Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 15

 

 

226

Строительная отрасль и инженерно-
коммуникационная инфраструктура

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

• Разработка  стратегии развития и 

генерального плана всех городов  
Узбекистана до 2035 года, основанная 
на современных технологиях и 
тенденциях развития

• Внедрение автоматизированной 

биллинговой системы оплаты и учёта 
жилищных и коммунальных услуг

• Активизация архитектурно-

градостроительного общества 
Узбекистана (Союз Архитекторов), 
разработка веб-сайта Союза 
архитекторов. Организация 
выставок, мастер-классов, 
форумов, конкурсов и т.п.

• Обновление и модернизация 

оборудования, используемого для 
выращивания и первичной 
обработки хлопка 

227

Туризм

Развитие экономики

2.4

228

Туризм

Текущий уровень 

развития

Источники: World Travel and Tourism Council

Вклад туризма в экономику
млрд долл. США

19%

53%

Австрия

32%

18%

15%

32%

24,3 (5,8%)

50%

39% 43%

Турция

Узбекистан

1,4 (2,8%)

99,4 (11,7%)

Стимулирующий вклад

Денежные средства, потраченные 
работниками отеля на аренду жилья, 
здравоохранение, одежду и другое

Косвенный вклад

Капитальные инвестиции в 
туризм, государственные затраты 
на туризм, закупки товаров и услуг 
у поставщиков

Прямой вклад

Денежные средства, 
потраченные туристами на отель, 
транспорт, еду и другие товары и 
услуги

659

154

139

Турция

Узбекистан

Малайзия

4,7 раз

Капитальные инвестиции на 1 туриста
долл. США

• Сумма капитальных инвестиций, потраченных на 

одного иностранного туриста в 2017 году, почти в 5 
раз ниже
, чем тот же показатель в Турции

• Страна обладает богатым культурным наследием

однако для раскрытия его потенциала 
туристическая отрасль Узбекистана нуждается в 
серьезных инвестициях

• Вклад туризма в экономику Республики Узбекистан 

крайне низок и составляет менее 3%

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Недостаточное развитие туристической 
инфраструктуры в популярных культурных 

центрах и ее отсутствие за пределами 
основных туристических мест

Высокие цены на авиаперевозки, низкий 
уровень охвата потенциальных рынков 

узбекскими и международными 
авиалиниями 

Дефицит квалифицированных кадров в 
туристической отрасли

Низкий уровень развития сферы досуга и 
развлечений и сферы услуг

Отсутствие агрессивной PR-стратегии 
Узбекистана на международном рынке

Недостаточное количество иностранных 

(международных) туристических 
организаций

Отсутствие национального туристического 
бренда и туристического продукта

Туристическая отрасль не привлекательна 

для иностранных инвесторов в связи с 
высокими барьерами выхода на узбекский 
рынок

Низкий уровень своевременности и полноты 

статистических данных по туризму

• Более 50% всех гостиниц страны сосредоточены в трех 

основных культурных центрах – Ташкенте, Бухаре и 
Самарканде

• Основную часть (52,1%) иностранных посетителей 

составляют люди в возрасте от 31 до 55 лет; следующую 
крупную категорию (28,5%) составляют иностранные 
граждане в возрасте до 30 лет, т.е. молодежь; туристы в 
возрасте от 55 лет составляют 19,3% от общего количества 
посетителей. 70%  туристов в качестве досуга предпочитают 
музеи, экскурсии в сопровождении гида и шопинг

• Сложный процесс получения визы являлся одним из 

основных стоп-факторов при выборе Узбекистана, однако в 
настоящее время Узбекистан кардинально упростил 
визовый режим. Начиная с 2019 года дополнительно 
установлен безвизовый режим для 45 стран (общее их 
число теперь составляет 64). Расширен перечень стран, 
граждане которых имеют возможность получения 
электронной въездной визы. Упрощены регистрационные 
процедуры иностранных граждан

