Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6     

 

 

 

Психология. Экзаменационные билеты для студентов с ответами (2020 год) - часть 6

 

 

может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, 
производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.

В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичныеПервичная группа - объединение людей, 
связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы 
есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 - 7 человек). Вторичная группа - где 
объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной - 
община, которая объединяет несколько семей.

Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а 
целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и 
дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).

Вторичный коллектив - группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др..).
По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа - группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически 
определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и 
обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения 
декана вуза, военное подразделение - по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их 
численность, а иногда и срок существования.

Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой 
направленности психологической мотивации - симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, 
компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, 
например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы).

По признаку отношения личности к внутренним нормам выделяют референтную (эталонную) группу.
Референтная (эталонная) группа - реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для 
личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и 
самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции.

По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), 
корпорации и коллективы.
Диффузная группа - неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой 
деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она 
отсутствует. Состав группы - случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии - антипатии. Примером такой 
группы есть люди, которые едут в одном купе поезда.

Ассоциация - группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание 
совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность 
совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее 
функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.

В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальные и асоциальные.

Просоциальные ассоциации - группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные 
ассоциации - группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество 
коллекционеров, асоциального - группа подростков - хулиганов.
Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но 
асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, 
противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это 
замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые 
методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации 
отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов 
управления.
Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым 
содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме 
характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая - 
общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому 
любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и 
ценностей.

Структура группы — это схема взаимоотношений в группе в зависимости от занимаемой должности (функциональная 
структура). Помимо функциональной структуры в группе почти всегда существует и ролевая структура— неформальная
структура отношений, в которых порядок взаимодействия определен ролевыми характеристиками поведения участников. 
Факторы, влияющие на структуру группы:

Однако в рамках современных социологических исследований были выделены следующие факторы, которые влияют на 
структуру группы.

Формальное лидерство Формальный лидер — это человек, которому предписано выполнять функции руководителя 

группы. В зависимости от того, каким образом он осуществляет управление, создается 
структура группы: распределяются функции и ресурсы, делегируются полномочия и т.п.

Роли

Положение человека в группе определяется не только его формальными функциями, но и 
теми социальными ролями, опыт разыгрывания которых участники группы привносят в нее 
извне. С другой стороны, для успешной работы в группе должны осуществляться некоторые 
роли, о которых речь пойдет ниже

Нормы

В любых группах вырабатываются нормы — принятые в группе эталоны поведения, которые 
должны выполняться всеми членами группы. Они могут быть формальными — закрепленными
в документах, однако большинство групповых норм носят неформальный характер. 
Современные исследователи выделяют следующие 3 группы групповых норм:

•  нормы относительно выполняемой работы — качества, интенсивности, отношения к 
результатам и планам и т.п.;

•  нормы относительно внешних факторов работы — внешнего вида, отношения к 
сверхурочной работе и т.п.;

•  нормы относительно распределения ресурсов в группе

Статус

Статус — это то положение или ранг, который есть у члена группы и который признается 
другими членами группы. Различия в статусах в группе образуют определенную статусную 
структуру группы, которая влияет на ее работу

Состав группы

Состав группы — различные индивидуальные характеристики участников группы, которые 
влияют на взаимоотношения внутри группы. Этими характеристиками могут быть: пол, 
возраст, стаж работы в организации, профессиональный профиль, уровень образования и 
культурный уровень

Ролевая структура группы
Роли в группе обычно можно разделить на следующие виды в зависимости от отношения к функциям, исполняемым 
ролью.

Ожидаемые

Роли, которые определяются работой и являются ожидаемыми для других участников 
группы

Воспринимаемые

Роль, которую, по мнению самого человека, исполняющего роль, он играет

Предписанные

Роль, которую человек играет на самом деле

Вопрос  19: Основные характеристики психических явлений

Примечание: в уменьшенном шрифте информация, которая является дополнительной по данной теме и ее можно 
опустить при изучении и ответе, но она может помочь понять основные вопросы билета.

Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для 
непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все 
чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их 
непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, 
потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например 

память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. 
Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между 
явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того 
круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные 

явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные 
доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю - речь идет об интроспекции). К субъективным

явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере 
весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это 
эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно "читаются" сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам 
обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:
1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),
2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).
Психические процессы — это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой 

предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет 
некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция - 
обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и 

воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые 
регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть "вход" и "выход", то есть имеется и прием 
информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений - не всегда они являются тем, чем 
кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, 

память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью "напрягать" 
память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как 
самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной 
деятельности.

