Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 21

 

 

322

этап

2

этап

Образовательный компонент: 

Подготовка кадров для проведения 

клинической и экономической 

оценки лекарств и медтехники

Обучение молодых ученых и 

специалистов Минздрава 

Институциональный компонент: 
C

оздание структуры (Центрa ОТЗ), 

разрабатывающей рекомендации для 

Минздрава о приоритетности 

финансирования лекарственных средств и 

медтехники из госбюджета

Создание лаборатории или кафедры 

«ОТЗ и фармакоэкономики» в 

Университетах. Подготовка учебника 

по экономической оценке  ОТЗ

Создание структуры (Центрa ОТЗ) со 

штатом сотрудников, прошедших обучение 

в образовательном компоненте

Проведение экономической оценки по 

рассматриваемой технологии 

здравоохранения, подготовка 

систематических обзоров клинических 

доказательств и расчёт объёмов 

финансирования для eё внедрения 

Создание экспертного совета из ведущих 

клинических специалистов для разработки  

рекомендаций о приоритетности 

финансирования технологий 

здравоохранения

В чем отличие ОТЗ от существующей системы?

Показатели 

Существующая практика

Оценка технологии здравоохранения

Эксперты, привлекаемые для 
оценки

Главные специалисты, 
клинические фармакологи, 
ведущие клиницисты (в лучшем 
случае, в худшем никого) 

Эксперты в клинической эпидемиологии, 
статистики, экономисты, ведущие 
клиницисты.

Продолжительность оценки 

1-3 месяца 

6 – 12 месяцев

Оцениваемые материалы

Документы (данные исследований) 
представленные производителями 
лекарств

Результаты систематического обзора + 
документы, представленные 
производителями лекарств

Процедура 

Непрозрачная и неопределенная 

Формализованная, единая для всех 
участников процесса и прозрачная. 

Результаты 

Неструктурированный отчёт

Систематический обзор клинических и 
экономических доказательств; 
экономическая модель. 

Анализ влияния на бюджет

Отсутствует

Объём и обоснование госресурсов, 
необходимых для внедрения технологии 

Принятие решения о 
финансировании 

Субъективное мнение

Объективное мнение, основанное на 
научных доказательствах, результатах 
клинической и экономической оценки.

Здравоохранение

Источники: анализ рабочей группы

Процесс ОТЗ в Узбекистане

Схема создания процесса ОТЗ в Узбекистане

323

Здравоохранение

Источники: CPF Singapore, Vox, анализ рабочей группы

MediShield 
Life

Капитальные расходы в сфере здравоохранения финансируются за счёт государственного бюджета  

MediSave

Medifund

ElderShield

Финансируемая государством медицинская поддержка для граждан, 
которые не могут позволить себе лечение и не могут воспользоваться

программами 

MediSave и MediShield.  

Для получения помощи необходимо получить одобрение заявки. Более 
90% одобренных заявок получают 100-процентное покрытие 
медицинских расходов

Система обязательных медицинских отчислений, в рамках которой 
сотрудник производит отчисления из заработной платы (c 2016 г. – от 8 
до 10,5% в зависимости от возраста) на личный счёт, а работодатель 
производит взносы на равную сумму.
Средства на счёте используются для медицинского обслуживания, 
госпитализации, хирургических операций и т. д. для застрахованного и 
членов его семьи

Система медицинского страхования в случаях, когда превышен лимит 
доступной суммы по программе MediSave (обычно используется в 
случае тяжелых болезней).

Граждане с высокими рисками определенных заболеваний 

делают 

более крупные отчисления с дохода в течение 10 лет по программе 
MediShield Life. В дополнение к этой программе существует 
возможность купить страховку Integrated Shield Plan. Программа может 
быть полностью оплачена за счёт накоплений в рамках MediSave

Участниками программы могут стать граждане старше 40 лет. После 
вступления в программу и оплаты необходимых взносов участник 
получает доступ к расширенному медицинскому страхованию в 
пожилом возрасте. Поддержка оказывается в течение 72 месяцев

Поддержка 
государства

Общая 
схема

Международный опыт

Дополнительное 
страхование

Система финансирования медицинского обеспечения в Сингапуре

324

Здравоохранение

Базовая медицинская 
страховка для городских 
рабочих 

Кооперативная система 
медицинского 
страхования для 
сельских жителей

Базовая медицинская 
страховка для городских 
жителей

Базовая медицинская 
страховка для трудовых 
мигрантов

Охват медицинской страховкой
2002 год – 55,2% городского населения
2002 год – 20,9% сельского населения
2009 год – 94% сельского населения

