Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 1

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Билет 1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы 
развития представлений о предмете психологии.

Психология— это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. 

В буквальном смысле слова психология – это учение о психике. Психея, или психе, в греч. 
Мифологии олицетворение души, дыхания.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), 
и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Объект изучения – человек
Предмет изучения – психика

Психика – это свойство высокоорганизованной системы, обеспечивающей человеку или 
животному способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира. 

Психика многообразна и проявляется в различных формах.
Психика человека – это его мысли, чувства, переживания, намерения – все то, что составляет 

его субъективный мир, который проявляется в поступках, действиях, взаимоотношениях с 
другими людьми.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI в до н.э. В этот период представления о 
душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и религиозных 

верованиях.
    Первое представление о душе, возникшее на основе мифов и ранних религиозных 

представлениях, выделили несколько функций души : энергетическую(побуждающую тело к 
активности), познание (душа явл. Главным орудием в познании мира).

    Мыслители того времени пришли к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же 
частиц, что и окружающий мир.

    Платон выделил память как отдельный психический процесс , подчеркнув ее значение как 
хранилища всех наших знаний.

    Аристотель выделил такие познавательные процессы, как воображение и речь.
    Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа

Аристотеля «О душе».
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

Французский философ Декарт устранил понятие души как посредницы между духом(разумом) 
и телом. Он противопоставил телесное и духовное(дуалистическая концепция). Декарт ввел 

метод итроспекции(intro –лат. -смотрю внутрь), т.е. внутренний мир может изучаться с 
помощью самонаблюдения(интуиции).

Достоинством метода является то, что он позволяет получить достоверное, очевидное знание. 
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних ученых 

обратиться к исследованию  бессознательного, других заняться изучением поведения, а не 
сознания.

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить 
эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за 

поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не 
учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, 
проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных 

(душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим 
человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки 

изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект 

деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и 
функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и 

регулировать свое взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной 
действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных 
факторов. 

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей 

в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, 
удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и 
оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие 
педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Билет 2. Психика как субъективный образ объективного мира. Мир психических 
явлений.

Психика – складывающийся в мозгу субъективный образ объективного мира, на основании и 

при помощи которого происходит регуляция поведения и деятельности.
Отражение человека - это единство субъективного (зависимого от человека, присущего ей) и 

объективного (от человека не зависящего). Отражение объективно, поскольку оно является 
результатом влияния объективного мира и дает человеку достоверные представления и 

знания об этом мире. Но одновременно отражение имеет субъективный характер, поскольку:

отражает конкретный человек, субъект, личность со всеми своими особенностями и 

своеобразием

человек, познавая окружающую действительность, не остается беспристрастным 

наблюдателем того, что отражается в сознании, у него есть определенное отношение к 
предметам и явлениям действительности.

Поэтому отражение нашим мозгом предметов и явлений окружающего мира всегда является 
субъективным образом этого мира.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. 
Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются 

на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и 
психические свойства. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, 

динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» 
характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие 

«психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и 
повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают 

психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и 
профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и 

умений.

Билет 3 Основные положения теории культурно - исторического развития 
психики Л.С.Выготского.

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась 
Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в.

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из 

факторов, а как главный источник развития личности. По теории Выготского, развитие 
мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их 

саморазвитие, а путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система
счета.

Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют 
социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: 

произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через 

этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид 
и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере 

отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, 
вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают 
автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в 

мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение 
психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. 

Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.
Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в 

сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является 
главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания 

является диалогичность.

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-
постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления 

новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда
драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового 

способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С 
другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не 

закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других 
взрослых, воспитывающих ребенка.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. 

Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для 
процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и 

средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек 
принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. 

Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими 
психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. 

В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное 
происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Билет 4. Высшие психические функции человека. Определение понятия, 
характеристика строения и развития.

Высшие психические функции — психические процессы, социальные по своему 

происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и 
системно связанные друг с другом.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, 
введенное Л. С. Выготским.

Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:

Социальные по своему происхождению - говорит о том, что это не нечто врожденное, 

эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры 
(семьи, школы и пр.). Основной механизм - интериоризация, овнутрение внешнего во 

внутреннее.

Опосредованные по строению - внутренним инструментом их осуществления являются 

культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом - представления о том, что в 
культуре принято и понятно.

