Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 12

 

 

178

Автомобильная промышленность

Целевое видение 2035

• Локализация производства международных 

компаний

• Совершенствование системы таможенно-

тарифного регулирования и оптимизация 
таможенных платежей при осуществлении 
внешнеторговой деятельности как шаг на пути к 
вступлению в ВТО

• Расширение географии экспорта производимой 

автомобильной продукции 

• Внедрение производства электромобилей 

полного цикла

• Развитие отрасли производства современных и 

экономичных материалов для производства 
автомобилей

• Сокращение импортных пошлин для снижения 

монополизации

Инвестиции

41,6-50,9

до 2030 г.

до 2025 г.

до 2035 г.

14,6-17,8

1,8-2,2

млрд долл. США, накопленным итогом 

Автомобильная промышленность, 
ориентированная на экспорт, с использованием 
новых технологий и привлечением международных 
автоконцернов с дальнейшей локализацией 
производства 

Цифровые показатели

2018

2035

Количество занятых в 
отрасли, тыс. работников

Доля автомобилей с 
электродвигателями, %

Объём производства
машин, тыс. штук

27

0

50

221

30

400

Источники: анализ рабочей группы

179

• Локализация производства 

международных компаний

• Внедрение технологии мобильных 

решений в автомобилях люксового 
класса

• Обновление модельной линейки, 

вывод на рынок производителей 
инновационной продукции 
благодаря созданию 
привлекательных условий для 
производителей

• Обеспечение приоритетного доступа 

автопроизводителей к программам 
государственной поддержки в 
зависимости от выполняемых 
технологических операций 
(например, поддержка производства 
автомобилей на газомоторном 
топливе)

• Встраивание узбекской 

компонентной отрасли в цепочки 
поставок глобальных 
автопроизводителей и поставщиков 
компонентов

• Реализация программ развития 

экспорта компонентов в страны с 
быстрорастущей экономикой 

• Снижение себестоимости за счёт 

повышения эффективности, 
оптимизации закупочной 
деятельности, развития поставщиков 
и др.; осуществление комплексных 
программ снижения себестоимости 
(включая проектирование под 
заданную стоимость (design-to-cost) и 
бережливое производство) 

• Формирование обязательного 

технического регламента, 
устанавливающего спецификации и 
стандарты кибербезопасности, 
которым должно соответствовать 
программное и аппаратное 
обеспечение, используемое в 
интеллектуальных транспортных 
системах и автомобилях

• Производство автомобилей с 

использованием технологий 
будущего: безвоздушные шины, 
полимерное углеродное волокно 
и смола и т. д.

• Экспортная ориентация 

автомобильной промышленности

• Производство автомобилей с 

электродвигателями

• Развитие инженерных кадров и 

компетенций на базе 1–2 
современных локальных платформ 
(моделей)

• Поддержка и специализация 

«нишевых» НИОКР

• Формирование собственной базы 

комплектующих для автомобилей, 
которое является необходимым 
условием для дальнейшего 
развития локализации 
производства моторов, коробок 
передач, осей, шасси

• Подготовка законодательной базы 

для производства и внедрения 
электромобилей, а также для 
строительства необходимой 
инфраструктуры 

• Дальнейшее развитие технологий 

в производстве автомобилей, в 
том числе запуск производства 
автомобилей с автопилотом

• Постепенное сворачивание 

производства старых локальных 
моделей и их замещение на 
глубоко локализованные 
глобальные платформы

Автомобильная промышленность

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

180

Химическая промышленность

Развитие АПК, промышленности, ТЭК и инфраструктуры

2.2.5

181

Химическая промышленность

Текущий уровень развития

• Химическая промышленность занимает 0,6% в 

ВВП Республики Узбекистан

• При этом пример Германии указывает на 

имеющийся потенциал для увеличения роли 
химической промышленности при увеличении 
роста промышленности в целом

• По прогнозам, приводимым в Программе 

развития химической промышленности на 
2018-2030 годы, разработанной АО 
«Узкимёсаноат», к 2030 году производство 
минеральных удобрений вырастет в 2 раза за 
счёт наращивания внутреннего спроса при 
увеличении производительности сельского 
хозяйства и экспорта 

• Данный рост будет возможен благодаря 

созданию новых и модернизации действующих 
производственных мощностей

Доля химической промышленности в ВВП,

2017 г.

