ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 6
- 2017 год
Ситуационная задача 128
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
К фельдшеру ФАП обратилась мать 5-летней девочки.
Она рассказала, что утром у ребенка во время акта дефекации вышел огромный (25
– 30 см) круглый червь розоватого цвета.
Из расспроса выяснено, что последние 2 недели
девочка плохо кушает, стала вялая, капризная, часто жалуется на боли в животе,
иногда по утрам бывает рвота.
Объективно: состояние
удовлетворительное, кожные покровы чистые, бледные, под глазами «темные круги».
Со стороны внутренних органов – без особенностей.
Вопросы:
1.Поставьте
предварительный диагноз.
2.Обоснуйте
ответ.
3.Назовите
дополнительные методы диагностики.
4.Назовите
принципы лечения.
5.Дайте
советы по профилактике данного заболевания.
-симптомы
поражения ЖКТ (боли в животе, рвота по утрам)
3
Дополнительные методы исследования: исследование вышедшего червя
(его идентификация), исследование кала на яйца глистов, ОАК
(эозинофилия)
4.
Принципы лечения: проведение дегельминтизации, лучше в условиях
дневного стационара. Используют противоглистные препараты: вермокс =
мебендазол, левамизол = декарис, пирантел = комбантрин, пиперазина
адипинат
5.
Советы по профилактике:
-тщательно
мыть все продукты, которые могут быть загрязнены землей (зелень, овощи,
фрукты);
-после
контакта с землей мыть руки с двукратным намыливанием;
-следить
за тем, чтобы ребенок не брал землю в рот,
-приучать
ребенка мыть руки после игр на земле;
-оборудовать
песочницы для детей на солнце и ежедневно рыхлить в них песок;
-не
допускать игр ребенка с уличной обувью;
-делать
влажную уборку в доме не реже одного раза в неделю
Ситуационная задача 129
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Девочка, 1 год 6 месяцев, поступила в клинику с жалобами матери на
снижение аппетита у ребенка, вялость, извращение вкуса (ест мел).
Из анамнеза. Ребенок от I беременности, протекавшей с анемией в III
триместре (лечение не проводилось). Роды срочные. Масса тела при рождении 3300
г, длина 52 см. Грудное вскармливание до 3,5 месяцев, затем – искусственное
(смесь «Детолакт»). Прикорм: с 5 месяцев – каши (овсяная и манная) на коровьем
молоке и творог, с 9 – овощное пюре, с 11 – мясное пюре (ела плохо). В возрасте
1 года девочку отправили за город к бабушке, где она получала каши на коровьем
молоке, творог, овощи, от мяса отказывалась. За 3 месяца пребывания в деревне
дважды перенесла ОРВИ. После возвращения домой в анализе крови выявлено снижение
уровня Hb (79 г/л).
При поступлении: состояние средней тяжести, капризная, кожа и видимые
слизистые бледные, чистые. Волосы тусклые, ломкие. В легких пуэрильное дыхание,
хрипов нет. Тоны сердца несколько приглушены, ритмичные, на верхушке
выслушивается короткий систолический шум. Живот мягкий, безболезненный. Печень
выступает на 2,5 см из-под реберной дуги. Селезенка у реберного края. Моча и
стул обычной окраски.
Вопросы:
1.Поставьте
предварительный диагноз.
2.Обоснуйте
ответ.
3.Назовите
дополнительные методы исследования, подтверждающие диагноз и характерные в них
изменения при данном заболевании.
4.Назовите
принципы диетотерапии.
5.Назовите
принципы медикаментозного лечения и правила приема назначаемых лекарственных
препаратов детям раннего возраста.
Эталон решения ситуационной задачи 129
№
п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1
2
3
1.
Предположительный диагноз. Железодефицитная
анемия средней степени тяжести
2.
Обоснование:
Диагноз поставлен на основании жалоб, клинической картины и изменений со
стороны анализа крови.
-проявления
синдрома дистрофии и полигиповитаминоза (бледность кожи и видимых
слизистых, дистрофические нарушения придатков кожи – тусклые и ломкие
волосы, снижение аппетита, извращение вкуса – ест мел);
2.Биохимический
анализ крови – определение уровня сывороточного железа, уровень
которого при анемии снижается
4.
Принципы диетотерапии.