Произвольные по характеру регуляции - человек может ими сознательно управлять.

Высшие психические функции были выделены Л.С. Выготским при изучении проблем 
развития личности. 

Было выявлено, что развитие высших психических функций происходит в процессе 
развития сознания
. Умственное развитие трактуется нераздельно с мотивационным (его еще

называют аффективным). Их формирование происходит в специфических условиях 
социализации, что позволяет им обладать особыми признаками и развиваться при социальном

взаимодействии в процессе онтогенеза. В личностном развитии происходит ряд изменений. 
Возникающие новообразования могут кардинально изменить психологическое развитие 

личности.

Память – это процесс запоминания и сохранения с целью дальнейшего воспроизведения
или узнавания чего-либо из прошлого опыта.

Речь – основной инструмент человеческого общения, позволяющий получать и 
передавать огромные объемы информации (имеющей смысловую нагрузку или 

фиксирующей то, что практически невозможно воспринимать органами чувств).

Мышление – это высший познавательный процесс, представляющий собой порождение 
новой действительности, новейших знаний и активную творческую форму отражения 

человеком.

Внимание – данная составляющая является многофункциональной, поскольку 

выполняет множество различных функций: активизирует нужные физиологические и 
психологические процессы и тормозит ненужные в настоящий момент времени; 

осуществляет целенаправленный или организованный отбор поступающей 
информации в зависимости от актуальных потребностей в данный момент; 

обеспечивает длительную или избирательную сосредоточенность активности в 
зависимости от объекта или конкретного вида деятельности; позволяет определить 

избирательность памяти и направленность мыслительной деятельности на 
продуктивность выполняемого действия. 

Восприятие – чувственное отображение явлений или предметов объективной 
действительности. Оно активно воздействует на все органы чувств человека.

Билет 5. Ощущения: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения 
чувствительности.

О – простейший психич познават. процесс отражения отдельных св-в предметов и объектлв 
действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. В чистом виде – у 

младенцев и у больных людей (при жаре). 
Анализатор->рецептор->чувствит орган->афферентная проводимость (центробежные 

волокна) ->участок коры головного мозга
Eg. Зрение – отвечает затылочная доля, временная потеря зрения и постоянная

Виды О:
1)экстрарецептивные (на пов-ти тела): кожные, зрительные, вкусовые, обонятельные, 

слуховые
2)интерарецептивные (внутри организма): сердцебиение, жжение, голод, жажда. Хорошо, 

когла их нет
3)проприорецептивные – в сухожилиях, связках, мышцах, хорошо,. Когда оги есть, мы 

чувствуем положение нашего тела
4)комбинирванные О – осязание=кожа+мышцы

5)парапсихология – занимается особыми видами О – передача мысли на расстоянии (Eg. 
Чтение рукой – самые чуткие люди, потерявшие зрение)

6)болевые ощущения – защита организма
 Общие свойства ощущений

Качество – основная особенность данного ощущения, отличает его от других видов и 
вирирующая в пределах данного вида ощущения. Качественное многообразие ощущений 

отражает многообразие форм движения материй. 
Интенсивность – является количественной характеристикой ощущений и определяют силой 

действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. 
Длительность ощущения. временная характеристика, определяется функциональным 

состоянием органа чувств но главным образом действием раздражителя. 
Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, 

называется абсолютным порогом ощущения. Величина абсолютного порога характеризует 
абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие 

ощущение, тем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств 
реагировать на эти воздействия. 

Различные анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека больше всего 
чувствителен зрительный и слуховой анализатор.

Верхним абсолютным порогом называют максимальную силу раздражителя, при которой еще 
возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютного порога изменяется от ряда условий:
 – характер деятельности человека

- функциональное состояние рецептора
- сила и длительность действия раздражителя

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную или разностную 
чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя.

Осн. отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что 

воздействует на нас. Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым 
характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через 

конкретные их свойства. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе 
которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. 

Билет 6. Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия.

Восприятие – психический познавательный процесс отражения предметного мира при 
непосредственном взаимодействии раздражителя на органы чувств.

Физиологические основы – работа комплекса связанных анализаторов. Eg. Яблоко – цвет, вкус, 
вес – потом по одному из чувств память подскажет, что это яблоко.  Чем первое ощущение 

шире, тем потом больше память вложит в этот образ. Глубина В зависит от кол-ва 
анализаторов, задействованных в прошлом опыте (АППЕРЦЕПЦИЯ)

Наименование виду В дает один канал. Eg. Едим – вкусовое, нюхаем – запах – обоняние
Ведущими могут быть несколько В-ий. RG. Зрительно-слуховое, обонятельно-вкусовое.

