ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год) - часть 15

 

 

226 

 

 

 

утвержденной Законом Забайкальского края от 20 октября 2008 года № 66-
ЗЗК,  и  Стратегических  направлений  развития  Забайкальского  края  на  пе-
риод  до  2025  года  и  Программы  социально-экономического  развития  За-
байкальского  края  на  2010-2014  годы,  утвержденных  Законом  Забайкаль-
ского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК, позволила создать условия 
для развития лесопромышленных предприятий Забайкальского края, уско-
рить инвестиционные процессы, направленные на техническое перевоору-
жение лесопромышленных предприятий края, осуществляющих заготовку 
и переработку древесины, создать новые лесозаготовительные и деревооб-
рабатывающие производства, ориентированные на выпуск конкурентоспо-
собной продукции домостроения, качественных пиломатериалов. 

Выполненные  мероприятия  позволят  увеличить  объемы  заготовки 

и  переработки  древесины  на  действующих  предприятиях,  создать  новые 
производственные мощности в основном на территории Карымского, Хи-
локского,  Красночикойского,  Улётовского,  Могочинского,  Петровск-
Забайкальского и других районов Забайкальского края. 

Инструментом  реализации  государственной  поддержки  развития 

отрасли  станет  выделение  финансовых  средств  на  субсидирование  части 
процентной ставки за пользование кредитом на конкурсной основе органи-
зациям на модернизацию и организацию производств глубокой переработ-
ки. Представительными органами местного самоуправления края в местах 
размещения  новых производственных объектов,  в  том числе  в  зонах  опе-
режающего  развития,  будут  приняты  постановления,  устанавливающие 
льготы по местным налогам, размерам и срокам предоставления аренды на 
землю. 

В  рамках  реализации  приоритетных  направлений  развития  Забай-

кальского  края,  в  том  числе  лесного  комплекса,  будет  реализован  ряд 
крупных инвестиционных проектов: 

-  создание  лесопромышленного  комплекса  в  северо-восточных 

районах Забайкальского края, в том числе строительство Амазарского цел-
люлозного завода, п. Амазар, Могочинский район; 

- развитие инфраструктуры зоны опережающего развития со специ-

ализацией на производстве целлюлозы, Могочинский район; 

-  строительство  лесоперерабатывающего  комбината  в  г.  Чите, 

предусматривающего  создание  лесопромышленного  комбината  по  произ-
водству  пиломатериалов  и  столярно-строительных  изделий  в  объеме  90 
тыс. м

3

 в год; 

-  создание  лесной  и  лесоперерабатывающей  инфраструктуры  в 

юго-восточных районах Забайкальского края в зоне строительства дороги 
Нарын – Лугокан; 

Исходя из лесосырьевого потенциала лесов, учитывая современные 

объемы  лесопользования,  а  также  состояние  и  перспективы  развития 
арендных отношений и инвестиционных проектов на конец периода (2018 
г.) в Забайкальском крае планируется достичь объемов заготовки древеси-
ны 6152,5 тыс. м

3

 ликвидной древесины, или использовать 33,6 % расчет-

227 

 

 

 

ной лесосеки, что на сегодняшний день является максимально возможным 
объемом, как с экономических, так и экологических условий. 

Следует  учитывать,  что  в  наиболее  освоенных  районах  края,  с 

наличием  транспортных  путей,  развития  промышленных  производств  и 
трудовых  ресурсов,  использование  расчетного  объема  пользования  до-
вольно высокое и дальнейшее наращивание объемов заготовки ограничено 
расчетной  лесосекой.  В  первую  очередь  это  относится  к  Бадинскому, 
Верхне-Читинскому, Оленгуйскому, Петровск-Забайкальскому, Читинско-
му лесничествам. 

 

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений 

 

Леса Забайкальского края обладают значительным объемом пище-

вых лесных ресурсов и лекарственного сырья, вместе с тем использование 
его незначительное. В последние годы наметились положительные сдвиги 
в организации этого вида использования лесов, в первую очередь это каса-
ется заготовки кедрового ореха.  

В конце проектируемого периода планируется достичь объема пище-

вых лесных ресурсов и лекарственного сырья в 490,7 т. 

 

Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства 

 

Данный вид использования лесов в первую очередь планируется в 

резервных  и  труднодоступных  лесах,  где  заготовка  древесины  в  ближай-
шие время производиться не будет. К концу 2018 года планируется пере-
дать в аренду для указанных целей 11624,4 тыс. га. 

 

Ведение сельского хозяйства 

 

Несмотря на наличие значительных ресурсов леса для использова-

ния  с  целью  ведения  сельского  хозяйства,  в  связи  с  наличием  огромных 
площадей  земель  сельскохозяйственного  назначения,  неиспользуемых  в 
настоящее  время,  планируемые  объемы  использования  лесов  для  данных 
целей  незначительные.  Всего  к  2018  году  планируется  передать  в  аренду 
7,85  тыс.  га  лесов  для  выпаса  скота,  сенокошения  и  иного  сельскохозяй-
ственного использования. 

 

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности 
 

Забайкальский 

край 

обладает 

значительным 

туристско-

рекреационным  потенциалом,  который  определяется  богатыми  природно-
ресурсными  возможностями,  уникальным  культурно-историческим  насле-
дием 

В число перспективных с точки зрения развития экологического ту-

ризма  на  территории  Забайкальского  края  входят  Красночикойский  район 

228 

 

 

 

(территория  созданного  национального  парка  "Чикой"),  Кыринский,  Онон-
ский, Дульдургинский, Каларский муниципальные районы.  