-Охрана
и поддержка грудного вскармливания при полноценном питании кормящей
матери. В питании матери должны широко использоваться продукты с высоким
содержанием железа (мясные продукты и др.), а также овощи и фрукты, в
состав которых входят вещества, участвующие в гемопоэзе: медь, кобальт и
др. К ним относятся морковь, цветная капуста, свекла, яблоки, груши,
инжир, хурма, курага, черная смородина и др.
1
2
3
-В
рацион кормящей матери рекомендуется вводить специальные продукты на
молочной основе, обогащенные белком, витаминами и минеральными
веществами – «Фемилак-мама», «Думил-мама плюс» и др.
-На
искусственном вскармливании применять адаптированные молочные смеси,
возможно, обогащенные железом (например, «Семилак с железом», «Энфамил с
железом» и др.).
-Более
раннее назначение прикормов: овощное пюре – с 4-х мес.; мясные продукты
– с 5-6 мес., каши – в обычные сроки (с 5-6 мес.), но предпочтение
отдается толокняной, гречневой, овсяной каше.
-Регулярно
давать соки, фруктовые пюре
5.
Принципы медикаментозного лечения и правила приема назначаемых
лекарственных препаратов детям раннего возраста: Назначаются 2
группы лекарственных препаратов:
А) железосодержащие препараты;
Б) витамины.
Препараты железа назначаются при и анемии средней тяжести перорально,
суточная доза делится на 3-4 приема.
При приеме препаратов железа следует соблюдать следующие правила:
-Препараты
дают за 40 мин. до еды или через 40-60 мин. после еды.
-Нельзя
запивать молоком или чаем.
-Начинают
с ½ дозы, за 7-10 дней доводят до полной дозы, которую дают до
нормализации уровня Hb, затем переходят
на ½ дозы, общий курс лечения составляет 3-4 месяца.
-Т.к.
при приеме препаратов железа возможны диспептические нарушения за счет
активации условно-патогенной флоры кишечника, оправдано одновременное
применение эубиотиков.
-Детям
раннего возраста предпочтительно назначение железосодержащих препаратов,
выпускаемых в жидкой форме (капли, сироп). Хороши для детей этой
возрастной группы феррум лек, мальтофер, гемофер, актиферрин и др.
Ситуационная задача 130
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 4-х лет,
посещающего детское дошкольное образовательное учреждение. Заболел сегодня
утром, повысилась температура тела до 37,80 С, появился небольшой
кашель, на всем теле красная пятнисто-папулезная сыпь на бледном фоне кожи,
более густо покрывающая ягодицы и наружные поверхности конечностей. В зеве –
умеренная гиперемия, пальпируются болезненные затылочные и заднешейные
лимфатические узлы. Со стороны внутренних органов без изменений.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз. Обоснуйте ответ.
2.Определите
тактику по отношению к ребенку.
3.Назначьте
лечение. Особенности ухода за ребенком.
4.Мероприятия
в очаге инфекции.
5.Специфическая
профилактика заболевания.
Эталон решения ситуационной задачи 130
№
п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1.
Диагноз. Краснуха
Обоснование:
-появление
красной пятнисто-папулезной сыпи на бледном фоне кожи в первый день
болезни и сразу на всем теле,
-типичное
для краснухи сгущение сыпи на ягодицах и конечностях,
-увеличение
затылочных и заднешейных лимфатических узлов при отсутствии выраженных
катаральных явлений со стороны
-верхних
дыхательных путей,
-субфебрильная
лихорадка
2.
Тактика. Ребенок лечится дома. Необходимо:
-сообщить
врачу-педиатру ЦРБ,
-активные
посещения – 1 раз в 3 дня,
-изоляция
ребенка на 5 дней,
-выявление
беременных среди контактных
3.
Лечение. Особенности ухода.
Лечение: режим полупостельный. Дома – влажная уборка, проветривание.
Полноценное питание по возрасту. Гигиена кожи. Поливитамины
4.
Мероприятия в очаге инфекции:
-экстренное
извещение в ЦГСЭН,
-дезинфекция
не проводится,
-проветривание
помещений, влажная уборка,
-наблюдение
за контактными (термометрия, осмотр кожи, зева, пальпация л/у)
5.
Специфическая профилактика заболевания.
