ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 4

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  85  86  87  88   ..

 

ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 4

 - 2017 год

 

Ситуационная задача 100

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру ФАП обратился пациент М. 65 лет. Со слов пациента, в течение полугода отмечает снижение зрения, которое прогрессирует, «видит, как бы через запотевшее стекло», при чтении возникает необходимость в дополнительном освещении.

Объективно: состояние удовлетворительное. При осмотре глаз: кожа век не изменена, конъюнктива без особенностей, в области зрачка легкое помутнение.

Вопросы.

6.            Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.

7.            Назовите необходимые дополнительные исследования.

8.            Определите тактику фельдшера по ведению пациента.

9.            Назовите принципы лечения.

10.        Дайте рекомендации по вторичной профилактике.

 

Эталон решения ситуационной задачи 100

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Постановка диагноза и его обоснование

Предположительный диагноз: катаракта

При обосновании диагноза:

-      отмечен типичный для развития катаракты возраст пациента;

-       выявлены основные жалобы: на прогрессирующее снижение зрения («видит, как бы через запотевшее стекло», при чтении возникает необходимость в дополнительном освещении);

-       объективно определено легкое помутнение в области зрачка

 

2.

Необходимые дополнительные исследования:

-          визометрия – исследование остроты зрения при помощи таблицы или проектора знаков,

-          осмотр глазного дна (офтальмоскопия),

-          исследование полей зрения (периметрия),

-          измерение внутриглазного давления (тонометрия)

 

3.

Тактика фельдшера по ведению пациента: необходима консультация офтальмолога для оказания специализированной помощи

 

4.

Принципы лечения:

-        режим свободный;

-        диета с ограничением соли, жирных сортов мяса, копченостей, с достаточным содержанием овощей, фруктов;

-        в начальную стадию – инстилляции препаратов улучшающих обмен веществ (офтан-катохром, квинакс, рибофлавин, вита-йодурол);

-        хирургическое лечение

 

5.

Рекомендации по вторичной профилактике:

-      профилактика послеоперационных осложнений;

-      соблюдение рекомендованного режима;

-      закапывание капель

 

 

Раздел 3.

ОКАЗАНИЕ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ

И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Ситуационная задача 101

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП при посещении ребенка 3-хнедельного возраста обнаружил на коже туловища малыша в области шеи и передней поверхности грудной клетки мелкоточечную сыпь розового цвета.

Состояние удовлетворительное, Т тела 36,7 гр. С, сосет активно.

В комнате, где находится ребенок, душно, жарко. Т воздуха + 28,00 С. Ребенок одет в теплый костюмчик с начесом, на ногах – шерстяные носки, укрыт одеялом.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите возможные причины заболевания. Что привело к его развитию в данном конкретном случае?

4.            Назначьте лечение.

5.            Дайте советы по профилактике данного состояния.

Эталон решения ситуационной задачи 101

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Постановка диагноза. Потница

 

2.

Обоснование диагноза:

-          характер сыпи – мелкоточечная, розового цвета;

-          связь с перегреванием;

-          отсутствие симптомов интоксикации

 

3.

Возможные причины заболевания – следствие усиленного потоотделения, возникающее при перегревании ребенка.

В данном конкретном случае имеет место высокая Т окружающей среды (+ 28,00 С) и несоответствие Т окружающей среды одежде (излишнее укутывание)

 

4.

Лечение.

1.         Устранить причину.

2.         На несколько дней отказаться от памперсов.

3.         Ежедневно проводить гигиеническую ванну.

4.         Лечебные ванны, например, с отваром ромашки.

5.         Воздушные ванны 2-3 раза в день.

6.         В течение дня протирать кожу ребенка ватными дисками, смоченными в кипяченой воде, влажными детскими салфетками.

7.         Проблемные участки кожи можно протирать смоченным в 2% растворе соды ватным диском

 

5.

Советы по профилактике:

-          поддержание Т воздуха в помещении + 22-24 гр. С;

-          обеспечение соответствия одежды Т окружающего воздуха;

-          использование одежды и постельного белья из натуральных тканей;

-          гигиенический уход за кожей

 

 

Ситуационная задача 102

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП проводит патронаж к ребенку 3-хнедельного возраста. Жалоб мама не предъявляет. Вскармливание грудное, молока достаточно, сосет активно.

