Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 5

 

 

взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к 
познанию.

После посещения Китая сложился стереотип, что все китайцы нечистоплотные. И снова встретив 
китайца, мы будем думать, что он тоже нечистоплотен.

***

Различают определенные способы мышления.

Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. 
Полученный вывод не всегда является истинным.

Платон — философ; Аристотель — философ; значит, все люди — философы 

Дедукция – способ мышления от общих положений к частным выводам. Дедукция позволяет из уже 
имеющегося знания получать новые истины с помощью чистого рассуждения.

Все металлы пластичны 

 висмут — это металл 

→ 

следовательно, висмут пластичен.

Вопрос 6. Речь: функции речи, уровни речи, виды речевой деятельности

Речь – процесс словесного общения, который осуществляется в форме сообщения, указания, вопроса, 
предсказания.

В процессе филогенеза (развитие речи в филогенезе: первое средство общения 

 ручная 

(кинетическая) речь 

→ 

звуковая членораздельная речь

 → 

письменная речь) сформировалась такая 

система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека 
становится доступным для других людей. Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из 
высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими 
функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. 

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает 
мотивацию, планирование, реализацию и контроль

Речь непосредственно связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он 
представляет собой систему знаков, передающих информацию, как в устной, так и в письменной 
форме.

Традиционно выделяют три функции речи:

1) Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, 

чтобы давать названия, обозначать объекты, как окружающей действительности, так и внутренних 
процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения 
основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим 
речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, 
равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, 
воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2) Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и 

объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но 
целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков. Данная 
функция непосредственным образом связана с мышлением.

3) Функция коммуникации. Функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и 

соответственно делится на: информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция 
выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими 
людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, 
которые имеют отношение к внутренним психическим процессам. 

Информационный аспект коммуникативной функции тесно связан с двумя первыми функциями 

– он проявляется в обмене информацией между субъектами общения. 

Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отношения говорящего как к 

передаваемому сообщению, так и к самому собеседнику или аудитории. 

Волеизъявительный аспект коммуникативной функции представляет собой способность при 

помощи речевой деятельности воздействовать на собеседника или аудиторию, в результате чего 
последние воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной степени подчиняются его 
воле. Именно о людях, наделенных сильной волеизъявительной способностью, обычно говорят, что 
они наделены харизмой.

***

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. 
Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и 
устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности, направлена на переработку воспринятой речи и 
подготовку высказываний, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная 
речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно-внутренняя 
речь
 и внутреннее проговаривание. Проговаривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное 
повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть 
стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух). 

Внешняя речь бывает устной и письменной. 

Устная речь в первую очередь звуковая, но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать 
звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом 
слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть 
применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от 
вербального (словесного). 

Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению 
– это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и 
информацией познавательного или эмоционального характера между его 
участниками. Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит 
относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом 
(чтение лекции перед многочисленной аудиторией).

Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, 
не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (но: письма и общение в Интернете). 
Письменная речь имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная 
обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень 
ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и 
грамотность изложения. 

***

Уровни речевого развития (развитие речи у ребенка)

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. “безречевые дети”). Такие дети 
пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. 
Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно 
постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные 
возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, 
наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-
грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. 

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно 
четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при 

Речь

ВНЕШНЯЯ

ВНУТРЕННЯЯ

письменная

устная

диалогическая

монологическая

стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. Лексические ошибки проявляются в замене слов, 
близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в 
смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей 
данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного 
падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования 
прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). 

Вопрос 7. Основные эмоциональные состояния.

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный 
характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или 
неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и 
объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное 
значение, и адресуются к ним.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

1) Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение 
определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и 
деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и 
внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. Оно весьма 
разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, 
спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые 
последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных 
планов, интересов и ожиданий.

2) Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким 
изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными 
двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение 
сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе 
многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в 
агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень 
трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В
аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в 
сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости
отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь 
отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект 
имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль 
над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек.
Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, 
“затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

3) Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные
воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, 
неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от 
времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. 
являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное 
состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное 
время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с 
негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, 
равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря 
интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами 
эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста,

профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. 
Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера 
определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. 
Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, 
приводит к психосоматическим нарушениям.

