Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 10

 

 

146

Топливно-энергетический комплекс

Переработка нефти

Источники: Fitch Solutions Uzbekistan Oil & Gas Report 2019

Переработка нефти

Перерабатывающий сектор в Узбекистане занимает небольшую долю, а общий коэффициент загрузки мощностей 
составляет менее 30%
Учитывая зависимость от импортируемой нефти и маршруты движения углеводорода целесообразным будет 
модернизация НПЗ под глубокую переработку газового конденсата. Наиболее перспективным проектом является 
модернизация Бухарского НПЗ

0

5,000

10,000

15,000

20,000

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

0

20

40

60

2016

2018

2020

2022

2024

2026

2028

Коэффициент использования мощностей (%) - Узбекистан

Мощность переработки нефти, млн. тонн/год - Узбекистан

0

2

4

6

8

2016

6,8

3,0

7,9

7,7

2023

2020

2,9

2017

7,8

2018

2019

3,0

2024

3,0

7,6

2021

2022

3,1

2027

2026

7,5

7,5

2025

Производство нефтепродуктов, млн тонн/год - Узбекистан

Ожидается, что коэффициент загрузки мощностей сектора нефтепереработки продолжит медленно снижаться в 
ближайшие годы, поскольку маржа нефтепереработки незначительна

Тем не менее, ожидается, что объёмы производства вырастут после запуска нового Джизакского 
нефтеперерабатывающего завода в размере 2,2 млрд долл. США в 2021 году и потенциальных дополнительных 
новых заводов GTL

147

Топливно-энергетический комплекс

Внутреннее потребление нефтепродуктов и газа

Источники: Fitch Solutions Uzbekistan Oil & Gas Report 2019

Внутреннее потребление нефтепродуктов

Ожидается рост потребления нефти в ближайшие несколько лет на фоне сокращения внутреннего производства 
топлива из-за низких показателей утилизации на устаревших узбекских НПЗ.
Внутренний спрос на нефть колебался от 6 млн до 7 млн в год в течение 1996-2007 годов, но в последующие годы 
спрос снизился, достигнув всего 3 млн в год в 2018 году.
К 2027 году прогнозируется рост потребления нефтепродуктов в среднем на 0,5% в год.

3,0

1,5

2,5

2,0

3,5

0,0

0,5

1,0

2026

3,14

2024

3,17

3,13

2023

2022

3,09

+0,5%

3,16

2027

2025

3,11

2021

2020

3,08

3,00

3,03

2019

2017

3,06

3,05

2016

3,02

2018

Потребление нефтепродуктов, млн.тонн/год

Внутреннее потребление газа

Ожидается, что внутреннее потребление газа в Узбекистане, в котором доминирует энергетический сектор, будет 
постепенно увеличиваться в течение нашего прогнозного периода до 2027 года.
Рост потребления опередит расширение производства, что отразится на экспортных возможностях. Однако 
приоритизация экспорта газа над внутренними потребностями может привести к снижению прогнозов по 
потреблению.

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

+0,7%

2027

55,50

2024

2025

53,90

2020

2023

55,00

53,40

2022

51,80

50,80

2016

2026

51,30

52,80

2017

54,40

2019

2021

52,30

2018

46,06

43,6

Внутреннее потребление газа (млрд м3) - Узбекистан

148

Топливно-энергетический комплекс

Сравнительный анализ стран по внутреннему потреблению газа в 2014

Источник 1 – http://world.bymap.org/NaturalGasConsumption.html

В Узбекистане потребляется 86% добытого газа только для нужды внутреннего употребления; 
Узбекистан является одной из стран с высоким уровнем потребления на душу населения

1

Россия

Канада

США

Гренландия

Бразилия

Индия

Австралия

Китай

977

966

889

596

573

571

96

1730,5

2014

Германия

Дания

Турция

Казахстан

Франция

Узбекистан

Швеция

Южная Корея

Место

Страна

На душу населения

М

3

1

Узбекистан

1730,5

2

Германия

977.9

3

Южная Корея

966.6

4

Казахстан

889.8

5

Турция

596.9

6

Франция

573.2

7

Дания

571.4

8

Швеция

96.0

149

Топливно-энергетический комплекс

Текущий уровень развития топливной отрасли

Источники: Uzbekneftegaz, WorldBank, анализ рабочей группы

Добыча и переработка нефти и газа по регионам

Ташкент

Республика  
Каракалпакстан

Навоийская  
область

Хорезмская  
область

Бухарская  
область

Самаркандская

область

Кашкадарьинская  
область

Джизакская

область

Сырдарьинская  
область

Наманганская  

область

Андижанская  

область

Ферганская

область

Сурхандарьинская  
область

Ташкентская  

область.

