Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 1

 

 

2

Ограничение ответственности

Международная негосударственная некоммерческая организация «BUYUK KELAJAK» (далее «МННО») была
зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 14 апреля 2018 г. Основным аналитическим
органом МННО является Экспертный совет, объединяющий более 240 соотечественников - специалистов с опытом
работы за рубежом из более 30 стран. Целью организации является оказание содействия реализуемым реформам
в экономической и социальной сферах, оказание экспертной поддержки в повышении эффективности
проводимых преобразований, ускоренного развития государства и общества.

Информация, содержащаяся в настоящем документе, носит общий характер и подготовлена без учета конкретных
обстоятельств того или иного лица или организации. Хотя мы неизменно стремимся представлять своевременную
и точную информацию, мы не можем гарантировать того, что данная информация окажется столь же точной на
момент получения или будет оставаться столь же точной в будущем. Предпринимать какие-либо действия на
основании такой информации можно только после консультаций с соответствующими специалистами и
тщательного анализа конкретной ситуации.

Информация, представленная в документе, основана на публично доступной информации и информации,
предоставленной рабочей группе проекта МННО «BUYUK KELAJAK». Она отражает взгляды и условия,
преобладающие на период проведения исследования, которые могут меняться с течением времени. При
подготовке рабочая группа проекта предполагала, без дополнительной независимой оценки полноту, точность и
достоверность информации, которая легла в основу документа, включая информацию из открытых источников и
предоставленную Третьими лицами1. Рабочая группа проекта не принимает и не берет на себя ответственность за
те или иные ошибки и/или неточности в документе, причиной которых являются неполнота, недостоверность,
неточность данных полученных от Третьих лиц, а также из открытых источников.

Предположения относительно будущего развития той или иной тенденции или ситуации, высказанные рабочей
группой проекта в документе, подготовлены для общего сведения – приведенные значения показателей являются
количественным отражением сценариев, опций и стратегических инициатив, описываемых в Концепции стратегии
развития Республики Узбекистан до 2035 г. и зависят от политических и управленческих решений, принятых или не
принятых в рамках реализации инициатив стратегии.

В то время как рабочая группа проекта выполнила анализ добросовестно, никаких гарантий, выраженных явно или
подразумеваемых, в отношении точности, полноты и правильности сделанных предположений, расчетов и
результатов не предполагается. Рабочая группа проекта не несет ответственности за те или иные действия,
решения, суждения, основанные на информации, приведенной в документе. Всем Сторонам рекомендуется
провести собственный анализ и надлежащую проверку, перед тем как принять какое-либо решение или принять
на себя какое-либо обязательство, основанное на информации, содержащейся в настоящем документе.

За период от разработки Концепции Стратегии с июня по декабрь 2018 года до проведения общественных
слушаний с января по август 2019 г. ряд факторов обновился. В частности, обновились макроэкономические
показатели (обменный курс, уровень инфляции и пр.) и политика в области статистики (постановление «О
дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также
повышению статистического потенциала страны»), проводятся определённые реформы (подготовлена концепция
реформирования налоговой системы), приняты новые НПА (например, закон «О приватизации земельных
участков несельскохозяйственного назначения», постановления Кабинета министров Республики Узбекистан от 15
марта 2019 г. №140, поручение Кабинета министров от 6 мая 2019 г. № 03/1-1622 Минсельхозу РУз, поручение
Администрации Президента от 1 мая 2019 г. Минсельхозу РУз № 06/1-1536), приняты стратегические документы
(например, Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан на период до 2025 года), определены
приоритетные направления развития и диверсификации химической отрасли до 2030 года и т.п. Несмотря на
вышеуказанные обновления Концепция Стратегии сохраняет свою актуальность, особенно в части выбранных
стратегических приоритетов и вектора развития в целом.

Примечание: 1 - под Третьими лицами здесь понимаются любые лица, физические или юридические

3

Концепция Стратегии

Содержание

• Оценка текущего уровня развития Республики Узбекистан

• Сценарии развития Республики Узбекистан

• Глобальные тренды, влияющие на развитие Республики Узбекистан

• Факторы, влияющие на развитие Республики Узбекистан

• Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г.

