Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 3

 

 

34

Налоговая система

Концепция реформирования налоговой политики

29 июня 2018 г. Президент Республики Узбекистан Указом № УП-5468 утвердил Концепцию 
реформирования налоговой политики Республики Узбекистан

Согласно Указу Президента с 1 января 2019 г.:
• снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда 
• совершенствуется налогообложение плательщиков общеустановленных и упрощённых налогов с 

оптимизацией налогов с оборота (выручки), а также критерии перехода на упрощённый режим 
налогообложения 

• реализуются меры по снижению негативного воздействия совершенствования налоговой политики на 

плательщиков упрощённого режима налогообложения

• совершенствуется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизного налога

• снижение уровня налоговой нагрузки на экономику
• устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, 

уплачивающими налоги по упрощённой и общеустановленной системе налогообложения

• оптимизация количества налогов путем их унификации и объединения
• обеспечение макроэкономической стабильности
• упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий
• обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса
• сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов
• совершенствование форм и механизмов налогового контроля

Основными направлениями совершенствования налоговой политики согласно Указу Президента 
являются:

Сравнение текущих и предлагаемых ставок налогов и других обязательных платежей

Налог / обязательный платёж

Действующие ставки

Предлагаемые ставки

Разница

Налог на прибыль

14%

12%

-2%

Налог на доходы в виде дивидендов и 
процентов

10%

5%

-5%

Единый налоговый платёж

5%

4%

-1%

Обязательные отчисления в 
государственные целевые фонды

3.2%

0%

-3.2%

НДС

20%

20%

0%

Налог на имущество

5%

2%

-3%

Налог на доходы физических лиц

7.5% - 22.5%

12%

Единый социальный платёж

25% / 15%

12%

-3%

Страховые взносы граждан

8%

0%

-8%

Источники: данные открытых источников, анализ рабочей группы

• Концепция не утверждает принципы долгосрочного налогового администрирования (возможно дальнейшее 

изменение налоговых ставок)

• Отсутствуют конкретные сроки и объёмы сокращения налоговых и таможенных льгот
• Сохраняется преобладание косвенных налогов в структуре налоговых доходов бюджета
• Отсутствует источник финансирования расходов внебюджетных фондов после отмены платежей в них

35

Налоговая система

Источники: данные открытых источников, анализ рабочей группы

Влияние Концепции налоговой реформы на бюджет

Расходы государственного бюджета РУз без учета целевых фондов, трлн сумов

Доходы государственного бюджета РУз без учета целевых фондов, трлн сумов

Доходы 

бюджета 2019 г. 

с сохранением 

структуры 

бюджета

Реформирование 

УСН (уход части 

налогоплательщиков 

на ОСН)

Выход части 

физ. лиц из тени 

вследствие 

введения 

единой ставки 

подоходного 

налога

0,9

16,2

12,2

0,1

94,4

1,4

68,1

Доходы 

бюджета 2019 

г. с учетом 

Концепции 

налоговой 

реформы

Расширение 

круга 

плательщиков 

НДС

Снижение 

ставки налога 

на имущество

Отмена 

налоговых и 

таможенных 

льгот

Снижение ставки 

единого социального 

платежа

5,7

Расходы бюджета 

2019 г. с сохранением 

структуры бюджета

4,5

Отмена обязательных 

отчислений в 

государственные 

целевые фонды, 

взимаемых с оборота 

ЮЛ

68,7

36,2

Отмена страховых 

взносов граждан 

во внебюджетный 

Пенсионный фонд, 

удерживаемых из 

доходов ФЛ

Расходы бюджета 2019 

г. с учетом Концепции 

налоговой реформы

115,0

Реализация Концепции налоговой реформы позволит увеличить доходную часть бюджета на 26,3 
трлн сумов в 2019 г.; однако потребует увеличения расходов на 46,3 трлн сумов в тот же период

36

Великобритания

Налоговая система

Стратегические опции

Характеристики: Преобладание прямых налогов

• Относительная стабильность и 

предсказуемость

• Налоговое бремя возложено на граждан

1

Характеристики: 
• Сочетает черты разных моделей
• Диверсификация структуры доходов государственного бюджета

• Независимость доходной части бюджета от 

конкретных налогов или группы налогов и, как 
следствие, гибкая налогово-бюджетная 
политика