ГПЗ

GTL

Газ

Нефть

Действующие ГХК 

Действующие НПЗ

Действующие ГПЗ

Уголь

Крупные реализуемые объекты наземной инфраструктуры

Комментарии

• Доказанные запасы топливно-энергетических ресурсов Узбекистана: нефть – около 82 млн т, природный газ –

1,85 трлн м

3

уголь – 1900 млн т, в том числе: бурый — 1853 млн т, каменный — 47 млн т

• Узбекистан занимает:

― 44 место в мире по запасам нефти
― 21 место в мире по запасам природного газа

• В отрасли добычи нефти и природного газа работают 125 000 человек
• 210 месторождений с залежами свободного газа 
• 125 нефтяных месторождений 
• Газовая промышленность сосредоточена в районах Газли и Карши. Основные запасы природного газа 

разведаны на месторождениях Шуртан, Зеварды, Кокдумалак, Алан, Адамташ

• Нефть добывается преимущественно в Ферганской долине и Бухарской области
• Нефтяные месторождения разведаны в Каракалпакстане и 6 областях: Кашкадарьинской, Бухарской, 

Сурхандарьинской, Наманганской, Андижанской и Ферганской. Около 75% запасов нефти сосредоточены в 
Кашкадарьинской области, в том числе 70% на месторождении Кокдумалак

• В настоящее время добыча угля ведется на трёх месторождениях: Ангренском буроугольном месторождении, 

Шаргуньском и Байсунском месторождениях каменного угля

150

Государственная компания АО «Узбекнефтегаз» отвечает за все процессы добычи и дистрибуции  через свои 
дочерние компании, АО «Узтрансгаз» отвечает за транспортировку газа

Крупные иностранные компании из России, Ю.Кореи и Китая участвуют в добыче природного  газа, Лукойл 
является основным иностранным инвестором в страну. Западные компании на рынке отсутствуют.

Топливно-энергетический комплекс

Текущий уровень развития топливной отрасли

Источники:  аналитическое агентство Neftegaz.ru, анализ рабочей группы

Природный газ

Нефть

Добыча и / или  

Переработка

Транспортировка

Дистрибуция

Геологоразведка

Комментарии                природный газ

Локальные и иностранные компании:

Узбекнефтегаз

Азия Транс Газ

Газпром

Лукойл

PETROMARUZ

Узбекнефтегаз

Узбекнефтегаз

Узбекнефтегаз

Лукойл

Газпром

Лукойл

NaturalGas‐Stream

Комментарии                нефть

Государственная компания АО «Узбекнефтегаз»  отвечает за сектор разведки и добычи, а также  маркетинг и 
продажу через свои дочерние компании, АО «Узнефтепродукт» осуществляет  также маркетинг и продажу

В секторе добычи и переработки осуществляют  деятельность  также российские, китайские и корейские
компании

151

Топливно-энергетический комплекс

Неиспользованный потенциал для утилизации газа и выхлопного тепла

Источники:  WorldBank, Financial Times, анализ рабочей группы

Объем сжигания на факеле – рейтинг топ-60 стран 2013-2017 гг.

Страны отранжированы по совокупному объёму сожжённого газа в 2017 году

Кубометров природного газа, сжигаемого при добыче 1 барреля нефти

2013

2014

2015

2016

2017

Источник: GGFR, основано на данных
NOAA/GGFR/BP/EIA

Кубометров на баррель

Йемен в 2017: 93 м

на 

баррель

70

60

50

40

30

20

10

0

Сирия в 2017: 161 м

на 

баррель

В 2017 году Узбекистан стоял на 31 месте в мире по объёму сжигаемого попутного газа на факелах и на 3 
месте по количеству попутного газа, сжигаемого на баррель производимой нефти, а в 2013‐2016  годах
был худшим в мире по данному показателю.

