Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 2

 

 

18

Мегатренды

Глобальные тренды, оказывающие влияние на 
развитие Республики Узбекистан

Демография

Развитие личности

Технологический потенциал

Изменения климата

Ограниченность ресурсов 

Урбанизация

Экономические взаимосвязи

Государственный долг

Смена экономических центров 

Окружающая 

среда

Глобальная 

экономика

Человеческий 

капитал

Источник: анализ рабочей группы

19

Сможет ли государство 
обеспечить достойное 
содержание пенсионерам?

Что государство делает, чтобы 
улучшить предоставление услуг? 
Как я могу на это повлиять?

Чем будут заниматься мои дети в 
2035 году?

Человеческий капитал

Человеческий капитал

Увеличение продолжительности 
жизни и снижение рождаемости 
увеличивает долю пожилых 
людей 
во всем мире, что снижает 
платежеспособность систем 
социального обеспечения
, включая 
пенсии и здравоохранение.

В течение 2011–2035 гг. 
пенсионное обеспечение в мире 
вырастет на:

1,3% 

ВВП в 
развитых 
странах

2,2%

ВВП в 
развива-
ющихся
странах

Демография

Развитие личности

Технологический потенциал

203

5

населения 
относится к 
среднему классу

мирового среднего 

класса будет проживать 

в развивающихся 

странах

60%

80%

Информации в мире было создано в 
последние два года

90%

Некоторые регионы сталкиваются с
проблемой интеграции большого
числа молодёжи в насыщенные
рынки труда.

Достижения в области 
образования, здравоохранения и 
технологий помогли воспитать 
новое поколение, которое 
предъявляет повышенные 
требования к прозрачности и 
желает принимать участие 
в 
процессе принятия решений. Эти 
изменения будут продолжаться и к 
2035 году больше людей будет 
относиться к среднему классу, чем 
к бедным.

Информационные (ИКТ) технологии 
трансформировали общество за 
последние 30 лет. 
Новая волна 
технологических достижений в 
настоящее время создает новые 
возможности
, одновременно 
тестируя способность государства 
использовать технологические 
преимущества и обеспечивать 
разумный надзор за развитием 
технологий. 

Примечания: 1 – мужчины в возрасте более 60 лет и женщины в возрасте более 55 лет; 2 - мужчины в возрасте между 15 и 59 годами и женщины в возрасте между 15 
и 54 годами

Рост числа пенсионеров

Резерв среднего класса

Инновации и ИКТ

Источники: Всемирный банк, Center for Economic Research, International Telecommunication  Union, Population Pyramid, анализ рабочей группы

При сохранении текущего 

темпа роста населения к 2035 
году в Узбекистане будет 
проживать 42,1 млн человек, при 
этом количество работающих на 
1 пенсионера будет снижаться
Если в 2017 году на одного 
пенсионера

1

приходилось 6

трудоспособных граждан

2

, к 2035 

году отношение снизится до 1 к 4
Размер пенсионного фонда РУз на 
одного пенсионера составляет 
743 долл. США на одного 
пенсионера (Южная Корея – 80 
тыс. долларов на 1 пенсионера).

Средний класс не является 

превалирующим в Узбекистане 
текущая доля среднего класса 
в 
Узбекистане составляет около 28–
30%
. Однако крупнейшая группа 
населения (45–48%) состоит из 
резерва среднего класса 

граждан, которые при 
дальнейшем росте 
благосостояния и экономическом 
росте станут определяющим 
классом в стране.  Одной из 
основных проблем развития 
резерва 
среднего класса является 
отсутствие социальных лифтов.

В Узбекистане практически 

отсутствует экосистема, 
способствующая развитию 
инноваций и ИКТ. В частности, 
технопарки, бизнес-инкубаторы, 
краудфандинговые площадки и 
иные необходимые элементы 
инновационной инфраструктуры 
находятся на начальном этапе 
развития
Использование ИКТ 
также находится на этапе 
развития: Узбекистан является 
95-й страной в мире в рейтинге 
по Индексу развития ИКТ.

20

Глобальная экономика

Глобальная экономика

По итогам 2017 г. Узбекистан 

ведёт торговые отношения более 
чем со 160 странами мира. 
Сальдо торгового баланса 
положительное – 880 млн 
долларов США. Внешнеторговый 
оборот 
республики в 2017 г. 
вырос на 11% до 26,9 млрд долл. 
США. Экспорт из  Узбекистана 
составляет 13,9 млрд долл. США и 
является стабильным с 2010 года
Ведется планомерная работа по 
подготовке к вступлению в ВТО
принята соответствующая 
дорожная карта.

