ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 6

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  87  88  89  90   ..

 

ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 6

 

 - 2017 год

Ситуационная задача 128

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру ФАП обратилась мать 5-летней девочки. Она рассказала, что утром у ребенка во время акта дефекации вышел огромный (25 – 30 см) круглый червь розоватого цвета.

Из расспроса выяснено, что последние 2 недели девочка плохо кушает, стала вялая, капризная, часто жалуется на боли в животе, иногда по утрам бывает рвота.

Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы чистые, бледные, под глазами «темные круги». Со стороны внутренних органов – без особенностей.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите дополнительные методы диагностики.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Дайте советы по профилактике данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 128

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Глистная инвазия – аскаридоз

 

2.

Обоснование:

-          выхождение во время акта дефекации круглого червя розоватого цвета размером 25 – 30 см;

-          симптомы хронической интоксикации: (девочка вялая, капризная, аппетит снижен, бледность, под глазами «темные круги»);

-          симптомы поражения ЖКТ (боли в животе, рвота по утрам)

 

3

Дополнительные методы исследования: исследование вышедшего червя (его идентификация), исследование кала на яйца глистов, ОАК (эозинофилия)

 

4.

Принципы лечения: проведение дегельминтизации, лучше в условиях дневного стационара. Используют противоглистные препараты: вермокс = мебендазол, левамизол = декарис, пирантел = комбантрин, пиперазина адипинат

 

5.

Советы по профилактике:

-    тщательно мыть все продукты, которые могут быть загрязнены землей (зелень, овощи, фрукты);

-    после контакта с землей мыть руки с двукратным намыливанием;

-    следить за тем, чтобы ребенок не брал землю в рот,

-    приучать ребенка мыть руки после игр на земле;

-    оборудовать песочницы для детей на солнце и ежедневно рыхлить в них песок;

-    не допускать игр ребенка с уличной обувью;

-    делать влажную уборку в доме не реже одного раза в неделю

 

 

Ситуационная задача 129

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка, 1 год 6 месяцев, поступила в клинику с жалобами матери на снижение аппетита у ребенка, вялость, извращение вкуса (ест мел).

Из анамнеза. Ребенок от I беременности, протекавшей с анемией в III триместре (лечение не проводилось). Роды срочные. Масса тела при рождении 3300 г, длина 52 см. Грудное вскармливание до 3,5 месяцев, затем – искусственное (смесь «Детолакт»). Прикорм: с 5 месяцев – каши (овсяная и манная) на коровьем молоке и творог, с 9 – овощное пюре, с 11 – мясное пюре (ела плохо). В возрасте 1 года девочку отправили за город к бабушке, где она получала каши на коровьем молоке, творог, овощи, от мяса отказывалась. За 3 месяца пребывания в деревне дважды перенесла ОРВИ. После возвращения домой в анализе крови выявлено снижение уровня Hb (79 г/л).

При поступлении: состояние средней тяжести, капризная, кожа и видимые слизистые бледные, чистые. Волосы тусклые, ломкие. В легких пуэрильное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца несколько приглушены, ритмичные, на верхушке выслушивается короткий систолический шум. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 2,5 см из-под реберной дуги. Селезенка у реберного края. Моча и стул обычной окраски.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите дополнительные методы исследования, подтверждающие диагноз и характерные в них изменения при данном заболевании.

4.            Назовите принципы диетотерапии.

5.            Назовите принципы медикаментозного лечения и правила приема назначаемых лекарственных препаратов детям раннего возраста.

Эталон решения ситуационной задачи 129

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Железодефицитная анемия средней степени тяжести

 

2.

Обоснование:

Диагноз поставлен на основании жалоб, клинической картины и изменений со стороны анализа крови.

-          проявления синдрома дистрофии и полигиповитаминоза (бледность кожи и видимых слизистых, дистрофические нарушения придатков кожи – тусклые и ломкие волосы, снижение аппетита, извращение вкуса – ест мел);

-          проявления синдрома хронической интоксикации (эмоциональная лабильность – капризная);

-          нарушения функций органов и систем: гепатоспленомегалия, приглушены тоны сердца, систолический шум на верхушке;

-          со стороны анализа крови снижение уровня Hb до 79 г/л

 

3

Дополнительные методы исследования:

1.            Общий анализ крови, в котором выявляется:

-          эритропения – уменьшение количества эритроцитов;

-          снижение уровня Hb;

-          изменение морфологии эритроцитов: анизоцитоз (разная величина), пойкилоцитоз (разная форма), полихромазия (разная окраска).