• Возможны частые изменения в нормативно-

правовой базе

• Потенциально высокие затраты на налоговое 

администрирование

2

Англосаксонская опция

Смешанная опция

3

Примеры стран:

Германия

Нидерланды

Целевая опция развития

Примеры стран:

США

Примеры стран:

Южная Корея

Япония

Континентальная опция

Характеристики: 
• Приоритет косвенных налогов
• Высокие отчисления на социальное страхование

• Относительная стабильность и 

предсказуемость

• Высокий уровень социальной защищённости 

населения

• Большой уровень налоговой нагрузки

4

Латиноамериканская опция

Характеристики: 
• Характерна для инфляционных экономик
• Высокая доля косвенных налогов

• Защищённость от инфляционных явлений

• Ввиду специфики сбора косвенных налогов –

экономия на налоговом администрировании

Примеры стран:

Перу

Чили

Смешанная модель оптимальна для экономик, в которых доходы бюджета очень сильно зависят от конъюнктуры на 
внешних рынках

Смешанная модель позволяет быструю адаптацию к изменению внешних факторов путем манипулирования 
процентными ставками, расширением базы налогоплательщиков, предоставления / отмены льгот и т.д.

37

Налоговая система

Примечание:* BEPS - эрозия налоговой базы и перемещение прибыли (перевод доходов и прибыли в юрисдикции с пониженным налогообложением), MLI – Многосторонняя Конвенция 
(Multilateral convention to implement tax treaty related measures to prevent base erosion and profit shifting), CbCr – страновые отчеты по BEPS, КИК – контролируемая иностранная компания, ТЦО –
трансфертное ценообразование **СПИК – специальный инвестиционный контракт
Источники: данные открытых источников, анализ рабочей группы

Направления реформирования налоговой системы: 

• Общая структура налоговой системы:  переход к 
долгосрочному налоговому администрированию и 
усовершенствование принципов налогообложения и 
правового регулирования налоговой системы
• Структура налогов: сокращение доли косвенных налогов, 
увеличение доли НДФЛ в долгосрочной перспективе
• Система налогов и сборов: выявление концептуальных 
проблем в разрезе отдельных налогов, внедрение лучших 
мировых практик и глобальных тенденций в области 
налогообложения (BEPS, автоматический обмен налоговой 
информацией, MLI, CbCr, КИК, ТЦО и др.)*
• Налоговые и таможенные льготы: отмена адресных льгот, 
введение отраслевых льгот для стимулирования отдельных 
отраслей
• Специальные механизмы для инвесторов:  разработка 
специальных механизмов (аналог СПИКа)** с заморозкой 
налоговых ставок для инвесторов для привлечения 
долгосрочных инвестиций
• Налоговый контроль и администрирование: 
совершенствование процедур налогового контроля и 
рассмотрения налоговых споров посредством внедрения ИКТ 
и средств автоматизации, а также повышения квалификации 
работников налоговых органов
• Система юридической ответственности: 
совершенствование системы юридической ответственности 
за нарушение налогового законодательства

Цель:
Создание современной мягкой налоговой системы, 
стимулирующей рост инвестиций и доходной части 
бюджета Республики Узбекистан
Задачи:
• Дальнейшая оптимизация налоговой нагрузки со 
снижением доли косвенных налогов до 35%
• Соблюдение налогового режима, обеспечивающего рост 
налоговых поступлений в бюджет и позволяющего 
конкурировать на рынках капитала с целью привлечения 
иностранных инвестиций
• Переход к принципам долгосрочного налогового 
администрирования
• Разработка специального механизма для инвесторов с 
заморозкой налоговых ставок
• Разработка эффективного механизма предоставления 
льгот для налогоплательщиков, занятых в приоритетных 
отраслях экономики Узбекистана
• Дальнейшая оптимизация и упрощение налогового 
законодательства с целью обеспечения его стабильности и 
предсказуемости для налогоплательщиков

Цифровые показатели

2017/18

2035

Позиция в рейтинге 
«Ведение бизнеса»

Позиция в рейтинге 
«Налогообложение» 
(Ведение бизнеса, ВБ) )

Индекс процедур после 
подачи отчетности и уплаты 
налогов (0 – самый низкий, 
100 – самый высокий)

