может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа,
производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.
В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа - объединение людей,
связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы
есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 - 7 человек). Вторичная группа - где
объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной -
община, которая объединяет несколько семей.
Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а
целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и
дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).
Вторичный коллектив - группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др..).
По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Формальная группа - группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически
определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и
обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения
декана вуза, военное подразделение - по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их
численность, а иногда и срок существования.
Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой
направленности психологической мотивации - симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности,
компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы,
например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы).
По признаку отношения личности к внутренним нормам выделяют референтную (эталонную) группу.
Референтная (эталонная) группа - реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для
личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и
самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции.
По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные),
корпорации и коллективы.
Диффузная группа - неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой
деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она
отсутствует. Состав группы - случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии - антипатии. Примером такой
группы есть люди, которые едут в одном купе поезда.
Ассоциация - группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание
совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность
совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее
функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.
В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальные и асоциальные.
Просоциальные ассоциации - группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные
ассоциации - группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество
коллекционеров, асоциального - группа подростков - хулиганов.
Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но
асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу,
противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это
замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые
методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации
отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов
управления.
Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым
содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме
характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая -
общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому
любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и
ценностей.
Структура группы — это схема взаимоотношений в группе в зависимости от занимаемой должности (функциональная
структура). Помимо функциональной структуры в группе почти всегда существует и ролевая структура— неформальная
структура отношений, в которых порядок взаимодействия определен ролевыми характеристиками поведения участников.
Факторы, влияющие на структуру группы: