ОТЧЕТ сбербанка об ОЦЕНКЕ № 501-16 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Попова, дом 11 - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ сбербанка об ОЦЕНКЕ № 501-16 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Попова, дом 11

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ОТЧЕТ сбербанка об ОЦЕНКЕ № 501-16 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Попова, дом 11 - часть 7

 

 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

4

4

9

9

 

 

кв.м» - 5,2%. Сопоставимую, немногим большую долю на рынке (6,5%)  занимают помещения площадью 
«от  251  до  500  кв.м».    Интересно  отметить,  что  на  рынке  продажи  офисных  помещений  пропорция 
предложений по размерам площадей заметно отличается. В частности, доля малых площадей до 100 кв.м 
меньше  –  62,8%  против  72,5%,    а  удельная  доля  значительных  площадей  почти  в  два  раза  превышает 
удельную долю крупногабаритных офисов – 10,2% против 5,2% на рынке аренды. Это обусловлено тем, 
что крупные офисные площади по своей сути более фундаментальны и стабильны, т.е. устойчиво заняты 
крупными бизнес-структурами.    

 В отличие от показателей предыдущего периода в 3 квартале 2016 года наиболее высокие средние 

арендные  ставки  зафиксированы  в  сегменте  до  100  кв.м  (443  руб./кв.м/месяц),  но  при  этом  они 
незначительно  отличаются  от  средних  арендных  ставок  на  офисы  площадью  более  500  кв.м  (429 
руб./кв.м/месяц).  Таким  образом,  впервые  за  период  последних  четырех  кварталов  арендные  ставки  по 
самым маленьким площадям офисов превысили арендные ставки на крупные площади. Вероятнее всего 
это  связано  с  текущей  экономической  ситуацией,  определяющей  увеличение  спроса  на  небольшие 
офисные помещения с низкой номинальной арендной ставкой.  

По  итогам  3  квартала  2016  года  продолжилась  тенденция  снижения  арендных  ставок  по  всем 

категориям размеров офисных площадей за исключением категории «от 251 до 500 кв.м», обозначенной 
нулевой  динамикой.  Максимального  снижения  достигли  средние  арендные  ставки  в  предлагаемых  к 
аренде объектах «более 500 кв.м» (- 5,7%). 
Таблица  №  6.5.12  Распределение  и  средние  арендные  ставки  офисных  объектов,  в  зависимости  от  их 
площади, Q3 – 2016 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Число объектов, в шт. 

934 

204 

84 

67 

Доля от общего числа объектов 

72,5% 

15,8% 

6,5% 

5,2% 

Минимальная ставка, руб./кв.м/месяц 

160 

170 

150 

150 

Средняя ставка, руб./кв.м/месяц 

443 

423 

411 

429 

Максимальная ставка, руб./кв.м/месяц 

1 100 

1 000 

1 104 

850 

 
Таблица № 6.5.12.1 Объем предложения в количественном выражении, в шт.  

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

182 

36 

19 

12 

Q4/15 

1 114 

207 

94 

60 

Q1/16 

896 

162 

82 

55 

Q2/16 

929 

191 

107 

63 

Q3/16 

934 

204 

84 

67 

 

Таблица  №  6.5.12.2.  Средняя  арендная  ставка  предложения  в  сегменте  офисной  недвижимости,  в 
руб./кв.м/месяц 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

484 

(+0,83%) 

444 

(+1,83%) 

403 

(+2,81%) 

443 

(-5,34%) 

Q4/15 

473 

(-2,36%) 

444 

(0,00%) 

420 

(+4,11%) 

487 

(+9,86%) 

Q1/16 

464 

(-1,78%) 

441 

(-0,52%) 

419 

(-0,09%) 

472 

(-2,94%) 

Q2/16 

448 

(-3,38%) 

437 

(-0,92%) 

411 

(-1,99%) 

455 

(-3,63%) 

Q3/16 

443 

(-1,19%) 

423 

(-3,22%) 

411 

(0,00%) 

429 

(-5,71%) 

 
Перспективы развития сегмента  

Рынок  офисной  недвижимости  Омска  продолжает  находиться  в  стадии  формирования  и 

характеризуется  умеренным  спросом.  Текущее  предложение  представлено  несколькими  группами 
объектов.  

Заметную долю предложения в Омске занимают офисы, встроенные в жилой фонд. Уровень цен на 

встроенные  офисные  помещения  колеблется  в  зависимости  от  места  расположения,  уровня  отделки, 
наличия  коммуникаций,  инженерной  оснащенности.  Коммерческие,  в  том  числе  офисные,  помещения 
планируются  в  цокольных  и  первых  этажах  большинства  строящихся  в  Омске  жилых  домов.  Другую 
часть предложения офисных площадей в городе составляют бывшие или действующие административные 
здания заводов и НИИ постройки советского периода, выведенных на рынок офисной недвижимости без 
перепрофилирования  и  принципиальной  реконструкции.  Примерами  таких  объектов  служат 
административные здания ОАО «Сатурн» (пр. Карла Маркса, 41/56), «Сибзавода» (ул. Красный Путь, 89), 
здание «ВНИМИ-Сибирь» (ул. Красногвардейская, 40) и многие другие.  