Другой характерный пример - эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с 

определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное 
субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, 
накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно
склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на 
событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, 
неделимой. На самом деле эмоция - психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие 
на эмоцию оказывают инстинкты человека - врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, 
удивлением, радостью - всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу - столкновение разных
инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой 
борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции 
просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). 
Если человек успешно совершил действие - его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле "цементируется", - 
с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. 
Важно понимать, что нам не дается "конфетка" - "цементирование" нашего поведения мы воспринимаем как "конфетку".

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием 

и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических 
состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и 
"отключением" ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен 
ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек 
приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. 
Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния - общий функциональный уровень психической 

активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность 
деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек 
способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические

состояния можно подразделить на четыре вида:

- мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, 

стресс, аффект, фрустрация);

- волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);
- состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние 

может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и 
раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние,
то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно
дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать 
"целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно 
состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного 

человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, 
то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если
говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. 
Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого 
рода психические свойства как "обладающий памятью" или "похожий на ручеек".

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, 

как минимум, еще социальные отношения - тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

 

Вопрос 20: Конфликт в коллективе. Стадии развития конфликта.

Конфликт (от лат. столкновение) – это столкновение мнений и сил, противоборство общественных субъектов с целью 
реализации противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликты занимают одно из центральных мест в 
управлении персоналом. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени персонала.
Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители, в некоторых организациях – 
до половины своего рабочего времени.

Схематично конфликт изображен на рис. 12.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате 
бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и 
немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты
не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях 
он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во 
многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает 
выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, 
дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это 
также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных 
точек зрения происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может 
быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и 
эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы 
управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы 
выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает 
все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее 
причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, 
превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, 
напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по 
частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Вопрос 21. Модели групповой динамики.

Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в 
целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Жизнь группы не является неподвижной, и под влиянием как внешних, так и внутренних причин в группе возникают 
изменения, которые сами по себе могут быть либо небольшими, неспособными поставить под угрозу существование 
группы в целом, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и в конечном счёте к распаду группы. 
Последнее имеет место тогда, когда группе не удаётся реорганизоваться (перестроиться) и обрести новое состояние 
равновесия.
В целом жизнь группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и его 
нарушения. Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, оказывающие сопротивление 
деформациям группы, так и силы распада, толкающие к необратимым изменениям.

Характер групповой динамики зависит от эмоционального состояния группы. Действительно, каждый участник группы 
узнаёт непосредственно от других, как он воздействует, влияет на её жизнь и какое влияние (воздействие) он сам 
испытывает со стороны других её членов. И этот опыт глубоко переживается личностью. Он способствует реальному 
изменению социального поведения и лучшему пониманию условий жизни группы.

Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое внимание оказывают влияние следующие факторы: 
мотивации (то, чего ждут члены группы); структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов группы и её 

подгрупп); сложности коммуникации (когда кто-то остаётся непонятым); ощущение принадлежности (непринадлежности) к 
группе; представление о цели (чёткое или нечёткое) группы; ответственность за результаты работы; свобода деятельности
(как условие успеха работы группы).

Флуктуация – изменение статуса в коллективе.

В группах протекают следующие динамические процессы:

давление на членов группы

формирование социальных ролей, распределение групповых ролей

фасилитация, ингибиция

групповая нормализация

групповая поляризация, экстремизация

подчинение авторитету и аттрибуция ответственности

Социальная фасилитация (от англ. facilitate – облегчать) – повышение эффективности (в плане скорости и 
продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в 
сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.
Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на 
велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там 
расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических
планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются 
даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное 
замедление».

Социальная ингибиция (лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполняемой 
деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и 
воображаемых.
Проявления социальной ингибиции были также зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, 
заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, в 
присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем 
обычно.

Групповая нормализация (от лат. norma — норма, образец) — социально-психологический феномен, возникающий как 
результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников 
сглаживаются и при ее завершении приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.

Групповая поляризация (от лат. polarisatia — сдвиг к краю, смещение к полюсу) — социально-психологический феномен, 
возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не 
сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две полярно противоположные позиции, исключающие любые 
компромиссы. Под групповой поляризацией понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности 
групповых решений или суждений по сравнению с усредненными решениями или суждениями. Величина групповой 
поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений. 
Частным случаем групповой поляризации является сдвиг к риску.

