Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 13

 

 

194

Транспорт

Текущий уровень развития логистических центров 

В настоящее время количество логистических центров в стране увеличивается. При этом транспортной 
отрасли необходимо принять вызовы растущей экономики и продолжать наращивание мощностей по 
хранению и логистике

Источники: Logistika.uz, анализ рабочей группы

Название центра

Месторасположение

Sergeli-AgroFresh

Ташкент

Modus Best LLC

Кунград (р. Каракалпакстан)

United Cargo Center

Ташкент

OOO JIZZAXULGURJISAVDO

Джизак

ООО «Forward Trans Terminals»

Ташкент

TUCella

Ташкент

CП ООО "UNIVERSAL LOGISTICS SERVICES"

Ташкент

OOO "Bayer Group"

Ташкент

ООО REELLOG TASHKENT

Ташкент

Transatlantic

Ташкент

NOVASPIN LTD

Ташкент

ООО Фарғонаулгуржисавдо

Фергана

ООО "Предприятие сельскохозяйственного материально-
технического обеспечения"

Фергана

Пахтакор-тола базаси, ДП

Джизак

Оптовая региональная база "Сурхандарё озиқ-овқат моллари"

Термез

ООО Андижон мойлаш материаллари

Андижан

ZVSB, ООО

Самарканд

BEK Broker LLC

Кунград (р. Каракалпакстан)

Xo'jalik va qurilish mollari

Ташкент

TSB, ДО

Келес (Ташкентская область)

ТЛЦ «Андижан»

Андижан

В данный момент крупнейшим логистическим центром страны является «Sergeli-Agrofresh»

• Холодильно-складской логистический комплекс «Sergeli-Agrofresh», как и большинство 

логистических центров страны, расположен в Ташкенте

• Площадь производственных помещений центра составляет 14 тыс. м

2

и может вместить 10-16 тыс. 

тонн грузов

• Комплекс оборудован современным импортным холодильным оборудованием высокого качества. 

Соблюдение режима хранения по температуре и влажности внутри помещений полностью 
автоматизировано

• Данный центр оказывает все услуги по обработке грузов – от простой разгрузки до сортировки, 

маркировки и наклеивания этикеток

195

Транспорт

Основные транзитные  коридоры

Источники: CEED Bulgaria, анализ рабочей группы

Трансафганский международный транспортный коридор. Термез (Узбекистан) - Мазари Шариф - Герат 
(Афганистан) - Бандар-Аббас (порт) и Чобахор (порт) (Иран)

Транспортный коридор Андижан – Ош – Сарыташ – Иркештам – Кашгар  (Узбекистан - Киргизская 
Республика – Узбекистан)

Международный транспортный коридор Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман

Существующие транспортные коридоры (автомобильные перевозки) к морским портам

1.1. Ташкент – Кизил-Орда – Аральск – Актюбинск – Балтийские порты (компаниями из Казахстана активно 
используются для выхода в Европейские рынки) 
1.2. Ташкент – Шымкент – Балхаш – Астана – Петухово – Челябинск – Москва
1.3. Ташкент – Чарджоу – Нукус – Гурьев – Астрахань – Черноморские порты
1.4. Ташкент – Шымкент – Алматы – Семипалатинск – Дальневосточные порты

Развивающиеся транспортные коридоры (автомобильные перевозки)

2.1. Ташкент – Алматы – Дружба – Урумчи – порт Ляонгань (Китай) – порт Пуссан
(Корея)
2.2. Ташкент – Бухара – Чарджоу – порт Бендер-Аббас (Иран)
2.3. Ташкент – порт Туркменбаши – Баку – порт Поти (Грузия)
2.4. Ташкент – Чарджоу – Тегеран – порт Мерсин (Турция)
2.5. Ташкент – Кунград – Бейнеу – Астрахань – Россия (Украина) – Европа

Перспективные транспортные коридоры (автомобильные перевозки)

