Лесной план Свердловской области на 2019-2028 годы - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Свердловской области на 2019-2028 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Лесной план Свердловской области на 2019-2028 годы - часть 4

 

 

51 

 

Установлена высокая способность к адаптации лесов Свердловской области 

по ключевым факторам уязвимости. В связи с этим мероприятия по сохранению 
экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению 
устойчивости  лесов  будут  реализовываться  в соответствии  со сценарием,  не 
предусматривающим  принятие  дополнительных  мер,  включая  мероприятия  по 
повышению  эффективности  мер  пожарной  безопасности  в  лесах,  в  том  числе 
предупреждения  лесных  пожаров,  мониторинга  пожарной  опасности  в  лесах  и 
лесных пожаров, совершенствованию системы лесопатологического обследования 
и  мер  по предупреждению  распространения  вредных  организмов,  а также  мер, 
направленных  на  формирование  разновозрастных  смешанных  и многоярусных 
насаждений. 

В  целях  укрепления  и  развития  экологического  потенциала  лесов 

Свердловской  области  планируются  также  меры  в  соответствии  со сценарием, 
предусматривающим  принятие  дополнительных  мер»,  включая  мероприятия 
по использованию  запасов  древесины  погибших  и поврежденных  насаждений, 
а также  формированию  особо  охраняемых  природных  территорий  с  целью 
консервации уязвимых видов и местообитаний. 

Планируемые  мероприятия  по  сохранению  экологического  потенциала 

лесов,  адаптации  к  изменениям  климата  и  повышению  устойчивости  лесов 
представлены в приложении № 20 к настоящему лесному плану. 

 

Глава 34. Перспективные направления использования лесов на основе 

анализа возможностей и оценки фактического освоения лесов,  

развитие использования лесов по основным видам, плановые показатели 

на период реализации настоящего лесного плана 

 

Потенциальные и планируемые показатели использования лесов на период 

реализации настоящего лесного плана по видам использования лесов представлены 
в приложении № 21 к настоящему лесному плану. 

Плановые  показатели  на 2019−2028  годы  предусматривают  увеличение 

установленных объемов и развитие фактического освоения лесов по следующим 
перспективным  направлениям  использования  лесов:  заготовка  древесины – 
до 11,2 млн.  куб.  м,  ведение  сельского  хозяйства  −  до 2394,5 га,  осуществление 
рекреационной  деятельности  −  до 16 

489,0 

га,  выполнение  работ  по 

геологическому  изучению  недр,  разработка  месторождений  полезных 
ископаемых − до 14 977,8 га, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных 
искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских 
портов,  речных  портов,  причалов  −  до 484,1 га,  строительство,  реконструкция, 
эксплуатация линейных объектов − до 9167,5 га. 

Использование  лесов  для  осуществления  видов  деятельности  в  сфере 

охотничьего  хозяйства,  осуществления  научно-исследовательской  деятельности, 
образовательной  деятельности,  создания  лесных  плантаций  и  их  эксплуатации, 
выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных 
растений,  переработки  древесины  и  иных  лесных  ресурсов,  а  также  для 

52 

 

осуществления  религиозной  деятельности  планируется  в объеме  показателей 
2017 году. 

Показатель  использования  лесов  в  целях  заготовки  живицы  носит 

неравномерный характер по причине уменьшения спроса населения на данный вид 
ресурса. 

Заготовка  недревесных  лесных  ресурсов,  заготовка  пищевых  лесных 

ресурсов,  а  также  выращивание  посадочного  материала  лесных  растений 
(саженцев, сеянцев) на территории Свердловской области не планируются. 

 

Глава 35. Информация о зонировании планируемого освоения лесов 

для различных видов использования лесов с дифференциацией 

по интенсивности освоения 

 

При зонировании лесов по видам и интенсивности планируемого освоения 

основой  для  выделения  территориальных  кластеров  должны  служить  сведения 
о местах фактического расположения лесопромышленных предприятий и данные 
об участках освоения лесов, завязанных на эти центры. Основное внимание следует 
уделять  коммерческому  лесопользованию,  базирующемуся  на  договорах  аренды 
лесных  участков,  поскольку  одной  из основных  задач  новой  лесной  политики 
является  повышение  рентабельности  лесного  комплекса  Российской  Федерации. 
При этом важен учет целевого назначения лесов, их экологической ценности, видов 
использования  лесов,  являющихся  приоритетными  на планируемый  период,  а 
также  документов  территориального  планирования  Свердловской  области. 
Согласно  нормативной  документации  по  подготовке  настоящего  лесного  плана 
минимальной  единицей  зонирования  лесов  по  видам  планируемого  освоения 
служит лесной квартал. 

Специфика  использования  лесов  Свердловской  области  с  дифференциацией 

по видам лесопользования представлена в таблице 14. 