Атрибуция ответственности — это оценка степени ответственности человека за совершенный поступок или его 
последствия.

Стадии развития коллектива:

1.

Притирка. На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной 

заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе. Личные качества и переживания маскируются или скрываются. 
Искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются 
своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа практически 
отсутствует.

2.

Конфликтная. На этой стадии возникает лидер. Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается 

вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные 
взаимоотношения приобретают всё большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы всё более 
отчётливо выделяются. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.

3.

Экспериментирование. Когда пора заняться делом и появляются цели, но не понятно, как будет происходить 

взаимодействие. На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Всё более 
актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к 
тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. 
Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

4.

Опыт успешного решения проблем. На этой стадии возможна смена лидера. Группа приобретает опыт успешного 

решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к 

«команде – победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. 
Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной 
задачи.

5.

Формирование прочных связей. На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплочённый вокруг хорошо 

осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые сведены цели индивидуальные. Действуют прочные связи между 
членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный и 
психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического 
напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. 
Расширяется делегирование полномочий, и всё больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

6.

Высокий уровень сплочённости.

Вопрос 22. Понятие психики. Отличительные особенности психики человека: сознание.

Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями 
окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение  - активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностью, это субъективное
избирательное отражение объективного мира.

Психика – это «субъективный образ объективного мира». Психика – системное качество мозга, реализуемое через 
многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им 
исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека

Развитие психики в филогенезе

1) Первоначальный уровень отражения – бессознательный (500 млн. лет назад)
2)  Совершенствование уровня психического отражения – подсознание, возникновение эмоций (50 млн. лет назад), такая 
психика в наше время у домашних животных и млекопитающих. 
3)  Возникновение сознания – 500 тыс. лет назад. Главная отличительная особенность психики человека – наличие 
сознания.

Психические явления – психические процессы, состояние и свойства:

1) Психический процесс
а) познавательные (ощущения и восприятие, представление и память, мышление и воображение);
б) эмоциональные (переживания);
в) волевые (решение, исполнение, усилие);
2) Психические состояния (страх, депрессия)
3) Психические свойства личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые) – характер, темперамент, личность

Сознание -  высшая, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и 
закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего 
достигается познание и преобразование  окружающей действительности.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному 
сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных 
отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Существенной 
особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к 
другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и 
поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и 
недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые 
предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед 
обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосылка правомерного 
поведения.
Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это 
психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Яконцепции, которая 
обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к 
определенной социальной группе).
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых 
образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство 
- стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально 
сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

¨ Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе 
концептуальной схемы.
¨ Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.
¨ Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
¨ Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
¨ Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на 
этой основе.

23. Определение восприятия, его свойства. Классификация основных видов восприятия.

Восприятие- целостное отражение предметов, ситуаций, вялений, возникающих пнри непосредственном воздействии 
физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основные свойства восприятия:

1.

Предметность(способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных 
ощущений, а в форме отдельных объектов).

2.

Структурность( способность выделить структурность предмета)

3.

Целостность(Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта)

4.

Константность(постоянные свойства предмета несмотря на обстоятельства)

5.

Осмысленность(способность мысленно опознать предмет, соотнести с имеющимися шаблонами-категориями, 
назвать его, соотнеся с определенным понятием).

6.

Активность( вычленение разных объектов для восприятия)

Классификация основных видов восприятия:

1.

По основной модальности:

1) Зрительное
2) Слуховое
3) Осязательное
4) Вкусовое
5) Обонятельное

2.

По форме существования материи:
i)

Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или 
удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью 
зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.

ii)

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство 
времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки 
определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, 
ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.

iii) Восприятие движения - это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются 

различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения 
начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование 
сложного действия на отдельные элементы.

24.  Определение и свойства внимания, виды внимания.

Внимание- произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-
либо объекте восприятия. 

Свойства внимания:

Объём- то количество объектов, которые мы можем воспринять за 1 раз(4-6 объектов).

Концентрация- степень сосредоточенности нашего сознания(чем еньше объектов, тем выше концентрация).

Распределение внимания- если объектов несколько, то внимание распределяется.

Устойчивость внимания

Отвлекаемость(под влиянием внешних раздражителей)

Переключение(на другой вид деятельности для сохранения устойчивости)

Виды внимания

1) Непроизвольное(возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и 

специальное намерение).

2) Произвольное(возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые 

усилия).

