Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 14

 

 

210

Строительная отрасль

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, Министерство строительства Республики Узбекистан, анализ рабочей группы

Создание нового ведомства

Существуют следующие регуляторные барьеры:
• Сложность и дороговизна существующей процедуры доступа к материалам республиканского картографо-

геодезического фонда и данным гидрометеорологических наблюдений для целей выполнения инженерных 
изысканий

• В мае 2018 года постановлением Президента установлен ценовой порог на цемент для ряда подрядных 

организаций. Цементным п

редприятиям

разрешено реализовать 2 млн тонн цемента подрядным 

организациям, которые осуществляют строительство доступного жилья для граждан, нуждающихся в 
улучшении жилищных условий, объектов социальной сферы, транспортной инфраструктуры и 
водохозяйственных объектов за счет централизованных источников по цене 367 тыс. сумов за тонну (с НДС) со 
100-процентной предоплатой

• В мае 2017 года вышел Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О мерах 

по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики 
Узбекистан по архитектуре и строительству»

• Обновленный ГК по архитектуре и строительству объединит в себе комитет по архитектуре и 

строительству, инспекцию по надзору за качеством в сфере проектирования и градостроительства, а 
часть профильных образовательных учреждений будут переданы Госкомитету

• Кроме того, Госкомитет по архитектуре и строительству будет отвечать за соблюдение технических 

норм в проектировании, а также за внедрение инновационных проектных решений, технологий 
и строительных материалов

Обеспеченность кадрами

> 1,2 млн 
занятых

> 24 тыс. 

предприятий

10 базовых 

ВУЗов* 

* По направлению «Строительство и архитектура» подготовка осуществляется в следующих ВУЗах: Ташкентский 
государственный технический университет имени Ислама Каримова; Ташкентский институт по проектированию, 
строительству и эксплуатации автомобильных дорог; Ташкентский архитектурно-строительный институт; 
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта; Туринский политехнический университет; 
Джизакский политехнический институт; Каршинский инженерно-экономический институт; Наманганский 
инженерно-строительный институт; Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт; 
Ферганский политехнический институт

Регуляторные барьеры

Создание нового ведомства

Текущий уровень развития системы подготовки кадров для строительной отрасли

211

Строительная отрасль

Источники: Министерство жилищно-коммунального обслуживания, анализ рабочей группы

г. Ташкент

5,0% 0,2%

10 952

94,7%

Хорезмская обл.

1 204

Сырдарьинская обл.

89,0%

0,9%

3 179

Сурхандарьинская обл.

98,6%

4,1%

98,7%

1 972

1 143

Самаркандская обл.

1 665

0,2%

98,7%

0,8%

Навоийская обл.

10,0%

95,7%

4 759

Ферганская обл.

0,3%

0,9%

Ташкентская обл.

0,5%

0,3%

1,1%

83,6%

0,3%

2,0%

Бухарская обл.

Кашкадарьинская обл.

1 838

1 156

Джизакская обл.

1 897

16,1%

Андижанская обл.

0,3%

2,7%

0,1%

0,1%

1 568

97,2%

Р.Каракалпакстан

1 369

5,7%

1 662

1 503

Наманганская обл.

0,3%

97,8%

99,7%

2,3%

92,0%

Аварийное жилье

Отремонтированное жилье

Ветхое жилье

Состояние многоквартирных домов в разрезе регионов

Комментарии

• Показатель аварийности и 

обветшания (прошедший срок 
эксплуатации) варьируется от 0,4% от 
общего количества многоквартирных 
домов в Джизакской области до 
16,4% в Бухарской области

• По Кашкадарьинской, Навоийской и 

Самаркандской областям данные о 
состоянии многоквартирных домов 
отсутствуют

Текущий уровень развития жилищной сферы

212

Инженерно-коммуникационная инфраструктура

Текущий уровень развития

Емкость телефонной сети Узбекистана

1

тыс. номеров

АТС

58%

3 682

42%

Монтированная

Использованная

СТС

208

64%

36%

• В развитых странах ёмкость телефонной сети 

ежегодно снижается в связи с переходом на 
виртуальные АТС

• Обычные АТС уже не удовлетворяют 

потребностям бизнеса: они ограниченны по 
функциональности 
и пропускной способности
и их содержание обходится дорого