Внешний долг Узбекистана

на конец 2017 г. составляет около 
16,9 млрд долл. США. 
По 
валовому объёму внешнего 
долга Республика Узбекистан 
находится на 99 месте в мире. 
Отношение государственного 
долга к ВВП низкое – 
16%. 
Возможно повышение, что 
позволит снизить стоимость 
кредитования 
за счёт 
привлечения международных 
кредитов.  

В Республике Узбекистан 

существуют факторы, которые 
негативно влияют на 
эффективность системы 
исполнительной власти
, среди 
которых  высокий уровень 
коррупции, отсутствие 
комплексной системы контроля 
достижения целей
, низкая 
результативность парламентского 
контроля, излишний контроль 
СМИ, отсутствие развитой 
системы подготовки 
управленческих кадров, что 
приводит к снижению
результативности гос. проектов и 
неэффективному использованию 
денежных средств.

Во взаимосвязанной глобальной 
экономике будет наблюдаться 
дальнейший рост международной 
торговли и инвестиций, однако это 
требует развития международной 
кооперации в целях прогресса и 
взаимных экономических выгод.

Экономические взаимосвязи

Как государство будет 
способствовать развитию 
международных связей?

Государственный долг

Смена экономических центров 

Как государство балансирует 
сокращение внешнего долга и 
стимулирование роста 
экономики?

Как государство адаптируется к 
новому экономическому 
порядку?

Ожидается, что 
объём экспорта 
из Азии 
увеличится в 2 
раза до:

39%

общемирового 
экспорта к 2035 г.

98%

В случае продолжения текущих 
трендов мировой государственный 
долг 
достигнет

ВВП к 2035 г.

Ожидается, что государственный 
долг будет действовать в качестве 
существенного ограничения для 
государств. 
Способность 
правительства контролировать 
внешний долг и одновременно 
находить 
новые способы 
предоставления государственных 
услуг будет определять успешность 
реагирования 
правительствами 
этих стран на основные 
социальные, экономические и 
экологические проблемы.

В развивающихся странах 
повышается уровень 
благосостояния
, что оказывает 
значительное влияние на мировую 
экономику. Благодаря изменению
баланса 
экономических точек роста
национальным правительствам 
необходимо будет уделять больше 
внимания поддержанию 
прозрачности деятельности и 
увеличению инклюзивности.

47%

В развивающихся странах 
будут сконцентрированы 
440 кластеров, 
ответственных за

роста мирового ВВП в 2035 г.

Источники: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, Центральный Банк Республики Узбекистан,  CIA, World Poverty lock, данные открытых 
источников,  анализ рабочей группы

Рост международной торговли

Внешний долг

Эффективность гос. управления

21

Окружающая среда

Окружающая среда

В Узбекистане темпы роста 

температуры воздуха в два раза 
превышают 
глобальные и с 1950-
х гг. составили 0,29 градуса за 
десятилетие
Повторяемость 
экстремальных погодных 
явлений 
наиболее высока для 
территории Каракалпакстана. 
Аральская катастрофа усугубила 
климатические изменения 
в 
регионе: в Приаралье число дней 
с температурой выше 40 градусов 
увеличилось в 2 раза (в среднем 
в РУз в 1,5 раза).

Более 30% домохозяйств не 

имеют качественной питьевой 
воды, и более 1 000 населённых 
пунктов не имеют питьевой воды. 
Качество воды низкое, вода 
загрязнена микробами и 
химикатами 
из-за недостаточной 
инфраструктуры для обработки 
сточных вод и очистки воды. 
Загрязнение увеличивается в 
условиях высоких температур и 
ведёт к увеличению числа 
желудочно-кишечных 
заболеваний в летний период.

За последние годы 

удельный вес городского 
населения 
в общей численности 
населения незначительно 
снизился 
(2011 г. – 51,2%, 2017 г. 
– 50,6%). Это связано с 
превышением естественного 
прироста 
сельского населения 
над городским и отсутствием 
искусственного перевода 
отдельных сельских населённых 
пунктов в ранг городских 
поселений.