Используют живую ослабленную вакцину
«Рудивакс», а также комбинированную вакцину против кори, эпидемического
паротита, краснухи.
Иммунизация проводится два раза: в 12
месяцев и 7 лет. Вакцина готовится из живых ослабленных вирусов
краснухи. Вводится подкожно или внутримышечно в плечо.
Ситуационная задача 131
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП. Вызов к ребенку (мальчику) 3,5 лет, который посещает детский
сад.
Заболел остро, вчера вечером. Отмечался подъем температуры тела до 37,5 гр. С и
появление на коже волосистой части головы, лица, туловища и конечностей
пятнисто-папулезной сыпи. Сегодня отдельные элементы пятнисто-папулезной сыпи
сформировались в везикулы, заполненные прозрачным содержимым. Ребенок капризный,
плохо кушает. Зев спокойный. Со стороны внутренних органов изменений не
выявлено.
В последующие два дня температура тела 38,20 С, сыпь на тех же
участках подсыпала, подобные высыпания обнаружены и на слизистой оболочке
полости рта.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз. Обоснуйте ответ.
2.Определите
свою тактику по отношению к ребенку.
3.Назначьте
лечение. Особенности ухода за ребенком.
4.Перечислите
мероприятия, проводимые в очаге инфекции.
5.Назовите
сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка.
Эталон решения ситуационной задачи 131
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1.
Постановка диагноза и его обоснование
Диагноз: Ветряная оспа.
Обоснование диагноза:
-Лихорадка,
интоксикация.
-Везикулезная
сыпь по всему телу с характерной динамикой развития элементов (пятно –
папула – везикула)
2.
Определение тактики по отношению к ребенку
1.Ребенок
лечится амбулаторно.
2.Активные
патронажи первые 2-3 дня ежедневно, затем 1 раз в 3 дня.
3.Информация
в ЦГСЭН: экстренное извещение не позднее 12 часов после выявления
больного
-симптоматические
средства – жаропонижающие при температуре выше 38,5 гр. С, поливитамины,
для уменьшения зуда – супрастин
4.
Мероприятия в очаге инфекции
-На
группу накладывается карантин сроком на 21 день.
-В
карантинной группе ежедневно проводят термометрию и осмотр детей, не
проводятся профилактические прививки, запрещен перевод детей в другие
детские учреждения.
-Проветривание
помещений, влажная уборка.
-Проводится
санитарно-просветительская работа
5.
Сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка
Изоляция ребенка на весь срок высыпания плюс 5 дней с момента последнего
высыпания.
Переболевшие допускаются в детское учреждение после отпадания корочек
Ситуационная задача 132
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Девочка, 2 года. Заболела остро: повысилась температура тела до 39,00 С,
появился кашель, насморк, конъюнктивит. В последующие дни катаральные явления
нарастали, конъюнктивит стал более выраженным, появилась светобоязнь. На 4-ый
день болезни температура тела 39,50 С, появилась сыпь на лице,
которая в последующие дни сыпь распространилась на туловище и на конечности,
катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей усилились.
Ребенок направлен на госпитализацию.
При поступлении: состояние средней тяжести, температура тела 38,20 С.
Девочка вялая. На коже лица, туловища, конечностях обильная ярко-розовая
пятнисто-папулезная, местами сливная сыпь. Дыхание через нос затруднено,
обильное слизисто-гнойное отделяемое. Кашель влажный. Конъюнктивит,
слезотечение. В легких дыхание жесткое, выслушивается небольшое количество сухих
и единичные влажные хрипы. Сердечные тоны громкие, ритмичные. Зев влажный,
обложен. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,0 см. Селезенка не
пальпируется. Живот мягкий, безболезненный.
Эпидемиологический анамнез:
ребенок начал прививаться с 1 года 2-х мес. возраста, проведена вакцинация АКДС
и против полиомиелита.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз.
2.Обоснуйте
ответ.
3.Назовите
основные моменты организации специализированного сестринского ухода за ребенком.
4.Назовите
принципы медикаментозного лечения.
5.Назовите
сроки изоляции больного ребенка при данном заболевании.
Эталон решения ситуационной задачи 132
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1
2
3
1.
Предположительный диагноз. Корь, период высыпания.
2.