Источники: 1 - Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, анализ рабочей группы

Количество абонентов мобильной связи

1

млн абонентов

+9%

20,66

2017

2015

2016

22,50

21,26

• В период с 2015 года количество абонентов 

мобильной связи увеличилось почти на 2 млн 
человек

Текущий уровень развития телекоммуникационной сети

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Низкая доля населения, 
подключённого к центральному 
водоснабжению 

Сложная процедура подключения к 
системе электроснабжения и 
обеспечения населения 
электричеством

Низкая ёмкость телефонной сети 

Низкая степень электрификации 
железнодорожных путей и 
автомобильных дорог

Медленный и нестабильный интернет

• Уровень доли затрат на поддержку сферы информационно-

коммуникационных технологий в Республике Узбекистан 
достаточно низкий

• Только 64% населения Узбекистана имеет доступ к центральному 

водоснабжению

• 35%  населения Узбекистана, имеющего доступ к центральному 

водоснабжению, не имеет внутридомового подключения к сети 
водоснабжения и использует уличные колонки для набора воды

• Узбекистан имеет достаточно низкую цену на электроэнергию (6,8 

центов долл. США за кВт), однако процедура подключения к 
системе электроснабжения очень дорогая и занимает много 
времени

• Железные дороги Республики Узбекистан являются связующим 

звеном для восточных и западных стран и организуют движение 
поездов шести региональных железнодорожных узлов (РЖУ)

• Плотность железнодорожного покрытия Республики Узбекистан 

составляет 14,5 км на 1000 кв. км земли

213

Инженерно-коммуникационная инфраструктура

Текущий уровень развития телекоммуникационной сети

Доля затрат на ИКТ в структуре государственных 
расходов
млн долл. США

2017

98,5%

7 800

1,5%

Экспорт и импорт ИКТ-услуг
тыс. долл. США

0,2%

26 803

99,8%

2017

Экспорт

Импорт

• Из-за слабой развитости сферы информационно-

коммуникационных технологий в Республике 
Узбекистан почти весь объем рынка ИКТ-услуг 
составляет импорт
. Для сравнения на рынке 
ИКТ-услуг США импорт составляет порядка 40%

• Республика Узбекистан характеризуется крайне 

низким уровнем доли затрат на поддержку 
сферы информационно-коммуникационных 
технологий
. Аналогичный показатель для 
Индии составляет более 19% от всех 
государственных расходов

Средняя максимальная скорость передачи 
данных сети Интернет
Мб/с

19

57

83

95

136

32,5

Узбекистан

Южная Корея

Сингапур

Япония

США

• Максимальная скорость передачи данных сети 

Интернет в Республике Узбекистан ниже, чем 
данный показатель в среднем по миру в 1,7 
раз
, что также свидетельствует о низкой 
развитости информационно-коммуникационных 
технологий в стране

Средняя по миру

ИКТ

Общие гос. затраты

Источники: Всемирный банк, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, анализ рабочей группы

Интернет

Комментарии

Комментарии

Комментарии

214

Инженерно-коммуникационная инфраструктура

Текущий уровень развития водоснабжения

2017

22%

35,2%

32,8

42,8%

Население, имеющее доступ к централизованному 
водоснабжению
млн чел.

64,8%

2017

24,2%

11%

пользующееся уличными колонками

не имеющее доступа к централизованному водоснабжению

с внутридомовыми подключениями к сети

Обеспечение населения Узбекистана водой
млн чел.

Население, пользующееся альтернативными 
источниками воды
млн чел.

