ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 7

 

  Главная      Тесты     Ситуационные задачи по медицине (с ответами)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  88  89  90  91   ..

 

ХИРУРГИЯ И АКУШЕРСТВО. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ОТВЕТАМИ - ЧАСТЬ 7

 

 - 2017 год

Ситуационная задача 139

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик, 3 года.

Из анамнеза. Заболел в детском саду. Появилась повторная рвота, повышение температуры тела до 38,3С, жидкий стул, водянистый с примесью слизи, обильный, желто-зеленого цвета, с резким запахом, не переваренный.

Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 35,8С, вялый, пьет неохотно, капризничает. Кожа бледная, с мраморным оттенком, тургор тканей снижен. Язык обложен белым налетом, сухой, слизистая оболочка полости рта суховата, гиперемия небных дужек и задней стенки глотки. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, пульс – 120 уд. в мин. Живот умеренно вздут, при пальпации безболезненный, урчит во всех отделах. Печень и селезенка пальпируются у края реберной дуги.

За прошедшие сутки рвота была 8 раз, стул – 14 раз. Позывы на дефекацию возникали внезапно, сопровождались урчанием в животе, заканчивались отхождением газов и водянистого стула.

Вопросы:

1.            Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Назовите методы лабораторной диагностики заболевания.

3.            Определите свою тактику по отношению к ребенку.

4.            Особенности ухода за ребенком. Назовите принципы медикаментозного лечения.

5.            Перечислите противоэпидемические мероприятия в ДДОУ.

Эталон решения ситуационной задачи 139

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предположительный диагноз. Острая кишечная инфекция, вероятно ротовирусная инфекция.

Диагноз поставлен на основании:

-          острого начала заболевания;

-          ведущего симптома – рвоты;

-          наличия водянистой диареи;

-          метеоризма (живот умеренно вздут, при пальпации безболезненный, урчит во всех отделах);

-          симптомов токсикоза с эксикозом: температура, вялость, пьет неохотно, снижение эластичности кожи, кожа бледная, с мраморным оттенком, тургор тканей снижен, язык обложен белым налетом, сухой, слизистая оболочка полости рта суховата приглушенность тонов сердца, тахикардия;

-          гиперемии небных дужек и задней стенки глотки

 

2.

Методы лабораторной диагностики:

-          вирусологический метод – обнаружение ротовирусов в фекалиях;

-          серологический метод – определение в крови специфических антител

 

3.

Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционное отделение, подача экстренного извещение в ЦГСЭН

 

4.

Особенности ухода за ребенком:

-          госпитализация в отдельный бокс по типу возбудителя;

-          влажная уборка, проветривание, кварцевание не менее 2 раз в день;

-          текущая дезинфекция всех выделений и предметов пользования;

-          регистрация кратности и характера стула и рвоты;

-          учет потери жидкости со стулом и рвотными массами;

 

1

2

3

 

-          ежедневный контроль массы тела;

-          проведение оральной регидратации;

-          термометрия 2 раза в день;

-          следить за диурезом;

-          уход за кожей и слизистыми;

-          обеспечение лечебного питания: до выздоровления исключаются молочные продукты. Пища дается в проваренном и протертом виде (куриный бульон, кисель, рисовая каша на воде без масла и т.п.). Прием пищи небольшими порциями, через 3-4 часа. Переход на обычный режим питания осуществляется постепенно, в течение 1-2 месяцев после клинического выздоровления.

Медикаментозное лечение:

-          специфического лечения нет, возможно применение противовирусных препаратов;

-          энтеросорбенты – смекта, энтеродоз внутрь 5 – 7 дней;

-          коррекция дисбактериоза – бифидумбактерин, лактобактерин, бификол и др.;

-          витамины группы В, С;

-          ферменты ЖКТ в стадии выздоровления, курс 2 – 4 недели: фестал, панкреатин; мезим, ораза и др.;

-           симптоматические средства – жаропонижающие, спазмолитики, средства от метеоризма и др.

 

5.

Противоэпидемические мероприятия в ДДОУ:

Карантин – 7 дней после изоляции больного. Прекращается прием новых и временно отсутствовавших детей в группу ДДУ, из которой изолирован больной. Запрещается перевод детей из данной группы в другие группы после изоляции больного. Не допускается общение с детьми других групп. Запрещается участие карантинной группы в общих культурно-массовых мероприятиях. Организуются прогулки карантинной группы и возвращение с них в последнюю очередь, соблюдение групповой изоляции на участке, получение пищи в последнюю очередь

 

 

Ситуационная задача 140

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Ребенок, возраст 3-х месяца. Болен в течение 2-х недель.

Из анамнеза. Две недели назад на фоне нормальной температуры и хорошего общего состояния появился кашель, который не поддавался лечению и имел тенденцию к учащению, особенно в ночное время. Был поставлен диагноз ОРВИ, назначено симптоматическое лечение. Через неделю кашель стал приступообразным и сопровождался беспокойством, покраснением лица во время приступа, высовыванием языка и периодически заканчивался рвотой. После приступа наступало улучшение. Вне приступа отмечалась бледность кожных покровов, некоторая одутловатость лица.