Более  высокий  уровень  предложения  –  перепрофилированные  административные  здания, 

владельцы которых приспособили объекты под офисную функцию с небольшими инвестициями, а также 
организовали  оказание  некоторых  сопутствующих  услуг  для  арендаторов.  Уровень  отделки  офисных 
помещений  в  данной  группе  в  целом  выше,  чем  в  предыдущей.  Типовыми  примерами  этой  группы 
являются офисные здания на проспекте Карла Маркса, 41/56 и на улице Орджоникидзе, 48. 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

0

0

 

 

На более высоком уровне находятся вновь возведенные здания офисного назначения, выведенные 

на рынок недвижимости в течение нескольких последних лет. Являясь объектами нового строительства, 
эти здания, как правило, строились с целью продажи площадей. Среди примеров таких объектов по ул. 
Щербанѐва,  д.  25  и  д.  35,  ул.  Учебной,  79,  Больничном  пер.,  6,  бизнес-центр  «Олимп»  по  улице 
Кемеровской, 15.  

«Высший  уровень»  по  омским  меркам  занимают  специализированные  бизнес-центры  или 

многофункциональные  комплексы  с  офисной  составляющей,  построенные  за  последние  4-5  лет.  При 
возведении  данных  объектов  уже  на  этапе  строительства  учитывалась  необходимая  инфраструктура 
самого  бизнес-центра,  прорабатывались  вопросы  технического  обеспечения,  обслуживающего  сервиса, 
эксплуатации,  управления  и  брокериджа.  Подобные  объекты  в  городе  Омске  единичны.  Примерами 
являются  торгово-офисные  центры:    «Метромолл»  (ул.  70  лет  Октября,  24),  «Фестиваль»  (ул.  70  лет 
Октября, 19), «Миллениум» (ул. Фрунзе, 1/4), «Флагман» (ул. Герцена, 18).  

Для  офисного  рынка  Омска  в  большей  степени  характерна  ценовая  конкуренция,  и 

преимущественную роль здесь играет местоположение объекта. Дефицита площадей на рынке Омска не 
отмечено, спрос значительно снизился на фоне текущего экономического кризиса 2015 -2016 г.г. В связи с 
этим  характерно,  что  для  многих  потенциальных  арендаторов  минимальная  стоимость  аренды  по 
значимости превалирует над качественными характеристиками.  

Тенденция  рынка  офисов  по  консолидированному  мнению  экспертов  заключается,  в  первую 

очередь,  в  отсутствии  инвесторов  (в  том  числе  иногородних  и  иностранных),  готовых  рассматривать 
офисные центры в городе Омске как бизнес. 
Таблица 6.5.13 

 

Средняя цена предложения  
Average price, руб./кв.м 

Средняя арендная ставка  
Rental rates, руб./кв.м/месяц 

Q3/11 

40 349 

(-1,58%) 

378 

(-0,53%) 

Q4/11 

40 947 

(+1,48%) 

384 

(+1,59%) 

Q1/12 

40 594 

(-0,86%) 

386 

(+0,52%) 

Q2/12 

41 541 

(+2,33%) 

382 

(-1,04%) 

Q3/12 

41 567 

(+0,06%) 

380 

(-0,52%) 

Q4/12 

45 654 

(+9,83%) 

388 

(+2,11%) 

Q1/13 

46 586 

(+2,04%) 

404 

(+4,12%) 

Q2/13 

46 991 

(+0,87%) 

409 

(+1,33%) 

Q3/13 

46 825 

(-0,35%) 

411 

(+0,37%) 

Q4/13 

47 813 

(+2,11%) 

426 

(+3,75%) 

Q1/14 

48 034 

(+0,46%) 

424 

(-0,45%) 

Q2/14 

48 050 

(+0,03%) 

434 

(+2,20%) 

Q3/14 

49 858 

(+3,76%) 

457 

(+5,30%) 

Q4/14 

49 624 

(-0,47%) 

461 

(+1,02%) 

Q1/15 

49 763 

(+0,28%) 

466 

(+0,95%) 

Q2/15 

49 126 

(-1,28%) 

464 

(-0,31%) 

Q3/15 

49 738 

(+1,25%) 

470 

(+1,25%) 

Q4/15 

44 447 

(-10,64%) 

466 

(-0,94%) 

Q1/16 

47 290 

(+6,40%) 

458 

(-1,58%) 

Q2/16 

45 189 

(-4,44%) 

444 

(-3,13%) 

Q3/16 

45 689 

(+1,11%) 

437 

(-1,54%) 

 
 
ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (RETAIL) 
Сектор продаж (Sector of sales) 

Согласно  проведенному  анализу  общегородской  базы  данных  объектов  коммерческой 

недвижимости, предложенных к продаже, в течение 3 квартала 2016 г. цены предложения 1 кв.м торговой 
площади определялись диапазоном от 18 000 – 119 826 руб. Средняя цена предложения 1 кв.м составила 
49 182 руб., а средняя взвешенная 46 626 руб.  