9%

2017

7,2

71%

20%

Колодцев, качалок

Рек, ручьев, каналов, ховузов

Родников

Из них население, получающее воду из:

Охват централизованными системами 
канализации населенных пунктов Узбекистана

5%

34%

Города

1 085

66%

119

Поселки

городского типа

95%

Обеспечены канализацией

Не обеспечены канализацией

0,5%

Сельские

населенные пункты

11 012

99,5%

Комментарии

• Общий уровень охвата централизованными 

системами канализации в Узбекистане 
составляет лишь 14,2%, что является крайне 
низким 
показателем относительно развитых 
стран

Источники: Министерство жилищно-коммунального обслуживания, анализ рабочей группы

53,73

2017

38,5%

61,5%

В оптимальном состоянии

Изношено

Доля изношенных водопроводных сетей
тыс. км

Население, имеющее доступ к
централизованному водоснабжению

Население, зависимое от
привозной воды

Население, пользующееся
альтернативными источниками воды

Водоснабжение

215

Инженерно-коммуникационная инфраструктура

37,0

25,2

38,9

Тайвань

Республика

Корея

ОАЭ

Узбекистан

883,1

28,0

Малайзия

Турция

457,7

31

22

13

10

55

88

Турция

Узбекистан

Тайвань

ОАЭ

Малайзия

Республика

Корея

Срок подключения к системе электроснабжения,
дни

Место в рейтинге лёгкости ведения бизнеса 2017 г. по показателю «Подключение к системе электроснабжения»

12,1

Турция

6,8

Узбекистан

10,9

Малайзия

8,7

12,3

Республика

Корея

ОАЭ

12,9

Тайвань

Цена на электроэнергию,
центов долл. США за кВт

Источники: Всемирный банк, анализ рабочей группы
Примечание. (1) Данные за 2016 год

• В течение одного года Узбекистан 

поднялся со 112 на 27 место по 
показателю «Подключение к 
системе электроснабжения», при 
этом обогнав  такие страны, как 
Турция, Казахстан и Грузия

• В 2016 году в Узбекистане 

требовалось 89 дней для 
подключения к системе 
электроснабжения. За год работа 
ускорилась на 1 день, но все равно 
занимает достаточно долгое время в 
сравнении с другими странами

• Цена на электроэнергию за год 

выросла на 0,8 центов, однако все 
равно осталась низкой по сравнению 
с другими странами

Комментарии

• Стоимость подключения к системе 

электроснабжения сократилась с 
1393,1% 

(1)

от дохода на душу 

населения до 883,1% (снижение на 
37%
), что позволило упростить 
возможность подключения к 
системе электроснабжения

Стоимость подключения к системе электроснабжения,
% от дохода на душу населения

27

Рейтинг лёгкости 

ведения бизнеса 2017 г.

Показатель 

«Подключение к системе 

электроснабжения»

из 190 стран

Всемирный 

банк

Текущий уровень развития электроснабжения

Место в рейтинге «Подключение к системе электроснабжения»

Комментарии

Комментарии

Комментарии

216

Нукус

221км2
0,3 млн.чел.

Ургенч

32 км2
0,1 млн. чел.

Бухара

40 км2
0,2 млн. чел.

Карши

39 км2
0,2 млн. чел.

Термез

Самарканд

120 км2
0,5 млн. чел.

Джизак

120 км2
0,5 млн. чел.

Навои

35 км2
0,1 млн. чел.

Гулистан

36 км2
0,1 млн. чел.

Ташкент

334 км2
2,4 млн. чел.

Фергана

95 км2

0,3 млн. чел.

Андижан

74 км2
0,4 млн. чел.

Наманган

145 км2
0,5 млн. чел.

Урбанизация

Источник: анализ рабочей группы

Уровень развития административных центров Узбекистана

Текущий уровень развития городов Узбекистана

24 км2
0,1 млн. чел.

Комментарии

• В 2013 году в Республике Узбекистан, согласно данным официальной статистики, насчитывалось 119 городов.
• Для Узбекистана характерно столичное доминирование с большим отрывом по численности населения от других 

городов.

217

Урбанизация

Источник: Центр экономических исследований, анализ рабочей группы

Уровень развития регионов Узбекистана

Рейтинг регионов Узбекистана

Рейтинг регионов был подсчитан по четырем категориям: туризм; потенциал развития; качество жизни (по  

доходу населения); промышленность.

По данным показателям лидирующими городами являются Ташкент, Навои, Андижан, Самарканд, которые 

можно рассматривать в качестве центральных городов Узбекистана  (2035).