3.1. Ташкент – порт Актау – Баку – порт Поти (Грузия)
3.2. Ташкент – порт Актау – Волга – Волга-Дон канал – Черное море
3.3. Ташкент – порт Туркменбаши – Астрахань – Россия – Европа
3.4. Ташкент – Кунград – Астрахань – порт Новороссийск
3.5. Ташкент – Андижан – Ош – Сарыташ – Иркештам – Кашгар (Китай)
3.6. Ташкент – Термез – Мазари-Шариф – Шеберган – Герат – Догарун – порт Бендер Аббас, (или Тегеран -
Анкара)
3.7. Ташкент – Термез – Мазари-Шариф – Шеберган – Герат – Дилором – Милак – порт Чахбехар

Коридоры программы ЦАРЭС (Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество), 
проходящие через Узбекистан:

1.Коридор ЦАРЭС – 2а. Направление: Астрахань – Бейнеу – Бухара – Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам
2.Коридор ЦАРЭС – 2b. Направление: Баку – Туркменбаши – Бухара – Ташкент – Андижан – Ош – Иркештам
3.Коридор ЦАРЭС – 3а. Направление: Рубцовск – Алматы – Шымкент – Ташкент – Бухара – Серахс – Бендер 
Аббас
4.Коридор ЦАРЭС – 3b. Направление: Рубцовск – Алматы – Бишкек – Ош – Карамык –Джиргатал – Дарбанд –
Душанбе – Сарыасия – Термез
5.Коридор ЦАРЭС – 6а. Направление: Астрахань (Россия) – Бейнеу (Узбекистан) – Бухара – Гузар –
пограничный таможенный пост «Хайратон» (Термез, Узбекистан) – Мазар-и-Шариф (Афганистан)
6.Коридор ЦАРЭС – 6b. Направление: Оренбург (Россия) – Кызылорда – Шымкент (Казахстан) – Ташкент –
Самарканд – Термез (Узбекистан)
7.Коридор ЦАРЭС – 6с.  Направление: Оренбург (Россия) – Кызылорда – Шымкент (Казахстан) – Ташкент –
Хаваст (Узбекистан) – Ура-Тюбе – Айни – Душанбе – Курган-Тюбе – Нижний Пяндж (Таджикистан) – Ширхан
Бандар – Кундуз – Кабул (Афганистан)

Транспортный коридор «Европа – Кавказ - Азия» (ТРАСЕКА) – сеть наземных и морских маршрутов, которые 
проходят от Европы по Черному морю через Кавказ и Каспийское море в республики Центральной Азии

• Одним из потенциальных направлений развития транзита является коридор «Китай - ЕС», объём торговли по 

которому оценивается около 800 млрд долларов США к 2020 г. 

• Ведется активная работа по расширению транспортного сообщения с Ираном, Афганистаном, Турцией и пр. 

странами

• Индия совместно с Ираном строит порт и логистический центр в Порту Чахбахор в Иране для упрощения 

доступа в Центральноазиатские рынки и в Россию 

196

Транспорт

Инвестиционные проекты в транспортно-логистическую инфраструктуру

Источники: АО «Узбекистон Темир Йуллари», АО «Узбекистон Хаво Йуллари», анализ рабочей группы

651

млн долл. США

Объём 

привлечённых 

инвестиций в 2017 г.

• В Узбекистане реализуются 13 инвестиционных проектов по развитию и электрификации 

железных дорог

– Новый электрифицированный двухпутный участок «Джизак-Янгиер», реабилитация 

железных дорог, обновление пассажирских и грузовых вагонных парков, обновление и 
модернизацию локомотивов

– Модернизация станции Чукурсай, которая будет преобразована в мощный логистический 

узел

• В 2016 году национальная авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари» приступила к 

реализации инвестиционного проекта «Строительство нового международного 
пассажирского терминала аэропорта г. Ташкента (Ташкент-4)»

– Площадь «Ташкент-4» составит около 87 тыс. квадратных метров, а его пропускная 

способность – 1,5 тыс. пассажиров в час или 5,7 миллионов в год

• В 2017 г. было запланировано реализовать 11 инвестиционных проектов 
• Всемирный банк поддерживает проект по развитию дорог местного значения в 

Узбекистане

• Общая стоимость первой фазы проекта составляет 200 миллионов долларов, Всемирный 