В живописных окрестностях города Читы функционируют разно-

го рода туристические маршруты, пригородная зона отдыха, использу-
ется  рекреационный  ресурс  близко  расположенной  системы  Ивано-
Арахлейских  озер.  Территория  чрезвычайно  привлекательна  благодаря 
наличию водных объектов (пять крупных озер и несколько десятков мелких), 
красивым и разнообразным ландшафтам. Сеть санаториев и курортов Мо-
локовка,  Кука,  Шиванда,  Дарасун  обеспечивает  предоставление  бальнео-
логических услуг.  

Леса по берегам рек, озер сохраняют пейзажность, а немаловажной 

их функцией является создание необходимых условий для организации ту-
ризма  и  отдыха  населения,  как  правило,  приуроченных  к  побережьям 
водных объектов.  

Основанием рекреационного использования лесов вокруг Ивано-

Арахлейских озер являются близко расположенные к краевому центру 
природно-территориальные  комплексы,  в  которых,  в  том  числе,  соче-
таются  благоприятный  климат  и  незначительно  трансформированные 
лесные ландшафты. 

К  другим  наиболее  популярным  рекреационным  и  спортивно-

оздоровительным  территориям  относятся  такие  памятники  природы,  как 
озеро Халанда, озеро Арей, Быркинские скалы, Кадалинские скалы «Двор-
цы», а также Былыринский горячий ключ, долина р. Урулюнгуй в окрест-
ностях  
с. Кондуй и др.  

Высокую рекреационную и оздоровительную ценность имеют мине-

ральные  источники  Каларского  района  (Чарский  горячий  ключ,  Сыни, 
Травертиновый, Плотинный и др.). 

Сведения  о  лесных  участках,  в  которых  проектируется  строитель-

ство,  реконструкция  и  эксплуатация  объектов  для  осуществления  рекреа-
ционной деятельности, приведены в таблице 2.3.1.  

 
Таблица 2.3.1. Перечень лесных участков, в которых проектируется 

строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления 
рекреационной деятельности  

 

Лесничество 

Участковое лесниче-

ство 

Квартал 

Агинское 

Агинское 

8       

Аргалейское 

12, 13 колхоза «Хойто-Ага», 14 

Могойтуйское 

10, 11, 19, 20, 53 

Акшинское 

Урейское 

3 совхоза «Заря», 15, 16 колхоза им. 
Калинина 

Александровско-
Заводское  

Борзинское 

18 

Аргунское 

Нерчинско-Заводское 

12 (Больше-Зерентуйская дача), 168 

229 

 

 

 

Лесничество 

Участковое лесниче-

ство 

Квартал 

Уровское 

46 

Бадинское 

Бадинское 

8  совхоз «Сосновский», 
11  совхоз «Сосновский», 
21, 22, 27 колхоза «Мир», 45 

Балейское 

Ундинское 

74, 75 

Беклемишевское 

Беклемишевское 

3, 18, 19, 33, 34, 53, 65, 92, 113 

Озерное 

2, 4, 5, 7, 9, 10, 14, 20, 23, 24, 32, 33, 
34, 41, 42, 43, 61, 68, 73, 77 

Верхне-Читинское 

Верхне-Читинское 

57, 104 

Учебно-Опытное 

28, 40 

Дульдургинское 
 

Дульдургинское 

1- 9 колхоза «Эрдем», 343 

Таптанайское 

87, 88 

Ингодинское 

Арейское 

16, 17, 18, 21, 22, 28, 29, 32, 33, 34 

Красночикойское 

Черемховское 

319, 366, 368 (Семиозерская дача),  

Кыринское 

Кыринское 

120, 203, 204, 214, 356, 450 

Могочинское 

Амазарское 

585, 587, 588 

Давендинское 

239, 240 

Могочинское 

489, 490, 492, 503 

Сбегинское 

142, 143, 166, 168 

Семиозерное 

393, 399 

Нерчинское 

Зюльзинское 

131, 148, 149, 175          

Оленгуйское 

Маккавеевское  

33 

Нижне-Оленгуйское 

29 

Оленгуйское 

28, 99 

Ононское 

Цасучейское 

4 совхоза «Ононский», колхоза «Путь 
к коммунизму» 

Петровск-
Забайкальское 

Балягинское 

157, 170, 179, 180, 224 

Катангарское 

52, 53 

Малетинское 

41, 271 

Новопавловское 

2, 3 , 43, 56, 57, 60, 61 

Петровск-
Забайкальское 

98, 230, 289, 453 

Толбагинское 

23, 33 

Хохотуйское 

20, 21 

Сретенское 

Ботовское 

2 совхоза «Ботовский», 32, 128, 
131,132,189,192,259,292 

Копуньское 

5,6,13,35,38,52,81,88,92,93,113,114 

Куэнгинское 

1, 2, 4 

Сретенское 

28-33,35,41,53,101 совхоза «Ломов-
ской», 124 

Усть-Карское 

311, 355, 356, 387 

Фирсовское 

9, 49, 79  совхоза «Ломовской», 142, 
150  

Чикичейское 

105, 111, 116 

Шелопугинское 

57, 58, 71, 72, 121, 212, 254, 373 

Тунгокоченское 

Тунгокоченское 

16, 27 дача совхоза «Тунгокочен-
ский», 288, 289, 313, 314, 387, 388, 
434, 435, 625  