Объективно: вялый, бледный, цианоз носогубного треугольника. Кровоизлияние в конъюнктиву правого глаза.

Зев спокойный. Лимфатические узлы не увеличены. В легких дыхание жесткое, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца отчетливые. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5 см. Стул, диурез в норме.

У ребенка отмечается до 25 приступов кашля в сутки, при этом периодически во время приступа наблюдалась рвота. Мокрота вязкая и ребенок ее с трудом откашливает.

Вопросы.

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите методы лабораторной диагностики, подтверждающие диагноз.

4.            Назовите принципы лечения заболевания.

5.            Укажите метод специфической профилактики заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 140

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предположительный диагноз. Коклюш

 

2.

Обоснование:

-          возраст ребенка (3 мес., по возрасту еще не привит от коклюша);

-          появление усиливающегося кашля на фоне нормальной температуры и удовлетворительного состояния, который приобрел приступообразный характер, до 25 раз в сутки, сопровождался беспокойством, покраснением лица во время приступа, высовыванием языка и периодически заканчивался рвотой

 

3.

Методы лабораторной диагностики:

-          ОАК (лейкоцитоз, увеличение СОЭ).

-          Бактериологическое исследование слизи с задней стенки глотки на коклюш.

-          Серологический метод – определение титра специфических антител в парных сыворотках

 

4.

Принципы лечения заболевания:

-          Огромное значение при лечении этой болезни имеет свежий, увлажненный воздух в комнате больного (частое проветривание помещения). При нормальной температуре тела полезны прогулки на свежем воздухе (при температуре не ниже – 100 С).

-          Необходимо сокращать внешние раздражители, вызывающие отрицательные эмоции (свет, шум и др.).

-          Медикаментозное лечение:

1.         этиотропное лечение антибиотиками (эритромицин, ампициллин);

2.         для уменьшения частоты и тяжести приступов спазматичесого кашля назначают нейролептики (аминазин, седуксен), которые снижают возбудимость дыхательного центра, углубляют сон, успокаивают больного;

3.         оксигенотерапия;

4.         антигистаминные препараты – тавегил, супрастин;

5.         муколитики; ингаляции аэрозолей с протеолитическими ферментами (трипсин, химиотрипсин);

6.         при тяжелом течении – кортикостероиды

 

5.

Специфическая профилактика:

Согласно национальному календарю прививок вакцинация против коклюша проводится трехкратно в 3, 4.5 и 6 месяцев, с однократной ревакцинацией в возрасте 18 месяцев. Используется вакцина АКДС, которая вводится в/м 0,5 мл

 

Ситуационная задача 141

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка, 2 года. Заболела остро, повысилась температура тела 37,8С, появился кашель. На следующий день кашель сохранялся, присоединилась осиплость голоса, одышка. На 3-ий день болезни девочка госпитализирована с диагнозом: ОРВИ, синдром крупа, стеноз гортани II степени.

Из анамнеза жизни известно, что ребенок в 3-хмесячном возрасте перенес коклюш в тяжелой форме, после чего наблюдался невропатологом по поводу энцефалопатии. Имел медицинский отвод от профилактических прививок до 1 года. В возрасте года вакцинирована АДС-М анатоксином (однократно).

При поступлении: состояние ребенка тяжелое, температура тела 38,8С голос сиплый, выражена инспираторная одышка, кашель беззвучный. Кожные покровы чистые, бледные, цианоз носогубного треугольника. При вдохе отмечаются умеренные втяжения межреберных промежутков, эпигастрия.

Слизистые оболочки полости рта и зев чистые. В легких жестковатое дыхание, хрипов не слышно. Сердце – тоны несколько приглушены, тахикардия. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает на 1,0 см из-под края реберной дуги. Сознание ясное.

Через 30 минут было отмечено резкое беспокойство ребенка, дыхание стало более затрудненным, появилась потливость волосистой части головы, парадоксальный пульс.

Ребенок срочно переведен в реанимационное отделение, где произведена прямая ларингоскопия: на голосовых связках и в подсвязочном пространстве обнаружены пленки серовато-белого цвета.

Вопросы.

1.             Поставьте предварительный диагноз. Обоснуйте ответ.

2.             Назовите методы лабораторной диагностики данного заболевания.

3.             Особенности ухода за ребенком.

4.             Назовите принципы лечения.

5.             Назовите метод специфической профилактики заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 141

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предварительный диагноз: дифтерия гортани (дифтерийный круп), стеноз II-III степени. Диагноз поставлен на основании:

-          острое начало заболевания;

-          нарастающая лихорадка и интоксикация;

-          симптомы поражения гортани: сухой кашель и осиплость голоса при отсутствии других катаральных явлений;

-          нарастающая инспираторная одышка с участием вспомогательной мускулатуры и цианоз носогубного треугольника в покое;

-          при ларингоскопии на голосовых связках и в подсвязочном пространстве обнаружены пленки серовато-белого цвета

 

2.