Доля косвенных налогов в 
налоговых доходах бюджета

74 

64

Топ-

20

48,17

баллов

Топ-

20

>80 

баллов

Целевое видение налоговой системы 2035

54%

<35%

25 %

54 %

100 %

19 %

13 %

Корпоративный налог

на прибыль

Косвенные налоги,

в т.ч. НДС

2018

27 %

8 %

2035

35 %

100 %

Налог на доходы

физических лиц

Прочие

18 %

Структура налогов,

% от налоговых доходов бюджета

Изменение структуры: 

• Целевое состояние рассчитано на основании 

бенчмарка Японии и Южной Кореи

• Увеличение НДФЛ связано с увеличением кол-ва 

трудоустроенных в 1,4 раза к 2035 г., 
легализацией доходов и увеличением уровня з/п 
(повышение НДФЛ – практика развитых стран)

38

Инвестиции: основные направления

Источники: данные всемирного банка, открытые данные ООН, ЦБ РУз, анализ рабочей группы

2019-2035

Млрд долл. США

Источники расходов

Законодательная власть

2

Сельское хозяйство

4

Текстильная промышленность

5

ТЭК 

6

ГМК

7

Автомобильная промышленность 

8

Исполнительная власть 

1

Химическая промышленность

9

3

Судебная власть

Итого расходы:

(млрд долл. США)

11

Строительная отрасль и инфраструктура 

13

МБиЧП

14

Банки и комплаенс

18

Здравоохранение

15

Страховая система 

16

Пенсионная система

17

Рынки капитала

10

Транспорт

12

Туризм 

19

Социальная политика

20

Человеческий капитал

21

Культура

22

Экология

23

Наука, технологии, инновации

0,5 – 0,6

0,4 – 0,5

-

67,9 – 83,0

21,0 – 25,6

70,2 – 85,8

43,2 – 52,8

41,6 – 50,9

40,6 – 49,6

28,7 – 35,0

129,9 – 158,7

39,6 – 48,4

30,0 – 36,8

17,4 – 21,2

4,8 – 5,8

0,6 – 0,8

10,8 – 13,1

132,2 – 161,5

44,7 – 54,6

145,6 – 178,0

10,3 – 12,6

5,9 – 7,2

50,9 – 62,2

940 – 1 149

39

Инвестиции: основные источники

2019

Млрд долл. США

Средний темп роста ВВП:

2

Государственные средства 

4,8

1,1

Прочие средства юридических лиц

(вложения страховых средств и депозиты юридических лиц)

4

0,9

5

Прочие средства физических лиц

(депозиты физических лиц и международные  денежные переводы)

1,7

Государственный долг

(заимствования на внешнем рынке)

6

7

Средства от приватизации

(поступления от продажи государственной собственности)

5,4

8

Средства по программам МНО

(трансферты и гранты по программам МНО)

0,004

Совокупное поступление инвестиций:

1

Частные инвестиции, включая ГЧП

(прямые иностранные, корпоративные и частные инвестиции, инвестиции ГЧП)

В т. ч. ГЧП

4,0

3

Рынки капитала

(инвестиции в корпоративные ценные бумаги)

0,082

166 - 202

112 - 137

122 - 149

113 - 138

25 - 31

0,05 - 0,06

Динамичный
сценарий

Млрд долл. США

2019–2035

157 - 191

263 - 322

192- 234

Динамика привлечения инвестиций за период

Млрд долл. США

• На ранних этапах 2020–2025 гг. будет наблюдаться 

значительный приток инвестиций, как по 
программам ГЧП
, так и благодаря приходу на 
рынок международных компаний
. Высокий рост 
экономики позволяет осуществлять 
государственные заимствования 
по относительно 
низкой стоимости

• В 2026–2030 гг. государство будет играть менее 

значимую роль. Постепенно набирают влияние 
локальные банки и рынки капитала
, которые 
совместно с корпоративными инвесторами будут 
поддерживать рост экономики

• В период 2031–2035 гг. благодаря активному 

развитию рыночных механизмов и становлению 
финансовой системы все большую роль играют 
проектное финансирование и непрямые 
инвестиции в корпоративный сектор 
за счёт рынка 
капитала

13,5%

993 – 1 213

14%

12%

19%

11%

27%

р17%

993 – 1 213

2019-2030

2019-2035

36%

26%

8%

2019-2025

175 - 214

7%

455 - 557

7%

10%

20%

3%

9%

16%

37%

20%

Государственные средства

Государственный долг

Частные инвестиции, включая ГЧП

Рынки капитала

Прочие средства юр.лиц

Прочие

Источники: данные всемирного банка, открытые данные ООН, ЦБ РУз, анализ рабочей группы