• Ограниченный выбор авиационных маршрутов и высокая 

стоимость авиабилетов значительно увеличивают стоимость 
тура в Узбекистан и, соответственно, снижают 
конкурентоспособность страны на международном 
туристическом рынке

229

Туризм

Целевой уровень развития

Потенциальный поток туристов из городов с прямыми рейсами в Ташкент

Ежегодный туристический поток, тыс. человек

Европа

1180

1600

1,4 раз

Малайзия

3

8

2,6 раз

Китай

4

10

2,6 раз

Южная 
Корея

12

31

2,6 раз

Индия

17

44

2,6 раз

Турция

18

32

1,8 раз

Источники: World Travel and Tourism Council report: economic impact 2018 Uzbekistan,  Госкомстат Республики Узбекистан, Statista (the Statistics Portal)

Выборочные страны с потенциалом ежегодного 
увеличения туристического потока

Культурно-познавательный, экзотический, 
событийный, гастрономический, агротуризм, 
рекреационный, экологический, спортивный туризм

Религиозный туризм, событийный, рекреационный, 
гастрономический и агротуризм

Культурно-познавательный, религиозный, 
рекреационный, событийный туризм 

Культурно-познавательный, экзотический, 
событийный, гастрономический, агротуризм, 
рекреационный, спортивный, индустриальный, 
этнический туризм

Культурно-познавательный, экзотический, 
событийный, гастрономический, агротуризм, 
рекреационный, экологический, спортивный, 
индустриальный, этнический туризм

Культурно-познавательный, экзотический, 
событийный, гастрономический, агротуризм, 
этнический туризм

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

230

Туризм

Целевой уровень развития

Потенциал развития туризма в Узбекистане

Источники: Госкомстат Республики Узбекистан

Путешествие с посещением главных мероприятий Узбекистана, 
таких как Всемирные игры кочевников, международный фестиваль  
«Шёлк и специи», международный музыкальный фестиваль 
«Шарк Тароналари» и др. 

Агротуризм

Уникальное путешествие, которое позволит гостям страны 
посетить семьи и пожить в домах различных народов 
Узбекистана в городках и деревнях, и даже в юртах кочевников в 
пустыне

Спортивный туризм

Горнолыжный, водный, конный спорт или пешая ходьба – все это 
поможет оставаться в хорошей физической форме и вместе с тем 
проникнуться живописной природой Узбекистана

Индустриальный туризм

Узнать о процессах производства как бытовой («СамРосХолод»), 
так и пищевой продукции, побывать на настоящем заводе будет 
интересно не только школьникам, но и работникам любой сферы 
деятельности

Этнический туризм

Гостей Узбекистана ждет встреча с древним восточным этносом, 
чья самобытная культура и национальное наследие насчитывают 
сотни лет

Гастрономический туризм
Отличная возможность насладиться особенностями узбекской 
кухни, а главное – попробовать настоящий узбекский плов, 
который 

включён

в список объектов Всемирного наследия 

ЮНЕСКО

Событийный туризм

Рекреационный туризм

Возможность провести свой отпуск вдали от шумных мегаполисов: 
выезд в горы с проживанием в лечебных санаториях и посещением 
соляных пещер, включая специальные процедуры

Культурно-познавательный туризм

Путешествие в древнейшие города Узбекистана, такие как 
Самарканд, Ташкент, Бухара, Хива, Фергана, с их средневековой 
архитектурой, историко-архитектурными  и археологическими 
памятниками оставит незабываемые впечатления

Экзотический туризм

Путешествия в отдалённые от цивилизации места с 
использованием нетрадиционных транспортных средств 
(верблюды и пр.) 