Методы лабораторной диагностики:

-          Бактериологический метод: забор материала проводится с места локализации дифтерийного процесса: из носа и зева – границы пораженных и здоровых тканей с использованием шпателя, затем проводится посев материала на питательные среды (предварительный ответ – через 24 часа, окончательный ответ – через 48 – 72 часа)

 

 

1

2

3

 

-          Серологический метод – определение специфических антител в сыворотке крови в динамике (метод парных сывороток).

-          ОАК: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышенная СОЭ

 

3.

Особенности ухода за ребенком:

-          изолировать больного до клинического выздоровления + отрицательного результата бактериологического обследования на BL (профилактика распространения инфекции);

-          масочный режим при контакте с больным (предупреждение воздушно-капельного механизма передачи инфекции);

-          проветривание, влажная уборка не менее 2 раз в день ((уменьшение концентрации возбудителей во внешней среде);

-          правильное питание: пища механически, термически и химически щадящая; витаминизированная, калорийная.

-          строгий постельный режим 7-10 дней, затем постепенное расширение по мере улучшения состояния ребенка;

-          гигиена кожи и слизистых оболочек;

-          профилактика осложнений – контроль диуреза и характера мочи в течение 3-х недель (возможно развитие нефрита), ЭКГ (возможно развитие миокардита)

 

4.

Принципы медикаментозного лечения:

-          Этиотропная терапия – введение противодифтерийной сыворотки (ПДС) по методу Безредко, доза и количество раз введения зависят от тяжести и формы заболевания.

-          Антибиотики.

-          Патогенетическая терапия направлена на дезинтоксикацию, восстановление гемодинамических нарушений.

-          Глюкокортикостероиды (преднизолон) при среднетяжелой и тяжелой формах

 

5.

Специфическая профилактика:

Согласно национальному календарю прививок проводится активная иммунизация: для вакцинации используется вакцинная АКДС, проводится 3-хкратно в дозе 0,5 мл в/м с 3-х мес. с интервалом 45 дней (3мес. – 4,5 мес. – 6 мес.).

1-ая ревакцинация – 18 мес., вакцина АКДС, 0,5 мл в/м

2-ая ревакцинация – 7 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м

3-я ревакцинация – 17 лет, вакцина АДС-М, 0,5 мл в/м и далее 1 раз каждые 10 лет

 

 

Ситуационная задача 142

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Фельдшер ФАП проводит первичный патронаж новорожденного ребенка.

Мальчик, 6 дней, от 1-ой физиологической беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3200 г, длина тела 52 см. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Закричал сразу, к груди приложен в родильном блоке, сосал активно. Состояние за время наблюдения в последующие дни жизни удовлетворительное. Масса тела на 5-ые сутки составила 3100 г. Выписан на 5-ые сутки.

При осмотре на 6-ой день жизни состояние удовлетворительное, сосет хорошо, активен, физиологические рефлексы вызываются, мышечный тонус удовлетворительный. Кожные покровы розовые, на крыльях носа имеются беловато-желтоватые мелкие узелки, на коже груди и живота – крупнопластинчатое шелушение. Молочные железы увеличены с обеих сторон до 2-х см, при надавливании выделяется бело-молочная жидкость. Пупочная ранка чистая. В легких дыхание пуэрильное, сердечные тоны ясные. Живот мягкий, печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, умеренной плотности. Стул неоднородный по консистенции (комочки, слизь, жидкая часть) и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленовато-желтыми и даже беловатыми). Частота стула до шести раз в сутки.

Вопросы:

1.            Назовите пограничные состояния, которые наблюдаются у ребенка.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Дайте объяснение их возникновению.

4.            Назовите комплекс мероприятий по уходу и режиму, необходимых при выявленных пограничных состояниях.

5.            Дайте советы по кормлению ребенка.

Эталон решения ситуационной задачи 142

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Пограничные состояния, которые наблюдаются у ребенка: физиологическая убыль массы тела, милиа, физиологическое шелушение кожи, половой гормональный криз

 

2.

Обоснование:

-          физиологическая убыль массы тела, т.к. масса тела при рождении 3200 г, а на 5-ые сутки – 3100 г;

-          милиа – на крыльях носа имеются беловато-желтоватые мелкие узелки;

-          физиологическое шелушение кожи – на коже груди и живота крупнопластинчатое шелушение;

-          половой гормональный криз – молочные железы увеличены с обеих сторон до 2-х см, при надавливании выделяется бело-молочная жидкость;

-          транзиторный катар кишечника – стул неоднородный по консистенции (комочки, слизь, жидкая часть) и по окраске (участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленовато-желтыми и даже беловатыми)

 

3.

Физиологическая убыль массы тела – потери воды с дыханием и через кожу, выделение первичной мочи и мекония, высыхание пуповинного остатка в первые дни жизни превышает поступление пищевых веществ с молозивом.

Милиа – закупорка выводных протоков сальных желез, исчезают через 1-2 недели.

Физиологическое шелушение кожи – наблюдается после исчезновения физиологической эритемы, реакция кожи на внеутробные условия.