2.         Биохимический анализ крови – определение уровня сывороточного железа, уровень которого при анемии снижается

 

4.

Принципы диетотерапии.

-          Охрана и поддержка грудного вскармливания при полноценном питании кормящей матери. В питании матери должны широко использоваться продукты с высоким содержанием железа (мясные продукты и др.), а также овощи и фрукты, в состав которых входят вещества, участвующие в гемопоэзе: медь, кобальт и др. К ним относятся морковь, цветная капуста, свекла, яблоки, груши, инжир, хурма, курага, черная смородина и др.

 

 

1

2

3

 

-          В рацион кормящей матери рекомендуется вводить специальные продукты на молочной основе, обогащенные белком, витаминами и минеральными веществами – «Фемилак-мама», «Думил-мама плюс» и др.

-          На искусственном вскармливании применять адаптированные молочные смеси, возможно, обогащенные железом (например, «Семилак с железом», «Энфамил с железом» и др.).

-          Более раннее назначение прикормов: овощное пюре – с 4-х мес.; мясные продукты – с 5-6 мес., каши – в обычные сроки (с 5-6 мес.), но предпочтение отдается толокняной, гречневой, овсяной каше.

-          Регулярно давать соки, фруктовые пюре

 

5.

Принципы медикаментозного лечения и правила приема назначаемых лекарственных препаратов детям раннего возраста: Назначаются 2 группы лекарственных препаратов:

А) железосодержащие препараты;

Б) витамины.

Препараты железа назначаются при и анемии средней тяжести перорально, суточная доза делится на 3-4 приема.

При приеме препаратов железа следует соблюдать следующие правила:

-          Препараты дают за 40 мин. до еды или через 40-60 мин. после еды.

-          Нельзя запивать молоком или чаем.

-          Начинают с ½ дозы, за 7-10 дней доводят до полной дозы, которую дают до нормализации уровня Hb, затем переходят на ½ дозы, общий курс лечения составляет 3-4 месяца.

-          Т.к. при приеме препаратов железа возможны диспептические нарушения за счет активации условно-патогенной флоры кишечника, оправдано одновременное применение эубиотиков.

-          Детям раннего возраста предпочтительно назначение железосодержащих препаратов, выпускаемых в жидкой форме (капли, сироп). Хороши для детей этой возрастной группы феррум лек, мальтофер, гемофер, актиферрин и др.

 

 

Ситуационная задача 130

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 4-х лет, посещающего детское дошкольное образовательное учреждение. Заболел сегодня утром, повысилась температура тела до 37,8С, появился небольшой кашель, на всем теле красная пятнисто-папулезная сыпь на бледном фоне кожи, более густо покрывающая ягодицы и наружные поверхности конечностей. В зеве – умеренная гиперемия, пальпируются болезненные затылочные и заднешейные лимфатические узлы. Со стороны внутренних органов без изменений.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Определите тактику по отношению к ребенку.

3.            Назначьте лечение. Особенности ухода за ребенком.

4.            Мероприятия в очаге инфекции.

5.            Специфическая профилактика заболевания.

 

Эталон решения ситуационной задачи 130

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

 

Диагноз. Краснуха

Обоснование:

-          появление красной пятнисто-папулезной сыпи на бледном фоне кожи в первый день болезни и сразу на всем теле,

-          типичное для краснухи сгущение сыпи на ягодицах и конечностях,

-          увеличение затылочных и заднешейных лимфатических узлов при отсутствии выраженных катаральных явлений со стороны

-          верхних дыхательных путей,

-          субфебрильная лихорадка

 

2.

Тактика. Ребенок лечится дома. Необходимо:

-          сообщить врачу-педиатру ЦРБ,

-          активные посещения – 1 раз в 3 дня,

-          изоляция ребенка на 5 дней,

-          выявление беременных среди контактных

 

3.

Лечение. Особенности ухода.

Лечение: режим полупостельный. Дома – влажная уборка, проветривание. Полноценное питание по возрасту. Гигиена кожи. Поливитамины

 

4.

Мероприятия в очаге инфекции:

-          экстренное извещение в ЦГСЭН,

-          дезинфекция не проводится,

-          проветривание помещений, влажная уборка,

-          наблюдение за контактными (термометрия, осмотр кожи, зева, пальпация л/у)

 

5.