Объективно: состояние удовлетворительное, Т тела 36, 6 0 С. На коже в области паховых складок и вокруг ануса умеренно выраженная гиперемия кожи без четких границ.

При беседе с мамой выяснилось, что ребенок часто и подолгу лежит в мокрых пеленках (т.к. с ее слов, «его это не беспокоит»).

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите возможные причины заболевания. Что привело к его развитию в данном конкретном случае?

4.            Назначьте лечение.

5.            Дайте советы по профилактике данного состояния.

 

 

 

 

 

Эталон решения ситуационной задачи 102

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Постановка диагноза

Диагноз: опрелости I степени

 

2.

Обоснование диагноза:

-          типичная локализация – естественные складки кожи;

-          связь с дефектами ухода;

-          отсутствие симптомов интоксикации;

-          изменения со стороны кожи в виде ее гиперемии

 

3.

Возможные причины заболевания – возникают в естественных складках кожи вследствие ее раздражения при нарушениях ухода за ребенком.

В данном конкретном случае ребенок часто и подолгу лежит в мокрых пеленках

 

4.

Лечение.

1.         выяснить и устранить причину;

2.         соблюдение основных гигиенических правил, которые являются и профилактикой:

-          регулярная смена пелёнок;

-          регулярная смена одноразовых подгузников, ребёнок не должен находиться в одном подгузнике более трёх часов;

-          обязательное подмывание с мылом после каждой смены пелёнок или одноразовых подгузников, гигиеническими влажными салфетками стоит пользоваться только в крайнем случае, когда нет возможности подмыть малыша;

-          проведение 2-3 раза в день воздушных ванн,

-          обработка кожных складок детским растительным маслом, детским кремом;

-          детское бельё стирать специальными моющими средствами для детей грудного возраста, тщательно прополаскивать, проглаживать бельё с двух сторон

 

5.

-          Советы по профилактике – см. п.4

 

 

Ситуационная задача 103

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер ФАП, проводите патронаж к ребенку 18-дневного возраста. При осмотре выявлено: пупочная ранка покрыта корочкой, при снятии – выделения серозного характера. Края ранки и кожа вокруг пупка не изменены.

Общее состояние удовлетворительное, Т тела 36,6С, сосет активно, по органам – без изменений.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ФАП в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите принципы профилактики данного заболевания.

 

 

Эталон решения ситуационной задачи 103

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Постановка диагноза

Диагноз: омфалит катаральный

 

2.

Обоснование диагноза:

-          процесс заживления пупочной ранки затянулся;

-          пупочная ранка покрыта корочкой, при снятии – выделения серозного характера;

-          отсутствие симптомов интоксикации

 

3.

Тактика фельдшера: ребенок лечится дома.

-          проводятся активные ежедневные патронажи к новорожденному до выздоровления;

-          подается экстренное извещение в ЦГСЭН;

-          проводится термометрия 2 раза в день;

-          назначается лечение.

 

4.

Лечение: проведение 3-4 раза в день туалета пупочной ранки:

-          промывание ее 3 % раствором перекиси водорода;

-          прижигание 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени

 

5.

Профилактика:

-          соблюдение правил гигиенического ухода за новорожденным;

-          проведение 1 раз в день туалета пупочной ранки после отпадения пуповинного остатка до момента заживления пупочной ранки

 

Ситуационная задача 104

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП при проведении патронажа обнаружил у 10-дневного ребенка выделения из пупочной ранки гнойного характера. Края ранки уплотнены, кожа вокруг гиперемирована. Ребенок вялый, при проведении термометрии – Т тела 37, 3 С. Сосет неохотно, срыгивает.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ФАП в данной ситуации.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Назовите источники и пути передачи инфекции по развитию данной патологии в неонатальном периоде.

Эталон решения ситуационной задачи 104

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Постановка диагноза

Диагноз: омфалит гнойный

 

2.