Экологический туризм

Путешествие в край, где почти круглый год светит солнце, в 
царство сухого жаркого лета, теплой зимы, мягкой медовой осени 
и яркой цветущей весны не оставит равнодушным ни одного 
путешественника

Религиозный туризм

Путешествие по святым местам Узбекистана, таким как место 
хранения подлинника Корана халифа 

Османа VII

века, мечети и 

усыпальницы в священной Бухаре, а также некрополь, где 
покоится брат пророка Мухаммада в Самарканде

Рекреационный туризм

Агротуризм

Индустриальный туризм

Культурно-познавательный
туризм

Этнический туризм

Событийный туризм

Религиозный туризм

Спортивный туризм

Экологический туризм

Экзотический туризм

Гастрономический туризм

Нукус

Хива

Ургенч

Учкудук

Бухара

Навои

Сармыш

Сентяб

Самарканд

Карши

Шахрисабз

Джизак

Термез

Гулистан

Ташкент

Коканд

Маргилан

Фергана

Наманган

Андижан

231

Туризм

Стратегические опции

Сильное Министерство развития туризма

Предполагает наличие сильного министерства, в 
рамках которого сконцентрирован значительный
контроль над туристической отраслью
Деятельность государства направлена на:
• Стимулирование развития туризма
• Обеспечение необходимого уровня безопасности 

туристов

• Упрощение пограничных и таможенных 

формальностей

• Создание общенациональной сети для 

экономических и социальных исследований в 
сфере туризма

• Создание условий для развития туристической 

отрасли

• Наличие разветвлённой структуры 

(департаментов и отделов)

• Государство как главный регулирующий орган

+

• Медленный уровень применения новейших 

технологий

• Отсутствие квалифицированных кадров

-

Министерство туризма 

совместно с

:

• Производственным направлением (совместные министерства туризма с отраслями материальной сферы)
• Непроизводственным направлением (совместные министерства туризма с отраслями сферы культуры, 

окружающей среды и пр.)

Предполагается создание совместного 
министерства
, которое помимо туризма 
занимается другими, 

смежными

направлениями 

деятельности, а также осуществляет 
координационную функцию органов гос. 
управления по вопросам туризма 

• Туризм является приоритетным направлением 

развития экономики и культуры

• Чёткое распределение полномочий между 

центральной и региональными туристическими 
администрациями

+

• Слабо развита материально-техническая база в 

сфере туризма

• Качество сферы обслуживания требует 

улучшений

-

Примеры стран:

Комбинация

туризма и других отраслей:

• Материальной сферы (промышленность, 

энергетика, торговля, транспорт, связь)

• Непроизводственной сферы (культура, 

спорт, информация, охрана окружающей 
среды, природные ресурсы и др.)

Примеры стран:

Источники: анализ рабочей группы

Малайзия Израиль Бразилия

Индия

Мексика

Южная 

Корея

Япония

Турция Аргентина Испания

1

2

Туризм и смежные отрасли

Туризм как государственная политика

Целевая опция развития

232

Туризм

Цифровые показатели

Инвестиции в туристическую отрасль (прогноз)

• Формирование целевых туристических сегментов
• Формирование туристического продукта
• Обеспечение безопасности прибывших туристов
• Запуск маркетинговой кампании
• Введение упрощённых таможенных процедур
• Упрощение визовой политики для целевых групп стран 
• Развитие современной инфраструктуры гостеприимства с 

привлечением международных сетей 

• Строительство новых сетевых отелей (в частности, у 

объектов транспортной инфраструктуры, соединяющих 
крупные города), общее совершенствование туристической 
инфраструктуры

• Создание конкурентоспособного туристического продукта 

для целевых сегментов, включая молодое поколение

• Развитие массового туризма с использованием 

туристического потенциала Республики Узбекистан:

— Культурно-познавательный туризм
— Экзотический туризм
— Религиозный туризм
— Событийный туризм
— Гастрономический туризм
— Агротуризм
— Рекреационный туризм (в частности, медицинский, 

лечебный туризм)

— Экологический туризм
— Спортивный туризм (в частности, горнолыжный)
— Индустриальный туризм
— Этнический туризм
— Гостевой туризм (homestay)

• Формирование и внедрение совокупности национальных и 

отдельных международных стандартов качества в сфере 
обслуживания; последовательная гармонизация и 
приведение данных стандартов в соответствие с 
международным уровнем