Прогноз динамики производства химических удобрений

тыс. тонн

Доля химической промышленности в общем 
объёме промышленности, 

2017 г.

3.203

2018

1.200

2035*

2030

1.798

2.400

2025

5,95%

Источники: World Bank, АО «Узкимёсаноат», анализ рабочей группы

5,8%

Узбекистан

Германия

0,6%

0,2%

Казахстан

Казахстан

18,8%

Узбекистан

Германия

2,0%

8,4%

Комментарии

Примечание: *расчёт рабочей группы

• АО «Узкимёсаноат» – узбекская холдинговая компания, 

объединяющая химические предприятия Республики 
Узбекистан

• Небольшая доля химической промышленности в ВВП (0,6%) с 

фокусом на производство азотных, фосфорных и калийных 
удобрений

• Помимо минеральных удобрений, химическая 

промышленность Узбекистана представлена сегментами 
химической продукции для ГМК и нефтегазовой 
промышленности, продукции неорганической, органической и 
бытовой химии 

• Предприятия химической промышленности присутствуют 

практически в каждом регионе страны: Навоийская, 
Ташкентская, Самаркандская, Кашкадарьинская, Ферганская, 
Джизакская области и республика Каракалпакстан

• Для преодоления основных ограничений развития отрасли 

необходимо развивать внутренний спрос, в первую очередь 
со стороны агропромышленного комплекса

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

• Ограниченность финансовых ресурсов
• Отсутствие фундаментальной научной 

базы и современных проектно-
инжиниринговых разработок в 
химической промышленности

• Недостаток квалифицированных кадров
• Ориентация на производство 

низкомаржинальной продукции

• Ограниченность использования 

химической продукции в отраслях 
промышленности

182

Химическая промышленность

Текущий уровень развития

Сравнение внутреннего спроса и предложения на минеральные удобрения, 2017, тыс. тонн

• Производство минеральных удобрений 

намного превышает платёжеспособный 
внутренний спрос на них - в среднем на 40-50% 

• Текущее превышение предложения над 

спросом на минеральные удобрения 
обусловлено экспортом этой продукции

• В Программе развития химической 

промышленности на 2018-2030 годы, 
подготовленной АО «Узкимёсаноат», 
прогнозируется рост экспорта с 185,4 млн долл. 
США в 2018 году до 769,0 млн долл. США в 
2030 году

• Основными импортёрами химической 

продукции Узбекистана являются Китай, 
Россия, Казахстан и Турция1

168

119

885

84

71

521

-40%

Калийные 

удобрения

-41%

-50%

Фосфорные 

удобрения

Азотные 

удобрения

Спрос

Предложение

Источники: 1 – Trade Map, ПРООН, АО «Узкимёсаноат», Министерство сельского хозяйства, анализ рабочей группы

Производство в химической промышленности по видам продукции, млн долларов США

19,0%

26,8%

100%

2,8%

6,1%

23,1%

8,3%

47,8%

11,0%

17,9%

10,1%

10,2%

5,1%

2015

11,9%

2030

Мин. удобрения

Синтетический каучук

Базовая химия

Полимерный ряд

Лекарства, косметика

Краски, лаки, пигменты

Другие

• По данным Программы Развития ООН к 2030 

году 70% производства в химической отрасли 
должно приходиться на высокотехнологичную 
полимерную продукцию (полиэтилен, 
полипропилен, полистирол и т.д.), косметику и 
лекарственные препараты

183

Химическая промышленность

Текущий уровень развития

Химическая промышленность представлена сегментами минеральной и бытовой химии

Источники: АО «Узкимёсаноат», анализ рабочей группы

Упрощённая цепочка создания стоимости производства химической отрасли в условиях полностью интегрированных 
предприятий в отраслях-потребителях 

