ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (2014 год) - часть 16

 

 

242 

 

 

 

Министерство также осуществляет прием и анализ ежемесячных от-

четов о принятой, переработанной и отгруженной древесине, представляе-
мых  пунктами  приема  и  отгрузки  древесины.  Самым  важным  моментом 
является то, что обязательным приложением к отчету являются копии при-
емо-сдаточных актов. Согласно закону на пунктах приема и отгрузки дре-
весины  прием  древесины  осуществляется  с  обязательным  составлением 
приемо-сдаточного акта на каждую партию древесины.  

При выявлении в процессе анализа отчетности различных несоответ-

ствий, несовпадений, подозрений на подделку подписей и прочее материа-
лы  направляются  в органы  внутренних  дел  для проведения  проверки,  ко-
торая  проводится  в  рамках  Федерального  закона  «Об  оперативно-
розыскной деятельности»,  результатом  которой  может  стать  возбуждение 
административного или уголовного дела. 

В процессе практики применения вышеуказанного законодательства 

возникает  необходимость  в  его  совершенствовании.  В  настоящее  время 
подготовлен проект закона края о внесении изменений в законы края «Об 
организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на терри-
тории Забайкальского края» и «Об административных правонарушениях». 

Принят Закон  Забайкальского  края  от 2 июля  2009  года № 198-ЗЗК 

«Об  административных  правонарушениях»,  предусматривающий  ответ-
ственность  в  виде  административных  штрафов  за  нарушение  требований 
Закона Забайкальского края № 195-ЗЗК от 1 июля 2009 года «Об организа-
ции деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории За-
байкальского края». 

В соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края 

от  29  апреля  2008  года  №  165-р  создана  Межведомственная  комиссия  по 
борьбе  с  незаконной  заготовкой,  транспортировкой,  переработкой,  реали-
зацией и  экспортом  незаконно  заготовленной древесины  (далее  –  Межве-
домственная комиссия). В тринадцати лесных муниципальных районах об-
разованы комиссии аналогичные краевой межведомственной комиссии. 

Организация межведомственного взаимодействия осуществляется в 

соответствии с заключенными соглашениями и с планами межведомствен-
ного взаимодействия, совместных мероприятий и обмена информацией по 
основным направлениям деятельности в области предотвращения незакон-
ных заготовок и оборота древесины. Основными мероприятиями в данной 
работе являются: оперативное взаимодействие, в том числе обмен инфор-
мацией, которое осуществляется на основе заключенных соглашений; про-
ведение  совместных  совещаний,  конференций,  семинаров,  рабочих  групп 
по  выработке  решений  различных  проблемных  вопросов,  возникающих  в 
процессе работы; систематическое освещение проводимой работы и ее ре-
зультатов в средствах массовой информации. 

В целом в результате межведомственного взаимодействия и приня-

тия комплекса мер по предотвращению незаконной заготовки древесины и 
незаконного оборота древесины прослеживается тенденция сокращения не-
законных  рубок,  объема  и  ущерба  от  незаконных  рубок.  Выстроенная  си-

243 

 

 

 

стема  работы  и  последовательные  организационные  меры  позволили  до-
стигнуть  ощутимого  снижения  экспорта  круглого  необработанного  леса  и 
значительно снизить несанкционированные рубки в лесной зоне.  

На  рис.  2.4.3.1  приведена  схема  межведомственного  взаимодей-

ствия по борьбе с нелегальными рубками древесины.  

На рис. 2.4.3.2 приведена схема контроля за движением древесины 

на территории Забайкальского края. 

На  рис.  2.4.3.3  приведена  схема  взаимодействия  органов  государ-

ственной власти Забайкальского края по привлечению нарушителей Закона 
Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195-ЗЗК «Об организации дея-
тельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкаль-
ского края» к административной ответственности. 