Половой гормональный криз – реакция организма ребенка на освобождение от материнских эстрогенов.

Транзиторный катар кишечника – заселение кишечника микроорганизмами вызывает ответный воспалительный процесс

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

Комплекс мероприятий по уходу:

-          грудное вскармливание по требованию ребенка;

-          гигиенический уход за ребенком;

-          смазывание участков шелушения стерильна растительным детским маслом;

-          нельзя выдавливать содержимое молочных желез.

 

5.

Советы по кормлению ребенка: грудное вскармливание, режим «свободного кормления», ребенка кормить по требованию, без ночного перерыва, до 10 – 12 раз в сутки

 

 

Ситуационная задача 143

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

На фиксированном приеме здоровых детей мать с девочкой 3-х мес.

Мама предъявила жалобы, что у малыша в последние две недели значительно сократился интервал между кормлениями, постоянно беспокоится. Ребенок на грудном вскармливании, кормят 6-7 раз в день. При контрольном взвешивании высасывает 120 мл грудного молока.

За последний месяц поправился на 400,0 г, прибавки за 1-ый и 2-ой месяцы жизни составили соответственно 800 г и 900 г. В настоящий момент весит 5500 г.

Ребенок фиксирует взгляд на неподвижном предмете; проявляет радость оживленными движениями рук и ног, улыбкой; сосредотачивается на звуках разной интенсивности; держит голову в вертикальном положении, есть упор ног при поддержке подмышки; гулит; натолкнувшись на игрушку, захватывает ее.

Масса тела при рождении 3400 г.

Вопросы.

1.            Проведите оценку нервно-психического развития ребенка.

2.            Составьте примерную схему занятий с ребенком.

3.            Проведите диагностику проводимого вскармливания.

4.            Рассчитайте суточный и разовый объем питания. Определите вид вскармливания, необходимый ребенку.

5.            Дайте рекомендации матери по организации вскармливания ребенка на ближайший месяц.

Эталон решения ситуационной задачи 143

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Оценка нервно-психического развития:

Аз – фиксирует взгляд на неподвижном предмете

Ас – сосредотачивается на звуках разной интенсивности

Э – проявляет радость оживленными движениями рук и ног, улыбкой

До – держит голову в вертикальном положении, есть упор ног при поддержке подмышки

Др – натолкнувшись на игрушку, захватывает ее

Ра – гулит

Аз – 3, Ас – 3, Э – 3, До – 3, Др – 3, Ра – 3

Заключение: нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

 

 

 

 

 

1

2

3

2.

Примерная схема занятий с ребенком:

Развитие зрительных, слуховых ориентировочных реакций, формирование хватательных движений рук, гуления. Поддерживать радостное состояние: улыбку, смех, вызывать ответные звуки – лепет. Окликать ребенка издали, вызывая отыскивание звука, слушанье музыки, пения, показывать яркие игрушки, игры-пляски, приучать пить из чашки и есть с ложки.

Игрушки: яркие погремушки, удобные для захватывания, кольца с привязанными к ним игрушками, колокольчики, которые подвешивают над грудью на уровне вытянутых рук

 

3.

Диагностика проводимого вскармливания.

Жалобы матери, что у ребенка в последние 2-е недели сократился интервал между кормлениями, он стал беспокойным, можно связать с голоданием ребенка, вероятно из-за нехватки молока вследствие развивающейся гипогалактии у матери. Это можно подтвердить путем проведения контрольного кормления (взвешивания). Сделав расчет разового количества пищи необходимого ребенку, и, сравнив с цифрой, полученной при контрольном взвешивании, можно определить, сколько молока по количеству ему не хватает, и восполнить его докормом в виде молочной смеси

 

4

Расчет суточного и разового объема питания.

Масса тела долженствующая = 3400+600+800 + 800 = 5600 (г)

V питания суточный = 1/6 * 5600 = 935 (г)

V питания разовый = 935 : 6 (кормлений) = 155 – 160 (г)

Определение вида вскармливания.

При контрольном взвешивании высасывает 120 мл грудного молока. Ребенок переводится на смешанное вскармливание.

Доза докорма = 155 (160) – 120 = 35 (40) г

 

5.

Рекомендации матери по организации вскармливания ребенка на ближайший месяц.

-          в качестве докорма использовать адаптированную молочную смесь для детей первого полугодия жизни, например, НАН-1;

-          число кормлений оставить прежним или кормить чаще с обязательным грудным кормлением в ночное время;

-          докорм давать после грудного кормления, с ложки или из бутылочки с твердой соской, в которой должно быть одно или несколько небольших отверстий;

-          смесь готовить перед кормлением, строго придерживаясь инструкции

 

 

Ситуационная задача 144

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка, 5 лет. В течение прошедшего года наблюдения переболела ветряной оспой и 2 раза ОРЗ. Жалоб со стороны матери и ребенка нет. Сон спокойный. Аппетит неустойчивый, избирательный.

На момент осмотра состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Полость рта санирована. ЧДД 20 раз в 1 мин. Дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные, на верхушке выслушивается короткий систолический шум функционального характера. Пульс 105 ударов в 1 мин. АД 90 / 60 мм рт. ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Стул 1-2 раза в день, оформленный. Мочеиспускание без особенностей.

