Стилистика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Стилистика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Стилистика. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 8

 

 

Невербалика являетя важной частью речевой коммуникации. Она:

Формирует образ собеседника

Отражает   психическое   состояние   собеседников   и   динамику   этого   состояния
(побледнение, покраснение, появление пота)

Замещает пропущенный вербальный компонент(гримаса в ответ на замечание)

Добавляет информацию к вербальному компоненту

Усиливает воздействие вербального компонента (прикосновение при словах)

47. Основные функции и этапы общения

Функции:

1. Информационная – получение и передача информации
2. Побудительная – побуждение к действию
3. Координационная – согласование совместных действий
4. Эмотивная – обмен эмоциями
5. Установление отношений – осознание и утверждение своей социальной роли, статуса
6. Оказание влияния – изменение установок, представлений, намерений, желаний

Этапы общения:

1. Планирование (выбор места и времени)
2. Вхождение в контакт (эмоциональная настройка)

Женщина разглядывает ювелирные изделия в витрине магазина.
К ней подходит пожилой мужчина:
-рядом с вами бриллианты меркнут
-спасибо, Вы очень любезны
3. Ориентировка (оценка социальных, личностных, ролевых особенностей партнёра, его 

намерений)

В парикмахерскую входит мужчина с большой сумкой и тихо спрашивает у женщины – 
администратора:
-вы любите духи?
-…
4. Реализация (поддержание внимания)
5. Контроль (изменение стратегий и тактик в случае неудачи)
6. Взаимоотключение (или свёртывание контакта) – закрепление позитивных результатов, 

нейтрализация негативных

48. Условия эффективного общения. Коммуникативные неудачи, их причины и предупреждение.

Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных 
коммуникативных целей.

За эффективность общения отвечает в первую очередь коммуникативный аспект культуры речи, 
но это не означает, что нормативный и этический компоненты незначимы для эффективности 
общения. Нарушение нормативности может привести просто к непониманию, если, например, 
вместо нормативного общеизвестного употребляется какое-нибудь малоизвестное диалектное 
или жаргонное слово, но чаще в этом случае эффективность снижается по иной, скорее 
прагматико-психологической, чем собственно лингвистической, причине: ненормативное 
употребление выдает недостаточную образованность говорящего и побуждает слушающего 
соответственным образом относиться к сказанному.

Аналогичным образом сказывается на эффективности коммуникации и нарушение этических норм
общения: неэтичное обращение к собеседнику, употребление так называемой нецензурной 
лексики и прочее может вообще прервать общение.

1)коммуникативная заинтересованность, которая устанавливает паритетность вне зависимости 
от социального статуса и ролей участников общения;

2)настроенность на мир собеседника: успешность речевого общения определяется умением 
говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь;

3)умение слушать собеседника.

4)умение понять замысел говорящего. Важно помнить, что умение понять не означает принять 
точку зрения или замысел собеседника.

5)умение использовать разнообразные способы передачи информации. Иными словами, 
говорящий должен «вложить душу» в то, что он сообщает. Речь должна быть выразительной, 
эмоциональной, искренней и т.д.

6)обстановка, внешние обстоятельства: настроение, наличие посторонних, форма общения 
(телефон, записка, беседа с глазу на глаз и т.п.).

Соблюдение норм речевого этикета.

Существует два вида слушания:

А) нерефлексивное, т.е. «молчаливое» слушание. Оно не всегда бывает уместным, т.к. молчание 
можно принять за «знак согласия».

Б) рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника с целью создания доверительной 
обстановки, правильного понимания собеседниками друг друга.

Коммуникативные неудачи - это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, а 
также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Причины

Социо – культурные - возраст, соц. различия, профессионал. принадлежность, разные культуры

Психологические - необщительность, интровертность, замкнутость, агрессивный настрой, 
конфликтные установки, чрезмерная эмоциональность

Языковые – языковой барьер, дефекты к коде общения

Технические причины – нарушение канала связи

49. Речевые стратегии и тактики.