244 

 

 

 

Рис. 2.4.3.1. Схема межведомственного взаимодействия по борьбе с нелегальными рубками древесины

 

 

М ЕЖВЕДОМ С ТВ ЕНН ОЕ ВЗ АИМ ОДЕЙ С ТВИЕ

 

Правительство

 

Забайкальского

 

края

Государственная

 

лесная

 

служба

 

Забайкальского

 

края

 

УМВД

 

России

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

  

Забайкальское

 

ЛУ

 

МВД

 

России

 

на

 

транспорте

 

Управление

 

Россельхознадзора

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

и

 

Амурской

 

области

 

 

Управление

 

Федеральной

 

налоговой

 

службы

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

Управление

 

Федеральной

 

службы

 

безопасности

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

Управление

 

Росприроднадзора

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

Территориальное

 

управление

 

Росимущества

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

Министерство

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

промышленной

 

политики

 

Забайкальского

 

края

 

 

Читинская

 

таможня

 

Прокуратура

 

Забайкальского

 

края

 

Управление

 

Федеральной

 

миграционной

 

службы

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

Забайкальская

 

железная

 

дорога

 – 

филиал

 

ОАО

 «

РЖД

» 

Органы

 

местного

 

самоуправления

 

245 

 

 

 

 

Рис. 2.4.3.2. Схема  контроля за движением древесины 

 

Лесные 

насаждения

Обмен информаией

Заявка на выдачу ФСС

 

Заявка на 

выдачу ФСС 

или КС

 

Лесной 

участок/ 

 

лесные 

насаждения

Аукцион

Договор 
аренды

 

Госконтракт

Договор 

купли-продажи

Внешний 

рынок

 

Фитосанитарный 

сертификат (ФСС)

Внутренний

рынок

 

Карантинный 

сертификат (КС)

Документы  
при вывозе древесины:  
- договор купли-продажи 
-договор аренды 
(лесная декларация) 
-транспортная накладная

Карантинный сертифи-
кат (КС)

 

Государственный лесной контроль и надзор 

УМВД России по Забайкальскому краю 

 

Миграционный контроль,  
налоговый контроль, 
экологический контроль,  
технологический контроль,
пожарный надзор

 

Государственная лесная служба

Забайкальского края

 

Для 

собственных 

нужд

 

Договор 

купли-продажи

 

Министерство природных ресурсов и 

промышленной политики 

Забайкальского края

 

Постановка

 

на

 

учет

Предоставление

 

ежемесячного

 

отчета

 

о

 

принятой

переработанной

 

и

 

отгруженной

 

древесине

копий

  

приемо

-

сдаточных

 

актов

.

 

Органы внутренних дел,

органы прокуратуры, 

Управление ФСБ

 

Анализ 
отчетов

Древесина, заготовленная на территории 

Республики Бурятия, Иркутской области, 

Красноярского края

 

СХЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ДРЕВЕСИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 

246 

 

 

 

Рис. 2.4.3.3. Схема взаимодействия органов государственной власти Забайкальского края 

 

С Х Е М А   В З А И М О Д Е Й С Т В И Я   О Р Г А Н О В   Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Й   В Л А С Т И   З А Б А Й К А Л Ь С К О Г О   К Р А Я  

П О   П Р И В Л Е Ч Е Н И Ю   К   А Д М И Н И С Т Р А Т И В Н О Й   О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т И   Н А Р У Ш И Т Е Л Е Й   З А К О Н А   З А Б А Й К А Л Ь С К О Г О   К Р А Я  

« О Б   О Р Г А Н И З А Ц И И   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   П У Н К Т О В   П Р И Е М А   И   О Т Г Р У З К И   Д Р Е В Е С И Н Ы   Н А   Т Е Р Р И Т О Р И И   З А Б А Й К А Л Ь С К О Г О   К Р А Я »

 

 

 

 

 

 

Министерство 

природных ресурсов 

и промышленной 

политики 

Забайкальского края 

Постановка пунктов 
приема и отгрузки  
древесины на учет

 

Государственная 

экологическая 

инспекция 

Забайкальского края

(возбуждение и 

рассмотрение 

административных дел

наложение 

административных шт.рафов)