 

 

53 

 

Таблица 14 

Виды использования лесов в Свердловской области 

Площадь, га 

 

Лесничество 

Заготовка

 древесины

 

Заготовка

 живицы

 

Заготовка

 и

 сбо

р 

недревесных

 лесных

 

ресурсов

 

Заготовка

 пищевых

 лесных

 р

есурсов

  

и 

сбор

 лекарственных

 растений

 

Осущ

ествление

 видов

 деятельности

  

в 

сфер

е 

охо

тничьего

 хозяйств

а 

Ведение

 сельск

ого

 хозяйства

 

Осущ

ествление

 научно

-исслед

овате

ль

ской

 

деятельности

, о

бразовательной

 

деятельности

 

Осущ

ествление

 рекреационной

 

деятельности

 

Создание

 лесн

ых

 плантаций

 и

 их

 

эк

сплуатация

 

Выращ

ивание

 л

есных

 плодовы

х,  

ягодных

, декорат

ивных

 

и 

лекарственных

 растений

 

Выращ

ивание

 п

осадоч

ного

 материала

 

лесных

 ра

ст

ен

ий

 (

саж

енцев

, сеянце

в) 

Выполнение

 работ

 по

 геологич

ескому

 

изучению

 недр

, разработк

а 

м

есторождений

 

полезных

 ископаемых

 

Строительство

 и

 э

ксплуат

ация

 

водохранилищ

 и

 иных

 искусственных

 

водных

 объектов

, а

 такж

е 

гидротехнич

еск

их

 сооружений

, морских

 

портов

, мор

ски

х 

терминалов

, ре

чны

х 

портов

, причалов

 

Строительство

, реконструкция

эк

сплуатация

 линейных

 объек

тов

 

Переработк

а 

др

евесины

 и

 иных

 лесных

 

рес

ур

сов

 

Осущ

ествление

 религиозной

 деятельности

 

Иные

 виды

, оп

ределенные

 в

 соответствии

 

с 

ч. 2

 ст

. 6 

ЛК

 РФ

 

Выполнение

 изыскательских

 ра

бо

т 

1 2 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

Северная зона 

Верхотурское 159 

942,4 − 

− 

− 

− 3,3  − 15,8 

− 

− 

− 1174,1 

8,6 

368,3 − 11,5  − 

− 

Гаринское 47 

394,9 

− 

− 

− 

− 

− 

− - 

− 

− 

− 0,6 

− 216,5 

− 

− 

− 

− 

Ивдельское 101 

913,3 

− 

− 

− 

− 

− 

− 4,7 

− 

− 

− 950,7 

− 669,1 

− 

− 

− 

− 

Карпинское 505 

338,8 

− 

− 

− 

− 28,7  − 13,8 

− 

− 

− 1869,4 

64,6 

596,4 − 

− 

− 

− 

Кушвинское 384 

754,6 − 

− 

− 23,4  - 

− 0,4 

− 

− 

− 1011,2 

51,9 

221,1 − 

− 

− 

− 

Ново-
Лялинское 

343 953,8 

− 

− 

− 

− 3,0  − - 

− 

− 

− 356,6 

− 504,7 

− 

− 

− 

− 

Сотринское 432 

925,9 

− 

− 

− 

− 

− 

− - 

− 

− 

− 

− 

− 494,9 

− 

− 

− 

− 

Серовское 98 

473,2 

− 

− 

− 

− 

− 

− 6,3 

− 

− 

− 746,1 

− 489,0 

− 

− 

− 

− 

Итого 

2 074 697,0 

− 

− 

− 23,4 

35,0  − 40,9 

− 

− 

− 6108,5 

125,2  3560,3 

− 11,54  − 

− 

Южная зона 

Алапаевское 266 

742,46 − 

− 

− 2,0 − 

− 

− 

− 

− 

− 302,3 

− 19,9 

− 

− 

− 

− 

Байкаловское 9279,0 

896,0 

− 

− 7,1 0,7  − 

− 

− 

− 

− 

− 

− - 

− 

− 

− 

− 

Березовское 58 

577,6117 

− 

− 

− 

− 30,6  − 472,6 

11,7 1,2  − 812,6 

6,8 

85,6 − 571,4  − 

− 

Билимбаевское 151 

438,7  − 

− 

− 

− 159,5 

29 

093,0 

103,0 

44,4 17,4  − 303,4 

4,3 

556,2 

− 

− 

− 

− 

Верх-Исетское 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 59,1 

− 8,2 − 95,1 

− 14,1 

− 0,44  − 

− 

54 

 

 