По итогам 3 квартала 2016 года в секторе продаж торговой недвижимости диапазон цен оставшись 

неизменным в нижнем значении (18 000 руб./кв.м.), незначительно уменьшился в верхнем показателе до 
119 826 руб./кв.м. (-0,1%). За рассматриваемый период средние цены предложения остались практически 
в  нулевом  тренде  (-  0,3%),  при  этом  средневзвешенные  цены  на    рынке  продаж  торговых  объектов 
увеличились на 2,7%. 
 
 
 
 
 
 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

1

1

 

 

Таблица 6.5.14 

 

Минимальная цена 

предложения, 

min price, в руб./кв.м 

Максимальная цена 

предложения, max price, в 

руб./кв.м 

Средняя цена предложения, 

Average price, в руб./кв.м 

Средневзвешенная цена 

предложения, 

в руб./кв.м 

 

Q3/15 

19 094 

(+4,66%) 

91 837 

(0,00%) 

49 695 

(+1,07%) 

43 401 

(-9,02%) 

Q4/15 

17 323 

(-9,28%) 

103 333 

(+12,52%) 

47 141 

(-5,14%) 

41 952 

(-3,34%) 

Q1/16 

18 000 

(+3,91%) 

116 667 

(+12,90%) 

47 775 

(+1,34%) 

42 318 

(+0,87%) 

Q2/16 

18 000 

(0,00%) 

120 000 

(+2,86%) 

49 362 

(+3,32%) 

45 370 

(+7,21%) 

Q3/16 

18 000 

(0,00%) 

119 826 

(-0,14%) 

49 182 

(-0,36%) 

46 626 

(+2,77%) 

 

45 000 

45 500 

46 000 

46 500 

47 000 

47 500 

48 000 

48 500 

49 000 

49 500 

50 000 

1 кв 2015 2 кв 2015 3 кв 2015 4 кв 2015 1 кв 2016 2 кв 2016 3 кв 2016

Средние цены предложения на торговые 

объекты (2015 - 2016 г.г.)

 

 

В 3 квартале 2016 года  в секторе продаж было зафиксировано 647 торговых объектов, суммарной 

площадью  125 469  кв.м.  При  этом,  необходимо  отметить  немаловажную  особенность  –  на  фоне 
увеличения  количества  предлагаемых  к  продаже  объектов  на  6,5%  по  сравнению  с  предыдущим 
кварталом,  суммарная  площадь  экспонируемых  объектов  значительно  уменьшилась  (-  28,6%). 
Соответственно,  в  течение  рассматриваемого  периода  существенно  сократилась  средняя  площадь 
реализуемых  объектов  торговли.  Таким  образом,  относительно  первого  полугодия  2016  года,  когда 
наблюдалось  увеличение на рынке продажи удельной доли торговых объектов, имеющих значительные 
площади, тенденция сменилась на противоположную. 

 

Таблица 6.5.15 

 

Количество экспонируемых объектов, 

N, в шт. 

Суммарная площадь экспонируемых 

объектов, 

S, в кв.м 

Средняя площадь экспонируемого 

объекта, 
S, в кв.м 

Q3/15 

344 

(-5,49%) 

47 085 

(-1,10%) 

137 

(+4,63%) 

Q4/15 

581 

(+68,90%) 

112 091 

(+138,06%) 

193 

(+40,96%) 

Q1/16 

592 

(+1,89%) 

138 442 

(+23,51%) 

234 

(+21,21%) 

Q2/16 

607 

(+2,53%) 

175 960 

(+27,10%) 

290 

(+23,96%) 

Q3/16 

647 

(+6,59%) 

125 469 

(-28,69%) 

194 

(-33,13%) 

 

Центрами  сосредоточения  торговой  недвижимости,  выставленной  на  продажу,  остаются 

Центральный (28,3% от общего числа предложений) и Кировский (27,2%) административные округа, т.е. 
более половины всей общегородской базы предложений.  

Наиболее  высокие  показатели  средней  цены  квадратного  метра  в  сегменте  торговых  помещений 

отмечены  в  Центральном  АО  (52  763  руб./кв.м),  практически  на  идентичном  уровне  находятся  средние 
цены в Ленинском АО (52 569 руб./кв.м). 

В  3  квартале  2016  года  аутсайдерами  по  средним  ценам  предложения    торговой  недвижимости 

остаются  Кировский  АО  и  Советский  АО,  средние  цены  по  этим  округам  составляют  соответственно 
45 961 руб./кв.м и 46 167 руб./кв.м, что заметно ниже средних городских показателей.   

За  рассматриваемый  период  максимально  увеличились  средние  цены  предложения  торговых 

объектов  Ленинского  АО,  рост  составил  8,2%.  В  тоже  время  в  Центральном  и  Кировском 
административных  округах  была  зафиксирована  отрицательная  динамика  («-  3,3%»  и  «-2,5%» 
соответственно).  

Максимальные  показатели  средней  площади  экспонируемых  объектов  зафиксированы  в 

Центральном АО (305 кв.м). Это существенно выше показателей по другим административным округам 
города,  в  частности,  в  3  раза  выше  средней  площади  торговых  объектов  Ленинского  АО,  и  в  1,5  раза 
выше, чем у торговых помещений на территории Кировского АО. 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

2

2

 

 

Таблица № 6.5.16 Распределение и средние цены торговых объектов, предложенных к продаже на 

вторичном рынке коммерческой недвижимости, по округам, Q3 – 2016 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Число объектов, в шт. 

