Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 3

 

 

В русской психологии исследованием характера занимались Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. 
Лазурский, А.П. Нечаев, В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь можно выделить следующие 

направления: идеалистическое, биологизаторское, материалистическое. Следует также 
отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную 

устойчивость психологических характеристик.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере 

черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не 
приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, 
А. Адлер, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к 
основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные 

свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе 
темперамента.

Структура и содержание характера определяются взаимосвязью компонентов (насколько они 
гармоничны или находятся в конфликте, то есть противоречат друг другу). Эта взаимосвязь 

определяет целостность или противоречивость характера.
Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической 

стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен 
социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление 

темперамента. Черты характера- это приобретенные, сформированные качества личности, 
заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на 

основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних 
(психологических) факторов.

Характер определяет: -линию поведения человека; - индивидуальные особенности психики; - 
особенности его поступков. 
Т.О, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем 

наиболее полно отражаются ее волевые качества.
В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и 

приняты, либо не приняты человеком за основу своей деятельности.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности. которые систематически

проявляются в различных видах деятельности опека и по которым можно судить о его 
возможных поступках в определенных условиях.

Таким образом, характер является своеобразным выражением психических познавательных, 
эмоционально-волевых процессов, направленности, темперамента, способностей человека. 

Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности 
определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. 

От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, 
ведущими. Способности определяют интеллетуальные черты характера. Темперамент 

является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на 
проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими
собой автоматизированно выполняемые Действия, ставшие его потребностью. Отдельные 

действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль 
котооых жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается 

характер, в них он и проявляется.
Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в 

процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания.
Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к 
собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, 

самовлюбленность.
Типологизация характера: По отношению к окружающей действительности: убежденность и

беспринципностъ. Убежденность определяет принципиальность поведения человека. наличие 
четких принципов, которых человек придерживается в процессе жизнедеятельности. 

Беспринципностъ - одна из причин непредсказуемости поведения человека. Предполагает 
преобладание личных, узкокорыстных интересов и потребностей, интересов и мотивов в 

деятельности человека.
По отношению к другим людям: общительность и замкнутость. Общительность необходима 

для установления товарищеских отношений, но предполагает принципиальность, 
способствует завоеванию доверия, авторитета. Замкнутость может быть следствием робости 

или привычки к одиночествy, или недоверия к людям, отрицательного отношения к ним. Она 
может быть следствием каких-либо жизненных осложнений и неудач, результатом 

недостатков воспитания в детстве.
По отношению к самому себе: альтруистичность и замкнутость. Альтруизм - система 

ценностных ориентации личности, выражающаяся в готовности жертвовать собственными 
интересами в пользу другого человека или социальной общности. Этический принцип, 

выдвигается в качестве главного критерия нравственной оценки соблюдение интересов 
другого человека или социальной общности. Противоположный понятию эгоизм. Эгоизм - 

стремление к преувеличению своего «Я», своих возможностей, своих интересов, потребностей 
в ущерб другим. Наиболее яркая форма его проявления - эгоцентризм, проявляющийся в 

преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности индивида 
изменить свою позицию по отношению к чужому мнению.

По отношению к деятельности: деятельный и бездеятельный. Деятельный - трудолюбивый, 
настойчивый, инициативный тип характера. Бездеятельный - может быть обусловлен 

личностными качествами-ленностью, пассивностью, низкими волевыми качествами, а также 
внутренней противоречивостью личности.

Характер по силе устойчивости: Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается 
своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в 

своих поступках и суждениях.

Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других 

людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.

Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны 

относительно длительного промежутка времени.

Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно 

подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды 

отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, 

желания.

Понятие личности и характера тесно взаимосвязаны друг с другом, вместе они формируют 

нашу индивидуальность и своеобразие.
В структуре личности характер как один из компонентов занимает центральное место, 

поскольку объединяет свойства и особенности поведения, а так же напрямую влияет на 
эмоциональную жизнь человека.