1 2 

10 

11 

12 

13 14 15 

16 

17 

18 19 

Егоршинское 

85 844,8 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 7,9 

− - 

− 

− 

− 

− 

Красноуфимское 

241 924,0 

− 

− 

− 7,5 103,9  − 

− 

− 

− 

− 232,3 

− 62,5 

− 

− 

− 

− 

Ирбитское 

125 140,4 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− - 

− 

− 

− 

− 

Камышловское 

52 439,6 

− 

− 

− 

− 892,2  − 4,8 

− 

− 

− 20,0 

− - 

− 0,5 − 

− 

Невьянское 

82 609,1 

− 

− 

− 

− 10,1  − 6165,5 

− 

− 

− 1888,3 

− 75,5 

− 119,7 − 

− 

Нижне-
Сергинское 

151 278,3 

− 

− 

− 267,6 28,1 

− 9096,2 

− 

− 

− 403,9 

− 182,9 

− - − 

− 

Нижне-
Тагильское 

215 435,6 

− 

− 

− 

− 198,5  − 94,9 

− 

− 

− 700,8 

8,6 

6,9 − - − 

− 

Режевское 

47 880,9 

− 

− 

− 

− -  − - 

− 

− 

− 326,3 

− 2,8 

− - − 

− 

Свердловское 

63 290,1 

− 

− 

− 

− 0,5  − 40,4 

− 

− 

− 302,3 

− 463,9 

− - − 238,6 

Синячихинское 

163 379,1 

− 

− 

− 

− -  − - 

− 

− 

− 

− 

− 13,3 

− 930,3 − 

− 

Сухоложское 

35 433,5 

− 

− 

− 

− 132,0  − 17,2 

− 

− 

− 353,0 

167,6 

98,9 − 

− 

− 

− 

Сысертское 

195 685,2 

− 

− 

− 1,9 627,8  2,0  250,1  − 16,0 − 332,5 

2,7 

375,9 

1,75 − 

− 

− 

Таборинское 

221 440,6 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

Тавдинское 81 

971,3 

1839,0 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 157,4 

− 

− 

− 

− 

Талицкое 

125 857,4 

− 

− 

− 6,6  − 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

Тугулымское 

118 532,3 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 409,8 

− 47,4 

− 

− 

− 

− 

Туринское 

128 575,5 

− 

− 

− 13,4  − 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 1,4 

− - − 

− 

Шалинское 

204 892,1 

− 

− 

− 84,5 41,5 

− 3,9 

− 

− 

− 

− 

− 

− 

− 164,0 − 

− 

Итого 

2 827 647,5  2735,0 

− 

− 

390,6  2225,3 

29 095,0 

16 307,8 

56,1 

42,8 

− 6490,7 

190,0  2164,8 

1,75 

1786,3 

− 238,6 

Всего 

4 902 344,5  2735,0 

− 

− 

413,0  2260,3 

29 095,0 

16 348,8 

56,1 

42,8 

− 

12 

599,2 315,3 5725,0 

1,75 

1797,8 

− 238,6 

55 

 

Согласно  данным,  приведенным  в  таблице 14, в  Свердловской  области 

представлено 14 видов  лесопользования  из 17 видов,  предусмотренных  статьей 
25 ЛК РФ. 

По  числу  задействованных  кварталов  и  площадей  приоритетным  видом 

использования  лесов  в  регионе  является  заготовка  древесины (98,7%). Доля 
остальных видов использования незначительна и составляет 1,3%. 

Согласно  официальной  базе  данных  «Договоры  аренды  участков  лесного 

фонда» по состоянию на 1 января 2018 года в Свердловской области действовали 
1559 договоров аренды лесных участков. Площадь арендованных лесных участков 
в зависимости от арендатора варьируется от 0,0001 до 270,5 тыс. га и в сумме для 
региона составляет 4973,9 тыс. га. 

На  территории  Свердловской  области  по  видам  и  интенсивности 

планируемого освоения лесов четко выделяется две зоны – Серовская (Северная) и 
Екатеринбургская (Южная). 

Северная  (Серовская)  зона  планируемого  освоения  лесов  высокой 

интенсивности  с  преобладанием  заготовки  древесины  располагается  на  севере 
Свердловской области и включает в себя 8 лесничеств (Ивдельское, Карпинское, 
Серовское, Гаринское, Сотринское, Ново-Лялинское, Верхотурское, Кушвинское). 
Площадь – 7667,3 тыс. га. 

В  Северной  (Серовской)  зоне  располагается  ряд  ООПТ,  наиболее  крупной 

среди них является ООПТ федерального значения – государственный природный 
заповедник «Денежкин Камень». 

Южная  (Екатеринбургская)  зона  планируемого  освоения  лесов  высокой 

интенсивности  с  преобладанием  заготовки  древесины  располагается  на  юге 
Свердловской  области  и  включает  в  себя 23 лесничества  (Таборинское, 
Синячихинское,  Алапаевское,  Нижне-Тагильское,  Шалинское,  Невьянское, 
Режевское,  Егоршинское,  Ирбитское,  Туринское,  Тавдинское,  Байкаловское, 
Красноуфимское, 

Нижне-Сергинское, 

Билимбаевское, 

Верх-Исетское, 

Березовское, Сухоложское, Камышловское, Талицкое, Тугулымское, Сысертское, 
Свердловское), площадь которых составляет 7523,7 тыс. га. 

Южная  (Екатеринбургская)  зона  планируемого  освоения  лесов  связана 

лесосырьевыми потоками с Северной (Серовской) зоной. 

Преимуществами данной зоны для развития лесопромышленного комплекса 

является  наличие  областного  центра  и  ряда  других  крупных  городов,  где 
сосредоточены  центры  переработки  древесины,  а  также  развитая  дорожная  сеть. 
Так  же  как  и  в  Северной  (Серовской)  зоне  здесь  имеется  значительное  число 
предприятий,  занимающихся  заготовкой  древесины,  причем  среди  них  имеются 
и крупные  лесопромышленные  структуры.  В  целом  для  Свердловской  области 
характерен  относительно  равномерный  уровень  развития  лесного  хозяйства 
в различных участках региона. 

В  Южной  (Екатеринбургской)  зоне  располагается  ряд  ООПТ,  наиболее 

крупными  среди  них  являются  федеральные – государственный  природный 
заповедник «Висимский» и Национальный парк «Припышминские боры». 

56 

 

Зоны  планируемого  использования  лесов  приведены  на  карте-схеме  зон 

планируемого  освоения  лесов  для  различных  видов  их  использования 
с дифференциацией по интенсивности освоения (графическая часть к настоящему 
лесному плану). 

 

Глава 36. Информация о планируемом развитии лесной 

и лесоперерабатывающей инфраструктур с учетом их наличия и перспектив 

освоения лесов для различных видов использования лесов 

 

Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в свой состав лесное 

хозяйство  и  лесопромышленные  отрасли  по  заготовке  и  переработке  древесины, 
занимает  важное  место  в  экономике  страны.  Увеличение  спроса  на древесину 
и изделия  из  нее,  появление  современных  древесных  материалов,  созданных 
с использованием  инновационных  технологий,  рост  темпов  жилищного 
строительства, интерес новых инвесторов к лесному сектору, а также вступление 
России во Всемирную торговую организацию требуют разработки новых подходов 
в развитии лесной отрасли.  