конспекты

50. Спор, дискуссия, полемика. Правила аргументирования. Уловки в споре.

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, 
при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту

Цель спора

Вступая в спор, люди преследуют различные цели, руководствуются разными мотивами. По цели 
различают следующие виды споров:

1) спор из-за истины;
2) спор для убеждения кого-то;
3) спор для победы;
4) спор ради спора.

Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или
письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, 
содержательным или формальным.

тратегия спора – это общий план его ведения.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, 
чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. 

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Если оппонент заранее ознакомлен с содержанием 
тезиса или с темой предстоящего обсуждения, ему можно рекомендовать заранее продумать 
слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, 
обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по 
возможности и общезначимого ее решения.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее 
участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает 
необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии 
формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться 
к ней более основательно.

От других видов споров, прежде всего полемикидискуссия отличается своей 
целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дискуссии – 
достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее 
участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе 
известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на 
поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество 
определенной позиции.

Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на
утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Отличительные черты полемики:

1) основная задача, которую решают полемизирующие стороны, – утверждение 
своей позиции;

2) участвующие в полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе 
средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование 
большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в
использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и 
психологических, навязывание своего сценария спора и т. п.

аргументация  это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование 
позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим 
человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, 
кому адресована обосновываемая позиция, называется реципиентом.

В структуру аргументации входят тезис, аргументы (основания, доводы) и 
демонстрация.

Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию. Именно ему 
должен уделять основное внимание аргументатор или оппонент. Это означает, 
что в процессе аргументации любая вовлекаемая в него информация должна 
концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу.

Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых 
достигаются обоснованность и убедительность тезиса. Отбор аргументов – дело 
творческое, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс: 
мировоззрение, уровень образования аргументатора, его идеологические и 
культурные установки, конкретные обстоятельства, сопровождающие процесс 
аргументации, и т. д. По этой причине аргументы, понятные и убедительные в 
одной аудитории, могут оказаться несостоятельными, т. е. неубедительными и 
непонятными, в другой аудитории.

Виды аргументации:

доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо 
или опосредованно выводится из истинности аргументов. Как вид аргументации 
доказательство имеет своей целью исключить любые сомнения в истинности 
тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия.

Прямое доказательство - идет от рассмотрения аргументов к доказательству 
тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается 
аргументами.

Непрямое (Косвенное) доказательство — это доказательство, в котором 
истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности 
антитезиса. Оно применяется тогда, когда нет аргументов для прямого 
доказательства.

Опровержение – это логическая операция обоснования ложности некоторого 
тезиса или демонстрация его необоснованности, т. е. в отличие от 
доказательства, опровержение преследует прямо противоположную цель и 
является как бы его обратной стороной.

Подтверждение – широко используемый в практике спора вид аргументации. Оно
особо эффективно, когда существует необходимость обоснования 
нетрадиционного, инновационного решения, новой перспективной точки зрения 
или предложения. В рамках подтверждения тезиса из предложенной 

нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с 
реальным положением дел, с фактами.

Демонстрация – это логическая связь тезиса и аргументов.

Уловки в споре 

психологические

1. Отвергается существование явлений, о которых идет спор
2. «Призыв к городовому» – указывают на социальную опасность тезиса.
3. Ссылка на авторитеты
4. «Палочные доводы» – угроза, что несогласие с оппонентом нанесет ущерб 

спорящему.

5. Ставка на ложный стыд
6. Оскорбительные намеки
7. Подмена объекта исследования личными нападками
8. «Рабская уловка» – представиться жертвой, которой не дают высказаться
9. «Подмазывание» аргумента – слабый аргумент облекается в туманную форму 

и сопровождается комплиментом

10. Внушение
11. Возбуждение гнева оппонента
12. Перевод спора из рациональной плоскости в прагматическую
13. Спонтанный выход из спора
14. Авторитарный контроль над инициативой – не давать противнику слова

логические (софизмы) 

1. Отступление от тезиса (подмена предмета спора)
2. «Диверсия» – оставляют сложно доказуемый тезис и хватаются за другой
3. Подмена тезиса (сужение, расширение)
4. Обнаружение противоречия между словом и делом оппонента

речевые.