176 

88 

67 

133 

183 

Доля от общего числа объектов, 

27,2% 

13,6% 

10,4% 

20,6% 

28,3% 

Минимальная цена, руб./кв.м 

21 000 

18 750 

4 886 

18 000 

20 000 

Средняя цена, руб./кв.м 

45 961 

52 569 

49 398 

46 167 

52 763 

Максимальная цена, руб./кв.м 

91 837 

87 500 

73 944 

85 000 

91 139 

Суммарный метраж, в кв.м 

35 409 

8 860 

7 622 

17 687 

55 891 

Доля от суммарного метража 

28,2% 

7,1% 

6,1% 

14,1% 

44,5% 

Средняя площадь, в кв.м 

201 

101 

114 

133 

305 

 

Таблица № 6.5.16.1 Объем предложения в количественном выражении (в шт.) и физическом выражении (в 
кв.м) 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

89 

10 629 

45 

7 754 

45 

6 636 

51 

5 611 

114 

16 455 

Q4/15 

187 

32 263 

67 

10 128 

70 

9 250 

107 

21 039 

150 

39 411 

Q1/16 

180 

40 986 

64 

10 885 

62 

9 107 

121 

24 035 

165 

53 429 

Q2/16 

157 

40 599 

73 

16 941 

73 

13 628 

124 

27 460 

180 

77 331 

Q3/16 

176 

35 409 

88 

8 860 

67 

7 622 

133 

17 687 

183 

55 891 

 
Таблица № 6.5.16.2 Средняя цена 1 кв.м торговой недвижимости, предложенной к продаже, в 
руб. 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

47 886 

(+4,44%) 

49 237 

(-1,58%) 

45 134 

(-1,09%) 

43 437 

(-0,36%) 

55 887 

(+0,34%) 

Q4/15 

44 885 

(-6,27%) 

44 362 

(-9,90%) 

47 088 

(+4,33%) 

46 231 

(+6,43%) 

51 869 

(-7,19%) 

Q1/16 

44 340 

(-1,21%) 

47 653 

(+7,42%) 

45 645 

(-3,07%) 

48 751 

(+5,45%) 

51 654 

(-0,42%) 

Q2/16 

47 149 

(+6,34%) 

48 574 

(+1,93%) 

46 796 

(+2,52%) 

46 546 

(-4,52%) 

54 591 

(+5,69%) 

Q3/16 

45 961 

(-2,52%) 

52 569 

(+8,22%) 

49 398 

(+5,56%) 

46 167 

(-0,81%) 

52 763 

(-3,35%) 

 

Таблица № 6.5.16.3. Средняя площадь экспонируемого объекта торговой недвижимости, в кв.м 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

119 

172 

147 

110 

144 

Q4/15 

173 

151 

132 

197 

263 

Q1/16 

228 

170 

147 

199 

324 

Q2/16 

259 

232 

187 

221 

430 

Q3/16 

201 

101 

114 

133 

305 

 

На  рынке  торговой  недвижимости  города  Омска  60,3%  объектов  составляют  помещения   

площадью  до  100  кв.м,  при  этом  –  удельная  доля  торговых  объектов  с  минимальными  площадями 
постоянно увеличивается. Объекты торговли с максимальными площадями «более 500 кв.м.» составляют 
менее 6% рынка продаж.  

По итогам 3 квартала 2016 года обозначена четкая обратно пропорциональная зависимость между 

показателями  площади  объекта  и  средней  цены  предложения  по  всем  без  исключения  категориям 
площадей.  При  этом  разрыв  между  крайними  значениями  площадей  по  сравнению  с  предыдущими 
кварталами увеличился до 17,7% в пользу объектов, имеющих площадь менее 100 кв.м.  

В 3 квартале 2016 года по всем без исключения категориям площадей зафиксирована отрицательная 

динамика  средних  цен  предложения.  Заметнее  всего  снизились  цены  по  объектам,  имеющим 
максимальную  площадь  (-  8,3%).  Торговые  объекты,  имеющие  минимальную  площадь,  наоборот  
практически остались в нулевом тренде, снижение средних цен в этой категории составило всего 0,3%. 

 
Таблица № 6.5.17 Распределение и средние цены торговых объектов, предложенных к продаже на 

вторичном рынке коммерческой недвижимости, в зависимости от их площади, Q3 – 2016 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Число объектов, в шт. 