Если рассматривать экстра – и интроверсию личности, которые наиболее ярко выражаются в 
общении, то можно определить их как проявление черт характера: общительность и 

социальная активность с одной стороны и замкнутость и неуверенность с другой.
Говоря о различиях, следует отметить, что характер отличается относительной 

устойчивостью, мы можем предвидеть поведение человека в той или иной ситуации исходя из 
знаний о чертах его характера (смелость, решительность, пассивность, застенчивость), тогда 

как склад личности: интересы, внутренние установки, мировоззрение могут изменяться под 
влиянием жизненных обстоятельств.

Билет 20.Понятие потребности. Потребность как основа мотивационных 
процессов. Иерархический характер потребностной сферы. Развитие 
потребностей.

Потребности – субъективные явления, побуждающие к Деятельности и представляющие 
собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть 

сведено к двум основным классам:
•    биологические (витальные);

•    информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция 

биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно 
небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. 

Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их 
активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются 
ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими 

потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека 
является неограниченной.

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят
особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные 

потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между 
людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не

сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться 
информацией с другими людьми.

По Леонтьеву: Потребность в физиологии – потребность организма в чем-либо внешнем по 
отношению к организму. В психологическом плане – психологическая потребность должна 

составлять психическое отражение, нести психологический образ этой самой нужды. Если не 
возникает переживание нужды – нет психологической потребности.

Потребность побуждает поисковую активность. По наличию поисковой активности можно 
говорить о наличии потребности. В процессе поисковой активности мы находим предмет 

потребности и потребность опредмечивается. Личность рождается дважды – В первом 
рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во 

втором - человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не 
только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. С этого момента 

предмет потребности называется мотивом. Потребность обладает побуждающей функцией.
Мотив – побуждающей, направляющей, смыслообразующей.

Классификации возможные/невозможные с точки зрения Леонтьева: существующие, которые 
делят потребности на психические и биологические не имеют смысла, поскольку все 

предметы, то есть мотивы имеют социальное происхождение.
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных 

потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический 
гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На 

вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию 
способностей и самоактуализации Личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):
•    физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

•    потребность в безопасности (стабильность, порядок);
•    потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

•    потребность в уважении (самоуважение, признание);
•    потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что 
иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и 

определяются складывающимися связями Деятельности субъекта. При этом 
смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к 
принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных 

потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы 
действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть 

конкретных мотивов Деятельности человека.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность 

опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые 
способны удовлетворить эту потребность (эстетическая потребность может опредметиться, 

например, на музыке). В процессе своего развития эта потребность может опредметиться и на 
поэзии. Следовательно, уже больше предметов могут ее удовлетворить. Таким образом, 

развитие потребности идет в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее 
удовлетворить.

Следовательно, изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития 
предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Билет 21. Общее понятие о мотивации. Виды мотивов.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; 

к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые 
детерминируют поведение человека.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием 
определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту 

обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними 

обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных 

стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, 
называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду 
баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я 

наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не 
накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на
нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Потребности человека выражаются в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к 

деятельности.

По видам выделяют мотивы: 
 1) социальные и познавательные (когнитивные), 

 2) побудительные и смыслообразующие, 
 3) внешние и внутренние, 

 4) осознанные и неосознанные, 
 5) реальные и мнимые.

Мотивы бывают осознанными и неосознанными, но основная роль в направленности 

личности отдаётся первым.
Осознанные мотивы:

1. Интересы – мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с 

новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы 

имеют свою иерархию. Одни доминируют, другие имеют вспомогательное значение. 
Непосредственные интересы вызываются привлекательным объектом. Опосредованные 

интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (напр., 
учения) и субъективная значимость его для личности совпадают. Интересы различаются 

по широте и степени устойчивости.

2. Мировоззрение – характеризуется научностью, систематичностью, логической 

последовательностью, доказательностью, степенью обобщённости и конкретности, связью 

с деятельностью и поведением.

3. Убеждения – система мотивов личности, которые побуждают её поступать в соответствии 

со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Это важный, осознанный мотив, 
придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. 