Изменения климата

Как государство обеспечит 
защиту личных и бизнес-активов 
от последствий изменений 
климата?

Ограниченность ресурсов 

Урбанизация

Как обеспечить детям 
достаточное количество 
продовольствия, питьевой воды 
и энергии?

Как планировать 
инфраструктуру, чтобы она была 
своевременной, эффективной и 
экологичной?

Выбросы парниковых газов
повышение среднегодовой 
температуры, 
а также процессы 
опустынивания 
плодородных 
земель  и другие изменения 
климата налагают дополнительные 
затраты на государство

Для большинства государств 
достижение к 2035 г. правильного 
сочетания политики адаптации к 
изменениям климата и смягчения
последствий 
будет сложной 
задачей.

К 2035 году мировые государственные 
расходы на борьбу с последствиями 
изменения климата могут достичь

1%

мирового ВВП в год

40%

Прогнозируемый 
недостаток питьевой 
воды к 2030 г.

Прирост населения, экономический 
рост и изменения климата повысят 
нагрузку на основные природные 
ресурсы, 
включая воду, 
продовольствие, пахотные земли и 
энергию. В центре новых 
правительственных программ 
будет стоять устойчивое 
управление ресурсами
.

2035

населения будет 
жить в городах

роста городского 

населения в 

следующие 20 лет 

будет сосредоточено в 

Африке и Азии

60%

80%

Почти две трети населения мира 
будет проживать в городах к 2035 
году. Урбанизация создаёт 
значительные возможности 
для 
социально-экономического 
развития и более устойчивой 
жизни, однако вместе с тем 
увеличивается нагрузка на 
инфраструктуру и ресурсы

особенно водно-энергетические.

Источники: Центр гидрометеорологической  службы при Кабинете министров Республики Узбекистан, ООН, Государственный комитет Республики Узбекистан по 
статистике, анализ рабочей группы

Рост температуры воздуха

Доступ к воде

Доля городского населения

22

Факторы, влияющие на развитие Республики Узбекистан

Источники: анализ рабочей группы

Нарушение принципа  разделения 
властей

Неэффективное расходование 

государственных средств

Недостаток современных и 

качественных решений со 

стороны законодательной 

власти
Неудовлетворительный 

уровень соблюдения 

прав человека, вкл. 

свободу слова, 

справедливый суд

Недостаток антикоррупционных 

мер на всех уровнях 

государственного управления и 

общественной жизни

Неравный доступ к 

здравоохранению

Дефицит воды

Неразвитая социальная 

инфраструктура 

Высокий уровень бедности и 

безработицы 

Значительная 

трудовая миграция

Эмиграция 

высокообразованных 

специалистов

Ограниченный доступ к высшему 

образованию

Неразвитость 

высокотехнологичного и 

наукоёмкого производства

Проблемы с защитой 

интеллектуальной собственности

Ограниченное 

финансирование 

НИОКР

Высокая доля 

неофициальной экономики

Недостаток инвестиций

Высокая доля 

государственного участия 

в экономике

Несоответствие 

компетенций 

стратегическим 

целям развития 

экономики

Изношенность и сложность доступа 

к инфраструктуре

23

Факторы, влияющие на развитие Республики Узбекистан

Источники: 1) https://www.cable.co.uk/broadband/speed/worldwide-speed-league/, анализ рабочей группы

Политические вызовы

Недостаток коррупционных мер на 

всех уровнях государственного

управления и общественной жизни

03

• Республика Узбекистан занимает 157 место из 180 

стран в Индексе восприятия коррупции за 2017 г.

Нарушение принципа  разделения 
властей

01

• Узбекистан занимает 158 место из 165 стран по 

Индексу демократии за 2017 г.

Недостаток современных и качественных 

решений со стороны законодательной 

власти

04

• Низкая конкретика, неоднозначные трактовки

Неудовлетворительный уровень 

соблюдения прав человека, вкл. 

свободу слова, справедливый суд

05

• 165 место из 180 стран во Всемирном индексе 

свободы прессы за 2018 г.