Отсутствие доступа к медицинскому страхованию 
для членов семьи работника. Отсутствие 
обязательного присоединения к системе 
медицинского страхования

Страховой охват был расширен: в страховую 
программу были включены работники 
негосударственного сектора, самозанятые лица и 
неофициально трудоустроенные лица 

Государство финансировало программу 
поддержки самых необеспеченных групп 
населения в случае возникновения 
непредвиденных медицинских расходов 

Практиковавшаяся в XX веке кооперативная 
система сельской экономики прекратила 
существование в 1980-х, после чего доля 
застрахованных лиц снизилась до менее 10%. В 
1990-х 65% сельских жителей, нуждавшихся в 
госпитализации, не были госпитализированы. 
Малообеспеченные граждане не могли 
позволить себе оплату страховки

Новая система частично финансировалась за счет 
государственных средств и распространялась на 
всех членов семьи 

Трудовые мигранты – граждане, мигрирующие 
из сельской местности в города, соответственно, 
не попадали ни в одну из страховых категорий

Местные власти были обязаны предоставлять 
медицинские страховки всем трудовым 
мигрантам. Источниками финансирования были 
страховые вклады работника и/или 
работодателя, а в случае малообеспеченных 
мигрантов – субсидии местных правительств

Городские жители без официального 
трудоустройства оставались вне покрытия 
страховки

Финансирование новой системы осуществлялось 
частично гражданами и частично государством –
субсидии центрального аппарата и местного 
правительства составляли 36% 

Категория

Проблема

Решение

Результат программы: увеличение охвата 
населения бесплатной медицинской помощью

Международный опыт

Система финансирования медицинского обеспечения в Китае

325

Здравоохранение

Примечание: данные открытых источников

• С 1968 года в Таиланде была введена обязательная практика по работе выпускников 

медицинских государственных институтов в сельской местности. Длительность 
работы составляла 3 года для врачей и стоматологов и 2 года для младших 
медицинских работников 

Таиланд

• В Камбодже Правительство предлагало фельдшерам-акушерам 15 долларов США в 

медицинских центрах и 10 долларов США в больницах за каждый случай успешно 
принятых родов

• Здравоохранительные учреждения имели право тратить 60% собранных доходов для 

привлечения медицинских специалистов в сельскую местность

• В 2000 г. Правительство при участии спонсоров учредило Фонд обеспечения 

равенства в вопросах здравоохранения для субсидирования финансирования 
медицинских услуг для малообеспеченных слоёв населения

• Часть средств фонда была направлена на улучшение условий работы медицинских 

работников в сельской местности 

• Также медицинские работники в сельской местности имели доступ к грантам 

международных организаций 

• В 2016 г. Правительство Камбоджи анонсировало предоставление всем медицинским 

работникам статуса государственных служащих

Камбоджа

• Правительство учредило стипендию для медицинских работников в сельской 

местности в 2010 году. Участники программы получали пятилетнее бесплатное 
медицинское образование и ежемесячную стипендию за последующие 6 лет работы 
в сельской местности. 

Начиная с 2010 года в программе ежегодно принимали участие 

5 000 студентов

. 90,7% участников программы выполнили условия и работали в 

сельской местности, в то время как лишь 2,8% студентов, не участвующих в 
программе, переехали из городов

• В 2008 году Правительство запустило программу для врачей, которые работают в 

сельской местности – им выплачивается 20 000 

юаней

(около 3 000 долларов США). 

По результатам программы 1080 врачей в 828 местных медицинских центрах были 
устроены на работу

• С 2009 по 2013 г. Правительство субсидировало программы развития врачей в 

сельской местности. С 2010 года Правительство финансировало развитие 
медицинской инфраструктуры для улучшения условий работы врачей

• Во Вьетнаме Правительство использовало 

программы развития наряду с 

механизмами финансирования и поддержки 

• В 2012 

году в стране было реализовано 1816 программ обучения

, в основном в 

сельской местности 

• С 2009 по 2014 гг. Правительство выпустило законы в поддержку медицинских 

специалистов в сельских районах. Например, медицинские работники в сельской 
местности могли получать 