Обоснование диагноза:

-          гнойный характер выделений из пупочной ранки, уплотнение краев, гиперемия кожи вокруг ранки;

-          наличие симптомов интоксикации (ребенок вялый, субфебрильная Т, нарушение сосания)

 

 

1

2

3

3.

Тактика фельдшера: ребенок лечится в условиях стационара.

-          организация госпитализации ребенка;

-          подается экстренное извещение в ЦГСЭН

 

4.

Принципы лечения:

Ребенок находится с матерью в отдельном боксе; соблюдение санэпидрежима, тщательный гигиенический уход; охрана и поощрение грудного вскармливания.

Медикаментозное лечение:

А) Общее – антибактериальная терапия.

Б) Местное – проведение 3-4 раза в день туалета пупочной ранки:

-          промывание ее 3 % раствором перекиси водорода;

-          прижигание 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени

 

5.

Источники и пути передачи инфекции в неонатальном периоде.

Источниками инфекции могут быть: медицинский персонал (транзиторные носители); мать (матери) – больные, носители; больные новорожденные; после выписки из р/д – члены семьи, контактирующие с ребенком (больные, носители).

Пути передачи инфекции: аэрогенный; контактный

 

Ситуационная задача 105

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

При проведении патронажа к новорожденному ребенку 12-дневного возраста фельдшер ФАП обнаружил у ребенка гнойные выделения из обоих глаз, веки гиперемированы и несколько отечны. Со слов мамы, эти явления появились 2 дня назад.

При осмотре: состояние удовлетворительное, Т тела 36,8С, сосет активно, со стороны внутренних органов – без особенностей.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ФАП в данной ситуации.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Назовите источники и пути передачи инфекции по развитию данной патологии в неонатальном периоде.

Эталон решения ситуационной задачи 105

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Постановка диагноза. Диагноз: гнойный конъюнктивит

 

2.

Обоснование диагноза: наличие гнойных выделений из обоих глаз, гиперемия и отечность век

 

3.

Тактика фельдшера: ребенок лечится дома.

-          проводятся активные ежедневные патронажи к новорожденному до выздоровления;

-          подается экстренное извещение в ЦГСЭН;

-          проводится термометрия 2 раза в день;

-          назначается лечение.

 

 

 

 

1

2

3

4.

Лечение:

-          промывание глаз раствором фурацилина или свежезаваренным чаем несколько раз в день (по мере скопления гноя);

-          закапывание в глаза 20% - 30% раствора сульфацил-натрия (альбуцида) или закладывание в глаза эритромициновой или тетрациклиновой глазной мази 2-3раза в день

 

5.

Источники и пути передачи инфекции в неонатальном периоде.

Источниками инфекции могут быть: медицинский персонал (транзиторные носители); мать (матери) – больные, носители; больные новорожденные; после выписки из р/д – члены семьи, контактирующие с ребенком (больные, носители).

Пути передачи инфекции: аэрогенный; контактный

 

Ситуационная задача 106

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вызов фельдшера к ребенку 10-дневного возраста.

Ребенок родился от I беременности, во время которой женщины отмечалось обострение хронического пиелонефрита при сроке беременности 24 – 26 недель.

В настоящее время мама жалуется на общую вялость ребенка и вялость сосания, срыгивания после кормления и появление у малыша «какой-то сыпи».

При осмотре: Т тела 37,6С. На коже лица, туловища множественные пузырьки диаметром 1 – 2 мм, заполненные серозным или гнойным содержимым, окруженные воспалительным ободком.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ФАП в данной ситуации.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Назовите факторы риска по развитию данной патологии в антенатальном периоде.

Эталон решения ситуационной задачи 106

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Постановка диагноза

Диагноз: везикулопустулез

 

2.

Обоснование диагноза:

-          наличие на коже лица и туловища множественных везикул и пустул;

-          наличие симптомов интоксикации (ребенок вялый, субфебрильная Т, нарушение сосания);

-          наличие в анамнезе фактора риска – обострение хронического пиелонефрита при сроке беременности 24 – 26 недель

 

3.

Тактика фельдшера: ребенок лечится в условиях стационара.