Усуглинское 

28 дача совхоза «Усуглинский»,  315, 

230 

 

 

 

Лесничество 

Участковое лесниче-

ство 

Квартал 

398, 424, 445 

Чарское 

Намингинское 

964 

Нелятинское 

449, 450, 1116 

Удоканское 

23, 31, 41, 44, 45, 57, 70, 99, 100 

Чарское 

115, 140, 185 

Чернышевское 

Зиловское 

150, 156, 176 

Читинское 

Городское 

1-12 

17,18,24-29,34-41,43-49,52-72, 

75-93,95-100,  часть  кварталов  13, 
15,16,21,22,23,30,31,32,33,42,89,94,  
1,2 совхоза «Застепинский», 

Сивяковское 

1 части совхоза Сивяков-
ский»,4,5,6,7,8,11,12,13,14,16-22,25-
45,48-57, части кварталов 1, 2, 3, 9, 10 

Черновское 

1 института «ЗабНИИТИОМС»,  
41–46,51,52 

Читинское 

1 совхоза «Атамановский»,5,6,11, 21-
26,29-43,46-63, часть кварталов 
1,2,3,4,7,8,9,10,12-17,19,27,28, 64  

Шилкинское 

Верхне-Хилинское 

41 

Зубаревское 

Шилкинское 

56 колхоза «1-е Мая» 

 

 

Использование лесов для выполнения работ по геологическому изуче-

нию недр и разработки месторождений полезных ископаемых 

 

Минерально-сырьевая  база Забайкальского края  включает разведан-

ные запасы и прогнозные ресурсы черных, цветных, благородных и редких 
металлов, плавикового шпата, каменного и бурого угля, камнесамоцветов, 
минеральных вод и общераспространенных полезных ископаемых. В недрах 
края  заключено  87  %  разведанных  запасов  урана  Российской  Федерации, 
42 % плавикового шпата, 36 % циркония, 30 % молибдена, 25 % меди, 23 % 
титана, 16 % вольфрама, 13 % серебра, 9 % свинца, 9 % золота, 6 % олова, 3 
% цинка, 2 % железных руд и 1,3 % угля. 

Одним из основных проектов Забайкальского края является освоения 

юго-востока края. Защищенные объемы запасов крупнейшего из них - Быст-
ринского рудного поля в медном эквиваленте приближаются к 5 млн. тонн. В 
совокупности  с  запасами  Бугдаинского,  Култуминского,  Лугоканского  ме-
сторождений, а также с другими перспективными площадями суммарные объ-
емы меди приближаются к  15  млн.  тонн.  Кроме  того,  здесь  велики  ресурсы 
золота, вольфрама, молибдена, железа, серебра, цинка и свинца. В перспекти-
ве на юго-востоке края будет создан единый горно-обогатительный комплекс, в 
который войдут пять новых горно-обогатительных комбинатов. 

На  территории  края  начнется  производство  свинцового  и  цинкового 

концентратов  (Ново-Широкинский  рудник),  железного  концентрата  (Быст-
ринский, Лукоганский и Култуминский ГОКи), ферромолибдена и ферроволь-

231 

 

 

 

фрама  (завод  ферросплавов  Бугдаинского  ГОКа)  и  других  полезных  ископае-
мых. 

Стратегически  важным  для  улучшения  экономики  Забайкальского  края 

является создание аналогичного горнопромышленного комплекса на севере 
края (зона БАМа). Запасы руды одного только Удоканского месторождения 
меди составляют 1310,8 млн. тонн, меди - 19,7 млн. тонн, серебра - 14,4 тыс. 
тонн.  В  настоящее  время  ведутся  работы  по  разработке  технико-
экономического  обоснования  строительства  горно-металлургического  ком-
плекса по освоению Чинейского месторождения ванадийсодержащих титано-
магнетитовых и медносульфидных руд мощностью до 10 млн. тонн руды в 
год, а также первой очереди горно-обогатительного комбината на базе Кату-
гинского редкометалльного месторождения. 

В связи с освоением природных ресурсов юго-востока и севера края 

к 2018 г. планируется передать в аренду для выполнения работ по геологи-
ческому  изучению  недр  и  разработки  месторождений  полезных  ископае-
мых 7287,0 га. 

 

Использование лесов для строительствареконструкцииэксплуата-

ции линейных объектов 

 

В связи с развитием горнорудной промышленности юго-востока края 

производится  строительство  425-километровой  железнодорожной  ветки 
Нарын  -  Лугокан,  которая  соединит  с  Транссибирской  магистралью  ряд 
крупнейших месторождений юго-востока Забайкальского края.  

Проектируется  строительство  и  реконструкция  линий  электропере-

дач, линий связи. 

Для использования лесов в указанных целях к концу проектируемого 

периода планируется предать 645,0 га. 

 

Использование лесов для строительства и эксплуатации водохрани-

лищ и иных искусственных водных объектова также гидротехниче-

ских сооружений и специализированных портов 

 

На территории Чарского и Тунгокоченского лесничеств планируется 

строительство Мокской ГЭС. В связи с этим запланировано использование 
лесов общей площадью 28,8 тыс.га. 

 

Использование лесов для переработки древесины и иных лесных  

ресурсов 

 

Планируется  к  2017  году  использовать  земли  лесного  фонда  для 

указных  целей  при  строительстве  Амазарского  целлюлозного  комбината 
на площади 150 га.  