70-процентную

прибавку к зарплате за первые 5 лет 

работы в сельской местности. По закону, принятому в 2014 году, медицинские 
работники, проработавшие в сельской местности более 3-х лет, могли получить статус 
государственных служащих (стабильная и перспективная работа в Азиатских странах)

Китай

Вьетнам

Международный опыт

Система финансирования медицинского обеспечения в странах Юго-Восточной Азии

326

Источники: 

www.krg.dmed.kz

Веб-сайт https://bnews.kz/ru/news/38_mlrd_tenge_za_schet_otkaza_ot_bumagi_i_perehoda_na_tsifrovizatsiu_sekonomil_minzdrav_rk?fbclid=IwAR3QtL7o-N6FGCiq-

KQszpiXmAhItjRDnmUNRzqEJHVr93JyUtCobfgYvfA

Экономия времени и

расходов

Сокращение «лишних» 

визитов

Раннее выявление

заболеваний

Повышение качества 

медпомощи

Повышение качества 

жизни

Ликвидация «живых» 

очередей

Больше времени для 

пациента

СМС-оповещения и

автообзвоны

Адресная

профилактика

Адресная  

медицинская  помощь

Электронные  сервисы в 

мобильном  приложении

Виртуальные 

консилиумы

Электронный 

паспорт здоровья

Экономический  эффект

Внедрение персонифицированного учета лекарств
Экономия на закупе лекарственных средств

Эффективность расходования бюджетных средств 
на оказание медицинской помощи
Увеличение объёма услуг без изменения ресурсной 
базы

7

%

294 

млн.

8,6

%

Снижение платных услуг в областных 
диагностических центрах

Снижение расходов за счет цифрового обмена 
данными, снижения  дублирования 
исследований

Ликвидация непродуктивного труда 
медработников

6

%

311 

млн.

200

ед.

216 

млн.

Сэкономлено в 2018 году Министерством 
здравоохранения Республики Казахстан за  счет                         
цифровизации

38,2 

млрд тенге

Цифровизация на опыте Казахстана-

Здравоохранение

327

Смешанная модель 

Здравоохранение

Примечание: 1 – при условии достаточного количества ЛПУ и профильных специалистов  

Источники: данные открытых источников, анализ рабочей группы

Гарантированная поддержка для всех групп населения

1

,

но с ограниченными возможностями получения качественных услуг

Высокая доля государственного участия 

Примеры стран:

Предоставление услуг государством, финансирование через 
налоговые поступления; частный сектор и частная страховка 
покрывают исключительно потребности состоятельных слоев 
населения 

• Высокая доступность системы 

здравоохранения для малообеспеченных 
слоев населения

• Качество здравоохранения зависит от величины 

налоговых поступлений 

• Высокие риски предоставления услуг низкого 

качества, в особенности в рамках вторичной и 
третичной помощи 

• Низкий уровень инновационного развития 

системы в целом

1

Широкий охват населения здравоохранением при стабильном качестве 

Примеры стран:

Развитие частных поставщиков услуг при сохранении государственных 
поставщиков для малообеспеченных слоев населения, создание 
национальной страховой системы и развитие частного страхования, 
создание условий для развития науки и инноваций

• Высокая доступность системы 

здравоохранения 

• Равномерное качество на всех стадиях 

медицинской помощи 

• Низкое развитие частного сектора 

• Низкое развитие частных институтов 

финансирования 

2

Низкая доступность здравоохранения при высоком качестве 

Высокая доля участия частного сектора

Примеры стран:

Предоставление медицинских услуг полностью делегировано 
частным компаниям, финансирование происходит через частные 
страховые организации или самостоятельные платежи граждан, 
помощь государства только для малообеспеченных слоев с 
использованием механизмов софинансирования затрат

• Высокое качество обслуживания, особенно в 

рамках вторичной и третичной помощи 

• Государство как главный регулирующий 

орган

• Неполное покрытие медицинскими услугами

• Высокая стоимость обслуживания 

• Слабо развита первичная помощь (так как 

является менее прибыльной) 

• Слабо развита профилактика заболеваний

3

Целевая опция развития

Великобритания

Франция

Канада

Германия

США

Стратегические опции

328

Здравоохранение

Примечание: (а) расчётные данные за 2017 год, (б), (в) данные за 2016 год, (г) данные за 2015 год

Источники: Министерство финансов республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан, Всемирная организация  здравоохранения, Economist