Обоснование диагноза:
-острое
начало заболевания,
-наличие
лихорадки и интоксикации,
-наличие
катаральных явлений со стороны верхних дыхательных путей в сочетании с
конъюнктивитом (слезотечение, светобоязнь),
-появление
на 4-ый – 5-ый день болезни пятнисто-папулезной сыпи на лице и шее,
которая затем распространяется на туловище и конечности
3.
Организация специализированного сестринского ухода за ребенком:
-Ребенка
помещают в мельцеровский бокс.
-Уход
индивидуальный, желательно материнский.
-Проветривание
помещения, увлажнение воздуха, уменьшение освещенности в комнате
больного корью.
-Постельный
режим на весь период лихорадки.
-Полноценное
сбалансированное питание с повышенным содержанием витаминов и
микроэлементов, особенно аскорбиновой кислоты.
-Обработка
кожи и слизистых оболочек, с целью нормальной гигиены и предотвращения
заноса инфекции в местах воспаления и высыпаний. Проводится промывание
глаз несколько раз в день теплой кипяченой водой, закапывание глаз
масляного растворавитамина
А 1-2 капли по
3-4 раза в день.
-Обильное
питье для уменьшения интоксикации и адекватной работы почек.
4.Для
предотвращения развития стоматита, необходимо по несколько раз полоскать
рот теплой кипяченой водой или антисептическими растворами.
1
2
3
4.
Принципы медикаментозного лечения.
Симптоматическое лечение:
-при
повышении температуры тела более 38,5 С – прием жаропонижающих
препаратов из группы НПВС, таких как парацетамол(10-15
мг/кг),ибупрофен(5-10
мг/кг);
-применение
антибактериальных препаратов при неосложненной коре не показано, т.к.
корь является вирусным заболеванием, но если возникли подозрения на
развитие осложнения в виде пневмонии, то необходимо к лечению добавить
антибактериальные препараты широкого спектра действия
5.
Сроки изоляции больного ребенка
5 дней от начала высыпания, при пневмонии – 10 дней
Ситуационная задача 133
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 6 лет,
посещающего детское дошкольное учреждение. Заболел ночью, повысилась температура
до 39,00 С, появилась головная боль, боль в горле при глотании, утром
на всем теле обнаружили красную сыпь.
При осмотре: состояние
средней тяжести, температура 38,80С, на коже всего тела на
гиперемированном фоне красная мелкоточечная сыпь со сгущениями в складках кожи и
на щеках, носогубный треугольник бледный. В зеве, на фоне яркой гиперемии, на
левой миндалине гнойный налет в лакунах. Язык обложен серым налетом, пульс 120
ударов в 1 мин.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз. Обоснуйте ответ.
2.Определите
свою тактику по отношению к ребенку.
3.Назначьте
лечение. Назовите особенности ухода за ребенком.
4.Перечислите
мероприятия в очаге инфекции.
5.Назовите
сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка.
Эталон решения ситуационной задачи 133
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1
2
3
1.
Диагноз. Скарлатина.
Обоснование. Диагноз поставлен на основании характерной для
скарлатины триады симптомов: интоксикации, лакунарной ангины и
мелкоточечной сыпи на теле с типичными для этого заболевания местами
сгущения сыпи и ее отсутствием в области носогубного треугольника
2.
Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционную
больницу, подача экстренного извещения в ЦГСЭН
1
2
3
3.
Лечение. Особенности ухода за ребенком.
-Ребенок
находится в отдельном или на 2 – 3 койки боксе, заполнение должно быть
одномоментным (в течение 1 – 2 дней).
-Ношение
масок и смена халатов для персонала обязательна.
-Влажная
уборка, кварцевание, проветривание не реже 2-х раз в день.
-Постельный
режим на 5 – 7 дней.
-Диета
щадящая, с ограничением соли, обогащенная солями калия и гипоаллергенная
на 3 недели. В первые дни – обильное теплое питье, полужидкая пища (суп,
каша, кисель).
-Гигиенический
уход за кожей, слизистыми.
-Медикаментозное
лечение: этиотропная терапия – антибиотики пенициллинового ряда;
патогенетическая терапия и профилактика осложнений – НПВС (ибупрофен,
вольтарен, диклофенак и др.); антигистаминные препараты (супрастин,
тавегил и др.); симптоматические средства (полоскание горла), витамины.