Специфическая профилактика заболевания.

Используют живую ослабленную вакцину «Рудивакс», а также комбинированную вакцину против кори, эпидемического паротита, краснухи.

Иммунизация проводится два раза: в 12 месяцев и 7 лет. Вакцина готовится из живых ослабленных вирусов краснухи. Вводится подкожно или внутримышечно в плечо.

 

 

Ситуационная задача 131

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП. Вызов к ребенку (мальчику) 3,5 лет, который посещает детский сад.

Заболел остро, вчера вечером. Отмечался подъем температуры тела до 37,5 гр. С и появление на коже волосистой части головы, лица, туловища и конечностей пятнисто-папулезной сыпи. Сегодня отдельные элементы пятнисто-папулезной сыпи сформировались в везикулы, заполненные прозрачным содержимым. Ребенок капризный, плохо кушает. Зев спокойный. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено.

В последующие два дня температура тела 38,2С, сыпь на тех же участках подсыпала, подобные высыпания обнаружены и на слизистой оболочке полости рта.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

3.            Назначьте лечение. Особенности ухода за ребенком.

4.            Перечислите мероприятия, проводимые в очаге инфекции.

5.            Назовите сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка.

Эталон решения ситуационной задачи 131

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Постановка диагноза и его обоснование

Диагноз: Ветряная оспа.

Обоснование диагноза:

-          Лихорадка, интоксикация.

-          Везикулезная сыпь по всему телу с характерной динамикой развития элементов (пятно – папула – везикула)

 

2.

Определение тактики по отношению к ребенку

1.         Ребенок лечится амбулаторно.

2.        Активные патронажи первые 2-3 дня ежедневно, затем 1 раз в 3 дня.

3.        Информация в ЦГСЭН: экстренное извещение не позднее 12 часов после выявления больного

 

3.

Лечение. Особенности ухода.

-         режим постельный – полупостельный,

-         диета – по возрасту, питье;

-         гигиена одежды, коротко стричь ногти;

-         прижигание элементов сыпи 1% раствором бриллиантовой зелени, 1% спиртовым раствором фукорцина;

-          симптоматические средства – жаропонижающие при температуре выше 38,5 гр. С, поливитамины, для уменьшения зуда – супрастин

 

4.

Мероприятия в очаге инфекции

-         На группу накладывается карантин сроком на 21 день.

-         В карантинной группе ежедневно проводят термометрию и осмотр детей, не проводятся профилактические прививки, запрещен перевод детей в другие детские учреждения.

-         Проветривание помещений, влажная уборка.

-          Проводится санитарно-просветительская работа

 

5.

Сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка

Изоляция ребенка на весь срок высыпания плюс 5 дней с момента последнего высыпания.

Переболевшие допускаются в детское учреждение после отпадания корочек

 

 

Ситуационная задача 132

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка, 2 года. Заболела остро: повысилась температура тела до 39,0С, появился кашель, насморк, конъюнктивит. В последующие дни катаральные явления нарастали, конъюнктивит стал более выраженным, появилась светобоязнь. На 4-ый день болезни температура тела 39,5С, появилась сыпь на лице, которая в последующие дни сыпь распространилась на туловище и на конечности, катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей усилились.

Ребенок направлен на госпитализацию.

При поступлении: состояние средней тяжести, температура тела 38,2С. Девочка вялая. На коже лица, туловища, конечностях обильная ярко-розовая пятнисто-папулезная, местами сливная сыпь. Дыхание через нос затруднено, обильное слизисто-гнойное отделяемое. Кашель влажный. Конъюнктивит, слезотечение. В легких дыхание жесткое, выслушивается небольшое количество сухих и единичные влажные хрипы. Сердечные тоны громкие, ритмичные. Зев влажный, обложен. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,0 см. Селезенка не пальпируется. Живот мягкий, безболезненный.

Эпидемиологический анамнез: ребенок начал прививаться с 1 года 2-х мес. возраста, проведена вакцинация АКДС и против полиомиелита.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите основные моменты организации специализированного сестринского ухода за ребенком.

4.            Назовите принципы медикаментозного лечения.

5.            Назовите сроки изоляции больного ребенка при данном заболевании.

Эталон решения ситуационной задачи 132

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Корь, период высыпания.

 

2.