В апреле 2015 года Узбекистан взял на себя обязательство прекратить  сжигание попутного газа к 2030 году 
в рамках программы глобального партнёрства по прекращению сжигания попутного газа 
(инициированного  ООН и Всемирным Банком)

На сегодняшний день всё ещё отсутствует чёткая государственная программа/план и регулятивная политика по 
сокращению выбросов факельного газа.

Применение технологии ОЦР на ДКС «Ходжиабад»

GGFR’s “Manhattan Skyline” 

Global average intensity (2017): 4.8 m/bbi

По данным холдинга «Узбекнефтегаз», ежегодно 
на факелах сжигается около одного  миллиарда 
кубометров газа (по другим данным до 1.8 млрд
м

3

), а общая добыча газа  составляет примерно 53 

миллиардов кубометров.

Несмотря на то, что в последние годы объём
сжигания

газа

сократился

на

3,5

миллиарда

кубометров

благодаря

строительству

дожимных

компрессорных станций и систем сбора

ПНГ, но

потенциал этих проектов остаётся в значительной
мере нераскрытым.

Проекты утилизации попутного газа имеют высокую 
добавленную стоимость, но зависят  от 
инфраструктуры передачи энергии.

Потенциал использования технологии 
ОЦР не раскрыт, даже при наличии  
финансирования.

152

Топливно-энергетический комплекс

Стратегические опции по регулированию отрасли

1

Государство продолжает регулировать рынок, однако начинают появляться частные игроки

Начало приватизации государственных активов для повышения интересов иностранных инвесторов 
(политические причины). Дерегулирование цены в определенных отраслях сектора. Постепенное введение 

антимонопольного законодательства и законодательства по борьбе с незаконными сговорами 

• Улучшение бизнес-климата за счет снижения фактора 

государственного участия

• Возникает возможность начального привлечения частных 

инвестиций

• Обеспечение свободного доступа к рынку электроэнергии для 

реализации ВИЭ

• Данный тип рынка является переходным между регулируемым и 

развитым рынками, из-за этого сохраняется влияние фактора 

неопределенности

2

Полностью рыночный сектор, частные игроки являются движущей силой развития отрасли

Регулируемый рынок

Развитый рынок с гос. контролем

Развитый рынок с частными монополиями

Завершение процесса приватизации государственных активов, привлечение крупных международных игроков в 

сектор разведки и добычи, а также переработки и транспортировки. Дезагрегирование активов в 
нефтегазовой отрасли и электроэнергетике

• Полное дерегулирование, за исключением натуральных 

монополий, ведущее к формированию конкурентной среды

• Снижение барьеров на вход в энергетический сектор благодаря 

ориентированности на увеличение эффективности рынка

3

Источники: анализ рабочей группы

Государство продолжит играть существенную роль в развитии нефтегазового сектора

Существует необходимость повышать эффективность и отдачу от государственных активов и 
импортировать технологии иностранных компаний. Проведение IPO государственных активов и вступление в 

ВТО и региональные интеграции (по типу ЕС). Дерегулирование цены из-за неустойчивого развития отрасли

• Цена за поставку энергоносителей регулируется государством и 

поэтому держится на низком уровне

• Государство обеспечивает рабочие места для работников, 

субсидируя отрасль

• Конкурентная среда отсутствует
• Существуют регуляторные барьеры для входа на рынок

• Существует вероятность того, что с переходом на рыночную 

систему количество рабочих мест будет сокращаться с целью 

повышения операционной эффективности

Целевая опция развития

Примеры стран:

Примеры стран:

Примеры стран:

Норвегия

Узбекистан

КНР

США

153

Топливно-энергетический комплекс

Целевое видение 2035

• Реорганизация работы имеющихся структурных 

подразделения «Узбекнефтегаз» в т.ч. через 
приглашение  международных менеджеров

• Коренное совершенствование управления бизнес-

процессами в отрасли (методика расчётов ТЭО, 
закупки и т.д.)