• Создание Центра управления реформами Республики Узбекистан 

• Макроэкономика и финансовое обеспечение развития Республики Узбекистан

- Макроэкономические параметры

- Налоговая система

- Инвестиции

- Государственный бюджет

- Амнистия капитала

- Приватизация и единый национальный фонд

• Развитие торговли

• Урбанизация

• Целевые показатели развития Республики Узбекистан в 2035 г.

• Основные этапы реализации Стратегии: «Стратегическая лестница»

• Необходимые шаги по реализации Стратегии в 2019-20 гг.

• Национальная безопасность

• Национальная идея

7

8

10

18

25

22

30

29

53

57

58

59

67

52

33

38

40

41

47

30

50

4

Содержание

Детализация Концепции Стратегии по направлениям

70

4. Развитие технологий и инноваций 

4.1 Наука, технологии и инновации

396

395

303
330
345
357
365

3. Развитие социальной сферы

3.1 Здравоохранение
3.2 Социальная политика
3.3 Человеческий капитал
3.4 Культура
3.5 Экология

302

2. Развитие экономики

2.1 Сельское хозяйство
2.2 Промышленность

2.2.1 Текстильная промышленность
2.2.2 Топливно-энергетический комплекс
2.2.3 Горно-металлургический комплекс
2.2.4 Автомобильная промышленность
2.2.5 Химическая промышленность
2.2.6 Транспорт

2.3 Строительная отрасль и инженерно-коммуникационная инфраструктура
2.4 Туризм
2.5 Малый бизнес и частное предпринимательство
2.6 Финансовая система

2.6.1 Банковская система и комплаенс
2.6.2 Страховая и пенсионная система
2.6.3 Рынки капитала

105
122
123
130
155
174
180
187

104

206
227
234
256
257
282
293

1. Развитие государственного управления

1.1 Исполнительная власть
1.2 Законодательная власть
1.3 Судебная власть

72
84
96

71

Приложение к Детализации

Налоговая система

423

422

5

Содержание

Приложения

Глоссарий

439

Прогноз целевых показателей развития Республики Узбекистан до 2035 г.

451

2.1 Цель построения прогнозной модели
2.2 Принципы построения прогнозной модели
2.3 Основные параметры прогнозной модели
2.4 Основные блоки прогнозной модели
2.5 Результаты расчета
2.6 Дополнительные расчеты

2.6.1 Государственный бюджет Республики Узбекистан в 2018-35 гг.

2.6.2 Инвестиции: направления и источники
2.6.3 Аналитическая сводка по приватизации государственных активов

453
454
455
456
457
463
464
474
482

438

7

Концепция Стратегии

Концепция Стратегии развития 

Республики Узбекистан до 2035 г.

8

Оценка текущего уровня развития Республики 
Узбекистан

Социальные показатели

3

, 2017

222

207

190

Структура экономики,2017

Экономические показатели

2

, 2017

ВВП на душу населения

Инфляция

5,4

2,3

млрд долл. США

14%

Объём FDI

Объём налоговых поступлений

млрд долл. США

1 485

долл. США в год

123

место в мире

13,9

млрд долл. США

14,3

млрд долл. США

Экспорт

Импорт

32,7

млн чел.

Численность населения

46%

Моложе 25 лет

1,7%

Темп роста населения

73,7

лет

Средняя 

продолжительность жизни 

при рождении

8,9%

Регистрируемая 

безработица

от трудоспособного 

населения

51%

49%

Городское население

Сельское население

Международные рейтинги, 2017

Номинальный ВВП

млрд долл. США

ВВП по ППС

1

Занятость по отраслям

49,8%

27,2%

23,1%

2015

2016

2017

66,9

67,1

48,7

Рейтинг развития 

телекоммуникационной 

инфраструктуры ООН (TII), 2018 г.

Индекс развития 

электронного 

правительства, 2018 г.

Human Development 

Index

Услуги

Сельское 

хозяйство

Промышленность 

Примечание: 1 – ВВП по ППС – расчёт ВВП по паритету покупательной способности, то есть с учётом покупательной силы национальной  валюты
Источники: 2 – Всемирный банк, 3 – Государственный комитет по статистике

Из 180

Из 180

Из 190

Из 193

Из 193

Из 189

157

место

165

место

74

место

165

114

место

105

место

81

место

9

Оценка текущего уровня развития Республики 
Узбекистан

Текущие показатели Республики Узбекистан в сравнении с другими странами, 2017 г.