Обоснование диагноза:

-          острое начало заболевания,

-          наличие лихорадки и интоксикации,

-          наличие катаральных явлений со стороны верхних дыхательных путей в сочетании с конъюнктивитом (слезотечение, светобоязнь),

-          появление на 4-ый – 5-ый день болезни пятнисто-папулезной сыпи на лице и шее, которая затем распространяется на туловище и конечности

 

3.

Организация специализированного сестринского ухода за ребенком:

-          Ребенка помещают в мельцеровский бокс.

-          Уход индивидуальный, желательно материнский.

-          Проветривание помещения, увлажнение воздуха, уменьшение освещенности в комнате больного корью.

-          Постельный режим на весь период лихорадки.

-          Полноценное сбалансированное питание с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, особенно аскорбиновой кислоты.

-          Обработка кожи и слизистых оболочек, с целью нормальной гигиены и предотвращения заноса инфекции в местах воспаления и высыпаний. Проводится промывание глаз несколько раз в день теплой кипяченой водой, закапывание глаз масляного раствора витамина А 1-2 капли по 3-4 раза в день.

-          Обильное питье для уменьшения интоксикации и адекватной работы почек.

4.        Для предотвращения развития стоматита, необходимо по несколько раз полоскать рот теплой кипяченой водой или антисептическими растворами.

 

 

1

2

3

4.

Принципы медикаментозного лечения.

Симптоматическое лечение:

-          при повышении температуры тела более 38,5 С – прием жаропонижающих препаратов из группы НПВС, таких как парацетамол (10-15 мг/кг), ибупрофен (5-10 мг/кг);

-          при кашле – муколитики, отхаркивающие средства;

-          показаны антигистаминные (противоаллергические) препараты;

-          капли в нос, раствор альбуцида в глаза.

-          применение антибактериальных препаратов при неосложненной коре не показано, т.к. корь является вирусным заболеванием, но если возникли подозрения на развитие осложнения в виде пневмонии, то необходимо к лечению добавить антибактериальные препараты широкого спектра действия

 

5.

Сроки изоляции больного ребенка

5 дней от начала высыпания, при пневмонии – 10 дней

 

 

Ситуационная задача 133

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 6 лет, посещающего детское дошкольное учреждение. Заболел ночью, повысилась температура до 39,0С, появилась головная боль, боль в горле при глотании, утром на всем теле обнаружили красную сыпь.

При осмотре: состояние средней тяжести, температура 38,80С, на коже всего тела на гиперемированном фоне красная мелкоточечная сыпь со сгущениями в складках кожи и на щеках, носогубный треугольник бледный. В зеве, на фоне яркой гиперемии, на левой миндалине гнойный налет в лакунах. Язык обложен серым налетом, пульс 120 ударов в 1 мин.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

3.            Назначьте лечение. Назовите особенности ухода за ребенком.

4.            Перечислите мероприятия в очаге инфекции.

5.            Назовите сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка.

Эталон решения ситуационной задачи 133

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Диагноз. Скарлатина.

Обоснование. Диагноз поставлен на основании характерной для скарлатины триады симптомов: интоксикации, лакунарной ангины и мелкоточечной сыпи на теле с типичными для этого заболевания местами сгущения сыпи и ее отсутствием в области носогубного треугольника

 

2.

Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционную больницу, подача экстренного извещения в ЦГСЭН

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

3.

Лечение. Особенности ухода за ребенком.

-          Ребенок находится в отдельном или на 2 – 3 койки боксе, заполнение должно быть одномоментным (в течение 1 – 2 дней).

-          Ношение масок и смена халатов для персонала обязательна.

-          Влажная уборка, кварцевание, проветривание не реже 2-х раз в день.

-          Постельный режим на 5 – 7 дней.

-          Диета щадящая, с ограничением соли, обогащенная солями калия и гипоаллергенная на 3 недели. В первые дни – обильное теплое питье, полужидкая пища (суп, каша, кисель).

-          Гигиенический уход за кожей, слизистыми.

-          Медикаментозное лечение: этиотропная терапия – антибиотики пенициллинового ряда; патогенетическая терапия и профилактика осложнений – НПВС (ибупрофен, вольтарен, диклофенак и др.); антигистаминные препараты (супрастин, тавегил и др.); симптоматические средства (полоскание горла), витамины.

-          Контроль анализа мочи, анализа крови, ЭКГ (возможные осложнения – нефрит, острая ревматическая лихорадка)

 

4.