390 

164 

56 

37 

Доля от общего числа объектов 

60,3% 

25,3% 

8,7% 

5,7% 

Минимальная цена, руб./кв.м 

17 808 

18 929 

20 000 

18 285 

Средняя цена, руб./кв.м 

51 393 

47 128 

44 348 

42 301 

Максимальная цена, руб./кв.м 

112 903 

119 826 

109 756 

73 974 

 
 
 
 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

3

3

 

 

Таблица № 6.5.17.1 Объем предложения в количественном выражении, в шт. 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

195 

112 

26 

11 

Q4/15 

358 

145 

44 

34 

Q1/16 

340 

137 

57 

58 

Q2/16 

307 

155 

70 

75 

Q3/16 

390 

164 

56 

37 

 

Таблица № 6.5.17.2. Средняя цена 1 кв.м торговой недвижимости, предложенной к продаже, в руб. 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

51 750 

(+1,59%) 

48 048 

(+0,72%) 

41 415 

(+2,37%) 

49 592 

(+1,86%) 

Q4/15 

49 998 

(-3,39%) 

44 415 

(-7,56%) 

37 555 

(-9,32%) 

41 093 

(-17,14%) 

Q1/16 

50 196 

(+0,40%) 

46 403 

(+4,48%) 

41 339 

(+10,08%) 

43 149 

(+5,00%) 

Q2/16 

51 591 

(+2,78%) 

47 668 

(+2,73%) 

46 796 

(+13,20%) 

46 131 

(+6,91%) 

Q3/16 

51 393 

(-0,38%) 

47 128 

(-1,13%) 

44 348 

(-5,23%) 

42 301 

(-8,30%) 

 
Сектор аренды (Rent sector) 

Согласно  проведенному  анализу  общегородской  базы  данных  объектов  коммерческой 

недвижимости, предложенных к аренде, в 3 квартале 2016 г. в сегменте торговых помещений средняя по 
городу арендная ставка составила 610 руб./кв.м/месяц, средневзвешенная –533 руб./кв.м/месяц.  

По  итогам  рассматриваемого  периода  продолжилась  тенденция  на  понижение  минимальной 

арендной ставки, продолжающаяся на протяжении уже пяти кварталов, в 3 квартале 2016 года дальнейшее 
снижение  составило  11,7%.      Максимальная  арендная  ставка  незначительно  увеличилась  (+  3,4%)  и 
номинально составила  2 069 руб./кв.м/месяц. 

 Впервые  за  период  пяти  кварталов  тренд  понижения  средней  арендной  ставки  сменился  на  рост. 

При  этом  повышение  минимальной  арендной  ставки  было  зафиксировано  в  номинальных  показателях, 
сопоставимых  с  отрицательным  трендом  2  квартала  2016  года  (+  7,94%).  Тренд  средневзвешенной 
арендной ставки так же впервые с 3 квартала прошлого года сменился на положительный, рост по итогам 
рассматриваемого периода составил 8,5% и составил 533 руб./кв.м/месяц. 

Таблица 6.5.18 

 

Минимальная арендная 

ставка, min rental rates, 

в руб./кв.м/месяц 

Максимальная арендная 

ставка, max rental rates, 

в руб./кв.м/месяц 

Средняя арендная ставка, 

Average rental rates, в 

руб./кв.м/месяц 

Средневзвешенная арендная 

ставка, 

в руб./кв.м/месяц 

Q3/15 

212 

(0,00%) 

1 300 

(-2,91%) 

629 

(-2,07%) 

639 

(-2,00%) 

Q4/15 

200 

(-5,66%) 

1 625 

(+25,00%) 

616 

(-2,01%) 

562 

(-12,08%) 

Q1/16 

182 

(-9,00%) 

2 000 

(+28,00%) 

612 

(- 0,61%) 

539 

(-4,16%) 

Q2/16 

170 

(-6,59%) 

2 000 

(0,00%) 

565 

(-7,71%) 

491 

(-8,86%) 

Q3/16 

150 

(-11,76%) 

2 069 

(+3,45%) 

610 

(+7,94%) 

533 

(+8,55%) 

 

В 3 квартале 2016 года зафиксирован существенный рост объема рынка аренды торговых объектов, 

увеличение  объема  предложений  составил  59,3%  (в  номинальном  значении  -    827  объектов).  Столь 
значительное  увеличение  количества  публичных  оферт  в  рассматриваемом  периоде  произошло  после 
резкого  сокращения  рынка  в  предыдущем  квартале.  На  основании  данных  фактов  можно  достоверно 
утверждать  о  том,  что  для  рынка  аренды  торговых  объектов      в  городе  Омске  характерна  высокая 
волатильность  объема.  В  свою  очередь  это  свидетельствует  о  неустойчивости  рынка,  связанной  в  том 
числе,  предположительно  с  процессами  перепрофилирования  объектов  в  другие  категории  (помещения 
свободного назначения).    

На  протяжении  уже  пяти  кварталов  продолжается  тенденция  увеличения  показателя  «средняя 

площадь  экспонируемых  объектов»,  по  итогам  3  квартала  2016  года  очередной  рост  составил  1,2%, 
достигнув  максимального  значения  212  кв.м.,  что  на  37%  больше  средней  площади  объектов  в 
аналогичном периоде прошлого года. 

Таблица 6.5.19 

 

Количество экспонируемых объектов, 

N, в шт. 