Неэффективное расходование 
государственных средств

02

• Отсутствуют современные системы проектного 

управления

Экономические вызовы

Высокая доля неофициальной 

экономики

03

• По оценкам экспертов и представителей 

государственных органов доля неофициальной 
экономики по отдельным секторам может 
достигать до 50%

Изношенность и сложность доступа к 

инфраструктуре

01

• Более 35% водоводов и сетей водоснабжения 

нуждаются в срочном ремонте, скорость 
Интернета – 1 Мб/с при среднем мировом 
показателе 9 Мб/с,  уровень потерь 
электроэнергии при передаче составляет 15%

Высокая доля государственного участия в 

экономике

04

• Доля государственного участия превышает 50% в 

следующих отраслях: банковская сфера, добыча 
полезных ископаемых, энергетика, пищевая 
промышленность, хлопковая промышленность

Несоответствие компетенций 

стратегическим целям развития 

экономики

05

• Недостаточная доля работоспособного населения, 

обладающая компетенциями в инженерном деле, 
экономике и бизнесе – 36%

Недостаток инвестиций

02

• В 2017 году валовое накопление основного капитала 

составило 12 млрд долл. США, что составило 25% от 
ВВП
, а в других странах, таких как Турция и Ю. Корея, 
объём инвестиций равен или превышает 30% от ВВП

1

• Низкая производительность труда

24

Факторы, влияющие на развитие Республики Узбекистан

Источники: анализ рабочей группы

Неразвитая социальная 
инфраструктура 

03

Узбекистан является аутсайдером рейтинга по 
капитальным инвестициям 
в здравоохранение, 
отсутствует повсеместное внедрение ИКТ 

Значительная трудовая миграция

01

Значительная часть (почти треть) 
работоспособного населения страны находится на 
заработках за границей (85% из них в Российской 
Федерации)

Высокий уровень бедности и 
безработицы 

04

Около 10% населения в Узбекистане живёт в 
условиях экстремальной бедности (менее 1,95 
долл. США в день), оценки уровня 
нерегистрируемой безработицы доходят до 35% 

Дефицит воды

05

Более 10% сельского населения не имеет доступа 
к питьевой воде

Неравный доступ к здравоохранению

02

Система финансирования здравоохранения в 
большой степени полагается на частные платежи. 
Личные расходы в системе здравоохранения 
составляют до 45%

Проблемы с защитой
интеллектуальной собственности

03

• Развита недобросовестная конкуренция в сфере 

интеллектуальной собственности, в т. ч. 
дублирование продуктов международных 
компаний

Недостаток высокообразованных 

специалистов

01

• В трудоустроенном населении РУз учёные-

исследователи составляют 0,21% при медиане 
0,65% в странах-лидерах

Ограниченный доступ к дошкольному и 

высшему образованию

04

• Уровень доступа РУз к высшему образованию 

низкий – 9,2% населения (Япония – 63%)

Неразвитость высокотехнологичного и 

наукоёмкого производства

05

• Доля инновационных предприятий в 2016 г. 

составила 0,85% от общего количества компаний 
(в ЕС – около 49%)

Ограниченное финансирование 
НИОКР

02

• Финансирование НИОКР в РУз составило 133 млн 

долл. США в 2015 г. (в Швеции – 16,2 млрд долл. 
США, в США – 599 млрд долл. США)

Социальные вызовы

Технологические вызовы

25

Источники: анализ рабочей группы
Примечание: МСП – малое и среднее предпринимательство

Стратегия развития Республики Узбекистан до 2035 г.

2035

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан 
до 2035 г.

Развитие государственного
управления

• Исполнительная власть: строгое 

соблюдение законов и 
ориентация на результат

• Независимая законодательная и 

судебная власть

Развитие социальной сферы

• Государственно-частное 

здравоохранение

• Адресная социальная политика

• Человеческий капитал как 

основной фактор роста

• Культура: воспитание поколения

• Экология – смена парадигм и 

трансформация взглядов

Макроэкономика и финансовое 
обеспечение

• Фискальная политика в целях 

роста бизнеса

• Взвешенная монетарная 

политика

• Валютная политика свободного 

курса

• Уникальные возможности для 

инвестиций

• Поэтапная приватизация

Развитие экономики

• Высокотехнологичный и 

экспортно-ориентированный АПК

• Промышленность: устойчивый 

переход к индустрии 4.0

• Туризм без ограничений

• Современная инфраструктура

• Поддержка и развитие МСП1

• Свободный финансовый рынок

Развитие инноваций и 
технологий

• Наука, технологии и инновации: 

на пути к инновационному 
развитию

Основные этапы реализации 
Стратегии

2020

2025

2030

2035

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 0

Подготовительный этап

(2019–2020)

и

три пятилетних этапа 

(2020 – 2025 – 2030 – 2035)

26

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан 
до 2035 г.