Мероприятия в очаге инфекции.

-        Экстренное извещение в ЦГСЭН.

-        Ежедневно проводят влажную уборку и кварцуют помещение. Дезинфекция игрушек, посуды.

-        Изоляция контактных: дети, не болевшие скарлатиной, посещающие ДДУ и первые два класса школ, не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней с момента изоляции больного

 

5.

Сроки изоляции: до клинического выздоровления, но не ранее чем через 10 дней от начала заболевания.

Допуск в коллектив ребенка не ранее, чем через 22 дня от начала заболевания (после дополнительной изоляции ребенка на дому на протяжении 12 суток после выздоровления)

 

 

Ситуационная задача 134

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП. Вызов к ребенку 10 месяцев. Заболел остро. Сегодня утром повысилась температура тела до 39,0С, дважды была рвота, периодически резко беспокоится, крик монотонный, отказывается от груди, на коже появилась сыпь.

При осмотре: состояние тяжелое, вялый, на окружающих не реагирует, большой родничок выбухает и напряжен, голова запрокинута назад, во время осмотра дал кратковременные судороги. Температура тела при осмотре 40,0С, кожные покровы бледные, сыпь геморрагическая, звездчатая, располагается на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Со стороны сердечно-сосудистой системы – тахикардия, приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет.

Эпидемиологический анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

4.            Составьте алгоритм оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.

5.            Диспансеризация детей, перенесших данное заболевание..

Эталон решения ситуационной задачи 134

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Диагноз. Менингококковая инфекция, генерализованная форма – менингит, менингококкцемия

 

2.

Обоснование:

-          Острое начало.

-          Симптомы интоксикации.

-          Лихорадка (пиретическая = высокая фебрильная).

-          Симптомы менингита: дважды была рвота, периодически резко беспокоится, крик монотонный, большой родничок выбухает и напряжен, голова запрокинута назад, во время осмотра дал кратковременные судороги.

-          Симптомы менигококцемии: сыпь геморрагическая, звездчатая, располагается на ягодицах, бедрах, голенях, веках

 

3.

Тактика фельдшера.

-          Экстренная госпитализация в инфекционное отделение после оказания неотложной помощи.

-          Подача экстренного извещения в ЦГСЭН

 

4.

При установлении диагноза «менингококцемия» на догоспитальном этапе больному внутримышечно вводят:

-               антибиотики (целесообразнее – цефтриаксон, для грудных детей и детей до 12 лет доза составляет 20-75 мг/кг массы тела.) – этиотропная терапия;

-               литическую смесь (50% раствор метамизола натрия (анальгина) 0,1 мл на год жизни, 1% раствор дифенгидрамина (димедрола) 0,1 мл на год жизни;

-               с целью предотвращения развития острой надпочечниковой недостаточности глюкокортикоиды (преднизолон) в разовой дозе 3-5 мг на кг массы тела;

-               иммуноглобулин нормальный человеческий донорский (1,5-3,0 мл);

-               при судорогах ввести в/в или в/м 0,5% раствор диазепама (реланиума, седуксена) 0,1 – 0,5 мг/кг массы тела или 0,05 – 0,1 мл на кг массы тела;

-               при симптомах менингита с целью уменьшения отека мозга вводят в/м 1% раствор фуросемида (лазикса) 1-2 мг / кг массы тела;

-               больным с признаками ИТШ проводят инфузионную терапию с целью восполнения ОЦК

 

5.

Диспансеризация: Реконвалесценты генерализованных форм менингококковой инфекции наблюдаются в поликлинике инфекционистом, невропатологом и участковым педиатром в течение 2 лет с периодичностью осмотра 1 раз в 3 месяца на первом году, 2 раза в год на 2-ом году наблюдения.

Профилактические прививки реконвалесцентам менингококкового менингита проводятся не ранее, чем через 1 год (по согласованию с невропатологом); реконвалесцентам менингококцемии – через 6 месяцев; назофарингита – через 2 месяца; при бактерионосительстве – через 1 месяц после санации

 

Ситуационная задача 135

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 7 лет. Заболел остро. Повысилась температура тела до 38,2С, появилась припухлость в области околоушной железы справа, боли при жевании.

При осмотре: температура 38,80 С, беспокоит боль при жевании, повороте головы и открывании рта, с обеих сторон вокруг ушных раковин припухлость, болезненная при пальпации. Дыхание везикулярное. Тахикардия. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.