5. Пространная речь – оттягивают доказательство в надежде, что оппонент 

забудет, о чем идет речь

6. Быстрый темп речи, нечеткое произношение

51. Ораторская речь, ее роды и виды. Этапы подготовки устной публичной речи.

Ораторское иск сство (искусство красноречия)

у́

 — искусство публичного выступления с целью 

убеждения. Это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и 
психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука 
риторика. 

Рода ораторской деятельности:

1. Политическое красноречие -

 

  один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно 

связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные 
массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, 
желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения.

а) Отчетный доклад на собрании
б) Доклад на социально- политические и
в) политико-экономические темы
г) Политическая речь.
д) Дипломатическая речь.
е) Военно-патриотическая речь.
ж) Политическое обозрение.
з) Митинговая речь.
и) Агитаторская речь

2. Военное красноречие

 

 

а) боевой призыв
б) боевой приказ
в) воинские уставы
г) радиосвязь в экстремальных условиях

3. Академическое красноречие - 

 

 Этот род ораторского искусства характерен для сфер 

научной деятельности людей, он разделяется на виды:

а) лекция вузовская,
б) научный доклад,
в) научный обзор,
г) научное сообщение пли информация.

4. Судебное красноречие 

 

 - основывается на прочных традициях, выработанных еще в 

античные времена. До нас дошло множество судебных речей древних ораторов. 
Различаются следующие виды судебного красноречия:

а) прокурорская, или обвинительная, речь;
б) общественно-обвинительная речь;
в) адвокатская, или защитительная, речь;
г) общественно-защитительная речь
д) самозащитительная речь обвиняемого.

5. Социально-бытовое красноречие – 

 

 

Юбилейная, или похвальная, речь.
Застольная речь - тост.
Надгробное слово, или поминальная речь.

6. Духовное красноречие (гомилетика)

 

  - 

Проповедь
Речь на соборе
Этапы подготовки публичного выступления

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору 
необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая 
импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь 
подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со 
слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.

Риторический канон
1. Докоммуникативная фаза
  а. Inventio – изобретение
  б. Dispositio – расположение
  в. Elocutio – выражение (точнее, способ выражения мыслей)
  г. Memoria – запоминание
2. Коммуникативная фаза
   Actio hypocrisis – букв. действие, произнесение, выступление
3. Посткоммуникативная фаза

  Изобретение 

 

 (inventio)

 

 

Выбор темы

  - ориентир на собственные интересы
  - оценка интересов аудитории
     а. общие
     б. специальные
     в. актуальные
   Примечание: предусмотреть «изюминку», дозировать новую для аудитории информацию

Выбор системы понятий (общие места)

Выражение (

 

 Elocutio

 

 )  

 А. Выбор между подготовленной речью (текст/фрагменты/план) и импровизацией

Б. Выбор вербальных и невербальных средств
Вербальные средства

Выбор доступных конкретной аудитории языковых средств

Образные средства (тропы)

Средства диалогизации (некоторые фигуры речи) 

Средства драматизации (да, нет; некоторые фигуры речи) 
Невербальные средства

Визуальные 

    - мимика, 
    - жесты оратора
    - внешний вид
    - поза и перемещения по аудитории 

Аудиометрические 

    - тембр речи 
    - темп речи
    - интонирование речи, 
    - паузирование 

Изобразительные

    - предметы для демонстрации
    - иллюстрации (слайды, плакаты, фотографии, рисунки)
    - графики, схемы, таблицы

    - раздаточный материал (рекламные листовки, хэндауты)

   Memoria

 

 

использование мнемонических приемов (ассоциации, разметка страницы);

многократное чтение вслух (одновременно производится хронометраж произносимого);

репетиция произнесения перед зеркалом;

рассказ основных идей родственникам или друзьям (так легче прогнозировать реакцию 
аудитории на разные части выступления, оттачивается композиция, выбираются 
наилучшие средства выражения);

составление карточек или подготовка мультимедийной презентации.