          Св-ва В:
1. К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности 

перцептивной системы:

объем восприятия

 

  - количество объектов, к-рое может воспринять человек в течение 

одной фиксации; 

точность восприятия

 

  – соотв. возникшего образа особенностям воспринимаемого 

объекта; 

полнота восприятия

 

  - степень соотв-я возникшего образа особенностям 

воспринимаемого объекта; 

быстрота восприятия

 

  - время, необх. для адекватного восприятия предмета или 

явления. 

2 гр:

1) Предметность (даже когда мы просто слушаем музыку. Ощущений в чистом виде нет, 
поэтому они переходят в В, к-ое предметно.)

2) Целостность
3) Константность (постоянство В при изменяющихся условиях. При отсутствии этого св-ва мы 

бы изучалт дорогу домой каждый день. К-ть закреплена в прошлом опыте и закрепляется не 
сразу.)

4) Структурность. (есть некий элемент в объекте В-ия, к-рый делает предмет предметом. Eg. 
Структурно для чел-кого лица нужны 2 глаза, рот. Нос, брови структурно не так важны)

5) Избирательность (благодаря прошлому опыту – каждый оценивает предмету со своей точки
зрения и в рамках своего мировоззрения)

6) Осмысленность (чел всегда присоединяет к ощущению опред образ)
В основано на индивидуальном опыте+особый отпечаток – возраст чела. В детстве долго 

формируется определенное В  в зависимости от форм сущ-ния материи. Eg. Нет опыта 
движения, скорости, не могут оценить ситуацию, поэтому попадают под машину

Билет 7. Внимание, его особенности, свойства и виды. Развитие внимания в 
онтогенезе.

В = направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности 
устойчивую или ситуативную значимость + предполагает повышенный уровень сенсорной, 

интеллектуальной или двигательной активности.
Свойства В:

Избирательность

 

  В – 

 

 

Лежит в основе овладения человеком своим вниманием. Осуществляется как на уровне 

автоматических процессов(непроизвольное внимание, связано со свойствами нервной 
системы и особенностями объекта), так и на сознательном уровне (произвольное В, 

сознательная регуляция выбора объекта внимания).  
Объем

 

  В. 

   

– измеряется количеством обектов, кот воспринимаются челом одновременно, или идей, 
осознаваемых ясно и отчетливо. Взрослый чел :объем =7+/- 2 элемента. В реальных ситуациях 

величина зависит от времни экспозиции, характера стимульного материала, степени 
знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели.

Концентрация

 

  В. – 

 

 

Хар-ся степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи 

субъекта с объектом. Макимальная величина концентрации при восприятии 1го объекта. Чем 
> объем внимания, тем < концентрация. Развитие концентрации предполагает использование 

спец приемов организации деятельности с объектом –выделения в нем новых аспектов, их 
анализа и сравнения и тд.

устойчивость

 

  В

   

длительность времени, в течение кот сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. 

Интенсивность сосредоточения зависит от ряда условий: хар-р деятельности, содержание 
предмета, наличие интереса и т.д.; Степень устойчивости В увеличивается со степенью 

сложности объекта
колебания

 

  В

   

= изменения интенсивности В, человек не может быть долго сосредоточенным на одном 
объекте, однако мы можем оставаться внимательными в течение продолжительного времени 

при выполнени к-л работы 
переключение

 

  В 

   

= быстрый сознательный переход от одной деят-ти к другой; необходимо учитывать индив. 
способности к переключению  (быстро, легко / медленно, с трудом)

* Рациональное переключение В уу имеет важное значение для поддержания активности, 
необходимого уровня работоспособнсти

распределение

 

  В

   

 обуславливает успешность одновременного выполнения 2ух или более видов деят-ти 

одновременно; уровень распределения В зависит от ряда факторов: хар-р совмещаемых видов 
деят-ти, степень их сложности, индив. особенности Л

Отрицательная сторона В  - рассеянность (состояние утомления, психич. расстройств)
Ф-ции В

установление связи субъекта с объектом, на кот направлено сознание чела, и обеспечение 
ясности и четкости отражения объекта.