• Приватизация неприбыльных и неэффективных 

государственных организаций в отрасли

• Диверсификация географии международных 

партнёров государства в нефтегазовой отрасли

• Совершенствование методики теоретической и 

практической подготовки кадров и создание 
стимулов для  популяризации инженерной 
профессии

• Модернизация инфраструктуры и увеличение 

глубины переработки сырья на НПЗ

• Увеличение количества заправочных станций и 

сопутствующей инфраструктуры

• Значительное сокращение количества попутного 

газа, сжигаемого на факелах, через внедрение 
технологий  утилизации и соответствующих 
законодательных ограничений для 
стимулирования процесса

• Модернизация энерготранспортной

инфраструктуры с целью позволить предприятиям 
вырабатывать  электричество не только для 
собственных нужд

• Поддержание последовательности развития 

отрасли и отказ от экономически необоснованных 
проектов

Высокая эффективность управления всеми видами 
энергоносителей, в том числе в части снижения 
затрат и повышения производительности труда, 
повышение глубины переработки, 
повышение 
общей энергоэффективности экономики Республики 
Узбекистан, активное внедрение новых  технологий 
от проектирования до утилизации попутного газа на 
существующих предприятиях

Цифровые показатели

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, анализ рабочей группы

Инвестиции (в ТЭК)

млрд долл. США, накопленным итогом 

2017

2035

Позиция в мире по
количеству  сжигаемого 
попутного газа

Добыча природного газа, 
млрд м

3

/год

Добыча газового 
конденсата, млн т/год

31

57

80

60

1,95

3,5

37-46

70-86

до 2035 г.

23-28

до 2025 г.

до 2030 г.

154

• Увеличение количества и качества 

центров для подготовки кадров в 
нефтегазовой отрасли, обучение 
персонала в зарубежных странах, 
переподготовка высшего и 
среднего звена руководящего 
состава компании

• Разработка и утверждение 

территориального плана 
строительства и размещения 
заправочных станций

• Реорганизация работы АО 

«Узбекнефтегаз» через 
приглашение наёмных 
менеджеров, в том числе в целях 
консультирования управленческого 
аппарата

• Переработка попутного нефтяного 

газа

• Реконструкция и модернизация 

нефтеперерабатывающих заводов, 
ориентированная на развитие 
технологических комплексов по 
углублению переработки нефти и 
снижение удельного потребления 
нефти на единицу целевых 
продуктов, а также на внедрение 
современных технологий 

• Реконструкция газотранспортных 

объектов и системная организация 
технологических режимов работы 
магистральных газопроводов, 
сокращение потерь газа

• Согласование системы технических 

и экологических стандартов 
нефтехимической продукции с 
системами стандартизации 
Европейского Союза

• Структурное разделение и 

рыночная либерализация этапов 
производства и розничной продажи 
газа, ГСМ и электрической энергии

• Повышение общей 

энергоэффективности экономики, в 
том числе за счёт привлечения 
внешних консультантов для анализа 
приоритетных направлений 
оптимизации и улучшения в 
нефтегазовой отрасли

• Применение энергетических 

установок на низкокипящих 
теплоносителях (НКТ), работающих 
по органическому циклу Ренкина
(ОЦР-модулей)

• Увеличение глубины переработки 

сырья на НПЗ, повышение индекса 
Нельсона

• Использование новых технологий 

для анализа состояния 
оборудования и предиктивного 
ремонта, мониторинга состояния 
сотрудников, а также применение 
цифровых двойников 
(виртуальное моделирование 
активов)

• Внедрение автоматизированных 

систем управления и 
телемеханики

• Внедрение технологий повышения 

эффективности добычи 
углеводородов на существующих 
месторождениях

• Внедрение системы обязательных 

квот по привлечению местных 
кадров для иностранных 
подрядчиков

• Дальнейшее развитие 

газоперерабатывающей и газо-
химической промышленности с 
целью рационального 
использования ценных фракций 
углеводородного сырья и 
попутного нефтяного газа

• Автоматизация процессов в 

нефтегазовой отрасли, внедрение 
роботизации 

• Создание благоприятных условий 

для развития экосистемы 
поставщиков на базе МСБ с целью 
оказания инжиниринговых и 
других сервисных функций 
предприятиям отрасли

Топливно-энергетический комплекс

Основные стратегические инициативы топливной отрасли

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

155

Горно-металлургический 

комплекс

Развитие экономики. Промышленность

2.2.3

156

Горно-металлургический комплекс

• Создание мировых чемпионов на базе 

действующих предприятий

• Вывод предприятий на IPO
• Реформирование системы 

налогообложения в соответствии с 
лучшими мировыми практиками

• Модернизация и техническое обновление 

парка основного технологического 
оборудования геологической отрасли

• Увеличение глубины переработки сырья 

для получения товаров с высокой 
добавленной стоимостью

• Увеличение производительности бурения
• Организация Центра по обслуживанию и 

ремонту буровой техники и оборудования

• Реализация системных мер по подготовке 

квалифицированных кадров в тесной 
интеграции образовательного процесса с 
наукой и производством

• Горнодобывающая отрасль является одним из основных 

источников поступлений в бюджет Республики Узбекистан

• Узбекистан входит в десятку мировых лидеров по объёмам 

запасов золота , а также по объёмам добычи золота и урана 

• Государственным балансом полезных ископаемых 

Республики Узбекистан (2018 год) числятся 2028 
месторождений: драгоценные металлы - 97 (золото, 
серебро), цветные и редкие металлы - 12, радиоактивные 
металлы - 38, черные металлы - 5, строительные материалы -
867, подземные воды - 649, углеводороды - 244 (нефть, газ, 
конденсат), горнорудное сырье - 37, горнохимическое сырье 
- 32, камнесамоцветное сырье - 30, уголь и горючие сланцы -
7 и другие

1

• Разведанные запасы золота при действующем темпе добычи 

обеспечены на более чем 50 лет, урана – более 20 лет, меди 
– более 100 лет

1

• Порядка 45% от общих ассигнований на геологоразведочные 

работы направляется на поиск, оценку и разведку золота, 
около 17% – на уран, 10% – на другие металлические 
полезные ископаемые, 4% – на подземные воды, 3% – на 
нерудные полезные ископаемые, 7% – на региональные 
исследования, 5% – на научно-исследовательские работы и 
др.

• 23 июля 2018 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

подписал постановление о повышении ставок налога за 
пользование недрами при добыче цветных и драгоценных 
металлов (в среднем в 5 раз). 
Соответствующие изменения внесены в приложение 
№ 14 постановления Президента от 29.12.2017 № ПП–3454

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, анализ рабочей группы

Ключевые выводы

Ключевые вызовы

Динамика поступлений от налога на недра

1

трлн сум

2017

3,48

2014

2,29

2,52

2,53

2013

2015

2016

2,19

+12,3%

Текущий уровень развития

157

Горно-металлургический комплекс

Карта металлогенического районирования территории Узбекистана

1

31

4

28

19

18

3

32

21

20

6

5

34

23

22

24

2

30

8

13

1

12

16

15

11

9

27

25

17

10

32

26

25

7

Золото: 1-Мурунтау и Мютенбай, 2-Чармитан, 3-Чадак, 4-

Кызылалмасай, 5-Кочбулак,  6-Каульды, 7-Марджанбулак, 8-

Сармич, 9-Аджибугут, 10-Кокпатас, 11-Даугыз, 12-

Амантайтау, 13-Балпантау

Чёрные металлы (железо): 29-Тебинбулак, 30-Темиркан, 31-
Сюрената

Серебро: 14-Лашкерек, 15-Высоковольтное, 16-Косманачи, 
17-Окжетпес, 18-Актепе

Цветные металлы (медь, свинец, цинк): 19-
Кальмакыр+Ёшлик I, 20-Сарычеку, 21-Ёшлик II, 32-
Кургашинкан, 33-Учкулач, 34-Хандиза

Цветные металлы (медь, свинец, цинк): 19-
Кальмакыр+Ёшлик I, 20-Сарычеку, 21-Ёшлик II, 32-
Кургашинкан, 33-Учкулач, 34-Хандиза

Радиоактивные металлы (уран): 26-Учкудуктау, 27-Джантуар, 
28-Алатаньга

Соотношение стоимости разведанных и 
прогнозируемых месторождений

1

млрд долл. США

По оценке Государственного комитета 
Республики Узбекистан по геологии и 
минеральным ресурсам стоимость 
минерально-сырьевого потенциала 
составляет 5,7 трлн долл. США

