ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 5

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  86  87  88  89   ..

 

ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 5

 

 - 2017 год

Ситуационная задача 115

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик, 10 месяцев. Из анамнеза: ребенок от III беременности, протекавшей благоприятно, II родов. При рождении масса тела 3700 г, рост 53 см. Период новорожденности протекал без особенностей. Вскармливание грудное до 3-х мес., затем без совета врача ребенок был переведен на искусственное вскармливание, в рацион ребенка введена смесь «Малыш» и манная каша. Витамин Д ребенку не давали, соки получал нерегулярно. Перенес 2 раза ОРЗ.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Ребенок бледный. Мышечный тонус снижен. Сидит с опорой на руки, спина круглая. Голова имеет квадратную форму, выступают лобные и теменные бугры, затылок уплощенный, облысевший. Большой родничок 1,0 на 1,5 см. Зубов нет. Грудная клетка сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах небольшие «четки», на руках – «браслетки». Намечается О-образное искривление голеней. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны внутренних органов не выявили. Стул неустойчивый, мочеиспускание не нарушено.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите принципы проведения специфической профилактики данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 115

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Рахит III степени, подострое течение

 

 

 

 

 

 

1

2

3

2.

Обоснование:

При обосновании рахита III степени выделено:

-          возраст ребенка (10 месяцев),

-          наличие выраженных изменений со стороны костной системы (поражение костей черепа: голова имеет квадратную форму, выступают лобные и теменные бугры, затылок уплощенный, облысевший. Большой родничок 1,0 на 1,5 см. Зубов нет. Поражение костей грудной клетки: уплощение с боков, рахитические «четки», сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах небольшие «четки». Поражение трубчатых костей конечностей (на руках – «браслетки», намечается О-образное искривление голеней);

-          появление симптомов, свидетельствующих о гипотонии мускулатуры (мышечный тонус снижен, сидит с опорой на руки, спина круглая).

Медленное развитие заболевания, преобладание симптомов остеоидной гиперплазии говорит в пользу его подострого течения

 

3.

Тактика. Ребенок лечится амбулаторно. Необходимо сообщить педиатру ЦРБ, обеспечить его консультацию на ближайшем амбулаторном приеме, согласовать с ним лечение ребенка

 

4.

Лечение:

Принципы неспецифического лечения:

-          организация правильного режима дня в соответствии с возрастом ребенка;

-          достаточное пребывание на свежем воздухе;

-          рациональное вскармливание (дневной рацион включает адаптированную смесь, все виды прикормов: фруктовый сок и пюре, овощное пюре, молочные каши, творог, мясное пюре, кисломолочные продукты);

-          гигиенический уход за ребенком.

Принципы специфического лечения:

-          назначение витамина D с лечебной целью в дозе от 2000 до 5000 МЕ в день, курсом 30 – 45 дней, с последующим переходом на поддерживающую = профилактическую дозу;

-          препараты Са на 2 – 3 недели, например, глицерофосфат Са – по 0, 05 2-3 раза в день

 

5.

Специфическая профилактика рахита начинается с 3-4 недельного возраста и продолжается до 1-1,5 лет. Она заключается в приеме 500 МЕ витамина D в день, исключая летний период

 

 

Ситуационная задача 116

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Ребенку 3 месяца, масса тела 5400 г. У матери вторичная гипогалактия, в связи с этим ребенок переведен на смешанное вскармливание. При контрольном взвешивании высасывает 120 мл грудного молока при 6-тиразовом режиме кормлений.

При назначении адаптированной молочной смеси на коже ребенка появились высыпания: эритема и мокнутие на щеках, эритематозно-папулезные элементы на туловище, опрелости в паховых складках. Сыпь сопровождается зудом, нарушился сон, участился стул.

Мать страдает респираторным поллинозом, у дедушки по линии отца – бронхиальная астма.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите принципы лечения.

4.            Дайте рекомендации матери по лечению вторичной гипогалактии.

5.            Особенности проведения профилактических прививок.

Эталон решения ситуационной задачи 116

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Атопический дерматит

 

2.

Обоснование:

-          появление у ребенка на коже высыпаний (эритема и мокнутие на щеках, эритематозно-папулезные элементы на туловище, опрелости в паховых складках) в ответ на введение в рацион питание адаптированной молочной смеси,

-          характерен для аллергических высыпаний зуд,

-          у ребенка отягощена по атопии (аллергии) наследственность, как по материнской, так и по отцовской линии

 

3.

Принципы лечения:

-          Диетотерапия  – противоаллергическая, эллиминационная диета матери.

-          Т.к. проявления аллергии появились в ответ на введение молочной смеси, аллергеном, вероятнее всего, является коровье молоко. Рекомендован подбор другой смеси: либо специализированные кисломолочные смеси («Агуша», «НАН кисломолочный» и др.), либо соевые смеси (Алсой, Энфамил-соя, Фрисосой, Семилак-изомил, Туттели-соя и др.), либо смеси на основе высокого гидролиза молочного белка: Альфаре, Нутримиген и др.

-          Контроль состояния окружающей среды: противоаллергическая обстановка дома.

-          Медикаментозное лечение: общее – назначение антигистаминных препаратов; местное – противовоспалительные средства, содержащие ГКС: преднизолон, адвантан, элоком и др.

 

4.

Рекомендации матери по лечению вторичной гипогалактии

1.         Выяснить причину и по возможности ее устранить.

2.         Нормализовать режим дня, обеспечить женщине достаточный сон, отдых, ежедневные прогулки на свежем воздухе.

3.         Отрегулировать диету. Порекомендовать употребление достаточного количества жидкости (не менее 1,0 л в день в виде компотов, соков, чая и др.), за 10 – 15 мин. до кормления выпить горячий чай с молоком, отвар шиповника, компот  и т.д.

4.         Более частое прикладывание к груди.

5.         Воздействие на психологический настрой матери. Ориентация всех членов семьи на поддержку ГВ.

6.         Контрастный душ на область грудных желез с последующим растиранием груди махровым полотенцем

 

 

 

 

1

2

3

 

7.         Использование растительных стимуляторов лактации (фитотерапия), к которым относятся корни одуванчика, крапива, семена укропа, душица, тмин, сок моркови, плоды шиповника, боярышника и др. Используются специальные чаи с экстрактами лактогенных трав.

8.         Медикаментозное лечение: апилак, никотиновая кислота, глютаминовая кислота и др.

 

5.

Особенности проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки проводятся по индивидуальному плану после разрешения педиатра и аллергоиммунолога, на фоне сопроводительной терапии, назначаемой врачом.

 

 

Ситуационная задача 117

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП на вызове у ребенка 6 лет. Заболел остро. Повысилась температура до 39,2С, жаловался на головную боль, боли «в ножках» (икроножные мышцы). На 2-ой день болезни появилась заложенность носа, затруднение носового дыхания и скудные серозные выделения, жаловался на боли в горле при глотании.

При осмотре: температура 39,8С. Кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на лице – единичные петехии. На щеках – яркий румянец. Ребенок вялый, капризный, отказывается от еды. Покашливает. В зеве умеренная гиперемия и зернистость задней стенки глотки. Со стороны внутренних органов – над легкими жестковатое дыхание, тахикардия 110 ударов в 1 мин.

Ребенок посещает детский сад. В группе много случаев аналогичного заболевания.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите принципы проведения специфической профилактики данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 117

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. ОРВИ, возможно грипп

 

2.

Обоснование:

-          острое начало заболевания;

-          выраженный синдром интоксикации (высокая фебрильная лихорадка, вялость, головная боль, боли в икроножных мышцах, геморрагическая петехиальная сыпь);

-          катаральный синдром по типу фарингита в сочетании с ринитом

 

3.

Тактика: ребенок лечится амбулаторно. Фельдшер должен сообщить педиатру ЦРБ, согласовать с ним лечение. Активные посещения до нормализации температуры тела ежедневно, затем 1 раз в 3 дня до выздоровления

 

 

 

 

 

1

2

3

4.

Принципы лечения:

Режим – до нормализации Т и улучшения самочувствия постельный или полупостельный.

Диета – по возрасту, в первые дни – по аппетиту, обильное теплое питье, особенно щелочное (морсы, чай с лимоном, молоко с медом, минеральная вода без газа).

Медикаментозное лечение:

-          этиотропная – противовирусная терапия, например, детский арбидол с 1 г. до 6 лет – по 0,05 х 4 р. в день; гриппферон по 2 капли в каждый носовой ход 4-5 р. в день;

-          Эреспал по 1 ч.л. 3 раза в день;

-          при температуре тела выше 38,5 гр. С парацетамол 10-15 мг/кг 3 р. в день;

-          полоскание горла антисептическими растворами.

-          вит.С или поливитамины

 

5.

Специфическая профилактика – иммунизация от гриппа детей с 6-тимесячного возраста, вакцины Гриппол, Гриппо плюс.

После вакцинации иммунитет возникает в течение 14 дней, сохраняется на протяжении 6-12 месяцев

 

 

Ситуационная задача 118

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшера ФАПа вызвали к ребенку 2,5 лет. Заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2С и нарушения общего состояния (вялость, снижение аппетита) появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, при беспокойстве ребенка возникает затруднение дыхания, оно становится шумное, стенотическое.

Объективно: дыхание шумноватое, при беспокойстве отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки. ЧДД 28 в минуту. В зеве – легкая гиперемия и зернистость задней стенки глотки. Из носа серозное отделяемое. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Над легкими перкуторно ясный легочный звук, дыхание жесткое, хрипов нет. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назовите особенности проведения специализированного сестринского ухода за ребенком.

5.            Назовите принципы медикаментозного лечения заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 118

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. ОРВИ – парагрипп. Острый обструктивный ларингит, стеноз I степени

 

2.

Обоснование:

-          острое начало заболевания;

-          умеренно выраженный синдром интоксикации (повышение температуры тела до 38,0С, нарушение общего состояния – вялость, снижение аппетита);

 

1

2

3

 

-          катаральный синдром в виде ринита (из носа умеренное серозное отделяемое); фарингита (гиперемия и зернистость задней стенки глотки) и ведущего синдрома поражения респираторного тракта – ларингита (осиплость голоса, грубый лающий кашель).

Острый обструктивный ларингит, стеноз I степени, как характерное осложнение при парагриппе поставлен на основании наличия у ребенка:

-          грубого «лающего кашля»,

-          осиплости голоса,

-          шумного стенотического дыхания и незначительного втяжения уступчивых мест грудной клетки, появляющихся при беспокойстве ребенка, при отсутствии признаков ДН (ЧДД 25 в мин. – норма, отсутствие цианоза)

 

3.

Тактика: госпитализация ребенка в детское отделение ЦРБ

 

4.

Особенности специализированного сестринского ухода.

-          госпитализация в специализированное отделение, палаты боксированные, одномоментное заполнение боксов;

-          индивидуальный материнский уход;

-          масочный режим для персонала;

-          влажная уборка, проветривание, кварцевание;

-          индивидуальные предметы пользования (посуда, полотенце);

-          режим – до нормализации Т и улучшения самочувствия постельный или полупостельный;

-          диета – по возрасту, в первые дни – по аппетиту, обильное теплое питье, особенно щелочное (морсы, молоко с медом, минеральная вода без газа);

-          уход за кожей и слизистыми

 

5.

Принципы медикаментозного лечения:

-          этиотропная терапия – противовирусные препараты, например, детский арбидол внутрь; интерферон лейкоцитарный» в нос и др.;

-          патогенетическая терапия – эреспал;

-          ингаляции через небулайзер раствором натрия хлорида или минеральной водой, а при обструкции средней тяжести или тяжелой – будесонидом (пульмикортом), муколитиками (например, амброксол (лазалван);

-          антигистиминные препараты в возрастных дозировках;

-          при температуре тела выше 38,5 гр. С парацетамол 10-15 мг/кг 3 р. в день;

-          капли в нос (називин, назол, нафтизин и др.);

-          муколитики и отхаркивающие средства (бромгексин, лазалван, солвин и др.)

 

 

Ситуационная задача 119

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Ребенок 5 лет. Посещает детский сад. Был в контакте с больными ОРЗ. Заболел остро. Повысилась температура тела до 38,0С.

Отмечается вялость, снижение аппетита, жалуется на головную боль, боль при глотании.

При осмотре: Температура тела до 38,2С. Кожные покровы бледные. Пальпируются умеренно болезненные шейные и подчелюстные лимфатические узлы II размера. Отмечаются явления конъюнктивита: веки отечные, конъюнктивы ярко гиперемированы, серозно-гнойное отделяемое из глаз. В зеве отечность и зернистость задней стенки глотки, отечность небных дужек. Со стороны внутренних органов: ЧДД 20 раз в 1 мин., дыхание везикулярное. Тоны сердца ясные, ритмичные. Печень пальпируется на 0,5-1.0 см из-под реберной дуги. Стул, диурез в норме.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Назовите метод лабораторной диагностики, подтверждающий этиологию заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 119

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. ОРВИ, возможно аденовирусная инфекция

 

2.

Обоснование:

-          острое начало заболевания;

-          умеренно выраженный синдром интоксикации (фебрильная лихорадка, вялость, снижение аппетита, головная боль);

-          катаральный синдром по типу фарингита в сочетании с конъюнктивитом;

-          характерное вовлечение а процесс лимфоидных органов – увеличения в размерах шейных, подчелюстных лимфатических узлов и печени

 

3.

Тактика: ребенок лечится амбулаторно. Фельдшер должен сообщить педиатру ЦРБ, согласовать с ним лечение. Активные посещения до нормализации температуры тела ежедневно, затем 1 раз в 3 дня до выздоровления

 

4.

Принципы лечения:

Режим – до нормализации Т и улучшения самочувствия постельный или полупостельный.

Диета – по возрасту, в первые дни – по аппетиту, обильное теплое питье, особенно щелочное (морсы, чай с лимоном, молоко с медом, минеральная вода без газа).

Медикаментозное лечение:

-          Этиотропная – противовирусная терапия, например, детский арбидол с 1 года до 6 лет – по 0,05 х 4 р. в день;

-          Эреспал  по 1 ч.л. 3 р. в день;

-          при температуре тела выше 38,5 гр. С парацетамол 10-15 мг/кг 3 р. в день;

-          промывание глаз, закапывать в глаза офтальмоферон;

-          полоскание горла антисептическими растворами

 

 

 

 

 

 

1

2

3

5.

Методы лабораторной диагностики:

-              вирусологический метод: смывы из носа и глотки на вирусы в первые дни болезни;

-              серологический метод: парные сыворотки крови больного на титр специфических антител, взятие в первые дни болезни и в конце реконвалесценции (конец 2-ой недели);

-          ОАК: увеличение СОЭ до умеренных цифр, лейкопения, лимфоцитоз

 

 

Ситуационная задача 120

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАПа на вызове у ребенка 3-х лет.

Со слов мамы, мальчик болен 3-й день: был насморк, редкий кашель, температура повышалась до 37,3 – 37,8С. Мама давала теплое питье (молоко с медом, чай с малиновым вареньем), закапывала в нос називин.

Сегодня состояние ребенка ухудшилось: повысилась температура до 38,90 С, стал плохо кушать, кашель усилился и носит характер сухого, болезненного.

При осмотре: температура тела 38,8С, кожные покровы бледно-розовой окраски, влажные, на щечках «лихорадочный румянец». В зеве – умеренная гиперемия задней стенки глотки, миндалины не увеличены, налетов нет. Над легкими при перкуссии ясный легочный звук, при аускультации на фоне жесткого дыхания выслушиваются сухие и влажные разнокалиберные хрипы спереди и в задненижних отделах. Частота дыхания – 22 раза в 1 минуту, пульс – 120 уд. в 1 мин.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назначьте лечение.

5.            Укажите, как должен осуществляться контроль состояния пациента и эффективности проводимого лечения.

Эталон решения ситуационной задачи 120

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острый простой бронхит

 

2.

Обоснование:

Диагноз поставлен на основании развития заболевания на фоне острой респираторной вирусной инфекции, характерных клинических симптомов (повышение температуры, усиление кашля, его характер, аускультативная симптоматика – жесткое дыхание, сухие и влажные разнокалиберные хрипы с обеих сторон при отсутствии признаков дыхательной недостаточности)

 

3.

Тактика: ребенок лечится амбулаторно. Необходимо сообщить врачу-педиатру ЦРБ, согласовать лечение. Наблюдение ежедневное. При отсутствии положительной динамики в течение 2-х – 3-х дней – госпитализация

 

 

 

 

 

1

2

3

4.

Принципы лечения:

Режим – до нормализации Т и улучшения самочувствия постельный или полупостельный.

Диета – по возрасту, в первые дни – по аппетиту, обильное теплое питье, особенно щелочное (морсы, чай с лимоном, молоко с медом, минеральная вода без газа).

Медикаментозное лечение:

1.         Этиотропная терапия: арбидол (0,05 4 р. в день), гриппферон (2 капли в каждый носовой ход 3-4 р. в день).

2.         Патогенетическое лечение: эреспал (1 ч.л. 3 р. в день).

3.         Симптоматическое лечение:

-              при температуре выше 38,50 С – жаропонижающие средства (парацетамол 10 мг/кг);

-             муколитические и отхаркивающие средства (например, сироп бромгексина по 5 мл (4мг) 3 р. в день)

 

5.

Контроль состояния пациента и эффективности проводимого лечения.

При ежедневном посещении оценивается состояние ребенка, температурная реакция, характер кашля, динамика аускультативных изменений. При правильном лечении, отсутствии осложнений общая продолжительность составляет 7-14 дней

 

 

Ситуационная задача 121

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вызов фельдшера ФАПа к мальчику 1 года 3-х мес. Болен 3-й день. Со слов мамы, отмечалось повышение температуры до 37,5º С, обильные слизистые выделения из носа. Был капризен, плохо кушал.

Со вчерашнего вечера появился кашель. Ночь спал беспокойно.

Сегодня во время осмотра температура 37,90 С, малыша беспокоит влажный, но малопродуктивный кашель. Дыхание шумное, свистящее, выдох удлинен. Отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторно – над легкими коробочный звук, при аускультации – дыхание жесткое, выслушиваются свистящие сухие и влажные разнокалиберные хрипы над всеми полями. Частота дыхания 40 в 1 мин., пульс 120 уд. в 1 мин. Со стороны других внутренних органов и систем – без особенностей.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите синдром, обуславливающий тяжесть состояния, и что лежит в его основе при данном заболевании.

4.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

5.            Составьте алгоритм оказания неотложной помощи ребенку на догоспитальном этапе.

Эталон решения ситуационной задачи 121

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острый обструктивный бронхит

 

 

 

 

 

1

2

3

2.

Обоснование:

-          развитие заболевания на фоне ОРВИ (болен 3-ий день, отмечалось повышение температуры до 37,50 С, обильные слизистые выделения из носа, был капризен, плохо кушал);

-          развитие на этом фоне обструктивного синдрома (экспираторная одышка 40 в мин. с участием вспомогательной мускулатуры, малопродуктивный кашель);

-          данные перкуссии (коробочный звук) и аускультации (дыхание жесткое, выслушиваются свистящие сухие и влажные разнокалиберные хрипы над всеми полями)

 

3.

Синдром, обуславливающий тяжесть состояния – бронхообструктивный, в основе которого лежит воспалительное набухание и отек слизистой оболочки бронхов, скопление в просвете и на стенках бронхов вязкой мокроты (гиперсекреция и гиперкриния – вязкий секрет), возможен рефлекторный спазм гладкой мускулатуры бронхов

 

4.

Тактика: Ребенок должен быть госпитализирован в детское отделение ЦРБ. На догоспитальном этапе необходимо оказать неотложную помощь

 

5.

Оказание неотложной помощи ребенку на догоспитальном этапе.

-          Успокоить ребенка и родителей

-          Создать возвышенное положение головного конца в кроватке.

-          Дренировать при необходимости дыхательные пути путем отсасывания из них мокроты, слизи резиновым баллончиком.

-          Провести ингаляцию с одним из бронхолитиков, используя спейсер с лицевой маской: сальбутамол, атровент, вентолин – до 1 года – 1 доза, 1-3 года – по 1-2 дозы.

-          Провести ингаляцию через небулайзер раствором натрия хлорида или минеральной водой, а при обструкции средней тяжести или тяжелой – будесонидом (пульмикортом) в дозе 0,25 – 0,5 мг, разбавив 0,9% раствором натрия хлорида до объема 2,0 мл.

-          Ввести в/м антигистаминные препараты: 2,5% раствор хлоропирамина (супрастина) в разовой дозе 0,2 мл / год жизни.

-          Ввести преднизолон 1 – 2 мг на кг массы тела в/м.

-          Провести оксигенотерапию.

-          Госпитализация в стационар в положении сидя или лёжа с возвышенным головным концом

 

 

Ситуационная задача 122

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшера ночью вызвали к ребенку 1 г. 10 месяцев. Со слов мамы заболел остро, повысилась температура до 38,60 С, стал вялым, «тяжело задышал».

При осмотре: состояние тяжелое, температура 39,20 С, адинамичен, вял, постанывает при дыхании. Кожа бледная, сухая и холодная на ощупь, с мраморным рисунком, цианоз носогубного треугольника. Частота дыхания 50 раз в 1 мин., пульс 140 уд. в 1 мин., отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании.

При аускультации легких – дыхание жесткое, справа выслушиваются мелкопузырчатые хрипы, тоны сердца приглушены. Живот при пальпации мягкий, печень выступает на 1,5 см из-под реберной дуги. Стула и мочеиспускания при осмотре не было.

Вопросы:

1.            Сформулируйте предположительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

4.            Назовите методы дополнительной диагностики данного заболевания.

5.            Назовите принципы лечения.

Эталон решения ситуационной задачи 122

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острая очаговая правосторонняя пневмония

 

2.

Обоснование:

-          острое начала заболевания;

-          повышение температуры тела до высоких фебрильных цифр («бледный» тип);

-          нарушение общего состояния (вялость, адинамия);

-          развитие синдрома ОДН II (одышка с участием вспомогательной мускулатуры и цианоз носогубного треугольника в покое);

-          данные аускультации (локальные мелкопузырчатые хрипы на фоне жесткого дыхания)

 

3.

Тактика: Ребенок должен быть госпитализирован в детское отделение ЦРБ

 

4.

Вспомогательные методы диагностики:

-          Рентгенография органов грудной клетки – очаговые тени на фоне усиленного легочного рисунка.

-          ОАК – увеличение СОЭ, лейкоцитоз нейтрофильного характера, может быть сдвиг формулы влево

 

5.

Уход и лечение в стационаре.

В условиях стационара создается лечебно-охранительный режим: больные помещаются в боксы или небольшие палаты с учетом устранения возможности реинфекции, соблюдается принцип одномоментного заполнения палат.

Особенности ухода:

-          Индивидуальный, лучше материнский уход.

-          Частая смена положения ребенка в кроватке, маленьких детей чаще брать на руки.

-          Положение в постели с возвышенным головным концом.

-          Гигиенический уход за кожей, туалет слизистых носа, глаз, полости рта.

-          Регулярное проветривание и кварцевание палат, доступ свежего воздуха. Оптимальная температура воздуха: 20-22 гр.С.

-          Продолжительный сон.

-          Питание: в остром периоде должно быть облегченным, меньшими порциями, но часто, с достаточным количеством жидкости, затем – общий стол по возрасту

 

 

 

1

2

3

 

Медикаментозное лечение:

-          антибактериальная терапия. С этой целью назначаются антибиотики. Наиболее часто в педиатрической практике применяются антибиотики пенициллинового ряда, макролиды, цефалоспорины;

-          лечение ДН = патогенетическая терапия – оксигенотерапия;

-          симптоматическое лечение – муколитики и мукокинетики;

-          витамины: С, Е, А, группы В;

-          массаж, ЛФК

 

 

Ситуационная задача 123

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшера ФАП вызвали к ребенку 8 лет. Состояние тяжелое, беспокоит одышка. Мальчик занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край кровати. Дыхание шумное, слышное на расстоянии, выдох резко затруднен и удлинен. Грудная клетка вздута. Частота дыхания – 32 раза в 1 минуту, пульс – 120 ударов в 1 мин. При аускультации в легких на фоне жесткого дыхания выслушивается обилие сухих и влажных разнокалиберных хрипов с обеих сторон, сердечные тоны приглушены.

Такое состояние возникло впервые.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите синдром, обуславливающий тяжесть состояния, и что лежит в его основе при данном заболевании.

4.            Определите тактику фельдшера в данной ситуации.

5.            Составьте алгоритм оказания неотложной помощи ребенку на догоспитальном этапе.

Эталон решения ситуационной задачи 123

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Бронхиальная астма, приступный период

 

2.

Обоснование:

-          острое начало заболевания;

-          выраженный бронхообструктивный синдром с развитием ОДН – беспокоит одышка, дыхание шумное, слышное на расстоянии, выдох резко затруднен и удлинен, грудная клетка вздута. Частота дыхания – 32 в 1 мин.;

-          характерное вынужденное положение (ортопноэ) – сидит, опираясь руками о край кровати;

-          данные аускультации (на фоне жесткого дыхания выслушивается обилие сухих и влажных разнокалиберных хрипов с обеих сторон)

 

3.

Синдром, обуславливающий тяжесть состояния – бронхообструктивный синдром, в основе которого лежит

-          бронхоспазм;

-          отек слизистой;

-          гиперсекреция и гиперкриния с образованием слизистых пробок

 

1

2

3

4.

Тактика: оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе с последующей госпитализацией в стационар

 

5.

Алгоритм оказания неотложной помощи ребенку на догоспитальном этапе:

-          спокойная обстановка;

-          обеспечить доступ свежего воздуха;

-          с помощью карманного ингалятора провести ингаляцию β2-адреномиметоком короткого действия: сальбутамол, беротек – 1-2 дозы. Ингаляцию лучше проводить через спейсер;

-          Провести ингаляцию через небулайзер будесонидом (пульмикортом) в дозе 0,25 – 0,5 мг, разбавив 0,9% раствором натрия хлорида до объема 2,0 мл

-          При отсутствии эффекта ввести глюкокортикостероиды – преднизолон 1-3 мг /кг в/м или в/в

-          Провести оксигенотерапию;

-          Оценить состояние ребенка и провести мониторирование ПСВ с помощью пикфлоуметра

 

 

Ситуационная задача 124

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик И., 11 лет, поступил в детское отделение ЦРБ.

Из анамнеза: 2,5 месяца назад перенес скарлатину. Через месяц было замечено изменение почерка, мальчик стал неусидчивым, снизилась успеваемость в школе, появилась плаксивость. Вскоре мама обратила внимание на появление у мальчика подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды. Периодически повышалась Т до субфебрильных цифр. Неврологические расстройства нарастали: усилились проявления гримасничанья, мальчик не мог самостоятельно одеться, иногда требовалась помощь при еде, сохранялась плаксивость и раздражительность, больной был госпитализирован.

При поступлении: состояние тяжелое. Мальчик плаксив, раздражителен, быстро устает, отмечается неточное выполнение координационных проб, мышечная гипотония, гримасничанье. В легких дыхание везикулярное. Область сердца визуально не изменена. Границы сердца: правая – по правому краю грудины, верхняя – по III ребру, левая – на 1,0 см кнутри от среднеключичной линии. Тоны сердца умеренно приглушены, выслушивается мягкий систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите дополнительные лабораторно-инструментальные методы диагностики данного заболевания.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.

Эталон решения ситуационной задачи 124

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острая ревматическая лихорадка: кардит, хорея

 

 

 

1

2

3

2.

Обоснование:

-          данных анамнеза – наличия связи со стрептококковой инфекцией (2,5 месяца назад перенес скарлатину);

-          повышения температуры тела до субфебрильных цифр;

-          приглушения тонов сердца и появления систолического шума на верхушке, что характерно для кардита;

-          в пользу хореи свидетельствует постепенное развитие болезни, появление гиперкинезов (подергивания лицевой мускулатуры, неточность движений при одевании и во время еды, изменение почерка, мальчик не мог самостоятельно одеться, иногда требовалась помощь при еде), мышечная гипотония, нарушение координации движений (неточное выполнение координационных проб), нарушение эмоциональной сферы (плаксивость, раздражительность)

 

3.

Дополнительные лабораторно-инструментальные методы диагностики:

1.         Общий анализ крови: увеличение СОЭ, лейкоцитоз.

2.         Биохимический анализ крови на ревмотесты:

-        повышение титров стрептококковых а/тел: АСЛ-О, АСК, АСГ;

-        обнаружение С-реактивного белка и повышение серомукоида.

3.         Поражение сердца подтверждается данными ЭКГ, ЭхоКГ.

 

4.

Принципы лечения в стационаре.

1.      создание соответствующего лечебно-двигательного режима. Начинают с постельного режима (2 – 3 недели), затем полупостельный и тренирующий, занятия ЛФК;

2.      диета – по возрасту. Уменьшается количество поваренной соли, при гормонотерапии – продукты, богаты калием (изюм, курага, печеный картофель и др.);

3.      медикаментозное лечение:

-          этиотропная терапия – антибиотики (борьба со стрептококковой инфекцией) – пенициллин, амоксициллин, реже – цефалоспорины, макролиды;

-          патогенетическая терапия – НПВС (диклофенак, вольтарен, ортофен, найз, мовалис, индометацин), ГКС (преднизолон).

-          симптоматические средства: средства, регулирующие метаболические процессы в мышце сердца: вит. С, Е, рибоксин, милдронат и др.; при хорее – седативные средства, снотворные; поливитамины

 

5.

План диспансерного наблюдения после выписки из стационара. Дети, перенесшие острую ревматическую лихорадку, берутся на Д-учет, группа Д-наблюдения – III или IV. Срок наблюдения: 3 – 5 лет.

-              Наблюдение у педиатра и кардиолога: 1-ый год – 1 раз в 3 месяца, затем – 1 раз в 6 мес.

-              Осмотр ЛОР-врача и стоматолога 1 – 2 раза в год.

-               Профилактические прививки противопоказаны первые 2 года

 

 

 

 

1

2

3

 

-              Освобождение от занятий физкультурой на 6 – 12 мес., затем подготовительная группа, через 2 года при полном благополучии возможен перевод в основную группу.

-              ЭКГ, ЭхоКГ не реже 1 раза в 6 мес., при поражении клапанов – не реже 1 раза в 3 мес.

-               Проведение вторичной профилактики, направленной на предупреждение рецидивов и прогрессирования заболевания:

1.         круглогодично, в течение 3 – 5 лет вводится пролангированный пенициллин: бициллин-5 = ретарпен = экстенциллин внутримышечно, 1 раз в 3 недели, в дозе:

-               детям старше 12 лет 2400000 Е Д,

-               детям от 7 до 12 лет 1200000 Е Д,

-               детям младше 7 лет 600 000 ЕД;

2.         диклофенак – ½ лечебной дозы весной и осенью 3-4 недели

 

 

Ситуационная задача 125

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка 9 лет, поступила в отделение по поводу болей в поясничной области, учащенного мочеиспускания.

Заболеванию предшествовало переохлаждение. На следующий день появилась головная боль, слабость, боль в животе и поясничной области слева, температура повысилась до 38,9 С. Катаральных явлений не отмечалось. В течение последующих 4-х дней продолжала высоко лихорадить, наблюдалась поллакиурия, моча была мутная.

При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, отеков не отмечалось, температура тела 38,2 С. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон, больше слева. Пальпация левой почки болезненна. Отмечается учащенное мочеиспускание.

Общий анализ крови: Нb – 140 г/л, эритроциты – 4,5 х 1012/л, лейкоциты – 12,5 х 109/л, п – 10%, с – 60%, л – 22%, м – 8%, СОЭ – 28 мм/час.

Общий анализ мочи: реакция – нейтральная, белок – следы, лейкоциты – сплошь все поля зрения, эритроциты – 0-1 в поле зрения.

Посев мочи: высеяна кишечная палочка в количестве 300 000 микробных тел/мл.

Вопросы:

1.            Оцените общий анализ крови и общий анализ мочи.

2.            Поставьте предварительный диагноз.

3.            Обоснуйте ответ.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.

Эталон решения ситуационной задачи 125

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Оценка общего анализа крови: лейкоцитоз нейтрофильного характера, увеличение СОЭ.

Оценка общего анализа мочи: лейкоцитурия.

Посев мочи: бактериурия.

 

2.

Предположительный диагноз. Острый пиелонефрит

 

 

 

1

2

3

3.

Обоснование:

-          острое начало заболевания, связь с переохлаждением;

-          синдром интоксикации: фебрильная лихорадка, слабость, головная боль;

-          болевой синдром: боль в животе и поясничной области слева, положительный симптом Пастернацкого;

-          синдром дизурических расстройств: поллакиурия;

-          мочевой синдром: моча мутная, лейкоцитурия, бактериурия

 

4.

Принципы лечения.

1. Режим: постельный в активную фазу заболевания при выраженных симптомах интоксикации, расширение режима с 3-5 дня заболевания по мере исчезновения экстраренальных симптомов.

2. Диета: стол № 5: ограничение продуктов, содержащих избыток белка, экстрактивных веществ (маринады, крепкие бульоны, приправы); продуктов с избытком поваренной соли; достаточное питье (физиологическая потребность+50%), даются морсы, компоты, щелочные минеральные воды.

3. Соблюдение режима «регулярных» мочеиспусканий (через 2-3 часа в зависимости от возраста).

4. Антибактериальная терапия: антибиотики, нитрофурановые препараты, уросептики. Антибактериальная терапия должна проводиться до полной санации мочи.

5. Фитотерапия. При выборе лекарственных растений используется их мочегонное и противовоспалительное действие.

7. Витаминотерапия: А, гр. В, С, Е

 

5.

План диспансерного наблюдения после выписки из стационара. Группа Д-наблюдения IIIIV или V в зависимости от функционального состояния почек. Срок наблюдения – 3 года. Частота осмотра педиатром и нефрологом не реже 1 раза в 3 мес. Контроль за общим анализом мочи.

Физическая нагрузка – ЛФК на 1 год, через 1 год наблюдения назначается подготовительная группа на всю диспансеризацию, а к ее концу – основная. Проведение противорецидивного лечения.