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Т

аш

ке

нт

ск

ая

А

нд

иж

ан

ск

а

я

Н

ав

ои

йс

ка

я

г.

 Т

аш

ке

нт

Ф

ер

га

нс

ка

я

С

ам

ар

ка

н

д

ск

ая

К

аш

ка

д

ар

ьи

нс

ка

я

Б

ух

ар

ск

ая

Н

ам

ан

га

нс

ка

я

Х

ор

ез

м

ск

ая

С

ы

рд

ар

ьи

нс

ка

я

К

ар

ак

ал

па

кс

та

н

С

ур

ха

нд

ар

ьи

н

ск

ая

Д

ж

и

за

кс

ка

я

Развитие

Туризм

Промышленность

Качество жизни

Комментарии

218

Урбанизация

Источник: Центр экономических исследований, анализ рабочей группы

Прогноз роста населения в городах Узбекистана

Реальная численность населения Узбекистана (32,7 млн, 2018) превышает предыдущие демографические 
прогнозы, что  определяет высокий темп роста населения и требует ускоренного решения проблем, связанных 
с урбанизацией населения. 

3

2

2

2

2020

2000

2030

2010

3 млн. чел.

2 млн. чел.

31млн. чел.

1

1

0

0

2010

2030

2020

2000

Ташкент

Самарканд

1

0

0

0

2000

2030

2020

2010

1

0

0

0

2020

2010

2000

2030

Андижан

Навои

Население города Ташкент будет расти  
эволюционным темпом и к 2035 г.  
численность вырастет на 14%.

Населения городов Самарканд, Навои, Андижан будут расти динамическим темпом за счёт  
притока населения из окружающих регионов.

219

Урбанизация

Источник: Центр экономических исследований, анализ рабочей группы

Текущий уровень развития городов Узбекистана

Ташкент

Наманган

Фергана

Джизак

Самарканд

Гулистан

Карши

Навои

Бухара

Ургенч

Андижан

Нукус

Термез

14%

12%

10%

10%

6%

6%

6%

6%

6%

6%

6%

6%

6%

Жилищное строительство

Административные и  офисныездания

Образовательные учреждения

Культурные центры

Торгово-развлекательные центры  (моллы) + отели

Рекреационные парки

Медицинские учреждения

Спортивно-оздоровительные  комплексы

35%

18%

14%

11%

9%

7%

6%

6%

• В связи с урбанизацией населения большую часть строительства  рекомендуется направить на  многоквартирные 

дома. На сегодняшний день численность сельского населения  составляет 61%.

• Наблюдается нехватка торгово-развлекательных комплексов в городах Узбекистана.

Комментарии

Архитектурное строительство в городах Узбекистана до 2035, %

220

Урбанизация

Источник: анализ рабочей группы

Прогноз развития территории городов до 2035

• В процессе формирования территории города рекомендуется  учитывать природные и стратегические факторы, 

такие как городские агломерации, природно-ландшафтные зоны, существующие аэропорты  и 
железнодорожные станции.

Комментарии

Андижан

74 км2

98 км2

Пром.зона

Навои

35 км2

50 км2

Ташкент

334 км2

410 км2

Самарканд

120 км2

150 км2

221

Урбанизация

Источник: анализ рабочей группы

Развитие городов по концепции  “Компактный город”

Город

35 мин.

Эффективность 
использования участка за 
счёт уплотнения жилой 
застройки на 
реконструируемых 
территориях и сокращения 
доли низкоплотного 
малоэтажного жилья в 
общем объёме нового 
строительства.

Эффективность использования участка за счёт уплотнения жилой застройки на реконструируемых территориях и 
сокращения доли низкоплотного малоэтажного жилья в общем объёме нового строительства.