-Контроль
анализа мочи, анализа крови, ЭКГ (возможные осложнения – нефрит, острая
ревматическая лихорадка)
4.
Мероприятия в очаге инфекции.
-Экстренное
извещение в ЦГСЭН.
-Ежедневно
проводят влажную уборку и кварцуют помещение. Дезинфекция игрушек,
посуды.
-Изоляция
контактных:дети, не болевшие скарлатиной, посещающие ДДУ и
первые два класса школ, не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней
с момента изоляции больного
5.
Сроки изоляции: до клинического выздоровления, но не ранее чем
через 10 дней от начала заболевания.
Допуск в коллектив ребенка не ранее, чем через 22 дня от начала
заболевания (после дополнительной изоляции ребенка на дому на протяжении
12 суток после выздоровления)
Ситуационная задача 134
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП. Вызов к ребенку 10 месяцев. Заболел остро. Сегодня утром
повысилась температура тела до 39,00 С, дважды была рвота,
периодически резко беспокоится, крик монотонный, отказывается от груди, на коже
появилась сыпь.
При осмотре: состояние тяжелое, вялый, на окружающих не реагирует,
большой родничок выбухает и напряжен, голова запрокинута назад, во время осмотра
дал кратковременные судороги. Температура тела при осмотре 40,00 С,
кожные покровы бледные, сыпь геморрагическая, звездчатая, располагается на
ягодицах, бедрах, голенях, веках. Со стороны сердечно-сосудистой системы –
тахикардия, приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок
беспокоится, плачет.
Эпидемиологический анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в
горле.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз.
2.Обоснуйте
ответ.
3.Определите
свою тактику по отношению к ребенку.
4.Составьте
алгоритм оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.
5.Диспансеризация
детей, перенесших данное заболевание..
Эталон решения ситуационной задачи 134
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1.
Диагноз. Менингококковая инфекция,
генерализованная форма – менингит, менингококкцемия
2.
Обоснование:
-Острое
начало.
-Симптомы
интоксикации.
-Лихорадка
(пиретическая = высокая фебрильная).
-Симптомы
менингита: дважды была рвота, периодически резко беспокоится, крик
монотонный, большой родничок выбухает и напряжен, голова запрокинута
назад, во время осмотра дал кратковременные судороги.
-Симптомы
менигококцемии: сыпь геморрагическая, звездчатая, располагается на
ягодицах, бедрах, голенях, веках
3.
Тактика фельдшера.
-Экстренная
госпитализация в инфекционное отделение после оказания неотложной
помощи.
-Подача
экстренного извещения в ЦГСЭН
4.
При установлении диагноза «менингококцемия» на догоспитальном этапе
больному внутримышечно вводят:
-антибиотики
(целесообразнее – цефтриаксон, для грудных детей и детей до 12 лет доза
составляет 20-75 мг/кг массы тела.) – этиотропная терапия;
-литическую
смесь (50% раствор метамизола натрия (анальгина) 0,1 мл на год жизни, 1%
раствор дифенгидрамина (димедрола) 0,1 мл на год жизни;
-с
целью предотвращения развития острой надпочечниковой недостаточности глюкокортикоиды
(преднизолон) в разовой дозе 3-5 мг на кг массы тела;
-при
судорогах ввести в/в или в/м 0,5% раствор диазепама (реланиума,
седуксена) 0,1 – 0,5 мг/кг массы тела или 0,05 – 0,1 мл на кг массы
тела;
-при
симптомах менингита с целью уменьшения отека мозга вводят в/м 1% раствор
фуросемида (лазикса) 1-2 мг / кг массы тела;
-больным
с признаками ИТШ проводят инфузионную терапию с целью восполнения ОЦК
5.
Диспансеризация: Реконвалесценты генерализованных форм
менингококковой инфекции наблюдаются в поликлинике инфекционистом,
невропатологом и участковым педиатромв течение 2 лет с
периодичностью осмотра 1 раз в 3 месяца на первом году, 2 раза в год на
2-ом году наблюдения.
Профилактические прививки реконвалесцентам менингококкового менингита
проводятся не ранее, чем через 1 год (по согласованию с невропатологом);
реконвалесцентам менингококцемии – через 6 месяцев; назофарингита –
через 2 месяца; при бактерионосительстве – через 1 месяц после санации
Ситуационная задача 135
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 7 лет. Заболел остро. Повысилась
температура тела до 38,20 С, появилась припухлость в области
околоушной железы справа, боли при жевании.