Отрасли-
потребители

• АПК
• Розничная 

торговля

• Пищевая 

промыш-
ленность

• Лёгкая 

промыш-
ленность

• ГМК

• АПК
• Медицина
• Металлур-

гия

Б

ы

то

вая

 х

и

м

и

я

М

и

не

р

ал

ьная

 х

и

м

и

я

Хлористый калий

Сульфат калия

Хлор

Калийная селитра

Азотно-фосфорные 
удобрения (N-P)

Азотно-фосфорно-
калийные удобрения 
(N-P-K)

Моноаммонийфосфат
(MAP)

Диаммонийфосфат
(DAP)

Пестициды

Первичный 
концентрат

Калийная соль

Поваренная соль

Чистый водород

Чистый азот

Сера, оксид серы

Высшие жирные 
спирты

Поваренная соль

Месторождения
фосфоритных руд

Месторождения
калийных солей

Месторождения 
поваренной соли

Месторождения 
углеводородов

Месторождения 
природного газа и 
нефти

Месторождения 
поваренной соли

Гипохлорит натрия

Поверхностно-активные 
вещества

Сульфат натрия, силикат 
натрия

Каустическая сода

Отбеливатели, 
стиральные порошки, 
средства для 
хлорирования воды, 
мыло, моющие 
средства

Фосфоритная 
руда

Сильвинит, 
карналлит

Галит, каменная 
соль, соленые 
озера, морская 
соль

Природный газ

Нефть, 
природный газ

Галит, каменная 
соль, соленые 
озера

Нефть

Серная 
кислота

Карбамид

Азотная
кислота

Нитрат 

аммония,

кальций 

аммоний 

нитрат, 

карбамидо-

аммиачная 

смесь

Фосфоритная 
мука

Простые 

фосфатные 

удобрения, 

двойной 

(тройной) 

суперфосфат,

кормовые 

фосфаты

Экстракцион-
ная
фосфорная 
кислота

Разведка

Добыча

Обогащение, 

получение 

первичного 

концентрата

Производство

первичной 

продукции

Производство 

вторичной 

продукции

184

Химическая промышленность

Стратегические опции

Ориентация на отлаженное производство минеральных удобрений

Примеры стран:

Следовать текущей модели развития химической 
промышленности Узбекистана: производство минеральных 
удобрений с ориентацией на покрытие внутреннего спроса и 
экспорт удобрений на растущие рынки потребления

• Имеются готовые производственные 

мощности, рассчитанные на двукратное 
увеличение текущего уровня производства

• В данный момент на минеральные 

удобрения есть спрос в странах с растущим 
населением 

• Нехватка квалифицированных кадров
• Отсутствие стимулов для развития 

химической промышленности

• К 2035 году произойдет смещение вектора 

спроса с низкотехнологичной химической 
продукции (удобрения) на 
высокотехнологическую (полимерную 
продукцию, косметику и лекарственные 
препараты)

1

Ориентация на инновации

Лидерство по издержкам

Инновации в производстве

Примеры стран:

Открытие новых инновационных производств полимерной 
продукции, косметики и лекарственных препаратов. 
Необходимо улучшение инвестиционного климата, создание 
СЭЗ, открытие учебных центров для подготовки кадров. В 
дальнейшем перспектива экспорта будет направлена на 
развитые рынки (страны Аравийского полуострова, Турция) 

• Стимул для развития химической 

промышленности как экспортно-
ориентированной отрасли

• Увеличение количества рабочих мест
• Потенциал занять свою долю рынка 

высокотехнологичной продукции в мире

• Нехватка квалифицированных кадров
• Необходимо обновление имеющихся 

производственных мощностей и 
инфраструктуры

• Необходимо улучшать инвестиционный 

климат для локализации производств 
международных компаний

2

Целевая опция развития

КНР

Индия

Беларусь

Германия

Япония

Южная Корея

Источники: анализ рабочей группы

185

Химическая промышленность

Целевое видение 2035

• Локализация производства международных 

компаний

• Для активного стимулирования промышленной

кооперации важен фокус на
высокотехнологичные “опережающие”
химические производства: полимерный ряд,
синтетические каучуки, лекарства

