлении

• Внедрение новых технологий 

создания лесных культур

• Научные исследования по 

созданию быстрорастущих 
лесных насаждений

• Введение стандартов 

автотранспортных средств

• Введение стандартов 

моторного топлива «Евро-6»

Текущий уровень развития: изменение климата

369

Экология

Примечание: 1 – глобальный гектар: гектар биологически продуктивной территории или акватории со средним мировым показателем  биопродуктивности за 

определённый год: 2 – рейтинг, выпущенный в 2018 году, включал в себя данные за 2014 год

Источники: Global Footprint Network, World Resources Institute,                                                                                                                            

анализ рабочей группы

Люксембург

8,4

ОАЭ

15,7

12,3

Катар

9,8

4,4

Япония

3,2

2,2

Турция

4,7

США

Узбекистан

Малайзия

Лесоматериалы

Пахотные земли

Пастбища

Углекислый газ

Рыболовные зоны

Застроенная территория

-14,2

-10,9

-9,1

-6,6

-4,1

-2,0

-1,7

Экологический след, 

гга

1

на человека, 2014 г.

2

Комментарии

• Рейтинг Ecological footprint составляется организацией Global Footprint Network и включает в себя 190 стран
• Экологический след включает в себя площадь биологически продуктивной территории и акватории, 

необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов

• Несмотря на то, что Узбекистан не входит в ТОП-100 стран по объёму экологического следа, в стране 

сохраняется экологический дефицит, что говорит о том, что деятельность страны приносит ущерб глобальной 
экологии 

• При этом объём выделяемого углекислого газа находится на низком уровне и составляет лишь 0,3% от общего 

количества по миру

• В 2017 году Узбекистан подписал Парижское соглашение, что будет способствовать улучшению экологической 

обстановки за счет мероприятий по сокращению выбросов, а также благодаря модернизации и мерам по 
повышению энергоэффективности

82

xx

10

185

6 280

1 217

234

343

xx

- экологический профицит/дефицит, гга на человека, 
рассчитывается по формуле (биопотенциал на 
человека)-(экологический след на человека)

- объем выделяемого углекислого 
газа, мегатонн, 2014 г. 

-1,3

102

Текущий уровень развития: изменение климата

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..