Производительность экономики 

Производительность 

промышленности, 

долл. США / занятых

2 247

22 512 

22 875 

4 672

111 471

17 145

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

Узбекистан

Сингапур

Малайзия

Производительность 

сферы услуг, долл. 

США / занятых

3 452

85 301

42 851

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

Качество жизни 

Регистрируемая 

безработица, % от 

трудоспособного 

населения

Доля населения, 

находящаяся за 

чертой бедности (1,95 

долл. США / день), %

Позиция в 

рейтинге ООН

Human Development

Index, позиция

8,9

1,8

3,7

10

0,2

0,3

105

9

22

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

Узбекистан

Малайзия

Ю. Корея

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

ВВП на душу 

населения, долл. США 

/душу населения

1 485

57 719

29 891

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

Место в 

международном 

рейтинге лёгкости 

ведения бизнеса, 

место

74

2

24

Узбекистан

Сингапур

Малайзия

Номинальный ВВП, 

млрд долл. США

48,7

297

1 530

Узбекистан

Сингапур

Ю. Корея

Развитие экономики 

Производительность 

АПК, долл. США / 

занятых

10

Сценарии развития Республики Узбекистан

Источник: анализ Рабочей группы проекта

Благоприятная внешняя конъюнктура обуславливает 

незначительное ускорение темпов развития РУз по 

сравнению с текущими

Привлечение инвестиций (515-623 млрд долларов 

США) обусловлено развитием экономики в условиях 

благоприятной конъюнктуры

Инфляция: постепенное равномерное снижение с 

19,2% в 2018 г. до 10% в 2025 г. и дальнейшее 

постепенное снижение до уровня 4,5% в 2033 г. (темп 

снижения – на основании прогноза IMF на 2018-19 гг.)

Курс доллара: стабильный на уровне 2018 г. – 8065 

сумов за 1 доллар (средневзвешенное значение курса, 

отсутствие резких колебаний за счёт внешней 

конъюнктуры)

Темп роста населения – 1,55% в год (средний между 

текущим (2012-17 гг.) и темпом роста в динамичном 

сценарии )

Номинальный ВВП рассчитывается на основании 

консенсус-прогноза Министерства экономики 

Республики Узбекистан, Euromonitor, IMF, 

исторических темпов роста стран категории «Early-

demographic dividend» по данным World Bank, включая 

Индию, Мексику, Аргентину, Турцию и пр.

Благоприятная внешняя конъюнктура и успешная 

реализация реформ обуславливает возможность 

достижения цели по вхождению в топ-50 стран по 

объёму номинального ВВП

Отмечается значительный объём привлечённых 

инвестиций – 993-1213 млрд долларов США

Инфляция: реализация реформ, в т.ч. независимый и 

эффективный ЦБ, позволяет успешно таргетировать 

инфляцию до 5% в 2026 г., 4,5% с 2031 г. 

Курс доллара: стабильный на уровне 2018 г. – 8065 

сумов за 1 доллар (средневзвешенное значение курса, 

стабильность поддерживается равномерным оттоком  

и притоком капитала)

Темп роста населения – 1,4% в год (снижение темпов 

роста населения по сравнению с текущими в связи с 

улучшением качества жизни, темп роста на основании 

прогноза Euromonitor)

Номинальный ВВП рассчитывается на основании цели 

по вхождению в топ-50 стран (на основании 

прогнозов Euromonitor и EIU)

Негативная внешняя конъюнктура и отсутствие или 

неуспешная реализация реформ обуславливает 

замедление темпов развития РУз по сравнению с 

текущими, привлечение инвестиций затруднено (222-

272 млрд долларов США)

Отмечаются кризисные явления 1 раз в 6 лет, 

негативно влияющие на темп роста ВВП (минус 5,4% в 

кризисный год – аналогично значению падения 

мирового ВВП в последний кризис 2015 г., взято 

наиболее консервативное значение, 6 лет – среднее 

время между мировыми кризисами 1982-2015 гг.)

Восстановление докризисных темпов роста 

происходит за 2 года в связи с неэффективным гос. 

управлением

Инфляция: постепенное равномерное снижение с 

19,2% в 2018 г. до 10% в 2025 г. и дальнейшее 

постепенное снижение до уровня 4,5% в 2033 г. (темп 

снижения – на основании прогноза IMF на 2018-19 гг.)