232 

 

 

 

Выполнение  поставленных  целей  позволит  к  2018  г.  значительно 

увеличить роль ресурсного потенциала лесов в развитии края, увеличения 
доходов и занятости населения. 

 
 
 

Использование лесов для осуществления научно-исследовательской де-

ятельностиобразовательной деятельностиосуществления религи-

озной деятельности 

 

Использование лесов для этих целей незначительное, в дальнейшем 

увеличение объемов не планируется. 

 
Использование  лесов  для  заготовки  живицы,  заготовки  и  сбора  не-

древесных  лесных  ресурсов,  создания  лесных  плантаций  и  их  эксплуата-
ции,  выращивания  лесных  плодовых,  ягодных,  декоративных  растений, 
лекарственных  растений,    выращивания  посадочного  материала  лесных 
растений (саженцев, сеянцев) в Забайкальском крае не осуществляется и не 
планируется.  
 

2.4.Основные направления деятельности и перечень  

мероприятий по осуществлению эффективного использования лесов 

 

2.4.1. Планируемое развитие лесозаготовительногодеревообрабаты-

вающегоцеллюлозно-бумажного и иного производстваиспользующего 

древесину 

 

Основные  направления  развития  лесного  комплекса  Забайкальского 

края  на  период  действия  лесного  плана  определены  целевой  программой 
Забайкальского края «Развитие лесопромышленного комплекса Забайкаль-
ского края (2009-2013 годы)», утвержденной Законом Забайкальского края 
от 20 октября 2008 года № 66-ЗЗК, Стратегическим направлением развития 
Забайкальского  края  на  период  до  2025  года  и  Программой  социально-
экономического  развития  Забайкальского  края  на  2010-2014  годы,  утвер-
жденных Законом Забайкальского края от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗК, 
Стратегией  социально-экономического  развития  Забайкальского  края  на 
период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забай-
кальского края от 26 декабря 2013 г. № 586. 

Выполнение  поставленных  задач,  направленных  на  развитие  эконо-

мики  и  социальной  сферы  за счет  эффективного освоения  природных  ре-
сурсов и использования геополитического и транспортно-географического 
расположения Забайкальского края, в том числе и развития лесопромыш-
ленных  предприятий  края,  техническое  перевооружение  лесопромышлен-
ных  предприятий  края,  осуществляющих  заготовку  и  переработку  древе-
сины,  создание  новых  лесозаготовительных  и  деревообрабатывающих 

233 

 

 

 

производств,  ориентированных  на  выпуск  конкурентоспособной  продук-
ции  домостроения,  качественных  пиломатериалов,  позволит  значительно 
повысить степень использования лесов и увеличить поступление доходов. 

Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ори-

ентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, 
привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов. 

Лесной  сектор  экономики  края  нуждается  в  адаптации  к  глобализа-

ции  рынков,  развитию  технологий,  появлению  новых  видов  древесной 
продукции,  усилению  конкуренции  и  ужесточению  экологических  требо-
ваний. 

Развитие лесопромышленного комплекса Забайкальского края пред-

полагает создание производства по глубокой переработке древесины, спо-
собное перерабатывать древесные отходы и выпускать на международный 
и  внутренний  рынки  конкурентоспособную  продукцию  с  высокой  доба-
вочной  стоимостью,  а  также  создание  крупных  лесопромышленных  ком-
плексов на территории края, способных комплексно решать вопросы внед-
рения новых технологий и решать вопросы по глубокой переработке дре-
весины. 

Основная цель развития лесного сектора Забайкальского края состо-

ит в эффективном и сбалансированном обеспечении спроса на продукцию 
лесного комплекса на внутреннем и внешнем рынках на основе повышения 
ее конкурентоспособности и наиболее полного и рационального использо-
вания  лесосырьевого  потенциала  при  сохранении  природообразующих 
функций лесов. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие 

задачи:  

обеспечение  интенсивного  и  эффективного  использования  лесов, 

развитие рыночных механизмов использования, охраны и воспроизводства 
лесов; 

организация инновационного развития лесного комплекса; 
повышение уровня глубокой химической, механической и энергети-

ческой переработки древесного сырья; 

совершенствование  структуры  и  рост  объемов  продукции  лесопро-

мышленного производства с высокой добавленной стоимостью; 

развитие  инфраструктуры  в  регионах реализации  приоритетных  ин-

вестиционных проектов и освоения новых лесных массивов; 

повышение  инвестиционной  привлекательности  лесного  комплекса 

на основе развития региональных стимулирующих механизмов. 

Развитие  лесного  комплекса  края  в  среднесрочный  период  будет 

находиться  под  влиянием  внешних  и  внутренних  факторов.  В  качестве 
приоритетных выбраны следующие направления: 

развитие  ряда  наиболее  перспективных  предприятий  лесопромыш-

ленного  производства  для  удовлетворения  потребности  в  лесопродукции 
строительного  сектора  экономики,  обеспечение  населения  доступным  и 
комфортным жильем, повышение экспортного потенциала области; 

234 

 

 

 

создание  новых  производственных  мощностей  по  деревообработке, 

освоению неиспользуемых лесных ресурсов, строительство лесных дорог;  

снижение  доли  необработанных  лесоматериалов  в  экспортных  по-

ставках; 

сокращение теневого сектора в лесопользовании. 
Предусмотрено  обновление  производственного  потенциала  на  ряде 

предприятий лесопромышленного комплекса Забайкальского края. 