4) Фрустрация — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так 
воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и 
деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и 
внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него 
отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди 
поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если 
неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у 
этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и 
сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации 
выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость 
(толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, 
типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

5) Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков 
человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными 
убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом 
случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, 
избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом 
страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом 
страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно 
работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из 
значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения 
страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к 
накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой 
социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Вопрос 8. Мотивы как детерминанты поведения.

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей
силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и 
достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, 
поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность. Различные виды 
мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает 
человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с 
ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые 
виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение 
которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те 
рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, 
надбавка к зарплате, а для ребенка стимул — это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-
то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей
жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а 
активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют 
от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим 
существующие функции и виды мотивов.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый 

приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже 
приобрести подобную вещь.

2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в 

желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с 
окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив 

содержится в установке – буду много работать, получу больше денег

4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. 

Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со 

стороны.

6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

- побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

- направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет 
добиться цели и удовлетворить свою потребность;

- контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, 
человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Вопрос 9. Трансактный подход Эрика Берна. 

Трансактный анализ (ТА) - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как 
становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный 
анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и 
психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З. Фрейда о структуре личности. 

Трансактный анализ включает:
•    Структурный анализ - анализ 

структуры личности

.

•    Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
•    Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
•    Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно 
следует.

Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного 
использования.  Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов 
человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В 
разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные 
структуры "трансакции". Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения 
всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между 
людьми. В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний -    Родитель, -
Ребёнок,-  Взрослый

Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и 
запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: 
правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или 
иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под 
девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю 
делать!".
"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для 
"Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; 
"Какой вздор"; "Бедняжка"...

"Ребенок" - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:
1. "Естественный ребенок" - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, 
непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он 
капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
3. "Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям 

родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, 
стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".
Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

Взрослое "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, 
полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные 
ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь 
"Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно 
объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с 
преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять 
наиболее адаптивное поведение.

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть 
близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, 
искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается 
продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. 
Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются 
действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем 
ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая 
максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым
последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который 
нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для
проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом 
каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Виды трансакций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ
Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не 
пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и 
неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА 
имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником 
реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. 
Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не 
параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, 
стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои запонки?". 
Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе". Однако собеседник может 
вспылить: "Вечно я у тебя во всем виноват!" (Детский вариант) или "Ищи их там, куда сам положил!" 
(Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. 
Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для 
восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда 
соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и 
маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, 
чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном 
уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- 
состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на 
социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману. Покупательница: Вот ее-то я и возьму. 
Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На 
социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна 
была бы ответить: "Вы, безусловно, правы и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был 
умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает 
правильность анализа. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому 
наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку 
продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего 
сделать покупку.

"Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. 
Он включает в себя:
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей 
вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни 
человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и 
т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;
•    ранние решения (ответы на родительские послания);
•    игры, которые реализуют ранние решения;
•    вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
•    ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" -совокупность основных, базовых 
представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и 
поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:
1. "Я благополучен - ты благополучен".
2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен".
3. "Я неблагополучен - ты благополучен".
4. "Я благополучен - ты неблагополучен".

1. "Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит 
себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек 
поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, 
доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, 
избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой
позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2.   "Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а 
затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает 
ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. 
Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие 
безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для 
собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с 
установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую часть жизни в наркологических,
психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения 
здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и 
наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей 
вообще ничего не стоит.

3.   "Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен 
происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует 
на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает 
себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, 
благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от 
жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты неблагополучен". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная 
эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. 

Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески 
подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в 
атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки 
срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, 
при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, 
чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не 
защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит 
жизнь другого человека.

Вопрос 10. Клинический подход К. Леонгарда: акцентуации характера.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в 
результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть
различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится 
задумываться, нет ли болезни - психопатии. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются 
не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда включает в себя 10 типов 
акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, 
педантичный, застревающий, возбудимый
) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический,
тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный
).

 К акцентуациям характера Леонгард отнёс следующие варианты:

1. Демонстративный тип, или при выраженной акцентуации, истерический. (тщеславие)
2. Педантические личности. На уровне патологии, этому типу соответствует ананкастическая 

психопатия. (нерешительность)

3. Застревающий тип личности. Основой параноического типа акцентуации личности является 

патологическая стойкость к афферентации. (подозрительность)

4. Возбудимые личности. Здесь выделяется недостаточность управляемости.

1. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, 
стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую 
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). 
Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, 
систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими 
чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью 
увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, 
хвастовство, отлынивание от работы. 

2. Застревающий тип.  Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к 
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной 
стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется. Предъявляет 
повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, 
уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет 
непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. 

3. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее
пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много 
формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит 
домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, 
аккуратность, серьезность, надежность в делах. А отталкивающие и способствующие возникновению 
конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и 
невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в 
которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. 
В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных
и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, 
вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

Вопрос 13. Профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции личности преподавателя

Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух 
противоположных направлениях. С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой 
стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически. Эффективное управление 
профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму 
второй.

Профессиональная деструкция — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и
личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают 
профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение
и кризисы.

Признаки деструкции:

Неудачные мотивы выбора — человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к 
реальности или заведомо негативный выбор.

Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного 
реагирования в нестандартной ситуации.

Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

Снижения уровня профессиональной активности, интереса к профессии, застой в профессиональном 
развитии.

Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, 
отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость 
трудового поведения.

Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что во многом обусловлено невостребованностью части 
интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

Усиление неудовлеворенности профессией.

Профессиональные акцентуации характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и 
качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, 
стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс 
превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная 
интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др ).

Социально-психологическое старение - перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.

Нравственно-этическое старение - навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, 
преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

Профессиональное старение — невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся 
условиям, снижение темпа работы.

Методы профилактики:

Например, перегрузкам и, следовательно, хроническому переутомлению можно противопоставить умение 
управлять временем, иными словами, оптимизировать рабочее время (поставить цели, перевести их в задачи,
составить план по их выполнению). Снизить степень стрессогенности условий труда возможно благодаря 
эффективной системе стимулирования. В качестве стимулов могут быть какие-то предметы, действия других 
людей, всё, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия

Владение технологиями профессиональной деятельности, выстраивание отношений в коллективе на 
принципах «сотрудничества»,и освоение приёмов саморегуляции способствует снижению влияния факторов, 
зависящих от личных качеств работника.

Г.А.Виноградова  отмечает, что большинству педагогов присуща поучающая, дидактическая манера речи, 
которая проявляется и в сфере личных отношений. У учителей появляется излишние авторитарность и 
категоричность, а властность с чрезмерной дидактичностью способствует подавлению чувства юмора. У них 
наблюдается упрощенный подход к проблемам. В личной жизни это приводит к ригидности и прямолинейности
мышления .

   Профессиональна деформация может выражаться по-разному в зависимости от того, к какому 
психологическому типу относятся учителя. 

Так, у "коммуникаторов" может появиться излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с 
партнером, обращение к нему как более молодому, неопытному (сюсюкание), стремление затрагивать 
интимные темы и пр.
 Учитель - "организатор" может стать излишне активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь 
научить их, как "жить правильно". Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремиться 
командывать. организовать их деятельность независимо от её содержания,
Учитель "интеллигент" ("просветитель") может сформулировать у себя склонность к философствованию, 
мудроствованию и в зависимости от условий может стать "морализатором", видящим вокруг себя только 
плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность и благодаря любви к самоанализу
уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Вопрос  14. Феномен эмоционального выгорания

Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации. Выгорание наступает тогда,
когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не 
восполняет ее. 

Общая картина:

* Идеализм, трудовой энтузиазм, воодушевление превращаются в состояние хронической усталости.

*Основные симптомы: упадок сил, снижение работоспособности, нарушение памяти, подавленность 
усталость; кроме того, повышенная восприимчивость к инфекциям и различные жалобы психосоматического 
характера.

* Преобладает чувство, что успех оказался несоразмеримо ниже затраченных усилий.

* Процесс зачастую протекает годами и имеет несколько стадий.

* Очень часто среди пострадавших оказываются люди, ориентированные на успех и имеющие высокие 
идеалы. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей 
работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в 
профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, 
снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, 
безразличие к работе.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает 
обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать 
проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек 
раздражения или конфликтных ситуаций.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, 
произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в 
документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои 
в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается 
повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-
психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с 
друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится 
нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, 
энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение 
числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни 
вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение 
постоянного отсутствия сил.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит 
работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие 
положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить 
обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые 
взаимоотношения сотрудников.