Прошла диспансеризацию с участием основных специалистов, хронических заболеваний не выявлено.

Общий анализ крови: Эритроциты 3,9 * 10 12 / л, Hb 118 г/л, СОЭ 5 мм в час, Лейкоциты 6,2 * 10 

Общий анализ мочи:

Цвет

Прозрачность

Удельный вес

Белок

Соломенно-желтый

Прозрачная

1022

Отсутствует

Микроскопия осадка

Лейкоциты

1 – 2 в поле зрения

Эритроциты

Отсутствуют

Цилиндры

Отсутствуют

Эпителий плоский

1 – 2 в поле зрения

Проведены антропометрические измерения: масса тела 15,5 кг; рост 112 см, окружность груди 51 см. При оценке антропометрических показателей по центильным таблицам – микросоматический тип (физическое развитие ниже среднего), развитие резко дисгармоничное

Задания:

1.            Оцените общий анализ крови.

2.            Оцените общий анализ мочи.

3.            Оцените уровень функционального состояния основных систем организма.

4.            Оцените степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.

5.            Определите группу здоровья.

Эталон решения ситуационной задачи 144

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Оценка общего анализа крови.

Отмечается незначительное снижение количества эритроцитов и уровня гемоглобина (N 4,0 – 4,5 * 10 12 /л, Hb 120 – 140 г/л), что соответствует анемии легкой степени

 

2.

Оценка общего анализа мочи.

Общий анализ мочи – без изменений

 

3.

Оценка уровня функционального состояния основных систем организма.

У ребенка отмечается нарушение аппетита (аппетит неустойчивый, избирательный). При объективном осмотре выявлены изменения со стороны сердечно-сосудистой системы в виде функционального шума и тахикардии (пульс 105 ударов в 1 мин. при N 80 – 100 ударов в 1 мин.). Общий анализ крови: анемия легкой степени.

Функциональное состояние основных систем организма ухудшенное

 

4

Оценка степени сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.

За прошедший год частота острых заболеваний – 3 раза.

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям средняя

 

 

1

2

3

5.

Определение группы здоровья.

-          наличие отклонений в физическом развитии (дисгармоничное, микросоматотип),

-          наличие функциональных отклонений со стороны внутренних органов и систем (нарушение аппетита, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы),

-          снижение сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям

при отсутствии хронических заболеваний позволяет отнести ребенка ко II группе здоровья

 

 

Ситуационная задача 145

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Мальчик 6,5 лет, оформляется в школу. В течение прошедшего года ребенок перенес ветряную оспу. Прошел предварительный профилактический осмотр у узких специалистов – патологии не выявлено, полость рта санирована. Жалоб со стороны родителей на здоровье ребенка нет. Сон и аппетит не нарушен. Состояние удовлетворительное. Кожные покровы и видимые слизистые чистые. ЧДД – 20 в мин., пульс 90 в мин., АД 100/65 мм рт. ст. Стул и мочеиспускание в норме. В настоящее время масса тела 22,3 кг, рост 122 см., окружность груди 60 см. При оценке полученных антропометрических показателей по центильным таблицам – физическое развитие среднее (мезосоматический тип), гармоничное. Общий анализ крови, общий анализ мочи – без изменений.

Вопросы.

1.            Перечислите критерии состояния здоровья ребенка.

2.            Оцените функциональное состояние

3.            Определите степень резистентности организма.

4.            Определите, к какой группе здоровья относится ребенок.

5.            Назовите профилактические прививки, которые проводятся по национальному календарю ребенку в возрасте 6-7 лет.

Эталон решения ситуационной задачи 145

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности

 

2.

Оценка уровня функционального состояния основных систем организма.

Число дыхательных движений, частота сердечных сокращений и АД соответствуют норме, отклонений в поведении нет, при проведении осмотра у узких специалистов патологии не выявлено, общий анализ крови и общий анализ мочи без изменений, поэтому функциональное состояние хорошее

 

1

2

3

3.

Оценка степени сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.

За прошедший год частота острых заболеваний – 1 раз (ветряная оспа).

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям средняя

 

4.

Определение группы здоровья.

-          отсутствие отклонений в физическом развитии (гармоничное, мезосоматотип),

-          отсутствие функциональных отклонений со стороны внутренних органов и систем,

-          средний уровень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям

при отсутствии хронических заболеваний позволяет отнести ребенка к I группе здоровья

 

5.

Профилактические прививки:

6 лет – ревакцинация против корикраснухи и эпидемического паротита;

7 лет – вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка;

7 лет – ревакцинация протии туберкулеза (при условии отрицательной пробы Манту с 2 ТЕ)

 

 

Ситуационная задача 146

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

К фельдшеру ФАП обратилась мама с ребенком 11 лет с жалобами на появление у мальчика жажды, более частое и обильное мочеиспускание, слабость, похудание. Данные симптомы отмечаются примерно в течение 1,5 мес., постепенно нарастают. Заболевание началось без видимой причины. При более подробном расспросе выяснилось, что 3 мес. назад родители ребенка развелись, развод родителей мальчик тяжело переживал.