Курс доллара: стабильный на уровне 2018 г. – 8065 

сумов за 1 доллар (средневзвешенное значение курса, 

стабильность поддерживается отсутствием оттока и 

притока капитала)

Темп роста населения – 1,7% в год (сохраняется 

текущий темп роста в 2012-17 гг., замедление темпов 

прироста отсутствует аналогично развивающимся 

странам с низким уровнем жизни)

Номинальный ВВП рассчитывается на основании 

эволюционного сценария с учетом кризисов

Успешная реализация реформ позволяет достичь 

ускорения темпов развития экономики по сравнению 

с текущими и обеспечить привлечение инвестиций 

(600-733 млрд долларов США)

Отмечаются кризисные явления 1 раз в 6 лет, 

негативно влияющие на темп роста ВВП (минус 5,4% в 

кризисный год – аналогично значению падения 

мирового ВВП в последний кризис 2015 г., взято 

наиболее консервативное значение, 6 лет – среднее 

время между мировыми кризисами 1982-2015 гг.)

Восстановление докризисных темпов роста 

происходит за 1 год в связи с эффективным гос. 

управлением

Инфляция: реализация реформ, в т.ч. независимый и 

эффективный ЦБ, позволяет успешно таргетировать

инфляцию до 5% в 2026 г., 4,5% с 2031 г. 

Курс доллара: стабильный на уровне 2018 г. – 8065 

сумов за 1 доллар (средневзвешенное значение курса, 

стабильность поддерживается своевременными 

мерами по регулированию оттока и притока капитала)

Темп роста населения – 1,55% в год (средний между 

текущим (2012-17 гг.) и темпом роста в динамичном 

сценарии )

Номинальный ВВП рассчитывается на основании 

динамичного сценария с учетом кризисов

Эволюционный сценарий

Динамичный сценарий

Прогрессивный сценарий

Пессимистичный сценарий

Предпосылки для сценариев развития Республики Узбекистан

Благоприятная внешняя конъюнктура, отсутствие кризисов

Неблагоприятная внешняя конъюнктура, наличие кризисов

Отс

утс

тв

ие

 ил

и не

ус

пе

шн

о

е

 пр

о

ве

д

е

ни

е 

р

ефо

р

м

У

спе
шн
о

е

 пр
о

ве

д

е

ни
е

 р

е

фо
р

м

Благоприятная внешняя конъюнктура

при неуспешной реализации реформ

Проведение реформ при благоприятной внешней 
конъюнктуре и значительном объёме инвестиций