3) Послепроизвольное(возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность 

становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.).

Виды внимания:

1) Внешнее(направлено на окружающих)
2) Внутреннее(сосредоточенность на собственных переживаниях и чувствах).

Вопрос 25. Теории эмоций.

Психологи́ческие тео́рии эмо́ций — теории о природе, структуре, функциях и динамике 
протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. 

Эволюционная теория эмоций
Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина.  Мы все живем в обществе и для того, чтобы 
чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. 
Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная 
от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно 
взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной 
степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства  

Рудиментарная теория
Рудиментарная концепция направлена на анализ чувств с точки зрения развития общественного сознания. Рудиментарная
теория говорит о том, что эмоции появились у человека под влиянием аффективных реакций, то есть были заложены 
изначально. Аффективные реакции, в свою очередь, рассматриваются как остаточные явления, данные нам самой 
природой  

Психоаналитическая теория
Психоаналитическая теория эмоций получила широкое распространение благодаря исследовательским работам Зигмунда
Фрейда. Данная концепция рассматривает феномен возникновения эмоций через призму психологической составляющей. 
Без эмоций человек не смог бы полноценно существовать и развиваться. Лишь прибегнув к психоанализу, можно 
попытаться объяснить некоторые поступки людей и их индивидуальные особенности поведения.  

Двухфакторная теория 
Ее основателем является ученый Стенли Шехтер. Он разработал учение о том, что эмоция человека имеет две основные 
оставляющие, которые, по сути, и управляют сферой чувств: физиологическое возбуждение и когнитивная интерпретация. 
То есть вначале мы поддаемся какой-то реакции, возникающей  в недрах нашего бессознательного, а затем пытается 
головой домыслить и объяснить себе то, что же на самом деле произошло.  

 Потребностно-информационная теория
Автором этой теории является отечественный ученый Павел Васильевич Симонов. Согласно этой теории cтремление 
обладать информацией обусловлено природой человека и его индивидуальными потребностями. Изучая что-либо, 
личность испытывает определенные чувства, именно они и побуждают его развиваться дальше, узнавать что-то новое.  

Органическая теория эмоций Джемса-Ланге
Органическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом 
Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге. огласно данной теории, эмоциональное ощущение — это 
проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы.
Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе 
мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть,
сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как
их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме 
взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, 
потому что дрожим»  

Вопрос 26. Индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности в психологии.

Личность – базовое понятие в психологии, изучается всеми общественными науками, и общего определения нет. 

Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность,

индивидуальность (Ленинградская школа).

Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение

тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность

использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому

роду.

Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Появляясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов.

Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое

социальное качество – становится личностью.

Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях

развития нижних уровней (индивид, субъект, личность).

Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его

развития как социального существа.

Московская школа (Выготский, Леонтьев) – отсутствует уровень «субъект», а «индивидуальность» - узкое

понятие, включающее небольшую группу качеств и входящее в понятие «личность». 

Личность - это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев). 
Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей присущим сочетанием черт и 
особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей 
человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах 
темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, 
индивидуальном стиле деятельности (определить).

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. 

Индивид (от лат. individu-um — неделимое):

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического

и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель

индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.).

2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической)

ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным

поведением и психическими процессами.

Вопрос 27. Структура личности.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных 
форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. 

В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной 
является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова. 
Подход К.К. Платонова. Согласно ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой 
являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Элементы подструктуры

Соотношение биологического и социального

подструктура

направленности

убеждения, мировоззрения, интересы, 
смыслы

социальный уровень (биологического почти нет)

подструктура опыта

умения, знания, навыки, привычки

социально-биологический уровень (значительно 
больше социального, чем биологического)

Подструктура  форм

отражения (психических

процессов)

особенности познавательных и 
эмоциональных процессов

 биосоциальный уровень (биологического больше, 
чем социального)

подструктура

биологических свойств

скорость протекания нервных процессов, 
половые, возрастные свойства

биологический уровень 

(социальное практически отсутствует)

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а 
отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем 
воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах 
направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного 
опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные 
особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, 
эмоций, чувств, воли
, которые формируются в процессе социальной жизни. Процесс формирования и развития 
индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства 
личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения
, которые в значительной степени зависят 
от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования этой подструктуры осуществляется 
путем тренировки.

Вопрос 28. Характер.

Характер - это подструктура личности, которая в отличие от темперамента  образуется совокупностью устойчивых 
личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности 
способ поведения.