С  внедрением  новых  технологий  обработки  древесины  произойдет 

увеличение  объемов  выпуска  качественных пиломатериалов,  отвечающих 
международному  уровню  стандартов,  производство  клееного  бруса  и  ме-
бельных щитов, производство качественных столярных изделий, погонажа 
различного профиля, продукции домостроения.  

В  рамках  реализации  приоритетных  направлений  развития  Забай-

кальского  края,  в  том  числе  лесного  комплекса,  будет  реализован  ряд 
крупных инвестиционных проектов, в том числе: 

создание  лесопромышленного  комплекса  в  северо-восточных  райо-

нах  Забайкальского  края,  в  том  числе  строительство  Амазарского  целлю-
лозного  завода,  п.  Амазар,  Могочинский  район,  с  общим  потреблением 
древесины  2486,4  тыс.  м

3

.  Цель  проекта  –  развитие  производственных 

мощностей,  увеличение  объемов  заготовки  древесины,  вовлечение  в  хо-
зяйственный оборот    запасов хвойных  и  лиственных  спелых насаждений, 
увеличение  экономического  и  экспортного  потенциала  края,  создание 
условий для устойчивого социально-экономического развития восточных рай-
онов края и западных районов Амурской области, создание новых рабочих мест для 
российских граждан; 

строительство  лесоперерабатывающего  комбината  в  г.  Чите.  Преду-

сматривается создание лесопромышленного комбината по производству пи-
ломатериалов  и  столярно-строительных  изделий  в  объеме  90  тыс.м

3

  в  год. 

Необходимость  создания  лесопромышленного  производства  обусловлена 
спросом строительных организаций г. Читы в столярно-строительных изде-
лиях и ростом спроса на продукцию деревообработки с реализацией приори-
тетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам 
России»; 

-  создание  лесной  и  лесоперерабатывающей  инфраструктуры  в  юго-

восточных районах Забайкальского края в зоне строительства дороги Нарын 
– Лугокан. 

В результате реализации мероприятий на ряде предприятий лесопро-

мышленного комплекса края произойдет  обновление  производственного по-
тенциала. В своей деятельности предприятия получат принципиально новое 
направление на углубленную переработку древесины, что соответствует со-
временным требованиям рынка. 

С  внедрением  новых  технологий  сырьевого  и  трудового  потенциала 

области, обработки древесины произойдет увеличение в 2,9 раза объемов вы-
пуска  качественных  пиломатериалов,  отвечающих  международному  уровню 
стандартов, производства  клееного бруса  и  мебельных  щитов,  производства 

235 

 

 

 

качественных столярных изделий, погонажа различного профиля, продукции 
домостроения (до 47,5 тыс. кв. м), начнется производство небеленой целлю-
лозы  (до  400  тыс.  т).  При  этом  строительство  новых  производственных 
мощностей позволит увеличить с 8 % до 65 % объемы производства лесома-
териалов в переработанном виде и объемы заготовки древесины. 

Одним из немаловажных и значительных факторов развития лесного 

комплекса  должно быть развитие  малых предприятий  (малого  и  среднего 
бизнеса). Малые предприятия и индивидуальные предприниматели выпол-
няют сегодня важную функцию в местах, где они работают, выпуская пи-
ломатериалы  для  строительства  жилья  силами  индивидуальных  застрой-
щиков, его ремонта, для строительства дачных и садовых домиков. 

 Стимулирование частной инициативы позволит более полно исполь-

зовать ресурсный потенциал Забайкальского края, создать дополнительные 
рабочие места для населения, в том числе задействовать свободные трудо-
вые ресурсы, высвободившиеся в других отраслях промышленности и аг-
рарного сектора. 

В  перспективе  малое  предпринимательство  Забайкальского  края 

должно занимать самостоятельное место, его функцией будет органичное 
развитие  структуры  производства  и  наиболее  полное  использование  лес-
ных ресурсов. 

Комплекс мер по региональной поддержке малого предприниматель-

ства включает в себя: 

содействие  развитию  малого  предпринимательства  в  приоритетных 

для региона и лесопромышленного комплекса зонах;  

развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; 
организацию обучения основам предпринимательской деятельности; 
оказание помощи в разработке бизнес-планов лицам, желающим за-

няться малым бизнесом;  

предоставление кредитов и ссуд на льготных условиях для организа-

ции малых предприятий; 

содействие рекламной,  информационной  и  консалтинговой  деятель-

ности, направленной на развитие малого бизнеса. 

Реализация  намеченных  мер  будет  способствовать  положительным 

изменениям  в  качественных,  количественных  и  структурных  показателях 
малого  предпринимательства  в  лесном  комплексе  Забайкальского  края,  в 
том числе: 

-  развитию  конкурентной  среды  как  на  внутреннем  товарном  рынке 

лесопродукции, так и при проведении лесохозяйственных работ; 

-  стабилизации  налоговых  поступлений  от  субъектов  малого  пред-

принимательства во все уровни бюджета; 

- созданию новых рабочих мест, в том числе в населённых пунктах с 

высоким уровнем безработицы. 

 
 
 

236 

 

 

 

2.4.2. Планируемые изменения спроса на древесину 

 

В связи с поэтапным повышением таможенных пошлин на круглый 

лес  следует  ожидать  снижение  спроса  на  необработанную  древесину,  по-
ставляемую  на  экспорт.  Мировой  финансовый  кризис  и  снижение  спроса 
западных стран на готовую продукцию, произведенную в КНР, также бу-
дет способствовать снижению экспортного спроса.  