Источники финансирования

40

Государственный бюджет

0,09

-1,44

2022 2023

-3,13

2020

-3,27

2019

2018

0,01

-2,72

-2,57

2021

18,74

15,75

2029

2028

10,94

2027

2026

2,61

2025

26,83

8,72

2024

2030

2032

1,82

13,97

2031

22,94

2035

29,72

2033

32,15

2034

87,7

76,1

52,8

2030

2029

60,3

68,9

117,7

2035

2027

66,7

57,0

46,0

40,2

2026

48,9

2028

103,1

18,0

2019

12,4 14,7

8,0

2018

2020

8,0

17,4

15,1

2023

30,6

40,0

35,0

2025

42,6

2024

30,6

25,4

23,5

20,9

2021

20,6

2022

26,8

36,8

2034

149,9

101,9

132,9

78,9

90,3

2031

117,1

2032 2033

Доходы

Расходы

Прогноз профицита/дефицита государственного бюджета с сохранением структуры бюджета* и
c учетом концепции налоговой реформы, 
млрд долл. США

Примечание: *без учета целевых фондов и Фонда реконструкции и развития
Источники: данные Министерства Финансов, анализ Рабочей группы

Прогноз профицита/дефицита государственного бюджета с сохранением структуры бюджета* и
c учетом концепции налоговой реформы, 
млрд долл. США

• До 2024 г. будет наблюдаться дефицит бюджета
• Проведение налоговой реформы  обуславливает значительное увеличение расходов бюджета в 2019 г. 
• Для выхода на профицит в течение 6 лет, начиная с 2025 г., потребуется ограничение темпов роста расходов 

бюджета – до 13,5% в год

• Концепция налоговой реформы предусматривает значительное увеличение нагрузки на государственный 

бюджет, в частности, за счёт отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с 
оборота (выручки) юридических лиц; отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд; 
снижения ставки единого социального платежа для субъектов бизнеса с 25% (15%) до 12 %; что потребует 46,3 
трлн сумов (6 млрд долларов) из бюджета для закрытия расходов, которые ранее закрывались за счёт 
внебюджетных фондов

• При этом основное увеличение поступлений в бюджет предусмотрено за счёт расширения круга плательщиков 

НДС (+16,2 трлн сумов в 2019 г., или 2,1 млрд долларов США) и отмены адресных фискальных льгот (при отмене 
25% льгот совокупное увеличение поступлений в бюджет составит +12,2 трлн сумов, или +1,6 млрд долларов 
США)

Прогноз государственного бюджета Республики Узбекистан

41

Размер неофициальной экономики в % от ВВП и место в мире (из 159 стран в списке)

• Республика Узбекистан официально не входит в рейтинг 

стран по уровню неофициальной экономики и включена в 
рейтинг IMF на основании оценки Министерства экономики

• Доля неофициальной экономики достигает 50% от ВВП при 

среднем значении в 32% на основании оценки 159 стран

Доля средств на счетах и депозитах и наличных средств в % от денежной массы на начало 2018 г.

• В Республике Узбекистан наблюдается высокая доля 

наличных в структуре денежной массы и недостаточно 
высокая доля безналичных денежных средств

• Высокая доля наличных препятствует реализации мер по 

борьбе с коррупцией, неофициальной экономикой и 
уклонением от уплаты налогов

• Отношение безналичных денег к наличным (0,55) является 

очень низким даже по сравнению с РФ (2,45), что является 
одним из важнейших индикаторов высокой доли 
неофициальной экономики согласно методологии IMF

Источники: International Monetary Fund (Международный Валютный Фонд)

15%

49%

Безналичные

средства

х4,45

27%

20%

Амнистия капитала

8%

7%

33%

Италия

53%

Россия

Нигерия

38%

50%

Грузия

51%

Узбекистан

Азербайджан

44%

Казахстан

Япония

25%

Швейцария

107

114
145
152
157

57

10

1

158

Наличные

средства

0,55

Коэффициент

2,45

Потенциал роста объёмов средств в 
банковской системе за счёт сокращения 
обращения наличных денег