5 700

1 100 (19%)

4 600 (81%)

Разведанные запасы и подготовленные месторождения

Потенциал новых месторождений

Текущий уровень развития

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, анализ рабочей группы

33

158

Горно-металлургический комплекс

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, анализ рабочей группы

Крупнейшие металлургические предприятия

Действующее законодательство, регулирующее отрасль ГМК

1

• Деятельность компаний горно-металлургического комплекса РК 

регулируется следующими законодательными актами:
‒ Ключевой закон – Закон Республики Узбекистан «О недрах», принятый 

в 2002 году 

• За последние годы в республике принят ряд НПА, расширяющих 

инвестиционное сотрудничество в горно-геологической отрасли

1

:

‒ Постановление Кабинета министров № 328, которое утвердило списки 

перспективных площадей стратегически важных видов твердых 
полезных ископаемых

‒ ПП №3479 «О мерах по стабильному обеспечению отраслей 

экономики страны востребованными видами продукции и сырья»

‒ ПП–3578 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности 

Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и 
минеральным ресурсам»

‒ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 

октября 2017 года № 849 «О мерах по совершенствованию системы 
сбора, сдачи и переработки лома и отходов цветных металлов»

‒ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 

2018г. №425 «О мерах по совершенствованию порядка обращения с 
ломом, отходами цветных и чёрных металлов»

Ташкент

Республика 
Каракалпакстан

Навоийская
область

Хорезмская 
область

Бухарская 
область

Самаркандская 

область

Кашкадарьинская 
область

Джизакская 

область

Сырдарьинская 
область

Наманганская 

область

Андижанская 

область

Ферганская 

область

Сурхандарьинская 
область

Ташкентская

область

АО «Навоийский ГМК»

АО «Алмалыкский ГМК»

АО «УМК»

АО «Наманганмаш»

Ташкентский МЗ              
(начнет работу в 2020 г.)

АО «Узвторцветмет»

Текущий уровень развития

159

Горно-металлургический комплекс

Текущий уровень развития

Источники: 1 - ngmk.uz, 2 - agmk.uz, 3 –

http://uzvtorcvetmet.uz/ru/

, 4 – uzbeksteel.com; 5 - Хашимова С. Н. Развитие чёрной металлургии Узбекистана в условиях 

модернизации национальной экономики. Молодой ученый, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным  ресурсам, анализ рабочей 
группы

ГП «Навоийский ГМК»

1

• НГМК — один из крупнейших в Центральной Азии производителей золота
• Комбинат полностью принадлежит государству 
• Основной золоторудной базой предприятия является месторождение «Мурунтау» (Центральные 

Кызылкумы), отработка которого ведется с 1967 года

• Производство золота на НГМК в последние годы составляло порядка 80 тонн при общей добыче этого 

металла в Республике около 100 тонн

• Производственный комплекс НГМК в настоящее время объединяет восемь золотизвлекательных

завода: в Навои -1 (ГМЗ-1), Зарафшане -4 (ГМЗ-2, ЦКВЗ, ГМЗ-5, ЦКВС), Учкудуке -1 (ГМЗ-3), Зармитане
-1 (ГМЗ-4) и Маржанбулаке -1 (МЗИУ)

Цветная металлургия

АО «Алмалыкский ГМК»

2

• Алмалыкский ГМК является единственным производителем меди в Узбекистане
• Комбинат принадлежит государству на 97,53%, при этом управлением государственной долей 

занимается компания SFI Management Group 

• Предприятие выпускает рафинированную медь, металлический цинк, свинцовый и молибденовый 

концентраты и другую продукцию

• На долю АГМК приходится порядка 90% производства серебра и 20% золота в республике
• С 2015 года активы АО «Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов» (УзКТЖМ, 

Чирчик, Ташкентская область) полностью переданы в состав АГМК, поэтому данное предприятие 
стало монополистом также и в производстве вольфрама

Чёрная металлургия

АО «Узметкомбинат»

4

• Узметкомбинат является ведущим предприятием чёрной металлургии в Узбекистане
• Комбинат принадлежит государству на 74,1%, при этом управлением государственной долей 