Intelligence Unit, данные открытых источников, анализ рабочей группы 

• Внедрение обязательного медицинского страхования 

и развитие добровольного медицинского страхования 

• Обеспечение доступа к здравоохранению в сельской 

местности 

• Обновление инфраструктуры (ремонты, 

оборудование)

• Внедрение ИТ-инструментов 
• Развитие образования врачей и медицинских 

работников 

• Повышение компенсации и социального пакета 

врачей (не ниже среднерыночной зарплаты) 

• Вовлечение частного сектора, развитие ГЧП (до 80%) 
• Развитие регулирования медицинской науки и 

порядка проведения исследований (GCP, 
финансирование проектов) 

• Формирование условий для инновационного 

развития медицины (налоговые гавани для R&D) 

• Создание высокоинновационных центров оказания 

медицинской помощи 

• Создание процесса оценки технологий 

здравоохранения для обеспечения прозрачности 
государственных закупок

• Развитие взаимодействия с международными 

организациями, в частности, Международным 
обществом фармакоэкономических исследований и 
оценки результатов (ISPOR)

Доступная высокотехнологичная медицина, 
которая опирается на развитую систему 
финансирования, высококлассное образование и 
эффективное управление  

Цифровые показатели

Финансирование здравоохранения 

2017

2035

CAGR

Объём расходов на 
здравоохранение на 
душу человека, 
долл. США

(а)

Ожидаемая 
продолжительность 
жизни при рождении, 
лет

(б)

Детская смертность, 
число смертей детей 
до 5-ти лет на 1000 
деторождений

(в)

Доля расходов на 
здравоохранение, 
финансируемая за 
счет личных платежей 
граждан, %

45

73,7

1000

80

19%

0,6%

до 2030 г.

80,7 – 98,6

до 2025 г.

14,3 – 17,5

132,2 – 161,5

до 2035 г.

млрд долл. США, накопленным итогом 

15,4

<10

43%

<20%

Целевое видение 2035

329

Развитие законодательной базы 
(определение гарантированного 
объёма помощи, внедрение 
международных НПА и т. д.) 

Разработка клинических стандартов 
и иных необходимых НПА для 
внедрения программы страхования  

Подготовка к внедрению 
обязательного медицинского 
страхования, проведение пилотных 
запусков, запуск ОМС

Повышение компенсационных 
выплат и социального пакета врачей 

Повышение доступности 
здравоохранения для 
малообеспеченных слоев населения 
и жителей регионов 

Внедрение этического кодекса 
врача, который упорядочит правила 
работы медицинских работников, в 
том числе с целью ограничения 
практик сотрудничества с 
фармацевтическими компаниями

Создание национального плана по 
предотвращению ключевых 
заболеваний (например, сердечно-
сосудистые заболевания)

Разработка политики, 
определяющей подход к лечению 
хронических заболеваний

Разработка программы 
предотвращения заболеваемости 

ВИЧ/СПИДом

Разработка образовательного и 
институционального компонентов 
процесса оценки технологий 
здравоохранения

Развитие частного страхования

Развитие страхования 
ответственности врачей 

Развитие инфраструктуры (фонды, 
агенты) для финансирования частных 
поставщиков здравоохранения на 
базе ОМС 

Развитие инструментов ГЧП в рамках 
проектов строительства новых 
клиник 

Внедрение лицензирования труда 
врачей и системы оплаты труда, 
основанной на установлении уровня 
заработной платы в зависимости от 
результата деятельности

Внедрение системы переподготовки 
медицинских кадров

Создание условий для развития 
частных поставщиков медицинских 
услуг

Развитие регуляторных органов, 
связанных со здравоохранением

Развитие образования (привлечение 
международных специалистов, 
обновление оборудования, создание 
условий для повышения 
квалификации)

Развитие механизмов регулирования 
медицинской науки и порядка 
проведения исследований 

Формирование условий для 
инновационного развития медицины 
(технопарки, льготы для 
исследовательских центров, 
привлечение зарубежных научно-
исследовательских центров)  

Привлечение инвестиций в 
технологическое развитие медицины

Оптимизация сети лечебно-
профилактических учреждений, 
ликвидация наименее эффективных

Создание высокоинновационных 
центров оказания медицинской 
помощи (инновационные 
неонатальные центры и т. д.)  