Убеждения характеризуются высокой осознанностью, теснейшей связью с миром чувств.

4. Идеал – образ, которым руководствуется личность и который определяет план 

самовоспитания.

Неосознанные мотивы характеризуются:

1. Установками (неосознанное состояние готовности человека определённым образом 

воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим людям или 

объектам) Необходимо знать о той роли, которую играет психологическая установка в 
возникновении возможного субъективизма оценок.

2. Влечением (психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно 

осознанную потребность человека; преходящее явление) Представленная в нём 

потребность либо угасает, либо осознаётся и переходит в конкретное желание, намерение, 
мечту. Это одно из центральных понятий психоанализа.

Реальные мотивы осознаются обучаемыми и их преподавателями. 

Мнимые (надуманные, иллюзарные) мотивы могли бы действовать при определённых 
обстоятельствах. 

Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы и создавать 
одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных 

мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе 
совершенствования.

Билет 22.Деятельностный подход в психологии. Структура индивидуальной 
деятельности.

Эта теория была создана в советской психологии. Она обязана работам психологов: Л.С. 
Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и 

многих других.

Психологическая теория Деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг.
Основные принципы теории Деятельности:

1.    принцип детерминизма: в психике нет ничего, чего бы не было бы в деятельности. Т.е. 
психика детерминирована человеческой деятельностью. Детерминизм может быть причинно-

следственный, типа обратной связи, вероятностный.
2.    принцип единства сознания (психики) и деятельности. Сознание и деятельность имеют 

сходное строение и способность взаимопереходить друг в друга посредством интеро- и 
экстерио-ризации.

3.    Принцип развития психики в деятельности. Психика развивается в деятельности и 
благодаря человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев доказал).

4.    всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом 
как внутренняя, интрапсихическая; т. е. всякое психическое есть превращенное, 

интериоризованное внешнее (Л.С. Выготский);

Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей
и регулируемая осознанной целью.

Билет 23. Основные виды человеческой деятельности, их характеристика.

Под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на 
удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью.

Основные виды человеческой деятельности
1.    игра

2.    учение
3.    труд.

4.    ориентировочно-исследовательская деятельность
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: 

труд, учение, игра.
Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство 

какого-либо материального или идеального продукта. Целью игры является сама 
осуществляемая «деятельность», а не ее результаты.В игре реализуется у ребенка потребность

в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на 
основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком 
знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в 

специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и 
происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный 

результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная 
деятельность служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом прежде всего 
связано создание и совершенствование орудий труда. Благодаря труду человек построил 

современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал 
условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, 

практически неограниченного развития.
 Существует два основных вида труда: физический,  умственный. Каждый вид труда может 

иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.
Дополнительно:

Можно выделить предметную деятельность и умственную.
Умственная деятельность  делится на:

1.    перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия 
предметов или явлений;

2.    мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и 
припоминания какого-либо материала;

3.    мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;
4.    имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от

внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по 
мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, 

направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, 
подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Билет 24. Проблема методов в психологии. Классификация методов.

В узком смысле слова под методом понимаются способы получения эмпирических знаний, 
использование той или иной наукой.

Ананьев Б.Г. в 1977 г. предложил разделить все методы на 4 группы:
1. Организационные: сравнительный – сопоставление различных групп испытуемых по 

возрастам, деятельности и т.д.; комплексный – в таком исследовании принимают участие 
представители различных наук.

2. Эмпирические: по своему качеству подлежат разделению на две группы:
1.1. методы психологической диагностики

1.1. формализованные методики:
1.    ♦  тесты;

2.    ♦  опросники;
Для них характерны:

 стандартизация (т. е. установление единообразия проведения, об¬работки и представления 

результатов);

  надежность;

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие 

сроки и в таком виде, который дает воз¬можность количественно и качественно сравнивать 
индивидов между собой.

1.2. малоформализованные методики:
1.    ♦  наблюдение;

2.    ♦  беседа;
3.    ♦  анализ продуктов деятельности.