Источники: анализ рабочей группы

Развитие государственного управления

• Исполнительная власть: реализация инициатив «top-down», строгое соблюдение законов и 

ориентация на результат, транспарентность и контроль, создание Центра управления реформами 
Республики Узбекистан (в структуре администрации президента)

• Законодательная власть: независимость ветвей власти, оптимизация законодательной базы
• Судебная власть: соблюдение прав человека и обеспечение верховенства права

Развитие экономики

• Сельское хозяйство: высокотехнологичное сельское хозяйство через развитие средних хозяйств и 

агрокластеров с учетом влияния изменения климата

• Промышленность:

-

Текстильная промышленность: специализация на брендовой продукции с использованием 
имеющегося сырья

-

Энергетика: увеличение доли ВИЭ и создание водно-энергетического консорциума

-

Топливная отрасль и ГМК: привлечение международных игроков

-

Автомобильная отрасль: привлечение большего количества международных автоконцернов и 
экспортно-ориентированное производство с использованием новых технологий

-

Транспорт: приход частных игроков, приватизация непрофильных активов и снижение 
стоимости логистики

-

Химическая промышленность: производство и экспорт высокотехнологичной полимерной 
продукции, косметики и лекарственных препаратов

• Инфраструктура: обновление и строительство посредством ГЧП
• Туризм: реализация туристического потенциала с упрощением визового режима и созданием  

инфраструктуры через ГЧП

• МСП и частное предпринимательство: смешанная финансовая и нефинансовая поддержка для 

сокращения теневой экономики, увеличения количества предприятий и их роста

• Финансовая система:

-

Банковская система: постепенная либерализация банковского сектора с параллельным 
созданием институтов развития на промежуточном этапе

-

Пенсионная система: переход к трехуровневой пенсионной системе по аналогии с Австралией и 
США

-

Страховая система: развитие обязательных видов страхования для повышения общего 
благосостояния граждан и снижение влияния государства

Стратегия развития Республики Узбекистан до 2035 г.

2035

27

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан 
до 2035 г.

Источники: анализ рабочей группы

• Здравоохранение: смешанная государственно-частная модель – наличие ОМС, развитие частных 

поставщиков услуг, фокус государства на нуждающихся

• Социальная политика: высокий адресный охват через нефинансовые меры и развитие КСО
• Человеческий капитал: сохранение доступного государственного образования при развитии частных 

поставщиков, экспорт высококвалифицированной рабочей силы

• Культура: воспитание культурного поколения и формирование национального бренда страны за счёт 

развития спроса высшего уровня на интеллектуальные услуги, искусство и творчество

• Экология: ликвидация накопленного ущерба и переход на бережное природопользование за счёт 

введения ограничительных государственных мер и экологизации сознания населения

Развитие инноваций и технологий

• Наука, технологии и инновации: создание и развитие инновационного центра в отраслях-

локомотивах экономического роста Узбекистана с привлечением международных компаний и 
специалистов

Макроэкономика и финансовое обеспечение

• Фискальная политика: снижение доли косвенных налогов и переход к долгосрочному налоговому 

администрированию

• Монетарная политика: постепенное снижение ключевой ставки с 16% до 9% и наращивание долга с 

16% до 38,7%

• Валютная политика: свободный обменный курс
• Инвестиции: 

-

Суммарный объём: 993 - 1213 млрд долл. США за 17 лет 

-

Основные источники: прямые инвестиции, включая ГЧП, государственные инвестиции и инвестиции от 
корпоративных ценных бумаг

-

Основные расходы: сельское хозяйство и промышленность, инфраструктура, образование, 
здравоохранение и социальная сфера

• Приватизация: поэтапная полная приватизация и создание государственного оператора (единый 

национальный фонд) с переходом к финансовому холдингу

• Бюджетная политика: ограничение темпов роста расходов бюджета в 13,5%, реализация налоговой 

реформы, профицит бюджета с 2024 г.

Развитие социальной сферы

Стратегия развития Республики Узбекистан до 2035 г.

2035

28

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан 
до 2035 г.