-          организация госпитализации ребенка;

-          подается экстренное извещение в ЦГСЭН

 

 

 

 

 

1

2

3

4.

Принципы лечения:

Ребенок находится с матерью в отдельном боксе; соблюдение санэпидрежима, тщательный гигиенический уход; охрана и поощрение грудного вскармливания.

Медикаментозное лечение:

А) Общее – антибактериальная терапия.

Б) Местное – прижигание элементов сыпи 1 – 2 раза в день 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени

 

5.

Факторы риска по развитию гнойно-септических заболеваний новорожденных в антенатальном периоде:

-    перенесенное острое инфекционное заболевание бактериальной этиологии во время беременности;

-    наличие у беременной хронической экстрагенитальной патологии воспалительного характера;

-    наличие у беременной хронических гинекологических заболеваний воспалительного характера

 

Ситуационная задача 107

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Три дня назад, осматривая новорожденного ребенка 10-тидневного возраста, фельдшер ФАП отметил у него явления полового гормонального криза в виде физиологической мастопатии.

Сегодня к этому ребенку вызов на дом. Мама предъявила жалобы на повышение Т тела до 38,2С, беспокойство малыша, отказ от груди.

При осмотре: в области правой грудной железы инфильтрат багрово-синюшного цвета, из выводных протоков при надавливании гнойное отделяемое.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ФАП в данной ситуации.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Дайте рекомендации по уходу за ребенком при проявлениях полового гормонального криза в виде мастопатии.

Эталон решения ситуационной задачи 107

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Постановка диагноза

Диагноз: гнойный мастит

 

2.

Обоснование диагноза:

-          наличие инфильтрата в области правой грудной железы;

-          наличие симптомов интоксикации (Т тела до 38,2С, беспокойство малыша, отказ от груди);

-          развитие на фоне физиологического мастита

 

3.

Тактика фельдшера: ребенок лечится в условиях стационара.

-          организовать госпитализацию ребенка;

-          подать экстренное извещение в ЦГСЭН

 

 

 

 

1

2

3

4.

Принципы лечения:

Ребенок находится с матерью в отдельном боксе; соблюдение санэпидрежима, тщательный гигиенический уход; охрана и поощрение грудного вскармливания.

Медикаментозное лечение:

А) Общее – антибактериальная терапия.

Б) Местное – хирургическое вскрытие гнойника с последующим применением антисептических, антибактериальных и способствующих заживлению средств

 

5.

Рекомендации по уходу за ребенком при проявлениях полового гормонального криза в виде мастопатии: гигиенические меры профилактики инфицирования (чистота детского белья, нельзя выдавливать содержимое из молочных желез)

 

Ситуационная задача 108

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

У новорожденного ребенка, родившегося от III беременности, II родов, через 2 часа после рождения появилось желтушное окрашивание кожи и видимых слизистых.

В течение последующих нескольких часов состояние ребенка ухудшилось, ребенок стал вялым, перестал сосать, желтуха усилилась, появилась гепатоспленомегалия.

Уровень билирубина в крови через 4 часа после рождения – 138 ммоль/л.

Группа крови – В(IIIRh(-), группа крови ребенка В(IIIRh(+).

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите принципы лечения данного заболевания.

4.            Назовите особенности диспансерного наблюдения за данной женщиной во время беременности.

5.            Составьте план диспансерного наблюдения за ребенком, перенесшим данное заболевание.

Эталон решения ситуационной задачи 108

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Постановка диагноза

Диагноз: гемолитическая болезнь новорожденного, желтушная форма

 

2.

Обоснование диагноза:

-    группа крови матери – В(IIIRh(-), группа крови ребенка В(IIIRh(+);

-    появление желтушного окрашивания кожи и видимых слизистых через 2 часа после рождения;

-    нарастание желтухи на фоне интоксикации (стал вялым, перестал сосать);

-    гепатоспленомегалия;

-    повышение уровня билирубина в крови через 4 часа после рождения до 138 ммоль/л

 

 

 

 

1

2

3

3.

Принципы лечения:

А) Оперативное лечение: проведение ЗПК (заменного переливания крови).