1. 2. экспериментальные методы – предполагают создание или использование специальной 
экспериментальной ситуации для изучения того или иного психологического свойства 

человека, т.е такой ситуации, в которой изучаемое свойство наилучшим образом проявляется 
и его можно внимательно и тщательно исследовать. Существуют:

1. лабораторный эксперимент, который организуется и поводится в специально 
оборудованном помещении, научной лаборатории, со спец приборами.

2. полевой – организуется и проводится в условиях реальной жизни
3. естественный – эксперимент, который ставит сама жизнь без вмешательства ученого. Его 

роль в данном случае заключается в том, чтобы наблюдать за происходящим, фиксировать и 
анализировать то, что происходит само по себе.

2. Методы воздействия и коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые 
игры, гипноз, психоанализ и т.д.

Билет 25. Категория личности. Проблема структуры личности.

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения 
человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов 

к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым.
Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект 

деятельности, личность и индивидуальность.
 Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной 

деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, 
формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого 

понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как 
социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические 

свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Человек как 
индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные 

свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – 
конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные 

(особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет 
его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную 

организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.
Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с 

миром (и другими людьми).
В концепции автора личность – это совокупность внутренних условий, через которые 

преломляются внешние воздействия.
Ядро личности составляют мотивы сознательных действий, однако, личность характеризуют 

также и неосознаваемые тенденции, или побуждения.
С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, 

направленность и самосознание.

В западных теориях личности зримую роль играют теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. 
Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу 

психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как
личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей

и мотивов. Он считал, что то, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует 
его как личность, актуально им осознается.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что 
движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального 

влечения. Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я 
(Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая 

необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща 
сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. 

Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения 
и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность 

Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых
в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут 

нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, 
функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания 

Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, 
сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и 

соматическим заболеваниям.

Билет 26. Общая характеристика структуры и функций общения.  Стороны 
общения.

Общение  – процесс взаимодействия по крайней мере 2-х лиц, направленный на взаимное 
познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на 

регуляцию совместной деятельности.
 Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый 

потребностями совместной деятельности. 
А процессе общения происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимопонимание, 

взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие. В общении можно выделить ряд 
аспектов: содержание, цель и средства.

 Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается 
от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и

т.д.)состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. 
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека

же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства 
удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих

других потребностей.
 Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки 

информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. 
Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других 

знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку 

сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую 
деятельность. В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны

коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в
обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия 

между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и 
действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга 

партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Функции общения: 

1.

      

   Информационно-коммуникативная

 

  – заключается в обмене и приеме–передаче 

информации между взаимодействующими индивидами. Передача информации возможна  

посредством различных знаковых систем;

2.

      

   Регуляторно-коммуникативная

 

  заключается в регуляции поведения и непосредственной 

организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий; 

3.

      

   Аффектно-коммуникативная

 

  функция общения связана с трансляцией эмоциональных 

состояний человека.

Билет 27. Классификации групп и основные направления их исследования. 
Большие социальные группы: виды, подходы к пониманию, направления 
исследования.

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака, 
например классовой принадлежности, строится и классификация группгруппы малые и 

большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные и условные, формальные группы 
и неформальные, различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые 

группы. 
Большие группы могут быть реальными, образующими социальную общность. К подобного 

рода большим группам может быть отнесён трудовой коллектив предприятия или пед. 
коллектив большой школы.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе 
некоторых признаков (классовых, половых, национальных, возрастных и др.). люди, которые 

оказываются включёнными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с 
другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную 

группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.
Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием 

входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть 
официальными, т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно 

закреплённую структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного 
разделения труда, эти группы связаны социально заданной деятельностью

Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не 
имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся 

системой межличностных отношений , они могут выступать как изолированные общности 
(например, несколько учащихся из разных школ и ПТУ) и могут складываться и оказываться 

достаточно устойчивыми внутри официальных групп (дружеская компания в школьном 
классе). Наконец, официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать 

всеми качествами неформальной группы (тесными дружескими контактами, взаимной 
симпатией её членов и т. д.). Границы между официальными и неформальными группами 

условны и относительны. Важной задачей воспитательной работы учителя является 
формирование такого рода неформальных групп учащихся.