 

52. Общие места. Структура ораторской речи. Образ оратора. Средства установления контакта с 
аудиторией.

Общие места – это общие точки зрения, с которых могут быть рассмотрены все сюжеты и объекты 
речи.

топика – система «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способов их применения на этапе 
изобретения речи. Общее место понимается как общее рассуждение, наблюдение, расхожая 
истина, которые используются в подходящем случае.

Цели зачина

Установить контакт с аудиторией

Вызвать расположение аудитории (пленить)

Вызвать интерес к теме

Настроить на эмоциональное восприятие речи

Создать первоначальное представление о направлении мысли оратора

Взять необходимый тон и ритм (для оратора)

Цели вступления

Закрепление контакта, установленного зачином

Достижение концентрации внимания

Подготовка аудитории к восприятию речи

Создание необходимого эмоционального настроя

Формулирование темы и цели речи, введение в суть дела

Перечисление концептуально значимых положений

В полемической речи – характеристика оппонента

Цели основной части определяют тип речи

Аргументативная (убеждающая) речь

Информирующая речь

Побуждающая речь

Хвалебная (эпидеиктическая) речь

Структура основной части зависит от типа речи
Цели заключения зависят от типа речи – воздействие на интеллект (1) или на эмоции (2)
1

Подведение итогов

Обобщение мыслей, высказанных в основной части (можно повторить тезис и основные 
положения)

Указание на перспективы развития выдвинутых идей

2

Зачин

Вступление

Основная часть

Заключение

Концовка

Эмоциональная передача содержания речи в целом

Закрепление и усиление произведенного на аудиторию впечатления

Постановка задач перед аудиторией

Цели концовки

Эффектно завершить речь («вишенка на торте»)

Утвердить коммуникативный успех (и речь, и оратор должны запомниться) 

Сохранить до последней минуты впечатление диалога (обращения к аудитории)

Образ оратора – это подходящая к личностным особенностям выступающего и выбранной им 
теме маска, включающая внешний вид, коммуникативное поведение, выраженный в речи 
характер.
На образ оратора накладывают отпечаток

имя – то, как оратор себя зарекомендовал ранее, то, что о нем известно слушателям

багаж знаний – умение проводить исторически и бытовые параллели, находить цитаты, 
делать философские обобщения, понимать психологию массы (зала) и личности 
(оппонента)

ораторские данные

внешние данные

Оратор харизматического типа
-широкие жесты
-преобладание эмоций над рассудком
-работа на контрасте
Оратор монархического типа
   - трезво мыслящий прагматик
   - выверяет каждое слово
   - тон близок к нейтральному
   - берёт аргументацией и фактами

Образ аудитории

Возраст

Образование

Социальные особенности (интересы, политические и религиозные убеждения)

Национальные особенности (стереотипы, табу, система знаний)

Стратегия доминирования и стратегия кооперации

В зависимости от рода речи оратор может ставить перед собой цель контролировать всю 
аудиторию (убеждающая политическая речь, судебная речь) или только ее часть (академическая 
речь)

Вербальные и невербальные средства управления вниманием аудитории

Вербальное взаимодействие   соответствует требованиям, предъявляемым к хорошей речи: 
точность, логичность, правильность, чистота, выразительность, уместность. Об ораторской речи 
традиционно говорят как о монологической. Но это монолог только по форме, а не по сути, так как
не существует риторического выступления для себя. Такое выступление диалогично по своей сути. 
«Фактор адресата» во многом формирует характер речи, и он единственный является критерием 
ее эффективности.

Речь будет действенной только тогда, когда она ориентирована на адресата. В целом говорят о 

необходимости диалогизации речевого поведения.