Б) Консервативное:

-          инфузионная терапия – внутривенное вливание белковых препаратов, глюкозы;

-          для ускорения выведения билирубина из организма и улучшения функции печени назначают фенобарбитал, желчегонные средства, витамины С, Е, группы В;

-          фототерапия;

-          кормление начинают через 2-6 часов после рождения донорским молоком до исчезновения изоантител в молоке матери

 

4.

Особенности диспансерного наблюдения за данной женщиной во время беременности:

у беременных женщин с Rh- отрицательной кровью определяют:

-    титр антител в крови (не менее 3-х раз);

-    уровень билирубина в околоплодных водах, взятых при сроке 30 – 32 недели беременности

 

5

План диспансерного наблюдения за ребенком:

-          осмотр невропатологом в 1 месяц, если назначено лечение – контроль его проведения;

-          ОАК в 1 и 3 месяца;

-          индивидуальный план профилактических прививок

 

Ситуационная задача 109

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП принимает роды на дому.

У женщины I беременность, протекавшая с угрозой прерывания в 16 и 24 недели. С 28 недель беременности была выявлена железодефицитная анемия, по поводу которой назначались препараты железа (фенюльс).

Роды I, срочные, при сроке 39 недель беременности. Продолжительность 1-ого периода 3 часа 45 минут, 2-ого периода – 20 минут, безводный период – 25 минут, воды окрашены меконием.

Родилась девочка с массой тела 3350 г, ростом 51 см. оценка по шкале Апгар 6/8 баллов. Закричала сразу, но слабо. В течение 1-ой минуты – дыхание нерегулярное, периоральный цианоз.

1.            Оцените акушерский анамнез.

2.            Оцените состояние ребенка при рождении.

3.            Поставьте диагноз.

4.            Составьте алгоритм оказания неотложной помощи новорожденному.

5.            Определите дальнейшую тактику фельдшера в сложившейся ситуации.

Эталон решения ситуационной задачи 109

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Оценка акушерского анамнеза.

Акушерский анамнез отягощен: угроза прерывания в 16 и 24 недели, железодефицитная анемия с 28 недель беременности – факторы риска по внутриутробной гипоксии плода

 

 

1

2

3

 

Роды стремительные. Околоплодные воды окрашены меконием, что свидетельствуют о внутриутробной гипоксии

 

2.

Оценка состояния ребенка при рождении.

Ребенок доношенный. По шкале Апгар на 1-ой минуте – состояние удовлетворительное (6 баллов), на 5-ой минуте – состояние хорошее (8 баллов). В течение 1-ой минуты – проблемы с дыханием: крик слабый, дыхание нерегулярное, периоральный цианоз

 

3.

Диагноз: Асфиксия легкой степени

 

4.

Алгоритм оказания неотложной помощи новорожденному.

Необходимо провести начальные действия первичных реанимационных мероприятий:

-    Поддержание Т тела: ребенка уложить под источник лучистого тепла и обсушить теплой пеленкой.

-    Придать ребенку положение со слегка запрокинутой головой на спине.

-    Если в течение 10 сек. не появилось адекватное самостоятельное дыхание, санировать ротовую полость с помощью баллончика или специального катетера для санации верхних дыхательных путей, вводя катетер на глубину до 5 см, продолжительность санации не более 5 сек.

-    Провести тактильную стимуляцию путем похлопывания новорожденного по стопам или поглаживания по спине в течение не более 10-15 секунд.

-    Оценить дыхание и ЧСС. При появлении адекватного дыхания и ЧСС 100 и более уд. в 1 мин., розовых или с небольшим акроцианозом кожных покровов – реанимацию прекратить и организовать наблюдение (мониторинг)

 

5

Дальнейшая тактика фельдшера в сложившейся ситуации:

Вызвать бригаду скорой помощи и госпитализировать женщину и ребенка в родовспомогательное учреждение

 

 

Ситуационная задача 110

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП проводит патронаж к ребенку 3-хнедельного возраста. Мать предъявила жалобы, что ребенок 2-ой день плохо берет грудь, при сосании беспокоится.