банк реализует его вместе с Республиканским дорожным фондом

197

Транспорт

Текущий уровень развития ж/д перевозок

Железнодорожное покрытие в Республике Узбекистан

Приаральский РЖУ

Ташкентский РЖУ

Бухарский РЖУ
Ферганский РЖУ

Строящиеся ж/д линии Бухара – Мискен и 
Ургенч – Хива, Уйчи – Учкурган

Ж/д других государств
Каршинский РЖУ

Термезский РЖУ

Доля электрифицированных путей

% от сети

Комментарии

36%

49%

Юго-Восточная

Азия

29%

Европа

Узбекистан

• По сравнению с тепловозной тягой 

стоимость перевозок грузов 
электрифицированными путями на 25–
30% ниже

• Железнодорожные перевозки с 

использованием электрической тяги 
являются одним из наиболее 
эффективных и экологически чистых 
способов перевозок

Источники: Всемирный банк,  Информационное агентство Regnum, анализ рабочей группы

Доля отремонтированных автодорог за год

км

Комментарии

89.3%

97.1%

Узбекистан

2.9%

Россия

1 396 000

10.7%

189 400

• В 2017 году в Республике Узбекистан 

было отремонтировано 3% автодорог

• Для улучшения качества дорог 

необходимо привлекать инвестиции в 
НИОКР и использовать имеющиеся 
разработки развитых стран

Доля отремонтированных дорог

198

Транспорт

Текущий уровень развития авиаперевозок

Источники: АО «Узбекистон Хаво Йуллари», анализ рабочей группы

8

7

13

3

5

5

7

12

16

16

10

11

44

+22%

Эйр Астана

50

143

Аэрофлот

-69%

36

59

Узбекистон 

Хаво Йуллари

1

Внутренние перевозки

СНГ

Ближний и Средний Восток

Азия

Европа и Америка

Количество направлений в разрезе регионов 

Авиакомпания

Страна

Air Astana

Казахстан

Air Kyrgyzstan

Киргизия

Asiana Airlines

Южная Корея 

Korean Air

Южная Корея 

China Southern Airlines

Китай

S7 Airlines

Россия

Aeroflot

Россия

Utair

Россия

Ural Airlines

Россия

Авиакомпания Якутия

Россия

Turkish Airlines

Турция

Azerbaijan Airlines

Азербайджан

Компании, осуществляющие перевозки в РУз

19

20

28

25

29

11

18

15

0

100

200

300

400

500

600

0

5

10

15

20

25

30

2018

532,4

306,4

2010

257,2

479,0

135,0

2014

2016

2015

2017

15

353,2

2013

214,5

405,7

2012

2011

168,2

104,5

2009

14

Национальные авиалинии Узбекистана 
имеют недостаточно развитую географию 
перевозок: компания осуществляет 
перевозки только в 7 городов стран Европы и 
Америки

Население вынуждено строить маршрут с 
пересадкой

Рынок авиаперевозчиков также достаточно 
мал: 12 авиаперевозчиков из 7 стран

Планируется открыть 2 новых направления, а 
также увеличить частоту ряда действующих 
авиалиний

Объемы рынка лоукостеров в Азии

количество пассажиромест, млн человек, ежегодный прирост рынка, %

Доля лоукостеров в Узбекистане составляет 0,1%

За период 2008–2018 гг. Азия смогла обогнать Европу по уровню проникновения лоукостеров —
средний темп роста составляет 19%, в Европе – 9,4%

За этот период доля лоукостеров на рынке выросла с 10% до 28% 

По прогнозам при сохранении темпов роста к 2030 году лоукостеры могут занять 50% всего 
авиарынка Азии

199

Транспорт

Текущий уровень развития автомобильных перевозок

Источники: Узбекское агентство автомобильного транспорта, ГК Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, анализ рабочей группы

Плотность сетей автомобильных дорог

км на 100 км

2

Комментарии

Узбекистан

41

19

Кыргызстан

Таджикистан

17

Туркменистан

Казахстан

5

3

• Республика Узбекистан имеет самую 

высокую плотность сетей автомобильных 
дорог в Центрально-Азиатском регионе

Количество выданных разрешений для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по 
автомобильным дорогам

353

268

249

209

191

2016

2015

+16,6%

2017

2014

2013

• За 5 лет количество выданных 

разрешений для перевозки 
крупногабаритных грузов увеличилось 
почти в два раза

Количество выданных разрешений для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по 
автомобильным дорогам