В  ходе  реализации  программы  социально-экономического  развития 

Забайкальского края будет возрастать спрос на древесину для обеспечения 
работы  лесоперерабатывающих  производств  края,  объем  лесозаготовок  в 
этом случае возрастет на 3 млн. куб.м. При введении в строй Амазарского 
целлюлозного комбината и реализации других инвестиционных проектов, 
следует ожидать возможного увеличения внутреннего спроса на древесину 
в Забайкальском крае до 6,5 млн. куб. м. Большое значение имеет наращи-
вания  объемов  жилищного  малоэтажного  строительства  с  привлечением 
средств  населения  и  развитием  производства  строительных  материалов  и 
конструкций на местном сырье. Для эффективного развития рынка жилья в 
первую  очередь  предполагается  расширение  деревянной  одноэтажной  за-
стройки, использующей ресурсную базу региона. 

 

2.4.3. Повышение точности учета ресурсов древесиныобеспечение 

контроля за соблюдением лесного законодательства 

Повышение точности учета лесных ресурсов 

 

Организация и регулирование лесопользования требует более полно-

го  анализа  состояния  лесного  фонда,  обоснованности  экономической  до-
ступности  древостоев.  Базовой  основой  ведения  лесного  хозяйства  явля-
ются материалы лесоустройства. Следует отметить, что на большей части 
края лесоустройство проводилось более 15 лет назад.  

Такое положение не отвечает ни стратегии лесопользования, ни тре-

бованиям  рыночной  экономики  осуществлять  обоснованное  приложение 
труда  и  капитала к тем  или  иным  мероприятиям  в  области  лесопользова-
ния и наиболее эффективного ведения лесного хозяйства. 

В рассматриваемый период должно быть осуществлены мероприятия 

по внедрению новых и совершенствованию существующих методов учета 
и контроля. 

В качестве мер, направленных на повышение качества долгосрочно-

го  планирования  использования  лесных  ресурсов  и  удовлетворения  теку-
щих потребностей, предлагаются: 

1.  Лесоустройство  лесных  участков,  в  том  числе  за  счет  средств 

арендатора. 

2.  Внесение изменений,  связанных с  хозяйственным  воздействием  и 

стихийными  бедствиями,  за  период,  прошедший  после  лесоустройства,  в 
том числе по материалам космической съемки. 

237 

 

 

 

3. Актуализация материалов лесоустройства с давностью более 5 лет 

на  естественный  рост  по  моделям  динамики  таксационных  показателей, 
построенным  по  таблицам  хода  роста  или  повыдельному  описанию  мо-
дальных древостоев. 

Принципиально  важным  является  предоставление  материалов  орга-

нам лесного хозяйства в цифровой форме: повыдельной лесотаксационной 
базы данных и цифровых карт. На период внедрения цифровых технологий 
в систему  управления лесами необходимо ведение баз данных и актуали-
зацию  цифровых  карт  возложить  на договорной  основе  на  специализиро-
ванные  предприятия  с  долговременными  обязательствами  поддержки  и 
сопровождения работы. 

Необходимо  внедрение  добровольной  лесной  сертификации,  при 

этом  надо  привлечь  к  этому  процессу  не  только  крупные,  но  и  средние 
предприятия края. 

Целью  лесной  сертификации  является  подтверждение  соблюдения 

требований  лесного  законодательства  Российской  Федерации,  направлен-
ных на обеспечение рационального и неистощительного использования ле-
сов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчи-
вого  управления  лесами  и  сохранения  биологического  разнообразия,  а 
также  создание  условий  для  деятельности  лесопользователей  на  едином 
товарном рынке Российской Федерации и в международной торговле. 

 
Таблица 2.4.3.1. Перспективный план лесоустроительных работ в За-

байкальском крае 

 

№ 

п/п 

Наименование лесни-

чества 

Проведение последне-

го лесоустройства 

Год планируе-

мого лесо-

устройства 

Площадь пла-

нируемого ле-

соустройства - 

всего, га 

год прове-

дения 

площадь, 

тыс.га 

Агинское 

2002 

279,2 

2026 

279 177,0 

Акшинское 

1997 

472,1 

2018 

472 096,0 

Александровско-
Заводское 

1971 

467,7 

2021 

467 688,0 

Аргунское 

1989 

704,1 

2021 

704 133,0 

Бадинское 

2004 

235,0 

2016 

235 018,0 

Балейское 

1983 

477,0 

2022 

476 732,0 

Беклемишевское 

1997 

247,0 

2022 

246 996,0 

Верхне-Читинское 

1994 

367,7 

2016 

367 743,0 

Газимуро-Заводское 

1987 

1 280,3 

2023 

1 280 316,0 

10  Дульдургинское 

2002 

314,0 

2022 

313 958,0 

11  Ингодинское 

1998 

1 261,0 

2015 

1 260 994,0 

12  Карымское 

1995 

622,1 

2018 

622 098,0 

13  Красночикойское 

2000 

2 624,7 

2017 

2 624 703,0 

14  Кыринское 

1993 

1 163,5 

2026 

1 163 491,0 

15  Могочинское 

2006 

6 730,1 

2025 

6 730 088,0 

16  Нерчинское 

1998 

323,8 

2027 

323 849,0 

238 

 

 

 