IMF производит расчёт размера неофициальной экономики и 
публикует ежегодную динамику изменения. IMF как 
специализированное подразделение ООН является 
авторитетным источником в области оценки и прогнозирования 
макроэкономических статистических данных

• В Республике Узбекистан наблюдается высокая доля 

неофициальной экономики – деловой активности, 
происходящей вне правового поля и не облагающейся 
налогами и сборами. По оценкам Министерства экономики 
доля неофициальной экономики может составлять до 50% от 
текущего уровня ВВП и находится на 152 месте в мире по 
этому показателю (рейтинг IMF)

• Столь значительная доля неофициальной экономики создаёт 

серьезные препятствия к развитию финансовой системы и 
экономики в целом, поскольку не создаёт вклад в размер 
банковских активов и налогооблагаемой базы

• Высокая доля неофициальной экономики обусловлена рядом 

факторов, в том числе следующими:

• Низкий уровень доверия к государственным органам и 

финансовой системе

• Высокий уровень коррупции 
• Высокий уровень правового нигилизма
• Отсутствие конфиденциальности в банковской системе и 

налоговых  органах

Высокие налоги и обязательные платежи

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

• Высокая доля неофициальной 

составляющей экономики – до 50% от 
ВВП

• Низкий приток иностранных инвестиций –

2,3 млрд долл. США (за 2017 г.)

• Превышение импорта над экспортом –

чистый экспорт -1,7 млрд долл. США (за 
2017 г.)

• Низкий объём кредитования со стороны 

банковского сектора – только 12,1% 
инвестиций в основной капитал 
финансируется за счёт коммерческих 
банков (за 2017 г.)

Текущая ситуация

42

Амнистия капитала

Стратегические опции

1

Высокая результативность программ легализации капитала внутри страны

Амнистия денежных средств и имущества с обязательным декларированием источников получения

• Значительная результативность программы 

амнистии по капиталу внутри страны

• Низкая эффективность программы по 

репатриации капитала из-за рубежа

3

Амнистия капитала с обязательным декларированием, не распространяющаяся на должностных лиц

Низкая эффективность программы, требующей обязательной декларации источников доходов и не 

допускающей к легализации должностных лиц

• Не допускается возможность легализации 

капитала, накопленного преступным путем

• Низкая эффективность программы амнистии 

(собранные средства в 100 раз меньше 
прогнозных объёмов)

Высокая результативность программ легализации как капитала внутри страны, так и по репатриации 

офшорного капитала

Конфиденциальная амнистия денежных средств

Легализация капитала через уплату налога в размере 2,5% от стоимости 
активов либо через приобретение ценных бумаг государства на сумму 12% 
от стоимости. Государство гарантирует полную конфиденциальность и 
прекращение преследования со стороны налоговых органов

• Высокая результативность программы 

амнистии

• Создаётся возможность легализации средств, 

полученных преступным путем

• Высокий уровень критики со стороны 

общественности, включая проведение 
демонстраций

Целевая опция 

проведения амнистии

Примеры стран:

Казахстан

Примеры стран:

Грузия

Примеры стран:

Италия

Легализация капитала, затрагивающая как денежные активы, так и 
недвижимую собственность и прочие активы. Возврат денежных средств в 
национальную банковскую систему не облагается налогом (при условии 
поддержания сохранения средств на счетах в течение 5 лет), 
недвижимость облагается единовременным сбором в размере 10% от 
стоимости. Государственные служащие освобождаются от преследования. 
Требуется раскрыть источник происхождения средств

2

Возможность внести средства в банковскую систему с уплатой 1% в 
государственный бюджет. Обязательное декларирование источников 
происхождения средств. К амнистии не допущены лица, накопившие 
доходы преступным путем, и должностные лица страны 

Источники: анализ рабочей группы

43

Амнистия капитала

Отсутствие запроса на 

дополнительную информацию

Февраль-

Март 2019 г.

Декабрь

2019 г.

Объявлена всеобщая амнистия капитала

«Нулевая 

толерантность»

1

С января 

2020 г.

x

Основой успешной амнистии капитала является анонимность и декриминализация, а также 
заблаговременное предупреждение о кратном росте ответственности за уклонение от налогов

Примечание. 1 – политика нетерпимости к коррупции, незаконному обогащению и уклонению от уплаты налогов, предусматривающая лишение права занимать 
общественно значимые должности в Республике Узбекистан и частичную конфискацию имущества в размере, соответствующем масштабу  преступления

• Подписание закона о налоговой амнистии и репатриации капитала, проводимой в период с марта 

по декабрь 2019 г.