Ребенок посещает детское дошкольное образовательное учреждение.

Задания:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

3.            Назовите принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

4.            Назовите мероприятия в отношении контактных лиц.

5.            Специфическая профилактика данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 135

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Эпидемический паротит.

Обоснование. Диагноз поставлен на основании острого начала заболевания, жалоб (боль при жевании, повороте головы и открывании рта), повышения температуры тела; появления болезненной припухлости в области околоушных слюнных желез

 

2.

Тактика фельдшера: ребенок лечится дома, изоляция на 9 дней от начала болезни, активные посещения ежедневно до нормализации температуры тела, затем 1 раз в 3 дня. Экстренное извещение в ЦГСЭН

 

3.

Принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

-          Назначается постельный режим до нормализации температуры.

-          Обильное питье, пища должна быть механически и химически щадящей в первые дни болезни, полоскание рта после приема пищи теплой водой.

-          Включать в питье кислые соки, чтобы стимулировать слюноотделение.

-          Лечение симптоматическое. Местно на пораженную слюнную железу – сухое тепло. При температуре выше 38,5 гр. С – парацетамол 10 – 15 мг/кг

 

4.

Мероприятия в отношении контактных лиц.

В детских учреждениях, где выявлен случай заболевания паротитом, устанавливается карантин на 21 день. За контактными детьми до 10-летнего возраста осуществляется медицинское наблюдение (ежедневный осмотр с термометрией) с 11-ого дня от первого дня контакта с заболевшим до 21-ого дня. Запрещен перевод детей в другие группы и прием новых детей (не болевших и не привитых)

 

5.

Специфическая профилактика осуществляется прививанием живой вакциной ЖПВ планово в возрасте 1 года, в дальнейшем производится ревакцинация в 6 лет.

Для специфической профилактики применяют живую вакцину (ЖПВ).

 

Ситуационная задача 136

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 5 лет. Заболел остро, повысилась температура 38,90 С, жалуется на боли в горле, отказывается от еды.

При осмотре: состояние средней тяжести, ребенок вялый, бледный, в зеве – выраженная гиперемия миндалин, дужек, миндалины отечны, на левой миндалине и на ее передней дужке плотные налеты сероватого цвета с четкими краями, при попытке их удалить – кровоточивость. Увеличены и умеренно болезненны подчелюстные лимфатические узлы слева. Со стороны внутренних органов: дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены, тахикардия. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.

Ребенок посещает детский сад.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

3.            Назовите принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

4.            Мероприятия в отношении контактных лиц.

5.            Специфическая профилактика данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 136

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Дифтерия ротоглотки (зева), локализованная форма.

Обоснование. Диагноз поставлен на основании клиники – наличия интоксикации и лихорадки, типичных фибринозных налетов на миндалинах и передней дужке, появления кровоточивости при попытке их удалить, отечности миндалин и увеличения тонзиллярных лимфатических узлов

 

2.

Тактика фельдшера:

-          экстренная госпитализация в инфекционное отделение в отдельный бокс;

-          подача экстренного извещения в ЦГСЭН

 

3.

Принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

Медикаментозное лечение.

1.         Специфическая терапия: Возможно раннее введение противодифтерийной антитоксической сыворотки для нейтрализации токсина и ликвидации местного очага.

Сыворотка вводится дробным методом по Безредко в присутствии врача, имея наготове противошоковые средства. Наблюдают за больным после введения сыворотки не менее часа с контролем АД, частоты дыхания и пульса. Доза сыворотки зависит от формы болезни и дня заболевания.

2.         Патогенетическая терапия направлена на дезинтоксикацию, восстановление гемодинамических нарушений и надпочечниковой недостаточности:

-        инфузионная терапия – в/в капельное введение жидкостей, сердечно-сосудистых средств;

-        преднизолон;

-        антибиотики при осложнениях или присоединении других инфекций

 

 

1

2

3

 

Особенности ухода за ребенком:

-        изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательного результата бактериологического обследования на BL (профилактика распространения инфекции);

-        масочный режим при контакте с больным (предупреждение воздушно-капельного механизма передачи инфекции);

-        проветривание, влажная уборка не менее 2 паз в день ((уменьшение концентрации возбудителей во внешней среде);

-        правильное питание: пища механически, термически и химически щадящая;

-        строгий постельный режим 7-10 дней, затем постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка;

-        гигиена кожи и слизистых оболочек;

-        профилактика осложнений – контроль диуреза и характера мочи в течение 3-х недель (возможно развитие нефрита), ЭКГ (возможно развитие миокардита)

 

4.