Суммарная площадь экспонируемых 

объектов, 

S, в кв.м 

Средняя площадь экспонируемого 

объекта, 
S, в кв.м 

Q3/15 

271 

(-4,24%) 

41 530 

(-3,41%) 

153 

(+0,87%) 

Q4/15 

871 

(+221,40%) 

168 434 

(+305,57%) 

193 

(+26,19%) 

Q1/16 

862 

(-1,03%) 

172 033 

(+2,14%) 

200 

(+3,20%) 

Q2/16 

519 

(-39,79%) 

108 514 

(-36,92%) 

209 

(+4,76%) 

Q3/16 

827 

(+59,34%) 

175 141 

(+61,40%) 

212 

(+1,29%) 

 

Территориями  концентрации  торговой  недвижимости,  предложенной  к  аренде,  являются 

Центральный АО и Кировский АО (суммарно по двум округам более 61% в количественном выражении и 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

4

4

 

 

72% суммарного метража). По итогам 3 квартала 2016 года наиболее высокие средние арендные ставки в 
сегменте торговых помещений, зафиксированы в Центральном АО (655 руб./кв.м/месяц) и Советском АО 
(647 руб./кв.м/месяц), при среднем показателе по городу 610 руб./кв.м/месяц. Самым «дешевым» округом 
традиционно  остается  Октябрьский  АО  -    арендные  ставки  на  торговые  объекты  составляют  всего  478 
руб./кв.м/месяц.  

По итогам 3 квартала 2016 года по всем без исключения административным округам  отрицательная 

динамика  арендных  ставок  на  торговые  объекты  сменилась  на  положительную.  Наибольший  рост 
арендных  ставок  отмечен  в  Кировском  АО  (+  12,3%),  менее  всего  выросли  средние  арендные  ставки  в 
Ленинском АО (+ 2,1%).  

Максимальные  показатели  средней  площади  объектов  на  рынке  аренды  торговой  недвижимости  

были  отмечены  на  территории  Кировского  АО  -  306  кв.м.  Абсолютный  минимум  размера  площадей 
зафиксирован  по  территории  Октябрьского  АО  –  140  кв.м.  Таким  образом,  разница  между  крайними 
значениями средних размеров предлагаемых к аренде площадей по округам составила 2,2 раза. 
Таблица № 6.5.19. Распределение и средние арендные ставки торговых объектов, по округам, Q3 – 2016 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Число объектов, в шт. 

232 

98 

75 

147 

275 

Доля от общего числа объектов 

28,1% 

11,9% 

9,1% 

17,8% 

33,3% 

Минимальная ставка, руб. / кв.м 

200 

200 

150 

200 

150 

Средняя ставка, руб./ кв.м 

596 

560 

478 

647 

655 

Максимальная ставка, руб. / кв.м 

2 000 

2 069 

1 000 

1 800 

2 000 

Суммарный метраж, в кв.м 

70 886 

17 129 

10 463 

21 065 

55 598 

Доля от суммарного метража 

40% 

10% 

6% 

12% 

32% 

Средняя площадь, в кв.м 

306 

175 

140 

143 

202 

 
Таблица  №  6.5.19.1.  Объем  предложения  в  количественном  выражении  (в  шт.)  и  физическом 

выражении (в кв.м) 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

68 

9 784 

25 

4 250 

31 

4 691 

34 

5 686 

113 

17 120 

Q4/15 

241 

49 687 

77 

15 037 

78 

10 371 

138 

23 595 

337 

69 744 

Q1/16 

204 

44 119 

102 

19 584 

89 

18 317 

153 

21 199 

314 

68 814 

Q2/16 

121 

29 770 

63 

14 010 

59 

10 623 

97 

13 168 

179 

40 943 

Q3/16 

232 

70 886 

98 

17 129 

75 

10 463 

147 

21 065 

275 

55 598 

 
Таблица № 6.5.19.2. Средняя арендная ставка в сегменте торговой недвижимости, в руб./кв.м/месяц 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

583 

(-5,36%) 

608 

(+1,67%) 

479 

(-16,40%) 

680 

(-5,69%) 

655 

(+1,39%) 

Q4/15 

593 

(+1,70%) 

651 

(+7,14%) 

574 

(+19,84%) 

613 

(-9,84%) 

637 

(-2,82%) 

Q1/16 

566 

(-4,48%) 

625 

(-4,01%) 

542 

(-5,56%) 

660 

(+7,58%) 

635 

(-0,31%) 

Q2/16 

530 

(-6,33%) 

548 

(-12,33%) 

467 

(-13,87%) 

619 

(-6,08%) 

597 

(-5,92%) 

Q3/16 

596 

(+12,39%) 

560 

(+2,16%) 

478 

(+2,46%) 

647 

(+4,43%) 

655 

(+9,75%) 

 

Таблица № 6.5.19.3. Средняя площадь экспонируемого объекта торговой недвижимости, в кв.м 

 

КАО 

ЛАО 

ОАО 

САО 

ЦАО 

Q3/15 

144 

170 

151 

167 

152 

Q4/15 

206 

195 

133 

171 

207 

Q1/16 

216 

192 

206 

139 

219 

Q2/16 

246 

222 

180 

136 

229 

Q3/16 

306 

175 

140 

143 

202 

 

На  рынке  аренды  торговой  недвижимости  продолжают  преобладать  объекты,  имеющие  площадь 

менее  100  кв.м,  доля  данных  объектов  составляет  более  половины  (53,4%)  от  общего  количества 
предложений.  Соответственно,  наименьшее  количество  объектов  наблюдается  в  категории  торговой 
недвижимости  с  максимальными  площадями  «более  500  кв.м»  -  всего  9,2%  от  общего  количества 
предложений.   