Негативная внешняя конъюнктура и внешние кризисы

при неуспешной реализации реформ

Проведение реформ при негативной внешней 

конъюнктуре и внешних кризисах

11

Сценарии развития Республики Узбекистан

Источник: анализ Рабочей группы проекта

Эволюционный сценарий

Динамичный сценарий

Прогрессивный сценарий

Пессимистичный сценарий

Номинальный ВВП Республики  Узбекистан

Благоприятная внешняя конъюнктура, отсутствие кризисов

Неблагоприятная внешняя конъюнктура, наличие кризисов

Отс

утс

тв

ие

 ил

и не

ус

пе

шн

о

е

 пр

о

ве

д

е

ни

е 

р

ефо

р

м

77,2

91,1

71,3

66,1

165,3

117,9

2030

+7,0%

151,9

139,6

108,3

128,3

2025

99,3

83,8

2035

53,6

57,3

2020

46,4

50,0

61,4

41,8

48,7

2017

8,8%

7,1%

8,8%

8,9%

8,5%

7,6%

9,1%

7,1%

7,0%

7,8%

8,8%

8,8%

8,3%

8,8%

7,9%

8,8%

10,9%

-14,1%

Объем номинального ВВП, млрд долларов

Темп роста номинального ВВП, %

Объем номинального ВВП, млрд долларов

Темп роста номинального ВВП, %

12,8%

16,5%

14,9%

15,0%

14,0%

17,1%

15,7%

17,9%

18,2%

18,1%

13,4%

16,2%

15,3%

-13,9%

13,5%

14,4%

12,6%

16,4%

84,2

71,3

99,6

280,0

213,1

182,0

135,9 156,2

2025

+13,5%

2035

424,2

374,0

478,5

242,9

2030

325,4

117,5

2017

48,7

61,3

2020

53,6

41,9

47,2

Объем номинального ВВП, млрд долларов

Темп роста номинального ВВП, %

Объем номинального ВВП, млрд долларов

Темп роста номинального ВВП, %

10,9%

7,8%

-14,1%

5,3%

1,7%

-5,4%

8,8%

9,1%

5,5%

-5,4%

8,3%

7,6%

4,3%

1,1%

-5,4%

8,8%

1,8%

7,9%

12,6%

-13,9%

15,7%

-5,4%

6,4%

-5,4%

18,1%

18,2%

13,5%

17,9%

3,7%

-5,4%

14,0%

12,8%

17,1%

16,2%

15,3%

4,3%

77,9

+3,0%

2035

83,4

79,2

2020

2030

62,8

58,0

47,8

60,5

82,4

63,8

53,7

75,7

47,3

50,0

46,4

69,6

59,4

49,9

2025

2017

41,8

48,7

101,4

181,3

118,7

97,2

200,5

2035

177,8

+8,2%

171,4

156,0

2030

135,3

48,7

102,8

88,8

2025

63,7

53,6

2020

47,2

2017

50,7

41,9

75,3

53,9

У

спе
шн
о

е

 пр
о

ве

д

е

ни
е

 р

е

фо
р

м

12

Сценарии развития Республики Узбекистан

Источник: анализ Рабочей группы проекта

Эволюционный сценарий

Динамичный сценарий

Прогрессивный сценарий

Пессимистичный сценарий

Сравнение номинального и реального ВВП Республики Узбекистан

Благоприятная внешняя конъюнктура, отсутствие кризисов

Неблагоприятная внешняя конъюнктура, наличие кризисов

Отс

утс

тв

ие

 ил

и не

ус

пе

шн

о

е

 пр

о

ве

д

е

ни

е 

р

ефо

р

м

55,4

46,4 48,6

41,8

2017

48,7

2020

50,0

41,0

42,9

39,8

71,3

66,1

61,4

45,4

57,3

53,6

99,3

117,9

41,0

139,6

43,6

42,1

128,3

2030

108,3

39,9

83,8

39,2

91,1

2025

52,3

38,7

39,0

38,8

165,3

77,2

2035

49,1

47,1

151,9

45,3

Реальный ВВП, в ценах 2017 г., млрд долларов США

Номинальный ВВП, млрд долларов США

2020

49,9

2017

53,7

48,7

40,1

35,8

47,3

46,4 48,6

33,3

52,3

47,8

50,0

55,4

41,8

60,5

27,5

59,4

28,0

75,7

24,6

77,9

2030

26,3

25,3

27,1

25,6

79,2 83,4

82,4

32,3

26,0

69,6

62,8

31,7

63,8

31,4

2025

2035

24,8

58,0

Номинальный ВВП, млрд долларов США

Реальный ВВП, в ценах 2017 г., млрд долларов США

155,4

185,6

280,0

325,4

424,2

2030

200,3

126,7

2035

374,0

139,8

242,9

478,5

116,7

213,1

78,2

70,2

182,0

117,5

99,6

63,6

84,2

135,9

156,2

94,3

2025

104,6

86,2

53,7

2017

53,6

171,0

53,6

61,3

48,7

41,9

54,9

71,3

47,2

2020

55,5

58,2

Номинальный ВВП, млрд долларов США

Реальный ВВП, в ценах 2017 г., млрд долларов США

Реальный ВВП, в ценах 2017 г., млрд долларов США

Номинальный ВВП, млрд долларов США

177,8

2035

200,5

83,9

118,7

65,2

102,8

48,1

63,7

101,4

59,1

58,3

88,8

44,0

53,9

45,4

50,7

53,1

2025

77,9

86,6

2020

53,6

156,0

70,6

58,7

97,2

75,3

65,0

171,4

78,477,8

2030

135,3

53,7

47,2

181,3

55,5

41,9

53,6

48,7

2017

7,0%

0,0%