• Публичное выступление Президента РУз с объявлением о начале амнистии капитала 

• Дополнительное привлечение денежных средств в банковскую систему и на рынки капитала РУз в 

объёме 15–25 млрд долл. США

• Снижение размера неофициальной экономики и уровня коррупции 

Целевое видение проведения амнистии капитала в РУз

Решение

Целевой результат 

Возврат капитала по программе амнистии возможен через:

• Размещение средств в банках-резидентах РУз с условием сохранения средств на счетах в течение 

не менее 5 лет и правом получения процентов на остаток средств в любой доступной валюте

• Приобретение ценных бумаг эмитентов РУз (в частности еврооблигации) или ценных бумаг 

центрального правительства с условием их удержания в течение не менее 3 лет. 

• Покупку активов в рамках государственной программы приватизации
• Либо замена вышеуказанных мероприятий выплатой компенсации в размере 5% от стоимости 

амнистируемой собственности / размера актива

Требуется гарантировать следующее:

освобождение от подачи декларации, уплата налоговых долгов и проверка средств, полученных 
до легализации

ликвидация записей налоговой задолженности, штрафов и штрафов за активы, представленные 
для легализации

полная конфиденциальность всех трансфертов активов для налоговых органов, других 
государственных органов и других лиц

К программе легализации капитала допускаются все действительные и бывшие граждане РУз, включая 
самозанятых, предпринимателей и должностных лиц
В соответствии с рекомендациями FATF, программа амнистии капитала не распространяется на средства, 
полученные преступным путем или направленные на финансирование терроризма
Следует начать работу по подписанию соглашения об обмене налоговой информацией и 
сотрудничестве 
в области противодействия налоговому мошенничеству с дружественными 
юрисдикциями (Люксембург, Швейцария и другие)

Этапы и способы легализации

44

Амнистия капитала

Италия

Источник: Эрнст энд Янг (2015), Il Sole 24 Ore (2014, 2015)

• Высокая доля доходов, укрываемых от налогообложения
• Значительный объём экспатриированного капитала
• Потребность в дофинансировании государственного бюджета
• Высокий уровень коррупции в административных органах

Лучшие практики в мире и Центральной Азии

Описание ситуации и проблемы 

Решение

Этапы и способы легализации

Целевой результат 

Сенат Италии одобрил Закон от 15 декабря 2014 года № 186, предусматривающий добровольное 
раскрытие информации, возможность узаконивания активов, находящихся за границей, и значительное 
сокращение штрафов

Программа 2014 года (Закон № 186 от 2014 года) предназначена специально для проведения 
репатриации капитала из-за рубежа, а также борьбы с офшорным уклонением от уплаты налогов и 
незаконным получением денежных средств. Данная программа длилась один год и может считаться 
наиболее прогрессивной и всеобъемлющей

Активы, раскрытые в соответствии с этим законом, облагались налогом по полной ставке со 
значительными исключениями в отношении денежных санкций за необъявленные налоги и иммунитет 
от уголовного преследования за налоговые преступления.
Однако участвующие налогоплательщики должны были сообщить свое имя, банковскую информацию и 
назвать посредников, чтобы позволить органам власти проверить происхождение активов

В 2015 году Италия также подписала соглашение со Швейцарией, привилегированным местом для 
уклоняющихся от налогов лиц в Италии, которое предусматривает меры по обмену налоговой 
информацией и сотрудничеству в области противодействия налоговому мошенничеству. 
С 2018 года 
внедряется система автоматического обмена информацией в налоговых вопросах между двумя 
странами. В соответствии с этим соглашением Италия также удалила Швейцарию из своего чёрного 
списка стран, для которых компаниям необходимо было предоставить дополнительные доказательства 
по их сделкам с компаниями.