Невербальное взаимодействие оратора с аудиторией

акустическая составляющая – громкость голоса + высота тона (монотонная речь или с падениями

и взлетами тона) + скорость речи + длительность пауз;

визуальный контакт; 

естественная мимика; 

жесты открытые, поддерживающие, усиливающие; 

открытые непринужденные позы; 

проксемика   -   правильная   для   коммуникативной   ситуации   организация   пространства
общения (от интимной до социальной зоны). 

1.

Стилистика как научная и прикладная дисциплина. Основные понятия 
стилистики. 

Стилистика выделилась из риторики. О тропах знали еще в 12 веке.
Научный подход у Ломоносова – первый светский ученый, который развивал стилистику, но его 
описание не так подходит для современной науки. Он выделял три стиля: высокий, средний, 
низкий. Они были привязаны к определенным социальным группам и жанрам.
Сейчас изменилась система языка, а значит появились новые теории. Однако система Ломоносова 
господствовала долго, а новые подходы возникли лишь в 30х годах ХХ века.
В 25-м году Винокур обосновал новый подход. Но до войны термины трактовались по-разному. 
После войны стилистику развивал Виноградов – но его концепция со временем менялась. В 
дальнейшем развивал Головин. Он усовершенствовал некоторые идеи.
В течении хх века ученые сделали достаточно много для того, чтобы прийти к некоему единству в 
понимании того, что такое стилистика, каковы ее основные категории. Однако до сих пор 
существует проблема объекта науки, тк в стилистику вошло много разных аспектов.
Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и закономерностях 
функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых 
единиц в зависимости от содержания, цели, ситуации и сферы общения.
Как писал Г.О. Винокур, «стилистика изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, но зато с
особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее 
собственный предмет».

1. Основные понятия стилистики

Стилистика — раздел языкознания, в котором исследуется функционирование языковых единиц в
рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных 
условиях языкового общение, а также функционально-стилевая система, или система стилей 
литературного языка. 
Основоположник стилистики русского языка — М. В. Ломоносов с его «теорией трёх штилей» 
(высокий, средний, низкий — разделение по количеству старославянизмов в речи и по сфере 
употребления).
Функциональным аспектом языковой системы занимается стилистика. Центральным понятием 
(что логично) является стиль. Однако, не существует однозначного и общепринятого определения 
этого понятия. Стиль тесным образом связан с формой речи. Форма речи — это внешнее 
выражение нашего сообщения с помощью языковых средств.
Стиль речи — это манера выражения и передачи мысли, выборочное использование единиц языка
в определённой сфере общения, это отбор необходимых средств  выражения эмоциональности. 
Если форма речи — внешняя, объективная сторона, то стиль — внутреннее качество речи, 
проявление субъективной, содержательной стороны.
Норма — социально обусловленная и общественно осознанная система правил, которая 
представляет собой обязательную реализацию языковых законов. Норма — свидетельство 
развитости и зрелости языка; норма регламентируется обществом. 
Норма как языковой феномен — это определённое свойство языка, действующий в нём механизм 
регулирования избыточности. Вариативность в языке свидетельствует о том, что для выражения 
одного содержания существуют избыточные единицы (нормализовать — нормализировать)
Художественный стиль — совокупность всех средств художественной выразительности, всех 
творческих приёмов, которые в целом образуют определённую образную систему. Слово «стиль» 
обозначает всё то видимое, ощутимое своеобразие, которое бросается в глаза прежде всего и по 
которому можно определить отличие одного явления в искусстве от других.
Функциональная стилистика изучает стиль как фун.разновидность языка, особенно в 
худ.тексте.

2. Влияние типа мышления автора на стиль текста.