Мероприятия в отношении контактных лиц: при выявлении больного дифтерией в детском учреждении устанавливается карантин на 7 дней. Все контактные, в том числе персонал, одномоментно обследуются на носительство дифтерийной палочки и наблюдаются в течение 7 дней с ежедневной термометрией. Всех детей осматривает ЛОР-врач.

При выявлении в очаге носителей токсигенных коринебактерий, все контактные обследуются еще раз и так до получения у всех отрицательного результата. Выявленные носители токсигенных коринебактерий изолируются и лечатся в стационаре. Лечение бактерионосителей проводят антибиотиками: тетрациклины (дети старше 9 лет), эритромицин, цефалоспорины на фоне общеукрепляющей терапии и устранения хронических очагов инфекции

 

5.

Специфическая профилактика.

Проводится активная иммунизация: для вакцинации используется вакцинная АКДС, проводится 3-хкратно в дозе 0,5 мл в/м с 3-х мес. с интервалом 45 дней (3мес. – 4,5 мес. – 6 мес.).

1-ая ревакцинация – 18 мес., вакцина АКДС, 0,5 мл в/м.

2-ая ревакцинация – 7 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м.

3-я ревакцинация – 17 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м и далее 1 раз каждые 10 лет

 

 

Ситуационная задача 137

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик 4-х месяцев, находится на искусственном вскармливании.

Поступил в стационар на 4-ый день болезни в тяжелом состоянии. Заболевание началось с учащения стула до 5 раз в сутки (жидкий, водянистый, желтовато-оранжевого цвета с примесью небольшого количества слизи и зелени), срыгиваний, ухудшения аппетита.

На 2-ой день повысилась температура тела до 37,5С, была два раза рвота, стул жидкий, не переваренный, до 6 раз в сутки. В последующие дни ребенок продолжал лихорадить, рвота (до 3-4 раз в сутки) и срыгивания сохранялись, появились сухость слизистых оболочек, резкое вздутие живота. Стул участился до 15 раз в сутки (жидкий, не переваренный, водянистый, пенистый с небольшим количеством слизи и зелени). Ребенок стал беспокойным, «сучил» ножками, отказывался от еды, плохо пил воду.

Объективно: отмечается бледность кожи и «мраморный рисунок», тургор снижен, черты лица заострены. Дыхание пуэрильное, до 30 в минуту. Тоны сердца приглушены. Живот резко вздут газами, урчащий во всех отделах. Диурез снижен.

Задания:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите методы лабораторной диагностики.

4.            Организация специализированного сестринского ухода за ребенком.

5.            Назовите принципы медикаментозного лечения.

Эталон решения ситуационной задачи 137

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, вероятно эшерихиоз

 

2.

Обоснование:

-          возраст ребенка (болеют преимущественно дети 1-ого года жизни);

-          искусственное вскармливание;

-          дисфункция кишечника по типу гастроэнтерита: срыгивания, рвота, водянистый брызжущий стул желто-оранжевого цвета, иногда с небольшим количеством прозрачной слизи;

-          симптомы токсикоза с эксикозом: температура, вялость, адинамия, снижение эластичности кожи, западение большого родничка, приглушенность тонов сердца, тахикардия)

 

3.

Методы лабораторной диагностики:

-          бактериологический метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;

-          серологический метод – определение в крови специфических антител

 

4.

Специализированный сестринский уход за ребенком.

-          Ребенок с матерью находятся в отдельном боксе.

-          Проведение влажной уборки, кварцевание, проветривание.

-          Гигиенический уход: своевременная смена постельного белья, пеленок, подмывание после каждого акта дефекации с последующей обработкой кожи детским кремом или стерильным растительным маслом для профилактики (лечения) опрелостей.

-          Помощь при рвоте, срыгиваниях, профилактика аспирации.

-          Помощь при метеоризме.

-          Проведение оральной регидратации, контроль парентерального введения жидкости.

-          Контроль стула, массы тела

 

5.