• За 5 лет объём транзитных грузов, 

перевезенных национальными 
автоперевозчиками 
через территорию 
Республики Узбекистан, выросДоля 
иностранных автоперевозчиков 
снизилась, 
однако всё равно занимает 
большую часть рынка

33 042

3 363

2013

2 523

2016

20 979

24 830

2 512

3 420

2015

2017

2 241

23 147

2014

29 782

+57

-8 212

Национальные автоперевозчики

Иностранные автоперевозчики

200

Транспорт

Текущий уровень развития автомобильных перевозок

Источники: Узбекское агентство автомобильного транспорта, Госкомстат, анализ рабочей группы

Обеспеченность населения пассажирским

автотранспортом

шт. на 10 тыс. человек

Комментарии

2

8

12

1

Линейные такси

Автобусы

Микроавтобусы

Легковые

машины

• Около 2% населённых пунктов Узбекистана не 

обеспечены маршрутным сообщением (227 из 
12366)

• На сегодняшний день часть автотранспортных 

маршрутов закрыта из-за нехватки автобусов

• На 10 тысяч человек населения приходится 

лишь 23 средств общественного транспорта

Населённые пункты, не обеспеченные маршрутным сообщением

0

0

0

0

0

0

9

13

15

22

34

37

97

Ферганская область

Бухарская область

Джизакская область

Навоийская область

Кашкадарьинская область

Андижанская область

Наманганская область

Республика Каракалпакстан

Сырдарьинская область

Сурхандарьинская область

Ташкентская область

Самаркандская область

Хорезмская область

Области Узбекистана, в которых все населенные пункты обеспечены маршрутным сообщением

227

201

Транспорт

Стратегические опции

Модель определяет общую политику для всех органов государственного управления

Примеры стран:

• Правительство получает 

рекомендации от 
консультативного органа в 
отношении приоритетности 
проектов

• Правительство принимает решения общего плана, 

например, определяет объемы финансирования всего 
транспортного комплекса

1

Модель устанавливает приоритетность проектов финансирования в соответствии с рядом критериев

Примеры стран:

2

Модель предусматривает анализ отдельных потребностей с использованием оценки

Механизмы инвестирования на уровне правительства

Механизмы инвестирования на уровне министерств

Механизмы инвестирования на уровне проекта

Примеры стран:

3

• Упор на различные критерии, 

такие как государственная 
политика, показатели 
результативности, потребности 
различных групп населения

• Сложно дать количественную оценку 

полученных в результате 
преимуществ и выгод

• Снижение загруженности дорог
• Повышение надёжности движения
• Снижение выбросов углекислого 

газа

• Увеличение мобильности

• Потери времени при обслуживании
• Капитальные инвестиции
• Нагрузка на другие службы

Источники: World Economic Forum, The Global Competitiveness Report,  анализ рабочей группы

США

Австралия

Великобритания

Канада

Швеция

Целевая опция развития

• На уровне правительства 

инвестиционные 
механизмы определяют 
общую политику для 
различных 
правительственных 
учреждений, 
претендующих на 
получение 
финансирования

• Проекты для 

финансирования 
определяются на уровне 
министерства, исходя из 
общегосударственных 
приоритетов в области 
инвестиционной 
деятельности

• Отдельные проекты 

соперничают за получение 
финансирования на 
развитие транспорта, 
исходя из конкретных 
потребностей, таких как 
необходимость решения 
проблемы загруженности 
дорожно-транспортной 
сети

Япония

202

Транспорт

Целевое видение 2035

• Создание 2-х сухих портов, развитие сегмента 

мультимодальных перевозок, снижение 
таможенного регулирования

• Строительство и электрификация новых 

автомобильных и железных дорог и модернизация 
вокзалов и аэропортов 

• Повышение объёма лоукостеров, введение 

режима открытого неба

• Имплементация технологии мобильных решений в 

городском транспорте 

• Использование пассажирских беспилотных дронов
• Передача функций по сбыту билетов ИТ-

компаниям посредством имплементации IIOC, IIOT 
и IIOM

• Предоставление возможности тестирования на 

территории Узбекистана нового вида транспорта 
(например: Shinkansen, Hyperloop)

Цифровые показатели

Инвестиции

2017

2035

Рейтинг эффективности 
логистики (место в 
рейтинге)

Электрификация 
железнодорожных путей, %

Обеспеченность 
общественным 
транспортом (автобус на 10 
тыс. человек)

99

36.3

Топ-

30

>90

до 2035 г.