Типы мышления:
Конкретный -  это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические 
конструкции и готовые понятия. (научный, публицистический, официально-деловой стили)
Обобщенно - абстрагированный - это Тип, воплощенный в рассуждении, представленном в виде 
системы последовательных вопросов и ответов. опирающийся на использование понятий, 
отвлеченный от частных, несущественных признаков (характерен для научного стиля)

Образный - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и 
словесно-логическим мышлением (художественный стиль)
Если по-простому, то образное — это когда ты представляешь картинки в голове, запахи, нечто 
вербально не описываешь (например: собака определенного вида, расцветки). Конкретно-
логическое — это то, что называется рациональные постулаты, выводы, убеждения (типа, Собака 
— друг человека). Абстрактное — это «общество, жизнь» — нечто неконкретное, чисто 
ментальное построение. Но абстрактный образ легко расшифровывается а любой из первых двух 
видов мышления: «общество» — люди к-х ты знаешь, «жизнь» — набор картинок происходивших 
с тобой лично.

3. Фоностилистические приемы в рекламе и в публицистике.

Фоностилистика (фонетическая стилистика) — это лингвистическая наука, которая изучает 
частоту употребления фонем в разных стилях, их сочетаемость и соотношение, анализирует 
звуковые эффекты, мотивированные содержанием и образностью текста.
Фонетическая сторона речи представляет особый интерес для изучения, так как звуковая оболочка
слов, ритмико-интонационные характеристики речи имеют особое воздействие на человека. Это 
воздействие исследует особый раздел языкознания — фоностилистика. 
Фоностилистикой также исследуется факт того, как автор в рамках декламационного стиля 
представляет свое видение проблемы в художественных произведениях, свои идеи, а также те 
эмоции, которые вызывает у него это содержание, не только посредством лексических и 
грамматических приемов, но и с помощью фоностилистических приемов. Автор влияет на 
сознание читателя в художественных произведениях посредством создания особой 
звукоизобразительности.
Фонетические средства стилистики:

частота употребления фонем в текстах различных языковых стилей;

звуковые повторы, их соотношение и функции;

рифма;

звуковоспроизведения и звукоподражания.

Фоностилистика, или фонетическая стилистика, изучает звуковую организацию стихов и прозы: 
ритм, рифма, звукоподражание, звукоповтор, нестандартное произношение и т.п. — в связи с 
проблемой содержательности звуковой формы, т.е. наличия стилистической функции. Сюда же 
относится рассмотрение
нестандартного произношения с комическим или сатирическим эффектом для показа социального 
неравенства или для создания местного колорита.
Можно разделить на 2 вида фонет. средств: исполнительские(интонация, высота голоса) и 
авторские. 1) звуки должны быть в единстве со значением, 2)звуки должны повторятся, 3)звуки 
должны занимать определенные позиции. 
Звуковой повтор: 
Аллитерация – повтор одинаковых согласных в начале слова, На уровне аллитерации сущ.много 
фразеологизмов, поговорок и устойчивых словосочетани
А. использвуется в названиях худ.произведений: “Sense and Sensibility”.
Благодаря А.создается муз-мелод.эффект, выразительность, эффект муз.сопровождения
Ассонанс – Вид зв.повтора, образуемого посредством повторения одних и тех же или сходных 
гласных звуков в середине слова. Создается светлое звучание, противопоставление мрачному 
колориту: great-fail.
Консонанс – повтор гласного в конце слова: great-meat.
Обратная рифма –повтор слога в начале слова: great-grazed.
Парарифма – повтор согласного звука в начале и конце слова: great –groat
Рифма- повтор слога в конце слова: great-bait.
Функции Зв.повтора: 1)привлечение внимания., 2)усиление контраста 3) способствует 
запоминанию . Могут встречаться в заголовках художественных произведений, 4)создание 
юмористического эффекта. Повтор звуков тем заметней, чем тесней они расположены. Близость 
расположенных звуков называется теснота ряда.
Звукосимволизм –это когда какому-то звуку соответствует определенный символ. 
Психолингвистика занимается изучением звукосимволизма.
Звукопись- соответствие звукового состава фразы изображаемому. Созвучные слова изящны. 
Могут быть не только слоги, но и слова и даже фразы.
Звукоподражание – слова, напоминающие звуки природы. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..