• Формирование информационной базы для создания 

цифровой инфраструктуры транспортной сети

• Создание национальных платформ дигитализации

туристической отрасли

• Развитие частного бизнеса в транспортной и туристической 

отрасли

• Привлечение иностранных туроператоров, имеющих опыт в 

сфере международного туризма 

• Развитие туристического проживания домашнего типа на 

базе жилого сектора, в частности, посредством льготного 
налогообложения 

• Развитие внутреннего туризма с определением его целевых 

параметров

Совершенствование методологии статистических данных 

по туризму

Целевое видение 2035

Реализация туристического потенциала Республики 
Узбекистан как одного из главных туристических 
направлений в Центральной Азии

2017

2035

Место в рейтинге стран по 
конкурентоспособности 
туристической отрасли (всего 
в рейтинге 136 стран в 2017 
году)

Место в рейтинге 
гостеприимности населения
(всего в рейтинге 153 стран)

Место в рейтинге стран по 
туристическому экспорту
(всего в рейтинге 185 стран)

Место в рейтинге стран по 
вкладу туризма в ВВП
(всего в рейтинге 185 стран)

Место в рейтинге стран по 
уровню инвестиций в 
туристическую сферу
(всего в рейтинге 185 стран)

16,1-19,7

39,6-48,4

до 2035 г.

до 2030 г.

до 2025 г.

3,6-4,4

Источники: World travel and tourism council,  Госкомстат Республики Узбекистан, The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017, анализ рабочей группы

млрд долл. США, накопленным итогом 

-

Топ-

50

96

Топ-

30

149

Топ-

80

117

Топ-

50

180

Топ-

50

233

• Упрощение визового режима 

для целевых групп стран 

• Совершенствование 

нормативно-правовой базы в 
сфере туристической 
деятельности, направленной на 
формирование благоприятных 
условий для деятельности 
субъектов предпринимательства 
в сфере туризма

• Привлечение международных 

сетей для модернизации 
инфраструктуры в части 
гостеприимства, создание новых 
сетевых отелей

• Совершенствование системы 

подготовки специалистов 
высокой квалификации для 
туристической отрасли, 
переподготовки и повышения 
квалификации работников 
субъектов туристической 
деятельности с повышенным 
вниманием к обучению 
иностранным языкам (в 
особенности английскому)

• Запуск программ по 

привлечению и поддержке 
частного бизнеса в 
транспортной и туристической 
отраслях, предусматривающих 
среди прочего льготный режим 
налогообложения

• Проведение культурных и 

спортивных международных 
соревнований, фестивалей, 
конкурсов (например автогонок)

• Увеличение числа прямых 

авиарейсов по международным 
направлениям, запуск 
лоукостеров, строительство ж/д 
путей

• Гармонизация и приведение 

национальных стандартов 
качества в сфере обслуживания 
в соответствие с требованиями 
международных стандартов

• Внедрение единой цифровой 

инфраструктуры национальной 
транспортной сети

• Проведение маркетинговой 

кампании в части 
туристического продукта

• Создание необходимой 

инфраструктуры для 
инвалидов

• Интеграция международных 

сетей в глобальную 
туристическую систему

• Внедрение электронной 

системы городского и 
междугороднего сообщения

• Формирование и продвижение 

позитивного имиджа страны на 
международной арене и 
создание бренда «Узбекистан»

Туризм

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

234

Малый бизнес и частное 

предпринимательство

Развитие экономики

2.5

235

Текущий уровень развития

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

• Статистический учет МБиЧП
• Низкий уровень проникновения МБиЧП
• Стагнация развития МБиЧП
• Низкий уровень конвертации из частных 