до 2030 г.

до 2025 г.

19-23

15-18

29-35

млрд долл. США, накопленным итогом 

Источники: анализ рабочей группы

Транспортная отрасль, ориентированная на приход 
частных игроков, приватизацию непрофильных 
активов и снижение стоимости логистики

2.3

12

Стратегические цели развития транспортно-логистической системы 

Реализация транзитного 
потенциала

Реализация экспортного 
потенциала

Обеспечение внутренних 
потребностей национальной 
экономики

Повышение мобильности 
населения

Реализация туристического 
потенциала страны

203

• Создание опорной сети 

автомобильных дорог общего 
пользования, соединяющей все 
административные центры по 
дорожной сети с твёрдым 
покрытием

• Поэтапный переход пассажирского 

транспорта на электробусы и 
электромобили с полным отказом 
от автотранспортных средств, 
работающих на бензине и 
дизельном топливе, на light-fast-
trains, как в Малайзии и Сингапуре

• Решение проблем транспортных 

пробок и ухудшения экологии в 
крупных городах путем 
установления платы при въезде на 
личном транспорте в центры 
городов, развития вело- и 
мототранспорта, установления 
запрета на въезд в центральные 
части городов большегрузным 
автотранспортным средствам

• Техническая разработка 

мобильных приложений для 
упрощения использования 
городского транспорта (по 
аналогии с Яндекс.Транспорт, 
Яндекс.Карты и пр.)

• Разработка плана поэтапного 

вступления в международные 
альянсы по определенным 
программам, например, 
интеграция по бонусным 
программам, сотрудничество по 
перевозке сквозного багажа в 
иностранных аэропортах при 
транзитных перевозках двумя или 
более перевозчиками

• Внедрение мер по развитию 

добросовестной конкуренции на 
рынке грузовых перевозок 
(автомобильный, железнодорожный, 
воздушный виды транспорта) и 
связанных с ними услуг

• Денационализация отрасли 

строительства автомобильных дорог и 
железных дорог

• Налаживание международного 

автобусного сообщения с Российской 
Федерацией, Киргизской 
Республикой, Республикой Казахстан, 
Республикой Таджикистан

• Строительство, реконструкция и 

ремонт остановочных пунктов на 
пассажирских маршрутах общего 
пользования (с применением 
механизмов ГЧП)

• Создание и внедрение 

автоматизированных систем и 
программного обеспечения 
в системе управления 
автомобильными перевозками

• Открытие новых пассажирских 

автобусных маршрутов, в основном в 
сельской местности

• Разработка межведомственной 

стратегии развития транспортно-
логистической системы до 2035г., 
включая прогнозную модель грузовых 
и пассажирских перевозок

• Пересмотр ценового регулирования в 

сфере транспорта с дальнейшим 
поэтапным уменьшением доли 
государственного регулирования

• Внедрение мобильных решений в 

городском транспорте 

• Ремонт существующих и 

строительство новых аэропортов, 
железнодорожных вокзалов, 
автовокзалов и автостанций. 
Улучшение их логистики, учитывая 
удобство пассажиров 

• Строительство новых и 

модернизация существующих 
автомобильных и железных дорог 
(электрификация), в частности, в 
регионах

• Снижение уровня отрицательного 

влияния сектора автотранспорта 
на окружающую среду и 
улучшение экологии

• Реализация проекта по созданию 

сухих портов и развитию сегмента 
мультимодальных перевозок, 
создание интегрированной 
транспортной системы

• Интеграция в мировое 

транспортное пространство путём 
реализации транзитного 
потенциала республики, создания 
условий для 
конкурентоспособности 
отечественных перевозчиков на 
рынке международных 
автомобильных перевозок

• Государственная поддержка 

создания интеллектуально-
транспортных систем для 
повышения качества 
автомобильных перевозок с 
использованием современных 
информационно-
телекоммуникационных 
технологий