Объективно: сухость кожных покровов, на щеках легкий румянец, питание понижено. Одышка до 24 в 1 мин., легкий запах ацетона в выдыхаемом воздухе, ЧСС 95 в 1 мин.

Вопросы:

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Определите тактику по отношению к ребенку.

4.            Назовите методы лабораторной диагностики, подтверждающие диагноз.

5.            Назовите принципы лечения.

Эталон решения ситуационной задачи 146

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предварительный диагноз. Сахарный диабет типа

 

2.

Обоснование:

-          характерные жалобы: жажда (полидипсия), более частое и обильное мочеиспускание (полиурия), слабость, похудание;

-          объективные данные: сухость кожных покровов (обезвоживание как следствие полиурии), на щеках легкий румянец, питание понижено, запах ацетона в выдыхаемом воздухе;

 

 

 

1

2

3

 

-          возможный провокационный фактор развития заболевания – стресс – развод родителей

 

3.

Тактика по отношению к ребенку: срочная консультация эндокринолога или госпитализация в детское, лучше профильное эндокринологическое отделение для обследования, установления диагноза и подбора лечения

 

4.

Методы лабораторной диагностики, подтверждающие диагноз;

-          Определение уровня сахара в крови натощак. Норма у детей школьного возраста – 3,3 – 5,5 ммоль/л.

-          Исследование мочи на содержание в ней сахара (в дополнение к сахару крови).

-          Исследование мочи на ацетон.

-          Глики́рованный гемоглобин, или гликогемоглобин

 

5.

Принципы лечения:

-          Диетотерапия: стол №9, в основе которого лежит снижение калорийности за счет ограничения потребления легкоусвояемых углеводов и животных жиров. При этом потребность в белках должна соответствовать физиологическим нормам. В настоящее время применяется система хлебных единиц (ХЕ), позволяющая больным употреблять в пищу продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы, но в определенном количестве. Режим питания: 3 основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и 3 дополнительных приема пищи (2-ой завтрак, полдник, 2-ой ужин).

-          Инсулинотерапия: средняя суточная потребность в инсулине зависит от массы тела ребенка, давности заболевания, характера его течения. Суточная доза вводится в 5 инъекций: 2 раза в день – пролонгированный инсулин и 3 раза – инсулин короткого действия. Пролонгированные препараты инсулина вводятся утром (перед завтраком) и вечером (перед ужином или перед сном), что позволяет создать ровный фон (базальный уровень) инсулина в течение суток. Роль этого инсулина – нормализация уровня сахара крови в промежутках между приемами пищи и в ночные часы. Перед каждым основным приемом пищи (завтрак, обед, ужин) с целью усвоения принятых углеводов вводится инсулин короткого действия.

-          подбор физических нагрузок;

-          обучение самоконтролю (обучение в «школах сахарного диабета»; определение уровня сахара в крови с помощью глюкометра)

 

 

Ситуационная задача 147

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Девочка, 9 лет. В течение последних 3-х месяцев жалуется на периодически возникающее ощущение тяжести в груди. В течение последнего месяца дважды отмечался приступ навязчивого кашля и затрудненного дыхания. Оба приступа возникали рано утором, длились примерно 10 – 15 минут, купировались самостоятельно.

Из анамнеза: ребенок с 5-тимесячного возраста страдает атопическим дерматитом, в настоящее время наблюдается у аллерголога с диагнозом: атопический дерматит, детская форма, стадия неполной ремиссии.

Аллергологический анамнез отягощен по отцовской линии: бабушка ребенка страдает бронхиальной астмой, у отца – респираторный поллиноз.

1.            Поставьте предварительный диагноз.

2.            Обоснуйте ответ.

3.            Назовите метод, который проводится для диагностики и мониторинга данного заболевания в домашних и клинических условиях, его сущность.

4.            Назовите принципы базисной терапии данного заболевания.

5.            Перечислите основные меры устранения воздействия причинных факторов заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 147

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1

2

3

1.

Предварительный диагноз. Бронхиальная астма

 

2.

Обоснование:

-          жалобы на периодически возникающее ощущение тяжести в груди;

-          в течение последнего месяца дважды отмечался приступ навязчивого кашля и затрудненного дыхания;

-          дисфункция дыхания возникала рано утром;

-          отягощенный аллергический анамнез по отцовской линии;

-          сама девочка страдает атопическим дерматитом

 

3.

Метод, который проводится для диагностики и мониторинга данного заболевания в домашних и клинических условиях, его сущность. Пикфлоуметрия, с ее помощью определяют ПСВ (пиковая скорость выдоха) - л/мин. Ее показатели зависят от возраста, пола и роста ребенка и имеются в стандартных таблицах. Исследование проводится 2 раза в день, утором и вечером. Больной ведет дневник, где вычерчивает кривую пикфлоуметрии. В норме ПСВ должна быть не менее 80% от нормы. Снижение показателей ниже 80% свидетельствует о бронхиальной обструкции

 

4.