1

• Раздельное производство химической 

продукции: создание отдельных компаний под 
производство минеральных удобрений и 
высокотехнологичной химической продукции

• Налаживание эффективной промышленной 

кооперации химической промышленности с 
другими отраслями промышленности

• Активное развитие науки и отраслевых научных 

исследований

• Интеграция в производство передовых научных 

разработок, направленных на глубокую 
переработку углеводородного сырья и 
минеральных ресурсов

• Повышение качества проектно-инжиниринговых 

работ и диагностических исследований

• Организация эффективной системы подготовки 

и повышения квалификации кадров по всем 
направлениям химии и химических технологий

Инвестиции

40,6-49,7

до 2030 г.

до 2025 г.

до 2035 г.

25,7-31,4

8,5-10,4

млрд долл. США, накопленным итогом 

Химическая промышленность, ориентированная 
на производство и экспорт высокотехнологичной 
полимерной продукции с использованием 
новых технологий и привлечением 
международных компаний

Цифровые показатели

2017

2035

CAGR

Объём экспорта 
химической 
продукции, млн долл. 
США

Доля полимерной 
продукции в 
химической 
промышленности, %

50%

Источники: 1 – доклад Программы развития ООН «Узбекский химпром на пути к 2030», анализ рабочей группы

176,2

1323

12,2%

16,2%

186

• Локализация производства 

международных компаний

• Строительство новых производств

химической промышленности

• Модернизация имеющихся 

производств путём технического 
перевооружения посредством 
закупки технологических линий 
для расширения ассортимента и 
номенклатуры производимой 
продукции

• Организация производства 

сложных удобрений, содержащих 
одновременно азот, фосфор и 
калий (NPK-удобрения)

• Обеспечение приоритетного 

доступа к программам 
государственной поддержки в 
зависимости от выполняемых 
технологических операций

• Развитие кадрового потенциала, 

начиная со школы

• Проведение маркетинговых 

исследований для определения и 
расширения рынка сбыта 
химической продукции

• Активизация работ по обмену 

опытом в вопросах управления 
технологическими процессами и 
внедрения современных методов 
корпоративного управления, 
организации технического и 
технологического перевооружения 
предприятий

• Расширение производства

резинотехнических изделий
(конвейерные ленты, 
автомобильные шины и др.)

• Увеличение производства 

полимерной продукции, 
косметики и лекарственных 
препаратов 

• Формирование обязательного 

технического регламента, 
устанавливающего спецификации 
и стандарты по безопасному 
обращению химической 
продукции 

• Развитие центров подготовки 

кадров для обеспечения 
предприятий отрасли и 
центрального аппарата АО 
«Узкимёсаноат» 
высококвалифицированными 
специалистами 

• Налаживание тесного 

сотрудничества с институтами, 
учеными с объявлением грантов 
на финансирование 
рационализаторских идей и 
изобретений, а также проектов по 
созданию новых видов продукции 
в области химии 

• Организация диагностического 

центра по обследованию 
технологического оборудования

• Создание научно-

исследовательского и проектного 
института совместно с 
международными партнёрами

• Увеличение географии экспорта: 

Узбекистан – один из главных 
производителей химической 
продукции в Средней Азии

Химическая промышленность

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

187

Транспорт

Развитие АПК, промышленности, ТЭК и инфраструктуры

2.2.6

188

Транспорт

Текущий уровень развития транспортно-логистической отрасли

Источники: АО «Узбекистон Темир Йуллари», АО «Узбекистон Хаво Йуллари», анализ рабочей группы

Функции и роль транспортно-логистической системы 

Транспортная связность страны

Эффективность транспортировки

Интеграция в мировое сообщество

Широта охвата и качество сервиса

• Транспортная доступность и связность

ключевых экономических центров страны

• Транспортная связность мест работы и мест 

проживания населения

• Транспортная связность мест производства и 

мест потребления товаров (в т.ч. B2B «сырье -
производство товаров»)