При осмотре: температура
38,80 С, беспокоит боль при жевании, повороте головы и открывании
рта, с обеих сторон вокруг ушных раковин припухлость, болезненная при пальпации.
Дыхание везикулярное. Тахикардия. Живот при пальпации мягкий, безболезненный.
Физиологические отправления в норме.
3.Назовите
принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.
4.Назовите
мероприятия в отношении контактных лиц.
5.Специфическая
профилактика данного заболевания.
Эталон решения ситуационной задачи 135
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1.
Предположительный диагноз. Эпидемический паротит.
Обоснование. Диагноз поставлен на основании острого начала
заболевания, жалоб (боль при жевании, повороте головы и открывании рта),
повышения температуры тела; появления болезненной припухлости в области
околоушных слюнных желез
2.
Тактика фельдшера: ребенок лечится дома, изоляция на 9 дней от
начала болезни, активные посещения ежедневно до нормализации температуры
тела, затем 1 раз в 3 дня. Экстренное извещение в ЦГСЭН
3.
Принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.
-Назначается
постельный режим до нормализации температуры.
-Обильное
питье, пища должна быть механически и химически щадящей в первые дни
болезни, полоскание рта после приема пищи теплой водой.
-Включать
в питье кислые соки, чтобы стимулировать слюноотделение.
-Лечение
симптоматическое. Местно на пораженную слюнную железу – сухое тепло. При
температуре выше 38,5 гр. С – парацетамол 10 – 15 мг/кг
4.
Мероприятия в отношении контактных лиц.
В детских учреждениях, где выявлен случай заболевания паротитом,
устанавливается карантин на 21 день. За контактными детьми до 10-летнего
возраста осуществляется медицинское наблюдение (ежедневный осмотр с
термометрией) с 11-ого дня от первого дня контакта с заболевшим до
21-ого дня. Запрещен перевод детей в другие группы и прием новых детей
(не болевших и не привитых)
5.
Специфическая профилактика осуществляется прививанием живой
вакциной ЖПВпланово
в возрасте 1 года, в дальнейшем производится ревакцинация в 6 лет.
Для специфической профилактики применяют живую вакцину (ЖПВ).
Ситуационная задача 136
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Вы – фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 5 лет.
Заболел остро, повысилась температура 38,90 С, жалуется на боли в
горле, отказывается от еды.
При осмотре: состояние
средней тяжести, ребенок вялый, бледный, в зеве – выраженная гиперемия миндалин,
дужек, миндалины отечны, на левой миндалине и на ее передней дужке плотные
налеты сероватого цвета с четкими краями, при попытке их удалить –
кровоточивость. Увеличены и умеренно болезненны подчелюстные лимфатические узлы
слева. Со стороны внутренних органов: дыхание везикулярное, тоны сердца
приглушены, тахикардия. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические
отправления в норме.
Ребенок посещает детский сад.
Вопросы:
1.Поставьте
диагноз. Обоснуйте ответ.
2.Определите
свою тактику по отношению к ребенку.
3.Назовите
принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.
Обоснование. Диагноз поставлен на основании клиники – наличия
интоксикации и лихорадки, типичных фибринозных налетов на миндалинах и
передней дужке, появления кровоточивости при попытке их удалить,
отечности миндалин и увеличения тонзиллярных лимфатических узлов
2.
Тактика фельдшера:
-экстренная
госпитализация в инфекционное отделение в отдельный бокс;
-подача
экстренного извещения в ЦГСЭН
3.
Принципы лечения. Особенности ухода за ребенком.
Медикаментозное лечение.
1.Специфическая
терапия: Возможно раннее введение противодифтерийной антитоксической
сыворотки для нейтрализации токсина и ликвидации местного очага.
Сыворотка вводится дробным методом по Безредко в присутствии врача, имея
наготове противошоковые средства. Наблюдают за больным после введения
сыворотки не менее часа с контролем АД, частоты дыхания и пульса. Доза
сыворотки зависит от формы болезни и дня заболевания.