предпринимателей в компании-МСП 

• Высокая доля теневой экономики
• Высокая стоимость заёмного 

финансирования

• Высокая налоговая нагрузка, а также 

сложность налоговой системы

• Недоработанная система УСН
• Непрозрачные и бюрократизированные 

тендерные процедуры

• Затрудненный доступ к земельным 

участкам и недвижимости

• Затруднения в получении строительно-

архитектурных разрешений

• Проблемы налогового регулирования
• Проблемы регулирования банковского 

сектора

• Отсутствие внимания местных органов 

власти к проблемам предпринимателей

• Отсутствие залоговой массы у клиентов-

МСП

• Экспортные барьеры
• Отсутствие сети инфраструктуры 

поддержки МБиЧП, в том числе 
региональной

• Отсутствие единого института 

поддержки МБиЧП

• Отсутствие выстроенных внутренних 

процессов (в т.ч. в части отчетности)

• Высокий уровень инфляции

• Критерии отнесения к МСП в Узбекистане не соответствуют 

международным практикам, средний бизнес не выделяется

• Существуют проблемы статистического учёта предприятий 

МБиЧП, достоверные данные по числу частных предприятий 
недоступны

• Узбекистан отстаёт от развивающихся стран по количеству 

МСП, от развитых – по уровню добавленной стоимости на 1 
субъект МСП

• Новая система онлайн-регистрации упростила и сократила 

время и трудозатраты на регистрацию предприятий

• Налоговое стимулирование для МБиЧП отсутствует, за 

исключением возможности применять систему упрощённого 
налогообложения, которая требует доработки

• В Узбекистане отмечается низкий уровень конвертации из 

частных предпринимателей в компании-МСП

• Отмечается высокая доля теневой экономики: при оценке 

доли теневой экономики в 50% потери ВВП составляют до 16-
17 млрд долларов США 

• В части бизнес-среды ключевыми проблемами являются 

высокая стоимость заёмного финансирования, высокие 
налоги, а также непрозрачные и бюрократизированные 
тендерные процедуры

• Основные инфраструктурные проблемы – доступ к земельным 

участкам и недвижимости, а также получение строительно-
архитектурных разрешений

• С точки зрения регулирования предприниматели негативно 

отмечают проблемы  налогового регулирования и 
регулирования банковского сектора, а также отсутствие 
внимания местных органов власти к проблемам

• Ключевые барьеры для привлечения иностранных инвестиций 

– кадровый вопрос, отсутствие информации для инвесторов, а 
также низкая заинтересованность со стороны местных властей

• Отмечается рост кредитования МБиЧП на 23%, проблемой 

является отсутствие залоговой массы у клиентов-МСП

• Узбекистан характеризуется высоким уровнем самозанятости

(27%), характерным для неразвитого сектора МСП

• Финансирование МБиЧП с долей  МСП в кредитном портфеле 

в 18% является недостаточным

• Государственное регулирование экспортных процедур и 

таможенные барьеры создают существенные затруднения для 
развития экспорта МБиЧП

• Отсутствует единый консолидирующий орган, 

осуществляющий разработку стратегии поддержки МБиЧП, а 
также последующий мониторинг ее реализации 

Малый бизнес и частное предпринимательство

Источники: Государственный комитет по статистике,  World Bank, данные статистических агентств соответствующих стран, OECD, World Bank, открытые источники, 
анализ рабочей группы проекта

236

Определение МБиЧП в Республике Узбекистан

• Сектор МСП в Республике Узбекистан определяется как «Малый бизнес и частное предпринимательство» 

(МБиЧП)

• К субъектам малого бизнеса относятся индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия
• Классификация регламентируется Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.08.2016 г. 

№ 275 и включает только 1 критерий «Численность персонала»

• Численность персонала различна для разных отраслей 
• Отсутствует сегмент «средний бизнес»

Распределение по численности персонала

Примеры

Микрофирма

Малое 

предприятие

11

270

200

100

50

25

21

6

1

Розничная торговля безалкогольными 
напитками и пивом

Транспортировка трубопроводным 
транспортом

Выращивание овощей

Аренда и лизинг развлекательного и 
спортивного инвентаря

Пассажирский железнодорожный транспорт, 
междугородние перевозки

Предоставление услуг беспроводной связи

Гостиницы и аналогичные места проживания

Веб-порталы

Птицеводство

Производство изделий из пробки, соломки и 
материалов для плетения

Забой скота на скотобойне, обработка или 
расфасовка мяса

Производство приборов бытовой электроники

Кол-во человек 
на предприятии>>

1. Критерий «Численность персонала»