3,0%

-3,7%

8,2%

3,1%

CAGR

CAGR

13,5%

8,2%

CAGR

CAGR

У

спе
шн
о

е

 пр
о

ве

д

е

ни
е

 р

е

фо
р

м

13

Сценарии развития Республики Узбекистан

Источник: анализ Рабочей группы проекта

Эволюционный сценарий

Динамичный сценарий

Прогрессивный сценарий

Пессимистичный сценарий

Макроэкономические показатели Республики Узбекистан

Благоприятная внешняя конъюнктура, отсутствие кризисов

Неблагоприятная внешняя конъюнктура, наличие кризисов

Отс

утс

тв

ие

 ил

и не

ус

пе

шн

о

е

 пр

о

ве

д

е

ни

е 

р

ефо

р

м

2017

2035

Номинальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

165,3

Реальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

49,1

Инвестиции накопленным
итогом, млрд долларов

-

515-623

Население, млн человек

33,3

43,2

ВВП на душу населения, 
тыс. долларов

1,5

3,8

Место в мире по объёму 
номинального ВВП

85

67

ВВП по ППС, млрд 
долларов

222

528

ВВП по ППС на душу 
населения, тыс. долларов

6,8

12,2

2017

2035

Номинальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

478,5

Реальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

200,3

Инвестиции накопленным
итогом, млрд долларов

-

993-1213

Население, млн человек

33,3

42,1

ВВП на душу населения, 
тыс. долларов

1,5

11,4

Место в мире по объёму 
номинального ВВП

85

50

ВВП по ППС, млрд 
долларов

222

701

ВВП по ППС на душу 
населения, тыс. долларов

6,8

16,7

2017

2035

Номинальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

83,4

Реальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

24,8

Инвестиции накопленным
итогом, млрд долларов

-

222-272

Население, млн человек

33,3

44,4

ВВП на душу населения, 
тыс. долларов

1,5

1,9

Место в мире по объёму 
номинального ВВП

85

78

ВВП по ППС, млрд 
долларов

222

303

ВВП по ППС на душу 
населения, тыс. долларов

6,8

6,84

2017

2035

Номинальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

200,5

Реальный ВВП, млрд 
долларов

48,7

83,9

Инвестиции накопленным
итогом, млрд долларов

-

601-735

Население, млн человек

33,3

43,2

ВВП на душу населения, 
тыс. долларов

1,5

4,6

Место в мире по объёму 
номинального ВВП

85

66

ВВП по ППС, млрд 
долларов

222

346

ВВП по ППС на душу 
населения, тыс. долларов

6,8

8,01

У

спе
шн
о

е

 пр
о

ве

д

е

ни
е

 р

е

фо
р

м

14

В качестве целевого сценария в Стратегии выбран

динамичный сценарий развития Республики Узбекистан

• Основой роста станут развитие 

сельского хозяйства и 
промышленности, совершенствование 
инфраструктуры

• Развитие будет основано на росте 

человеческого капитала

• Частные средства – основной источник 

инвестиций

• Общий объём инвестиций составит 

993-1213 млрд долларов

Динамика ВВП 

Млрд долл. США

Позиция в мире

1

2017

2035

84

Словения

85

Узбекистан

86

Литва

Основные характеристики

Источники: 1 – Международный валютный фонд (IMF)

50

51

Новая Зеландия

49

Дания

Узбекистан

+35

Позиций

Сценарии развития Республики Узбекистан

+13,5%

2030

2020

2025

2035

200,3

478,5

48,7

Реальный ВВП, цены 2017 г.

Номинальный ВВП

+8,2%

48,9

48,7

47,3

477,9

478,5

525,8

CAGR

15

Стратегическая цель Республики Узбекистан в 2035 г. –

войти в ТОП-50 экономик мира

Источники: 1 – Международный валютный фонд (IMF)

Сценарии развития Республики Узбекистан

Показатели

Гос. 

управление

Экономика

Общество

Инновации

ВВП

Показатели

• ВВП на душу 

населения

• Производительность 

АПК

• Производство 

электроэнергии

• Объём экспорта 

продукции 

текстильной 

промышленности

• Объём производства 

автомобилей

Показатели

• Регистрируемая 

безработица

• Расходы на 

здравоохранение

• Детская смертность
• Коэффициент Джини
• Cultural Influence 

Ranking

Показатели

• Расходы на НИОКР
• Количество 

патентов

• Global Innovation 

Index

• Количество учёных 

(исследователей)