Общение и деятельность в любых группах определяются и регулируются общественными 
отношениями, задающими образ жизни, входящих в эти группы людей, формирующими их 

ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение. «индивид – это общественное существо. 
Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной 

форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявления жизни – является 
проявлением и утверждением общественной жизни».

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп

Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной 
деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для 

возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов. Нижний 
предел малой группы
 определяется как диада – это особый случай малой группы, т.к. в диаде 

отношения строятся сугубо как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор). 
Верхний предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно 

прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая группа, в которой 
периодически создаются ситуации, позволяющие непосредственно общаться друг с другом 

всем членам данной группы. В первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, 
что более эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные группы 

(люди, находящиеся в одном помещении). 
Были открыты 2 эффекта:1. Эффект социальной фацилитации – присутствие других людей 

ускоряет действие одного. 2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит 
действие одного. Проявление того или иного эффекта связано с типом задания: 1. Задание 

логарифмическое.2. Задание творческое. Сопоставление одного человека и группы во 

взаимодействии показало, что группа быстрее справляется с заданием, меньшее количество 
ошибок на ранних этапах решения. Имели место в 20-е годы. В конце 20-х годов в США при 

изучении малой группы подходы:1. 
Социометрический подход Д. Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал 

социометрический тест. Изучал эмоц отн-ия в группе. Исходил из идеи о том, что в обществе 
можно выделить2 системы отн-ий: макроструктуру(пространственное размещение инд-ов в 

различных хормах их жизнидеятельности) и микроструктуру(структуру псих отн-ий индивида
с окруж его людьми. Все напряжения, конфликты, в том числе социальные происходят из-за 

несовпадения микро-и макро структур: система симпатий и антипатий часто не вмещяется в 
рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обяз окружение, состоящие 

из приятных в псих отношении людей. Следовательно, задача-в перестраивании макростр 
таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ммикроструктурой. 2. Социологический 

подход к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнский эсперимент-производ 
труда сборщиц реле. В эспер группе увеличили освещенность и произв труда выросла, в 

контрольной группе это не делали. На 2 этапе в эксп группе еще увеличили освещеннось и 
опять рост произ труда, но ив контр группе она вдруг выросла. На 3 этапе в эксп грунне были 

отменены улучшения осв,а проз труда продолжала рости, тоже и в контр группе.Важнм 
оказался сам факт участия работниц в экспер осознании важности происходящего. Мейо – 

особый случай социабильности-потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.
Второй вывод- в ходе экспериментов открывает факт существования в малой группе 2-х 

структур отношенийформальные, неформальные. 
Далее созданы технологи, позволяющие использовать неформальные отношения для 

повышения деятельности этой структуры. 3. Школа групповой динамики - Курт Левин
Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают переход малой группы от одной

стадии развития к другой. 
Большие социальные группы

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных 
контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой 

коммуникации.
Признаки больших социальных групп: 

имеют структурную и функциональную организацию;

социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп 

является групповое сознание, обычаи и традиции;

определенный психический склад, групповая психология;

оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных 
представителей класса, партии, нации и т. п.;

определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп: 

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью 

объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в 

результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, 
профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют 
между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп: 

типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, 
которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие 

группы не обладают единством;

идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены 

групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее 
членами;

солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих 
интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп: 

степень идентификации членов группы;

степень гетерогенности и гомогенности группы;

характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым 

коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, 
задающего;

социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в 
другую;

общественно-исторический опыт группы;

идеология объединения людей.

Основные направления исследований в психологии больших групп
Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп 

наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования 
больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения 

различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик 
для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого 

рода. Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не 
поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще больше 

укрепляет подобные взгляды.