При осмотре: на слизистой языка, щек белые творожистые налеты в виде отдельных крупинок. Со стороны внутренних органов – без особенностей.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера.

4.            Назначьте лечение.

5.            Укажите, как должен осуществляться контроль состояния пациента и эффективности проводимого лечения.

 

 

 

 

 

 

Эталон решения ситуационной задачи 110

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз: кандидозный стоматит

 

2.

Обоснование диагноза: наличие типичных белых творожистых налетов на слизистой полости рта, характерный возраст - новорожденный ребенок

 

3.

Тактика фельдшера:

-          ребенка лечить амбулаторно (на дому),

-          наблюдать его ежедневно до выздоровления,

-          сообщить педиатру в ЦРБ и согласовать с ним лечение,

-          научить мать обработке полости рта

 

4.

Лечение:

-          устранить причину;

-          создание щелочной среды в полости рта (орошение 2% раствором бикарбоната натрия – 1 ч.л. пищевой соды на 1 стакан кипяченой воды);

-          использование местно противогрибковых препаратов – смазывание слизистой 1% раствором кандида

 

5.

Контроль состояния и эффективности лечения.

При активных посещениях ребенка осматривать слизистую полости рта, контролировать правильность обработки слизистой матерью. Налеты уменьшаются, слизистая очищается

 

 

Ситуационная задача 111

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вы – фельдшер детского дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель средней группы привела к Вам ребенка 5 лет, т.к. мальчик капризничал, отказался от обеда, жаловался, что «болит головка и в ротике».

При осмотре: состояние средней тяжести, вялый, Т – 37,9С, к осмотру относится негативно. Кожа чистая, бледно-розовой окраски, влажноватая. Пальпируются подчелюстные лимфатические узлы II – III размера, мягкие, умеренно болезненные. ЧДД 22 в 1 мин., пульс 96 уд. в 1 мин. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, ритмичные. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Стула не было.

При осмотре полости рта: на слизистой щеки справа на фоне гиперемии и отечности 3 везикулы, окруженные воспалительным ободком. Миндалины не увеличены, налетов нет. Задняя стенка глотки розовая. Язык сухой, обложен бело-желтым налетом у корня. Изо рта неприятный запах.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера ДДОУ.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите меры предупреждения развития данного заболевания у других членов семьи.

 

 

 

 

 

Эталон решения ситуационной задачи 111

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз: герпетический стоматит

 

2.

Обоснование диагноза: острое начало заболевания, повышение температуры тела и появление симптомов интоксикации, обнаружение при осмотре на слизистой щеки справа на фоне гиперемии и отечности 3-х везикул, окруженных воспалительным ободком

 

3.

Тактика фельдшера ДДОУ:

-          изоляция ребенка до прихода родителей,

-          в течение 5-7 дней проведение ежедневного осмотра детей группы с целью выявления признаков заболевания,

-          в помещениях группы проводят общегигиенические мероприятия, проветривание, дезинфекцию игрушек, посуды

 

4.

Лечение:

Диета: обильное питье; механическое, термическое и химическое щажение (пища протертая, теплая).

Медикаментозное лечение:

а) общее: жаропонижающие средства, антигистаминные средства (супрастин и др.), витаминотерапия.

б) местное:

-          полоскание антисептическими растворами: фурациллином, риванолом, настоями (отварами) ромашки, шалфея и др.;

-          обработка афт противовирусными средствами: 0,25% – 0,5% оксалиновой, 0,25% - 0,5% флореналовой, 5% теоброфеновой, 5% интерфероновой мазями, мазями «Ацикловир», «Завиракс»;

-          в период угасания болезни – кератопластические средства: аппликации с масляный раствором витамина А, маслом облепихи, шиповника, метиурациловой мазью

 

5.

Меры предупреждения развития данного заболевания у других членов семьи: проветривание, влажная уборка в помещении, для ребенка – отдельная посуда, полотенце

 

 

Ситуационная задача 112

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

На фиксированном приеме здоровых детей на ФАП пришла мать с ребенком 3-хмесячного возраста.

Женщину беспокоит, что малыш в течение последних 10-14 дней стал беспокойным, перестал выдерживать интервал между кормлениями, который составлял 3,0 – 3,5 часа. Последние дни изменился характер стула, он стал коричневато-зеленоватого цвета, с примесью слизи.

Ребенок на грудном вскармливании, за последний месяц поправился на 400 г, в настоящее время весит 4800 г. Масса тела при рождении 3400 г. При контрольном кормлении высасывает 100 мл.

Вопросы:

1.            Определите, с чем могут быть связаны предъявляемые жалобы. Как это можно подтвердить?

2.            Сформулируйте предположительный диагноз.

3.            Определите степень тяжести, подтвердите свое заключение расчетом.

4.            Назовите принципы лечения ребенка.

5.            Дайте рекомендации матери по сохранению лактации.

Эталон решения ситуационной задачи 112

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Определите, с чем могут быть связаны предъявляемые жалобы.

Жалобы матери, что у ребенка в последние 2-е недели сократился интервал между кормлениями, он стал беспокойным, можно связать с голоданием ребенка, вероятно вследствие нехватки молока из-за развивающейся гипогалактии у матери. Это можно подтвердить путем проведения контрольного кормления (взвешивания). Сделав расчет разового количества пищи необходимого ребенку, и, сравнив с цифрой, полученной при контрольном взвешивании, можно определить, сколько молока по количеству ему не хватает

 

2.

Предположительный диагноз. Количественное голодание ребенка может привести к развитию гипотрофии

 

3.

Определение степени тяжести.

Масса тела долженствующая равна 3400+600+800 + 800(г.), т.е. 5600 г.

Масса тела фактическая равна 4800 г.

Дефицит массы тела равен 800 г или 14,3%, что соответствует гипотрофии I степени

 

4.

Лечение:

Гипотрофия I степени лечится на дому.

Основа лечения – диетотерапия.

Суточный V питания = 1/6 от М.т. долж. = 1/6 х 5600 = 930 мл. 

Разовый объем питания = 930 : 6 = 155 мл.

Доза докорма = 155 – 110 мл = 45 мл.

Выбираем адаптированную молочную смесь по возрасту, которую вводим постепенно в течение 2-х – 3-х дней (например, 1-ый день – по 15 мл, 2-ой день – по 30 мл, 3-ий день – по 45 мл на каждое кормление). Недостающий V питания восполняем жидкостью, которую вводят при I степени – энтерально в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон), слабо заваренного слегка подслащенного чая, овощных отваров и др.

 

5.

Рекомендации матери по сохранению лактации

-          Нормализация режима дня, достаточный сон, отдых, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание.

-          Употребление достаточного количества жидкости: за 10 – 15 мин. до кормления выпить горячий чай с молоком, отвар шиповника, компот  и т.д.

-          Более частое прикладывание к груди.

-          Проведение душево-массажных процедур.

-          Порекомендовать напитки, приготовленные с использованием растительных стимуляторов лактации (фитотерапия), к которым относятся семена укропа, душица, плоды шиповника, боярышника и др.

-          Медикаментозное лечение – назначение на 7 – 10 дней метаболического комплекса: апилак, витамин Е, глютаминовая кислота, никотиновая кислота (витамин РР)

 

 

Ситуационная задача 113

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП проводит патронаж к ребенку 2,5 месяцев.

При беседе мама отметила, что последние две недели ребенок стал беспокойным, во сне часто вздрагивает. Несмотря на обычный температурный режим в доме (Т воздуха 22 – 24С) отмечается повышенная потливость, особенно выраженная во время кормления и сна.

Объективно: состояние удовлетворительное, кожа обычной окраски, в подмышечных и паховых складках гиперемия кожи без четких границ, имеет место облысение затылка. Большой родничок 2,5 на 2,5 см, края податливы при пальпации. Головка ассиметричной формы – сплющена с правой стороны. Со стороны внутренних органов изменений нет.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите принципы проведения специфической профилактики данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 113

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Рахит I степени, острое течение

 

2.

Обоснование:

Для рахита I степени характерно:

-          Появление симптомов со стороны н.с.: повышение возбудимости ЦНС (ребенок стал беспокойным, во сне часто вздрагивает); вовлечение в процесс вегетативной н.с. (повышенная потливость, особенно выраженная во время кормления и сна, как следствие – опрелости I степени, облысение затылка);

-          Вовлечение в процесс костной системы, а именно костей черепа (симптомы остеомаляции: податливость краев большого родничка, головка ассиметричной формы – сплющена с правой стороны).

Быстрое нарастание симптомов, возраст ребенка, поражение только костей черепа с преобладанием симптомов остеомаляции свидетельствует в пользу острого течения заболевания.

 

3.

Тактика. Ребенок лечится амбулаторно. Необходимо сообщить педиатру ЦРБ, обеспечить его консультацию на ближайшем амбулаторном приеме, согласовать с ним лечение ребенка

 

4.

Лечение:

Принципы неспецифического лечения:

-          организация правильного режима дня в соответствии с возрастом ребенка;

-          достаточное пребывание на свежем воздухе;

-          рациональное вскармливание (дневной рацион включает грудное молоко);

-          гигиенический уход за ребенком

 

 

 

 

 

1

2

3

 

Принципы специфического лечения:

-          назначение витамина D с лечебной целью в дозе  2000 МЕ в день, курсом 30 дней, с последующим переходом на поддерживающую = профилактическую дозу;

-          препараты Са на 2 – 3 недели, например, глицерофосфат Са – по 0, 05 2-3 раза в день

 

5.

Специфическая профилактика рахита начинается с 3-4 недельного возраста и продолжается до 1-1,5 лет. Она заключается в приеме 500 МЕ витамина D в день, исключая летний период

 

 

Ситуационная задача 114

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

На ФАП, под Ваше наблюдение из другой местности прибыл ребенок 7 мес. История развития утеряна при переезде.

При объективном осмотре: состояние удовлетворительное, кожа чистая, бледной окраски, большой родничок 2,0 на 2,0 см., края слегка податливы. Отмечается увеличение теменных и лобных бугров, грудная клетка уплощена с боков, на ребрах пальпируются «четки». Умеренно выражена гипотония мускулатуры: ребенок не сидит, не ползает, при попытке посадить выявляется симптом «складного ножа». Со стороны внутренних органов: дыхание пуэрильное, пульс 120 уд. в 1 мин., тоны сердца слегка приглушены, живот мягкий, печень выступает из-под реберной дуги на 1,0 см. Стул, мочеиспускание – без особенностей.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите принципы проведения специфической профилактики данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 114

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Рахит II степени, подострое течение

 

2.

Обоснование:

-          возраст ребенка (7 месяцев),

-          наличие выраженных изменений со стороны костной системы (поражение костей черепа: размеры большого родничка, податливость краев и грудной клетки: уплощение с боков, рахитические «четки»),

-          появление симптомов, свидетельствующих о гипотонии мускулатуры (не сидит, не ползает, симптом «складного ножа»),

говорит в пользу рахита II степени.

Медленное развитие заболевания, преобладание симптомов остеоидной гиперплазии говорит в пользу его подострого течения

 

3.

Тактика. Ребенок лечится амбулаторно. Необходимо сообщить педиатру ЦРБ, обеспечить его консультацию на ближайшем амбулаторном приеме, согласовать с ним лечение ребенка

 

 

 

 

1

2

3

4.

Лечение:

Принципы неспецифического лечения:

-          организация правильного режима дня в соответствии с возрастом ребенка;

-          достаточное пребывание на свежем воздухе;

-          рациональное вскармливание (дневной рацион включает грудное молоко);

-          гигиенический уход за ребенком.

Принципы специфического лечения:

-          назначение витамина D с лечебной целью в дозе от 2000 до 5000 МЕ в день, курсом 30 – 45 дней, с последующим переходом на поддерживающую = профилактическую дозу;

-          препараты Са на 2 – 3 недели, например, глицерофосфат Са – по 0, 05 2-3 раза в день

 

5.

Специфическая профилактика рахита начинается с 3-4 недельного возраста и продолжается до 1-1,5 лет. Она заключается в приеме 500 МЕ витамина D в день, исключая летний период

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  85  86  87  88   ..