Органы внутренних 

дел, органы прокуратуры

Протоколы

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

в

 

отношении

 

ИП

 

и

 

юр

лиц

,  

не

 

поставивших

 

пункты

 

на

 

учет

Информация

 

о

 

пунктах

 

вставших

 

на

 

учет

но

 

не

 

осуществляющих

 

деятельность

 

по

 

приему

переработке

 

и

 

отгрузке

 

древесины

Органы местного

самоуправления

 

Пункты 

приема и 

отгрузки 

древесины

Забайкальский 

территориальный 

центр фирменного 

транспортного  

обслуживания 

ОАО «РЖД»

 

Информация

 

об

 

отгрузке

  

лесоматериалов

Заявления

 

о

 

постановке

 

на

 

учет

ежемесячная

 

отчетность

 

247 

 

 

 

2.5. Основные направления деятельности и перечень мероприятий в об-

ласти охранызащитывоспроизводства лесов и лесоразведения 

 

2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров 

 

2.5.1.1. Разграничение территории по способам обнаружения и тушения 

лесных пожаровобъемы профилактических противопожарных меро-

приятиймероприятий по обнаружению и борьбе с лесными пожарами

по развитию системы лесопожарных служб 

 

Огонь в лесу являлся и будет являться ведущим фактором, определяю-

щим распространение лесов, реализацию их функций. Это определяет приори-
тетные  задачи,  решение  которых  должно  быть  направлено  на  формирование 
современной системы охраны лесов и профилактики лесных пожаров. 

Горимость лесов определяют следующие основные факторы: 

природная пожарная опасность лесов (класс пожарной опасности); 
пожарная опасность по условиям погоды; 
антропогенная пожарная опасность; 
степень обеспеченности силами и средствами пожаротушения, их го-

товность и оперативность; 

степень благоустройства территории в противопожарном отношении. 

В соответствии с основными направлениями развития лесного хозяй-

ства охрана лесов от пожаров является важнейшей задачей, обеспечивающей 
благоприятные условия для восстановления окружающей среды и ресурсного 
потенциала лесных экосистем. 

Для достижения поставленной цели предусматривается решение сле-

дующих задач: 

осуществление мер по предупреждению и тушению лесных пожаров. 
развитие материально-технической базы противопожарных формиро-

ваний и оснащение пожарной техникой и средствами пожаротушения. 

Природная пожарная опасность лесов формируется в результате есте-

ственных процессов. Ее определяют возраст, структура и состав насаждения, 
наличие захламленности, экспозиция, условия увлажнения. 

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства 

от  05  июля  2011  года  №  287  «Об  утверждении  классификации  природной 
пожарной  опасности  лесов  и  классификации  пожарной  опасности  в  лесах  в 
зависимости от условий погоды» леса края дифференцированы по пяти клас-
сам пожарной опасности. 

Распределение  лесов  по  классам  пожарной  опасности  приведено  в 

таблице 2.5.1.1.1. 

 
 
 
 

248 

 

 

 