Группы черт хар-ра:

1) отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целомПозитивные качества: общительность, 
чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность отрицательные - эгоизм, черствость, лживость, 
лицемерие.
2) отношение человека к самому себе. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать 
себя. Позитивные черты: уверенность в себе, реалистичная самооценка. Отрицательные: неадекватно завышенная 
самооценка, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.
3) волевые и эмоциональные качества. Положительные волевые кач-ва: смелость, решительность, 
целеустремленность и отрицательные: нерешительность, упрямство. 

Структура характера - это черты личности, которые входят в состав характера человека:

1) те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. (рациональность, 
расчетливость )
2) черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, 
последовательность и др.
3) инструментальные черты: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, 
переключаемость-ригидность и др.

Наиболее известны следующие типологии характера:

1.

конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его 
конституцией (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2.

акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной 
выраженностью отдельных черт характера, представляющей крайние варианты психической нормы (К. 
Леонгард, Личко и др.).

3.

социальная типология х. в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным 
ценностям (Э. Фромм).

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах:
П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку 
природой и практически не изменяются);

культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного 
развития);

личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек 
является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера 
ребенка:

воспитательная среда (семья);

позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);

расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);

врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что 
наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по 
мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:

все те ощущения, которые испытывает ребенок;

душевные волнения, которые он переживает;

люди, которые его окружают;

вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и 
последовательная работа).

Вопрос 29. Типы темперамента.

Темперамент — система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. 

По Гиппенрейтеру выделяют 3 сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и 
свойства эмоциональности

Общая активность определяется интенсивностью взаимодействия человека с окружающей средой - физической и 
социальной (инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным). В моторной сфере можно 
рассматривать проявл. темп. как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм. 

Эмоциональность как проявление темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность 

Компоненты темперамента:
1.            

 

 Общая психическая активность

 

      - готовность к реализации существующей в человеке тенденции к 

активности. 

2.            

 

 параметры телес

 

     ной

 

            моторики

 

      Это относится к движениям тела, мышц лица, к речевой моторике. 

3.            

 

 особенности

 

            эмоциональности

 

     :

- впечатлительность показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости 
 импульсивность показатель быстроты экспрессии переживания. 
- лабильность, (показатель скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противо положную

по знаку). 

Типы темперамента:
Согласно Гиппократу, люди бывают холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками. 
Холерик – сильный, неуравновешенный и подвижный тип, т.е. у холерика процесс возбуждения преобладает над 
процессом торможения. Холерик вспыльчивый, но отходчивый,  его деятельность быстрая, но не продолжительная. 
Холерик и быстро обучается новому, упорно стремится к цели и может добиваться быстрых результатов. В разговоре 
холерик не может слушать спокойно и внимательно, он будет перебивать собеседника 
Меланхолик – слабый, неуравновешенный и инертный тип, т.е.  нервная система м. не выдерживает большой и 
длительной нагрузки. Меланхолик впечатлительный и ранимый, он часто стеснительный и необщительный, недоверчив и 
полон сомнений, часто у него занижена самооценка и он не любит изменений в своей жизни. Любая неприятность может 
вывести его из равновесия. Однако меланхолик абсолютно не конфликтный, у него высокая чувствительность не только к 

собственным чувствам и эмоциям, но к чувствам окружающих, он способен сочувствовать и сопереживать.
Флегматик –  сильный, уравновешенный, и инертный тип, т.е. нервные процессы сильные, что торможение, что 
возбуждение, но эти процессы мало подвижны. Флегматик упорный и настойчивый в работе. Он скупиться на проявление 
эмоций и чувств. Флегматик часто не умеет общаться, но зато и конфликты сам он практически не провоцирует. Кроме 
того, флегматик  любит, находиться в одиночестве. В семье флегматик с виду покорный и спокойный, но власть над 
партнером у него в руках.
Сангвиник – сильный, уравновешенный и подвижный тип, т.е. процесс возбуждения и процесс торможения не только 
сильные, но и уравновешены между собой. У него быстрая реакция благодаря подвижности нервных процессов, а также он
жизнерадостен, так уравновешен, его чувства и эмоции, интересы и  взгляды легко сменяют друг друга, что обеспечивает 
стойкость к трудностям и высокую адаптивность (приспособляемость). Сангвиник – человек общительный и продуктивный 
в деятельности. Сангвиник – оптимист, к неудачам относится легко.

Вопрос 30. Мотив власти и центрации в деятельности педагога.