отбор значимого, релевантного в данном виде деят-ти, сознание пропукает только 
наиболее важную инфу

улучшение качества деятельности, на которую внимание направлено. В. функционирует в 
различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной.

Формирование В уу в учебном процессе

отбор материала > интересный, доступный 

живая, яркая, эмоциональная подача материала

разнообразные виды работы

поддержание динамичного темпа урока

для развития произвольного В необходимо формирование направленности Л 

(воспитание воли, формиров. интересов, дисциплины и т.д.)

обеспечение контроля

Билет 8. Память как познавательный процесс. Классификация видов памяти, их 
характеристика.

Чел живет не только в мире образов окр-щей действ-ти, но и в мире образов, сохр-ся от 

прошлого опыта: 
1) биологическая/видовая память (эволюция нервной системы на уровне ДНК), 

2) историческая/социальная память (опыт всего человечества в виде письменности), 
3) индивидуальная/психологическая память (опыт, приобретенный в процессе индив-ной 

жизни)
Осн-е предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений 

возникающих проблем, осуществляет связь м/у прошлыми состояниями психики, настоящими
и буд-ми псих-ми процессами, обеспечивает связность и устойчивость жизненного опыта, 

делает возможным накопление знаний об окруж-м мире, приобретения навыков и умений – 
основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении 
следов прошлого опыта. Память — это сохранение информации о сигнале после того, как 

действие сигнала уже прекратилось.
Образы П. в отл. от образов восприятия относятся к представлениям – образам предметов и 

явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но были восприняты ранее, и 
возникают под воздействием раздражителей, к-рые оживляют ранее образованные связи. Чем 

богаче представления о чем-либо, тем адекватнее восприятие внешних объектов. Пр-я 
меняются под влиянием новых восприятий. Пр-я П. хар-ся полнотой (кол-во связей данного 

объекта с другими) и обобщенностью (связывание со старыми пр-ми).
Павлов: память – временная связь, возникающая в рез-те одновременного и послед. д-вия 2 

или нес-ких раздражителей.
Механизм образования пр-й П. Создание и закрепление временных связей в коре головного 

мозга. Есть 2 физиологические теории – нейронная (нейроны образ-т замкнутые цепи, по кот. 
циркулируют биотоки) и молекулярная (информация записывается и хранится на особых 

белковых молекулах).
Временные связи отраж-т реальные ассоциации предметов и явлений действ-ти – связи между

различными предметами действ-ти и ее отражением в сознании, когда представление об 
одном объекте вызывает появление мысли о другом. По характеру А. бывают простые (связь 

по смежности – близость в пространстве или времени, по сходству – наличие общих или 
подобных черт, контрасту – наличие противоположных черт), и сложные (причинно-след-е, 

существенные смысловые связи). Понятие о простых ассоциациях сложилось еще со времен 
Аристотеля. 

Виды памяти

 По хар-ру психической активности П. П. Блонский

Образная 

 

 – сохраняет следы ощущений и восприятий, по ведущему анализатору делится

на зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую и обонятельную. 

Словесно-логическая

 

  – основа овладения языками и всей суммой знаний.

Двигательная

 

 – формирование моторных навыков, умений и привычек, очень прочная.

Эмоциональная

 

 – сохранение и воспроизведение пережитых чувств.

Преобладание того или иного вида памяти индивидуально, определяется направленностью 
личности

По длительности сохранения:

Сенсорная

 

  (мгновенная) П. осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет стимулы 

в течение 1/4 – 2 сек. При направленности внимания чела переводится в 
краткосрочную, если нет – стирается.

Кратковременная

 

  – хранение до 30 сек., поступает из сенсорной или долговременной в 

виде воспоминания. Информация обрабатывается мозгом и принимается решении о 

стирании или переводе в долговременную П. Кр. П. имеет ограниченный объем – 
впервые измерил Эббингауз, А. Миллер экспериментально вывел формулу объема р. П. –

7+/- 2 элемента независимо от характера материала. Подвид кр. П. – оперативная П.: 
время хранения в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности. 

Промежуточная

 

  память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких 

часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится 

организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, 
накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память.

Долговременная

 

  – практическое неограниченное время хранения материала и объема. В

ней весь накопленный жизненный опыт чела, но доступ к нему определяется 

характером связей в структуре памяти, условиями запоминания, организацией 
психических процессов и т.д.