К  числу  основных  нерешенных  проблем  развития  лесного  комплекса 

Свердловской  области  относится  слабо  развитая  производственная  и дорожно-
транспортная  инфраструктура.  На  начало 2019 года  в  Свердловской  области 
существует  ярко  выраженная  сезонность  лесозаготовительного  производства, 
обусловленная  недостаточным  количеством  лесных  дорог  круглогодичного 
действия.  В  результате  этого  основной  объем  заготовки  и вывозки  древесины 
осуществляется  в  зимний  период,  что  требует  концентрации  значительных 
материальных  и  финансовых  ресурсов.  Негативное  влияние  на  эффективное 
освоение  лесных  ресурсов  Свердловской  области  оказывает  отсутствие 
необходимой  транспортной  инфраструктуры,  магистральных  лесовозных  дорог. 
В связи  с  этим  основная  часть  лесозаготовок  концентрируется  в  зоне  освоенных 
лесов,  вблизи  существующих  транспортных  магистралей  и  дорог  общего 
пользования.  Слабо  развитая  производственная  и  дорожно-транспортная 
инфраструктура 

сдерживает 

возможность 

более 

полного 

освоения 

эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов. 
Организация  круглогодичной  заготовки  и  вывозки  древесного  сырья  опирается 
на развитую  региональную  транспортную  сеть.  Для  решения  данного  вопроса 
необходима  разработка  территориальной  комплексной  схемы  транспортного 
освоения  лесов,  которая  должна  служить  основой  для  проектирования 
и строительства  в  Свердловской  области  лесных

 

дорог.

 

Недостаточный  уровень 

развития  дорожной  сети  на  территории  Свердловской  области  приводит 
к значительным потерям для экономики и населения и является одним из наиболее 
существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического 
развития  отдельных  территорий  Свердловской  области.  Развитие  современной 
транспортной  инфраструктуры  Свердловской  области  осуществляется  в 
соответствии с рядом федеральных и областных программ. 

57 

 

Первоочередной  задачей  развития  сети  автомобильных  дорог  является 

повышение 

технического 

уровня 

наиболее 

перегруженных 

участков 

со строительством обходов населенных пунктов на сети территориальных дорог, 
обеспечивающих связи соседних регионов по кратчайшему направлению, а также 
группы районов с областным центром. 

 

Глава 37. Сведения о планируемом предоставлении лесных участков  

для использования на период действия настоящего лесного плана 

 

Информация  о  планируемом  предоставлении  лесных  участков  для 

использования  лесов  на  период  действия  настоящего  лесного  плана  приведена 
в приложении № 22 к настоящему лесному плану. Из него следует, что наибольшее 
количество  лесных  участков  планируется  предоставить  для  следующих  видов 
использования: 

заготовка древесины – 165 лесных участков общей площадью 3 176,0 тыс. га; 
осуществление  видов  деятельности  в  сфере  охотничьего  хозяйства – 

321 лесной участок общей площадью 3,24 тыс. га; 

ведение  сельского  хозяйства – 122 лесных  участка  общей  площадью 

0,12 тыс. га; 

осуществление  рекреационной  деятельности – 140 лесных  участков  общей 

площадью 0,19 тыс.  га  (в  том  числе  лыжероллерные  трассы  в  квартале 49 
Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества Березовского 
лесничества площадью 1,8 га; в кварталах 6 (выделы 7, 9, 12, 13, 17), 7 (выделы 1, 7, 
13, 15) урочища  акционерного  общества  закрытого  типа  «Калиновское» 
Камышловского  участкового  лесничества  Камышловского  лесничества  площадью 
18,36  га,  в  кварталах 79, 85 Сысертского  участка  Сысертского  участкового 
лесничества Сысертского лесничества площадью 8,38 га); 

выполнение  работ  по  геологическому  изучению  недр,  разработке 

месторождений  полезных  ископаемых – 292 лесных  участка  общей  площадью 
7,59 тыс. га; 

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов – 574 лесных 

участка на площади 3,84 тыс. га; 

строительство  и  эксплуатация  водохранилищ  и  иных  искусственных  водных 

объектов,  а  также  гидротехнических  сооружений  и  специализированных  портов – 
13 лесных участков общей площадью 0,17 тыс. га. 

Другие виды использования лесов не запланированы. 

 

 

58 

 

Глава 38. Распределение лесов по классам пожарной опасности, 

плановые показатели выполнения мероприятий по охране лесов 

 

По лесорастительным условиям класс природной пожарной опасности лесов 

Свердловской области составляет 3,6, что ниже среднего. 

Противопожарные мероприятия проводятся в зоне наземного мониторинга и 

района  применения  наземных  сил  и  средств  на  площади 7100,9 тыс. га (46,7% 
от общей площади земель лесного фонда). На остальной территории, относящейся 
к району применения авиационных сил и средств, выполнение противопожарных 
мероприятий невозможно ввиду труднодоступности. 

С  учетом  вышеизложенного  на  землях  лесного  фонда  на 2019–2028 годы 

ежегодно планируется: 

в целях противопожарной пропаганды установка и размещение 210 стендов, 

содержащих  информацию  о  мерах  пожарной  безопасности  в  лесах,  в  местах 
размещения  контор  участковых  лесничеств,  увеличение  количества  аншлагов 
(стендов и других указателей) на 66% по сравнению с таковым за 2009–2017 годы; 

в  связи  с  тем,  что  в  Свердловской  области  сложилась  определенная 

инфраструктура мощностей по переработке древесины и новых крупных участков 
для заготовки древесины не предусматривается, строительство дорог планируется 
осуществлять  в  размере  среднесложившегося 10-летнего  значения  за 2009–
2018 годы  в  объеме 31 км,  реконструкцию  существующих  дорог – 139 км, 
эксплуатацию – 170 км; 

устройство  противопожарных  минерализованных  полос – 1813 км; 

в районах,  где  есть  возможность  доставить  почвообрабатывающие  орудия 
и технику, 

планируется 

прочистка 

и 

обновление 

противопожарных 

минерализованных полос в объеме 2157 км; 

в  местах  транспортной  доступности  планируется  благоустройство  зон 

отдыха граждан, пребывающих в лесах, в объеме 471 единицы. 