222

Урбанизация

Источник: анализ рабочей группы

Ожидаемые последствия развития городов и эко-решения

Отведение  соответствующей 

территории за  пределами города 

для мусора и строительства  

мусороперерабатывающих 

заводов

Санитарная очистка

Велоинфраструктура

Поощрение велопередвижения

способствует уменьшению 

атмосферного  загрязнения в 

городской среде

Эко-сохранение

Гражданское  обслуживание

Минимальноевмешательство в 

природную  среду при 
строительстве городов

Отведение соответствующей 

территории за пределами 

развивающихся городов  под 

кладбища

• Ожидается рост в объёме бытового мусора на 30% в развивающихся городах
• На сегодняшний день в городах Узбекистана велоинфраструктура не предусмотрена
• За последние 2 года по всей Республике была зарегистрирована вырубка более 20 тыс. деревьев
• Ожидается пополнение кладбищ на 25% до 2035 года

Комментарии

223

Строительная отрасль и инженерно-
коммуникационная инфраструктура

Почти 100% инфраструктурных проектов финансируется государством

Китайская модель

Более эффективное управление 
развитием проектов благодаря 
наличию менеджериального состава, 
обладающего достаточной 
квалификацией по финансовым и 
техническим вопросам

Привлечение средств через выпуск 
инфраструктурных облигаций

Предприятия, являющиеся 
монополистами в своем 
инфраструктурном секторе, не 
имеют стимулов к более 
эффективной деятельности

Потенциальные сложности с 
привлечением средств могут 
перенести долговую нагрузку на 
государство, так как оно частично 
или полностью владеет таким 
предприятием

1

Около половины портфеля составляют частные инвестиции

Австралийская модель

2

Более 75% финансирования осуществляется за счет частных инвесторов, в свою очередь 

государство играет значительную роль с точки зрения планирования и регулирования

Британская модель

3

Источники финансирования

Источники финансирования

Источники финансирования

Источники: Резервный банк Австралии, анализ рабочей группы

Целевая опция развития

Может быть как в форме долга, так и в 
форме долевого участия, что 
привлекательно для инвесторов

Высокий уровень прозрачности и 
простоты общественного контроля

Дешёвые заёмные средства для 
государства

Ограниченное финансирование 
из-за фискальных планов 
государства

Политическое давление, 
заставляющее выбирать не 
самые оптимальные проекты

Возможность государству выполнять 
важные проекты даже в рамках 
фискальных ограничений

Высокий уровень прозрачности и 
простоты общественного контроля

Необходимость наличия 
сформированной конъюнктуры 
для функционирования ГЧП –
юридической, функциональной, 
аппаратной

Долгосрочная нагрузка на 
государственный бюджет из-за 
выплат по обязательствам в 
рамках договора ГЧП

2%

2%

2%

4%

90%

Полное частное финансирование

ГЧП
Международные финансовые организации

Государственные торговые предприятия
Бюджетные ассигнования

25%

25%

48%

0%

2%

25%

0%

25%

50%

0%

Стратегические опции

224

Строительная отрасль и инженерно-
коммуникационная инфраструктура

Цифровые показатели

Инвестиции

2017

2035

Место в рейтинге лёгкости 
ведения бизнеса 2017 г. по 
показателю «Подключение к 
системе электроснабжения»

Население, имеющее доступ к 
центральному 
водоснабжению, %

Уровень охвата 
централизованными 
системами канализации, %

Средняя максимальная 
скорость передачи данных сети 
Интернет, Мб/с

Количество абонентов 
мобильной связи от общего 
населения, %

Обеспеченность жильем, кв.м. 
на 1 чел. (рекомендации ООН)

27

Топ-

10

до 2025 г.

42-51

11-13

до 2035 г.

130-159

до 2030 г.

млрд долл. США, накопленным итогом 

64,8

100

14,2

42,5

19

2048

Более 75% финансирования происходит за счёт 
частных инвесторов, в свою очередь государство 
играет значительную роль с точки зрения 
планирования и регулирования

Высокий уровень прозрачности и простоты 
общественного контроля за финансированием 
инфраструктуры

Используются лучшие международные практики 
строительства автомобильных дорог 

Строительство новой и модернизация 
изношенной инфраструктуры: увеличение доли 
населения, имеющей доступ к централизованным 
системам канализации (14,2%) и водопроводу 
(64,8%) до 90–100%, а также водо-, электро- и 
газоснабжению

Расширение зоны покрытия сети 
широкополосного доступа в Интернет за счёт 
увеличения количества базовых станций сотовой 
связи с 20 тыс. до 40 тыс.