Педагогическая деятельность- воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его 
личностное, интеллектуальное развитие и выступающее как основа саморазвития. 
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Существуют внешние мотивы, 
например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат деятельности. Внешние 
мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто 
соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической 
деятельности появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. 

Г.А. Мюррей выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия:

 — контролировать свое социальное окружение;
 — воздействовать на поведение других людей и направлять его посредством совета, обольщения, убеждения или 
приказания;
 — побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
 — добиваться их сотрудничества;
— убеждать других в своей правоте.

На материале анализа теорий объяснения феномена власти Н.А. Аминов утверждает важность тезиса А. Адлера об 
особой роли стремления к совершенству, к превосходству и социальной власти в комплексе ведущих мотивов 
личностного развития.

Н.А. Аминов приводит следующие виды мотива власти.

 1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием, в какой мере А (учитель) может удовлетворить один из 
мотивов Б (ученика) и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения Б.
 2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием Б (ученика), во-первых, той меры, в какой А (учитель) способен 
наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим 
от нежелательного поведения Б.
 3. Нормативная власть. Речь идет нормах, согласно которым А (учитель) имеет право контролировать соблюдение 
определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
 4. Власть эталона. Она основана на идентификации Б (ученика) и желании Б быть похожим на А.
 5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых А (учителю) со стороны Б (ученика) особых знаний по 
изучаемому предмету, интуиции или навыков обучения в рамках предмета.
 6. Информационная власть. Она имеет место в тех случаях, когда А (учитель) владеет информацией, способной 
заставить Б (ученика) увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.

Мотивацияи-центрация

Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, 
творчества, субъективного (личностного) роста в целом». Согласно А.Б. Орлову, личностная центрация учителя является 
«интегральной и системообразующей» характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно характер
центрации учителя определяет все многообразие этой деятельности:
 А.Б. Орлов описывает семь основных центрации, каждая из которых может доминировать как в педагогической 
деятельности в целом, так и в отделных, конкретных педагогических ситуациях. 

 — эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»);

 — бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей);

 — конфликтная (центрация на интересах коллег);

 — авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся);

 — познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания);

 — альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся);

 — гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей 
(администратора, коллег, родителей, учащихся).

 

Вопрос 11. Научение, обучение, образование.

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, 
способностей. Это – научение, учение, обучение.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой

Учение — это вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность. 
Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им 
передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как 
разновидность научения.  

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как 
процесс, включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы 
знаний, умений, опыт деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыт через его восприятие, 
осмысление, преобразование и использование.

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

• рефлекторный;

• когнитивный.

3 аспекта учения:

• усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких-либо видов идеальной или 
физической деятельности. Отсюда продукт учения – знания;

• овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду 
деятельности – умение;

• овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности – это навыки (автоматические 
умения).

Учение как процесс имеет следующую структуру:

• уяснение информации (ощущение и восприятие);

• осмысление (мышление);

• запоминание (память);

• применение (решение задач);

• контроль (промежуточный и итоговый, фронтальный и индивидуальный, письменный и устный, выборочный и сплошной);

• оценка (промежуточная и итоговая).

Свойства процесса учения:

• время (продолжительность);

• напряженность работы;

• результат работы (ЗУНы и развитие личности).

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные 
потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и 
направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система 
мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Итак, рассматриваемые понятия имеют непосредственное отношение к приобретению опыта человеком в различных 
условиях. Но при этом они могут иметь разный психологический смысл для обучающегося, а именно: действительно 
отвечать познавательной потребности, выступающей в качестве мотива учения и служить средством достижения других 
целей.

1. Различные подходы к определению научения, учения, обучения, учебной деятельности.

2. Типы и виды научения. Теории научения.

3. Различные подходы к определению структуры учения и учебной деятельности.

4. Учебная мотивация. Виды, уровни и формы проявления мотивов учения.

5. Формирование и изучение учебной мотивации.

Виды научения

У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми 
другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга. Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает 
«запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и 
представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных 
форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически 
запрограммированные и мало поддающиеся изменению. 

2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт 
приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами 
выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма 
вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические 
примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или 
ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с 
помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике 
и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к 
наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и 
закрепляются в опыте. 

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого 
человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве 
и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем 
подражания. 

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря 
ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.
Для этого они 

Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций 
(установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования
умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. 
непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы 
для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Виды обучения

1)фронтальное обучение. При фронтальной организации обучения все обучающиеся продвигаются по учебной программе 
одновременно: от темы к теме, от класса к классу.