Таблица 2.5.1.1.1.Распределение лесов по классам пожарной опасности 
 

№ 

п/п 

Наименование лесниче-

ства 

Площадь, га 

Сред-

ний 

класс 

при-

родной  

пожар-

ной 

опасно-

сти 

Общая 

Классы природной пожарной опасности 

II 

III 

IV 

1  Агинское 

279177 

1305 

3006 

55664 

211728 

7474 

3,8 

2  Акшинское 

472096 

7554 

193087 

240769 

30686 

3,6 

3  Александрово-Заводское 

467688 

361 

16827 

317554 

132946 

3,2 

4  Аргунское 

704133 

63290 

372457 

268386 

3,3 

5  Бадинское 

235018 

35722 

138734 

60562 

3,1 

6  Балейское 

476732 

99 

9349 

102110 

348398 

16776 

3,7 

7  Беклемишевское 

246996 

741 

19879 

89660 

136342 

374 

3,5 

8  Верхне-Читинское 

367743 

144767 

111857 

111119 

1,9 

9  Газимуро-Заводское 

1280316 

2679 

153613 

578249 

477962 

67813 

3,3 

10  Дульдургинское 

313958 

1305 

24840 

113944 

156914 

16955 

3,5 

11  Ингодинское 

1260994 

70493 

585158 

561390 

43953 

3,4 

12  Карымское 

622098 

46867 

181237 

392822 

1172 

2,6 

13  Красночикойское 

2624703  170286 

208636 

1259205  917449 

69127 

3,2 

14  Кыринское 

1163491 

7409 

131304 

508692 

466181 

49905 

3,3 

15  Могочинское 

6730088 

871696  2500212  2415197  918630 

24353 

2,6 

16  Нерчинское 

323849 

89 

3802 

66103 

222142 

31713 

3,9 

17  Оленгуйское 

312453 

1430 

41852 

124337 

124148 

20686 

3,4 

18  Ононское 

96216 

94299 

428 

1411 

78 

1,1 

19  Петровск-Забайкальское 

739605 

604 

73887 

361715 

261823 

41576 

3,4 

20  Сретенское 

1649066 

97838 

349635 

1149989 

50080 

1524 

2,7 

21  Тунгокоченское 

4137284  448838 

323617 

1668713  1696116 

3,1 

22  Хилокское 

1193596 

5796 

127429 

578988 

443321 

38062 

3,3 

23  Чарское 

5519700  1026190  1329662  1311329  1627342  225177 

2,8 

24  Чернышевское 

913731 

14991 

504329 

394411 

2,4 

25  Читинское 

161775 

11008 

67284 

73699 

9784 

3,5 

26  Шилкинское 

322317 

29615 

26172 

136725 

129470 

335 

3,2 

 

Итого  по  лесам,  распо-
ложенным  на  землях 
лесного фонда

 

32614823  2967205 

6329212  13093674  9528381 

696351 

3,2 

 

Леса,  расположенные  на 
землях особо охраняемых 
природных территорий 

324342 

38510 

84359 

99226 

78944 

23303 

3,2 

 

Леса,  расположенные  на 
землях обороны 

1124503 

87524 

320623 

388829 

327527 

3,4 

 

Всего по краю 

34089631  3093239 

6734194 

1358129 

9934852 

719654 

3,3 

 

Средний  класс  природной  пожарной  опасности  равен  3,3,  что  свиде-

тельствует о средней пожарной опасности в лесах края. 

249 

 

 

 

Наиболее  опасные  в  пожарном  отношении  участки  леса  (I  и  II  клас-

сы), где возможны пожары в течение всего пожароопасного сезона, занимают 
28,8 % площади. 

Вместе с тем 31,2 % площади составляют участки 

IV

 и 

V

 классов при-

родной  пожарной  опасности,  где  пожары  возможны  только  после  длитель-
ных засух, в периоды пожарных максимумов. 

Территория  края  относится  к  зоне  неустойчивого  увлажнения.  Про-

должительность бесснежного периода – от 172 дней на северо-востоке до 220 
дней  на  юге.  Пожароопасный  сезон  около  7  месяцев  (в  среднем  219  дней). 
Скорость  ветра  в  весенний  и  осенний  периоды  пожароопасного  сезона  со-
ставляет  14-15  м/сек  с  порывами  до  18-35  м/сек.  Высокий  класс  пожарной 
опасности сохраняется до установления дневных отрицательных температур 
и выпадения постоянного снежного покрова, то есть до конца октября. 