В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в 
себе, информацию о стрессе, техники релаксации.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места 
и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня.

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома 
«выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива 
существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, 
нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной 
обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в 
домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и 
материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены.

3. Работа с индивидуальными особенностями.

15. Структура личности

Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры. Во второй половине прошлого 
века в отечественной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. 
Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных 
отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, 
самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в 
социальной целостности. Главной детерминантой становления личности в отечественной психологии признается 
деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек,
который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой 
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. То, что человек получает в результате труда, должно 
прежде существовать в его представлении. В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность 
социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся 
прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, 
способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических 
процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и 
является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования 
возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности

В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности.

Структура личности в представлении отечественных психологов

Автор

Компоненты структуры личности

С.Л. Рубинштейн

Направленность
Знания, умения, навыки
Индивидуально-типологические особенности

В.Н. Мясищев

Направленность
Уровень развития
Динамика нервно-психической реактивности (темперамент)
Мотивация
Отношение и тенденции личности

А.Г. Ковалев

Направленность
Характер
Возможности
Система упражнений

Б.Г. Ананьев

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида
Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей

Статус и социальные функции-роли
Мотивация поведения и ценностные ориентации
Структура и динамика отношений

А.Н. Леонтьев

По мнению автора, структура личности представляет собой относительно 
устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных 
линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы 
общий «психологический» профиль личности.
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

широту связей человека с миром (посредством его

деятельностей)

степень иерархизованности этих связей, преобразо-

ванных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей)

общую структуру этих связей, точнее мотивов-це-

лей
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления 
связной системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3).
Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характе-ристики лиц, отбираемых в 
правоохранительные органы).

Элементы подструктуры:
Соотношение биологического и социального

Убеждение, мировоззре-ние, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биоло-гическое практически отсутс-твует)

Подструктура направленности

Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического)

Знания, умения, навыки, привычки

Подструктура социального опыта

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Особенности познаватель-ных процессов (памяти, внимания и др.)

Подструктура особенностей психических процессов

Биологический уровень (соц-иальное практически отсутст-вует)

Скорость протекания нер-вных процессов, баланс процессов возбуждения, торможения и т.п.; поло-вые, возрастные 
свойства

Подструктура биопсихических свойств

Рис. 3. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Направленность.Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а 
отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем 
воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах 
направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. 
При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют 
опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет 
отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). 
Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие 
мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного 
опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности 
(например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных 

навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко
называть опытом.

Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм 
деятельности, в достижении определенных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями 
во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений 
играют направленность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических процессов.Данная подструктура объединяет индивидуальные 
особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, 
эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и 
другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом 
определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с 
умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов 
осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства.Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства 
личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от 
физиологических и морфологических особенностей мозга. Активность этой подструктуры определяется силой нервных 
процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, 
уровне. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие 
подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности (рис. 4).

Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде –
это сложное синтетическое образование, где в единстве 
проявляются содержание и форма духовной жизни человека. 
Хотя характер и не выражает личности в целом, однако 
представляет сложную систему ее свойств, направленности и 
воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, 
типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к
которым относятся в первую очередь моральные и волевые, 
составляющие его основу.

Способности обеспечивают успех деятельности, они 
взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, 

одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую 
способность.

Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное 
интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою 
очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.

                              16. Я-концепция

 Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, 
образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей,
внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии 
принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. 
Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная 
установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить 
себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и 
проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные 
особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает 
целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью 
стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

Составляющие Я-концепции 

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли 
они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы 
самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным 
событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые 
тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы 
описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к 
ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных 
целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, 
другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в 
зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это
способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается 
человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого 
когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний 
различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания 
нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также 
социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и 
позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Самооценка проявляется в сознательных суждениях 
индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом 
самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с 
представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для 
него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими 
характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с.
36).

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного 
индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность
своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто 
что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о 
себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда 
носит субъективный характер. Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к 
самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом 
случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, 
непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной 
неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка –
это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса 
установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой 
самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не 
придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал 
средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции 
здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, 
с.39).