2. Критерий «Выручка» или «Активы»

3. Отраслевые различия

М/н

Сравнение с международной практикой

РФ

Япония

США

Малый бизнес и частное предпринимательство

Великобритания

Канада

Китай

Сохранение отраслевых различий необходимо в случае наличия определенных налоговых (пример: стимулирование отдельных отраслей)
или статистических (пример: сравнение производительности труда) задач, установленных государством 

Критерии определения МБиЧП частично не соответствуют международной практике:

Источник: Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.08.2016 г. № 275, SBA, Academic Journal of Business, Administration, Law and Social Sciences, 
анализ рабочей группы

237

68

55

52

30

63

44

38

27

45

60

27

48

57

55

50

37

49

54

20

20

0

65

50

35

30

115

95

105 110

90

75

45

20

85

60

50

40

10

70

5

55

25

1.150

150

500

600

15

450

650

400

350

250

200

100

300

550

100

80

0

Количество МСП на 1 000 человек

Япония

Китай

Казахстан

США

Бразилия

Мексика

Узбекистан 2035

Италия

Индия

Чехия

Франция

Узбекистан 2017

Великобритания

Россия

Канада

Нидерланды

Германия

Австралия

Сингапур

Малайзия

Южная Корея

Уровень развития МСП в развитых и развивающихся странах, 2016 г.

Узбекистан отстаёт от развивающихся стран по количеству МСП, от развитых – по уровню добавленной 

стоимости на 1 субъект МСП

• Узбекистан при проникновении 7,0 МСП на 1 000 чел. (на конец 2017) отстаёт от развивающихся стран с 

медианой в 44 МСП (разница 37 МСП на 1 тыс. человек при средней дельте в 17 МСП по развивающимся 
странам)

• При этом добавленная стоимость МСП Узбекистана сопоставима с аналогичными странами – 113 тыс. долл. США 

при медиане в 92 тыс. долл. США

• Показатель Узбекистана по добавленной стоимости МСП более чем в 2 раза ниже по сравнению с развитыми 

странами (113 тыс. против 394 тыс. долл.  США)

Развитые страны

Развивающиеся страны

48

394

44

92

% МСП

в ВВП

Количество МСП

Размер МСП

Д

о

бавле

нн

ая

 с

то

и

м

о

сть

 на 

субъе

кт 

МСП

, тыс

. до

л

л

. США

Малый бизнес и частное предпринимательство

Потенциал –
до 287 млрд 
долларов ВВП

Источники: данные статистических агентств соответствующих стран, OECD, World Bank, открытые источники, анализ рабочей группы проекта

238

2013

2014

2015

2016

2017

214

221

226

226

242

Проблемы МБиЧП в зависимости от этапа жизненного цикла

Жизненный цикл МСП

248

231

225

221

214

На конец 

2016 г.

22

25

Зарегистри-

ровано в 

2017 г.

Ликвиди-

ровано в 

2017 г.

На конец 

2017 г.

38

+1,2%

27

Зарегистри-

ровано в 

2016 г.

На конец 

2014 г.

Ликвиди-

ровано в 

2015 г.

19

Зарегистри-

ровано в 

2014 г.

Зарегистри-

ровано в 

2015 г.

Ликвиди-

ровано в 

2014 г.

31

На конец 

2013 г.

26

На конец 

2015 г.

23

Ликвиди-

ровано в 

2016 г.

ХХ

Кол-во МБиЧП, тыс. шт. (данные статистики)

Динамика изменения количества предприятий МБиЧП (расчёт на основании данных статистики), 
2013-2017 гг. 

тыс. шт. 