• Обновление и пополнение парка 

пассажирских и грузовых 
автотранспортных средств

Транспорт

Основные стратегические инициативы по автомобильному и ж/д транспорту 

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

204

• Формирование 

и совершенствование нормативно-
правовой базы и её гармонизация с 
требованиями международного 
законодательства 
и стандартов

• Модернизация методики страхования 

пассажиров и грузов во время 
перевозок и повышение 
ответственности перевозчиков  

Транспорт

Основные стратегические инициативы по автомобильному и ж/д транспорту 

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

205

• Подготовка 

межправительственных 
соглашений о воздушном 
сообщении, ограничений по числу 
перевозчиков, установленных 
маршрутов, частоты и тарифов

• Реализация программы по 

повышению объёма лоукостеров и 
введению режима открытого неба

• Изменение законодательства для 

возможности привлечения 
иностранных граждан  в качестве 
авиационного персонала

• Разделение страны на основные 

авиационные регионы: Западный с 
главным аэропортом в Ургенче, 
Восточный – в Намангане/Фергане, 
Южный – в Термезе; Навои будет 
развиваться дальше как грузовая 
гавань страны

• Следующие преобразования в 

авиаотрасли:

− Преобразование ГосАвианадзора

в орган авиационной 
администрации страны 
(государственное независимое 
агентство) по реализации 
политики в области авиации и 
осуществления гос. надзора

− Отделение УзАэронавигации от 

НАК и становление 
государственным предприятием 
с долей частного капитала, 
оказывающим услуги всем 
пользователям воздушного 
пространства по единым тарифам

− Приватизация аэропортов НАК
− Создание Узбекской 

Авиационной Академии

− Создания топливных ферм (fuel

farms) для стабильного 
обеспечения авиапредприятий 
(местных и зарубежных) 
авиационным топливом по 
рыночной цене и на основе ГЧП

• Разработка механизма 

прогнозирования спроса на 
воздушные перевозки по 
маршрутам, в отношении которых 
действуют меры государственной 
поддержки, включая анализ 
ценовых характеристик, 
эластичности спроса и других 
рыночных параметров

• Развитие главных аэропортов 

авиарегионов (Ургенч, 
Наманган/Фергана и Термез) как 
узловых  

• Строительство аэропорта-хаба,  

соединяющего Европу и Азию (по 
типу Сеульского или 
Сингапурского)

• Усиление роли IT-компаний по 

сбыту авиабилетов  (Google, 
Amazon) посредством внедрения 
IIOC, IIOT и IIOM 

• Ташкентский аэропорт – главный 

hub аэропорт для НАК Узбекистон
Хаво Йуллари

Транспорт

Основные стратегические инициативы  по авиатранспорту

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

206

Строительная отрасль и инженерно-

коммуникационная инфраструктура

Развитие АПК, промышленности, ТЭК и инфраструктуры

2.3

207

Доля строительства в ВВП, 2017 г., 
млн долл. США

Строительная отрасль

Источники: 1 - Министерство строительства Республики Узбекистан, анализ рабочей группы

Доля строительства в общем объёме промышленности, 2017 г.

9,7%

Южная Корея

Узбекистан

6,1%

5,1%

Турция

Южная Корея

17,7%

Турция

14,7%

Узбекистан

20,3%

• В Республике Узбекистан хватает запасов сырьевых ресурсов для 

производства достаточного количества строительных материалов и 
удовлетворения внутреннего спроса

• Объёмы производства строительных материалов (цемента) растут, 

несмотря на значительное повышение цен на природный газ и 
электрическую энергию в 2018 году для производителей 
отдельных отраслей

• Высокая доля работников, занятых в строительстве (1.2 млн 

занятых), однако существует нехватка квалифицированных кадров 
в отрасли (только 10 ВУЗов осуществляют подготовку специалистов 
для строительной отрасли)

• Существуют регуляторные барьеры, негативно влияющие на 

развитие строительного сектора: сложность доступа к материалам 
картографо-геодезического фонда

Недостаточная доля проектов в 
строительстве с привлечением 
иностранного капитала

Растущее население

Растущие потребности бизнеса, 
которые должны быть обеспечены 
промышленными и гражданскими 
зданиями