 
Таблица  2.5.1.1.2.  Распределение  дней  пожароопасного  сезона  по 

классам погодной пожарной опасности 

 

Наименование лесничеств 

Класс погодной пожарной опасности 

II 

III 

IV 

Агинское, Акшинское, Дульдургинское, 
 Ононское 

39 

83 

53 

41 

Александровско-Заводское 

57 

77 

41 

44 

Аргунское 

49 

81 

45 

43 

Бадинское, Хилокское 

105 

66 

29 

19 

Балейское 

75 

64 

42 

38 

Беклемишевское, Верхне-Читинское, 
Оленгуйское, Читинское 

83 

61 

38 

37 

Газимуро-Заводское 

57 

80 

40 

42 

Ингодинское 

91 

79 

32 

17 

Карымское, Шилкинское 

69 

71 

40 

39 

Красночикойское 

45 

73 

44 

57 

Кыринское 

27 

59 

48 

79 

Могочинское,  Нерчинское, Тунгокочен-
ское, Чернышевское 

16 

21 

110 

85 

Петровск-Забайкальское 

82 

80 

32 

25 

Сретенское 

53 

73 

42 

51 

 
Распределение дней пожароопасного сезона по классам погодной по-

жарной  опасности  за  среднемноголетний  период  представлено  следующим 
образом: I класс – 27,5 %, II класс – 31,4 %, III класс – 20,6 %, IV класс – 20,0 
%,V класс – 0,5 %. 

Как показывает многолетняя практика наблюдения за возникновением 

пожаров, со второй половины марта пожары возникают в наиболее населен-
ных  малоснежных  южных  и  юго-восточных  районах  края:  Александрово-
Заводском, Газимуро-Заводском, Ононском, Шилкинском, Борзинском райо-
нах, а также Читинском районе. 

250 

 

 

 

В  апреле,  особенно  во  2-й  его  половине,  и  в  мае  пожары  начинают 

развиваться в центральной и юго-западной части края (Улетовский, Карым-
ский, Хилокский, Красночикойский, Петровск-Забайкальский районы). 

В мае - начале июня пожары смещаются к северу края – Тунгокочен-

ский, Могочинский, Тунгиро-Олекминский, Каларский районы. 

После  появления  свежего  травяного  покрова  горимость  несколько 

снижается,  но  после  ранне-осенних  заморозков  (вторая  половина  августа, 
начало  сентября)  пожары  будут  возникать  во  всех районах  края,  и  в  основ-
ном их число будет зависеть от антропогенной нагрузки лесов (охота, рыбал-
ка, сбор грибов, ягод, орехов). 

С учетом транспортной доступности и площади края проведено разде-

ление территорий по способам мониторинга и по применяемым силам для 
тушения лесных пожаров.

 

 
Таблица 2.5.1.1.3. Распределение площадей лесов по способам мони-

торинга лесных пожаров 

площадь, га 

№ 

п/п 

Наименование лесниче-

ства 

Всего 

в том числе по зонам 

наземной 

авиационной 

космического 

мониторинга 

1  Агинское 

279177 

59954 

219223 

2  Акшинское 

472096 

60643 

411453 

Александровско-
Заводское 

467688 

51646 

416042 

4  Аргунское 

704133 

46396 

657737 

5  Бадинское 

235018 

32135 

202883 

6  Балейское 

476732 

60576 

416156 

7  Беклемишевское 

246996 

54942 

192054 

8  Верхне-Читинское 

367743 

61006 

306737 

9  Газимуро-Заводское 

1280316 

24130 

1256186 

10  Дульдургинское 

313958 

141075 

172883 

11  Ингодинское 

1260994 

152338 

1108656 

12  Карымское 

622098 

91573 

530525 

13  Красночикойское 

2624703 

61505 

2563198 

14  Кыринское 

1163491 

128651 

1034840 

15  Могочинское 

6730088 

59907 

2401513 

4268668 

16  Нерчинское 

323849 

49572 

274277 

17  Оленгуйское 

312453 

57115 

255338 

18  Ононское 

96216 

96216 

19  Петровск-Забайкальское 

739605 

80254 

659351 

20  Сретенское 

1649066 

97164 

1551902 

21  Тунгокоченское 

4137284 

17605 

1267944 

2851735 

22  Хилокское 

1193596 

76000 

1117596 

251 

 

 

 

 
 

23  Чарское 

5519700 

17839 

5501861 

24  Чернышевское 

913731 

47597 

866134 

25  Читинское 

322317 

42273 

280044 

26  Шилкинское 

161775 

78189 

83586 

Итого по лесам, расположен-

ным на землях лесного фонда 

32614823 

1746301 

18246258 

12622264 

1  Национальный парк 

«Алханай» 