При фронтальном обучении обеспечивается одинаковый для всех обучающихся учебный маршрут освоения учебной 
программы. Сдача переводных и итоговых экзаменов обычно происходит в одно и то же время.

2)нефронтальное обучение. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные 
способы и средства, затрачивая разное время для освоения каждого фрагмента курса; редки случаи одновременного 
начала и окончания выполнения какой-либо работы.

Вопрос 12. Виды и формы воздействия педагога на учащихся.

Педагогическая деятельность- это система взаимоотношений и взаимодействий учителя и учащихся между собой, а 
также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных 
качеств.

Н.В.Кузьмина выделяет 5 компонентов в структуре педагогической деятельности:

1) Гностический – включает в себя умения, обеспечивающие изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-типологических особенностейэтих людей;
в) особенностей процесса и результатовсобственнойдеятельности,ее достоинств и недостатков.

2) Проектировочный — формирование системыцелей и задач, планирование деятельностиучащихся и собственной 
деятельности на длительный срок.

3) Конструктивный—формулирование тактических задач (выбор и композиция содержания информации, проектирование 
деятельности учащихся по ее усвоению, проектирование собственной деятельности).

4) Организаторский — умения в области оперативного решения задач (организация различных видов деятельности 
учащихся, организация собственной деятельности и поведения).

5) Коммуникативный — установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

Просьба и требования учителя
Просьба как форма воздействия на ученика может использоваться учителем в том случае, когда он не хочет из 
педагогических соображений придавать общению с учащимся официальный характер. Ученику льстит, что вместо приказа,
требования учитель использует форму обращения к нему, в которой проявляется некоторый момент зависимости учителя 
от ученика. Это сразу меняет его отношение к воздействию учителя: ученику хочется показать, что и он может чем-то 
помочь учителю, что и он что-то значит в возникшей ситуации.
Более жестким воздействием учителя на учащихся является требование. Право учителя на подчинение ему учащихся 
обусловлено ответственностью учителя перед государством и обществом за воспитание и развитие ученика. 

Убеждение и внушение
Одной из основных форм воздействия учителя на учащихся является убеждение, основой которого служит разъяснение 
сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того
или иного вопроса. Убеждение наиболее надежно в психологическом отношении. 
В отличие от убеждения внушение адресовано не к разуму и логике человека, не к готовности мыслить и рассуждать, а к 
чувствам, к готовности ученика получить инструкцию к действию, указание, распоряжение. 
Внушение бывает непреднамеренным и преднамеренным. В первом случае учитель не ставит специальной цели внушить 
что-то учащемуся, однако его состояние невольно передается и учащемуся. Преднамеренное внушение характеризуется 
наличием конкретной цели внушения. По содержанию внушения его делят на специфическое и неспецифическое. В 
первом случае ученику внушаются конкретные мысли и поступки, во втором — настроение, психические состояния и т. п.

Принуждение
Эта форма воздействия используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия недейственны или когда нет
времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается: 1) в прямом требовании учителя к учащимся согласиться с 
его мнением и предлагаемым решением, принять готовый эталон поведения и т. п. при несогласии ученика с ними; 2) в 
выполнении распоряжения учителя. Как постоянная форма воздействия на учащихся принуждение малопригодно. Однако 
полностью отказываться от него нецелесообразно.

Поощрение и наказание
Поощрение, как и наказание, воздействует не только на ученика, но и на класс, изменяя отношение его к ученику. В 
результате у ученика меняется самооценка, повышается или понижается уровень притязаний, активность, 
целеустремленность. Поощрение может осуществляться как морально: похвалой, благодарностью, проявлением доверия, 
так и материально: награждения грамотой и призами и т. д. Дети стремятся быть замеченными и отмеченными учителем, 
они чувствительны к его похвале (особенно девочки). В связи с этим учителю нужно широко пользоваться такими формами
поощрения, как доверие, расширение прав и обязанностей учащихся. 

Устные замечания являются оперативными средствами дисциплинирования ученика на уроке. Они должны делаться в 
спокойной и тактичной форме. Нет смысла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они 
утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

Выговор должен быть итогом принципиального обсуждения проступка учащегося. Без активной поддержки общественного
мнения коллектива учащихся выговор не приносит пользы, а иногда даже и вредит. Вслед за выговором нужно разъяснить 
учащемуся, каким путем он может снять с себя наложенное взыскание.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6