Проведение  профилактического  контролируемого  выжигания  хвороста, 

лесной  подстилки,  сухой  травы  и  других  лесных  горючих  материалов 
на территории  лесного  фонда  Свердловской  области  на  основании  протеста 
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.05.2016 № 33/1-04-2016 не 
планируется. 

Распределение лесов Свердловской области по классам пожарной опасности 

приведено в таблице 15. 

 

Таблица 15 

 

Распределение лесов по классам пожарной опасности 

 

Площадь по классам пожарной опасности (га) 

Площадь (га) 

Средний класс 

пожарной 

опасности 

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс 

Леса, расположенные на землях лесного фонда 

698 454 

1 378 556 

399 5215 

6 643 820 

2 475 033 

15 191 078 

3,6 

Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий 

6027,9 

21 517,2 

46 838,9 

42 582,1 

46 031,9 

162 998 

3,6 

59 

 

Плановые показатели выполнения мероприятий по охране лесов приведены 

в  приложении  № 24  и  на  карте-схеме  зон  планируемого  освоения  лесов  для 
различных видов использования с дифференциацией по интенсивности освоения 
(графическая часть к настоящему лесному плану). 

 

Глава 39. Плановые показатели выполнения мероприятий по защите лесов 

 

Лесопатологические  обследования  проводятся  в  целях  получения 

информации  о  текущем  санитарном  и  лесопатологическом  состоянии  лесных 
участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению 
распространения  вредных  организмов.  В  соответствии  с пунктом 9 Порядка 
проведения  лесопатологических  обследований,  утвержденного  приказом 
Минприроды  России  от 16.09.2016 № 480  «Об утверждении  порядка  проведения 
лесопатологических 

обследований 

и формы 

акта 

лесопатологического 

обследования»,  объемы  лесопатологических  обследований  в  лесном  плане  не 
указываются  и  определяются  ежегодно,  в  том  числе  с  учетом  данных 
государственного  лесопатологического  мониторинга  и иной  информации  о 
санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.  

Мероприятия  по  предупреждению  распространения  вредных  организмов 

включают  в  себя  проведение  профилактических  мероприятий  по  защите  лесов, 
санитарно-оздоровительные  и  агитационные  мероприятия  и  осуществляются 
в соответствии  с  приказом  Минприроды  России  от 12.09.2016 № 470 
«Об утверждении  Правил  осуществления  мероприятий  по предупреждению 
распространения вредных организмов». Не допускается осуществление указанных 
мероприятий, 

если 

они 

не 

предусмотрены 

соответствующим 

актом 

лесопатологического обследования. 

По  данным  государственного  лесного  реестра,  на 1 января 2018 года 

лесопатологические  обследования  в  Свердловской  области  были  проведены 
на площади 77,8 тыс. га. 

С  целью  улучшения  санитарного  и  лесопатологического  состояния  лесов 

санитарно-оздоровительные мероприятия в 2017 году были проведены на площади 
6675,7  га,  в  том  числе  сплошные  санитарные  рубки – на  площади 1017,3 га, 
выборочные  санитарные  рубки – на  площади 5354,9 га,  уборка  неликвидной 
древесины – на площади 303,5 га. 

Основными  причинами  ослабления  и  гибели  лесов  являются  повреждения 

лесными  пожарами.  Доля  насаждений,  поврежденных  пожарами  до  степени 
усыхания более 40%, составляет 93%. 

Последствия  катастрофических  лесных  пожаров 2010 и 2011 годов 

и неблагоприятные  погодные  условия 2010

2012  годов  оказали  негативное 

воздействие  на  санитарное  состояние  лесов.  По  данным  лесопатологического 
мониторинга  (форма 1-ОЛПМ),  на  конец 2017 года  общая  площадь  насаждений 
с нарушенной и утраченной устойчивостью (ослабленных с повышенным отпадом 
и  погибших)  составила 274,1 тыс.  га.  Большая  часть  указанных  площадей 
расположена  на  территориях  Ивдельского  и Сотринского  лесничеств  в  северной 
части  Свердловской  области.  Влияние  данного  фактора  на  санитарное 

60 

 

и лесопатологическое состояние лесов на начало 2019 года существенно снизилось 
в  связи  с  проведенными  мероприятиями,  процессами  естественного  отпада  и 
естественного лесовосстановления. 

Основными  причинами  низкого  освоения  запасов  древесины  погибших 

насаждений являются: удаленность от мест потребления древесины, значительная 
доля  мелкотоварной  древесины  низкобонитетных  насаждений,  экономическая 
непривлекательность. 

Лесопатологические  обследования  планируются  на  площади 7000 га 

ежегодно,  планируемый  объем  может  быть  скорректирован  в  соответствии 
с изменением санитарного и лесопатологического состояния лесов. 

Мероприятия  по  ликвидации  очагов  вредных  организмов  авиационным 

и наземным  способом  в  период 2009–2018 годов  не  проводились  в  связи 
с отсутствием  очагов  хвоелистогрызущих  вредителей,  требующих  мер  борьбы, 
и на 2019–2028 годы  не  планируются.  Данными  многолетних  наблюдений 
не зафиксировано  гибели  насаждений  на  территории  области  от данных  групп 
вредителей. 