Инициативы в рамках матрицы ключевых управленческих решений будут способствовать 
достижению цели по вхождению в ТОП-50 экономик в мире

Примечание: 1 – горно-металлургический комплекс; 2 – топливно-энергетический комплекс
Источник: международный бенчмаркинг, анализ Рабочей группы

Реализуемые в настоящее время

Ра

зви

ти

е 

со

ц

и

аль

но

й

 с

фер

ы

Ра

зви

ти

е 

и

нн

о

вац

и

й

и

 те

хно

л

о

ги

й

Ра

зви

ти

е 

го

с. 

упр

авле

ни

я

Ф

и

нанси

р

о

вани

е

• Обеспечить долгосрочные 

права на землю и 

недвижимость, а также 
гарантировать 
неприкосновенность всех 

прав на 

собственность, 

включая  недвижимость

Бренд «Made in 

Uzbekistan» 

в с/х и текстиле

• Модернизация 

инфраструктуры

• Поддержка 

предпринимательства

• Локализация производств

• Рост импорта

• Минимизация 

операционных издержек

• Возобновляемые источники 

электроэнергии

• Выход ключевых горно-

металлургических 
компаний на первичное 
публичное размещение

• Приватизация земли

• Повышение 

производительности 
труда (с/х)

• Глубина переработки 

(с/х, ГМК

1

, ТЭК

2

)

• Развитие страхования

• Энергоэффективность

Экспортно-
ориентированные 

кластеры

• Водно-энергетический 

баланс

• Электромобили и газо-

моторное топливо

• Цифровизация

экономики

• Автоматизация с/х

• Устойчивое 

производство, 

позволяющее 
минимизировать 
отрицательный эффект 

на экологию

• Фундаментальная наука

• Защита интеллектуальной 

собственности

• Привлечение 

международных компаний 
к созданию научно-
исследовательских центров 
и конструкторских бюро

• Создание 

инновационной 
экосистемы

• Инфраструктура, 

способствующая 
расширению 
использования 

технологий (центры 
трансфера технологий)

• Обязательное медицинское 

страхование

• Развитие частного 

образования

• Национальный проект 

«Вода»

• Реализация мер по 

предотвращению 

последствий изменения 
климата

• Проведение пенсионной 

реформы

• Адресная социальная 

поддержка

• Урбанизация населения

• Экологизация сознания

• Центр управления 

реформами

• Институты развития

• Национальный фонд для 

приватизации

• Продолжение 

демократических реформ

• Меритократия

• Нулевая терпимость к 

коррупции

• «Умное регулирование»

• Свобода слова и 

независимые СМИ

• Электронное 

правительство

• Плюрализм мнений

• Усиление роли 

институтов демократии

• Приватизация

• Амнистия капитала

• Проведение налоговой 

реформы

• Государственно-частное 

партнёрство

• Частные инвестиции

• Развитие рынков 

капитала

• Частные инвестиции

До 2035 г.

До 2025 г.

До 2030 г. 

Стр

ат

егия

 д

ейс

твий 20

1

7

-2

0

2

1

 гг

.

Ра

зви

ти

е 

эко

но

м

и

ки

Стратегия развития Республики Узбекистан до 2035 г.

2035

29

Создание Центра управления реформами Республики 
Узбекистан (в структуре Администрации Президента)

Структура Центра управления реформами Республики Узбекистан

Система установки КПЭ

Президент Республики Узбекистан

Центр управления реформами Республики Узбекистан

(создаётся на базе Администрации Президента)

Руководитель

Направление 

«Государство и право»

Направление 

«Экономика»

Направление

«Социальная сфера»

Направление

«Технологии и 

инновации»

Не требует дополнительных затрат для создания: организуется на базе Администрации Президента, текущих 
компетенций достаточно для запуска работы

Дэшборд
Президента РУз
Контроль 10 КПЭ

10 КПЭ Правительства

1.

ВВП

2.

ВВП на душу населения

3.

Инфляция

4.

Объём инвестиций

5.

Безработица

6.

Доля малообеспеченного 
населения

7.

Рейтинг лёгкости ведения 
бизнеса

8.

Индекс восприятия коррупции

9.