Интегрирование медицинских ВУЗов 
Узбекистана в систему 
международных альянсов, 
повышение квалификации врачей на 
базе международных центров 

Создание процесса оценки технологий 
здравоохранения на уровне регионов 
и лечебных учреждений

Обновление инфраструктуры 
(капитальные ремонты, 
строительство, закупка оборудования)

Внедрение ИТ-инструментов учёта 
заболеваний, создание единых 
республиканских баз данных

Развитие высокотехнологичной 
инфраструктуры

Повсеместное внедрение 
электронных карт пациента

Развитие науки (повышение 
финансирования научной 
деятельности в медицине, 
привлечение международных 
специалистов к работе в медицинских 
ВУЗах Узбекистана как для 
осуществления преподавательской 
деятельности, так и для проведения 
научных исследований)

Здравоохранение

Источники: анализ рабочей группы 

2035

2030

2025

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

330

Социальная политика

Развитие социальной сферы

3.2

331

Социальная политика

Примечание: (а) без учёта расходов пенсионного фонда, (б) включая пенсии

Источники: OECD Stat, Министерство финансов Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, данные открытых источников, 

анализ рабочей группы 

• Низкий уровень расходов на программы 

социальной поддержки 

• Высокий уровень бедности: 10% 

населения проживает в условиях 
экстремальной бедности

• Высокая безработица, меры поддержки 

лишь частично решают проблему

• Отсутствие благоприятной среды для 

людей с инвалидностью

• Число нуждающихся может быть выше 

официально зарегистрированных 

• Не развита система нефинансовой 

поддержки

• Высокий уровень преступности 
• Дискриминация в отношении женщин

• Модель социальной защиты в Узбекистане не соответствует 

текущему состоянию экономики 

‒ Приоритет государства – высокий уровень социальной 

поддержки для всех граждан – является 
труднодостижимым в силу бюджетных ограничений 

‒ Узбекистан делает акцент на финансовой поддержке 

нуждающихся, в то время как развивающиеся страны 
уделяют много внимания механизмам нефинансовой 
поддержки

• В Узбекистане отсутствует единая централизованная система 

предоставления всех направлений социальной поддержки

‒ Отсутствует единый орган, который регулирует, 

контролирует и координирует деятельность социального 
сектора: эти функции распределены между Министерством 
финансов и Министерством здравоохранения

‒ Критерии отбора получателей социальной поддержки не 

сформированы в соответствии с международными 
стандартами

‒ Отсутствует объективная статистика по количеству 

нуждающихся в такой поддержке

Скандинавская 

модель 

Модель 

Узбекистана

Азиатская модель 

Роль 

государства

Обеспечение 

экономического роста

Защита населения

Развитие социальной 

сферы

Доля расходов 
бюджета на 
социальную сферу

(а)

20-25%

22%

(а)

5-10%

Объём социальных 
расходов на 
человека 

10-13 

тыс. долл. 

США

131

долл. США

(б)

2-4 

тыс. долл. США 

Государство

Лидирующие 
институты 

поддержки 

Государство

Частные компании 

Ключевые 

инструменты 
поддержки 

Финансовые

Финансовые 

Нефинансовые 

Уровень 

налогообложения 

(доля налогового 
бремени) 

60%

40%

10%

Задачи поддержки 

Поддержка всех 

групп населения 

Поддержка всех групп, 

в центре внимания  

пенсионеры

Поддержка наиболее 

нуждающихся

Ключевые выводы

Ключевые вызовы

Текущий уровень развития

332

Социальная политика

Источники: Министерство финансов РУз, Акционерный коммерческий Народный банк РУз, Газета.uz, данные открытых источников, анализ рабочей группы    

1,5

2010

2011

2,1

(a)

2015

2014

3,5

2016

2013

2,1

3,1

2012

1,7

1,4

4,2

2017

2018

2,9

Кредитная линия

Социальные пособия

Социальное обеспечение

Данные за 9 месяцев 2014 года

58%

95%

78%

96%

63%

77%

95%

67%

74%

Доля выплат в общем объёме социальных расходов

(не считая пенсий)

Финансовые меры – прямые выплаты 
и льготы получателям социальной 
поддержки (пособия по безработице, 
пособия по рождению ребенка, 
льготные тарифы ЖКХ и т.д.) 

Нефинансовые меры – предоставление 
услуг получателям социальной поддержки 
(обучение и консультирование для 
успешного трудоустройства и т.д.)