Принципы медикаментозного лечения:

-          этиотропная терапия – антибиотикотерапия, колипротейный бактериофаг;

-          патогеническая терапия включают срочную детоксикацию и восстановление гемодинамики, что осуществляется путем оральной регидратации или внутривенной инфузионной терапии;

 

1

2

3

 

-          при тяжелых формах назначаются преднизолон;

-          посиндромная терапия включает назначение витаминов, антигистаминных, сердечно-сосудистых и других препаратов, энтеросорбентов;

-          средства, повышающие неспецифическую резистентность организма, к которым относятся: пентоксил, метацил, лизоцим, апилак и др.;

-          в период выздоровления для восстановления нормальной микрофлоры кишечника назначают эубиотики про- и пребиотики, которые следует принимать в течение 4 недель, а также ферменты и стимулирующую терапию

 

 

Ситуационная задача 138

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру обратилась мать 5-тилетнего ребенка с жалобами на повышение у него температуры тела до 38,2С, появление разжиженного стула с большим количеством слизи. Мальчика беспокоят боли в животе, ребенок часто просится на горшок, долго тужится, лицо его при этом краснеет.

При осмотре: ребенок вялый. Кожа бледная, конечности горячие на ощупь. Язык густо обложен, сухой. В легких дыхание везикулярное, хрипы не выслушиваются, Тоны сердца звучные, тахикардия до 120 уд. в мин.

Живот мягкий, втянут, болезненный в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка спазмирована, болезненная. Анус податлив. Стул скудный, с большим количеством мутной слизи и сгустков крови. Мочится редко.

Ребенок посещает детское дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Назовите методы лабораторной диагностики данного заболевания.

3.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

4.            Назовите принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.

5.            Мероприятия в отношении больных и контактных лиц.

Эталон решения ситуационной задачи 138

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, дизентерия (шигеллез).

Диагноз поставлен на основании:

-          острого начала заболевания,

-          типичной клинической картины: интоксикация, синдром дистального колита – частый жидкий стул со слизью, кровью и тенезмами, болезненная, спазмированная сигмовидная кишка

 

2.

Методы лабораторной диагностики:

-          бактериологический метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;

-          серологический метод – определение в крови специфических антител

 

3.

Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционное отделение, подача экстренного извещение в ЦГСЭН

 

 

1

2

3

4.

Особенности ухода за ребенком:

-        госпитализация в отдельный бокс по типу возбудителя;

-        влажная уборка, проветривание, кварцевание не менее 2 р. в день;

-        текущая дезинфекция всех выделений и предметов пользования;

-        регистрация кратности и характера стула и рвоты;

-        учет потери жидкости со стулом и рвотными массами;

-        ежедневный контроль массы тела;

-        проведение оральной регидратации;

-        термометрия 2 раза в день;

-        следить за диурезом;

-        уход за кожей и слизистыми;

-        обеспечение лечебного питания: диета №4, из пищи исключить продукты, богатые растительной клетчаткой и раздражающие кишечник. Пища дается в проваренном и протертом виде, прием пищи небольшими порциями, через 3-4 часа. Переход на обычный режим питания осуществляется постепенно, в течение 1-2 месяцев после клинического выздоровления.

Медикаментозное лечение:

-          антибактериальная терапия;

-          бактериофаг дизентерийный – внутрь курс 5 – 7 дней

-          энтеросорбенты – смекта, энтеродоз внутрь 5 – 7 дней;

-          коррекция дисбактериоза – бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и др.;

-          витамины группы В, С;

-          ферменты ЖКТ в стадии выздоровления, курс 2 – 4 недели: фестал, панкреатин; мезим, ораза и др.;

-          симптоматические средства – жаропонижающие, спазмолитики, средства от метеоризма и др.

 

5.

Мероприятия в отношении больных и контактных лиц:

-          Подается экстренное извещение в ЦГСЭН:

-          Изоляция контактных не проводится.

-          При возникновении одного случая заболевания – медицинское наблюдение за контактными в течение 7 дней; при возникновении вспышки – карантин на 7 дней с ежедневной термометрией, осмотром стула у всех контактных.

-          В очаге инфекции проводится текущая дезинфекция 1% раствором хлорной извести или 1% раствором хлорамина – экспозиция 60 мин.

-          Бактериальное обследование контактных обязательно в детских яслях, эпидемически значимых объектах. Проводят комплексное обследование всех детей, персонала группы и работников пищеблока с однократным посевом испражнений на дизентерию в первые 3 дня от момента контакта с больными

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  87  88  89  90   ..