• Возможность транспортировки из любой

точки в любую другую точку

• Высокая скорость транспортировки
• Предсказуемость и соблюдение сроков 

транспортировки

• Возможность поставки just-in-time

• Транспортная доступность мировых рынков 

для национальных производителей (сбыт 
продукции)

• Транспортная доступность глобального 

сорсинга для национальных компаний 
(приобретение ресурсов) 

• Доступность транспортно-логистической 

системы страны для внешних пользователей 
(транзит)

• Обеспечение транспортировки любого типа 

грузов и любой категории пассажиров

• Предоставление всего спектра транспортно-

логистических услуг в удобном для 
пользователей формате

• Обеспечение безопасности транспортировки

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

• Износ инфраструктуры
• Низкая доступность авиационного 

сообщения для населения

• Низкая эффективность 

железнодорожных перевозок 

• Низкая обеспеченность 

общественным транспортом 

• Повышение уровня электрификации 

железной дороги

• Рост конкуренции со стороны 

альтернативных маршрутов, усиление 
интермодальности

• Низкое качество транспортно-

логистических услуг

• Проблемы таможенного оформления 

грузов

• Транспортная инфраструктура охватывает основные 

регионы и города республики, ведутся работы по 
расширению и модернизации объектов. Объём 
привлечённых инвестиций в 2017 г. составил 651 млн долл. 
США

• В 2013-2017 гг. наблюдается стагнация пассажиропотока 

всеми видами транспорта (ж/д, авиа, авто)

• Последние 5 лет отмечается незначительное увеличение 

грузоперевозок авиа- и автомобильным транспортом (+5%)

• По эффективности логистики Узбекистан отстаёт от 

развитых стран, занимая 99 позицию в рейтинге LPI 
(Logistics Performance Index)

189

Транспорт

Вклад эффективной транспортно-логистической системы в развитие страны

Источники: АО «Узбекистон Темир Йуллари», АО «Узбекистон Хаво Йуллари», анализ рабочей группы

Доля транспортных услуг в ВВП

2017 г., млн долл. США

48 717

14%

86%

Транспортные услуги

30%

70%

14974

Транспортные услуги

Доля транспортных услуг в общем производстве услуг

2017 г., млн долл. США

Доля численности занятых в транспортной отрасли от общего числа занятых

2017 г., тыс. чел

5%

13 520

95%

Транспортные услуги

Вклад  ТЛС в экономику Республики Узбекистан

Стимулирование экономического 
роста

Развитие базовых секторов экономики и рост международной 
торговли за счёт более эффективных транспортных связей и более 
дешёвой транспортировки

Привлечение в страну новых компаний (качество транспорта – третий 
по значимости фактор для компаний при выборе места локализации)

Создание новых рабочих мест через повышение мобильности 
населения

Повышение производительности
труда и конкурентоспособности

Сокращение затрат на производство (более эффективная транспортная 

система снижает транспортные издержки)

Повышение производительности (доставка just-in-time и предложение 
комплексных логистических услуг позволяют грузоотправителям 
сократить производственные запасы, высвободить ресурсы за счёт 

отказа от содержания собственных транспортных подразделений и 
т.д.)

Поддержка структурных
изменений экономики

Возможность изменения мест работы населения в случае изменения 
структуры экономики (развитая транспортная система упрощает 

перемещения рабочей силы)

Улучшение качества жизни

Сокращение времени на поездки высвобождает населению время на 

социальную жизнь

Развитая транспортная система расширяет перечень товаров и услуг

Развивает внутренний туризм и укрепляет связи между регионами 

190

Транспорт

Позиция Республики Узбекистан в рейтинге эффективности логистики

Источники: https://lpi.worldbank.org/,  анализ рабочей группы

0

0.5

1

1.5

2

2.5

3

3.5

4

4.5

LPI

Эффективность таможни

Качество инфраструктуры

Простота организации 

международных перевозок

Компетенции в логистике

Возможность отслеживать 

грузы

Соблюдение сроков поставки

LPI - Узбекистан

LPI - Германия

В международном рейтинге эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) Узбекистан 
находится на 99 месте