Принципы базисной терапии.

Применение противовоспалительных препаратов и бронхолитиков для профилактики обострений бронхиальной астмы.

К средствам базисной терапии относятся:

1.         глюкокортикостероиды (ингаляционные – например, бекламетазон, будесонид и системные – преднизолон);

2.         пролонгированные β2-агонисты, например салметрол;

3.         кромоны (кромогликат натрия, недокромил натрия);

Объем базисной терапии определяется тяжестью и уровнем контроля бронхиальной астмы, возрастом больных детей, характером сопутствующей патологии

 

5.

Основные меры устранения воздействия причинных факторов заболевания.

-          снижение влажности в жилых помещениях, регулярная стирка постельного белья (1-2 р. в неделю); влажная уборка помещения;

-          замена ковров и ковровых покрытий на легко моющиеся линолеум или паркет, гардин и занавесок в спальне на моющиеся жалюзи, мебели с тканевым покрытием на моющуюся кожаную или виниловую;

 

1

2

3

 

-          устранение мягких игрушек из спальни, при необходимости их стирка в горячей воде 55–60°С;

-          проветривание помещений в те часы, когда концентрация пыльцы в воздухе наименьшая (например, вечером) и закрывание окон днем в пик поллинации, ношение солнцезащитных очков для уменьшения попадания пыльцы на слизистую глаз;

-          исключение контактов с травой, сеном, участия в сезонных сельхозработах;

-          отказ от использования для лечения фитопрепаратов, от применения растительных косметических средств;

-          противоаллергическая диета;

-          не заводить домашних животных; не посещать цирк, зоопарк и дома, где есть животные; не пользоваться одеждой из шерсти, меха животных;

-          устранять активное и пассивное курение;

-          не проводить ремонт помещений в присутствии детей

 

 

Ситуационная задача 148

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Родители мальчика А., 5 лет обратился в приемное отделение в связи с травмой коленного сустава. Жалобы на боли и ограничение движений в правом коленном суставе, которые появились через 2 часа после падения с велосипеда.

Из анамнеза известно, что с возраста 1 года у мальчика после ушибов появляются обширные подкожные гематомы, несколько раз в год отмечаются кровотечения из носа. В возрасте 3-х и 4-х лет после ушибов возникала опухоль вокруг голеностопного и локтевого суставов, болезненность, ограничение движения, в них.

При поступлении состояние ребенка тяжелое. Жалуется на боль в коленном суставе, на ногу наступить не может. Кожные покровы бледные. Правый коленный сустав увеличен в объеме, горячий на ощупь, болезненный, движения в нем ограничены. В области левого локтевого сустава имеется ограничение подвижности, небольшое увеличение его объема как следствие травмы, перенесенной в 4-хлетнем возрасте.

Ребенок находится на диспансерном учете у гематолога.

Вопросы:

1.            Поставьте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.

2.            Назовите изменения со стороны клинического анализа крови, характерные для данного заболевания.

3.            Назовите причины развития данного заболевания.

4.            Дайте рекомендации по организации образа жизни.

5.            Назовите принципы медикаментозного лечения заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 148

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предварительный диагноз. Гемофилия.

Обоснование:

-          мужской пол,

-          наличие характерного геморрагического синдрома в течение 4-х лет в виде появления обширных подкожных гематом после травм, гемартрозов и кровотечений из слизистых (из носа)

 

 

1

2

3

2.

Изменения со стороны клинического анализа крови

-          Удлинение времени свертывания.

-          Постгеморрагическая анемия

 

3.

Причины развития данного заболевания.

Наследственное заболевание, протекающее с нарушением гемостаза. Различают гемофилию А – обусловлена дефицитом фактора VIII (антигемофильный глобулин)и гемофилию В (болезнь Кристмаса) – связана с дефицитом фактора IX.

Ген, регулирующий синтез факторов VIII и IX, локализуется в Х-хромосомах половых клеток. У женщин, носителей этого заболевания, вторая Х-хромосома нормальная.

По правилам наследования гена, сцепленного с Х-хромосомой, все дочери отца, больного гемофилией – носители заболевания, а все сыновья здоровы. У сыновей, матери которых являются носителями заболевания, вероятность родиться больными составляет 50%

 

4.

Рекомендации по организации образа жизни.

Необходимо проводить профилактику травм:

-          отвлекать от шумных игр чтением книг, настольными играми, телепередачами и т.п.;

-          развивать наклонность к умственному труду;

-          целенаправленно заниматься профориентацией.

Все лекарственные препараты вводятся через рот или внутривенно. Противопоказано применение ряда препаратов: аспирин, бруфен, индометацин и др., т.к. они могут усилить дефект гемостаза.

В школе д.б. отдельная парта, дополнительные выходные дни, при тяжелом течении заболевания – индивидуальное обучение. Противопоказаны занятия физкультурой и тяжелым физическим трудом. Показаны индивидуальные занятия плаванием, ЛФК для развития мышечной защиты суставов

 

5.