№ 

п/п 

Наименование лесни-

чества 

Проведение последне-

го лесоустройства 

Год планируе-

мого лесо-

устройства 

Площадь пла-

нируемого ле-

соустройства - 

всего, га 

год прове-

дения 

площадь, 

тыс.га 

17  Оленгуйское 

1990 

312,4 

2022 

312 453,0 

18  Ононское 

2012 

96,2 

2027 

96 216,0 

19  Петровск-

Забайкальское 

2004 

739,6 

2016 

739 605,0 

20  Сретенское 

1985 

1 649,0 

2020 

1 649 066,0 

21  Тунгокоченское 

1982 

4 137,3 

2028 

4 137 284,0 

22  Хилокское 

2002 

1 193,5 

2019 

1 193 596,0 

23  Чарское 

1981 

5 519,7 

2029 

5 519 700,0 

24  Чернышевское 

2011 

913,7 

2027 

913 731,0 

25  Читинское 

1994 

161,8 

2017 

161 775,0 

26  Шилкинское 

1989 

322,3 

2016 

322 317,0 

 

Обеспечение контроля за соблюдением лесного  

законодательства 

 

Процессы  лесоуправления,  кроме  разнопланового  и  оперативного 

информационного обеспечения, требуют функционирования надежной си-
стемы контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспро-
изводством лесов. 

 
Таблица 2.4.3.2. Сведения о нарушениях лесного законодательства 
 

Показатель 

Ед. 

изм. 

2007 г.  2008 г.  2009 г.  2011 г.  2012 г.  2013 г. 

Выявлено нарушений, все-
го 

шт. 

1888 

1444 

1821 

1247 

1490 

1247 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

- нарушение правил по-
жарной безопасности в ле-
сах 

шт. 

85 

135 

140 

244 

341 

244 

- нарушение правил ис-
пользования лесов 

шт. 

279 

248 

255 

534 

530 

534 

- нарушение правил сани-
тарной безопасности 

шт. 

11 

21 

32 

34 

25 

34 

Выдано предписаний 

шт. 

88 

49 

45 

76 

70 

70 

Исполнено  

шт. 

66 

37 

34 

37 

16 

41 

Не исполнено  

шт. 

12 

11 

12 

17 

12 

Лиц привлеченных к ад-
министративной ответ-
ственности 

чел. 

69 

519 

561 

1013 

1263 

816 

Наложено штрафов 

тыс. 
руб. 

134,3 

1563,6  1286,6  4557,9  4537,4  2350,6 

Взыскано  

тыс. 
руб. 

72,8 

1227,4 

924,4 

2004,4  2737,4  1455,1 

239 

 

 

 

Количество  незаконных 
рубок 

шт. 

1503 

979 

1246 

1044 

996 

885 

в том числе с  выявленны-
ми нарушителями 

шт. 

617 

593 

682 

629 

653 

562 

Объем незаконно заготов-
ленной древесины 

тыс. 

м

91,3 

50,9 

47,3 

32,47 

24,74 

21,1 

Ущерб от незаконных ру-
бок 

млн. 

руб. 

412,4 

214,9 

243,3 

147,3 

113,2 

82,0 

Количество заявлений 
направленных в органы 
следствия и дознания 

шт. 

1478 

904 

1136 

902 

793 

719 

Привлечено к уголовной 
ответственности 

чел. 

142 

114 

128 

314 

227 

248 

Передано материалов в 
суды 

шт. 

201 

204 

141 

252 

268 

226 

тыс. 
руб. 

32697,4  14338,0  10510,4  13613,6  12975,9  11110,0 

Рассмотрено и удовлетво-
рено исков 

шт. 

123 

118 

93 

198 

207 

201 

тыс. 
руб. 

7852,4  8534,0  4151,4  7639,9  6943,8  9698,0 

Анализ  ситуации  с  незаконными  рубками  на  территории  лесного 

фонда Забайкальского края показывает тенденцию снижения количества и 
объема незаконных рубок по сравнению с 2007 годом, однако ситуация с 
незаконным  оборотом  древесины  и  незаконными  рубками  остается  прак-
тически на одном и том же уровне, а в ряде районов наблюдается рост не-
законных рубок. 

Основными причинами незаконных рубок в первую очередь являют-

ся низкий социально-экономический уровень населения в деревнях, безра-
ботица, которая заставляет людей идти на преступления. 

Согласно  статье  96  Лесного  кодекса  государственный  лесной  кон-

троль  и  надзор  находятся  в  ведении  органов  государственной  власти  в 
пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 
Лесного кодекса, постановлением Правительства Забайкальского края от 1 
октября 2008 года № 45 «Об утверждении перечня должностных лиц, осу-
ществляющих  государственный  лесной  контроль  и  надзор  на  территории 
Забайкальского края».  

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Рос-

сийской Федерации от 21 января 2014 г. № 21 «Об утверждении Нормати-
вов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими фе-
деральный  государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану)»  норматив 
патрулирования  лесов  по  Забайкальскому  краю  составляет  не  более  65,2 
тыс. га на 1 инспектора. 

Площадь  земель  лесного  фонда  составляет  32,6  млн.  га,  соответ-

ственно количество инспекторов в Забайкальском крае должно быть при-
мерно 500 человек. 

Установленный  порядок  расчета  численности  государственных  ин-

спекторов по площади согласно данным нормативам патрулирования лесов 

240 

 

 

 

не учитывает отдаленность и труднодоступность лесов, интенсивность ис-
пользования  лесов,  рекреационную  нагрузку,  плотность  населения,  коли-
чество совершаемых лесонарушений, близость железной дороги, наличие и 
количество пунктов приема и отгрузки древесины и т.п., и не может быть 
принят в разрезе лесничеств в указанном виде. 