Внедрение технологий передачи данных 5G

Внедрение государственно-частного партнерства 
при строительстве инфраструктуры

Использование большого количества данных для 
анализа дорожного движения и состояния дорог 

Высокотехнологичная строительная отрасль, 
включающая в себя модернизированную 
высококачественную инфраструктуру, отвечающую 
требованиям бизнеса и населения

68%

>90%

Источники: рекомендации ООН , анализ рабочей группы

-

18

Целевое видение 2035

225

• Расширение зоны покрытия сети 

интернет и телефонии, внедрение 
технологий мобильной связи 5G

• Увеличение средней скорости 

интернета

• Создание системы управления 

многоквартирными домами, 
способствующей развитию рынка работ 
по эксплуатации и обслуживанию 
многоквартирного жилищного фонда

• Создание законодательной и 

нормативно-правовой базы 
энергосбережения путём разработки 
стандартов, регламентирующих 
потребление тепловой энергии 
жилыми домами и стимулирующих 
принятие мер по энергосбережению и 
повышению энергоэффективности 
зданий, используя опыт Германии

• Повышение качества образовательного 

процесса в профильных 
образовательных учреждениях для 
улучшения процесса подготовки 
квалифицированных кадров в области 
архитектуры, проектирования и 
строительства; обеспечение кадрами 
строительной отрасли

• Увеличение доступа к системам газо- и 

электроснабжения

• Создание мозгового центра по  

инфраструктурным инвестициям с 
возможностью проведения 
эконометрической и квалитативной 
оценки эффекта инфраструктурных 
проектов с использованием 
государственных средств

• Внедрение практики и системы 

сотрудничества мозговых центров 
(think tank) с производственными 
предприятиями на основе зарубежного 
опыта

• Развитие участия бизнеса в подготовке 

проектно-нормативных документов в 
строительной отрасли, создание 
условий для работы частным научно-
исследовательским и проектным 
институтам и предприятиям

• Усиление государственно-частного 

партнерства в жилищно-
коммунальном строительстве, 
создание телекоммуникационных 
сетей 

• Проведение санации и 

энергоэффективности зданий 
(утепление фасада, чердачных 
помещений и т. д.)

• Совершенствование и обновление 

нормативно-правовой базы 
градостроительства и 
градостроительной деятельности

• Разработка и внедрение 

государственных стандартов для
инженерно-технических работ, 
соответствующих передовым 
международным стандартам, 
градостроительным нормам и 
правилам и климатическим 
условиям

• Внедрение эффективных 

механизмов финансирования
инфраструктурных проектов как 
для ГЧП, так и частных инвесторов

• Внедрение энергоэффективных

технологий в системе уличного 
освещения и энергосберегающих 
ламп для жилых и общественных 
зданий

• Полное восстановление 

центральных котельных, а также 
строительство локальных 
котельных для обеспечения 
теплоснабжением 
многоквартирных домов, объектов 
социальной инфраструктуры и 
хозяйствующих субъектов; 
перевод теплоснабжения на 
локальную систему

• Внедрение и функционирование 

прозрачной тендерной системы 
архитектурного проектирования 
государственных объектов 
строительства

• Внедрение систем управления 

обогревом зданий - smart
thermostat

• Полное решение проблем 

аварийного и ветхого жилья

• Внедрение схем вертикального и 

горизонтального технического 
контроля качества на всех этапах 
производственного цикла 
инженерно-строительных работ 
для обеспечения высокого 
качества строительства

• Бесперебойное обеспечение и 

полный охват населения 
республики Узбекистан 
энергоснабжением и газом

• Реконструкция и модернизация 

системы теплоснабжения с целью 
сокращения сверхнормативных 
потерь путем перехода на 
закрытую систему 
теплоснабжения, 
автоматизированного управления 
системой теплоснабжения, 
полноценного учёта и 
мониторинга клиентской базы с 
соответствующим контролем и 
учётом долгов

• Обеспечение полного охвата 

населения качественной питьевой 
водой

• Увеличение доступа к 

централизованной канализации 
для городского населения 
республики

Строительная отрасль и инженерно-
коммуникационная инфраструктура

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..