Расходы на здравоохранение

10. Расходы на образование

Премьер-министр

Ответственность за 10 КПЭ

Региональные власти

Каскадированные КПЭ

(все КПЭ Правительства в региональном разрезе)

Министры и 

руководство государственных компаний

Каскадированные КПЭ 

(по 5–7 КПЭ на 1 руководителя)

Пр

ав

ите

л

ьс

тв

о

Суммарная база КПЭ составит более 1000 КПЭ – каскадированных КПЭ от 10 КПЭ Президента Республики 
Узбекистан

30

Макроэкономические параметры

• РУз необходимо сохранить свободный обменный курс

поскольку это способствует притоку иностранного капитала и в 
то же время сохраняет возможность проводить независимую 
денежно-кредитную политику

16

14

9

2016

2017

2018

9

14

17

AZE

KAZ

TAJ

• РУз необходимо снизить налоговую нагрузку 

на бизнес, чтобы стимулировать рост 
частного сектора

• В то же время необходимо увеличить 

государственные трансферты для повышения 
уровня жизни общества

Ставка рефинансирования, 2018

Общая налоговая нагрузка, % прибыли

2017

2035

16,1%

17,8%

Гос. расходы, % ВВП

38%

29%

Источники: данные Всемирного банка, Министерство экономики РУз, Oxelheim, анализ рабочей группы

Монетарная политика

• РУз необходимо постепенно снизить ставку 

рефинансирования, поскольку высокая 
ставка существенно ограничивает развитие 
бизнеса и потребления домохозяйств. 
Постепенное снижение ставки 
рефинансирования с 16% до уровня 9% 2016 
года – по мере роста экономики и снижения 
волатильности обменного курса 
национальной валюты

• Снижение стоимости кредитования 

возможно за счёт привлечения 
международных кредитов. Необходимо 
повысить долговую нагрузку с 16,0% до 
38,7%. По мере роста номинального ВВП 
возможности РУз для наращивания 
государственного долга будут расширяться

Валютная политика

Свободное движение капитала

Суверенная 

денежная политика

Фиксированный 
обменный курс

А

B

C

А

B

B

C

А

C

+

+

+

Свободный приток капитала в результате регулирования 

относительной привлекательности инвестиций при отсутствии 
контроля за обменным курсом 

Контроль за обменным курсом и ДКП страны, но отток 

капитала в случае несоответствия условий ДКП уровню 
относительной конкурентоспособности  

Контроль за обменным курсом и движением капитала, 

но невозможность влиять на ДКП страны

2017

2035

48,7

478,5

Х9,7

16,0

2035

2017

38,7

X2,4

ВВП, млрд долл. США

Гос. долг к ВВП, %

Фискальная политика

31

Макроэкономические параметры

Источники: EIU, данные центральных банков, анализ рабочей группы

0%

2%

4%

6%

8%

10%

12%

14%

16%

2031

2027

2017

2019

2021

2023

2025

2029

2033

2035

5,0

4,5

11,4

14,5

9,3

8,3

4,5

14,3

12,5

5,0

10,4

7,2

6,2

5,0

5,0

5,0

4,5

4,5

4,5

2018-2025 гг. – линейное снижение с 14,3% до 5%

2026-2030 гг. – таргетирование на уровне 5%

2031-2035 гг. – таргетирование на уровне 4,5% 

Целевые уровни инфляции в условиях политики таргетирования

Целевые уровни инфляции в Узбекистане

на к.г., %

• Целевая инфляция к 2035 году составит 4,5%.  Данный показатель рассчитан на основании международных 

бенчмарков, в том числе Сингапура и Бразилии

• В более долгосрочной перспективе целевым показателем по инфляции может стать 2-3%, что является 

оптимальным значением в условияx стабильной экономики

• Период выхода на целевую инфляцию в Республике Узбекистан составит порядка 7 лет после начала 

политики таргетирования. Аналогичный период снижения инфляции наблюдался в Чехии и Бразилии

• Предлагаемый сценарий выхода на целевую инфляцию является более консервативным по сравнению с 

примером Мексики, где целевой показатель был достигнут в течение 3 лет

• Основным инструментом таргетирования инфляции остается процентная ставка центрального банка по 

краткосрочным кредитам. В случае повышения данной ставки сокращается кредитование реального сектора 
экономики. Как результат, население и бизнес сокращают свои расходы, снижается спрос на товары и услуги, 
что в свою очередь способствует замедлению роста цен 

• При этом сохранение высокой процентной ставки может создать негативной эффект на экономику страны. На 

примере 

Бразилии таргетировние инфляции посредством 

высокой ключевой ставки вызвало сокращение 

экономического роста и ухудшение ряда макроэкономических показателей, в том числе по государственному 
долгу