Профилактические прививки противопоказаны в первые 2 года

 

 

Ситуационная задача 126

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик, 10 лет

Месяц назад перенес острый гнойный тонзиллит, лечился дома в течение 10 дней, выписан в школу с выздоровлением.

Последние три дня отмечает недомогание, беспокоит головная боль, к вечеру повышается температура тела до 37,5 – 37,7С, вчера обратил внимание, что изменился цвет мочи, которая приобрела красноватый оттенок.

При осмотре: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, лицо пастозное. Дыхание везикулярное. ЧДД 16 раз в 1 мин. Пульс 82 уд. в 1 мин. Тоны сердца чистые, слегка приглушены. АД 140/85 мм рт. ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Симптом Пастернацкого отрицательный.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите характерные для данного заболевания изменения со стороны общего анализа мочи.

4.            Назовите принципы лечения.

5.            Составьте план диспансерного наблюдения после выписки из стационара.

Эталон решения ситуационной задачи 126

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Острый гломерулонефрит

 

2.

Обоснование:

-          Связь с перенесенной месяц назад острой стрептококковой инфекцией (острый гнойный тонзиллит);

-          синдром интоксикации: субфебрильная лихорадка, недомогание, бледность;

-          отечный синдром: лицо пастозное;

-          гипертензионный синдром: АД 140/85 мм рт. ст., головная боль;

-          мочевой синдром: макрогематурия

 

3

В общем анализе мочи протеинурия, гематурия, цилиндрурия

 

4.

Принципы лечения.

Режим: в период экстраренальных проявлений – не менее 2 недель: постельный, в период стихания – полупостельный режим, затем общий, массаж, ЛФК;

Диетотерапия: стол № 7 (ограничение соли, белка жидкости).

Медикаментозное лечение:

-          Этиотропная терапия: антибиотики (с учетом терапии предшествующего заболевания и очагов инфекции):

-          Патогенетическая терапия: глюкокортикостероидные препараты.

-          Антиоксидантная терапия – витамин Е.

-          Дезагреганты и ангиопротекторы: курантил, трентал .

-          Лечение артериальной гипертензии: ингибиторы АПФ: капторил (капотен); блокаторы бетаадренорецепторов (анаприлин, обзидан, индерал).

-          Диуретические препараты.

Санация хронических очагов инфекции

 

5.

Диспансеризация.

Группа Д-наблюдения IIIIV или V в зависимости от функционального состояния почек. Срок наблюдения: 5 лет.

Кратность наблюдения: первые 3 месяца проводятся 1 раз в 2 недели, затем до конца года ежемесячно, затем – 1раз в 3 мес. Перед каждым осмотром врача – ОАМ, анализ мочи по Нечипоренко. Общий анализ крови 2 раза в год. Анализ мочи по Зимницкому 1 раз в 3 месяца. Биохимический анализ крови (креатинин, мочевина, холестерин, протеинограмма, электролиты) 1 раз в 6 месяцев. УЗИ почек 1 - 2 раза в год. Мониторинг АД. Санация очагов хронической инфекции.

После выписки из стационара освобождение от занятий физической культурой на 1 год. Далее специальная группа по физической культуре 6 месяцев, затем в подготовительной группе постоянно

 

 

 

Ситуационная задача 127

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру ФАП обратилась мать 6-летнего ребенка. Она рассказала, что у девочки, в течение последних 2-х месяцев отмечается снижение аппетита. Она стала раздражительной, сон беспокойный часто жалуется на боли в животе и зуд в области ануса.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледные. Питание несколько снижено. Со стороны внутренних органов без особенностей. Вокруг ануса – расчесы.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите дополнительные методы исследования, подтверждающие диагноз.

4.            Назовите правила личной гигиены, соблюдение которых позволит исключить реинвазию.

5.            Назовите принципы медикаментозного лечения.

Эталон решения ситуационной задачи 127

п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Глистная инвазия – энтеробиоз

 

2.

Обоснование:

-          симптомы хронической интоксикации (раздражительность, бледность),

-          диспептическийо синдрома (снижение аппетита, боли в животе, рвота по утрам),

-          основной симптом – зуд в области ануса, из-за чего ребенок беспокойно спит, а вокруг ануса имеются расчесы

 

3

Дополнительные методы исследования: анализ кала на яйца глистов и проведения соскоба на энтеробиоз

 

4.

Правила личной гигиены:

-          тщательное мытье рук теплой водой с мылом и щеткой, особенно после посещения туалета, перед едой;

-          коротко стричь ногти;

-          подмывание теплой водой с мылом перед сном и утром;

-          ежедневная смена трусов и постельного белья с последующим его кипячением и проглаживанием горячим утюгом в течение месяца;

-          сон в плотно облегающих трусиках;

-          ежедневная влажная уборка помещения, проветривание

 

5.

Принципы медикаментозного лечения:

-          назначение противоглистных препаратов: пирантел (комбантрин), вермокс, пиперазина адипинат,

-          при сильном зуде – мазь с анестезином, внутрь – антигистаминные препараты,

-          лечение всех членов семьи

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  86  87  88  89   ..