• По состоянию на конец 2014 года доходы от репатриированных активов и объявленных налогов по 

программе достигли 4 млрд евро 

• Всего по программам легализации капитала было собрано свыше 70 млрд евро

45

Амнистия капитала

Казахстан

Этапы и способы легализации

Целевой результат 

• Высокая доля неофициальной составляющей экономики
• Сокращение притока иностранных инвестиций
• Снижение торгового баланса и сальдо счёта текущих операций
• Уменьшение кредитования со стороны банковского сектора

30 июня 2014 г. Президент подписал закон  «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов

1

и 

лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества»

Легализация стартовала 1 сентября 2014 г. и должна была завершиться 31 декабря 2015 г., но срок был 
продлен до 31 декабря 2016 г. Легализации подлежат 
практически все основные материальные 
ценности – деньги, ценные бумаги, доли в компаниях, недвижимость

На первом этапе легализации владелец теневых денег должен зачислить их на специальные 
сберегательные счета в банках 
второго уровня или в «Казпочте», после чего выбрать для себя 
дальнейший сценарий амнистии

Основной сценарий предполагает, что легализуемые деньги будут храниться на счетах в банках или 
«Казпочте» в течение пяти лет

Если у владельца нет желания держать средства на счетах в течение пяти лет, то возможна покупка 
любых ценных бумаг, размещённых на Казахстанской фондовой бирже

Согласно третьему сценарию можно легализовать свои деньги, купив объекты в рамках второй волны 
государственной приватизации

Возможна легализация по ускоренному варианту: амнистировать капитал, заплатив государству 10% от 
стоимости легализуемого имущества

Госслужащие также освобождаются от дисциплинарной ответственности за нарушение правил 
декларирования собственности и доходов 

Общая сумма легализованного имущества достигла 20 млрд долл. США, из которых 7,8 млрд 
пришлось на денежные средства

Были достигнуты значительные результаты по легализации имущества внутри страны, но не по
экспатриации собственности, выведенной за рубеж

Примечание: 1 - оралманы – экспатриированные казахстанцы, вернувшиеся из-за рубежа 

Описание ситуации и проблемы 

Решение

Лучшие практики в мире и Центральной Азии

46

Амнистия капитала

Грузия

Источник: Forbes

24 декабря 2014 г. Президент Грузии подписал закон  «Об амнистии и легализации 
недекларированных налоговых обязательств и имущества»

Большое число налогов и низкая прозрачность законодательства 

Низкий уровень доверия к текущей администрации

Потребность в дофинансировании бюджета

Амнистия подразумевала прекращение производства по возбуждённым во всех следственных органах 
делах, 
связанных с нарушениями налогового законодательства для лиц, добровольно принявших 
участие в данной программе
Также было объявлено об освобождении от судимостей в связи с налоговыми преступлениями в 
установленном законом порядке

Лицо, принявшее участие в амнистии, имело право до конца года:
• представить в налоговые органы декларацию, отражающую собственное имущественное 

положение, и выплатить государству штраф в размере 1 процента рыночной стоимости сокрытого 
имущества

• зачислить денежные средства в коммерческие банки-резиденты Грузии на срочные или 

сберегательные вклады в национальной или иностранной валюте путём внесения наличных 
денежных средств или перечисления собственных денежных средств из-за границы

Действие Закона не распространялось:
а) на лиц, накопивших доходы (имущество) преступным путем, 
таким как незаконная торговля 
наркотиками и оружием, терроризм, торговля людьми и совершение других транснациональных 
преступлений
б) на должностных лиц

• Вместо ожидаемых 4 млн долл. США бюджет страны получил от бизнесменов, уклонившихся от 

налогов, всего 35 тыс. долл. США

• Амнистия провалилась не потому, что соответствующий закон был неполноценным, а из-за 

недоверия бизнесменов к государству

Целевой результат 

Лучшие практики в мире и Центральной Азии

Описание ситуации и проблемы 

Решение

Этапы и способы легализации

47

Доля государства в ключевых сферах экономики

2018 - 2035

Государственная собственность

Приватизация и единый национальный фонд

Ликвидные активы

Неликвидные активы

• Высоколиквидные активы, такие как акции и 

доли в предприятиях, в особенности в сфере 
ТЭК, добычи и обработки ресурсов

• Низколиквидные или неликвидные активы, 

такие как устаревшие здания, 
нефункционирующие имущественные 
комплексы

Стратегические

активы 

• Активы в критически 

важных для 
стратегии развития 
РУз отраслях: 
промышленность, 
ТЭК, инфраструктура

Нестратегические

активы

• Активы за 

пределами 
периметра 
стратегии развития

Ключевая цель: рост и 
развитие экономики 
РУз, снижение доли 
государства

Предлагаемые шаги:

• Привлечение 

активных 
инвесторов к 
соинвестированию

• Приватизация в три 

этапа 
(25%+25%+50%-1)

• Контроль лиц, 

допущенных к 
участию в 
приватизации

• Продажа активов по минимальной стоимости
• Сохранение производственного профиля 

актива на протяжении 3-5 лет после продажи 
частному инвестору

• Принятие инвестором инвестиционных 

обязательств в связи с приобретаемым  
активом. Например, создание и 
поддержание рабочих мест для граждан РУз

70-

80%

2018

2035

10-

15%

Приватизация и единый национальный фонд

Международная компания

Наличие значительного опыта в данной отрасли

Наличие соответствующих активов в 
стратегическом портфеле (горизонтальная или 
вертикальная интеграция)

Развитая КСО

Соблюдение принципов устойчивого развития

Доступ к источникам финансирования и экспертизы

«История успеха»

Критерии стратегического инвестора

Ключевая цель
поступление 
денежного потока в 
бюджет РУз, снижение 
издержек госбюджета

Предлагаемые шаги:

• Привлечение 

стратегических/
портфельных 
инвесторов

• Поэтапная 

приватизация

• Отсутствие 

жёсткого контроля 
лиц, допущенных к 
участию в 
приватизации

48

Приватизация и единый национальный фонд

+13,5%

Среднегодовой 
рост ВВП 
в динамичном 
сценарии

«Приватизация оптом»

Сохранение государственной собственности

• Массовая приватизация не обеспечит максимальную 

стоимость продаваемых активов

• Позволит передачу собственности потенциально 

нежелательным инвесторам

• Приведёт к шоковым явлениям в ключевых сферах 

экономики

• Не позволит получить дополнительные источники 

инвестиций в начале развития

• Препятствует приходу частных международных инвестиций
• Требует дофинансирования неэффективных предприятий

Поэтапная полная приватизация

• Пошлёт инвесторам сигнал о «разгосударствлении» экономики
• Позволит получить «справедливую стоимость» за реализуемый 

пакет акций актива

• Позволит избавиться от неэффективных активов без шоковых 

явлений

«25%+1»

«50%-1»

«Золотая акция»

Инвестор входит в 

капитал актива и 

способствует повышению 

эффективности актива. 

Инвестор имеет право 

вето

Инвестор наращивает 

долю собственности и 

способствует 

повышению рыночного 

потенциала и 

стоимости. Государство 

сохраняет право 

финального решения

Инвестор выкупает 

собственность у 

государства.

Государство сохраняет за 

собой «золотую акцию» -

право вето и дивиденды, 

но отстраняется от 

оперативного 

управления

Единый национальный фонд

Привлечение инвесторов

Управление приватизацией

Привлечение экспертизы

Для реализации поэтапной приватизации необходимо создание единого национального фонда по управлению гос. 

активами и проведению приватизации, который также будет привлекать инвесторов (индивидуальных и 

корпоративных) в страну и координировать работу с отраслевыми консультантами

Структура и функции  единого национального фонда по управлению гос. активами и 
проведению приватизации

Этапы приватизации

Деятельность

Характеристики

Участие в уставном капитале компаний

Размещение свободных средств для реализации 

инвестиционных проектов

Сотрудничество с иностранными ассоциациями 

инженеров

Формирование консорциумов

Эффективное управление

Эффективное использование средств

Рост стоимости активов под управлением

Максимизация дохода бюджета от приватизации

49

• Проведение приватизации 

государственной 
собственности

• Проведение амнистии 

капитала

• Образование специальных 

административных зон (САР), 
предусматривающих 
упрощённую процедуру 
регистрации юридических лиц

• Отмена запрета открытия 

филиалов иностранных 
коммерческих банков на 
территории Республики 
Узбекистан

• Совершенствование практики 

соответствия налогово-
бюджетной и денежно-
кредитной политики

• Совершенствование 

казначейского исполнения 
Государственного бюджета 
путем управления 
ликвидностью Единого 
казначейского счёта 
Государственного бюджета

• Совершенствование правового 

регулирования отношений в 
сфере государственных 
заимствований, управления 
государственным долгом и 
государственными 
финансовыми активами

• Развитие ГЧП

Макроэкономика

Основные стратегические инициативы

2035

2030

2025

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Источники: анализ рабочей группы

• Реформирование налоговой 

системы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..