• Дополнительными инструментами таргетирования инфляции, которые способствуют сокращению 

кредитования реального сектора, могут стать  повышение нормы обязательных резервов и изъятие средств с 
финансового рынка за счёт продажи государственных ценных бумаг 

• Для успешного таргетирования необходимо учесть ряд внешних факторов, влияющих на инфляцию:

-

Рост цен на ключевые импортные товары

-

Рост цен на с/х товары, вызванный неурожаем

-

Государственное регулирование цен на отдельные товары

-

Увеличение государственных расходов 

-

Существование монополий в отдельных отраслях

32

Макроэкономические параметры

Источники: EIU, данные центральных банков, анализ рабочей группы

0%

5%

10%

15%

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

Историческая инфляция, на к. г.

Цель по инфляции

0%

5%

10%

15%

20%

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

0%

5%

10%

15%

20%

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2012

2014

2016

2018

Международные примеры таргетирования инфляции

Чехия
Целевая инфляция – 3%
Снижение инфляции на 3%
Период выхода на целевую инфляцию – 7 лет

Мексика 
Целевая инфляция – 3%
Снижение инфляции на 10%
Период выхода на целевую инфляцию – 4 года

Бразилия 
Целевая инфляция – 4,5%
Снижение инфляции на 3,5%
Период выхода на целевую инфляцию – 6 лет

Период снижения инфляции

33

Налоговая система

Текущий уровень развития

Косвенные налоги обеспечивают 54% бюджета, при этом их 
доля в доходах возрастает при сокращении доли прямых 
налогов (НДС обеспечивает более 1/3 бюджета)

Основным плательщиком налогов является промышленность, 
обеспечивающая 65,7% налоговых платежей среди крупных 
предприятий, при этом в промышленности более 52% налогов 
обеспечивают пищевая и топливная промышленность

Отмечается частое изменение налоговых ставок, что 
негативно влияет на инвестиционный климат

Налоговый Кодекс не является законом прямого действия, что 
приводит к значительному количеству подзаконных актов. 
Налоговые ставки устанавливаются решениями Президента 
Республики Узбекистан ежегодно

В Республике Узбекистан отмечается высокая налоговая 
нагрузка, препятствующая развитию экономики, в частности, 
маржинальная ставка на инвестиции составляет 49% (в Грузии 
– 23%)

Высокая ставка налогов на фонд оплаты труда приводит к 
сокрытию налогоплательщиками реальной численности 
работников и фонда оплаты труда (ок. 50% от номинального 
уровня зарплаты)

Широкая практика поддержки хозяйствующих субъектов за 
счёт налоговых и таможенных льгот, в том числе 
индивидуального характера, негативно сказывающаяся на 
обеспечении здоровой конкуренции в связи с отсутствием 
действенной системы мониторинга и контроля за 
эффективностью предоставляемых льгот (суммарный объём 
адресных фискальных льгот в 2017 г. – более 48 трлн сумов)

Значительная разница в уровне налоговой нагрузки между 
хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по 
упрощённой и общеустановленной системе налогообложения

Широкое использование «налоговых схем»  для ухода от 
налогообложения, выражающееся, прежде всего, в 
искусственном дроблении бизнеса на мелкие компании, 
которые могут применять более выгодную упрощённую 
систему налогообложения (подтверждается соотношением 
числа предприятий, применяющих "упрощёнку" к числу 
предприятий, применяющих стандартный режим - 1 к 10)

Значительная доля теневого сектора экономики, а также 
развитые коррупционные практики

Узбекистан находится на 64 месте среди 190 стран в разделе 
«Эффективность системы налогообложения» в рейтинге 
“Doing Business”

Несовершенство механизмов обмена информацией между 
государственными органами и организациями, форм и 
методов электронного администрирования налогов и 
осуществления налогового контроля

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Высокая налоговая нагрузка

Частое изменение налоговых ставок

Сложность и нестабильность налогового 
законодательства (Налоговый Кодекс не 
является законом прямого действия)

Значительная разница в уровне 
налоговой нагрузки между УСН и ОСН

Широкое использование «налоговых 
схем»  для ухода от налогообложения

Широкая практика поддержки 
хозяйствующих субъектов за счёт 
налоговых и таможенных льгот

Отсутствие признанных на 
международном уровне концепций 
налогообложения 

Несовершенство налогового контроля и 
администрирования

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..