занимается компания SFI Management Group

• По оценкам специалистов, в настоящее время общая потребность Узбекистана в прокате чёрных 

металлов только на 36,1% обеспечивается за счет переработки лома и отходов чёрных металлов на АО 
«Узметкомбинат», расположенного в г. Бекабаде, остальная часть (63,9%) импортируется из стран СНГ, 
прежде всего из России, Казахстана и Украины

5

АО «Узвторцветмет»

3

• АО «Узвторцветмет» является единственным органом на территории Республики Узбекистан, 

осуществляющим заготовку лома и отходов цветных металлов

• Предприятие принадлежит государству на 50,5%, при этом управлением государственной долей 

занимается компания SFI Management Group

• Предприятие выпускает алюминий вторичный, сплавы цветных металлов на медной основе, сплавы 

свинца, лом и отходы цветных металлов и другую продукцию

В настоящее время производство всех металлов сосредоточено у четырёх крупных государственных 
предприятий

160

Горно-металлургический комплекс

Текущий уровень развития

Источники: 1 - Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, анализ рабочей группы

Прогноз прироста запасов по основным видам полезных ископаемых до 2021 года

1

План модернизации и технического обновления парка основного технологического оборудования 
геологической отрасли

1

,

штуки

91,1

89,7

2021

2018

2019

2020

94,9

88,5

Золото, тонн в год

25,0

2021

2019

25,0

2020

24,5

2018

24,0

Цинк, тыс. тонн в год

2021

161,7

174,1

2018

175,0

2019

2020

65,8

Серебро, тонн в год

2020

2021

41,0

40,0

39,0

2019

2018

38,0

Медь, тыс. тонн в год

5,0

2019

2021

2020

5,5

2018

3,5

3,0

Вольфрам, тыс. тонн в год

2020

2021

1 500,0

2 000,0

2019

300,0

2018

300,0

Молибден и другие редкоземельные 

металлы, тонн в год

215

189

146

263

131

156

224

268

573

508

121

179

71

70

1 498

2018

2021

1 704

59

29

Лабораторно-дробильное оборудование

Вспомогательное оборудование

Энерго-силовое оборудование

Дорожно-строительная техника

Автотранспортные средства

Горнопроходческое оборудование

Геофизико-геодезическое оборудование

Буровое оборудование

• План модернизации и 

обновления парка 
технологического оборудования 
включает в себя уменьшение 
количества оборудования с 
полным износом (с 49% до 13%
при увеличении объема 
используемого оборудования в 
целом

161

Горно-металлургический комплекс

Дальнейшее развитие предприятий ГМК 

Источники: данные от экспертов BUYUK KELAJAK, анализ рабочей группы

Вывод предприятий ГМК на IPO

• Для того, чтобы ГМК способствовал дальнейшему активному росту экономики Узбекистана, необходимо 

произвести финансовое оздоровление крупнейших горно-металлургических предприятий и вывести их на IPO, 
предварительно передав их в управление частному менеджменту

• Этот метод использовался в нескольких странах:

• Например, Саудовская Аравия передала свою основную горнодобывающую компанию Maaden в 

частное управление и тем самым увеличила стоимость компании и объём поступлений в бюджет 
Саудовской Аравии в несколько раз. 

• Ботсвана и Чили реализовали аналогичные стратегии с их основными горнодобывающими 

компаниями

Привлечение международных экспертов позволило Maaden увеличить стоимость компании и объём 
поступлений в бюджет Саудовской Аравии в несколько раз

 Внедрение современных методов корпоративного управления

 Привлечение международных экспертов

 Внедрение операционных мер по улучшению производства

 Привлечение международного долгового финансирования

 Выход на IPO на международных фондовых биржах

Финансовые показатели (Maaden)

2016

2015

2014

2,9

3,3

0,5

3,0

1,0

1,6

2,6

1,0

1,0

2013

0,2

0,4

2010

0,8

1,6

1,5

2011

2012

0,0

2009

0,2

2008

0,1

0,0

0,2

0,0

43%

2017

EBITDA, млрд. $

Выручка, млрд. $

25X Рост Выручки

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..