Статистические данные расходятся с расчётными данными на основании тех же статистических данных, что свидетельствует о 
проблемах учёта и статистики

Отмечается незначительный рост количества зарегистрированных МСП, в частности за счёт опережающего роста регистраций 
по сравнению с количеством закрывающихся МСП

Малый бизнес и частное предпринимательство

Доступ к клиентам

Проблемы управления 

бизнесом

Государственное 

регулирование

Доступ к ресурсам (финансы 

и инфраструктура)

Возможность производства 

товаров с высокой 
добавленной стоимостью

Доступ к клиентам

Развитость финансовой 

системы и доступ к капиталу 
(лёгкость получения кредита) 

Доступ и простота 

организации экспортных 
поставок

Уровень 

предпринимательской 
активности населения

Предрасположенность 

населения к созданию 
бизнеса (страх неудачи, 
мотивация, возможности и 
способности) 

Условия ведения бизнеса

Лёгкость регистрации 

предприятия

Развитость неофициальной 

экономики

Налоговые стимулы для 

самозанятости

Наличие капитала и знаний 

для открытия бизнеса

Защита прав 

предпринимателя

Развитость финансовой 

системы и доступ к капиталу 
(лёгкость получения кредита) 

Факторы влияния (международный опыт)

Концепция

Выход из бизнеса/закрытие

Влияет на количество 
МСП

Влияет на размер МСП

Влияет на количество 
МСП

Влияет на количество 
МСП

Регистрация/открытие

Рост/развитие/экспорт

Источники: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, анализ рабочей группы проекта

239

Изменения в системе регистрации МБиЧП

«Регистрация предприятий» в рейтинге Doing Business 2018

3. 

Гонконг

190. 

Венесуэла

12.

Эстония

10.

Косово

2. 

Канада

1.

Новая Зеландия

11-

е место

Узбекистан

В 2016 г. – 42-е место

Текущая система регистрации (с 2017 г.)

1

Прошлая система регистрации

Срок проведения процедуры регистрации

Необходимое количество документов

Подача документов в 

режиме онлайн

Этапы регистрации

Учредитель

Гос. органы

Система 

государственной 

регистрации: проверка, 

регистрация, постановка 

на учёт, включая 

идентификаторы (ИНН и 

прочее), направление 

свидетельства о 

регистрации в 

электронном виде

Получение 

свидетельства о 

регистрации в режиме 

онлайн

Подготовка и подача 

документов

Учредитель

Гос. органы

Регистрирующий орган: 

проверка, присвоение 

статистических кодов, 

заверение печати

Получение оригинала 

свидетельства о 

регистрации

Государственная 

налоговая служба: 

присвоение ИНН

Регистрирующий орган: 

внесение данных в 

Единый государственный 

реестр, выдача 

свидетельства 

Прочие органы 

(налоговая, Госкомстат, 

Народный банк): 

постановка на учёт

5-6

для ЮЛ и ИП

2

для ЮЛ

1

для ИП

30

минут

для ЮЛ и ИП

2-7 

дней

для ЮЛ

дня

для ИП

30

2

• Рост количества регистраций происходит в том числе за счёт значительного упрощения процедуры 

регистрации, которая проходит за 30 минут в режиме онлайн

• Новая система регистрации соответствует передовым международным практикам, что позволило 

Узбекистану подняться на 11-е место в разделе «Регистрация предприятий» в рейтинге Doing 

business

Малый бизнес и частное предпринимательство

Примечание: 1 – согласно Постановлению Кабинета Министров от 9 февраля 2017 г. № 66 "О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан 
от 28 октября 2016 года N ПП-2646 "О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учёт субъектов предпринимательства"

Источник: Постановление Кабинета Министров от 9 февраля 2017 г. №66, Doing Business, анализ рабочей группы проекта

240

Доля действующих предприятий МБиЧП в общем количестве зарегистрированных 
предприятий МБиЧП

%

• Отмечается рост числа и доли действующих МБиЧП в общем количестве зарегистрированных предприятий
• Доля действующих МБиЧП составила 95% в 2017 г., число действующих МБиЧП выросло на 21% до 230 тыс. 