Плановые показатели выполнения мероприятий по защите лесов приведены 

в приложении № 24 к настоящему лесному плану. Указанные объемы могут быть 
скорректированы  в  соответствии  с  изменением  санитарной  и  лесопатологической 
обстановки. 

 

Глава 40. Сведения об объектах лесного семеноводства и инфраструктуре  

для воспроизводства лесов и лесоразведения 

 

На территории Свердловской области имеются следующие объекты Единого 

генетико-селекционного комплекса (далее – ЕГСК): 

плюсовые деревья – 791 штука; 
плюсовые насаждения – 454,2 га; 
лесосеменные плантации (далее – ЛСП) – 356,4 га; 
постоянные лесосеменные участки (далее – ПЛСУ) – 27,2 га; 
маточные плантации – 26,5 га; 
архивы клонов – 11,9 га; 
испытательные культуры – 20,7 га; 
географические культуры – 13,2 га. 
В Свердловской области ежегодно заготавливается 2 050 кг семян. 
Общее количество шишкосушилок по субъекту составляет 18 штук, из них 

в рабочем  состоянии  находится 10, в  нерабочем  состоянии – 4 и  еще 4 требуют 
списания. 

Общее количество складов семян составляет 15 штук, в том числе: типовых – 

1, помещений в материальных складах, приспособленных под склады семян, – 14, 
из них 2 подлежат списанию. 

Прочее оборудование по субъекту отсутствует (подъемников нет). 
Страховой фонд семян расположен на территории Березовского лесничества, 

типовой склад емкостью 5 т. На текущий момент страховой фонд семян составляет 
407 кг. 

61 

 

Для  выращивания  посадочного  материала  лесных  древесных  растений 

имеется 19 постоянных  лесных  питомников  общей  площадью 239,3 

га. 

Продуцирующая  площадь  питомников  составляет 150,26 га (62,8% от  общей 
площади). 

Питомники на площади 177,2 га не имеют организационно-правовой формы, 

на  площади 62,1 га  переданы  в  аренду  следующим  организациям:  общество 
с ограниченной  ответственностью  (далее – ООО) «Ачитское  лесохозяйственное 
предприятие»,  ООО  «Пилотех»,  ООО  «Эффективное  лесопользование»,  ООО 
«Ремонтно-строительный центр». 

Техническая  оснащенность  питомников  Свердловской  области  представлена 

15 единицами  техники,  в  том  числе:  навесные  сеялки – 4 штук,  бороны  зубовые – 
2 штуки, культиваторы – 2 штуки, плуги – 2 штуки. 

Агрохимические очерки имеются на все питомники, обследования на наличие 

фитозаболеваний проводятся по мере необходимости. 

В 2017 году  выращено  стандартного  посадочного  материала:  сосны 

обыкновенной – 2628 тыс. штук, ели сибирской – 3253 тыс. штук, сосны кедровой 
сибирской – 4 тыс. штук. 

Мероприятия  по  лесоразведению  в 2009–2018 годах  на  территории 

Свердловской  области  не  планировались.  Сведения  об  объектах  лесного 
семеноводства  и  инфраструктуре  для  воспроизводства  лесов  приведены 
в приложении № 25 к настоящему лесному плану. 

 

Глава 41. Информация по созданию, формированию, содержанию 

и использованию объектов лесного семеноводства 

 

Цель  создания  объектов  лесного  семеноводства – устойчивое  обеспечение 

воспроизводства  лесов  семенами  лесных  растений  с  ценными  наследственными 
свойствами. 

К  объектам  лесного  семеноводства  относятся:  плюсовые  насаждения; 

плюсовые  деревья,  лесосеменные  плантации,  испытательные  культуры, 
постоянные лесосеменные участки, архивы клонов плюсовых деревьев, маточные 
плантации, популяционно-экологические культуры. 

В  объектах  лесного  семеноводства,  имеющихся  на  территории  лесничеств, 

рубки  ухода  планируется  проводить  по  состоянию  по  результатам  обследования 
постоянно  действующей  комиссии  по  аттестации  (списанию)  объектов  лесного 
семеноводства  в  соответствии  с  требованиями,  утвержденными  приказом 
Минприроды  России  от 20.10.2015 № 438  «Об утверждении  Правил  создания 
и выделения  объектов  лесного  семеноводства  (лесосеменных  плантаций, 
постоянных  лесосеменных  участков  и  подобных  объектов)»,  Правил  ухода 
за лесами,  утвержденных  приказом  Минприроды  России  от 22.11.2017 № 626 
«Об утверждении Правил ухода за лесами». 

Лесоводственные и агротехнические уходы за лесосеменными плантациями 

должны  обеспечивать  на  протяжении  всего  срока  их  эксплуатации  свободное 
развитие крон семенных деревьев. 

62 

 

Порядок  формирования  и  использования  страховых  фондов  семян  лесных 

растений  разработан  в  соответствии  со  статьей 23 Федерального  закона 
от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве». 

Для  выращивания  посадочного  материала  и  создания  лесных  культур 

должны 

использоваться 

районированные 

семена 

лесных 

насаждений, 

соответствующие  требованиям,  установленным  в  соответствии  с  Федеральным 
законом  от 17 декабря 1997 года  № 149-ФЗ  «О семеноводстве»,  Указаниями 
по лесному  семеноводству  в  Российской  Федерации,  а  также  приказом 
Минприроды  России

 

от 17.09.2015 № 400 «Об утверждении  Порядка 

использования  районированных  семян  лесных  растений  основных  лесных 
древесных  пород»,  приказом  Рослесхоза  от 28.03.2016  № 100 «О внесении 
изменений  в  приказ  Рослесхоза  от 08.10.2015  № 353  «Об установлении 
лесосеменного районирования». 