2.Патогенетическая
терапия направлена на дезинтоксикацию,
восстановление гемодинамических нарушений и надпочечниковой
недостаточности:
-антибиотики
при осложнениях или присоединении других инфекций
1
2
3
Особенности ухода за ребенком:
-изолировать
больного до клинического выздоровления + отрицательного результата
бактериологического обследования на BL (профилактика распространения
инфекции);
-масочный
режим при контакте с больным (предупреждение воздушно-капельного
механизма передачи инфекции);
-проветривание,
влажная уборка не менее 2 паз в день ((уменьшение концентрации
возбудителей во внешней среде);
-правильное
питание: пища механически, термически и химически щадящая;
-строгий
постельный режим 7-10 дней, затем постепенное расширение по мере
улучшения состояния ребенка;
-гигиена
кожи и слизистых оболочек;
-профилактика
осложнений – контроль диуреза и характера мочи в течение 3-х недель
(возможно развитие нефрита), ЭКГ (возможно развитие миокардита)
4.
Мероприятия в отношении контактных лиц: при выявлении больного
дифтерией в детском учреждении устанавливается карантин на 7
дней. Все контактные, в том числе персонал, одномоментно обследуются на
носительство дифтерийной палочки и наблюдаются в течение 7 дней с
ежедневной термометрией. Всех детей осматривает ЛОР-врач.
При выявлении в очаге носителей токсигенных коринебактерий, все
контактные обследуются еще раз и так до получения у всех отрицательного
результата. Выявленные носители токсигенных коринебактерий изолируются и
лечатся в стационаре. Лечение бактерионосителей проводят антибиотиками:
тетрациклины (дети старше 9 лет), эритромицин, цефалоспорины на фоне
общеукрепляющей терапии и устранения хронических очагов инфекции
5.
Специфическая профилактика.
Проводится активная иммунизация: для вакцинации используется вакцинная
АКДС, проводится 3-хкратно в дозе 0,5 мл в/м с 3-х мес. с интервалом 45
дней (3мес. – 4,5 мес. – 6 мес.).
2-ая ревакцинация – 7 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м.
3-я ревакцинация – 17 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м и
далее 1 раз каждые 10 лет
Ситуационная задача 137
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
Мальчик 4-х месяцев, находится на искусственном вскармливании.
Поступил в стационар на 4-ый день болезни в тяжелом состоянии. Заболевание
началось с учащения стула до 5 раз в сутки (жидкий, водянистый,
желтовато-оранжевого цвета с примесью небольшого количества слизи и зелени),
срыгиваний, ухудшения аппетита.
На 2-ой день повысилась температура тела до 37,50 С, была два раза
рвота, стул жидкий, не переваренный, до 6 раз в сутки. В последующие дни ребенок
продолжал лихорадить, рвота (до 3-4 раз в сутки) и срыгивания сохранялись,
появились сухость слизистых оболочек, резкое вздутие живота. Стул участился до
15 раз в сутки (жидкий, не переваренный, водянистый, пенистый с небольшим
количеством слизи и зелени). Ребенок стал беспокойным, «сучил» ножками,
отказывался от еды, плохо пил воду.
Объективно: отмечается бледность кожи и «мраморный рисунок», тургор
снижен, черты лица заострены. Дыхание пуэрильное, до 30 в минуту. Тоны сердца
приглушены. Живот резко вздут газами, урчащий во всех отделах. Диурез снижен.
Задания:
1.Поставьте
диагноз.
2.Обоснуйте
ответ.
3.Назовите
методы лабораторной диагностики.
4.Организация
специализированного сестринского ухода за ребенком.
5.Назовите
принципы медикаментозного лечения.
Эталон решения ситуационной задачи 137
№ п/п
Выполнение задания
Выполнил/
Не выполнил
1
2
3
1.
Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, вероятно
эшерихиоз
2.
Обоснование:
-возраст
ребенка (болеют преимущественно дети 1-ого года жизни);
-искусственное
вскармливание;
-дисфункция
кишечника по типу гастроэнтерита: срыгивания, рвота, водянистый
брызжущий стул желто-оранжевого цвета, иногда с небольшим количеством
прозрачной слизи;
-симптомы
токсикоза с эксикозом: температура, вялость, адинамия, снижение
эластичности кожи, западение большого родничка, приглушенность тонов
сердца, тахикардия)
3.