К примеру, в Могочинском, Чарском, Тунгокоченском лесничествах 

в  такой  численности  государственных  лесных  инспекторов  согласно  рас-
чету  нет  необходимости,  а  в  лесничествах  Читинского,  Петровск-
Забайкальского,  Хилокского  районов  по  нормативу  численности  недоста-
точно. 

Общая штатная численность государственных лесных инспекторов в 

Государственной лесной службе Забайкальского края составляет 351 чело-
век, из них в центральном аппарате – 31 человек, в территориальных отде-
лах (лесничествах) – 320 человек. 

Географическое расположение лесных участков и рельеф местности 

Забайкальского края неоднозначен. 

По лесорастительному районированию на территории Забайкальско-

го  края  выделено  две  лесорастительные  зоны:  Лесостепная  зона  -  пред-
ставлена  Забайкальским  лесостепным  районом  и  Южно-Сибирская  зона  - 
выделено  три  округа  (Байкальский  горный  район,  Забайкальский  горно-
мерзлотный район, Забайкальский горный лесной район). 

По зонам освоения лесов Забайкальский край условно разделен на 5 

зон. 

Северная  зона  -  зона  традиционного  природопользования  малых 

народностей  Севера  и  освоения  месторождений  полезных  ископаемых.  В 
зону  включены  леса  Тунгокоченского,  Чарского  лесничеств,  Тунгиро-
Олекминского  участкового  лесничества  Могочинского  лесничества,  Тун-
гокоченского участкового лесничества, общей площадью 14762,6 тыс. га. 

Для зоны характерно почти полное отсутствие в лесах транспортных 

путей, низкие показатели эксплуатационного фонда лесов, сложный рель-
еф,  что  практически  исключает  в  ближайшей  перспективе  возможность 
освоения лесов для заготовки древесины. 

Центральная и западная зона – зоны защитно-эксплуатационного ле-

сопользования  с  относительно  развитой  инфраструктурой,  где  проживает 
основная часть трудовых ресурсов Забайкальского края. 

Зоны находятся  в  наиболее освоенной части  территории  Забайкаль-

ского  края,  где  проживает  основная  часть  населения,  развита  дорожная 
сеть и высокая интенсивность лесозаготовок по западной зоне. 

Восточная зона – зона освоения полезных ископаемых, развивающе-

гося  лесопользования  и  долгосрочной  аренды,  характеризуется  слабой 
транспортной доступностью лесных ресурсов, при их значительном накоп-
лении. 

Южная зона находится на стыке степи и лесов, играет важную роль в 

защите земель сельскохозяйственного назначения. 

241 

 

 

 

Таким  образом,  в  Забайкальском  крае  имеются  труднодоступные 

лесные участки, с отсутствием лесопользования, по которым не проводит-
ся  авиационное  и  наземное  патрулирование,  а  только  космомониторинг 
лесных пожаров.  Площадь  зоны  космомониторинга  в  Забайкальском крае 
составляет 12,6 млн. га. 

Соответственно,  площади  резервных  лесов  и  часть  площади  космо-

мониторинга  из  общей  площади  земель  лесного  фонда  для  определения 
нормативов  патрулирования  лесов  и  количества  государственных  лесных 
инспекторов можно исключить.  

С  учетом  интенсивности  использования  лесов,  рекреационной 

нагрузки, плотности населения, труднодоступности лесных участков, бли-
зости железной дороги, проверка  граждан и  патрулирование  лесов по За-
байкальскому  краю  распределяются  неравномерно.  В  центральной  и  за-
падной  части  Забайкальского  края  52  участковых  лесничества  имеют 
наибольшую  нагрузку,  при  которой  необходимо  проводить  по  пять  кон-
трольных  мероприятий  в  месяц,  в  остальной  части  края  69  участковых 
лесничеств  имеют  среднюю  и  наименьшую  нагрузку,  при  которой  доста-
точно  проводить  по  два  контрольных  мероприятия  в  месяц  и  достаточно 
одного лесного инспектора. 

В связи с изложенным, необходимая и достаточная штатная числен-

ность государственных лесных инспекторов по Забайкальскому краю – 408 
человек. 

 

Организация работы в области противодействия нелегальным рубкам 

и незаконному обороту древесины

 

 

В  целях  борьбы  с  нелегальными  рубками  и  незаконным  оборотом 

древесины был принят Закон Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 
195-ЗЗК  «Об  организации  деятельности  пунктов  приема  и  отгрузки  дре-
весины на территории Забайкальского края». Данный закон определяет: 

обязательную постановку на учет пунктов приема и отгрузки древе-

сины  в  уполномоченном  органе  исполнительной  власти  (Министерстве 
природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края); 

обязательное составление на пункте ежемесячной отчетности и пред-

ставление ее в Министерство природных ресурсов и промышленной поли-
тики Забайкальского края; 

требования к организации приема древесины; 
порядок приема и учета древесины; 
порядок учета отчуждаемой древесины; 
документы, необходимые при транспортировке древесины. 
В  результате  Министерством  промышленности  и  энергетики  Забай-

кальского края создана база данных пунктов приема и отгрузки древесины, 
которая  еженедельно  (с  учетом  обновлений)  направляется  всем  заинтере-
сованным контрольно-надзорным органам для использования в работе. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..