Объекты ЕГСК выделяются в особо защитные участки лесов для обеспечения 

сохранности  в  соответствии  с  частью 3 статьи 102 ЛК  РФ  с установленным 
режимом охраны согласно законодательству Российской Федерации. 

На  территории  Свердловской  области  лесовосстановление  осуществляется 

в соответствии с приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении 
Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки 
проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» для Северо-Уральского и 
Средне-Уральского  таежных  районов  и  представлено  основными  лесообразующими 
породами,  такими  как  сосна  обыкновенная,  ель  европейская  (обыкновенная),  ель 
сибирская, 

сосна 

кедровая 

сибирская. 

Естественное 

лесовосстановление 

осуществляется  как  вследствие  природных  процессов,  так  и вследствие  мер 
содействия  естественному  лесовосстановлению,  осуществляемых  различными 
способами. Также выявлен процент дополнения лесных культур, который составляет 
30−40%. 

Плановые  показатели  выполнения  мероприятий  по  воспроизводству  лесов 

и лесоразведению,  в  том  числе  объемы  проведения  работ  по  компенсационному 
лесовосстановлению  для  лиц,  использующих  леса  в  соответствии  со  статьями  
43–46 ЛК РФ,  а  также  согласно  Федеральному  закону  от 29 июля 2017 года 
№ 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской 
Федерации  в  целях  устранения  противоречий  в  сведениях  государственных 
реестров  и  установления  принадлежности  земельного  участка  к  определенной 
категории земель» (далее – Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) 
представлены в приложении № 26 к настоящему лесному плану. 
 

Глава 42. Планируемые объекты, сроки, объемы и другие лесоустроительные 

мероприятия, включая проектирование лесных участков, отнесение лесов 

по целевому назначению 

 

Учет  лесных  ресурсов  на  землях  лесного  фонда  и  землях  иных  категорий 

достигается  проведением  лесоустройства  в  соответствии  со  статьями 67–70 ЛК РФ. 
Порядок  проведения  лесоустройства  определяется  Лесоустроительной  инструкцией, 

63 

 

утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении 
Лесоустроительной инструкции». 

В Свердловской области − 16,0 млн. га земель лесного фонда, в разные годы 

пройденных  лесоустройством.  На  начало 2019 года  на  всей  территории 
Свердловской  области  таксационная  характеристика  не  имела  актуального 
описания (менее 10 лет). 

На период действия настоящего лесного плана прогнозируется уменьшение 

площади земель лесного фонда региона, что обусловлено следующими причинами: 

1) включение  земель  лесного  фонда  в  границы  населенных  пунктов 

на основании реализации положений документов территориального планирования 
муниципальных образований в части включения земель лесного фонда в границы 
населенных пунктов, разработанных и утвержденных в установленном порядке; 

2) устранение  противоречий  данных  ЕГРН  и  государственного  лесного 

реестра  при  реализации  положений  Федерального  закона  от 29 июля 2017 года  
№ 280-ФЗ; 

3) внесение  изменений  в  документы  территориального  планирования 

муниципальных образований для размещения объектов, не связанных с ведением 
лесного  хозяйства  (по  информации  органов  государственной  власти  субъектов 
Российской Федерации в области лесных отношений), таких как: 

размещение  логистического  центра  в  районе  поселка  Ленёвка 

(Горноуральский городской округ); 

строительство  жилого  комплекса  «Город  для  пенсионеров» (Полевской 

городской округ, городской округ Дегтярск); 

строительство  спортивного  комплекса,  развитие  конного  клуба  в районе 

города Дегтярска (Полевской городской округ, городской округ Дегтярск); 

кладбище на территории Березовского лесничества; 
строительство  спортивного  сооружения  «Лыжероллерная  трасса  лыжной 

базы  детско-юношеской  спортивной  школы»  на  территориях  Березовского, 
Камышловского и Сысертского лесничеств; 

жилая  застройка  микрорайона  Пихтовый  на  территории  Березовского 

лесничества; 

создание межмуниципального объекта обращения с отходами на территории 

Алапаевского лесничества; 

4)  установление  принадлежности  земель  при  предоставлении  земельных 

участков  в  целях  размещения  линейных  объектов  в  рамках  реализации 
Федерального  закона  от 3 августа 2018 года  № 341-ФЗ  «О  внесении  изменений 
в Земельный  кодекс  Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты 
Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». 

По вышеуказанным пунктам площадь, подлежащая исключению из состава 

земель лесного фонда, по состоянию на 1 января 2019 года составила 2682 га. 

На площадях, равнозначных исключаемым из состава земель лесного фонда, 

запланировано  проведение  работ  по  компенсационному  лесовосстановлению. 
Поскольку  данные  площади  незначительны  и  составляют  менее 5% от  общего 
объема  лесовосстановительных  мероприятий  Свердловской  области,  данные 

64 

 

показатели  включены  в  общие  объемы  лесовосстановительных  мероприятий 
(приложение № 26 к настоящему лесному плану). 

С  учетом  установленного  срока  реализации  норм  Федерального  закона 

от 29 июля 2017 года  № 280-ФЗ  до 2023 года,  а  также  регулярного  внесения 
органами  местного  самоуправления  изменений  в  документы  территориального 
планирования,  возможно  увеличить  площади,  подлежащие  выбытию  из  состава 
земель лесного фонда. Тем самым с учетом площадей, подлежащих исключению 
из  состава  земель  лесного  фонда,  в  данном  случае  ежегодно,  планируется 
корректировка  объемов  компенсационного  лесовосстановления  и  внесение 
необходимых  изменений  в  настоящий  лесной  план  в  части  компенсационного 
лесовосстановления. 