1

Страна

№ в рейтинге

LPI балл

Германия

Нидерланды

1

2

4,20

4,07

Швеция

3

4,07

Сингапур

4

4,05

Узбекистан

99

2,58

Показатель демонстрирует сравнительную 
эффективность логистики среди стран и регионов

В 2018 году лидером в рейтинге LPI стала Германия 

Узбекистан занимает 99 место из 160 

Узбекистан имеет достаточно низкие показатели по 
всем 6 критериям, что говорит о слаборазвитом 
транспортно-логистическом комплексе
, требующем 
комплексных улучшений

191

Транспорт

Объем пассажиропотока

Перевезено пассажиров железнодорожным транспортом

тыс. пассажиров

Источники:  АО «Узбекистон Темир Йуллари»,  АО «Узбекистон Хаво Йуллари», Узбекское агентство автомобильного транспорта, анализ рабочей группы

+4%

2017

21 049

2016

17 413

2015

20 126

2014

2013

20 524

19 086

Перевезено пассажиров авиатранспортом

тыс. пассажиров

2 337

47%

23%

2014

25%

52%

47%

51%

2015

2013

25%

24%

2 181

26%

27%

2 428

25%

2017

2 198

2016

0%

30%

48%

2 056

22%

28%

Рейсы в СНГ

Местные рейсы

Международные рейсы

2016

+4%

2017

+2%

5 591 271

5 480 800

2013

7 244 372

6 895 102

7 511 383

2015

2014

Перевезено пассажиров автотранспортом

тыс. пассажиров

В 2016-2017 гг. использована новая 
методика расчёта пассажиропотока

Последние 5 лет наблюдается стагнация пассажиропотока 

некоторыми видами 

транспорта

192

Транспорт

Объем пассажиропотока

Источники:  АО «Узбекистон Темир Йуллари»,  АО «Узбекистон Хаво Йуллари», Узбекское агентство автомобильного транспорта, анализ рабочей группы

+1%

+5%

2016

1 013

2017

1 400

1 258

2014

2013

1 327

2015

1 003

В 2016-2017 гг. использована новая 
методика расчёта грузопотока

Последние 5 лет отмечается незначительное увеличение грузоперевозок авиа- и 

автомобильным транспортом

2017

+1%

67 931

2016

67 576

2015

67 210

2013

63 710

2014

65 722

+5%

35%

21 950

57%

8%

24 559

9%

2014

2013

7%

68%

80%

13%

24%

23 041

2017

5%

2016

26 371

26 540

75%

19%

6%

2015

70%

25%

Местные рейсы

Рейсы в СНГ

Международные рейсы

Перевезено грузов железнодорожным транспортом

тыс. тонн

Перевезено грузов авиатранспортом

тонн

Перевезено грузов автомобильных транспортом

млн тонн

193

Транспорт

Текущий уровень развития транспортных коридоров и аэропортов

Основные транспортные коридоры и аэропорты Республики Узбекистан 

Комментарии 

Источники: АО «Узбекистон Хаво Йуллари», анализ рабочей группы

Ургенч

Хива

Бухара

Самарканд

Термез

Фергана

Ташкент

Навои

Нукус

Андижан

Карши

Коканд

Намарган

Алат

Шахрисабз

Маргилан

Население > 2 млн 
человек
Население > 500 тыс. 
человек

Города

Международные автомобильные и 
железнодорожные транспортные коридоры

ЦАРЭС Коридор 3a

ЦАРЭС Коридор 2a

Население < 500 тыс. 
человек

Аэропорты

• ГУП «Международный аэропорт Ташкент» 

им. Ислама Каримова

• Международный аэропорт «Самарканд»

• Международный аэропорт «Бухара»

• Международный аэропорт «Ургенч»

• Международный аэропорт «Навои»

• Международный аэропорт «Наманган»

• Международный аэропорт «Андижан»

• Международный аэропорт «Термез»

• Международный аэропорт «Фергана»

• Международный аэропорт «Карши»

• Международный аэропорт «Нукус» 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..