предприятий (опережающий рост по сравнению с числом зарегистрированных предприятий, которое выросло на 
16% за аналогичный период)

• Рост действующих компаний обеспечен как за счёт закрытия недействующих компаний, так и за счёт выхода 

бизнеса «из тени» (компании начинают регистрировать часть деятельности)

• Однако налоговое стимулирование для МСП отсутствует, за исключением возможности применять систему 

упрощённого налогообложения

• ОСН сложная, как следствие, высокая стоимость администрирования налогового учёта
• Система УСН требует доработки, так как предпринимателям доступен только режим выплаты налогов с выручки
• Возможное направление доработки – введение режима выплаты налога с прибыли, что актуально для 

открывающихся предприятий с малым объёмом прибыли

93,2%

РФ

93,5%

США

Узбекистан

91,8%

Европейский
Союз

1

Микро

89,5%

2017

2016

2014

88,9%

94,8%

2015

91,6%

93,4%

88,6%

2013

229,7

ХХ

Количество действующих МБиЧП, тыс. шт. 

210,6

207,1

196

189,9

+21%

Доля микропредприятий в структуре МСП в 2017 г.

%

• Доля микропредприятий в структуре МСП в Узбекистане соответствует международной практике
• В каждой стране приняты свои принципы разделения компаний на микро-, малые и средние
• В целях анализа были использованы национальные критерии разделения компаний

Малый бизнес и частное предпринимательство

Примечание: 1 – данные по ЕС за 2016 г.
Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, анализ рабочей группы проекта

241

Уровень развития МБиЧП в Узбекистане, 2012-2017 гг.

Развитие МСП стагнирует как с точки зрения количества, так и с точки зрения размера одного МСП

• Количество МБиЧП на 1 тыс. населения колебалось в пределе 6,3-7,3 предприятий; начиная с 2013 г. количество 

предприятий незначительно возрастает, однако по сравнению с 2012 г. текущее количество МБиЧП не 
восстановилось

• С учетом теневой экономики показатель по количеству МБиЧП может быть выше
• Размер МСП демонстрировал рост на протяжении 2012-2016 гг., однако в 2017 г. упал на 38%, в т.ч. за счёт 

ослабления нац. валюты

Кол-во МБиЧП на 1000 чел., шт.

180,5

2012

2014

113,0

2017

2015

-38%

2016

181,2

182,5

169,5

2013

129,9

Размер добавленной стоимости на 1 МБиЧП, тыс. долл. США

Уровень и изменение показателей самозанятости в развитых и развивающихся странах, 2016 г.

• Узбекистан характеризуется высоким уровнем самозанятости (27%), характерным для развивающихся стран
• При развитом уровне МСП показатель самозанятости сокращается – в среднем до 15%
• При дальнейшем развитии МСП в Узбекистане возможно сокращение уровня самозанятости до 

приблизительно 20%

15

-3

26

24

80

28

-1

27

36

25

0

32

29

1

35

3

6

19

18

17

14

11

22

10

5

7

23

13

20

21

12

9

8

16

2

34

33

31

30

Австралия

Бразилия

Франция

Чехия

Германия

Китай

Канада

Малайзия

CA

G

R, 

2012

-201

7

гг.

Нидерланды

Южная Корея

Сингапур

США

Россия

Казахстан

Япония

Мексика

Доля самозанятых, 2017 г.

Италия

Узбекистан

Великобритания

Индия

Развивающиеся страны

Развитые страны

Размер = трудоспособное население

• В целом высокий уровень самозанятости характерен для развивающихся стран
• В течение последних 5 лет в Узбекистане наблюдается ежегодное снижение уровня самозанятости в среднем на 

1%

• Текущий уровень самозанятости составляет 27% 

Малый бизнес и частное предпринимательство

6,6

2015

6,6

2014

2016

6,4

2013

6,3

2012

-1%

2017

7,1

7,3

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике,  World Bank, анализ рабочей группы проекта;  World Bank, анализ рабочей группы проекта

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..