113054 

62442 

50612 

2  государственный запо-

ведник «Даурский» 

300 

 

300 

3  Сохондинский государ-

ственный заповедник  

210988 

 

15802 

 

195186 

Итого по лесам, расположен-
ным на землях особо охраняе-
мых природных территорий 

324342 

78544 

245798 

1  Улан-Удэнское лесниче-

ство 

6512 

 

6512 

2  Ингодинское лесниче-

ство 

57626 

17538 

40088 

3  Читинское лесничество 

1060365 

65769 

198716 

795880 

Итого по лесам, расположен-
ным на землях обороны 

1124503 

89819 

238804 

795880 

 

Всего по краю 

34089631 

1566406 

19132727 

13390498 

 
Таблица  2.5.1.1.4.  Распределение  площадей  лесов  по  применяемым 

для тушения лесных пожаров силам 

площадь, га 

№ 

п/п 

Наименование лесничества 

Всего 

в том числе по зонам 

наземной 

авиационной 

Агинское 

279177 

279177 

Акшинское 

472096 

364828 

107268 

Александровско-Заводское 

467688 

467688 

Аргунское 

704133 

292318 

411815 

Бадинское 

235018 

178818 

56200 

Балейское 

476732 

410229 

66503 

Беклемишевское 

246996 

246996 

Верхне-Читинское 

367743 

367743 

Газимуро-Заводское 

1280316 

375944 

904372 

10 

Дульдургинское 

313958 

161095 

152863 

11 

Ингодинское 

1260994 

408917 

852077 

12 

Карымское 

622098 

622098 

13 

Красночикойское 

2624703 

947681 

1677022 

252 

 

 

 

14 

Кыринское 

1163491 

531192 

632299 

15 

Могочинское 

6730088 

767951 

5962137 

16 

Нерчинское 

323849 

271181 

52668 

17 

Оленгуйское 

312453 

312453 

18 

Ононское 

96216 

96216 

19 

Петровск-Забайкальское 

739605 

593884 

145721 

20 

Сретенское 

1649066 

478647 

1170419 

21 

Тунгокоченское 

4137284 

133516 

4003768 

22 

Хилокское 

1193596 

491196 

702400 

23 

Чарское 

5519700 

44153 

5475547 

24 

Чернышевское 

913731 

390122 

523609 

25 

Читинское 

322317 

300949 

21368 

26 

Шилкинское 

161775 

161775 

Итого по лесам, расположенным 

на землях лесного фонда 

32614823 

9696767 

22918056 

Национальный парк «Алха-
най» 

113054 

62442 

50612 

государственный заповед-
ник «Даурский» 

300 

 

300 

Сохондинский государ-
ственный заповедник  

210988 

 

15802 

 

195186 

Итого по лесам, расположенным 
на землях особо охраняемых 
природных территорий 

324342 

78544 

245798 

Улан-Удэнское лесничество 

6512 

6512 

Ингодинское лесничество 

57626 

17538 

40088 

Читинское лесничество 

1060365 

65769 

198716 

Итого по лесам, расположенным 

на землях обороны 

1124503 

89819 

238804 

 

Всего по краю 

34089631 

1566406 

19132727 

 
Антропогенная  пожарная  опасность  определяется  количеством  ис-

точников  пожаров,  возникших  по  вине  человека.  В  настоящее  время  боль-
шинство пожаров возникают по вине человека. 

Антропогенная  пожарная  опасность  снижается  эффективным  прове-

дением  противопожарной  пропаганды,  ограничением  доступа  в  лес,  благо-
устройством территории, проведением комплекса мер по противопожарному 
обустройству лесов. 

Профилактические противопожарные мероприятия в лесах являются 

основой предупреждения возникновения лесных пожаров 

Объёмы ежегодных планируемых мероприятий по охране лесов при-

ведены в таблице 2.5.1.1.5 и приложении № 16. 