Очень заметный рост средних цен аренды зафиксирован в сегменте торговых объектов, имеющих 

наибольшие площади – более 500 кв.м, по итогам рассматриваемого периода составивший 18,3%. Менее 
всего увеличились средние арендные ставки в категории площадей «от 251 до 500 кв.м» (+ 2,0%). Следует 
отметить, что на основании мониторинга эта категория площадей отличается наибольшей стабильностью 
в контексте изменения ставок аренды.  

В  3  квартале  2016  года  подтвердилось  наличие  выраженной  обратно  пропорциональной 

зависимости  между  площадью  экспонируемых  объектов  и  средней  арендной  ставкой.  Это  положение 
характерно  на  примере  крайних  категорий:  разница  между  средними  арендными  ставками  в  категории 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

5

5

 

 

объектов площадью более 500 кв.м и средними ставками аренды по объектам площадью менее 100 кв.м. 
составляет 25%. 

Таблица № 6.5.20. Распределение и средние арендные ставки торговых объектов, в зависимости от 

их площади, Q3 – 2016 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Число объектов, в шт. 

442 

208 

101 

76 

Доля от общего числа объектов 

53,4% 

25,2% 

12,2% 

9,2% 

Минимальная ставка, руб./кв.м/месяц 

150 

150 

200 

250 

Средняя ставка, руб./кв.м/месяц 

653 

596 

541 

489 

Максимальная ставка, руб./кв.м/месяц 

2 069 

2 000 

1 500 

900 

 
Таблица № 6.5.20.1. Объем предложения в количественном выражении, в шт. 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

163 

73 

26 

Q4/15 

454 

237 

120 

60 

Q1/16 

434 

250 

115 

63 

Q2/16 

265 

124 

88 

42 

Q3/16 

442 

208 

101 

76 

 
Таблица № 6.5.20.2. Средняя арендная ставка 1 кв.м торговой недвижимости, в руб. 

 

до 100 кв.м 

101-250 кв.м 

251-500 кв.м 

Более 500 кв.м 

Q3/15 

649 

(-2,26%) 

571 

(-5,46%) 

655 

(+4,30%) 

683 

(+1,94%) 

Q4/15 

658 

(+1,33%) 

602 

(+5,43%) 

530 

(-19,06%) 

535 

(-21,68%) 

Q1/16 

665 

(+1,09%) 

593 

(-1,47%) 

529 

(-0,27%) 

478 

(-10,58%) 

Q2/16 

607 

(-8,74%) 

552 

(-6,93%) 

530 

(+0,24%) 

414 

(-13,55%) 

Q3/16 

653 

(+7,62%) 

596 

(+7,92%) 

541 

(+2,09%) 

489 

(+18,35%) 

 
Перспективы развития сегмента (Outlook) 

Положение дел в сегменте торговой недвижимости города Омска представляется заметно лучшим, 

чем в сегменте офисной недвижимости. Однако ситуация, наблюдаемая в секторе продаж в 2010  – 2016 
гг.,  свидетельствует  о  том,  что  средняя  цена  предложения  квадратного  метра  торговой  недвижимости 
города  Омска,  не  получила  серьезных  изменений.  В  отличие  от  средней  цены  предложения,  средние 
арендные ставки демонстрируют относительно устойчивый рост. 

Положительную  динамику  в  развитии  торговой  недвижимости  города  Омска  обеспечивает 

продолжающаяся  экспансия  федеральных  и  региональных  торговых  сетей.  В  настоящее  время  в  городе 
Омске  функционирует  гипермаркет  «АШАН»,  по  два  гипермаркета  «О’КЕЙ»  и  «МЕТРО»,    по  4 
гипермаркета  «ЛЕНТА»  и  «МАГНИТ».  На  рынок  активно  входят  новые  игроки  –  сети  «XL»  и 
«СВЕТОФОР». Местный продуктовый ритейл в формате гипермаркетов представлен сетями «ПОБЕДА», 
«НИЗКОЦЕН»  и  «НОВАТОР».  К  продуктовым  игрокам  (где  в  формате  «магазин  у  дома»  выделяются 
серьезные участники рынка – ООО «Компания Холидей» и ЗАО «Тандер») добавились сети алкогольные 
(прежде всего речь идет о сети магазинов «Красное & Белое» и «Бристоль»). Рост арендных ставок, таким 
образом,  затронул  и  объекты  площадью  50-150  кв.м.  Активно  вошли  на  омский  рынок  «McDonald’s»  и 
«Burger  King».  Для  многих  предпринимателей  города  Омска  повышенный  интерес  к  торговой 
недвижимости  стал  знаком  вложения  своих  инвестиций  и  усилий  в  этом  секторе  коммерческой 
недвижимости.  