Методы лабораторной диагностики:
-бактериологический
метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;
-серологический
метод – определение в крови специфических антител
-патогеническая
терапия включают срочную детоксикацию и восстановление гемодинамики, что
осуществляется путем оральной регидратации или внутривенной инфузионной
терапии;
1
2
3
-при
тяжелых формах назначаются преднизолон;
-посиндромная
терапия включает назначение витаминов, антигистаминных,
сердечно-сосудистых и других препаратов, энтеросорбентов;
-средства,
повышающие неспецифическую резистентность организма, к которым
относятся: пентоксил, метацил, лизоцим, апилак и др.;
-в
период выздоровления для восстановления нормальной микрофлоры кишечника
назначают эубиотики про- и пребиотики, которые следует принимать в
течение 4 недель, а также ферменты и стимулирующую терапию
Ситуационная задача 138
Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на
вопросы
Основная часть
К фельдшеру обратилась мать 5-тилетнего ребенка с жалобами на повышение у него
температуры тела до 38,20 С, появление разжиженного стула с большим
количеством слизи. Мальчика беспокоят боли в животе, ребенок часто просится на
горшок, долго тужится, лицо его при этом краснеет.
При осмотре: ребенок вялый. Кожа бледная, конечности горячие на ощупь. Язык
густо обложен, сухой. В легких дыхание везикулярное, хрипы не выслушиваются,
Тоны сердца звучные, тахикардия до 120 уд. в мин.
Живот мягкий, втянут, болезненный в левой подвздошной области. Сигмовидная кишка
спазмирована, болезненная. Анус податлив. Стул скудный, с большим количеством
мутной слизи и сгустков крови. Мочится редко.
-типичной
клинической картины: интоксикация, синдром дистального колита – частый
жидкий стул со слизью, кровью и тенезмами, болезненная, спазмированная
сигмовидная кишка
2.
Методы лабораторной диагностики:
-бактериологический
метод – выделение эшерихий из испражнений, рвотных масс;
-серологический
метод – определение в крови специфических антител
3.
Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционное
отделение, подача экстренного извещение в ЦГСЭН
1
2
3
4.
Особенности ухода за ребенком:
-госпитализация
в отдельный бокс по типу возбудителя;
-влажная
уборка, проветривание, кварцевание не менее 2 р. в день;
-текущая
дезинфекция всех выделений и предметов пользования;
-регистрация
кратности и характера стула и рвоты;
-учет
потери жидкости со стулом и рвотными массами;
-ежедневный
контроль массы тела;
-проведение
оральной регидратации;
-термометрия
2 раза в день;
-следить
за диурезом;
-уход
за кожей и слизистыми;
-обеспечение
лечебного питания: диета №4, из пищи исключить продукты, богатые
растительной клетчаткой и раздражающие кишечник. Пища дается в
проваренном и протертом виде, прием пищи небольшими порциями, через 3-4
часа. Переход на обычный режим питания осуществляется постепенно, в
течение 1-2 месяцев после клинического выздоровления.
Медикаментозное лечение:
-антибактериальная
терапия;
-бактериофаг
дизентерийный – внутрь курс 5 – 7 дней
-коррекция
дисбактериоза – бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и др.;
-витамины
группы В, С;
-ферменты
ЖКТ в стадии выздоровления, курс 2 – 4 недели: фестал, панкреатин;
мезим, ораза и др.;
-симптоматические
средства – жаропонижающие, спазмолитики, средства от метеоризма и др.
5.
Мероприятия в отношении больных и контактных лиц:
-Подается
экстренное извещение в ЦГСЭН:
-Изоляция
контактных не проводится.
-При
возникновении одного случая заболевания – медицинское наблюдение за
контактными в течение 7 дней; при возникновении вспышки – карантин на
7 дней с ежедневной термометрией, осмотром стула у всех контактных.
-В
очаге инфекции проводится текущая дезинфекция 1% раствором хлорной
извести или 1% раствором хлорамина – экспозиция 60 мин.
-Бактериальное
обследование контактных обязательно в детских яслях, эпидемически
значимых объектах. Проводят комплексное обследование всех детей,
персонала группы и работников пищеблока с однократным посевом
испражнений на дизентерию в первые 3 дня от момента контакта с больными