 

253 

 

 

 

Таблица 2.5.1.1.5. Объёмы ежегодных планируемых мероприятий по 

охране лесов, расположенных на землях лесного фонда 

 

Наименование 

 

Ед. изм. 

Ежегодный объем 

за счет 

субвен-

ций из 

бюджета 

за счет 

средств 
аренда-

торов 

всего 

Создание  лесных  дорог,  предназначенных  для 
охраны лесов от пожаров 

км 

30 

78 

108 

Ремонт и реконструкция дорог противопожарно-
го назначения 

км

 

40 

40 

Содержание  и  эксплуатация,  дорог  противопо-
жарного назначения 

км

 

236 

160 

396 

Прокладка просек, противопожарных разрывов 

км

 

10 

15 

Прочистка  просек,  уход  за  противопожарными 
разрывами 

км

 

15 

10 

25 

Устройство  противопожарных  минерализован-
ных полос 

км

 

1176 

1025 

2201 

Уход  за  минерализованными  полосами,  про-
чистка  противопожарных  минерализованных 
полос 

км

 

5560 

5620 

1118 

Проведение профилактического контролируемо-
го  противопожарного  выжигания  хвороста,  лес-
ной  подстилки,  сухой  травы  и  других  лесных 
горючих материалов 

тыс. га 

29,4 

5,0 

34,4 

Установка и размещение стендов 

шт. 

26 

100 

126 

Установка и размещение плакатов 

шт.

 

107 

550 

657 

Установка и размещение объявлений (аншлагов) 
и других знаков и указателей 

шт.

 

477 

670 

1147 

Благоустройство зон отдыха граждан 

шт.

 

102 

220 

322 

Установка  и  эксплуатация  шлагбаумов,  устрой-
ство  преград,  обеспечивающих  ограничение 
пребывание  граждан  в  лесах  в  целях  обеспече-
ния пожарной безопасности 

шт.

 

41 

220 

261 

Строительство,  реконструкция  и  эксплуатация 
посадочных  площадок  для  самолетов,  вертоле-
тов,  используемых  в  целях  проведения  авиаци-
онных работ по охране и защите лесов 

шт.

 

Строительство,  реконструкция  и  эксплуатация 
пожарных  наблюдательных  пунктов  (вышек, 
мачт,  павильонов,  и  других  наблюдательных 
пунктов) 

шт.

 

50 

55 

Создание и содержание пунктов сосредоточения 
противопожарного инвентаря 

шт.

 

31 

200 

231 

Устройство подъездов к источникам противопо-
жарного водоснабжении 

шт.

 

43 

50 

93 

Эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к 
источникам водоснабжения 

шт.

 

47 

250 

297 

254 

 

 

 

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса орга-

низация  использования  лесов,  их  охраны  (в  том  числе  осуществление  мер 
пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиты (за исключени-
ем  лесопатологического  мониторинга),  воспроизводства  (за  исключением 
лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, за-
щиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных 
дорог,  предназначенных  для  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов)  на 
указанных землях переданы органам государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации 

Согласно  части  2  статьи 57  Лесного кодекса, порядок  организации и 

выполнения  авиационных  работ  по  охране  и  защите  лесов  устанавливается 
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Приказом  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от  3  ноября 

2012г.  №470  утвержден  Порядок  организации  и  выполнения  авиационных 
работ по охране и защите лесов. 

В  соответствии  с  пунктом  3  указанного  приказа  организация  лесо-

авиационных работ в отношении лесных участков в пределах земель лесного 
фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и 
защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов 
Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, 
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-
дерации. 