Таблица 6.5.21 

 

Средняя цена предложения 

Average price, руб./кв.м 

Средняя арендная ставка 

Rental rates, руб./кв.м/месяц 

Q3/11 

45 259 

(+2,80%) 

492 

(-0,61%) 

Q4/11 

44 567 

(-1,53%) 

499 

(+1,42%) 

Q1/12 

43 689 

(-1,97%) 

500 

(+0,20%) 

Q2/12 

43 271 

(-0,96%) 

501 

(+0,20%) 

Q3/12 

43 841 

(+1,32%) 

506 

(+1,00%) 

Q4/12 

44 816 

(+2,22%) 

519 

(+2,57%) 

Q1/13 

43 898 

(-2,05%) 

520 

(+0,17%) 

Q2/13 

45 344 

(+3,30%) 

547 

(+5,22%) 

Q3/13 

44 957 

(-0,85%) 

572 

(+4,57%) 

Q4/13 

45 669 

(+1,58%) 

584 

(+2,14%) 

Q1/14 

46 882 

(+2,66%) 

614 

(+5,05%) 

Q2/14 

46 993 

(+0,24%) 

607 

(-1,07%) 

Q3/14 

46 851 

(-0,30%) 

621 

(+2,21%) 

Q4/14 

48 413 

(+3,33%) 

635 

(+2,29%) 

Q1/15 

48 754 

(+0,70%) 

636 

(+0,16%) 

Q2/15 

49 166 

(+0,85%) 

642 

(+1,04%) 

Q3/15 

49 695 

(+1,07%) 

629 

(-2,07%) 

Э

Э

к

к

с

с

п

п

е

е

р

р

т

т

н

н

о

о

-

-

о

о

ц

ц

е

е

н

н

о

о

ч

ч

н

н

о

о

е

е

 

 

а

а

г

г

е

е

н

н

т

т

с

с

т

т

в

в

о

о

 

 

"

"

Л

Л

Е

Е

Д

Д

О

О

Н

Н

"

"

 

 

т

т

е

е

л

л

.

.

/

/

ф

ф

а

а

к

к

с

с

 

 

8

8

(

(

3

3

8

8

1

1

2

2

)

)

 

 

5

5

3

3

-

-

9

9

9

9

-

-

4

4

3

3

 

 

 

 

о

о

т

т

ч

ч

е

е

т

т

 

 

 

 

5

5

0

0

1

1

-

-

1

1

6

6

 

 

о

о

т

т

 

 

2

2

3

3

 

 

д

д

е

е

к

к

а

а

б

б

р

р

я

я

 

 

2

2

0

0

1

1

6

6

 

 г.

 

5

5

6

6

 

 

Q4/15 

47 141 

(-5,14%) 

616 

(-2,01%) 

Q1/16 

47 775 

(+1,34%) 

612 

(-0,69%) 

Q2/16 

49 362 

(+3,32%) 

565 

(-7,71%) 

Q3/16 

49 182 

(-0,36%) 

610 

(+7,94%) 

 
НЕЖИЛЫЕ  ПОМЕЩЕНИЯ,  РАСПОЛОЖЕННЫЕ  НА  ПЕРВЫХ  ЭТАЖАХ  ЖИЛЫХ 
ДОМОВ (STREET-RETAIL)

 

Сектор продаж (Sector of sales)

 

На  основании  анализа  общегородской  базы  данных  объектов  коммерческой  недвижимости, 

выставленных на продажу, в течение 3 квартала 2016 года диапазон цен предложения 1 кв.м в сегменте 
street-retail варьировался от 23 743 руб. до 91 667 руб. По сравнению с предыдущим кварталом границы 
ценового  коридора  расширились  как  по  минимальной,  так  и  по  максимальной  отметке.  Минимум  цен 
снизился  на  8,5%,  составив  в  номинальном  выражении  23 743  руб.  за  кв.м,  а  ценовой  максимум 
увеличился на 10,4% составив 91 667 руб. за кв.м.  

В  3  квартале  2016  года  средняя  цена  предложения  1  кв.м  составила  48  365  руб.,  а 

средневзвешенная 48 423 руб. Следует обратить внимание на специфику сегмента street-retail в части того, 
что параметры средней и средневзвешенной цен предложения традиционно находятся на сопоставимых 
уровнях, что связано со «стабильностью» показателей средних площадей в этом сегменте.  

В секторе продаж было зафиксировано 147 объектов street-retail, суммарной площадью 9 040 кв.м.

 

– количество публичных оферт сократилось на 11%, а суммарной площади объектов на 14%.

 

В 3 квартале 

2016  г.  в  секторе  продаж  сегмента  street-retail  показатель  средней  площади  экспонируемых  объектов 
остался практически без изменений и составил в номинальном значении 62 кв.м. 

Таблица 6.5.22 

 

Q3/15 

Q4/15 

Q1/16 

Q2/16 

Q3/16 

Число объектов, шт. 

203 

165 

161 

166 

147 

Суммарная площадь, тыс. кв.м 

23,06 

10,03 

9,81 

10,49 

9,04 

Средняя площадь объекта, кв.м 

114 

61 

61 

63 

62 

Минимальная цена, руб./кв.м 

26 400 

24 762 

25 958 

25 958 

23 743 

Максимальная цена, руб./кв.м 

101 389 

86 486 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..