По характеру цели:

Непроизвольное запоминание

 

  – запоминание и воспроизведение, которое 

осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны 
сознания. АА. Смирнов изучал условия непроизвольного запоминания: это обычно что-

то яркое, привлекающее внимание. П.И.Зинченко выяснил, что чел непроизвольно 
запоминает также то, что имеет отношение к содержанию и целям его деятельности.

Произвольное 

 

 – закрепление в П. с  осознанной, мнемической целью. Чел прикладывает 

усилия в мнемической деят-ти. Это основа любого учебного процесса.

2 группы приемов запоминания:
1) на основе выявления внутренних связей в запоминаемом материале: осмысливание, 

понимание, выделение основного, деление на смысловые части и т.д.
2) на основе применения искусственных связей, или мнемотехнических приемов: число П 

3,1416 можно запомнить с пом. фразы «что я знаю о кругах» (по кол-ву букв в словах). 

Билет 9. Процессы памяти, их характеристика. Теории памяти.

Родоначальник научной психологии памяти – нем. ученый Г.Эббингауз – экспериментально 

исследовал процессы П. (мнемические процессы):

Запоминание – процесс П., через кот. происходит запечатление следов, новых элементов 

ощущения, восприятия, мышления путем связывания с приобретенными ранее. З. 
всегда избирательно.

По степени активности протекания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред

 

 -  

намеренное (или произвольное). Преднамеренное запоминания —проявление волевых усилий

в виде постановки задачи на запоминание. 
По характеру связей (ассоциаций) запоминание делится на механиче

 

 ское

 

  и осмысленное. 

Механическое — запоминание без осознания логической связи между различными частями 
воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по 

смежности. При механическом запоминании в памяти через нес-ко часов — всего 20 %, а в 
случае осмысленного - 40 % даже через 30 дней.

Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. а)
заучивание протекает неравномерно, б) если мат-л в целом легок, то первые повторения дают 

лучший результат, чем последующие, если труден, то vice versa. в) повторения нужны не 
только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда мы уже выучили. 

Сохранение – процесс П., к-рый служит закреплению полученной в опыте инф-и о 
предметном мире, для ее накопления, включая переработку и усвоение. С. Обеспечивает 

обучаемость человека, развитие его перцептивных процессов.

Сохранение заученного зависит от глубины понимания, от установки личности. Забывание 

происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет 
медленнее. Вот почему повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. 
Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя-

тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Судить о запоминании и сохранении 
мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое 

повторение запечатленного. Происходит реконструкция, т. е. мыслительная 
переработка материала:

В. бывает произвольное и непроизвольное. При непроизв-м В. образ всплывает без 
специальной установки на актуализацию. Произвольное В. осущ-ся как сознательный, 

преднамеренный процесс акт-ции прошлых образов. 
Если процесс В. затруднен, оно переходит в припомонание – это активный волевой процесс, чел

отыскивает и восстанавливает необх-е звенья согласно задаче.

Забывание – потеря возможности В, а иногда и узнавания запомненного. Обычно это 

что-то мало значимое для чел. Забывание может быть полным или частичным, 
длительным или временным (чел не может вспомнить что-то в нужный момент). Др. 

формами забывания явл. ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. 
Воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и 

отчетливость, становится бледным и неясным.

Забывание может быть обусловлено различными факторами:

а) время; б) характер деят-ти, непосредственно предшествующей запоминанию и 
происходящей после нее; в) степень активности использования имеющейся информации; г) 

работа защитных механизмов нашей психики; д) посторонние раздражители (шум)
Теории памяти (???)

В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и 
др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных 

направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических 
принципов.

Психологические теории памяти. Распространение получили аcсоцианистская, 
гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного 
значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что 

означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между 
впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их 
влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. 

Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи 
между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки 

значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации 
чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и 

воспроизведения.
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся 

и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-
функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется 

количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов 
и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые 

запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и 
воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. 
Например закон забывания Г. Еббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием

трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного 
повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение 

первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.
Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от 

содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, 
избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и 

детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного 
восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии.
Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная 

структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось 
значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему 

при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в 
процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало 
интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а 

через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники 
исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. 

Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность 
его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный 

руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта 
потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается 

неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью 
влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. 
Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо 

организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не 
имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, 

симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог 
его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не 
исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью 

субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории 
- изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли 

важную роль в становлении ряда психологических концепций.
Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию 

объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие 
экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые 

позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного 
рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить 

законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов 
деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для 
закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное 

или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность 
закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, 

степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь 
между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия 

вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется 
нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, 
инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным 

объективным подходом к исследуемым явлениям.
Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень 

близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, 
что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много 

внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.
Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. 

Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее 
проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память 

биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей
до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым,
С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории 

исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической 
концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, 

предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и 
воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) 

превращается в опосредованную , которая проявляется как особая самостоятельная форма 
мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский 

различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как 
"интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов.

Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее 
экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном 

возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивными, умственными, 
эмоционально-волевыми.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это 
подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам 

предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при 
запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых предоставляли 

вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не 
связанных с содержанием предложений. Как выяснилось, введение вспомогательных средств 

практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В 
группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные 

объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, 
естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому 

способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них 
находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, 

опосредствованному процессу. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают 
внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами 

(ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого 
начала эксперимента. В этом случае их преимущество было вполне очевидно.

Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью 
внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризируються и становятся 

внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. 
Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. 

Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи 
индивида.

Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с 
операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. 

Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который 
всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. 

Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в 
условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие 
закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность 

на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими 
процессами.

Вместе с тем следует отметить, что эта теория уделяет недостаточно внимания 
статистической характеристике процессов памяти. Прослеживается противоречивость в ее 

понятийном аппарате: память трактуется или как элемент структуры деятельности, или как 
ее побочный продукт, или как самостоятельная деятельность.

Физиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова о 
закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в 

физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной 
основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее 

способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании 
временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи 

между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что 
составляет физиологическую основу запоминания.

Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает 
понятие подкрепление. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение 

непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, 
совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует 

тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое 
понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно 

это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов 
памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в 

прошлое, а в будущее. Запоминания того, что "было", не имело бы смысла, если его нельзя 
было использовать для того, что "будет".

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в 
нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение 

возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, 
который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения 

нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса 
знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

В частности, при зрительном восприятия предмета происходит обследование его взглядом по 
контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в 

соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют воспринятие объекта в
форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных 

моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения.
В рамках этой теории выявлено, что аксоны, которые отходят от тела клеток, соединяются с 

дендритами другой клетки или возвращаются к своей клетке. Это создает возможность 
циркуляции реверберации возбуждения разной сложности и самозаряжения клетки, причем 

возбуждение не выходит за пределы определенной системы.
Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, 

физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической 
теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в 

нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами 
процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в 

нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) 
является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя 

генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение 
нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее 

молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение 
структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о 
двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия 

раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая 
предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды 

или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень - собственно 
биохимическая реакция - связанный с образованием протеинов и характеризуется 

необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной 
памяти.

Биохимические исследования дают основания для оптимистичных прогнозов относительно 
возможностей управления человеческой памятью в будущем. В 1962 г. Д. Макконел провел 

исследование с плоскими червями - планариями. Планарий учили проходить определенный 
лабиринт через выработку условных рефлексов. После того как они запоминали этот путь, их 

разрезали пополам. Они быстро регенерировали, т.е. организм восстанавливал утраченную 
часть тела. Будут ли теперь эти "половинные" планарии иметь те же условные рефлексы? 

Результаты оказались удивительными. Планарии, которые регенерировали (как с главной 
части, так и с хвостовой), успешно проходили лабиринт. Ученый сделал следующий вывод: 

информация хранится в молекуле РНК.
Сенсационным моментом эксперимента оказалась попытка перенести память от одной 

планарии к другой. Вследствие многократных повторений планарии запоминали 
определенный путь, после чего из них экстрагировалась РНК, которую затем вводили другим 

планариям. В той группе, которой вводили РНК от обученных планарий, значительно быстрее 
формировался ожидаемый условный рефлекс на прохождение определенного лабиринта, чем 

у контрольной группы. Опыты на более организованных животных оказались менее 
удачными. Многие ученые вообще скептически отнеслись к этой сенсации, потому что 

результаты эксперимента не всегда удается повторить. Выводы делать рано, но, понятно, что 
химическая теория не может объяснить весь многоаспектный феномен памяти, особенно в 

высокоразвитых животных и людей. Не исключено, что в будущем можно будет выделить 
материально - биохимический носитель памяти.