• Цитируемость 

исследований

• Количество 

публикаций

S

M

A

R

T

Конкретная

Измеримая

Достижимая

Значимая

Ограниченная во времени

• ВВП – единый целевой ориентир
• Цель соответствует принципам SMART

Примеры показателей

• Global Indicators of 

Regulatory 

Governance

• Democracy Index
• Doing Business
• E-government Index
• Corruption 

Perception Index

• Worldwide Press 

Freedom Index

16

Сценарии развития Республики Узбекистан

Показатель

Фактический, 

2017 

Динамичный 

сценарий, 2035

Пессимистичный 

сценарий, 2035

Стабильная макроэкономика

ВВП (номинальный), млрд долл. США

48,7

479

83

ВВП (по ППС), млрд долл. США

222

701

303

ВВП на душу населения, долл. США

1 486

11 362

1 879

Объём доходов бюджета, млрд долл. США

8

147

26

Вклад агрокомплекса в ВДС, млрд долл. США

8

36

14

Вклад промышленности с учетом строительства в ВДС, 
млрд долл. США

15

148

25

Вклад сферы услуг в ВДС, млрд долл. США

20

242

35

Доля агрокомплекса в ВДС, %

19

8

19

Доля промышленности с учетом строительства в ВДС, %

33

35

33

Доля сферы услуг в ВДС, %

47

57

47

Производительность агрокомплекса, долл. США / занятых

2 247

15 585

3 049

Производительность промышленности, долл. США /
занятых

4 672

27 046

6 421

Производительность сферы услуг, долл. США / занятых

3 452

21 968

4 604

Безработица, % от трудоспособного населения

8,9

6,2

7,0

Занятость в агрокомплекса, % от занятых

27,2

12,2

29

Занятость в промышленности, % от занятых

23,1

29,1

23,9

Занятость в сфере услуг, % от занятых

49,8

58,7

47,1

Численность населения, млн человек

33

42,1

44

Доля госдолга в ВВП, %

16,0

38,7

23,9

Инфляция, %

14,4

4,5

4,5

Проникновение МСП, шт./ 1000 чел.

7,1

25

7,9

Добавленная стоимость на 1 МСП, тыс. долл. США / МСП

113

273

127

Объём инвестиций в год, млрд долл. США

12

129

23

Экспорт товаров и услуг, млрд долл. США

13,9

136,5

23,8

Импорт товаров и услуг, млрд долл. США

14,4

116,7

20,3

Показатели развития Республики Узбекистан в динамичном и пессимистичном сценариях

17

Сценарии развития Республики Узбекистан

Показатель

Фактический, 

2017 

Динамичный 

сценарий, 2035

Пессимистичный 

сценарий, 2035

Место в международном рейтинге «Индекс восприятия 
коррупции», 
место

157

46

81

Место в международном рейтинге «Всемирный индекс 
свободы прессы», 
место

165

43

102

Место в международном рейтинге лёгкости ведения 
бизнеса, 
место

74

<20

<50

Качество жизни населения

Доля населения, находящаяся за чертой бедности (1,95
долл. США / день), 
%

10

0,5

10

Показатель коэффициента Джини, %

35,3

31,6

35,3

Коэффициент детской смертности, на 1000 рождённых

31,3

6

31,3

Количество детей, задействованных в принудительном 
труде, 
млн чел.

2

0

0

Темпы роста населения, среднегодовой %

1,6

1,4

1,7

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 
годы

73,7

81

73,7

Поток международных мигрантов, % общего населения

3,9

1,6

3,9

Расходы на здравоохранение, % от ВНД

5,8

10

5,8

Расходы на образование, % от ВВП

6,4

7,5

6,4

Доля детей, поступивших в начальную школу, на 100 
человек

100

100

100

Доля детей, поступивших в среднюю школу, на 100 
человек

95

100

95

Доля выпускников, поступивших в ВУЗы, на 100 человек

9

80

21

Позиция в рейтинге ООН Human Development index, 
позиция

105

Toп 50

Toп 100

Население, имеющее доступ к питьевой воде, городские /
сельские, %

98/81

100/100

98/81

Инфраструктура и ресурсная эффективность

Производительность водных ресурсов, ВВП / м3 чистой 
воды

0,95

35,0

0,91

Ежегодный забор воды на нужды сельского хозяйства, 
от общего количества

90

70

90

Абоненты, подключённые к мобильной связи, абоненты 
на 100 человек

73

120

105

Индекс прогресса по Целям устойчивого развития ООН, 
балл (из 100)

71,2

80,2

71,2

Расходы на НИОКР, % от ВВП

0,2

2

0,6

Показатели развития Республики Узбекистан в динамичном и пессимистичном сценариях

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////