[]

Многие исследователи выделяют две части содержания психологии: эмоциональная сфера, в 

которую входят интересы, потребности, настроения и психический склад (национальный 
характер, вкусы, традиции, обычаи и пр.). Каждый из перечисленных элементов становится 

предметом специальных психологических анализов.

[]

Психология больших социальных групп зависит от того, какая роль отведена коллективному 

опыту и как он усваивается каждой личностью. Поэтому получается, что в психологию 
социальной группы входит некоторая часть психологии личности.

При анализе психологии больших социальных групп применяются традиционные методы для 
социологии, которые включают в себя различные приемы корреляционного исследования и 

статистического анализа.
Кроме вышеперечисленных методов исследования, психология больших социальных групп 

использует приемы, которые приняты в языкознании, так как приходится сталкиваться с 
исследованием знаковых систем.

Анализ изучения психологии социальных групп можно подкрепить примерами, которые 
получены при исследовании конкретных групп.

Психология социальных классов. Общий быт рабочего класса и условия труда определяет 
структуру его потребностей в целом. Общие интересы являются неотъемлемым элементом 

эмоциональной сферы психологии социального класса.

Также в классовую психологию можно включить такие потребности, как социальная 
ориентация личности и набор социальных ролей.

Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных 
групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в 

нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к
использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов 

культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые 
межкультурные исследования, имеющие целью сравнение различных культур и различных 

социальных групп. При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и
методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа.

Результаты исследований, выполненных при помощи таких приемов, не всегда вскрывают 
причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные 

зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции. Выше упоминался, наряду с
экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в 

социальной психологии. Он уместен и допустим, прежде всего при изучении психологических 
характеристик больших групп.

Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология
использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей 

приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем. Существенный вклад в 
исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных 

представлений», разработанной во французской психологической школе.

[]

 Под социальным 

представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы 

о тех или иных социальных явлениях, то есть способ интерпретации и осмысления 
повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит 

определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные 
представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания,

поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, 
апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ 

социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

[]

 

Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет - 

интегральная характеристика некоторой культуры (в том числе большой социальной группы),
в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их 

типичных «ответов» на картину мира.
Различные методы изучения множества процессов в малых социальных группах очень часто 

сопутствует отсутствие таких исследований, как психологический облик нации, классов и 
других групп данного рода. Поэтому появляется убеждение, что психология больших 

социальных групп не поддается никакому анализу.
Большая социальная группа разделяется на два вида: стихийно возникающие общности, куда 

можно отнести публику, толпу и аудиторию. Ко второму виду относят профессиональные 
группы, социальные классы и этнические группы.

Для больших социальных групп характерны общие черты, которые отличают их от малых 
групп. В такой группе преобладает специфический регулятор социального поведения, 

которого нет в малой группе. Это их обычаи, нравы и традиции. Не самую последнюю роль в 
психологии больших социальных групп играет наличие специфического языка.

Билет 28. Проблема периодизации психического развития личности в 
отечественной и зарубежной психологии.

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, 
выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО 
СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить 

периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-

3 года раннее детство, 3-5 лет дошкольный возраст, 6-12 лет начальное школьное 
образование, 12-16 лет обучение в средней школе,17 и старше высшее или университетское 

образование
2) П.П.Блонский признак - появление и смена зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 

6,5. лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба 
мудрости).

II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО 
ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия. 

1) 

   З.Фрейд

 

  считал главным источником, двигателем человеческого поведения 

бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

 

 .  

- от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира,
возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита 

речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия 
и движения 

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное 
образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к 

своеобразной детской логике. 
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логич. 

рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, 

пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и 

недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, 

ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших 
социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным 
принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

4) 

   Э. Эриксон

 

 . Периодизация личностного развития

0 - 1 год - 

 

 раннее младенчество; 

 

 социальное качество - надежда

 

 

Нормальная линия (НЛ): доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь 
ребенок - родитель , удовлетворение потребности в общении с родителями

Аномальная линия (АЛ): недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной 
изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - 

 

 позднее младенчество 

 

 (ранний возраст); социальное качество – воля

 

 

НЛ: самостоятельность, уверенность в себе

АЛ: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - 

 

 возраст игры; 

 

 социальное качество- целеустремленность

 

 

НЛ: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки 
полоролевого поведения

АЛ: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого 
поведения

5-11 лет 

 

 среднее детство; 

 

 социальное качество- компетентность

 

 

НЛ: стремление к достижению, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных 

навыков
АЛ: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций 

соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков,  конформность
11-20 лет половая зрелость, 

 

 подростничество, юность; 

 

 социальное качество- верность

 

 

НЛ: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение, поиск себя, 
формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения

АЛ: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, 
смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет 

 

 ранняя взрослость;

 

  социальное качество – любовь

 

 

НЛ: интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя 

другим людям, рождение и воспитание детей
АЛ: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - 

трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет 

 

 средняя взрослость

 

  социальное качество – забота

 

 

НЛ: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
АЛ: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, 

III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, 
признаков. 

Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. В них используются 3 критерия - социальная ситуация 
развития, ведущая деятельность и центр. возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития

 

  (ССР)

 

  - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в 

психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность"

 

    (  ВД) было введено Леонтьевым: деятельность, которая на 

данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование

 

    (Н) - те качеств. особенности психики, кот. впервые появляются в данный 

возрастной период.

Младенчество - 

 

 0-1 

 

 

ВД – эмоц. общение ребенка со взрослым, Н - ходьба, 1е слово, ССР - освоение норм отношений 

между людьми
Ранний возраст

 

  - 

   1-3

   

ВД - предметная деятельность, Н – "внешнее Я сам" , ССР – Усвоение способов деятельности с 
предметами

Дошкольный возраст

 

  - 

   3-6(7)

 

 

ВД - ролевая игра, Н – произвольность поведения, ССР – освоение соц. норм, взаимоотношений 

между людьми
Младший школьный возраст - 

 

 6(7)-10(11)

 

 

ВД - учебная деятельность, Н – произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта,
ССР – Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток 

 

 10(11) - 14(15)

 

 

ВД - интимно-личностное общение в учебной и др. видах деятельности, Н – чувство 

"взрослости", возн-е представления о себе "не как о ребенке", ССР – Освоение норм и 
отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность) - 

 

 14(15) - 16(17)

 

 

ВД – учебно-проф. деятельность, Н – проф. и личностное самоопределение, ССР - Освоение 

проф. знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость - 

 

 18-25

 

 

ВД – Трудовая деятельность, проф. учеба., ССР - Освоение профессионально-трудовых умений 
Зрелость

 

    

20-50 лет – зрелость; 50-75 - поздняя зрелость; 75- .. - старость

Билет 29. Понятия социализации и социальной ситуации развития и "зона 
ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, 
психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих 

ему успешно функционировать в обществе[1].
Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни 

личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в 
данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела 

реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и 
благополучно. Взлеты и падения в человеческих судьбах, уверенность в жизни и чувство 

обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя 
"чужаком", "неудачником" - вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или 

неэффективной) социализации той или иной личности.

Социальная ситуация развития - Каждый возрастной этап характеризуется особым 
положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с 

этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием. На каждом 
возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется 

ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. 
Каждый ребенок, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в 

соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему 
объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном 

возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как 
только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать 

эмоциональное благополучие.

Таким образом, социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как 

динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так 
и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Зона ближайшего развития.

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем 
существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем 

потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в
сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой 

развитие». Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом,
завтра он сможет делать самостоятельно.

Билет 30. Самооценка и уровень притязаний личности. 

Самооценка личности - оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места 
среди других людей. 

Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она проявляется не 
столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям

других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно 

высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человека. 

Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от 
отношения окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению 

себя с другими людьми. 
Самооценка может быть 

адекватной, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..