Низкий технологический и 
инновационный потенциал

Недостаток квалифицированных 
кадров

Высокий уровень регуляторных 
барьеров

Внедрение современных 
международных стандартов 
строительства

Комментарии

• Строительный сектор занимает 6,1% в ВВП 

Республики Узбекистан

• По данному показателю Узбекистан занимает 

промежуточную позицию между Турцией и 
Южной Кореей

• Строительный сектор занимает относительно 

большую часть в общем объёме 
промышленности – 20,3% в Узбекистане, в то 
время как в Турции -17.7%, в Южной Корее -
14.7%

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Текущий уровень развития строительной отрасли

208

Строительная отрасль

Источники: АО «Узстройматериалы»,  Министерство строительства Республики Узбекистан, анализ рабочей группы

Месторасположение цементных заводов

10

11

6

4

7

9

2

3

Ташкент

5

8

Термез

Наманган

Джизак

Карши

Самарканд

Учкудук

Бухара

1

Нукус

Ургенч

13

Ангрен

1.

АО «Кизилкумцемент»

2.

АО «Ахангаранцемент»

3.

АО «Кувасайцемент»

4.

АО «Бекабадцемент»

5.

Джизакский цементный завод

6.

СП ООО «Фергана цемент»

7.

ООО «Турон Эко цемент груп»

8.

ООО «Фархадшифер»

9.

ООО «Эверест металл фаворит»

10.

ООО «Кезар»

11.

СП ООО «Синг Лида»

12.

ЧП «Буюк»

13.

ООО ИП «TITAN CEMENT»

Действующие заводы:

Проектная мощность предприятий по цементу, тыс. тонн

Действующие заводы:

Проектируемые и строящиеся заводы:

Предприятие *

Мощность

Предприятие 

Мощность

АО «Кизилкумцемент»

3571

ООО "Наманган цемент" 1 - этап

250

АО «Ахангаранцемент»

1624

ООО "Жахон евро Сервис"

200

АО «Кувасайцемент»

946

СП ООО "Поп цемент"

500

АО «Бекабадцемент»

1116

ООО "Perpetual Motion"

100

Джизакский цементный завод

946

ООО "Яйпан Инвест Юнион"

120

Другие предприятия (малые предприятия)

1001

ООО "Great Silk Road servis"

200

Итого:

9204

ООО "Turon Eco Cement"

600

ООО "Фаргона Ясин курилиш моллари"

800

ООО "Курилиш ашё сифат"

160

"Сурхонцементинвест" ИП

360

ООО "Самарканд Афросиёб цемент"

560

ООО "Мараканд кабель инвест"

300

ООО "Жомбой яшил чироклари"

150

ООО "Бухоро евро цемент"

750

Организация нового цементного завода на АО 
"Ахангаранцемент"

2400

Модернизация и реконструкция 2-й линии 
обжига клинкера на АО "Кызылкумцемент"

400

Итого:

7450

Всего

16654

12

Андижан

Фергана

Навои

Аральское 
море

Текущий уровень развития ресурсной базы

209

Строительная отрасль

Источники: 1 – Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, АО «Узстройматериалы»,  анализ рабочей группы

Производство цемента,
тыс. тонн в год

Комментарии

• Одним из главных факторов снижения 

производства цемента в 2018 году стало 
значительное повышение цен на природный газ 
и электрическую энергию для производителей 
отдельных отраслей

• Для предприятий строительной индустрии, в том 

числе и для производителей цемента, тарифы на 
потребление газа и электроэнергии повысились 
в 2018 году на 60%

• Внутренний объём потребления цемента 

составляет 8790 тыс. тонн в год и будет расти, 
так как потребление на душу населения в год 
почти в 2 раза ниже среднего по миру

• Вследствие этого Узбекистан увеличил объём 

импорта цемента

• По данным Госкомстата, Узбекистан  за первое 

полугодие 2018 года импортировал цемента на 
$79,8 млн, что в шесть раз превышает 
показатели 2017 года

1

2016

8 462

8 490

-2,8%

2018*

2017

7 990

* Примечание: прогнозируемый объём производства цемента 

за 2018 год

328

268

931

462

395

Узбекистан 2020*

Узбекистан 2016

Россия

Западная Европа

Турция

433 кг на душу населения –
среднемировой показатель

Потребление цемента на душу населения,

кг в год

Текущий уровень развития ресурсной базы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..