Европейские страны, США

Азиатские

Большая часть расходов на социальную поддержку направлена на обеспечение финансовых мер 
социальной помощи, что не соответствует тенденциям в странах с растущей экономикой 

Расходы государственного бюджета РУз на социальную поддержку по категориям расходов,

млрд сумов

Текущий уровень развития

333

Социальная политика

Источники: Министерство финансов РУз, Акционерный коммерческий Народный банк РУз, Газета.uz, данные открытых источников, анализ рабочей группы 

Объём социальных выплат в Республике Узбекистан увеличивается вследствие роста размера 
социальных пособий, а не по причине роста численности получателей

Средний размер социальных пособий, тыс. сумов

0

1000

2000

3000

4000

5000

Hun

d

re

d

s

2014

2013

2016

2015

2010

2011

2012

Пенсия по возрасту

Пенсия по инвалидности

Социальные пособия

Численность лиц, получающих пенсии и социальные пособия, тыс. чел.

2014

3 091

3 071

3 161

2013

2011

2016

2015

3 266

2010

2012

3 120

3 204

3 324

• Средний размер социальных пособий увеличился более чем в 2 раза. При этом численность лиц, получающих 

социальные пособия, изменилась всего на 2%

• Таким образом, увеличение объёма выплат связано не с увеличением численности получателей пособий, а с 

ростом размера социальных выплат

Комментарии

Текущий уровень развития

334

Социальная политика

Источники: Министерство финансов РУз, Акционерный коммерческий Народный банк РУз, Газета.uz, данные открытых источников, анализ рабочей группы    

Граждане старшего поколения

Безработные

Семьи и дети

• Семьи с детьми

• Семьи с приемными детьми

• Многодетные семьи

• Малообеспеченные семьи

• Молодые семьи

• Неполные семьи

• Жертвы домашнего насилия

Европейские

Азиатские 

Инвалиды

Бездомные и бродяги

Группы социальной поддержки

в мировой практике

Фокус социальной поддержки на группы получателей 

Франция 

США Великобритания Китай

Сингапур

Гонконг

Узбекистан 

- низкий уровень поддержки

- средний уровень поддержки

- выше среднего уровень поддержки

- высокий уровень поддержки

Текущий уровень развития

Развивающиеся страны выделяют в фокус несколько групп получателей поддержки

335

Социальная политика

Примечание: 1 – экстремальная бедность определяется как проживание на сумму менее 1,9 долл. США в день на человека

Источники: официальная статистика РУз, МОТ, Газета.uz, Федеральная служба государственной статистики РФ, Сетевое издание Zakon,.kz,  Statista, Deutsche Welle

0,7

Сингапур

1,0

Малайзия

Китай

0,5

Киргизия

2,8

9,5

Узбекистан Таджикистан

1,6

4,900

2012

8,064

2013

5,400

5,000

8,192

4,900

2011

8,114

2010

8,157

5,000

Казахстан

4,960

5,000

2016

5,000

1,800

2,000

Россия

7,939

5,200

2014

8,003

5,100

2015

7,514

5,200

Сингапур

Оценка МОТ

Официально зарегистрированный уровень безработицы

• Согласно международным оценкам уровень безработицы в Узбекистане на 4% выше

официально зарегистрированного показателя

• По неофициальным оценкам безработица в Узбекистане может достигать 35%, то есть

каждый третий гражданин трудоспособного возраста Республики является безработным

• Значительная часть (почти треть) работоспособного населения страны находится на

заработках за границей. Миграционные потоки не контролируются государством

• Доля теневой экономики РУз по оценкам экспертов может составлять более 50%

Уровень безработицы в Узбекистане и других странах

%

• Бедность является одной из главных 

проблем социальной сферы Узбекистана

• В Узбекистане отсутствует определение 

величины прожиточного минимума на 
основании потребительской корзины

• В рейтинге Индекса продовольственной 

безопасности 2017 Узбекистан занимает 
78-е место. Индекс рассчитывает 
доступность и качество пищевых 
ресурсов с точки зрения финансовых 
возможностей и наличия продуктов 
здорового питания в 113 странах

Текущий уровень развития

Доля населения, проживающая в условиях экстремальной бедности

1

336

Социальная политика

Примечание: 1 – 10% населения РУз проживает в условиях экстремальной бедности (около 3 млн чел.), 1200 семей участвуют в получении помощи, что составляет менее 300 000 человек