Принципы медикаментозной терапии основаны на заместительном введении недостающего фактора. Дозы и длительность зависят от уровня VIII и IXфакторов, подбираются индивидуально, вводятся внутривенно

 

 

Ситуационная задача 149

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

На фиксированном приеме здоровых детей мать с мальчиком 6 месяцев 5 дней. Ребенок находится на грудном вскармливании. Жалоб мама не предъявляет. Мальчик подползает к игрушке, сидит, поворачивается с живота на спину, произносит первые слоги, берет игрушки из любого положения, ест с ложки, снимая пищу губами.

Вопросы.

1.             Оцените нервно-психическое развитие ребенка.

2.             Рассчитайте долженствующую массу тела ребенка, если известно, что масса тела при рождении 3000 г.

3.             Рассчитайте суточное и разовое количество пищи.

4.             Составьте примерное меню на 1 день.

5.             Назовите профилактические прививки, которые необходимо провести ребенку в этом возрасте.

 

 

Эталон решения ситуационной задачи 149

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Оценка нервно-психического развития ребенка.

До – подползает к игрушке, сидит, поворачивается с живота на спину.

Др – берет игрушки из любого положения.

Ра – произносит первые слоги.

Н – ест с ложки, снимая пищу губами.

До – 6 мес., Др – 6 мес., Ра – 6 мес., Н – 6 мес.

Нервно-психическое развитие ребенка соответствует возрасту.

 

2.

Расчет долженствующей массы тела.

3000 г (м.т. при рождении) + 600 г + 800 г + 800 г + 750 г + 700 г + 650 г (средние помесячные прибавки м.т.) = 7300 г

 

3.

Расчет суточного и разового количества пищи.

V суточный = 1/7 х долженствующую м.т. ≈ 1040 (г)

Число кормлений 5 раз в день.

V разовый = 1040 : 5 = 200 – 210 (г)

 

4.

Примерное меню

Время

Продукты

6.00

Грудное молоко

10.00

Молочная каша

Фруктовый сок

Грудное молоко

14.00

Овощное пюре

Грудное молоко

18.00

Творог

Фруктовое пюре

Грудное молоко

22.00

Грудное молоко

 

 

5.

Профилактические прививки, которые необходимо провести ребенку:

-          3-я вакцинация против гепатита В,

-          3-я вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка,

-          3-я вакцинация против полиомиелита

 

 

Ситуационная задача 150

Инструкция: ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы

Основная часть

Вызов к ребенку 3-х лет, посещающему детское дошкольное учреждение. Заболел три дня назад, беспокоит сильный кашель, насморк, слезотечение, температура тела 38,0– 38,30С.

Эпидемиологический анамнез: Ребенок из семьи переселенцев, начал прививаться с 2-х летнего возраста, проведена вакцинация АКДС (против коклюша, дифтерии, столбняка) и против полиомиелита.

При осмотре: состояние средней тяжести, светобоязнь, конъюнктивит, в зеве – гиперемия, на слизистой щек мелкоточечные белые высыпания, на мягком небе – энантема. Дыхание жесткое, тоны сердца учащены.

Задания:

1.             Сформулируйте предположительный диагноз.

2.             Обоснуйте ответ.

3.             Назовите дополнительный симптом данного заболевания, появляющийся на 4-ый – 5-ый день болезни.

4.             Назовите мероприятия в отношении контактных лиц.

5.             Укажите методы специфической профилактики данного заболевания.

Эталон решения ситуационной задачи 150

№ п/п

Выполнение задания

Выполнил/

Не выполнил

1.

Предварительный диагноз. Корь, катаральный период.

 

2.

Обоснование диагноза:

-          синдром лихорадки (температура тела 38,0– 38,30С);

-          синдром катарального воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей и конъюнктив (беспокоит сильный кашель, насморк, слезотечение, объективно – светобоязнь, гиперемия в зеве);

-          типичные для кори энантема на мягком небе и пятна Филатова-Бельского – на слизистой щек мелкоточечные белые высыпания;

-          ребенок непривитой против кори

 

3.

Дополнительный симптом данного заболевания, появляющийся на 4-ый – 5-ый день болезни – появляется пятнисто-папулезная сыпь на лице и шее, которая затем распространяется на туловище и конечности

 

4.

Мероприятия в отношении контактных лиц.

-          Информация в ЦГСЭН: извещение подается не позднее 12 часов после выявления больного.

-          Мероприятия в очаге инфекции: дезинфекция не проводится. Осуществляется частое проветривание помещений, влажная уборка.

-          На ДДУ накладывается карантин на 21 день с момента изоляции больного. Контактные дети не переводятся в другие группы. Наблюдение за контактными детьми (термометрия, осмотр зева, кожи). Санитарно-просветительная работа. В детские учреждения можно принимать детей, переболевших корью и привитых.

 

5.

Специфическая профилактика.

Вакцинация против кори проводится в 12 мес., Ревакцинация – в 6 лет. Вакцину вводят подкожно или внутримышечно в область лопатки или плеча в дозе 0,5 мл

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  88  89  90  91   ..