Вопрос 17. Определение общения. Компоненты общения. Контекст общения.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении 
реализуются социальные отношения людей.

Средства общения:

1.

Язык.

2.

Интонация, эмоциональная выразительность.

3.

Мимика, поза, взгляды.

4.

Жесты как средства общения.

5.

Расстояние, на котором общаются собеседники.

Стратегии общения:

1) Открытое – закрытое;
2) Монологическое – диалогическое;
3) Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. Формальное общение («контакт масок), когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности 
собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - 
набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как ненужный или мешающий объект: если нужен - активно 
вступают в контакт, если мешает - оттолкнут. Если получили желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности 
собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы 
дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи 
Слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый 
участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов 
(лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что 
положено говорит в подобных случаях, это общение закрытое.

***

Компоненты общения: 

Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная 
или межличностная перцепция).

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с 
помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группывербальные (языковые) 
и невербальные (дополнение речи).

Интерактивный компонент общения – это особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их 
личностными состояниями.

***

Могут возникать коммуникатив

 

 ные барьеры

 

 . Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, 

могут возникать из-за того, что 

1) отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, но различиями более глубокого 
плана (социальные, политические, религиозные, профессиональные). Такого рода барьеры порождены объективными 
социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам.  

2) барьеры могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие 
индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, 

скрытность другого), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни 
по отношению друг к другу, недоверия.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими 
людьми.

***

Контекст общения:

Контекст — это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит 
процесс коммуникации. 

Физический контекст 

Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды 
(температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток. Каждый из этих 
факторов может повлиять на коммуникацию. Например, босс сидит за столом в своем кабинете и говорит со своими 
подчиненными — это один контекст, или босс разговаривает с теми же людьми за круглым столом в конференц-зале 
— это другой контекст.
 

Социальный контекст 

Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками. То,
в какой ситуации происходит коммуникационное событие — за семейным обедом, на официальной церемонии 
бракосочетания, на деловой встрече или же среди членов семьи, друзей, знакомых, сослуживцев, незнакомых, — влияет 
на содержание сообщений и на то, как эти сообщения формируются, передаются, понимаются. Так, люди по-разному 
разговаривают с ребенком за обеденным столом и с клиентом на работе.
 

Исторический контекст 

Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных 
эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации. Например, однажды утром Чед говорит Шелби, что он заберет 
проект отчета, который они оставили боссу для прочтения. Шелби, входя в офис после обеда, видит Чеда и говорит: 
«Забрал?» Другой человек, услышав эту беседу, понятия не будет иметь, что именно должны были взять. А Чед отвечает: 
«Он на моем столе». Шелби и Чед поняли друг друга, так как говорили об этом раньше. 

Психологический контекст 

Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение. 
Предположим, у Корин стресс, ей надо закончить отчет к завтрашнему утру. А ее муж в шутку советует ей пойти на курсы 
машинописи. Тут Корин может отреагировать гневной тирадой, хотя обычно она добродушна. Почему? Потому что уровень
ее стресса создает психологический контекст, в котором она слышит сообщение, но воспринимает его иначе. 

Культурный контекст 

Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и 
понятие времени (Samovar & Porter, 2000). В США доминирующей этнической культурой является евро-американская. 
Многие «белые» американцы не считают себя «этнической» группой, но, как указывает Соня Нието (Nieto, 2000), «мы все 
принадлежим к какой-либо этнической группе, и неважно, идентифицируем ли мы себя как-либо или нет». Поскольку у нас 
преобладает евро-американский этнический культурный контекст, то общей посылкой при взаимодействии является 
предположение, что участники разделяют убеждения, ценности и нормы, свойственные этой группе американцев. Но США 
— страна иммигрантов, ее население представляет все культурное многообразие. В результате существует множество 
разных культурных контекстов, и все они влияют на коммуникацию.

Вопрос 18. Классификации групп. Большие и малые группы. Структура группы.

Группа - объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их 
совместной деятельности, в частности в общении.

В зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы 
делят на условные и реальные.
Условная группа - объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. 
Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают 
разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др.. Примерами условных групп являются подростки (все
дети в возрасте 10 - 15 лет), символическая сборная команда мира по футболу, которую формируют журналисты и т.д..
Реальная группа - контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-
временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном 
месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и 
длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими.

Малая группа - относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт 
индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы - от 2 до 30-40 человек. Человек

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..