При  организации  лесоавиационных  работ  органы  государственной 

власти: 

1)  проводят  разделение  охраняемой  территории  в  пределах  зон  авиа-

ционного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты 
лесов; 

2)  координируют  действия  авиационных  и  наземных  подразделений, 

осуществляющих охрану лесов; 

3)  обеспечивают  создание  единой  системы  связи  и  оповещения  сил 

авиационной и наземной охраны и защиты лесов; 

4)  устанавливают  необходимое  количество  и  типы  воздушных  судов, 

возможные  места  базирования  подразделений,  осуществляющих  работы  по 
тушению  лесных  пожаров,  возможности  использования  имеющихся  аэро-
дромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в их обору-
довании,  патрульные  маршруты  и  периодичность  проведения  авиапатрули-
рования, сроки его начала и окончания, численность авиапожарных команд, 
другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ. 

Степень  обеспечения  силами  и  средствами  пожаротушения  является 

весьма  специфическим  фактором.  Наращивание  численности  и  технической 
оснащенности  сил  и  средств  пожаротушения  и  подавление  пожаров  на  ми-
нимальных площадях, при низком уровне противопожарной профилактики и 
противопожарного  обустройства,  будет  способствовать  накоплению  лесных 
горючих материалов, что увеличит интенсивность лесных пожаров. В после-

255 

 

 

 

дующие лесопожарные периоды потребуется еще большее увеличение сил и 
средств. 

Эффективность обеспеченности силами и средствами пожаротушения 

достигается  в  комплексе  с  мероприятиями  по  снижению  природной  пожар-
ной опасности и противопожарным обустройством территории. 

Перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и 

оборудования,  противопожарного  снаряжения  и  инвентаря,  иных  средств 
предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров  на  соответствующей  террито-
рии,  порядок  привлечения  и  использования  таких  средств  в  соответствии  с 
уровнем пожарной опасности устанавливаются планами тушения лесных по-
жаров,  разработанными  органами  государственной  власти  в  пределах  своих 
полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 83 Лесного ко-
декса и настоящим Лесным планом. 

Необходимый перечень техники приведен в таблице 2.5.1.1.6. 
На рис.2.5.1.1.1-2.5.1.1.3 приведены схемы оперативного межмуници-

пального маневрирования силами лесопожарных формирований КГСАУ «За-
байкаллесхоз»,  организации  борьбы  с  ландшафтными  пожарами,  оператив-
ного обмена информацией о пожарной опасности. 

256 

 

 

 

Таблица 2.5.1.1.6. Перечень противопожарной техники и планируемое доукомплектование 

№ 

п/п 

Наименова-

ние ПХС 

Пожарные ав-

томашины 

АРС 

МЛПК 

Автомобиль 

повышенной 

проходимости 

до 6т 

Автомобиль 

повышенной 

проходимости 

до 1 т 

ЛХТ, ТЛП, 

вездеход 

Бульдозер 

Трактор колес-

ный, Форест 

1,4(2.0) 

Тягач с прице-

пом 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

име

ется 

доуком-

плекто-

вать 

ПХС-3 

п. Агинское 

10 

10 

ПХС-3 

с. Акша 

12 

13 

ПХС-3 

 г. Пет-

ровск-

Забайкаль-

ский 

12 

12 

ПХС-3  
г. Чита 

16 

15 

11 

ПХС-3 

 г. Шилка 

14 

17 

11 

ПХС-3 

с. Улеты 

15 

14 

ПХС-3  

с. Газимур-

ский Завод 

10 

10 

10 

ПХС-3 

 г. Черны-

шевск 

ПХС-3  

г. Сретенск 

12 

14 

10 

ИТОГО по 

ПХС-3 

105 

11 

38 

109 

85 

40 

68 

33 

14 

56 

10 

257 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПХС 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.5.1.1.1. Схема оперативного межмуниципального маневрирования силами лесопожарных формирований  
КГСАУ «Забайкаллесхоз» 

ПХС - 3 

г.Чита 

 

ПХС – 3 

гСретенск 

 

ПХС – 3 

сУлеты 

 

ПХС 3 типа 

гПетровск-

Забайкальский  

 

ПХС 3 типа 

сАкша 

ПХС 3 типа 

гШилка 

 

ПХС – 3 

гЧернышевск 

ПХС 3 типа             
пАгинское  

ПХС – 3 

сГазимурский За-

вод 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..