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов - 
психологического, физиологического и химического
. Для нормального функционирования 

человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить 
только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно 

низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими 
действиями, составляющей познавательной деятельности.

Билет 10. Общее понятие о мышлении. Мыслительные операции, их 
взаимосвязь.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и 
рационального познания, отличия мышления от восприятия. Мышление не только теснейшим

образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от 
ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и 

обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и 
установлении существенного, общего для многих предметов.

Обычно фиксируют два признака мышления: обобщенность и опосредствованность. 
Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в 

ее существенных связях и отношениях.
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано; оно отражает мир в его 

существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Основная задача 
мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные 

на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. 
Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, 

представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.
"Опосредствованное" означает познание одного посредством другого. То, что человек не 

может познать прямо, он познаёт косвенно: одни свойства через другие, неизвестное - через 
известное. 

Во-вторых, мышление - это обобщение. Элементарное обобщение содержится уже в акте 
восприятия. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности 

возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и 
проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как 

сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. 
Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и 

различия, что приводит к классификации. Тождество и различие – осн. категории рассуд. 
познания. 

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения 
составляющих элементов. Таким образом, мы вычленяем нужные вещи из случайных 

несущественных связей, которые даны в восприятии. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть
целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, 

следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. 
При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического 

мышления - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых событий, 
предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить 

возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - 
дивергентность мышления.

Синтез

 

  – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя 

существенные связи и отношения. 

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к 
механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, 

так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе 
мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к 

синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.  

Ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет 

слова, в словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов 
— слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-либо растения 

ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части: корень, стебель, 
листья, цветы (анализирует), а потом представляет растение в целом (синтезирует). 

Абстракция

 

  – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от 

остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, 

либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных 
свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, 

выраженных в абстрактных понятиях. 

Обобщение

 

  (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении 

общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем 
сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в 

элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается 
через раскрытие отношений, связей и закономерностей. 

Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое 
соответствует этому общему.

В учебной д-ти — привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, закон.

Классификация

 

  - систематизация соподчиненных понятий к-л области знания или д-сти

человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами
объектов.

Категоризация

 

  - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к 

некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные 

значения, символы и т.п. 

Мышление как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит 

и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет 
искомое и т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и 

способности человека (т.е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем 
проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные

способности). 

Билет 11. Формы и виды мышления, особенности их развития в онтогенезе.

По типу решаемых задач

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. 

Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования 
действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 

Теоретическое: понятийное и образное; Практическое - наглядно-образное и наглядно-
действенное

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в 
процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, 

непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Характерно 
для научных теор. исследований. 

Теоретическое образное мышление - материалом, к-рый здесь использует чел. для решения 
задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или 

непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким 
мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, 

имеющие дело с образами. 
Основная задача практического мышления - разработка средств практического 

преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Важной 
особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях 

жесткого дефицита времени и актуального риска. 
Наглядно-действенное мышление. Его особенность заключается в том, что сам процесс 

мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, 
осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко 

представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого 
является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем 
непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности 

и без него совершаться не может. особенность образного мышления – становление 
непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. 

По выраженности этапов
Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в 

значительной степени представлено в сознании самого мыслящего чел. Интуитивное 
мышление хар-ся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является 

минимально осознанным. 
Реалистическое и аутистическое

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется 
логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас 

не выдавал желаемое за действительно существующее). 
По функциональному назначению

Различают творческое и критическое мышление. Порождение новых творческих идей должно 
быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критический 

отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает 
завышенной оценки собственных идей. 

По степени новизны получаемого в процессе мыслит. д-сти продукта Продуктивное и 
репродуктивное мышление

По целенаправленности мысл. процессов:
Непроизвольные трансформации образов сновидения и произвольное, целенаправленное 

решение мыслит. задач. 
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

 Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные 
свойства предметов и явлений. Понятие существует в виде значения слова, обозначается 

словом. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Чаше оно 

насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем 
объект нечто утверждает или опровергает. это форма мышления, содержащая утверждение 

или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. 
раскрывает содержание понятий. Общие, частные, единичные С. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////