Планируемые  объекты,  сроки,  объемы  и  другие  лесоустроительные 

мероприятия,  включая  проектирование  лесных  участков,  отнесение  лесов 
по целевому назначению представлены в приложении № 27 к настоящему лесному 
плану. 

 

Раздел 5. Организация региональной системы ведения лесного хозяйства, 

ресурсное и кадровое обеспечение 

 

Глава 43. Структура органа государственной власти Свердловской области 

в области лесных отношений 

 

Исполнительным  органом  государственной  власти  Свердловской  области 

в сфере лесных отношений является Министерство. 

Указом  Губернатора  Свердловской  области  от 29.12.2018 № 728-УГ 

«Об утверждении  структуры  Министерства  природных  ресурсов  и  экологии 
Свердловской  области»  Министерство  реорганизовано  путем  присоединения 
к нему  Департамента  лесного  хозяйства  Свердловской  области,  в  связи  с  чем 
Министерству переданы полномочия и функции Департамента лесного хозяйства 
Свердловской области. 

Согласно 

постановлению 

Правительства 

Свердловской 

области 

от 26.12.2018 № 971-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства 
Свердловской  области  от 16.09.2015 № 832-ПП  «О Министерстве  природных 
ресурсов  и  экологии  Свердловской  области»  Министерство  является 
правопреемником Департамента лесного хозяйства Свердловской области по всем 
обязательствам в области лесных отношений. 

Министерство организует работу и осуществляет контроль за деятельностью 

подведомственных  ему  государственных  бюджетных  и казенных  учреждений 
Свердловской  области.  В  своей  деятельности  Министерство  руководствуется 
Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  законами,  указами 
Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской 
Федерации, Уставом Свердловской области, областными законами, нормативными 
правовыми  актами  Губернатора  Свердловской  области  и  Правительства 
Свердловской области. 

Министерство  осуществляет  свою  деятельность  во  взаимодействии 

с исполнительными  органами  государственной  власти  Свердловской  области, 

65 

 

органами  местного  самоуправления  муниципальных  образований,  организациями 
всех форм собственности, гражданами и общественными объединениями. 

Для  осуществления  функций  и  полномочий  в  сфере  лесных  отношений 

в структуру  Министерства  входит  департамент  лесного  хозяйства,  который 
подчинятся Заместителю Министра природных ресурсов и экологии Свердловской 
области 

 директору департамента. 

В  состав  департамента  лесного  хозяйства  Министерства  (далее – 

Департамент) входят: 

1)  отдел охраны и защиты лесов; 
2)  отдел 

организации 

лесопользования, 

лесовосстановления 

и государственной экспертизы проектов освоения лесов; 

3)  отдел земель лесного фонда и ведения лесного реестра. 
Помимо этого, в структуру Министерства включены отделы федерального 

лесного  надзора  (лесная  охрана),  федерального  государственного  пожарного 
надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам, Восточному 
управленческому  округу,  Северному  и  Горнозаводскому  управленческим 
округам. 

Структура Министерства представлена на рисунке 2. 
Структура органа государственной власти Свердловской области в области 

лесных  отношений  представлена  в  приложении  № 28  к  настоящему  лесному 
плану. 

 

66 

 

 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Структура Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области 

 

МИНИСТР 

Советник Министра

Заместитель Министра

Заместитель Министра 

Заместитель Министра – 

директор департамента

Заместитель Министра

Отдел регионального 

государственного 

экологического надзора 

Отдел регионального 

государственного 

экологического надзора 

по Западному  

и Горнозаводскому 

управленческим округам 

Отдел государственного 

надзора по Северному 

управленческому округу 

Отдел регионального 

государственного 

экологического надзора 

по Южному  

и Восточному 

управленческим округам 

Отдел федерального 

государственного лесного 

надзора (лесная охрана), 

федерального 

государственного 

пожарного надзора в лесах 

Отдел федерального 

государственного лесного 

надзора (лесная охрана), 

федерального 

государственного 

пожарного надзора в лесах 

Северному  

и Горнозаводскому 

управленческим округам

Отдел федерального 

государственного лесного 

надзора (лесная охрана), 

федерального 

государственного 

пожарного надзора в лесах 

по Восточному 

управленческому округу

Отдел федерального 

государственного лесного 

надзора (лесная охрана), 

федерального 

государственного 

пожарного надзора в лесах 

по Западному и Южному 

управленческим округам 

Отдел водных 

ресурсов 

Отдел особо 

охраняемых  

территорий  

и объектов 

Отдел 

экологической 

безопасности 

экспертизы 

объектов 

регионального 

уровня 

Отдел 

минеральных 

ресурсов 

Департамент лесного 

хозяйства 

Отдел земель лесного 

фонда и ведения 

лесного реестра 

Отдел организации 

лесопользования, 

лесовосстановления  

и государственной 

экспертизы проектов 

освоения лесов 

Отдел охраны  

и защиты лесов 

Отдел бюджетного 
учета и отчетности 

Отдел 

администрирования 

доходов 

Отдел организации 

деятельности 

подведомственных 

учреждений  

и финансового 

аудита 

Отдел 

финансирования 

природоохранных 

мероприятий 

Административно

-хозяйственный 

отдел  

Юридический 

отдел 

Отдел 

государственной 

гражданской 

службы  

и кадровой 

работы 

Отдел 

информации  

и технической 

защиты 

информации 

Отдел 

информационно-

аналитической 

работы  

и проектной 

деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..