Источники: законодательство Узбекистана, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации Республики Узбекистан, информационно-правовой портал «Норма» 

До 100 МРЗП

4%

До 3 лет

Кредиты малообеспеченным семьям

Коммерческие банки (перечень определяется ЦБ 
РУз)

Цели кредита:
• Покупка необходимого оборудования или 

развитие придомового участка (фермерство, 
садоводство)

Стимулирование самозанятости
малообеспеченных семей

Пособия малообеспеченным семьям

Размер пособий:

• Для семей с 1 ребенком – 60% МРЗП
• Для семей с 2 детьми – 100% МРЗП
• Для семей с 3 детьми – 120% МРЗП
• МРЗП (июль 2018 г.) составляет 184 300 сумов

• Пособия для семей с 1-2 детьми могут не 

покрывать МРЗП

• Критерии для назначения пособий 

выполнимы только семьями с самым 
экстремальным уровнем бедности

Финансовые

Трудовые

Ремонт жилых помещений

Предоставление жилья
2018 г. – 5 семей из каждого района, проживающих 
в аварийном и ветхом жилье

Приобретение бытовой техники
2018 г. – 70 семей из каждого района

• Менее 1% малообеспеченного населения

1

обеспечено данными мерами

• Отсутствуют программы обеспечения пищей 

для малообеспеченных семей

2018 г. – 25 семей из каждого района

Бытовые

Транспортные

В РУз отсутствует предоставление льгот на проезд в общественном транспорте малообеспеченным семьям

Образование

• Бесплатное обеспечение учебниками 

детей из малообеспеченных семей

• Бесплатное обеспечение зимней одеждой 

и обувью учеников младших классов 

• Право бесплатного посещения детских 

садов и интернатов

• Отсутствие механизмов стимулирования 

выпускников 9-11 классов к получению 
полного образования вместо трудовой 
деятельности

Текущий уровень развития

Существующие меры поддержки малообеспеченных семей частично решают проблему бедности

337

Социальная политика

Примечание: численность ЭАН в 2017 году составила 14 357 300 чел., уровень безработицы  – 5,8%. Количество безработных – 832 723 чел. 

Источники: информационно-правовой портал «Норма», Министерство занятости и трудовых отношений  РУз, Государственный комитет РУз по статистике 

Источник финансирования:

Участники: 

граждане, признанные 

безработными, получившие направление из 
Центра содействия и занятости населения  

Продолжительность: 

от 2 недель до 3 

месяцев финансового года с занесением 
записи в трудовую книжку

Оплата: 

• за работы, организованные общественными организациями – не более 5 МРЗП в месяц (100% 

компенсация из Фонда общественных работ)

• За работы, организованные субъектами предпринимательства или негосударственными 

некоммерческими организациями – не более 2,5 МРЗП ежемесячно (50% компенсация из Фонда 
общественных работ)

Ташкент, Самарканд, Шахрисабэ:
• Грант Правительства Республики Корея

Остальные области РУз:

• Государственный фонд содействия 

занятости, гранты стран-доноров, 

• Льготные кредиты международных 

финансовых организаций

Организация общественных работ

Создание центров обучения безработных –240 мест в каждом центре в 12 районах

Центры занятости населения

• Трудоустройство обратившихся граждан
• Планы по развитию электронного банка вакансий Республики Узбекистан 

В 2017 г. к общественным работам привлечены 27,1 тыс. чел. – 3% безработных

В 2017 г. прошли обучение 6,6 тыс. чел. – менее 1% безработных, что демонстрирует недостаточную широту при 
осуществлении мер нефинансовой поддержки, что существенно снижает их эффективность

Направления обучения

По итогам 2017 г. трудоустроено 229,9 тыс. чел. – 28% официально зарегистрированных безработных

• Электричество и электроника, 

информационные технологии, сельское 
хозяйство, строительное дело, ремонт и 
техническое обслуживание автомобилей и 
техники и т. д.

Сохраняются ключевые проблемы рынка труда: высокий уровень потенциальной безработицы, высокая доля 
неформального сектора занятости, отсутствие системы присвоения и подтверждения квалификации, высокий 
процент неорганизованной миграции, отсутствие достоверных данных о ёмкости и структуре рынка труда

Текущий уровень развития

Существующие меры поддержки лишь частично решают проблему безработицы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..